праздники в честь Ее: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение, Покров Ее, и праздники в честь Ее икон: Владимирской, Смоленской, Знамения (Новгородской), Тихвинской и Казанской   «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Так прославляют все православные христиане Богоматерь, и этим самым показывают, что, после Господа, Она заслуживает самого глубокого благоговения со стороны верующих. Она всегдашняя Помощница и усердная Заступница всех, обращающихся к Ней с горячей любовью и усердною молитвой; Ее чудеса неисчислимы, и почти каждый город, каждое селение считает Ее своей Покровительницей. С благословения Царицы Небесной и в честь Ее святого имени, посвятим несколько минут на ознакомление с Ее жизнию и Ее благодеяниями роду христианскому. Ко времени пришествия на землю Спасителя мира, иудейская земля – Палестина – разделялась на три части: Иудею, Самарию и Галилею. Галилея находилась на севере Палестины и считалась между иудеями страной нехорошей, потому что галилеяне жили рядом с язычниками и заимствовали от них некоторые языческие обычаи. На одной из Галилейских гор построен был городок Назарет. Отсюда открывается прекрасный вид на дивные Галилейские горы, вдали расстилается Галилейское озеро, или, как обыкновенно называли его – море, и обрисовывается гора Фавор, на которой преобразился Господь наш Иисус Христос . В этом-то, прекрасном по своему местоположению, городке, незадолго до того времени, когда должно было исполниться пророчество о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, жили благочестивые супруги – Иоаким и Анна. Оба они происходили из царского рода Давида, были люди достаточные и отличались безграничной любовью к Богу и милосердием к ближним. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадной: прошло уже более 50 лет их брачной жизни и они не имели детей. И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у Евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост. Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето. Церковный год – это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитывать собственной жизнью. Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую историю?  Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. У него была жена, возможно, были дети, ежедневно он занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом.

http://pravoslavie.ru/2414.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  4.7 из  5) Предыдущий Следующий 76. Предпраздничные посты Какой длительности должны быть посты перед праздниками? Являются ли Великий или Петров пост предпраздничными? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В продолжение начатой прошлый раз темы сегодня поговорим о предпраздничных постах, к которым традиционно относятся четыре известных нам многодневных поста, установившихся к концу четвертого столетия, почти во всех поместных Церквах. Считается, что их главное назначение готовить нас к воспоминанию важнейших событий Божиего домостроительства о нас: к Рождеству Христову, Пасхе, Успению Божией Матери… С этим я спорить не буду, но в связи с этим у меня (да и не только у меня, наверное) возникает вопрос: А почему только к этим праздникам? У нас что, больше нет других, относящихся к домостроительству нашего спасения? Или событие Рождества Богородицы менее важно, чем Ее Успение? И еще, если посты перед указанными праздниками – это формат их почитания, то почему день памяти апостолов Петра и Павла предваряется длительным постом (бывает даже более 40 дней), а дни памяти Иоанна Богослова (9 окт. по н.ст.) или апостола Иакова, брата Господня (9 нояб. по н.ст.) вообще никаким постом не отмечаются? Я уже не говорю про Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (которое вспоминается 7 июля по н.ст.)! Они, что меньше заслуживают? Но и это еще не все! Если уж таким образом необходимо почитать святых, то почему пост перед днем празднования апостолов БОЛЬШЕ ПО ВРЕМЕНИ, чем пост перед праздником Богоматери? Она что, тоже меньше заслуживает, чем те, один из которых отрекался от Христа, а другой был гонителем Церкви? Согласитесь — это, по меньшей мере, выглядит как-то несправедливо. На самом деле все известные нам уставные посты имеют разные предназначения. Сначала у христиан был лишь один обязательный для всех предпраздничный пост, предшествоваший Пасхе. Прочие посты тогда были произвольными как по времени, так и по назначениям.

