Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами фрагмент многофигурной композиции «Успение». Как известно, момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло: После Вознесения Иисуса Христа Матерь Его прожила на земле ещё десять или двадцать два года. Она любила молиться на местах, связанных с земной жизнью Её Сына — плакала на Голгофе, вспоминая Крестные страдания Спасителя, радовалась на месте Его Славного Воскресения и на Елеонской горе, где Он вознёсся. Мария часто молилась о том, чтобы Христос поскорее взял Её к Себе на небо. Однажды, когда Богородица так молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Её окончится — Господь возьмёт Её к Себе. Мария очень обрадовалась этой вести и стала готовиться к Своему Успению. Из Апостолов только Иоанн Богослов, который заботился о Божией Матери, был в Иерусалиме — другие проповедовали в разных странах. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал к Ней всех Апостолов, кроме Фомы, который прибыл позже. Когда Апостолы узнали, для чего Господь собрал их, они очень огорчились — ведь Матерь Божия была для них общей Матерью и Госпожой. Но Мария утешала их, говоря, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молиться за них. Потом Богородица благословила всех Апостолов. Иконография Успения поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи. Описание Перед зрителем представлен фрагмент из многофигурной композиции «Успение». В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Божией Матери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа в золотисто-желтом одеянии. Выражение Лица Его строго и печально. Он держит в руках Ее святую душу, которая изображается в виде спеленатого младенца. Фигура Христа имеет S-oбpaзhый изгиб, со склоненной вправо главой.

http://azbyka.ru/art/iisus-hristos-sopoc...

Реставрация Наивная картина Картине очень нравилось на реставрации. Добродушные, веселые студенты, опытные, строгие профессора, не говоря уже о самом процессе реставрации. Картине завели специальный реставрационный паспорт, ее очистили, укрепили красочный слой, дублировали на новый холст, натянули на новый подрамник, подвели новый грунт, тонировали утраченные участки. Епископ Иннокентий: «Храм — это в первую очередь святыня» Владыка подчёркивает: он готов принять любое решение государства, более того, взять всю ответственность за произошедшее на себя. Именно потому новым настоятелем храма Николая Чудотворца отныне стал сам епископ. Власти Подмосковья выделят 250 миллионов на реставрацию религиозных памятников Министр добавил, что указанный объем средств не велик, однако данный шаг со стороны региональной власти станет вкладом государства в дело восстановления религиозных памятников. Дело о реставрации Арест Анисимова стал началом разгрома Центральных реставрационных мастерских: почти все ведущие сотрудники оказались на Лубянке. Следователи изобрели даже специальный термин — " анисимовщина " — для определения «контрреволюции на реставрационном фронте». Одним из первых, за кем пришли чекисты, был великий русский реставратор Григорий Чириков, раскрывший Владимирскую икону Богоматери. Дружба с Анисимовым предрешила его судьбу. Президент Украины поручил отреставрировать тысячелетний скальный монастырь в Винницкой области Указ также предписывает провести торжественные мероприятия по случаю 1000-летия скального монастыря и осветить их в средствах массовой информации. Рязанский кремль и барыги Мы стояли за мешковиной, свисавшей с лесов, наставленных в громадном Успенском соборе Рязанского Кремля, а по собору рыскал рабочий реставрационной мастерской с топором в руках и грязно матерился. В дверях стояла директор музея Людмила Максимова. Они искали нас, очевидно, не для светской беседы. Успение в заброшенном храме (ФОТО) Множество храмов отметили свой престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы в России и за рубежом. А менее чем в ста километрах от Москвы, в сельском храме в честь Успения Божией Матери в селе Борзецово единственным посетителем в этот праздничный день оказался фотограф Михаил Моисеев.

http://pravmir.ru/tag/restavraciya/page/...

