Вследствие вступления в силу Motu Proprio «Crebrae allatae» священническое благословение предписывается для действительности формы брака во всех Церквах восточного обряда. 1108 § 1. Ea tantum matrimonia valida sunt, quae contrahuntur coram loci Ordinario aut sacerdote vel diacono ab alterutro delegato qui assistant, necnon coram duobus testibus, secundum tamen regulas expressas in canonibus qui sequuntur, et salvis exceptionibus de quibus in cann. 144, 1112, § 1, 1116 ет 1127, §§ 2–3. 1108 § 1. Только те браки являются действительными, которые заключаются в присутствии местного Ординария или приходского настоятеля либо делегированного ими священника или диакона, долженствующих ассистировать при венчании, а также двоих свидетелей, в согласии, впрочем, с правилами, выраженными в следующих канонах, за исключением тех случаев, о которых в канн. 144, 1112, § 1, 1116 и 1127, §§ 2–3. § 2. Assistens matrimonio intelegetur tantum qui praesens exquirit manifestationem contrahentium consensuseamque nomine recipit. § 2. Под ассистирующим при венчании понимается только тот, кто, присутствуя (при бракосочетании), испрашивает у врачующихся изъявления их согласия и принимает его от имени Церкви. Церковь твёрдо придерживается обязательства канонической формы – не только для публичности бракосочетания, чтобы избежать вредных последствий «тайных» браков (что было основной целью Декрета «Tametsi»), но прежде всего для того, чтобы из религиозного бракосочетания явствовал христианский характер этого союза и нового статуса жизни в церковной общине, членами которой являются супруги. Каноническая форма выражает священный характер брака-таинства. Именно это является главной причиной того, что брак должен заключаться перед лицом церковной общины, представленной её пастырем. Канон 1108 объявляет действительными только те браки, которые заключаются перед лицом приходского настоятеля, местного Ординария или священника, делегированного приходским настоятелем или местным Ординарием, а также в присутствии двоих свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

[cxii] См. об этом: Федорова И. В. Из литературной истории «Хожения» игумена Даниила. С. 368-369. [cxiii] См. об этом, напр.: Адрианова-Перетц В. П. Путешествия//История русской литературы. T.I. М.-Л., 1941. С. 373-374. [cxiv] См.: " Пути и расстояния Даниила» (Приложение IV) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. Спб., 1883. С. 249-257. [cxv] См. об этом: Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила//ТОДРЛ. Т.Х. Л., 1954. С. 94-98. [cxvi] Адрианова-Перетц В. П. Путешествия... С. 372. [cxvii] См.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 147. В дальнейшем все цитаты из «Путешествия» Зевульфа даются по этому изд. в тексте (цифры в скобках обозначают номер страницы). [cxviii] Учение о благоприятных и неблагоприятных днях было распространено на Западе, вероятно, с IV в. Существовала даже специальная формула, по которой можно было вычислить эти дни. См.: Путешествие Зевульфа в Святую Землю. 1102-1103 гг. (Приложение V) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 264. Не вдаваясь сейчас в существо вопроса, отметим, что на Руси «вычислительная», или «инициативная», астрология получила распространение по крайней мере с XV в., причем столь широкое, что известный старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей в 1523 или 1524 гг. вынужден был выступить с посланием «На звездочетцы» («Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах»), направленном против подобной практики. См. об этом: Симонов Р. А. Об астрологическом происхождении древней государственной эмблемы России - единорога//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. С. 313. [cxix] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 85. [cxx] См. подр.: Гуминский В. М. Святитель Николай и древнерусская паломническая традиция//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Сб. статей. М., 2010. С. 193-194.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

