Во-вторых, статус УПЦ определяется грамотой Патриарха Алексия от 1990 года, решением Архиерейского Собора РПЦ от октября того же года, уставом Русской Православной Церкви. Это прописано в Томосе и постановлениях Архиерейского Собора. УПЦ имеет статус широкой автономии. Было прописано, что УПЦ соединена с мировым православием через Русскую Православную Церковь. Решения о новых епархиях, об изменениях существующих границ  должны были утверждаться Архиерейским Собором РПЦ. Миро УПЦ должна получать в Москве. Там еще много таких чисто административных положений, а не только канонических. В Томосе Патриарха Алексия было сказано, что УПЦ без согласия кафолической Церкви, то есть без согласия полноты православия, ничего не может сменять в своем каноническом статусе. Сегодня спикеры УПЦ заявляют, что Собор в Феофании просто реализовал положения Томоса Патриарха Алексия, но это как в том анекдоте: здесь читаю, тут рыбу заворачиваю. Надо было прочитать первые два абзаца, а последние предложения не дочитать. В уставе УПЦ сказано, что она самоуправляемая, у нее есть Синод, который принимает решения о ее внутренней жизни. В уставе РПЦ даже есть глава 10, которая так и называется «УПЦ». Там указано, что центр управления УПЦ в Киеве. Это было указано специально для того, чтобы выбить козырь у властей, которые говорили, что УПЦ управляется из Москвы. И так прописали пункт специально, но там были и другие положения. Читать одно и не замечать другого – можно ли так?  Если каноничность нарушает Томос Патриарха, вследствие которого Церковь получила права широкой автономии, то это уже не может быть названо каноничным. Главный вопрос, который меня беспокоит догматический, имеющий отношение к спасению каждого верующего УПЦ. Таинства Церкви совершаются в силу присутствия в ней Святаго Духа. Поместные автономные Церкви сопричастны Единой Вселенской Церкви. История Церкви же знает только две формы сопричастия: либо автокефалия, как поместная автокефальная Церковь, либо автономия. УПЦ не является автокефалией, и, слава Богу, что они пока не отважились ее провозгласить самочинно. В то же время уже говорят, что они не автономия. А в каком статусе тогда вы находитесь? Как вы сопричастны мировому православию? Сейчас они отрицают причастность мировому православию через РПЦ на уровне устава, на уровне заявлений официальных, на уровне позиции духовенства. Если вы никак не связаны с мировым православием, то таинства безблагодатны. То, что сейчас УПЦ еще канонична, только в силу того, что РПЦ понимает, в каком положении находится Украина, по экономии, по снисхождению не назвала то, что случилось в Феофании, расколом. По букве канона это раскол и есть. Церковь-мать просто снисходит до положения священников, епископов, прихожан, которые сегодня просто под дичайшим прессингом.

http://radonezh.ru/2023/06/09/ukraina-ce...

В основе вероучения конфессий, как правило, лежат священные тексты, почитаемые в качестве богооткровенных. Священное Писание у христиан это Библия, у иудеев - Танах, у мусульман – Коран. В православии и католицизме наряду со Священным Писанием признается Священное Предание – Символы веры, Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов, творения отцов Церкви. Система норм церковного (канонического) права основывается на Библии и Священном Предании. До XIX века сборник норм православного церковного права именовался «Кормчей книгой», с XIX века издается под названием «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец». В старообрядческих Церквях сводом норм канонического права является «Кормчая книга». Действующий Устав Русской Православной Церкви определяет, что она «осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси; г) настоящего Устава» . Помимо норм канонического права, Русская Православная Церковь в своей богослужебной деятельности руководствуется уставом богослужения – Типиконом. Каноническое право Римско-Католической Церкви кодифицировано в Кодекс канонического права. Действующий Кодекс опубликован в 1983 г. (рус. перевод М., 2007). Богослужебная деятельность регламентируется согласно Канону 2: «По большей части Кодекс не определяет обрядов, которых следует придерживаться при совершении литургических священнодействий; поэтому существующие по сей день литургические законы сохраняют свою силу, если только какой-либо из них не противоречит канонам Кодекса». Чин богослужения Римско-Католической Церкви определен в Novus Ordo, который был введён в употребление Папой Павлом VI в 1969 году. Деятельность мусульманских религиозных объединений регулируется установлениями шариата. «В шариате освещаются, с точки зрения ислама, как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата» .

