Разделы портала «Азбука веры» «Мандорла (итал. mandorla – миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить их в славе», – сообщает «Настольная книга священнослужителя». И все. В большинстве прочих источников сведений не больше. А вопрос, безусловно, интересен и заслуживает внимания. Откуда мандорла берет свое начало? Происходит она все от той же «хварны», о которой мы говорили в статье «О нимбах» 1 . Но на уровне идеи она обязана ветхозаветной славе Божией (kabod). Если обратиться непосредственно к памятникам, то легко обнаружить большое разнообразие типов мандорлы: ее можно видеть и круглой, и миндалевидной с закругленным верхом и низом (вытянутой по вертикальной оси симметрии в большей или меньшей степени, и миндалевидной с острыми концами вверху и внизу. Она – единственный, кажется, «предмет» в иконе, который может быть представлен фрагментарно из-за края композиции: или в виде полукруга, примыкающего к центру верхней лузги, или в виде четверти круга в верхнем углу средника. И это удивительно, потому что мандорла – иерархически самый значимый формоэлемент иконы, который наряду с нимбом был основополагающим при построении композиции 2 . Кн. Евг. Трубецкой, анализируя иконографию новгородской иконы, представляет Св. Софию, «сидящую на престоле на темно-синем фоне звездного неба». Такое толкование мандорлы настолько важно для известного философа, что он даже выделил курсивом слова, относящиеся к ночной тьме. И в подтверждение продолжает: «То – пурпур Божьей зари, зачинающейся среди мрака небытия» 3 . Здесь, конечно, вызывают возражение три пункта: 1. разделение содержания мандорлы и Св. Софии; 2. отождествление мрака небытия с темно-синим фоном; 3. неразличение изображения и изображаемого. То есть, разделить содержание мандорлы и Образа, облеченного ею, равносильно тому, что противопоставить содержание нимба самому нимбоносцу – обладателю этого нимба. Все композиции, где присутствует мандорла («Преображение», «Успение», «Вознесение», «Собор Архангелов», «Богоматерь Знамение», «О тебе радуется» и др.), не позволяют противопоставить изображаемого в мандорле по содержанию. Ибо мандорла – это обязательно небесный атрибут, несущий в себе Божественное содержание. Центростремительные круги тонально разложенного синего цвета не «мрак небытия», сгущение не темноты, а «вышнего» Небесного (синего). Оно переходит в качественный скачок (что о. Павел Флоренский назвал бы все тем же принципом прерывности), скачок – в ослепительную белизну или ослепительное золото риз Христа, а в нашем случае – в «блистание небесного пурпура» Св. Софии. Уже в этом заключена условность иконописи. Отождествлять символичное изображение красноликого Ангела непосредственно с Самой Св. Софией было не только ложно, но и опасно.

http://azbyka.ru/o-mandorle

сост. Е. Кустовский Ирмологий, с Богом Святым, обдержай вся ирмосы осмогласника, Владычних же и Богоматере праздников и всего лета Ирмосы 1-го гласа Песнь 1 Воскресен: пт ст Твоя победительная десница/Боголепно в крепости прославися:/та бо, Безсмертне,/яко всемогущая противныя сотре,/израильтяном путь глубины новосоделавшая. В Рождество Христово: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Ин канон: Спасе люди чудодействуяй Владыка,/мокрую моря волну оземленив древле;/волею же рождься от Девы,/стезю проходну Небесе полагает нам./Егоже, по Существу равна же Отцу и человеком, славим. В поклонение Честнаго Креста: Божественнейший прообрази древле Моисей,/в Чермнем мори провед Израиля Крестом Твоим,/воду жезлом пресек,/песнь Тебе исходную/воспевая, Христе Боже. Во Святую Пасху: Воскресения день,/просветимся, людие,/Пасха, Господня Пасха:/от смерти бо к Жизни/и от земли к Небеси/Христос Бог нас преведе,/победную поющия. В неделю Фомы: Поим, вси людие,/от горькия работы фараони Израиля Изменшему/и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему/песнь победную,/яко про славися. Во Успение Богородицы (ин канон): Преукрашенная Божественною славою,/священная и славная, Дево, память Твоя/вся собра к веселию верныя,/начинающей Мариаме с лики и тимпаны/Твоему поющия Единородному:/славно яко прославися. Введения (ин канон): вт Песнь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса мышцею высокою/и спасшему Израиля,/яко прославися. Прочии по алфавиту: Вознесу Тя, Боже, Спасе мой,/яко воскресл еси от мертвых,/поправ смерть. ср сб Горькия работы избавлься Израиль,/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко Благодетелю поет Богу,/чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися. Господеви поим победную песнь,/во исходе Израилеве из Египта/Чермнаго моря и Иордана струи огустившему,/Единому преславно,/людем, пешешествующим посреде его,/славно бо прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XXXIX. Речь после краткого молебна в Пюхтицком женском монастыре 38 Радость архипастыря при посещении св. обители. Призываю на вас, боголюбезные сестры сей святой обители, благословение