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 15/28 августа Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая . Акафист Успению Пресвятой Богородицы В день Успения Матери Божией воспроизведем в памяти последние годы пребывания Ее на земле. После смерти Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, до самой кончины Своей Она, как известно, жила в доме горячо любимого ученика Христова, Иоанна Богослова, усыновленного Ей распятым на Кресте Спасителем мира. Большую часть времени Она проводила в молитве к Сыну Своему и Богу о том, чтобы он взял Ее от земли в Небесное Царство славы Своей. Особенно часто посещала Она те места, которые были освящены событиями из жизни возлюбленного Сына Ее: подолгу оставалась Она в Гефсиманскому саду, где Христос молился до кровавого пота перед Своими Страданиями, приходила на Голгофу, на которой Он страдал и умер за грехи рода человеческого, посещала гору Елеонскую, куда часто всходил Иисус Христос для молитвы и откуда Он Вознесся на небо. Однажды, когда Пресвятая Дева усердно молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел Гавриил и возвестил о Ее Успении через три дня. В знамение торжества Ее над телесной смертью, которая не будет иметь власти над Ней и от которой Она, как от тихого сна, должна перейти в Царство блаженной жизни, он вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эту ветвь несли перед гробом во время погребения Ее Пречистого тела. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и горячо возблагодарила Творца и Сына Своего. Возвратившись с горы Елеонской, Матерь Божия сообщила радостную весть о приближающемся дне Ее Успения Иоанну Богослову, показала ему финиковую ветвь и завещала нести ее впереди при погребении Ее тела. О приближающейся кончине Богоматери Иоанн Богослов немедленно известил Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, родных и близких знакомых. Все родственники и множество христиан пришли в дом Иоанна Богослова, чтобы присутствовать при Успении Пречистой Девы. Дом Иоанна Богослова наполнился плачем и рыданиями. Все умоляли Матерь Божию не оставлять их сирыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Праздник Успения в монастыре Пива Монастырь Пива расположен на северо-западе современной Черногории. Эта область исторически относится к Старой Герцеговине. Монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы построен между 1573 - 1586 гг. стараниями митрополита Герцеговинского Савватия Соколовича, будущего патриарха Сербского. Основную часть храма в 1604 - 1606 гг. расписали греческие мастера, имена которых не сохранились. Позднее над росписью работали известные мастера - поп Страхиня из Будимля и Йован по прозванию Козма (1626 г.). Козме же принадлежит большая часть икон в позолоченном и богато украшенном иконостасе. Престольные иконы Пресвятой Богородицы, Господа Иисуса Христа и Успения Пресвятой Богородицы выполнил мастер Лонгин. В монастырской ризнице хранятся ценнейшие богослужебные предметы и рукописные и печатные книги. В частности, здесь находятся Псалтирь Георгия Црноевича (1495 г.) и омофор Савватия Соколовича (1568 г.) В монастыре хранятся мощи св. короля Уроша, частицы мощей свт. Григория, просветителя Армении, свт. Григория Богослова и свщмч. Елевферия, а также частицы мощей 11 неизвестных святых. Уникальность монастыря заключается в том, что в 1982 г. он был целиком перенесен со своего старого места, которое должно было быть затоплено в ходе строительства гидроэлектростанции на реке Пива. Работы по переносу монастыря растянулись на целое десятилетие с 1970 по 1982 г г. Со стен храма было снято, а затем возвращено обратно 1260 м2 фресковой живописи. З дание храма было по камню перенесено на 2 км и построено заново в первозданном виде. Фрески Монастырь Пива. Храм Успения Пресвятой Богородицы Храм Успения Пресвятой Богородицы Внутренее убранство храма Иконостас Внутренее убранство храма Успение Божией Матери Алтарь. Святительский чин Алтарь. Святительский чин Богоматерь " Оранта " . Фреска в конхе апсиды Богоматерь " Оранта " . Фреска в конхе апсиды. Фрагмент Богоматерь " Оранта " . Фреска в конхе апсиды. Фрагмент Спас Еммануил Св. Алексий человек Божий и Архангел Михаил

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery20....