http://bogoslov.ru/article/4795098

Выступившая затем руководитель Центра истории религии и Церкви в России ИРИ РАН О. Ю. Васильева коротко остановилась на истории церковного правотворчества в России ХХ века, показав, насколько сильно развитие канонического права зависело в это время от внешних обстоятельств, прежде всего от государственной политики в отношении Церкви. По завершении Поместного собора 1917–1918 гг. соборное правотворчество было прервано на четверть века. В этой ситуации единственным источником канонических постановлений стала центральная и епархиальная церковная власть, деятельность которой в этом направлении не могла иметь систематического характера, так как высшей правотворческой инстанцией мыслился собор. Так, например, запрещение лидеров обновленчества священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) и святителем Патриархом Тихоном, лидеров григориан — священномучеником Петром (Полянским) было проведено без церковного суда, единоличной властью предстоятелей Церкви и епархии. Хотя бы несколько нормализовать церковную жизнь в условиях гонений попытался в 1930-е гг. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) и действовавший при нем Временный Патриарший Синод. Ими были изданы церковно-правовые постановления о порядке снятия церковного бракоблагословения, о пользовании одним храмом с инославными, о возможности пользоваться антиминсами из ликвидированных храмов и другие. Новая страница в истории церковного правотворчества началась в 1943 г., когда у Церкви появилась возможность созвать Архиерейский, а затем и Поместный собор. На Поместном соборе 1945 г. было принято Положение об управлении Русской Православной Церковью, которое фактически было ее гражданским уставом до 1988 г. Тогда Положение закрепило широкие права священноначалия и клира в целом. Они были значительно сужены в новой редакции Положения, принятой под мощным нажимом властей на Архиерейском соборе 1961 г. Отменена эта редакция была только на Поместном соборе 1988 г., приуроченном к 1000-летию Крещения Руси.

http://pravmir.ru/hronika-nauchnaya-konf...

Естественно, что основную ответственность за развитие событий в Ираке, сегодня возлагают на американского президента Дж. Буша, который вопреки СБ ООН, общественному мнению и прочим " условностям " вышел " на тропу войны " . В новостной колонке сайта " Седмица.Ru " появилось сообщения о том, что за несоответствие поступков и деятельности Буша книге Дисциплин, являющейся уставом методистов, воронежские методисты отлучили американского президента от церкви. Они утверждают, что для методиста " любая война несовместима с учением и жизнью Христа, а потому все разногласия между государствами и внутри них должны решаться без кровопролитий и войн " , а поэтому они больше не считают Буша своим единоверцем. Вчера настоятель базилики Рождества Христова в Вифлееме отец Панаритос объявил Дж. Буша, Т. Блэра и их министров обороны " военными преступниками и детоубийцами " и навеки запретил им вход в церковь Рождества Христова. Об этом сообщает агентство " ABNews " . Отлучения от Церкви Буша, Блэра и Аснара потребовали и две " крупнейшие в мире ассоциации богословов - Экуменическая ассоциация теологов в защиту Третьего мира и Ассоциация теологов Иоанна XXIII - осудили войну в Ираке и потребовали отлучить от Церкви Джорджа Буша, Тони Блэра и Хосе Мариа Аснара " , - передает " Newsru.com " . В заявлении богословов говорится, что Буш, Блэр и Аснар, " хотя они провозглашают себя верующими в Христа " , своими действиями в Ираке " поставили себя вне религиозных общин, к которым они принадлежат " . Далее отмечается: " ими, как и крестоносцами в прошлом, движет не стремление установить в Ираке демократию и свободу, а самые низменные материальные интересы: намерение присвоить принадлежащие иракскому народу богатства " . Со стороны России также предпринимаются попытки остановить войну в Ираке. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил генеральному секретарю ООН Кофи Аннану открытое письмо в связи с военными действиями против Ирака, сообщает сайт " Регионы России " . Полный текст письма размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриарх Алексий призывает ООН дать оценку действиям США и Англии в Ираке, а также сделать все для незамедлительного прекращения войны.

