Скачать epub pdf Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Память 15 августа По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо, пречистая и преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение Своих слов, что Ее будут ублажать все роды ( Лк.1:48 ), – христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую Матерь, тогда еще обитавшую на земле. Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению Своему уже исполненная дней 5085 ; Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо Сына Своего, Сидящего одесную Отца на небесах ( Евр.1:3 ); горя к Нему несравненно большею любовию, нежели Серафимы 5086 . Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в горние 5087 блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе 5088 , Она часто удалялась отсюда на гору Елеонскую 5089 , – место вознесения на небо Сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил 5090 , служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во Святая Святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия ( Лк.1:27–38 ), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, – по прошествии трех дней, – Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово на славное Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Иоанна Дамаскина Нет земнородного, хотя бы он имел тысячи языков и уст, который по достоинству мог бы восхвалить священный исход Богоматери; даже если бы соединились языки людей, рассеянных по всему миру, то и они не могли бы произнести приличных Ей похвал: ибо Она превосходит все законы хвалений. Однако, поелику Богу приятно то, что приносится нами по любви и усердию, а Богоматери приятно то, что любезно и угодно Сыну Ее: то мы приступим к похвале Ей, призывая помощь Того Слова, Которое воплотилось от нее и наполняет всякие, отверзаемые к Нему, уста и Которое одно было для нее всеславною похвалою. Ныне святой и одушевленный кивот живого Бога, чревоносившая Своего Создателя, упокоивается в нерукотворнном храме Господнем; и играет Давид, праотец Ее и Богоотец, ликуют ангелы, плещут архангелы, торжествуют престолы, славят силы, сорадуются начала, веселятся власти, радуются господства, поют херувимы, славословят серафимы. Ныне Едем принимает рай нового Адама, в котором разрешено осуждение и насаждено древо жизни, – в котором покрыта наша нагота, ибо мы не наги более и не лишены одеяний: Сам Единородный Сын Божий сделался человеком, и я, смертный, делаюсь бессмертным и снимаю с себя кожанные ризы; я совлекся тления, а облекся в одеяние Божества. Ныне непорочная и непричастная земным страстям, но питавшаяся небесными помыслами Дева, отходит не в землю, но, как одушевленное небо, помещается в небесных скиниях: поелику Владыка земли и небес и Создатель всякой видимой и невидимой твари в Ней соделал Себя бессеменно младенцем и явил Ее сокровищницей Своего неописанного Божества, бесстрастно составившись в Ней и оставаясь невместимым. Ныне сокровище жизни, бездна благодати (не знаю, как произнести это дерзновенными устами) покрывается живоносною смертию и бестрепетно приступает к той, Сокрушителя которой родила, если только можно назвать смертию священное и живое отшествие Божией Матери. В самом деле, как могла покориться смерти Та, Которая родила жизнь для всех? Правда, Она уступает закону, положенному Рожденным от нее, и, как дочь Адама, подвергается отеческому осуждению: поелику и Сын Ее, Который есть сама жизнь, не отверг сего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святыни трех народов в Киеве 30.07.2008 399 Время на чтение 4 минуты 28 июля 2008 года, в дни празднования 1020-летия Крещения Руси на Украине, на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника открылась уникальная выставка " Православная икона России, Украины, Беларуси " . В экспозиции - более 80 икон XIV- XIX веков. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из стран. Икона - душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, которые своими корнями уходят в глубину веков. Это - целый мир, объединяющий православные народы. На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись консолидирующим началом, поддерживающим устремление отстоять свое национальное самосознание, язык, культуру, вопреки конфессиональным противостояниям, историческим и политическим факторам. Каталог выставки открывается приветствиями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета. Каталог выпущен на русском, украинском и белорусском языках. В мае нынешнего года, когда в трех странах праздновались Дни славянской письменности и культуры, эта выставка открылась в залах Третьяковской галереи. Теперь, после Москвы, ее показывают в Киеве (с 29 июля по 14 сентября 2008 года), а потом - в Минске (с 29 сентября по 9 ноября 2008 года). Организаторам международного проекта - Государственной Третьяковской галерее ( Москва , Россия), Национальному Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику (Киев, Украина ) и Национальному Художественному музею Республики Беларусь (Минск) - в первую очередь представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы: " Богоматерь Владимирская " , " Богоматерь " Одигитрия " , " Богоматерь Ильинская (Черниговская) " , " Успение " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНДОРЛА [Mandorla, итал. «миндалина»; др. название - vesica piscis, лат.