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. При этом древние сказания об Успении различаются как по своему объему, так и в описании подробностей. Достоверные источники, которые сообщают нам об истории праздника Успения, появились лишь с конца VI в. Принято считать, что праздник был установлен при византийском императоре Маврикии. Так, до нас дошли «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, «Об исходе Марии Девы» Псевдо- Мелитона Сардийского , сочинении Дионисия Ареопагита и др. История появления праздника Успения описана также у преподобного Иоанна Дамаскина . Описание На западной стене наоса над проходом в нартекс находится сцена Успения Богордицы — милостивой Заступнице рода человеческого. Композиция Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. В нижней  части на ложе покоится тело усопшей Богоматери. В верхней части, над ложем возвышается фигура Иисуса Христа. В руках Спаситель держит спеленатую детскую фигурку — символическое изображение души Богоматери. К ложу со всех сторон склоняются апостолы, святители и скорбящие жены. Сцена прощания апостолов, учеников Христовых, прибывших из разных концов земли происходит в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену окружают архитектурные постройки города Иерусалима. Перед нами произведение искусства очень высокого качества, мы видим гармоничное сочетание красок, передающих сияние божественного света, образы имеют тонкие, аристократические черты, все детали прописаны очень тщательно. В данной композиции получает развитие принцип «картинности» — создания в живописи самостоятельного мира, существующего параллельно архитектурному пространству, но с ним не сливающегося. Основным предметом изображения становятся многофигурные динамичные композиции со сплошным ритмом, с сильными ракурсами, с эффектом передающегося из сцены в сцену движения, с единым масштабом для всего изображенного. Созерцающий впервые воспринимает представленные события сквозь призму своего личного бытия. История

http://azbyka.ru/art/uspenie-presvyatoj-...

IX. Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии, построенная преемником Ионы III –митрополитом Иоасафом Лазаревичем в 1693 году, одноглавая, совершенно отличная по архитектуре от прочих кремлевских храмов, невольно бросается в глаза своей оригинальной окраской, состоящей из разноцветных треугольников. Церковь эта соединяется переходами с прочими кремлевскими зданиями и находится почти рядом с Воскресенской церковью. С переводом кафедры из Ростова в Ярославль (1788 г.), как и все кремлевские храмы, Одигитриевская церковь была упразднена. Возобновлена была в 1862 году. В 1889–1890 гг. храм этот был комиссией ремонтирован. В церкви Одигитрии имеется древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери. Иконостас и лепная работа по стенам церкви сохранилась от времен строителя, митрополита Иоасафа Лазаревича. Среди лепной работы в клеймах находятся отдельные священные изображения: в сводах купола – 12 апостолов, по два в клейме; по северной стене: Успение Богоматери, Благовещение, видение Иаковом лестницы, Неопалимая Купина, взятие Богоматери на небо; по западной: Введение во храм, рождество Богородицы, Св. Троица ветхозаветная, Нерукотворный образ, св. Антоний Римлянин; по южной: посещение Богоматерию Елизаветы, «Величит душа моя…» и Коронование Богоматери; в алтаре, над горним местом, изображение Знамения Божией Матери, признаваемое современным устройству церкви. – Иконостас деревянный, также относится ко времени устройства церкви. В нём, в первом ярусе, по правую сторону царских врат – поясное изображение Господа Вседержителя и Иоанн Предтеча, по левую – Смоленская Божия Матерь и великомученица Параскева; во втором ярусе – двунадесятые праздники; в третьем: «предста Царица одесную Тебе». с двумя ангелами по сторонам Спасителя и с четырьмя апостолами, по два за Богоматерию и за Иоанном Предтечей; выше, над Спасителем, Воскресение Христово, по одну сторону его –– бичевание, по другую положение во гроб: над Воскресением – Распятие. В трапезе семь сюжетов из жизни Иоакима и Анны, Господь Саваоф и Всевидящее око.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Богородица Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена " Введение во храм " . Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Донская икона Богоматери. Камень нерукосечный и драгоценный Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть... Четыре рассказа о Богородице Четыре рассказа. Четыре эпизода. Может, это было в жизни одного человека, а может, это разные судьбы. Главное не в этом. Главное то, что у нас есть Она! Богородица! Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть... Успение Пресвятой Богородицы: черта, за которой Христос (+ ВИДЕО) Смерть перестала быть тупиком, из которого не было выхода. Господь проломил эту стену — средостение греха — Своими страданиями и любовью, превозмогая человеческую ненависть и рознь. Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото) Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли.

