Указатель 1 к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни Рождество Христово, 25 дек. Обрезание Господне, 1 января. Сретение Господне, 2 февраля. Преображение Господне, 6 августа. Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий. Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе). Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе. Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы. Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году 13 сент. Знамение креста, явльшееся на небеси в Иерусалиме 351 г. 7 мая. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня, 1 авг. Празднество Всемилостивому Спасу и пресвятой его Матери, 1 августа с 1164 г. Принесение нерукотворенного Образа из Едеса в Царьград в 944 г. 16 авг. Принесение честной ризы Господней из Персиды в Москву в 1625 году, 10 июля. Принесение из Мальты в Гатчину части животворящего креста Господня в 1799 году, 12 окт. Праздники Пресвятой Богородицы Зачатие пресв. Богородицы, 9 дек. Рождество ее, 8 сент. Вход во храм, 21 нояб. Благовещение, 25 марта. Успение, 15 августа. Собор ее, 26 декабря. Положение ризы ее во влахернском храме, 2 июля. Положение пояса ее в Халкопратиях, 31 авг. и 12 апр. Акафист (10 марта) в субботу 5 недели В. поста. Арматийской иконы Богоматери, 17 авг. Ахтырской, 2 июля. Боголюбской, 18 июня. Владимирской, 26 авг., 23 июня и 21 мая. Всех скорбящих радости, 24 окт. Гребневской, 28 июля. Грузинской, 22 авг. Донской, 19 авг. Живоносного Источника, в пяток Светлой седмицы. Знамения новгородской 27 ноября, устюжской 8 июля, чирской 16 июля. Иверской, 12 февр. 31 мар. и во вторник светлые недели. Иерусалимской, 12 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2. Ни человеческий язык, ни ум премирных ангелов не способны по достоинству восхвалить Ту, через Которую нам дано ясно узреть славу Божию (2 Кор. 3:18). Так что же? Будем ли мы молчать, удерживаемые страхом, из-за того, что не можем принести достойную хвалу? Всего менее. Пойдем ли мы, как говорится, не разбирая ступеней, забудем ли о присущих нам пределах, коснется ли дерзко неприкосновенного, отбросив узду страха? Никоим образом. Лучше мы, смешав страх с любовью и сплетя из них единый венок, со священным благоговением, трепетной рукой и пламенеющей душой принесем невзыскательный плод нашего разума как долг благодарности Царице Матери, благодетельнице всякого естества. Есть рассказ о том, как некие земледельцы, пахавшие на волах свое поле, увидели следовавшего мимо них царя одетого в великолепные пурпурные одежды, украшенного блистающей диадемой, окруженного кольцом из несметного числа телохранителей, и поскольку у них не было ничего, что можно было бы поднести в дар властителю, то один из них без промедления зачерпнул руками воды (а поблизости протекал обильный поток) и преподнес ее в дар самодержцу. Царь обратился к нему: «Что это чадо?» Он же смело отвечал: «Что у меня было, то я и принес, посчитав за лучшее не скрывать усердие за бедностью. Ведь ты не имеешь нужды в наших [дарах] и не желаешь от нас ничего, кроме благоговения; для нас же совершаемое мною есть и долг и похвала, ведь слава часто следует за людьми благожелательными». Тогда удивленный царь похвалил [таковую] мудрость, принял благосклонно усердие и многими великими дарами щедро отплатил [земледельцу]. Стало быть, если тот высокомерный тиран предпочел благоговение пышности [даров], то не тем ли скорее примет наше стремление, невзирая на его немощь, сия подлинно благая Владычица, Матерь Единого Благого Бога, снисхождение Которого беспредельно, Который две лепты предпочел многоценным приношениям (Мк. 12:41—44)? Подлинно примет Она приносимое нами как дань и воздаст мерой несоизмеримой. Итак, когда все побуждает нас говорить, дабы исполнить свой священный долг, обратим к Ней свое слово.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Итак, сильна во спасение помощь Твоя, Богородице, и не нуждается в чьем-либо другом предстательстве пред Богом. Ты – сущая Матерь истинной жизни; Ты – избавление поношения Евы. Она – матерь праха, Ты – света; ее ложесна – тление, Твое чрево – нетление; та – селение смерти, Ты – преставление к жизни; чада той – печаль, а Твой Сын – всеродная радость. Та, будучи землей, отошла в землю; Ты же родила нам Жизнь и взошла к Животу, можешь и по смерти подавать людям жизнь. Величию Твоему несть конца ( Пс. 144:3 ). Нет насыщения помышлениями о Тебе и постоянными воспоминаниями о Твоем преставлении, так как и предстательство Твое –жизнь, и покровительство Твое – непрестанно. И если бы не предтекла Ты, то никто не сделался бы духовным, никто не поклонился бы в духе Отцу: ибо человек сделался духовным тогда, когда Ты, Богородица, стала жилищем Духа. Никто не исполнен Боговедения иначе, как чрез Тебя, Пресвятая; никто не избавлен от опасностей иначе, как чрез Тебя, Матерь–Дева; никто не искуплен иначе, как чрез Тебя, Богоматерь; никто не помилован туне, если не чрез Тебя, Боговместительная. И кто так защищает грешников? Кто так щадит неисправившихся? Никто из могущих помогать, боясь за нас посечения приточной смоковницы, не решился бы принести моление о нас к Богу, дабы, когда