- «рыбий пузырь»], в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа (в т. ч. вокруг Его символических образов, напр. Агнца, Креста), Богоматери, евангелистов, аллегорических персонажей, святых (редко), которая используется для передачи идеи Силы и Славы Господа, явления/присутствия/исхождения Божественных энергий. М. присутствует в изображении теофанических сюжетов ВЗ и НЗ: «Гостеприимство Авраама», «Преображение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Успение Богоматери», «Majestas Domini» (Слава Господня) и «Слава Богоматери», «Страшный Суд», а также в изображениях, опирающихся на литургические или богословские тексты: «Спас в Силах», «Собор архангелов», «Богоматерь «Воплощение»», «О тебе радуется», «София Премудрость Божия» и др. М. может иметь форму медальона, овала со скругленными (яйцевидная) или заостренными (миндалевидная) верхними и нижними краями, восьмерки и др., соединять в себе неск. форм; встречается М. синего, темно-зеленого, красного, золотого, белого и др. цвета, а также может включать в себя лучи, радугу, радужное или золотое сияние (в т. ч. ассист ), иметь цветное или орнаментальное обрамление. Принципиальных смысловых различий в форме и цвете М., очевидно, не существует. Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Преображение Господне. Мозаика базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Происхождение М. до сих пор не получило однозначного объяснения и продолжает обсуждаться. Возможно, что на появление М. в христ. искусстве оказали влияние одновременно неск. лит. и изобразительных традиций (иудейская, зороастрийская, позднеантичная). Существуют неск. гипотез о происхождении М. Согласно одной из них, М. происходит от нимба, визуального выражения идеи святости, божественной природы или статуса власти представленного персонажа ( Didron.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы, который раньше принадлежал Ее предкам и около которого находился дом Ее родителей. Она подолгу молилась там, где Господь Иисус Христос часто проводил ночи в молитве и откуда повели Его на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устрояемых апостолами в разных странах. И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земного странствования, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Богоматерь обрадовалась этой вести, так как это открывало Ей возможность снова видеться со Своим Сыном. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ею ап. Иоанну о том, что вскоре покинет этот мир, а потом уведомила об этом и своих близких. Ее родственник апостол Иаков (сын Иосифа от первого брака, называемый в Евангелиях “братом Господним ”), будучи епископом города Иерусалима, позаботился о том, чтобы прощание с Пресвятой Девой и ее похороны прошли достойным образом. К началу третьего дня дом Девы Марии наполнился Ее родственниками и близкими, которые не могли сдержать своих слез, предвидя скорую разлуку. К этому дню Промыслом Божиим из разных стран собрались апостолы, которые захотели попрощаться с Ней. Богоматерь в утешение плакавших обещала, что, предстоя Престолу Божию, Она будет молиться за них, а также за всех верующих, рассеянных по разным странам мира. Прощаясь со всеми, Она просила раздать бедным Свое небольшое имущество, а тело погрести в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, который в народе нередко именуют летней Пасхой. Это не случайно, потому что из всех богородичных праздников Успение имеет совершенно особое значение и очень большой спасительный смысл для каждого из нас. В событии Успения Божия Матерь явила Свою сопричастность двум мирам. С одной стороны, сопричастность миру физическому, ведь Она умерла, это факт, и потому собрались вокруг Ее гроба ученики Спасителя. Но, с другой стороны, когда на третий день ученики пошли в Гефсиманию и открыли гробовую пещеру, в которой лежало тело Девы Марии, они ведь не обрели Ее тело, а это значит, что событие смерти Богоматери было не только физическим, но, как сказали бы, философы, метафизическим. То есть таким, которое не подчиняется законам природы и принадлежит не столько физическому миру, но миру духовному. И это действительно так. Дева Мария, Та, Кто выше всех ангелов и архангелов, Честнейшая херувим и Славнейшая без всякого сравнения с серафимами, сподобилась, пройдя через физическую смерть, войти в Божественное Царство со Своею плотию, потому что никогда и никем не было обнаружено Ее физическое тело. И в традиции Церкви, которая восходит к глубочайшей древности, ко II-III векам, в почитание Богоматери была включена великая тайна Ее восхождения на небо с пречистой плотью. А если посмотреть на земную жизнь Пресвятой Богородицы? Она ведь была достаточно простой, в полном смысле человеческой жизнью. Родилась в семье благочестивых людей, воспитывалась при храме, но ведь многие, наверное, в то время воспитывались при храме. Однако благодаря особой чистоте души и плоти Она сподобилась стать вместилищем Божественного Духа, так что от Нее родился Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, воплотившийся через Ее плоть и ставший в этом мире, не отлучаясь от Своей Божественной природы, подлинным Человеком.