37 Идиотизм – здесь в значении своеобразного выражения, непереводимого или с трудом переводимого в связи с отстутствием соответствующей реалии. – Ред. 38 В Императорской публичной библиотеке есть рукопись XV века, содержащая творения Иоанна Лествичника по сербскому переводу, и при ней помещён словарь в конце: “пропись к лествци о речех покръвених”. Появление словарей на Руси восходит к XIII веку; чем дольше они переписывались, тем больше они увеличивались в своём содержании и объёме (Сахаров. Сказания русск. нар. T. II. С. X, XI, XIX, 7–9, 121, 122, 137). Попытки к очищению русского церковного языка и упрощению его для народа встречаются ещё в ранние времена Руси. Святослав, поручивший дьяку Иоанну составление сборника, велел обновить речь иначе: “повеле мне немудроу ведию пременоу сътворити речи инако, набъдяште тождьство разоум его”. Митрополит Кирилл III на соборе 1274 года сказал: “помрачении беаху прежь сего облаком мудрости елиньскаго языка, ныне же облисташа, рекше истолкованы быша, и благодатьею Божьею, ясно сияют, неведения тмоу отгоняще”. Но и с этого времени не было полного света в чтении отеческих творений. В 1371 году сербский перевод сочинений Дионисия Ареопагита оказался на Руси совершенно неудобным для чтения, и не мудрено: сербы переводили с болгарского языка и тут же сознавались: “велма ни е било усилно преставлети я на сръбскы езык” (Там же. С. VII и III). 40 Рукопись Кирилловской библиотеки. 1108. Л. 6–6 об. К дозволенным книгам еретики прибавляли и слова Григория Богослова и только творения этих трёх святителей называли книгам “столповыми”. – Истин. показан. Зиновия. С. 13 и 349. 41 Рукопись Кирилловской библиотеки. 1108. Л. 107, 120, 121, 129 об., 196, 197; Истин. показ. С. 13, 349, 525, 527, 873. 44 Из послания к Суздальскому епископу//Рукопись Императорской публичной библиотеки. 50. Л. 18. 47 Описание рукописей Румянцевского музеума. С. 153, 154, 235, 268, 269, 242, 245, 436, 28, 250, 253, 276, 31, 33, 37, 58, 154. 49 “Многословное послание” против ереси Феодосия Косого//Рукопись XVI века из Кирилловской библиотеки. 31/1108. Л. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Творения отцов вв. дают неисчерпаемый материал православной экзегетике. Даже краткий обзор их экзегетических творений может составить материал и предмет значительному богословскому трактату, что не входит в наши задачи. Именно, как экзегетов, дающих цельные толкования на библейские книги, следует отметить св. Афанасия Великого (ум. 373 г.), св. Григория Нисского (ум. 394 г.), прп. Ефрема Сирина (ум. 372 г.), блаж. Иеронима Стридонского (ум. 419 г.), блаж. Августина Иппонского (ум. 430 г.), св. Иоанна Златоуста (ум. 407 г.), св. Кирилла Александрийского (ум. 444 г.), блаж. Феодорита Кирского (ум. 457 г.). Богатый экзегетический материал к различным библейским текстам имеется и у других великих отцов: св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), св. Василия Великого (ум. 379 г.), св. Григория Богослова (ум. 389 г.), св. Епифания Кипрского , св. Амвросия Медиоланского (ум. 397 г.). Особняком стоят творения отцов-аскетов, как прп. Макария Великого (ум. 390 г.), прп. Иоанна Лествичника (ум. 563 г.), отцов «Добротолюбия». В их творениях имеются замечательные образцы духовного, нравственно-аллегорического толкования. За прямым смыслом текста они усматривают таинственные аллегории, раскрывающие жизнь человеческой души, борьбы со страстями, мир молитвы и подвига. Как экзегеты, они, как правило, пользуются методом асмахты. Следует особо отметить мистическо-философские, аллегорические и аскетические толкования прп. Максима Исповедника (ум. 662 г.). Богатый материал к толкованию Писания имеется у катенитов – Прокопия Газского, Исидора Севильского и других. Интересны и позднейшие средневековые экзегеты, как монах Евфимий Зигабен IX в.), Михаил Пселл (ум. 1078 г.), император Византийский Матфей Кантакузен в.). Из близких нашему времени отцов, в первую очередь, следует отметить великого отечественного богослова св. Филарета, митрополита Московского (ум. 1867 г.). Таков очень краткий обзор живых струй святоотеческой экзегетики, от которых напояется, жаждущая разумения Св. Писания, душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для определения высшего духовного начала в человеке Святые Отцы пользовались двумя терминами – дух (πνεμα) и ум (νος ), последним значительно чаще. Духовный