http://pravoslavie.ru/press/obzor37.htm

Просуществовав ровно сто лет, Юстиц-коллегия Лифляндских дел в 30-х годах XIX beka была преобразована в Генеральную евангелическо-лютеранскую консисторию. Генеральная консистория находилась в ведении Министерства внутренних дел, ее Президента назначал сам Государь, который официально и являлся главой Российской евангелическо-лютеранской церкви, ее епископом . В немецкой лютеранской традиции, доминировавшей в России, существовал единственный духовный сан – пасторский. Епископство являлось административной должностью, что и позволило православному императору взять на себя это звание. Здесь следует сказать, что российское лютеранство никогда ранее не являлось лютеранством русским. Реально это была немецкая лютеранская церковь на территории Российской империи, полностью контролируемая властями. Немцы, в свою очередь, контролировали иные национальные лютеранские образования (шведские, латышские и проч.), богослужебная практика которых отличалась от традиций германского лютеранства. Неизбежно возникали внутрицерковные нестроения, преодолеть которые призван был Устав евангелическо-лютеранской церкви в России. Устав содержал главы об учении лютеранской церкви, о богослужении, о совершении таинств, о браках. Параллельно с Уставом был утвержден общий для всех российских лютеран служебник " Литургическая агенда " , устанавливающий порядок богослужения. Духовному единомыслию соответствовал административный порядок. Церковь делилась на пять консисторий, во главе каждой стоял генерал-суперинтендент. Консистории делились на пробства. Пробст – глава пробства, курировал духовную и финансовую деятельность приходов. Читатель, знакомый со структурой Русской Православной Церкви, уловил соответствия: суперинтендент – правящий архиерей и пробст – благочинный. Из 3 762 756 подданных Российской империи лютеранского вероисповедания (учет в России не Ленин придумал!) в 1911 году немцы составляли 35 %. Остальные проценты поделили латыши, эстонцы, голландцы, шведы, финны и, как нынче принято выражаться, незначительное число лиц других национальностей.

http://religare.ru/2_26678_1_21.html

Сами же отцы Собора в своем послании отцам египетской Церкви писали: «По благодати Божией и вашим молитвам, не обличенные ни в каком расколе и живущие в недрах католической Церкви неукоризненно могут и избирать, и предлагать имена лиц, достойных клира, и делать все, согласное с законом и церковным уставом. Если же кому-либо из церковников придется окончить жизнь, то в служение, вместо умершего, допускать недавно принятых, только бы они являлись достойными и избраны были народом, с согласия на то и утверждения александрийского епископа. Это позволено и всем прочим» (Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 9). Достаточно важным является упоминание правила о том, что в случае невозможности для всех епископов области собраться в одном месте, отсутствующие «да изъявят согласие посредством грамот». Иными словами, по упомянутой норме в случае невозможности проведения полного «очного» Архиерейского Собора число трех собравшихся епископов должно быть восполнено заочным выражением мнения остального областного епископата, причем стоит также обратить внимание, что речь идет вообще об избрании любого епископа на рядовую кафедру. Насколько возрастает вес данного требования в случае избрания предстоятеля Поместной Церкви, уточнять, думается, не имеет смысла. В части толкований 4 правила I Вселенского Собора интересны две фразы. Первую мы находим у Вальсамона: «Рукоположение его, то есть посвящение, они любочестно предоставили первому, то есть митрополиту, и не только рукоположение, но и утверждение избрания. Ибо поэтому имеющий совершить хиротонию из трех избираемых и делает указание на одного, кого сам хочет, а не по необходимости указывается поставленный первым и потом прочие. Такова сущность правила». У Аристина же находим: «Епископ рукополагается двумя, или тремя епископами по первому правилу Святых Апостолов, а избирается по крайней мере тремя, если, может быть, все епископы области не могут присутствовать по настоятельной нужде, или по дальности пути. Однако же и сами отсутствующие должны грамотами выразить свое согласие с епископами присутствующими и совершающими избрание.