http://pravoslavie.ru/141414.html

5) Апокрифы смешанного содержания, Сказания о Лице Спасителя и Богоматери. Первоевангелие Иакова Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов Евангелие Никодима Послание Пилата к Тиверию Кесарю Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Сказания о сошествии Иисуса Христа во ад. Слово Евсевия, Епископа Александрийского о вшествии Иоанна Предтечи во ад Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского Слово. в субботу шестую поста на воскресение друга Божиа. Лазаря Сказание об Иуде предателе Легенда об Иерействе Иисуса Христа Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Месяца августа 16 день. Принесение нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. Сказание о нерукотворенне образе Господа нашего Иисуса Христа Повесть списана иже во святых отцем нашим Григорием епископом Ниским. о обретении нерукотворенаго образа Господа нашего Иисуса Христа. иже в Камулианех Принесение нерукотворенаго образа Господня от Едеса в Царьград Послание Авгаря царя к Господу нашему Иисус Христу Отписание Господа нашего Иисус Христа. Послано с Ананиею борзоходцем. к Авгарю царю в град Едес Повесть о нерукотворенном образе императора Константина Багрянороднаго Слово Иоанна Богослова на Успение Божией Матери Легенда о кровоточивой жене Веронике, поставившей образ Спасителя в Панеаде Слово о успении Божией Матери Иоанна, архиепископа Солунского Житие Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Апокрифические сказания Эсхатологического характера. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской I II Вопросы Иоанна Богослова Господу Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Беседа трех святителей Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго Устроение словес Василия и Григория Феолога и Иоанна Беседа трех святителей Сказания об Иисусе Христе, Богоматери и апостолах, вошедшие в хронографы Луцидариус Предисловие Часть I Часть II Часть первая. Книги сея Часть вторая. Книги сея Предисловие. Общий обзор апокрифических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава IV. Апостольское служение Иоанна в Палестине Пятидесятница – Сошествие Св. Духа на Апостолов. – Первая их проповедь – Петр и Иоанн у красных ворот храма. – Первое чудо св. Апостолов. – Новая проповедь. – Влияние их на народ. – Негодование Саддукеев – Петр и Иоанн под стражей. – Пред Синедрионом – Угрозы – Освобождение. – Радость верующих. – Попечение Апостолов о столах. – Второй раз под стражей и второй раз пред Синедрионом. – Новые угрозы и бичевание. – Великое гонение на Церковь в Иерусалиме. – Рассеяние христиан из Иерусалима. – Иоанн неотлучно пребывает среди гонимых. – Братья в Самарии – Посольство Петра и Иоанна в Самарию. – Проповедь их в селениях – Различение Иоанна с Ап. Петром. – Где жил после этого Иоанн? – Дальнейшая его благовестническая деятельность. – Отзыв Апостола языков об Иоанне. – „ Στλος, δοκν ενα τι, κατ i δαv δκν ενα τι“. – Годы созерцания. – Иоанн и Богоматерь. – Был ли Иоанн с Богоматерью в Ефесе? – Успение Девы Марии – Рассеяние Апостолов. – Проповедовал ли Иоанн в Парфии и Индии? – Не был ли он с проповедью Евангелия в Антиохии? – Был ли Ап. Иоанн в Малой Азии – Причины отрицания некоторыми учеными пребывания его в Малой Азии. – В каком году и почему Ап. Иоанн оставил Палестину? – Прощание с братьями. – Спутник Иоанна. – От Иерусалима до Ефеса. – Иоппия. – Попутный корабль – Буря на море. – Кораблекрушение около Селевкии. – Чудесное спасение. – Святые благовестники у Ефеса. Наступил великий праздник еврейский Пятидесятница. Св. Апостолы находились в это время все вместе, в той самой горнице, в которой они собрались по возвращении с горы Елеонской. Здесь был и Ап. Иоанн, и его брат Иаков, и мать их Саломия, и Богоматерь, и многие другие числом 120 788 .