По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. 28 августа. ПРАВМИР. Сегодня Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали. При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к Родив­шемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий». Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач». Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении. Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Слово на тот же день Успения Приснодевы и в том же соборе сказанное в 1865 г. О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание богородичен святый доме. Стих 1 на Господи воззвах. Так предначинает духовное веселие и торжество св. Церковь , воспевая ныне кончину или Успение Пресвятой Девы, виновницы нашего спасения. Так возбуждает она к священной радости последнее земное жилище Богородицы – Гефсиманию, а с ней и всех верующих, населяющих все концы мира! Но день смерти и отшествия от мира сего кого бы ни было, а тем паче, наших друзей и благодетелей, по обыкновенному порядку, не представляет для нас, братия, никаких причин к веселью и радости. Смерть, чья бы она ни была, для каждого из нас, скорее, горька, чем утешительна; гроб и могила, сокрывающие от нас на всегда близких нам, всегда и для всех скорбны и болезненны. Что же значит, что день кончины и преставления Святейшей Богоматери, день, в который она оставила навсегда скорбную юдоль мира и сущих в ней, празднуется на земле с такой радостью и торжеством? Что значит, что не земля только, не мы одни, живущие в поднебесной, но и само небо, все сонмы святых небожителей, все лики горних чинов ангельских, торжествуя преславное успение Приснодевы, сияют сугубым светом всемирного веселия? Но если небо и торжествует, приемля в себя Богоизбранную Царицу неба и земли; если горние силы и радуются, созерцая во славе боголепной Владычицу Архангелов и Ангелов; то это еще понятно. Но что движет к радости грешную землю, когда оставляет ее Святейшая из земнородных, – оставляет Та, которая, живя на земле, составляла ее славу и велелепие, служила ей раем и небом? Что побуждает к веселью и торжеству бедных грешников, лишающихся в преставлении Богоматери видимого покрова и заступления? Не скорее ли бы нам и всей земле скорбеть о том, что, с кончиной Приснодевы, вземлется от земли живых видимая отрада и утешение, – престает жить с нами и среди нас наша надежда, наш покров, наша помощь и защита, наша благодатная Матерь, – Дева Мария?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы История и смысл праздника 27.08.2017 4864 Время на чтение 7 минут 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно " строгим " Успенским постом (этот пост начинается 1 августа ст. ст./14 августа н. ст. - день, отмеченный в церковном календаре как торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело " преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери 22 мая, 2011 В этой статье вы найдёте все молитвы Богородице. Узнаете, как правильно молиться Божьей Матери, соблюдая Богородичные правила. Богородица — Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Богородицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Богородицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса. Молитвы Богородице «Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы Богородица — наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал — «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица — Мать всех людей. Мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы , как празднуем и Вознесение Господа на Небеса. Кончина ее была праведной. Перед тем, как отойти на Небеса, Богородица хотела увидеть всех Апостолов и, несмотря на то, что они уже несли учение Христа в мир, Святой Дух собрал их по желанию Девы Марии. Успение Божией Матери не было смертью в привычном нам понимании слова. Иисус пришел за ее душой. Пресвятая Богородица возблагодарила Господа и попросила благословить всех, кто будет почитать ее память. Когда Богородица предала свою душу в руки Бога, зазвучала ангельская песнь. Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах. Молитва Богородице 1-я

http://pravmir.ru/molitvy-bogorodice-vse...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слово на Рождество и Успение Пресвятой Богородицы Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе. Предлагаем ознакомится с одним из творений книги «Источник знания»  Иоанна Дамаскина. Слово на Рождество и Успение Пресвятой Богородицы Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники — когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину — проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося пм каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: в болезнех родиши чада (Быт.3:16), а Марии возвещено: радуйся, Благодатная! (Лк.1:18); той сказано: к мужу твоему обращение твое, а этой: Господь с Тобою! Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым так и Творец — Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославить разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Патриаршее служение в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. 28 августа 2012 г. 30 августа 2012 г. Патриарх Кирилл: Борьба за подлинную, а не мнимую, не пропагандистски навязанную справедливость - это борьба за жизнь рода человеческого 28 августа 2012 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Из всех Богородичных праздников, которые имеют равное достоинство в рамках церковного Устава и церковного календаря, по традиции именно к празднику Успения прилагается большее внимание, и он окружен особым почитанием верующего народа. Кафедральные храмы во многих городах Святой Руси именуются Успенскими. Ни перед одним из Богородичных праздников нет поста, а перед Успением мы постимся две недели по тому же уставу, что и в Великом посту, приуготовляя себя к этому дню, потому что Успение — это особое событие из жизни Богоматери и из истории спасения рода человеческого. Тропарь, то есть основное песнопение, призванное отображать суть праздника, доносит до нас его величайший смысл: «Во успении мира не оставила еси, Богородица, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Царица Небесная, несмотря на Свою земную кончину, которая также является предметом воспоминания в этот праздник, не оставила род человеческий, и акцент здесь не на смерти, а на том, что Богородица продолжает оставаться с родом человеческим. А второй акцент — на том, что пребывание Богородицы в роде человеческом имеет спасительное значение для каждого человека, ибо молитвами Своими Она избавляет от смерти души наши. Что же такое смерть души? Ведь слово Божие утверждает, что душа человека бессмертна. Бог сотворил тленное смертное тело и бессмертную душу. О какой же смерти идет речь? Смерть души есть ее духовное разрушение, которое осуществляется силами зла. Зло, если оно полностью порабощает человеческую душу, несет ей смерть, разрушение; а если разрушается душа, то разрушается человеческая личность, ведь Бог создал и тело, и душу, вместив и одно, и другое в единую человеческую личность. А если разрушается душа, то во что превращается тело? Тело уподобляется тогда телу животного, которое не имеет бессмертной души; а значит, смерть души превращает человека в зверя, в животное и закрывает для него доступ в Царствие Божие, ибо там не будет животных — там только бессмертные человеческие души вместе с ангелами.