http://bogoslov.ru/article/377670

Через столетие деревянная церковь вновь обветшала и 12 сентября 1858 г. священник Василий Архангельский обратился к Святителю Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому за благословением, вместо предполагаемого исправления ветхой деревянной церкви, построить каменную двухпрестольную церковь, холодную во имя Святителя и Чудотворца Николая и придельную (отапливаемую) во имя Донской иконы Божией Матери. Святитель Филарет накануне праздника Донской иконе Богоматери 18 августа (ст. ст.) 1859 г. подписал грамоту за 65 на построение новой каменной церкви в селе Ромашково с приделом во имя Донской иконы Богородицы по разработанному архитектором Петром Тимофеевичем Завьяловым в 1858 г. проекту и представленной им смете расходов. 20 августа 1888 г. Никольскую церковь села Ромашково посетили два родных брата царя Александра III великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович Романовы. Великого Князя Сергея Александровича сопровождала его супруга – великая княгиня Елизавета Феодоровна, в последствии настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, а ныне преподобномученица Елисавета, частица святых мощей которой является одной их святынь Никольского храма. Его Высокопреосвященство, Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ дважды посещал Никольский храм в Ромашково – в 1998 году 19 декабря в праздник святителя Николая Владыка совершил Божественную Литургию; в другой раз – в 2010 году 24 июля при архиерейском обозрении храмов Одинцовского благочиния. Современное состояние [ править править код ] Никольский храм села Ромашково, его причт и прихожане активно участвуют в социальном служении и благотворительной деятельности, которые осуществляются в соответствии с Уставом православного прихода Русской Православной Церкви. Организатором и инициатором социального служения прихода был исполнявший с февраля 1989 до августа 2010 года обязанности настоятеля протоиерей Алексий Бабурин. Врачебное образование отца Алексия и его профессиональные связи до священства привели к тому, что на приходе образовалась группа верующих врачей, многие из которых были психиатрами, наркологами, психотерапевтами. С благословения настоятеля и при его активном участии группа избрала для приложения своих сил тот социум, в проблемах которого разбиралась лучше всего – в 1992 году был создан наркологический центр для алкоголиков и наркоманов.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

«Духовные штаты» 1764 года лишили монастырь многих экономических привилегий, и он стал третьеклассным, сорок пятым по степени, однако по-прежнему оставался достаточно влиятельным. Большие доходы приносила сдача земель в аренду и пожертвования окрестных помещиков. В числе наиболее крупных жертвователей был А.П.Ганнибал, который у стен Святогорской обители устроил свое родовое кладбище. Росту экономики монастыря, его популярности, способствовали широко известные Святогорские ярмарки. На ярмарки приезжали купцы из Москвы, Пскова, Новогорода, Витебска, Острова, Новоржева, Опочки. Главной была ярмарка в девятую неделю после Пасхи. Кроме этого ярмарки проходили осенью – на Покров Пресвятой Богородицы и весной – на Благовещенье. После революции монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В.Щусева определила очередность реставрации памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены. Современное состояние [ править править код ] В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая 1992 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлены регулярные богослужения в Успенском соборе. Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает Воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники». В Успенском храме сохраняются чудотворные иконы Феодоровская и Одигитрии.