изречен приговор нашему бесплодию, ходатайство не оказалось неприемлемым; Ты же, имея матернее дерзновение пред Богом, испрашиваешь благодать прощения и величайшим грешникам. И подлинно, Ты не можешь быть не услышанной, так как слушает Тебя Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог ( Еф. 4:6 ), – слушает, как истинную и непорочную Матерь Свою. Посему с упованием прибегает к Тебе скорбящий, прилепляется к Тебе немощный, противопоставляет Тебя врагам терпящий нападения от них. Ты прелагаешь «гнев и ярость и послание злых духов» ( Пс. 77:49 ); Ты отвращаешь праведный гнев и достойное осуждение от народа весьма любимого Тобою и нарицаемого именем Сына Твоего. Посему и христианский народ Твой дерзновенно вручает Тебе свои прошения к Богу: Он дерзает несомненно надеяться, Всесвятая (благодаря многим Твоим благодеяниям к нам, а также тому, что часто призывает Тебя в молитвах), – дерзает надеяться, что Бог услышит его. Кто за это не ублажит Тебя – превосходящее разум зрелище ангелов, предивное насыщение людей, восприятие рода христианского, постоянное прибежище грешников? Ибо, как только христианин устрашится или преткнет о камень ногу свою, тотчас призывает Твое имя на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы События Успения Пресвятой Богородицы детально представлены в иконографии, полноценное формирование которой относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене, и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке 129 . Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы. За ложем стоит Спаситель с душой Богоматери – в виде спеленутого младенца. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется Престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на Евхаристии и Причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение Святых Даров в Литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего Престол. Часто в сцене Успения встречаются два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Это святые Дионисий Ареопагит , Иерофей, Тимофей Ефесский и Иаков, брат Господень, присутствовавшие, по преданию, при Успении Богоматери. Их образы символизировали Причащение архиереем священников в Таинстве Евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия Святых Даров, словно прислуживают на Литургии в качестве диаконов. Согласно традиции Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Примерно с XI века получает распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Например, фреска из церкви Святой Софии в Охриде, Македония; икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Успение Пресвятой Богородицы 28.08.2020 667 Время на чтение 3 минуты Слово приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова) на Успение Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему же мы сегодня, в день Успения Божией Матери, должны радоваться? – Потому, что одно уже слово «успение» показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенная. Это был сон, за которым скоро последовало радостное пробуждение. Успение Пресвятой Богородицы. Икона XIII века За несколько дней до успения Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о скором отшествии Ее из этой жизни. Исполненная глубокой веры в жизнь будущую, вечно блаженную жизнь, Она принимает эту весть не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собирает в Иерусалим Апостолов, чтобы они воздали Богоматери честь и погребли Ее. В самый же час кончины необычайный свет осиявает храмину Пресвятой Девы и в отверстом небе присутствующие зрят Самого Господа Славы с Ангелами и святыми, исходящего в сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особому устроению Божию, является после погребения Пречистой, желает поклониться Ей, гроб ради него открывают, но тела Богоматери в нем уже не находят… В такой дивной кончине Преблагословенной Девы Марии, к утешению всех христиан, особенно торжественно проявились сила и величие Господа нашего Иисуса Христа, Который смертью Своей и Воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительной соделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. До пришествия Христа на землю смерть была очень страшна для человека, потому что она похищала его, как лютый зверь свою добычу, безвозвратно, и не было никаких средств, чтобы избавиться от нее, ибо грех царствовал над людьми. Но после явления Господа во плоти и одержанной Им над грехом и смертью победы, ужас смерти исчез, она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего Воскресения. По мере того как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, исчезает и страх смерти, так что торжествующие победители греха с радостью встречают ее и уже не умирают, а точно засыпают покойным сном. Самый очевидный пример торжества над смертью мы видим ныне в Успе­нии Пречистой Девы Марии. Она склонилась во гроб только для кратковременного отдохновения. За Божией Матерью мы видим Апостолов, мучеников и всех святых, встречавших смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ сего мира, его скорбей и несчастий дарует им вечное блаженство.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/28/uspeni...

