— Подольская на территории городских округов: Подольск, Люберцы, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, Серпухов, Протвино, Пущино, Домодедово, Чехов, Ступино, Ленинс кий с административным центром в г. Видное; — Сергиево-Посадская на территории городских округов: Сергиево-Посадский, Пушкинс кий, Мытищи, Королев, Лобня, Дмитровский, Талдомский, Дубна, Химки, Клин, Долгопрудный, Солнечногорск. Митрополию возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Синод поблагодарил Предстоятеля за его готовность продолжить попечение о приходах и монастырях Московской области. Епархиальным архиереем Коломенской епархии назначен Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший Наместник. Митрополиту Крутицкому и Коломенскому были усвоены права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви. Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским назначен епископ Балашихинский Николай с сохранением за ним должности главного редактора Издательства Московской Патриархии. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон назначен епископом Верейским. Епископ Павлово-Посадский Фома назначен преосвященным Одинцовским и Красногорским, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии. Епископ Красногорский Иринарх назначен епископом Раменским. Епископ Одинцовский Порфирий назначен епископом Озерским. Епископ Сергиево-Посадский Фома назначен преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским, с сохранением за ним должности Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Епископ Дмитровский Феофилакт назначен епископом Мытищинским. Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий назначен преосвященным Подольским и Люберецким. Архиепископ Подольский Тихон назначен архиепископом Рузским. Епископ Минусинский и Курагинский Никанор возглавил Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию. Временное управление Минусинской и Курагинской епархией возложено на митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. Епископ Видновский Тихон и епископ Серпуховской Роман назначены викариями Патриарха Московского и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/13/ra...

Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом. — Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора? — Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей  клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором). В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора. Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал 96)).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208784...

Допускавший участие мирян на Соборе архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) признавал, тем не менее, такое участие каноническим новшеством: «Итак, какова бы ни была практика Церкви в разное время, выработанный историческим опытом и соборами узаконенный канонический строй Церкви знает для областей только соборы епископов» [v] . И, наконец, компромиссный вариант предлагал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский): «10. Все члены Собора имеют в собраниях решающий голос в вопросах второстепенных 11. При рассмотрении же вопросов веры , буде таковые возникнут, и коренных вопросов канонического устройства Церкви, вообще принципов канонической её жизни, решающий голос принадлежит только одним епископам, а пресвитерство и миряне участвуют в сем рассмотрении с голосом совещательным» [vi] . Иными словами, соучастие в принятии решений в виде совещательного голоса следует отличать от легитимности этих решений в силу принятия их субъектом канонической власти, каковым в Церкви является епископат. Что касается ссылок на подписи соборян - не-епископов под актами Вселенских соборов, то подпись василевса придавала последним силу государственных законов, а подписи некоторых монахов под определениями Седьмого Вселенского собора были допущены из уважения к ним как защитникам иконопочитания. Тем самым вопрос, как отмечалось выше, связан не столько с составом собора Поместной церкви, сколько с носителями церковной власти, в таком соборе участвующими. Предполагаемое ныне действующим каноническим Уставом Русской Православной Церкви разделение своего собора на Архиерейский и Поместный вызвано исторической необходимостью, связанной с условиями существования православного христианства в России XX века. Такого разделения не знает тот Собор 1917-1918 гг., который многие считают чуть ли не «канонической иконой» всякого церковного собора. Устранение ненормального церковного положения («синодальный строй» в Российской империи) в ненормальных, экстренных внешних условиях составляет историческую заслугу Собора 1917-1918 гг. и не вина соборян в том, что принимаемые ими положительные определения фактически не были жизнеспособными уже в момент их принятия. Чтобы убедиться в последнем, достаточно посмотреть текст определения «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, т. е. месяц спустя после прихода к власти большевиков и формирования ВЦИК и СНК. Однако ссылаться на недопустимость изменений этих соборных постановлений в силу их принятия на Поместном соборе означает не только недопустимым образом абсолютизировать их значение, но и проявлять элементарную каноническую безграмотность.