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

Но в то же время, наши великие святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский и не помышляли ни о каком Благодатном огне, служили у себя в скиту или в монастыре службу, положенную церковным уставом. Нужно понимать, что цель жизни христианина и радость Церкви христианской, православной – прежде всего в том, чтобы соединиться с Богом. А это возможно через добрый поступок, через прощение обид, через жертву, которую человек принес в храм или отдал бедному, через любое доброе дело, молитву, церковное таинство. Поэтому и храм у нас может быть в любой пещере, в дремучем лесу, в пустыне, в мегаполисе, в Антарктиде и молиться мы можем в любом месте. Почему у людей появляется потребность в такие напряженные и в физическом, и в духовном смысле дни лезть именно в самую гущу? Я не очень понимаю, почему христианин непременно должен присутствовать на чине схождения Благодатного огня, или, как называют его в греческой традиции, чине Святого Света. У меня, например, раньше даже и мечтаний таких не было, но теперь я по должности обязан присутствовать. Но уверяю Вас, что если бы не необходимость, мне никогда бы и в голову не пришла мысль, что надо в Пасху бросить свой родной приход или монастырь и ехать куда-то за сугубой благодатью… А потом, ведь чудеса происходят в Церкви очень часто. В храме утром совершается Евхаристия – это таинство, когда освящаются хлеб и вино и по молитве верующих и священнодействию священника прелагаются в Тело и Кровь Христовы. И мы причащаемся этих Божественных Таин. Что может быть выше этого Чуда и что нас может ближе приобщить к Божеству, как не Причастие, ведь сказано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Посетить Иерусалим и храм Гроба Господня в Великую Субботу, когда совершается богослужение Святого Света, не является обязательным условием для спасения человека. Для многих это некое духовное развлечение, а порой и нездоровое любопытство. Если обратиться к богословам древности и наших дней, то выясняется, что искание чуда есть полное заблуждение в духовной жизни.

http://azbyka.ru/beseda-s-arxim-isidorom...

Это подобно тому, как если бы врачи в больнице обратились к пациентам: ну, как нам теперь вас лечить? Или директор школы спросил бы у первоклассников: по какой методике вы предпочитаете изучать арифметику и родную речь? Принимать участие в подобном голосовании нельзя. Это грех и безумие. Если прихожане отца Димитрия сегодня посредством проведения «демократического голосования» поставят крест на церковнославянском языке, то завтра под чутким духовным руководством таких «добрых пастырей» на всех приходах Русской Церкви нам придётся голосовать и по следующим вопросам: – Нужно ли иметь на престоле Напрестольное Евангелие, если вместо него читают нечто иное (другого формата и даже на другом языке)? – Стоит ли придерживаться указаний Типикона о порядке чтения зачал Евангелия и Апостола (праздничных, воскресных, вседневных и остальных)? – Не «украсить» ли богослужение чтением отрывков из других библейских книг, не предусмотренных Уставом, или апокрифов («Книги Еноха», «Евангелия от Фомы» и других)? – Не перейти ли от русификации Священного Писания к русификации песнопений и других богослужебных текстов (стихир, ирмосов, антифонов, прокименов, тропарей и прочих)? – Не допустить ли некоторые изменения в русском варианте Символа веры (по примеру многих приходов на Украине , где в 8-м члене после слов « от Отца» добавлено: « и Сына»)? – Не отказаться ли от протяжных церковных распевов, заменив их чем-то более динамичным и современным? – Не использовать ли музыкальное сопровождение во время храмового богослужения (клавишные, струнные, ударные инструменты)? – Стоит ли, читая библейские тексты на современном русском языке, одевать старомодное облачение – стихари, фелони, саккосы (практику можно позаимствовать у баптистов)? – Не выбирать ли самим, без учёта требований Типикона, какую Литургию служить в данный день – Иоанна Златоуста, Василия Великого или какую-нибудь иную из числа неупотребляемых Православной Церковью (но сохранившейся у несториан и монофизитов или реконструированных по обрывкам древних рукописей)?

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/v_cerk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010