http://azbyka.ru/video/76-predprazdnichn...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Успение Пресвятыя Богородицы Ближайший ученик Апостола Павла Дионисий Ареопагит рассказывает о своей встрече с Богородицей. Он пишет, что личность Пречистой произвела на него такое сильное впечатление, что если бы он не знал, что Она не Бог, а Матерь Божия, то счел бы Ее Богиней. От Пречистой Девы исходил могучий поток чистой всепоглощающей любви. Это была изумительная, непонятная для разума, непостижимая для сердца Небесная Красота. Она вела себя удивительно просто, и одновременно в Ней чувствовалось великое достоинство. В Ее словах ощущалась могучая убедительность и неопровержимость Ее Святых доводов. Матерь Божия говорила не громко, но и не тихо. После встречи с Пречистой долгое время в сердце сохранялось состояние особого благодатного покоя, мира и святой любви. Еще на Голгофе распятый Иисус усыновил Иоанна Богослова Пречистой. С тех пор Богоблаженная Мария жила в доме Иоанна Бо-гослова. Через некоторое время Богородица, как и все Апостолы, отправилась с проповедью Евангельских истин. Она обошла многие страны Причерноморья, побывала на берегах Афонского полуострова, тогда еще диких. Пречистая предрекла этой земле святую монашескую жизнь в ее многочисленных монастырях. Более 50 лет Матерь Божия жила с нами на земле. На Нее перенесли враги Иисуса свою злобу. Ее оскорбляли, унижали, насмехались над Ней, совершали попытки убийства, но благодать Творца Вселенной ограждала Ее от всех зол. Но вот произошло всерадостное событие для Богоматери. Беспредельно любимый Ею сын Иисус прислал весть. Это было не письмо. Это была живая ветвь райской лилии. Много раз в жизни Марии небесный посланник Гавриил являлся к Ней. И на этот раз, спустившись с наднебесных высот от Престола Иисусова, Архангел возвестил Его Преблагословенной Матери: «…радуйся, благодатная, Господь с Тобою». Он сообщил Богородице, что пришел конец Ее трудов, болезней, унижений и опасностей, связанных с земным существованием. Через три дня Сам Ее Сын придет и возьмет к Себе. Отныне Она станет Царицей Неба и Земли. Отныне Ее будут прославлять Ангелы, Архангелы и все небесные силы. Отныне Она сможет не только опекать живущих вокруг, но и станет благодетельницей Вселенной и Человечества.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мария Магдалина. Избранные жизнеописания святых 31 мин., 01.01.2008 У меня родилась дочка. Решили ее назвать простым русским именем - Маша. Признаться, мне не нравится стремление современных родителей назвать ребенка понеобычнее. Тем более, старшего сына зовут Ваней. Получилось как в сказке – Иван да Марья. Настала пора ребенка крестить - и тут начались сложности. Ведь при крещении имя дают в честь святого - таким образом человек приобретает небесного покровителя. Когда священник спросил, в честь какой Марии хочу назвать девочку, я растерялась. Честно говоря, меня мало интересовал этот вопрос... В конце концов нарекли моего ребенка в честь Марии - сестры Лазаря и отпустили с миром. А я, придя домой, принялась читать жития святых, чтобы узнать, чем же прославилась наша святая - уж очень стыдно стало за свое невежество. Увлекшись, прочла и о других Мариях. Их оказалось много - и ни одной похожей судьбы. Больше всех почитают, конечно, Пресвятую Богородицу - Деву Марию . Ведь Матерь Божия (как верят православные) является заступницей и молитвенницей за нас перед Господом. Люди молятся ей, просят ее о помощи в самые тяжелые моменты жизни - и по многочисленным свидетельствам, собранным Церковью за сотни лет, эти моления, обращенные к Богоматери, не остаются без ответа... События ее жизни стали великими праздниками для всех христиан. Это: Рождество Богородицы (8 по старому - 21 сентября по новому стилю), Введение во Храм (21 ноября -4 декабря), Благовещение (25 марта - 7 апреля), Рождество Христово (25 декабря - 7 января), Сретение (2-15 февраля), Успение (15 августа - 28 августа). Однако всем желающим креститься необходимо помнить, что по обычаю, принятому в Русской Православной Церкви, в честь Богородицы крещающихся НЕ НАРЕКАЮТ. Возможно, эта традиция сложилась потому, что Пресвятая Дева Мария, в глазах православных христиан, является заступницей за каждого, независимо от того, как человека зовут.