http://pravmir.ru/tag/bogorodica/page/9/

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля Патриаршее благословение. Успение Пресвятой Богородицы. Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru 28 августа, в день праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском патриаршем соборе Кремля, сообщает Седмица.ру. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископы Толедский Марк (Антиохийский Патриархат, епархия Среднего Запада Америки), Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, Дмитровский Александр. За малым входом Святейший Патриарх Алексий возвел в сан архимандрита игумена Феофилакта (Курьянова), в связи с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода о его предстоящей хиротонии и назначении на викарную Магнитогорскую кафедру Челябинской епархии. По окончании Божественной литургии предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и возглавил крестный ход вокруг Успенского собора Кремля. После крестного хода Его Святейшество на Соборной площади Кремля обратился к пастве с первосвятительским словом. «Сердечно поздравляю преосвященных архипастырей, всечестных отцов, всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Успения Пресвятой Богородицы — престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле! В праздник Успения Божией Матери мы все особенно ощущаем близость к нам Пречистой Богоматери, Которая “во успении мира не оставила…”. Мы молимся перед Ее святыми, намоленными иконами, возносим святые молитвы из глубины своего сердца, от всей души. И, если мы достойны Ее молитвенного предстательства за нас, если наша жизнь соответствует высокому званию православного христианина, то заступление Пречистой Богоматери, Ее благодатная помощь всегда будут с каждым из нас, и мы не будем чувствовать себя сиротами на этом свете. Здесь, на земле, с нами всегда Пречистая Матерь Божья, готовая в любую минуту разделить с нами наши скорби, болезни, готовая помочь каждому в несении его жизненного креста.

http://pravoslavie.ru/18358.html

Подпишитесь на наш Телеграм К празднику Успения Пресвятой Богородицы предлагаем небольшую подборку материалов медиатеки. Книга святителя Филарета Московского «Слава Богоматери»: « [Церковь], как бы указуя, говорит нам: вот и действительный, скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт воскресения, которого начатком был Христос; благодатию Сына Своего и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что и тела Ея не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения: зрите праздный гроб Ея и радуйтесь упованием жизни за гробом. Мысль о смерти, доселе омрачаемая страхом и печалию – от нашего несовершенства и немощи, теперь освещена радостию надежды – от силы благодати Божией. Теперь смерть является нам не страшною или печальною, но радостною и торжественною; не разрушительницею жизни, а руководительницею к вечному животу: когда она дышит на нас не тяжким воздухом тления, но благоуханием нетления; когда непосредственно за темною дверью гроба она отверзает светлую дверь неба; когда живот предобручает смерть; когда она, чтоб не смущать нас даже звуком своего имени, преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как бы легкое перестановление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого. – Здесь видна сила благодатной святости. Она и смерть превращает в жизнь, а потом и печаль в радость. Какое необыкновенное зрелище представляется нам у гроба Богоматери! Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: а здесь совсем наоборот. До гроба – какое высокое достоинство и добродетель, в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба – какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели! Ныне радуйся благодатная и отныне на веки ненарушимо радуйся; не только радуйся, но и блаженствуй; не только радуйся, но и блаженствуй; не только Благодатная, но и Препрославленная!» Читайте полностью главу об Успении здесь . Богослужение « Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын –Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ » — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адаменко) из его « Богослужебного сборника ». На церковно-славянском читайте в Минее .

http://blog.predanie.ru/article/chto_zna...

Анатолий, архиепископ Симбирский и Сызранский (Максимович Андрей) Родился в 1767 году в Малороссии в семье священника. В 1789 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем риторики и греческого языка. В 1792 году рукоположен во священника к Спасо-Сенновской церкви и в течение трех лет был катехизатором. С 1809 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословия, член консистории и цензурного комитета. В 1809 году принял монашество, возведен в сан архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и назначен благочинным над законоучителями в кадетских корпусах. 31 марта 1812 года хиротонисан во епископа Полтавского. С 7 февраля 1816 года – архиепископ Минский и Литовский. С 10 февраля 1832 года – архиепископ Симбирский и Сызранский. 7 августа 1842 года уволен на покой. Скончался 14 февраля 1844 года в Сызранском Воскресенском монастыре. Труды: Слова и речи: на Успение Богоматери. – СПб., 1808. при погребении протопресвитера С. Ф. Ливатова. – СПб., 1808. при приведении к присяге чиновников, избранных в должности. – СПб., 1811. Речь в собрании Библейского общества. – СПб., 1822. Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С.518–570. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 89. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 536. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 212. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 2. – С. 110 и прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010