http://e-vestnik.ru/docs/patriarh_kirill...

поиск:   разделы   рассылка Мария Шустрова Козлов: обычаи не должны вытеснять саму суть церковного праздника Источник:  РИА Новости О форме и содержании благовещенских и пасхальных традиций и обычаев в интервью РИА Новости рассказал профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим КОЗЛОВ. О том, какие из благовещенских и пасхальных традиций действительно связаны с церковной традицией, а какие – возникли искусственно, от невежества, можно ли выбрасывать упаковки от освященных продуктов, что такое Кириопасха и могут ли одни околоцерковные обычаи вытеснять другие, рассказал в интервью РИА Новости профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов. Беседовала Мария Шустрова. – Отец Максим, исторически сложилось так, что сюжеты Благовещения и Успения – самые популярные у христиан. Благовещенские и Успенские храмы – самые древние и многочисленные в христианском мире. Как вы думаете, с чем связан тот факт, что при становлении церкви для нее были так важны именно эти темы? – Храмы, посвященные Благовещению и Успению Пресвятой Богородицы, действительно очень распространены в христианском мире. События Благовещения, как поется в тропаре – главном песнопении этого праздника, – начинаются с основания нашего спасения. Благовещенье – начало воплощения Бога Слова. С этого начинается время Нового Завета – важнейший для христиан этап истории человеческого рода. Что касается Успения, прославляя конец земной жизни Богоматери, мы видим в ее лице до конца обоженную человеческую личность. В этом смысле Благовещение и Успение представляют собой содержательную двоицу – начинают и завершают собой священную историю Нового Завета. Благовещение – это событие, в котором Бог становится вполне подобным нам во всем, кроме греха. А Успение указывает нам на ту славу, к которой призван человек, на то, чего призвана достигнуть человеческая личность. – В 1991 году два великих православных праздника – Благовещение и Пасха – совпали. Что происходит в таких случаях? Что над чем берет верх?