Высокий жребий преблагословенной Девы Марии, предназначенный Самим Богом Ей на служение спасению мира, сделал всю жизнь Её непрерывным чудом: чудно было Её зачатие и рождение от престарелых родителей, чудно было Её введение в храм и благовещение, ещё более того чудно было Её успение. Успение Божьей Матери сопровождалось многими чудесами. Горя непрестанной любовью к Богу, Святая Дева часто молилась и вздыхала о своём переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего, и Господь Бог внял Её молитвам. Когда Она приближалась к концу своей жизни, Он открыл Ей день Её кончины, во время Её молитвы, на горе Елеонской, открыл, без сомнения, для того, чтобы Она при переходе из этой жизни в будущую могла проститься с близкими сердцу Её учениками Иисуса Христа, благословить и наставить их всех, с любовью Её окружающих. Ко дню кончины Апостолы, рассеянные для проповедования Евангелия Христова по всему миру, вдруг восхищены были облаками и поставлены в Иерусалим при предсмертном одре Божьей Матери. В самую минуту расставания души с телом, явился во сретение души Её, в необычайном свете, осиявшем храмину Умирающей, Господь с Ангелами и Святыми, и принял в Свои объятия пресвятую Её душу. А в день погребения облачный круг осенял и охранял пречистое тело Богоматери, несомое Апостолами на погребение. Но и после погребения Господь не оставил пречистого тела Своей Матери в земле и не предал его тлению, подобно всем греховным телам человеческим. Св. ап. Фома, не бывший при смерти и погребении Св. Девы, пришёл в Гефсиманию, где погребено было тело Божьей Матери и, желая видеть и облобызать останки Её, открыл гроб, но пречистого тела Её уже не было во гробе. «Сын Божий почтил пренепорочную Матерь Свою, яко Себе. Ибо как Сам Он воскрес в третий день и в сороковой – вознёсся на небо с пречистой плотью, так и Матерь Свою воскресил Он в третий день и вознёс к Себе на небо (Чет. Мин. 15 авг.) » Вот каково было успение Божьей Матери, и это то чудное успение прославляет ныне наша церковь !...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Успение: мирная кончина, подобная сну 3 мин., 24.08.2018 Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины. В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23), сказал апостол Павел: κηρσσομεν Χριστν σταυρωμνον, ουδαοις μν σκνδαλον, λλησι δ μωραν. Но «безумное Божие мудрее людей» (1 Кор. 1, 25), говорит дальше апостол. Христианское безумие, μωρα (mria), оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью. День расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе. «Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова κομησις (koimsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμω (koima), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать». Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь. Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария  воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.

http://foma.ru/uspenie-mirnaya-konchina-...

ПОУЧЕНИЕ накануне Успения Пресвятой Богородицы Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ) Действительно, Богоматерь возвеличена; в сонме созданных разумных творений Божиих Она возвеличена превыше не только всех людей, от века угодивших Богу, но названа «Честнейшей Ангелов, Херувимов и Серафимов». Многочисленные праздники в Ее честь всегда отличаются особенным приветом. Человечество в этих праздниках чтит Богоматерь не только благоговейным выражением веры, но оно чествует в них Заступницу, Споручницу, Молитвенницу, Ходатаицу, Отраду и Утешение мира. Из всех же праздников Богородичных, Церковь особенно торжественно украшает день Ее славного Успения. «Твое славят... Успение... Силы и Херувими и страшнии Серафимы: радуются земнородные, припадают вернии со Архангелы и Ангелы» (Стихира Успению Божией Матери, глас 1). Жизнь св. Девы Марии на земле была скромная и смиренная. Ее доля напоминает собой долю многих, наиболее же тружениц – дев и женщин, которые в тишине и безвестности ведут богоугодную жизнь. Не выдвигалась Она из толпы смиренниц, любила Она уединение и простоту, слышала о Себе и вести нехорошие, и слухи неподобные; слышала, плакала, страдала и молчала. Но вот настал и для Ее земной доли последний день. И этот день был день чудес. Скромная доля земная превратилась в небесную славу; Ее гроб стал бессмертным источником исцелений и чрезвычайных чудес для устрашения неверующих, Ее славное Успение стало славным Воскресением. Богоматерь подавала пример Своей жизнью, подает нам пример и уясняет значение смерти. Успение Пречистой поучает, что «живот предобручает смерть», что христианская кончина есть венец жизни, что смерть для добрых христиан есть дверь к тому полному внутреннему успокоению, которого, большею частью, каждый из нас ищет на земле. Жизнь человека представляется как сцепление многочисленных узлов. Так или иначе, по воле его или без его воли, но эти узлы, чем более