ум-нус следует отличать от душевного разума-логоса или рассудка-диании, о которых шла речь в предыдущей главе. Душевный разум – одна      из трех частей души; его органом является головной мозг, осуществляющий процессы мышления и рассуждения. Духовный ум-нус сконцентрирован в сердце, где происходят главные события мистической жизни человека. «Ум-нус есть орган мудрости, а логос-разум есть орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос отмечает только их качества», – говорит святой Максим Исповедник (PG 90/1, 281). Всякое научное и спекулятивное знание – область применения душевного разума-рассудка; сфера действия духовного ума – вне пределов материального мира. Духовный ум – игемоникон, «владычественное» в человеке. Он не является частью души: «Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу, – говорит преподобный Антоний Великий .– Богоугодный ум идет впереди души и советует ей презирать временное, материальное и тленное, возлюбить же вечные, нетленные и нематериальные блага, чтобы человек, находясь в теле, умом мыслил и созерцал небесное и божественное. Боголюбивый ум – благодетель и спасение человеческой души» (Φιλοκαλια, τ.Α’, 17). Ум обладает естественной светозарностью: «Старайся сохранить невредимой светозарность владычественного твоего (ума)», – говорит святой Иоанн Карпафский (Ibid. 293). Ум, по святому Антонию, есть «свет души» (Ibid. 21). Древние подвижники-аскеты на высоких стадиях мистического озарения видели свет своего ума; это видение умом собственного света Евагрий называл признаком бесстрастия (Добр. I, 426). Ум – орган мистического зрения. Св. Григорий Нисский цитирует «одного из ученых язычников» (имеется в виду Менандр), который сказал: «И видит ум, и слышит ум» (ργα, τ.A’, 230). Святой Антоний Великий говорит: «Ум все видит, даже то, что на небе, и ничто не помрачает его, кроме одного греха» (Φιλοκαλια, τ.Α’, 19). Уму доступно созерцание мира небесных сил; через него человек соприкасается с Богом: «Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое.. Кто имеет боголюбивый ум, у того просвещено сердце, и он видит Бога в уме своем» (Ibid. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

13:00 - освящение иордани. Погружения в иордань (Тулонская аллея, 7): 18 января с 14:00 до 3:00; 19 января с 14:00 до 24:00. Курортный район Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 08:30 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 08:30 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 12:00 - крестный ход к иордани, водосвятный молебен. Погружения в иордань на озере Сестрорецкий Разлив: 19 января с 12:00 до 23:30. Храм преподобного Серафима Саровского (пос. Песочный, Ленинградская ул., 10) 18 января 10:00 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение, великое повечерие с литией, 1-й час. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани до часовни-источника. Погружения в иордань в часовне-источнике (Мельничная ул., 32): 18 января с 10:00 до 17:00; 19 января с 13:00 до 22:00. Красносельский район Храм святых мучеников Адриана и Наталии (Старо-Паново, Набережная ул., 45) 18 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды; раздача воды в храме; 16:00 - Всенощное бдение в храме; 18:00 - великое освящение воды в часовне. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - крестный ход из храма в часовню, великое освящение воды, раздача воды. Погружения в иордань в часовне-источнике при храме: 18 января с 18:30 до 00:30, 19 января с 12:30 до 22:00. Храм священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (пос. Горелово, ул. Коммунаров, 145) 18 января 10:00 - вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия, великое освящение воды. Храм Святой Троицы в Красном Селе (гарнизонный) (Красное Село, пр. Ленина, 108) 18 января 09:00 - Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия, крестный ход на иордань, великое освящение воды.