Это была, вероятно, та самая комната, в которой Спаситель совершил Тайную Вечерю и в которой собирались Апостолы в первый день недели 789 . Святым единодушием отличалось это великое и знаменательное собрание, как говорит свящ. Дееписатель. Трудно более просто и глубоко определить настроение собравшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 26.10.2016 08:28:21 Протоиерей Андрей Ткачев   Протоиерей Андрей Ткачёв. Ответы на вопросы радиослушателей. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/14/21-04.html О.Андрей Ткачёв: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы сегодня будем говорить о святом Андрее юродивом. Благодаря этому человеку мы знаем праздник Покрова, и мы должны понимать один   духовный закон. Мы не можем все видеть Богоматерь или святых, или ангелов, но должны быть избранные малым числом, находящиеся между нами в разные эпохи, которые лучше нас, и которые видят то, что мы чувствуем. Они говорят то, что видят, мы говорим на основании их виденья. Так было со святым Андреем. Все праздники Богоматери, которые мы празднуем, относятся к его жизни:  зачатие, Рождество, Введение во храм, Благовещенье, Успение. А вот Покров  - это праздник, относящийся к славе Богоматери, которая сопутствует Ей в грядущем мире, в том мире, в который мы ещё не вошли, а Она уже вошла прежде нас. И Она там не бездельна, Она занята: совершает молитвенное ходатайство в служении. Как говорил преподобный Силуан Афонский, молиться за людей -  это кровь проливать, т.е. молитва за людей предполагает сердечную связь с ними и переживание о них как о себе. Вбирание в себя самого всего того, что мучает человека или человечество и ходатайство к Богу об этих людях, которые тебе родные, которых любишь как себя самого -  это исполнение заповеди  «Возлюбить ближнего, как себя самого». Вот это и является деланьем Богородицы. Когда святой Андрей увидал её во Влахернском храме на воздухе, распростёршую  головное покрывало и молящуюся о людях, собранных в храме и вообще обо всех людях.   Говорящую: о, Господи, Сыне Мой и Боже Мой, прими всякого человека, приходящего к Тебе через Меня. Он когда это рассказал  - это стало известно. И  люди на его виденье сказали: Аминь. Люди его не видели, они просто услышали от очевидца. Сердце христианское давно знало, что Божья матерь совершает ходатайство в служении. Служение, примирение, т.е.

http://radonezh.ru/text/prazdnik-pokrova...

Пресвятая Богородица Слава Богоматери началась еще с Ее младенчества Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех Ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками ( Ис.7,14 ; Пс.44, 67,16–18,71, 6 ) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк.1,41–48 ). Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею (4, с.34). Праздники в честь Пресвятой Богородицы Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках. 1 .              Рождество Пресвятой Богородицы 2 .              Введение во храм Пресвятой Богородицы 3 .              Благовещение Пресвятой Богородицы 4 .              Успение Пресвятой Богородицы (Там же) 5 .              Рождество Пресвятой Богородицы Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведным Иоакиму и Анне (Там же, с.39). Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле (Там же, с.34). Значение Рождества Богородицы В лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем. Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный Пре­стол, Чертог Неприступного Света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к вос­току и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозве­щающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает ликование празднующих и созидает церковное благолепное торжество (Там же, с.35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010