живем, тем более запутываются. Одна только честная смерть их развязывает. Последнее дыхание, последний луч сознания освещает пред человеком тайну разрешения этих многосложных узлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Пятнадцатый день. Поучение 3-е. Успение Божией Матери. (Почему в день Успения Богоматери св. церковь повелевает нам радоваться?) I. Событие, ныне воспоминаемое, по видимому печально: Пресвятая Дева на смертном одре; тело Ея бездыханно; святые апостолы с плачем готовятся к Ея погребению. Церковь между тем повелевает нам не скорбеть, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста. Где же источник этой радости? II. а) Уже самое слово – Успение Божией Матери показывает, что смерть Ея была необыкновенная. Это был сон самый сладостный, за которым скоро последовало еще более радостное пробуждение. За несколько дней до успения, архангел Гавриил явился к Ней с радостною вестию о скором соединении с возлюбленным Сыном. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собрала в Иерусалим апостолов, чтобы они воздали Ей честь погребения. В самый час кончины, необычайный свет осиял Ея храмину, как бы разверзлась кровля, и в отверстом небе виден был Сам Господь с ангелами и святыми – исходящий во сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особенному устроению Божию, является после Ея погребения, желает поклониться Ей: гроб открыли, но уже не нашли в нем тела Богоматери. В такой дивной кончине Преблагословенные Девы, к утешению всех, явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своею и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостною и блаженною. Здесь первая причина нашей радости. б) Во-вторых, мы радуемся о Преблагословенной Деве, что Она, после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ея жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ея добродетели . Преблагословенная Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смиряла, терпела; с этих пор начинается и Ея возвеличение и прославление. Пророк Давид провидел это возвеличение Приснодевы и в радостном восторге воскликнул: «предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преукрашена» ( Псал. 44, 40 ). Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное Ей Воскресшим из гроба; будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницею добродетели, наградою подвигов, совершаемых в жизни. У гроба познается человек; вся жизнь его как бы выступает наружу: клевета смолкает, покров смирения разоблачается, добродетель и правда торжествуют. «И услышал я голос с неба, говорящий мне», пишет в откровении тайновидец Иоанн, «напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей», «говорит Дух, они успокоются от трудов своих и дела их идут в след за ними» ( Апок. 14, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     28 августа Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. На Святой горе, Уделе Божией Матери, этот праздник чтится особо. В этот день на Афоне отмечаются Панигиры (престольные праздники) в древнерусском скиту «Ксилургу» (Пантелеимонов монастырь), Иверском монастыре и в соборном храме Протата.Преподобные афонские отцы всегда отличались удивительной любовью к Богоматери. Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонских старцев об Успении Божией Матери, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям. 1. Всякий раз, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю. Пасху для нас подготавливает Госпожа Богородица – славный переход от смерти к жизни. Вторая Пасха – поистине святая, непорочная, животворящая для человеческого рода, так как сегодня «побеждаются естества уставы». Архимандрит Ефрем (Мораитис) 2. В час Успения Богоматери Господь, сопровождаемый небесными рядами Ангелов и святых, забирает Ее душу не просто на небеса, но «к Своему Царственному Трону, во Святая Святых». Архимандрит Ефрем (Мораитис) 3. В юности Пре­святая Богородица была введена в Святая святых храма Соломонова, а в Успении Своём Она Своей пречистой, прекрасной душой и преславным нетленным телом вошла в Святая святых на Небесах. Архимандрит Ефрем (Мораитис) 4. Мы ныне празднественно творим святое Успение, или преставление, чрез которое Умаленная на краткое время пред Ангелами, превзошла без сравнения Ангелов и Архангелов, и сущие над ними премирныя Силы, Своей близостию к Богу и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. Святитель Григорий Палама 5. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее. Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы. Преподобный Силуан Афонский 6. Ныне же Имущая небесное приличное жилище, как бы Ей Самой соответствующий чертог, в который днесь переселилась от земли, предстала одесную Вседержителя «в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена» (Пс. 44, 10), согласно изречению о Ней Псалмопевца пророка.

http://pravoslavie.ru/115365.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010