Божие. Милость Божья и покров Пресвятой Богородицы да будут всегда над вами и над сей Святой обителью. Благодарю вас за оказанную вами мне торжественную встречу и за поднятые вами для этой встречи труды и беспокойство среди глубокой ночи. Всегда я с чувством великой духовной радости и духовного утешения и прежде посещал вашу обитель, но особенно ощутительно это чувство в настоящее ночное время, поделюсь с вами этим чувством. Когда мы приближались к вашей обители, увидали красиво освещённые храмы сей обители и услышали звон ваших колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласов кампанов ваших, раздающихся на далёкое пространство среди ночной тишины и чудным видом иллюминованного и освещённого лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы, и пробегали дикие звери, а теперь здесь высятся св. храмы Божьи, и в церквах слышатся гимны Богу, во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских кельях целый сонм людей Божьих. Поистине, теперь эта гора Божия, место святое! Остаётся далее только пожелать, чтобы это святое место было свято не только храмами Божьими и священным Богослужением, в них совершаемым, но и жизнью обитательниц сей обители. Вера и святость жизни, благочестие и трудолюбие да будут всегда в сем святом уделе Божией Матери нашим уделом, тогда благодать и милость Божия, покров и заступление Божьей Матери будут над вами неотлучно, и вы с успехом будете созидать своё спасение. Теперь примите благословение и идите с Богом почивать, с наступлением же следующего дня мне с вами придётся подъять ещё не мало трудов, Господа ради и Его Пречистой Матери, для собственного нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Афонские храмы украшаются иконами и стенною живописью. Иконы размещаются в иконостасе, на столбах храмов, на игуменском месте и по сторонам храма на аналоях. В иконостасе иконы расположены так же, как и в наших храмах, хотя нередко храмовая икона стоит не рядом со Спасителем, как у нас, а за правым приалтарным столбом. Что касается размещения изображений на стенах, которые украшаются ими сверху донизу, то в храмах афонских существует более или менее определенный порядок 1 . В нижнем ярусе самых храмов, несколько повыше монашеских стасидий, расположены большею частью мученики с атрибутами своих мученических подвигов 2 . По линии того же яруса в алтаре изображены святители и главным образом творцы литургий, имеющие нередко в руках свитки с литургийными молитвами 3 . Следующий за этим ярус занят изображениями двунадесятых праздников, из коих Благовещение пишется большею частью на восточной стене повыше иконостаса, а Успение Богоматери почти всегда на задней западной стене. Под этим последним изображением иногда имеется изображение недремлющего ока 4 . В алтаре на горнем месте изображается Богоматерь или с Богомладенцем у девственных своих персей, или же с двумя ангелами по бокам. Ниже под нею (напр. в Протатском, Хиландерском и других храмах) изображен Спаситель, на правой стороне, преподающим Свое пречистое Тело апостолам, подходящим один за другим, – а на левой преподающим таким же образом пречистую Кровь Свою. Подобные изображения находятся и в лавре св. Афанасия, но с присоединением ангелов, совершающих великий выход. Картина эта иногда (Ивер, Ватопед и др.) изображается в шее купола. В третьем ярусе на арках и сводах храма изображения по своим сюжетам разнообразны. Большею частью на правой стороне здесь изображаются события из земной жизни Спасителя в первые годы его жизни на земле, а на левой стороне – события Его последних дней. В куполе изображаются ветхозаветные праотцы и пророки в кружках 5 , а в небе купола или Господь Саваоф с открытым Евангелием в руках (Ватопед) со словами: „Сей есть Сын Мой возлюбленный”, или Спаситель благословляющий одною рукою, а другою держащий Евангелие (лавра), или Богоматерь с распростертыми руками (Зограф и Костамолит). Господь Саваоф пишется редко и изображается в виде старца с сиянием кругом с крестом и с буквами о ων 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 БогоматерьБоголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Мультипликатор не может быть атеистом " 15.09.2007 426 Мультфильмы Юрия Норштейна известны во всем мире. В 1984 году по результатам международного опроса его " Сказка сказок " была признана " лучшим анимационным фильмом всех времен и народов " . А в 2003 году на международном мультипликационном фестивале в Токио лучшим в истории анимационного кино был назван " Ежик в тумане " . В настоящее время Юрий Норштейн снимает мультфильм по повести Гоголя " Шинель " , над которым с большими перерывами работает уже более 20 лет. Даже по эпизодам еще не до конца снятого фильма понятно, что он существенно изменит не только возможности, но и саму природу анимационного кино. - Вы часто говорите о связи иконописи и мультипликации. В чем она выражается? - Я понимаю, что это кажется невероятным - иконопись и мультипликационное