http://bogoslov.ru/article/1500086

Предполагаемое действующим Уставом Русской Православной Церкви разделение своего собора на Архиерейский и Поместный вызвано исторической необходимостью, связанной с условиями существования православного христианства в России XX века. Такого разделения не знает тот Собор 1917–1918 годов, который многие считают «канонической иконой» всякого церковного собора. Восстановление нормального церковного управления в ненормальных, экстренных внешних условиях составляет историческую заслугу Собора 1917–1918 годов, и не вина соборян в том, что принимаемые ими определения фактически не были жизнеспособными в России уже в момент их принятия. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть текст определения «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, то есть месяц спустя после прихода к власти большевиков и формирования ВЦИК и СНК. Однако ссылаться на невозможность изменений этих соборных постановлений в силу их принятия на Поместном Соборе означает не только недопустимым образом абсолютизировать их значение, но и проявлять элементарную каноническую безграмотность. Церковь как Тело Христово является творцом собственного права. Если нормы Канонического корпуса не могут быть отменены ввиду отсутствия равного по полномочиям соборного органа, то действующее церковное право каждой Поместной Церкви регулируется епископатом этой Церкви. Как и в случае с гражданским законодательством, нормы действующего церковного права нельзя нарушать, а не изменять. Такое изменение вызывается необходимостью, связанной с церковной жизнью в конкретное время и на определенной территории. Кроме того, и состав Собора 1917–1918 годов, и рецепция его определений вызывают серьезные сомнения в его «иконичности». Вместо иерархического собор следовал принципу сословного представительства. Иначе трудно объяснить участие в его заседаниях в качестве делегатов представителей гражданских институтов — действующей армии, членов Государственной думы и Государственного совета. Если же вспомнить, что рецепция соборных определений означает не столько «согласие с ними всей Церкви» (по-видимому, той части, что в соборе не участвовала), но и возможность их реального исполнения — большая часть этих постановлений должна быть признана рецепцию не прошедшей.

http://e-vestnik.ru/church/pomestnyy_sob...

Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере молений Спасителя и Святых Апостолов. Общий вид богослужения оформился ко времени святого Иоанна Златоуста . В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые входят в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Что символизирует всенощное бдение? Первая часть всенощного бдения – вечерни – символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого Завета. Молитвословия и песнопения этого богослужения готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Почему важно посещать всенощные бдения? Конечно, главное богослужение Церкви есть Литургия. Но пропуская всенощное бдение, мы тем самым оставляем большой пробел в своем духовном развитии, лишаем себя знакомства со святоотеческим гимнографическим наследием. Ведь основная духовная и смысловая нагрузка, празднуемого в этот день события приходится именно на всенощное бдение: например, стихиры, паремии, полиелей с чтением Евангелия, каноны. Кроме того, полезно и самостоятельное ознакомление с богослужебными текстами всенощного бдения, если и не всеми, то какими-то его частями, например, канонами. Наконец, пребывая на всенощном бдении, мы участвуем в соборном молитвенном делании. Сколько в настоящее время длится всенощное бдение? В приходских храмах Русской Православной Церкви средняя продолжительность всенощного бдения составляет около двух часов. Начинается оно, как правило, в 18 (иногда в 17) часов, а заканчивается в 20 (или в 19, если началось в 17). Интересный факт В начале XX века в Киевской духовной академии был предпринят опыт реконструкции всенощного бдения в полном соответствии с богослужебным Уставом. Подготовка длилась несколько месяцев и потребовала значительных материальных затрат. Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов. Напевы использовались обыкновенные, четырехголосные. Организатор этого необычного мероприятия профессор М. Скабалланович так вспоминает о нем: «Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной»… Два руководителя службы, знающие наизусть 2ю главу Типикона… по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг друга, это ли следует далее. Большинство исполнителей службы… в течение всенощной были как бы пьяные… Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь . Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься… При повторении предполагается все петь большим знаменным распевом, что удлинит всенощную часа на 3–4».

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie

Прежде чем приступить к этому обзору, напомним, что в соответствие с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церкви высшими органами церковной власти и управления в ней являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси (глава I, 7). Высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору (глава II, 1), а Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления (глава III, 1). Главное отличие Архиерейского Собора от Поместного (в отношении представительства) заключается в том, что если членами первого являются исключительно епископы (все правящие архиереи и часть викарных), то членами второго являются также представители клира, монашествующих и мирян. Именно такое понимание терминов «Архиерейский» и «Поместный» Собор мы взяли за основу, рассматривая Уставы других Автокефальных Церквей. Это замечание представляется необходимым, поскольку указанная терминология, как мы увидим, не является общепринятой. Сербская Православная Церковь Устав Сербской Православной Церкви не знает понятия «Поместный Собор». К высшим церковно-иерархическим органам здесь отнесены Святой Архиерейский Собор и Святой Архиерейский Синод (статья 10, п. 1). Лишь для избрания Патриарха в Сербской Церкви созывается Избирательный Собор, в работе которого принимают участие, в том числе и миряне. В соответствие со статьей 44 Устава членами Избирательного Собора являются: все епархиальные и викарные архиереи Сербской Церкви (кроме находящихся на покое), декан Православного богословского факультета в Белграде, ректоры сербских православных семинарий (так называемых «богословий») и руководители монашеских школ, председатель Главного союза епархиальных священнических братств, архиерейские наместники ряда городов, настоятели наиболее именитых монастырей, все члены Патриаршего Совета и все заместители председателей Епархиальных Советов, если они не являются членами Патриаршего Совета. Избирательный Собор созывается письменным актом Святого Архиерейского Синода, в котором указывается день, время и место открытия Собора (статья 45).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

  Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь в пору расцвета этой обители. Жизнь послушника в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания.   Хотим обратить ваше внимание, что прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник всегда стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это важный этап христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался. Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по старому стилю).- Святая Гора Афон

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1606

Открывая заседание, митрополит Александр обратился к присутствующим: «В текущем году из-за необходимости соблюдения строгих карантинных мер, обусловленных распространением коронавирусной инфекции, епархиальное собрание Астанайской и Алма-Атинской епархии, предусмотренное Уставом Русской Православной Церкви, проводиться не будет. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на состоявшемся 20 ноября 2020 года заседании принял следующее решение: " В заботе о жизни и здоровье священнослужителей и мирян и в порядке исключения разрешить епархиальным архиереям совместно с епархиальными советами в случае существенного обострения локальной эпидемической обстановки принимать решение о переносе епархиальных собраний этого года на следующий год, на более благоприятное время " ( журнал 81 ). Доклад о деятельности нашей епархии для ознакомления священнослужителей и мирян будет размещен на официальном сайте Митрополичьего округа». Иерарх, в частности, отметил: «Уходящий 2020 год стал серьезным испытанием для Астанайской и Алма-Атинской епархии и всей Православной Церкви Казахстана. Впервые в новейший период истории человечество столкнулось с вызовом со стороны губительной эпидемии — болезни, вызванной распространением вируса COVID-19. Казахстан, как и подавляющее большинство государств, в полной мере ощутил на себе удар пандемии — моровая язва вторглась и в нашу страну, парализовав нормальную жизнь общества. Угроза заражения и социальных проблем наполнила души людей различными страхами. Хотелось бы верить, что наиболее острая, критическая фаза эпидемии в Казахстане уже миновала, однако всем нам необходимо сохранять бдительность, проявлять осмотрительность и осторожность. Карантинные меры, затрагивающие церковную жизнь, в большинстве регионов нашей республики сохраняются до сих пор — где в большей, а где в меньшей степени. К большому сожалению, мы по-прежнему лишены возможности проводить богослужения с участием большого количества прихожан, полноценно осуществлять масштабные церковные проекты духовно-просветительской направленности, как-то: собрания, фестивали, выставки, концерты и конференции. Большинство храмов испытывают значительные материальные затруднения. Под угрозой находится жизнь и здоровье наших близких. В эти дни кроме последовательного и неукоснительного соблюдения всех санитарно-гигиенических мер профилактического характера, необходимо сохранять сдержанность и спокойствие. Нам, служителям алтаря Господня, следует подавать прихожанам добрый пример упования на милость Всемогущего Бога.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5733565...

Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя явился исполнением трех высших служений: пророческого, первосвященнического и царского, церковную власть, производную от воли Главы Церкви Господа Иисуса Христа, по ее функциям и содержанию принято разделять на три вида: власть религиозного учения (potestas magisterii), осуществляемую во образ Христа Пророка, власть религиозного освящения (potestas ministerii), свой прообраз имеющую в служении Христа Первосвященника по чину Мелхиседекову, принесшего Самого Себя в жертву за нас на Голгофе, и собственно правительственную власть, или власть юрисдикции (potestas jurisdictionis), по образу Христа, мессианского Царя Иудейского не от века сего. Правительственная власть Церкви с формальной стороны имеет больше всего сходства со светской государственной властью; поэтому по своим функциям она, как и государственная власть, в свою очередь, делится по принятой в публичном праве классификации на: 1) учредительную и законодательную; 2) исполнительную, или административную, вместе с контрольной; и 3) судебную. Правительственная власть Церкви составляет преимущественный предмет нашей дисциплины – канонического права. Церковное учение и богослужение с содержательной стороны составляют предмет других церковных наук, но канонические основания церковного учительства и богослужения, их регламентация церковно-правовыми актами относятся к тематике канонистики. Разделение правительственной власти в Церкви по ее функциям не предполагает непременного разделения ее по отдельным учреждениям, соответствующим этим функциям, что обыкновенно подразумевается под разделением властей в светском конституционном праве. Принцип единства источника власти является основополагающим в церковном праве, и заключается он в том, что полнота власти как во Вселенской Церкви, так и в Поместных Церквах и в отдельных епархиях принадлежит епископам как преемникам апостолов, и они осуществляют ее либо сами – в составе соборов или индивидуально, в своих епархиях, либо поручая выполнение тех или иных функций клирикам и мирянам в качестве должностных лиц, либо корпорациям, обладающим определенными уставными полномочиями, но непременно поставленным под контроль епископов или прямо подчиненным им. Участие клириков и мирян в Поместных Соборах как высших органах поместной церковной власти в соответствии с основополагающими каноническими нормами также должно быть поставлено под контроль епископата, которому на таких Соборах должна принадлежать решающая власть. Именно этому принципу соответствует, в частности, состав, статус и порядок принятия решений Поместным Собором, предусмотренный ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви, изданным в 2000 г. 41. Власть учения

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010