http://foma.ru/mariya.html

Священные писатели новозаветные мало говорят нам о событиях из жизни Пресвятой Богородицы. И это потому, как говорит предание, что Богородице самой не было угодно, чтобы подробности святой Ее жизни вошли в содержание книг нового завета. Святые Апостолы, благоговея пред Пресвятою Девою, Матерью их Небесного Учителя, в своих писаниях действительно упомянули только о некоторых слишком немногих событиях из жизни Богородицы, умолчав о всех прочих. Но тоже благоговение пред Благословенною Владычицею не могло не быть и причиною того, что почитатели Ее позаботились о сохранении для потомства подробностей касательно тех или других событий из Ее жизни. Сама Пренепорочная Владычица некогда пророчественным голосом сказала о Себе: Се бо отныне ублажат мя вси роди 1 . Естественно ли забывать о том, кого мы ублажаем и почитаем?... Вот почему и в ряду праздников, установленных вселенской церковью в честь Преблагословенной Матери Господа, встречаются праздники не только в память таких событий из Ее святой жизни, которые известны из богодухновенных писаний новозаветных, но и таких, которые не известны из них, а известны по преданию, свято хранившему память о них. Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен именно в память одного из таких событий. Считая приличным времени изложить историю события, послужившего поводом к установлению праздника в пятнадцатый день Августа, мы будем излагать эту историю именно так, как она известна из предания 2 . По совершении Спасителем великого дела искупления рода человеческого и по вознесении Его на небо, Пресвятая Матерь Господа оставалась еще не мало времени на земле среди Апостолов и других людей, благоговейно чтивших великое дело искупления, совершенное Ее Сыном – по человечеству. Услышав от Спасителя во время Его крестных страданий: жено, се сын твой 3 – (слова, обращенные к Богородице и указывавшие на Иоанна Богослова), – се мати твоя 4 – (слова, обращенные к Св. Иоанну Богослову и указывавшие на Богоматерь), – Она большую часть остальной своей земной жизни провела в дому Св. Иоанна Богослова. Во все это время она непрестанно горела желанием оставить земное поприще и переселиться в небесные обители, чтобы скорее видеть возлюбленного Сына своего, приявшего по вознесении на небо свою божескую славу. Об этом Она неоднократно молила и своего Господа. Свои молитвы к Нему Она воссылала на горе Елеонской, той самой, с которой славно вознесся на небеса Господь и Сын Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Слово в день Успения Божией Матери. (15 августа 1884 г.) Воспоминая сегодня блаженное успение пресвятой Богородицы, мы должны, по мысли и намерению св. церкви православной, во-первых прославить праздничными и хвалебными песнями отошедшую от нас видимо, но и в успении своем нас неоставляющую Матерь Господа нашего, а во-вторых – ликовствующим духом своим подвигнуться к тому, чтобы укрепить и усилить наше единение с нею через посильное подражание ее богоподобным качествам. В первом деле руководила и руководствует нас сама Христова церковь , оглашая слух наш разнообразными священными гимнами, которые составлены богомудрыми мужами и песнопевцами в похвалу и честь Матери Божией, вошедшей, после успения своего на земле, в неизреченную и вечную славу божественного Сына своего на небе. Во втором деле поруководить вас, братия и сестры о Христе, лежит обязанность на нас, ваших пастырях духовных. Какое же качество чистейшей души богоматерней избрать нам для сегодняшнего слова, чтобы научиться подражать ей? Дивны и многочисленны эти качества. Нет добродетели, нет ни одного вида ее или оттенка, которой высочайшим образцом не была бы пренепорочная Матерь Господа нашего. Все, что мы знаем о ней из священных книг или из предания церковного, все достойно нашего всецелого подражания и глубочайшего благоговения. Хотим ли мы стяжать веру в Господа Бога и преданность Его св. воле, хотим ли научиться терпению, возревнуем ли о христианском смирении, возжелаем ли украситься чистотой и целомудрием души и тела, решимся ли обучить себя иной какой либо добродетели, – во всех этих случаях мы должны взирать на светоносный лик пречистой девы Марии, и из ее жизни заимствовать правила для своей жизни и для своего поведения. Но иногда устрашает нас высота образца и наша чрезмерная отдаленность от него по нашим немощам душевным, а с другой стороны наше мирское и многомятежное