кино. Но я абсолютно уверен в том, что нельзя работать в мультипликации, не зная Успения Богородицы и Омовения ног. Мы привыкли видеть в иконе только обобщение и тем самым отвращаем себя от подробностей, которые она в себе таит. Да не заподозрят меня в кощунстве, но мы до такой степени иссушили свои чувства и мозги, что когда начинаем смотреть на иконы, прежде всего ищем сакральный смысл. Хотя вся чувственная сторона иконы в ней тоже открыта. Если бы этого не было, она бы не выполняла своего предназначения. Меня икона интересует не только с точки зрения религиозной, но и бытовой. Вот, например, икона Успение Божией Матери школы Феофана Грека. Я смотрю на апостолов, а они - как дети, у них даже глаза красные от слез. Иконописец очень хорошо представлял себе, как это было. Мне кажется, если бы он был оторван от бытовых вещей и работал только на ощущении божественного откровения, то этого было бы недостаточно. Если нет опоры на земле, опоры в пережитом реально, то икона такой силы не напишется. Без кровавых мозолей в иконописи делать нечего. - Но есть же иконы, в которых, казалось бы, нет никакого бытового слоя... - Надо очень внимательно вглядываться в икону, чтобы понять ее непреходящую жизненную силу. Например, в образе Владимирской Богоматери пяточка Младенца придает иконе движение и абсолютную живость, почти гиперреалистическую!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Илемно. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1810. Адрес: 175061 Новгородская обл., Солецкий р-н, дер. Илемно Координаты: 57.99995, 29.985 Проезд:от г. Сольцы до д. Горки в направлении на г. Дно (примерно 25 км), далее поворот направо на Илемно (есть указатель) грунтовка около 5 км. В селе на перекрестке налево, церковь справа от дороги, летом сильно закрыта зеленью. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Илемно — деревня в Солецком муниципальном районе Новгородской области, относится к Горскому сельскому поселению. Деревня расположена в западной части Новгородской области, близ административной границы с Псковской областью, на правом берегу реки Шелонь, в устье реки впадающей в Шелонь. К деревне проходит автодорога из административного центра сельского поселения — деревни Горки. На противоположном берегу Шелони — деревня Заречье. Погост Илеменской на реце на Шолоне, а в нём церковь Успенье Пречистые упоминается в писцовых книгах 1498 года Шелонской пятины Новгородской земли. Также в конце XVI века упоминается, что здесь «была церковь древена Успение Пречистыя, сожгли литовские люди. А на пожарище, осталась теплая церковь преподобный Сергий». В 1631 году (1636 году) в селе была выстроена деревянная церковь Успения пречистые — Успения Богородицы. В 1810 году в селе была выстроена каменная церковь Успения, а старая деревянная церковь реставрировалась в 1891—1909 гг., и после чего была освящена в честь Казанской иконы Богоматери. До 1927 года деревня относилась к Порховскому уезду Псковской губернии, затем к Солецкому району Новгородского округа Ленинградской области (в 1930 году округ был упразднён), с 1944 года в Новгородской области. После войны в деревне жильё было разрушено и многие жили в деревянной церкви, затем в ней открыли школу, а потом клуб. В клубе случился пожар — у древнего здания сгорела крыша. Ныне в деревне есть часовня Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Кротость Божией Матери и грубость как закон современной лжекультуры Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. 27 августа, 2009 Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о Ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник, престольный праздник главного храма нашей Церкви — сего Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле . Мы прославляем Успение Пресвятой Богородицы. В жизни Царицы Небесной не было человеческого почета и человеческой славы. И единственное событие, связанное с Ее земной жизнью, окруженное славой и почетом, — это событие самого Ее Успения. Мы узнаем об Успении Пресвятой Богородицы из Предания Церкви, из надежных свидетельств древних святых отцов начиная с Дионисия Ареопагита и Мелитона Сардийского, а также Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского, святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. Уже первые пять столетий христианской истории отмечены многими и подробными описаниями земной жизни Пресвятой Богородицы и описанием Ее Успения. В день славы Пресвятой Богородицы — Ее Успения и приятия с телом на небо силой Божественной — Церковь предлагает нам для размышления послание Апостола Павла к Филиппийцам, казалось бы никак не связанное с жизнью Богоматери. Но это только на первый взгляд так. Мы только что услышали замечательные слова, которые Апостол обращает к Филиппийской Церкви, говоря о самом Спасителе, что Он уничижил себя, принял образ раба, стал подобным человекам, смирил себя даже до смерти и смерти крестной, а потому Бог превознес Его (см. Флп. 2, 7-9).