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Крещенские купальни будут действовать при участии приходов митрополии января 2018 Крещенские купальни будут действовать накануне и в день празднования Крещения Господня , 18-19 января, при участии приходов митрополии. Самая большая городская иордань будет расположена в акватории Невы у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Чин великого освящения воды совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий   19 января в 13:00. Санкт-Петербургская епархия Василеостровский округ Подворье Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Храм Успения Пресвятой Богородицы (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - часы навечерия, изобразительны, вечерня в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого. Великое освящение воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 07:00 - часы, Божественная литургия; 10:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды. Погружения в иордань:  18 января с 11:00 и в ночь на 19 января до 05:00; 19 января с 10:00 до 24:00 Колпинский округ Свято-Троицкий собор в Колпине (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани. Погружения в иордань:  18 января с 18:00 до 24:00; 19 января до 23:30 Храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Усть-Ижоре (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, д. 217) 18 января 09:00 - Божественная литургия; 19:30 - великое освящения воды, крестный ход к иордани, освещение иордани, купание до 00:00. Для всех желающих будет организован горячий чай. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань:   18 января с 19:30 до 24:00 Красногвардейский округ Храм Покрова Пресвятой Богородицы на пр. Косыгина (пр. Косыгина, кв. 49, уч. 61) 18 января 08:00 - царские часы, Божественная литургия, великое освящение воды; 17:00 - великое повечерие; 23:30 - часы, литургия, великое освящение воды. 19 января 07:00, 09:30 - Божественная литургия, великое освящение воды

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

(Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 115, к. 10а) 18 января 8:00 - Царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого, великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 10:00 - Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, великое освящение воды, крестный ход на Знаменский пруд Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 04:00 19 января; с 12:00 до 22:00 19 января. Троице-Сергиева Приморская мужская пустынь (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15) 18 января 8:00 - Царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия святителя Василия Великого 17:00 - Всенощное бдение 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань:  с 18:00 18 января до 02:00 19 января; с 12:00 до 19:00 19 января. Храм святой равноапостольной великой княгини Ольги в Михайловке (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 109, к. 5, лит. А, усадьба " Михайловка " ) 18 января 16:00 - Всенощное бдение 19 января 11:00 - Божественная литургия, великое освящение воды Погружения в иордань:  19 января с 14:00 до 19:00. Пушкинский район Собор святой великомученицы Екатерины (Царское Село, Соборная пл., 1) 18 января 9:00 - Царские часы. Вечерня. Литургия. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение 21:30 - водосвятный молебен на Колонистском пруду 19 января 9:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды Погружения в иордань на Колонистском пруде (территория Отдельного парка, Пушкин, Софийский б-р, 3): с 22:00 18 января. Храм святой великомученицы Екатерины в поселке Динамо (Павловск, п. Динамо, Парковая ул., 1) 18 января 10:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение 19 января 06:30 - молебен. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия. Великое освящение воды на иордани Погружения в иордань недалеко от территории храма: 19 января с 12:00 до 14:00. Приписные храмы в Ленинградской области Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Пенино (Ленобласть, Сланцевский район, село Пенино)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Погружения в иордань (Волховская наб. 5, между 4-м и 5-м причалами): 18 января с 23:00 до 05:00. Лодейнопольский район Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (д. Старая Слобода) 18 января 09:00 - Божественная литургия, 9-й час, вечерня; 13:00 - освящение иордани (Рощинское оз.); 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - освящение иордани (Рощинское оз.). Погружения в иордань: 18 января с 13:00 до 17:00 и с 20:00; 19 января с 12:00 до 16:50 и с 18:00. Покрово-Тервенический женский монастырь (д. Тервеничи, Нагорная ул., 30) 18 января 11:00 - Великая вечерня, Божественная литургия; 13:30 - великое освящение воды (источник на территории монастыря); 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (Погосское оз.). Погружения в иордань: 19 января с 9:00 до 16:30. Введено-Оятский женский монастырь (ст. Оять) 18 января 11:00 - Божественная литургия; 13:00 - великое освящение воды (в храме). 