http://religare.ru/2_106468.html

Похвальное слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Модеста, архиепископа Иерусалимского 164 В день Успения Богоматери многие слушатели, любители Божественного, ожидают услышать о Ней что-либо таинственное. Во имя такого богоприличного ожидания охотно принимаюсь и я и, в благоговейном уповании на Богоматерь, родившую Жизнь и спасение наше, помышляю составить посильное сказание о Ней. В этом случае, я уподобляюсь (в богословии) распятому одесную Спаса Христа разбойнику и, прося обрести великую милость, чрез Пресвятую Его Богоматерь, начинаю, таким образом, отсюда во славу Его Отца и Духа. Христолюбивые братие! Та, Которая родила Жизнь всех, ныне преселилась к Ней, рожденной прежде век от Отца и сущей Богом, – переселилась к Той, Которую Она родила плотски и, как Матерь Ее, соделалась превыше святых воинств небесных, – переселилась Источившая свыше миру всемирный Источник, Который есть свет для людей, ибо написано: в Том живот бе, и живот бе свет человеком ( Ин. 1:4 ). Когда воплотившийся из Нее от Духа Святого Христос Бог наш благоволил принять Ее к Себе, дабы спрославить с Собою Ее – блаженнейшую Матерь Свою, радостно собрались ангелы и архангелы, ниспосылаемые с неба на служение пречестному Ее успению. Воистинну, радуются все Небесные Силы, уведав таинство от Рождшегося из Нее Всеблагого Спаса Христа, призвавшего Ее; оные Силы хвалят Того, Кто явил Ее небом Божества Своего, из всей разумной твари избрал Ее Пресвятой Матерью Своей и более всех облагодатствовал Ее, – славят Того, на Кого не дерзают взирать херувимы, и Кому покланяются так же, как Пресвятому Его Отцу и Духу, непрестанно взывая: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Чрез Нее мир освобожден от рабства и объявлена величайшая всемирная радость; чрез Нее обретена человеческая драхма, и добрый Пастырь, Господь спас заблудшую разумную овцу, соделавшись из Нее плотию и освятивши Ее, как Божие место, в котором Бог Отец соделался делателем и Всесвятой Дух – вертоградарем, откуда явился плод – Христос, Единородный Сын, истинная Лоза, в сладость небесных Сил и во спасение земных смертных. Эта Лоза говорит в Евангелии: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть ( Ин. 15:1 ); к этой-то истинной плодоносной Лозе перешла Богоматерь, дабы источить гроздь нетления и бессмертия, питаясь животворящим небесным Хлебом жизни, оживотворяясь вовеки Хлебом, исшедшим из пречистых чресл Ее и пришедшим в насыщение смертных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пятнадцатый день. Поучение 4-ое. Успение Пресвятыя Богородицы. (Назначение женщины). I. В день, посвященный памяти св. Девы Богоматери, да будет позволено найти в жизни Ея ответ на один современный вопрос. Это вопрос о так называемом освобождении и возвышении прав женской половины человеческого рода. Вот Дева безвестная даже в небольшом народе, еще юная, бедная, отдается на воспитание к храму Божию. Здесь под сенью святыни, где душа Ея постоянно возносилась к Богу, Она воспитала в Себе чувство высшей, отрешенной любви к одному Богу, и в безусловной чистоте девственного целомудрия сознала истинное совершенство и блаженство невинной души. – Высоко-нравственное, но не блестящее, на взгляд мира, состояние! Какиесудьбы могли ожидать эту Деву в мире? Она могла сделаться образцом чистой нравственности, могла получить необыкновенное развитие внутренней духовной жизни, но слишком мало значения и счастия в жизни внешней. Она Сама Себя лишала даже того утешения, которое, само по себе естественное и законное, составляло в те времена преимущественное возвышение и счастие женщины – утешение иметь детей. Но вот эта Дева внезапно получает откровение свыше о рождении необыкновенного Сына; зачинает и рождает, но без мужа и без болезней; в рождении и по рождении остается чистейшею Девою. И Сама Пресвятая Дева не могла не почувствовать всего величия, какое дал Ей Всемогущий; Она не усумнилась даже Сама Себе предрекать ублажение от всех родов земных. Что же однако видим в Ея жизни? По рождении Божественного Сына едва несколько строк записано об Ней в Евангелии; вблизи Своего Сына Она безмолвствует, едва видится и слышится и не иначе, как наравне со всеми другими людьми, даже вне круга избранных учеников Его, а иногда просто в толпе является зрительницей евангельских событий; и только смиренно, кротко, что видит и слышит, слагает в Своем сердце; светит тихо, как луна, и скрывается в лучах солнца, от которого заимствует Свой свет. И тогда, как вышечеловеческий Сын Ея оставил мир, Она не спешит выступать на поле открытого действия в мире; Она не получает не только преобладающаго, но и самостоятельного значения ни в церкви, ни в обществе христианском того времени. Везде являются впереди и действуют Христовы ученики. Где же величие и слава этой необыкновенной Девы-Марии? Оставались внутри Ея самой. Значит не тогда, не так, т.е. не путем внешней деятельности в мире, должно было раскрыться все Ея значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2023 29 мин., 16.09.2023 Обложка : Сидящий на сером асфальте мальчик, тень которого падает на изображение, дорисовывает мелом крылья то ли птицы, то ли ангела. Сверху надпись белыми буквами: «ВЫХОДИ ИЗ ТЕНИ». Рисунок Ирины Романенко. Пролог : Александр Кушнер . Куст («Евангелие от куста жасминового...»). Стихотворение. Фото Аагоп Burden/Unsplash//Фома. - – август 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. [За три дня до Своей кончины Богоматерь получила весть о том, что Господь возьмет Ее в Свои небесные обители. В назначенный день в Ее доме  собрались апостолы. Согласно преданию, Христос Сам спустился на землю, чтобы принять Ее душу. И Пречистая как будто спокойно уснула]. Фото с сайта vonifatij.ru: Успение Богородицы. Плащаница из храма св. Вонифатия, Донецкая епархия. - С.4; 4 августа. 20 лет со дня кончины Митрополита Сурожского Антония. [«Святые — это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то  умирает за них, то единственный ответ благодарности — это стать таким, чтобы смерть его не была напрасной». Митрополит Сурожский Антоний ]. Фото. - С.4;     6 августа. День памяти святых мучеников-князей Бориса и Глеба. [Многие знают про историю князей Бориса и Глеба, которые не пожелали развязывать кровавую бойню за власть со старшим братом Святополком и безропотно дали себя убить. Ценой собственной жизни они утверждают среди русской аристократии совершенно новый, невиданный ранее идеал отношений. Впоследствии их родственник, святой благоверный князь Александр Невский сформулирует этот идеал в своей знаменитой фразе: «Бог не в силе, но в правде». После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши]. Ил.: Борис и Глеб. Фрагмент иконы XVIII в. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010