http://pravmir.ru/krotost-bozhiej-materi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АПОКРИФЫ [греч. πκρυφος - тайный, скрытый, сокровенный], произведения религ. лит-ры (иудейской и христ.), посвященные по преимуществу событиям и лицам священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включенные в канон Церковью (а ветхозаветные также иудейской синагогой), обычно с недостоверным указанием авторства (см. Псевдоэпиграфы ). В жанровом отношении А. в большинстве случаев соответствуют каноническим библейским памятникам (см. ниже). Условно, в соответствии с многовековой, зачастую неписаной церковной практикой (для разных эпох, стран и Поместных Церквей достаточно индивидуальной) все А. можно разделить на 3 основные группы: 1) т. н. псевдоканонические, или квазиканонические, к-рые включаются в сборники уставных чтений («Протоевангелие Иакова», «Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери» и др.), иногда помещаются (в средневек. рукописной традиции) в качестве предисловия к книгам Свящ. Писания («Сказание, како состави Давид пророк Псалтырь»); 2) неканонические А., тематически, структурно и сюжетно сходные с каноническими текстами. Сюда относится большинство А. ветхозаветных и новозаветных (далее А. в. и А. н.); 3) антиканонические А.; таковыми считаются гл. обр. сочинения, отражающие элементы еретических (гностических, дуалистических) учений. В отдельную группу выделяют апокрифические правила, молитвы. В ходе формирования библейского канона А. были отвергнуты Церковью из-за множества подробностей библейской истории, не всегда достоверных с ее т. зр. А. вносились в специальные, утвержденные церковными постановлениями индексы, т. е. перечни текстов, не допускавшие их к чтению и распространению среди христиан, и потому А. получили название «отреченных писаний» или «отреченных, ложных книг». Параллельно составлялись также индексы «истинных» книг. Первый такой индекс был составлен Евсевием Кесарийским († ок. 340), где были выделены 3 категории сочинений - 1) канонические книги, 2) спорные, но допускаемые к чтению и 3) «отреченные». 496 г. датируется список «истинных и ложных» писаний, утвержденный декретом папы Геласия I (Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis). В нем перечислены 27 канонических книг НЗ и приведен список «отреченных» книг («Мучения святых Феклы и Павла», «Мучения Кирика и Улиты», «Мучения святого Георгия», «Имена ангелов», «Имена демонов», «Книга Физиолог», «Видения апостола Стефана», «Видения святого Фомы», «Видения святого Павла», «Евангелие Иова», сочинения Тертуллиана и др.).

http://pravenc.ru/text/75608.html

Основные праздники В дальнейшем изложении мы вкратце разберем иконы церковных праздников. Прежде всего, это иконы величайшего праздника Пасхи (Сошествие во ад и Жены Мироносицы у Гроба) и иконы двенадцати великих, так называемых двунадесятых праздников – шесть Господских, четыре Богородичных (см. разбор иконостаса на с. 106–107), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, среди икон главных праздников помещены также иконы других, менее важных праздников, как то: Воскрешения Лазаря, Покрова Божией Матери, Преполовения Пятидесятницы и две иконы Распятия – писаная и резная (крест). Иконы праздников, расположенные по течению церковного года, приведены в следующем порядке: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Жены Мироносицы у Гроба, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, Троица, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Преображение Господне, Успение. В выборе разбираемых здесь икон, как праздников, так и Спасителя, Божией Матери и отдельных святых, мы руководствуемся не их художественным достоинством, а их строго православной иконографией. Другими словами, здесь воспроизведены лишь те иконы, которые не имеют никаких догматических искажений, никаких заимствований из западного искусства и вполне передают неповрежденное учение Православной Церкви, ничем не нарушая иконописного канона. Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Псков. Конец XVI- начало XVII в. Псковский музей-заповедник. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш...» 242 В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого избран и благословен уже от матернего чрева (Зачатие Марии св. Анной празднуется 9 декабря). Евангелие обходит молчанием Рождество Божией Матери, тогда как о Зачатии и Рождестве Предтечи, также празднуемых Церковью, повествуется подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010