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (святой источник). Погружения в иордань: 18 января с 23:00 до 3:00. Тихвинский район Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь (Тихвин, Тихвинская ул., 1) 18 января 9:40 - часы, Божественная литургия, 9-й час, великая вечерня, великое освящение воды. 19 января 9:40 - часы, Божественная литургия, великое освящение воды. Погружения в иордань: 18 января с 12:00 до 23:00, 19 января с 9:00 до 23:00. Полный список иорданей можно найти на сайте Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу. ИА " Вода живая " , 16.01.20 Поделиться 20 января 2024 29 декабря 2023 30 ноября 2023 22 ноября 2023 7 апреля 2024 7 апреля 2024 23 марта 2024 18 февраля 2024 2 апреля 2024 24 марта 2024 29 февраля 2024 13 января 2024 18 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Очень доступно и главное полезно.Всех c Рождеством Христовым. Мира и радости всем. ГАЛИНА ДАНИЛОВА 6 января 2014, 22:09 С праздником вас всех !!! с спаси господи и сохрани . с рождеством христовым всех. Александр 6 января 2014, 22:02 Радости всем христианам, всем верующим! Алексей 6 января 2014, 21:53 С Рождеством Христовым! Нина 6 января 2014, 21:18 Спасибо за статью. Очень интересные факты! Спаси Господи! ВСЕХ С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!! Константин Загребельный 6 января 2014, 20:53 Материал замечательный, но я не нашел нигде подтверждения что именно Мария Бранкович была матерью Мехмеда. А Википедия вообще разводит Мехмеда и Мария в разные стороны и они не соприкасаются в истории друг с другом. Но главное, что дары Волхвов целы и прибыли к нам в Москву!!! Спаси Господи! Наталья 6 января 2014, 19:40 Спасибо за возможность узнать об этом , и прикоснуться глазами нам простым людям к этим святыням.Спасибо!С Рождеством! Дарья 6 января 2014, 19:12 С Рождеством Христовым! Пусть этот праздник - Святое Рождество Поселит в доме радость, удачу и добро! Обиды, неурядицы, навеки пропадут, В семье пусть воцарятся счастье и уют! р.Наталья 6 января 2014, 18:48 С Рождеством Хрестовым,спаси нас Господи.всех с праздником и дай Господь мне грешной приложится к дарам.спаси Господи. Валентина 6 января 2014, 16:21 Раба Божья Валентина: Спасибо за возможность из - за нашей суетной жизни побольше узнать ещё об одной святыне и даст Господь - поклониться ей! Всех с этим Великим праздником - РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Храни Вас ГОСПОДИ! Алиса 6 января 2014, 14:56 С Рождеством Христовым! Елена 6 января 2014, 14:03 В Москве можно будет приложиться к Дарам с 7 по 13 января с 8 до 22 часов в Храме Христа Спасителя. Светлого Рождества Христова! Наталья Сергеева, 61 год 6 января 2014, 13:48 Спасибо за этот материал. Знаю об этом мало, а потребность знать- большая. С Рождеством Христовым! Сергей 6 января 2014, 12:48 Добрый день! Внесите пожалуйста исправление или пояснение в статью http://www.pravoslavie.ru/put/67336.htm. В тексте указаны имена: " Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар " , в то же время под изображением фрески указано: " Волхвы Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Мозаика " . Как можно увидеть имя одного из Волхвов отличается одно от другого. Римма 6 января 2014, 11:51 РИММА: СЛАВА БОГУ!БЛАГОДАРЮ !С ПРАЗДНИКОМ.С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!! Стас Александров 6 января 2014, 11:36 СПАСИ ГОСПОДИ ! С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ !!! ГАЛИНА 6 января 2014, 10:24 БЛАГО - ДАРЮ! С ПРАЗДНИКОМ,РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/67336.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010