положение в жизни, тысячами нитей нас привязывающее к земле с ее нуждами, огорчениями, трудами, а равно и с развлекающими удовольствиями, и вообще с ее суетой. Иногда думается по этому поводу, что мирские люди, при всех своих усилиях, могут достигать только до невысоких степеней нравственного совершенства, и что для них обязательна и возможна только подходячая им особого рода и, так сказать, низшего качества добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса Содержание Введение О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, Главу Церкви, от тела Церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов Предварительные сведения о книге Деяний Апостольских Надписание О том же Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских О книге Деяний св. Апостолов Мнение св. Иоанна Златоустого о том, почему книга Деяний Апостольских читается от Пасхи до Пятидесятницы Библиографический указатель к Введению Часть первая. Церковь Христова из Иудеев (I-XII гл.) Глава I Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1–3 О том же Вознесение Господне. (Выписка из Священного Писания) Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Вознесение Господне. О том, как совершалось вознесение Иисуса Христа на небо Какое значение имеет в домостроительстве нашего спасения вознесение Господа О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием Из беседы на Вознесение Господне. О явлении Ангелов О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца Гора Елеонская (ст. 12) Размышление в день Вознесения Господня Положение Апостолов по вознесении Иисуса Христа Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды (I, 12–26) О горнице Сионской и о том, что она была первоначальным образцом св. христианского храма (I, 13–14) Церковные предания о жизни Богоматери по вознесении Иисуса Христа (ст. 14) Успение Пресвятой Богородицы Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Содержание Предисловие Очерк монументально истории Москвы Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Успенский собор Благовещенский собор Древние чертежи Москвы Иван Великий Спас на Бору Чудов монастырь Церковь Рождества Предтечи Церковь Риз Положения, или Печерская Синодальный прежний Патриарший дом Вознесенский девичий монастырь Церковь Константина и Елены Благовещение на Житном Дворе Придворные Кремлевские церкви Церковь Рожественская Верхоспасский Собор Словущаго Воскресения, или обновления храма Воскресения Христова Распятская Церковь Церковь Св. Екатерины Мученицы Стретенский собор на сенях Спас на сенях у царевен Успение Богоматери Св. Апостолов Петра и Павла Св. Мученицы Варвары Государев дворец Царские терема Оружейная палата Потешный дворец Арсенал Кремлевские укрепления Спасские ворота Кремлевские Никольские ворота Троицкие ворота Покровско-троицкий собор Лобное место     Памятники Московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы Сочинение Императорского общества истории и древностей российских действ. Члена Ивана Снегирева С тремя планами Москвы, двадцатью тремя картинами, по рисункам Академика Солнцева, отпечатанными красками и семнадцатью гравированными и литографированными рисунками. 1842–1845 Предисловие Памятники Московской Древности, запечатленные историческими воспоминаниями и пережившие столько веков и столько испытаний, представляют нам остатки и вместе признаки древнего быта и бытия Москвы, проявление в ней городской и государственной, внутренней и внешней жизни народа и, так сказать, родословие города, который сделался сердцем и душой Государства. По связи своей с религией, нравами, обычаями, правлением, образованностью, они составляют священное достояние государства отличительное украшение древней его столицы и важный предмет истории отечественных художеств, тесно соединенной с историей народного образования; ибо прошедшее, по всеобщему закону перерождения, хотя изменится, но продолжается непрерывно в настоящем. История Москвы открывает нам, сколько существовало и сколько истреблено было таких памятников и вместе с тем письменных свидетельств, без коих и памятники, пощаженные временем, остаются безгласными и незначительными; даже самое восстановление и поновление иногда сглаживали с них черты их характера и стиля, наводя на них новый колорит, им не соответственный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/1320003.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010