Иоанн, его преемник Лавр., Ипат., Ademar. Смерть вел. княгини Анны: Новгор. 2 и 3. Cedr., Thietm. Паломничество препод. Антипы в Царьград и на Афон и пострижение его здесь под именем Антония: Нестор: Пер.-Сузд., Новг. 2 и 3, Львовск. Уничтожение Сфенгом и Монгом Хазарского царства в Тавриде: Scyl.-Cedr. Чудо свв. Бориса и Глеба: Страсть свв. Бориса и Глеба. Получение Русскими вспомогательными войсками по военному разделу Греков части пленных: Cedr. Пребывание Греков в окрестных монастырях Киева и Новгорода еще до времен Ярослава. Посольство Изяслава в Византию: Thietm. Прибытие Афонского монаха к Моисею Угрину: Посл. Поликарпа. Прибытие в Киев от папы епископа Алексия (Болгарина), знавшего Греческий язык: Frisius. Путешествие толпы поклонников в Палестину через Курск: Ж. Феодосия. Предложение Хризохиром с флотом (экипаж из 800 Русских) услуг императору: Cedr. Занятие Сицилии союзным войском Греческим, Русским, Болгарским и Турецким, под командою Ореста: Ann. Bar., Cecaum. Вторичное паломничество Антония на Афон. Кончина Иоакима: Новгор. 2, Татищев. Преподавание Ефрема в Новгороде. Взятие крепости Перкрина (около Вавилона) Никитою Пегонитом с Русскими войсками: Cedren- Победа союзной Греческой, Болгарской и Русской армии над Арабами Алеппо: Кемаль-еддин. “Византийские Варанги”. Строение Ярославом церквей и поручение переводить с Греческого: Пер. – Сузд. Кончина митр. Иоанна или Ионы; митр. Феопемпт. Кончина князей Носислава и Ярослава и вступление на престол Зенислава: Scyl.-Cedr., Переводы с Греческого: Ипат., Повесть о св. Софии в Киеве. Построение Золотых ворот в Киеве. Переводы Луки Жидяты. Русская война в Греческих рядах в войне против Итальянских Норманнов: Ann. Bar. Решение императора умертвить патриарха при помощи Русских и Болгар: Psell., Ибн-аль-Атир. Русский поход на Византию: Эпитафия на стене Новгородской св. Софии: Ипат., Coф. I , Новгор. 1,2,3, Пер. Сузд., Cedr., Attal., Psell., Zonar., Ephr., Dlug., Никон. Гибель остатков Русской армии под ударами Катакалона: Cedr.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Саввы чудотворца, память коего чтится 1 октября. В приделе преп. Саввы весьма замечательна храмовая икона, лежавшая прежде на раке и писанная вскоре по (1 окт. 1461 г.) преподобного. Близ монастыря находится часовня, в которой хранится крест, водруженный преп. Саввою при первоначальном устройстве пустыни. “Житие Саввы Вишер. чудотв.”, Новгор., 1882 г.; “Краткая летопись о мон. преп. отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего, Новгород. чудотв. с присовокуплением древних грамот царских и прочих данных сему мон.”, СПб., изд. 1806, 1820 и 1847 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 543 (с грамотами); Ратшин, 385; “Словарь ист. о свят. в России”, 238; Проценко, “М-ри в России”, 44; Архим. Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн. в Новгр.”, I, 627; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 216; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 85; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 17; “Военно-стат. обозр. Новгор. губ.”, 162; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 85; “Новгород. губ. вед.”, 1849 г., 37–40 (ист. стат. опис.); 1853 г., 28 (ист. памятн.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 28; Вихров, “Новгор. святые места”, 43; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 41, 126 (преп. Савва); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 95, 25; Ключевский, “Жит. свят.”, 123, 156, 462; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); IV, 129 (Ц. гр. 1661 г. о построении в м-ре вновь церкви на государ. дворцов. доход); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 144 (Гр. 1598 г. о ненарушении ободной грам. м-ря; игум. Феогност); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 202; VII, 157 (житие преп. Саввы, написанн. Пахомием); “Извест. Археол. Об.”, 1859 г., I, 211 (крест 1621 г.); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 109, 119 (писц. кн. 1583 г.; игум. Дорофей); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 125 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 29 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Полн. соб. лет.”, III, 156 (в 1552 г. посетил воев. Фед. Троекуров), 158 (вторич. посещение Троекурова в 1558 г.), 171 (в 1572 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Евстратия со дружиною, да Сергий Радонежский». В 1664 г. розыскивался убийца крестьяи. Тимофей Осипов, жив­ший в Новгородском уез. в Семенов­ской пустыни, наложа на себя монаше­ское платье. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 141 (непра­вильно назван Склавский); “Ист. разговоры о древн. Вел. Новгор.”, 82; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, I, 652; II, 282; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 32; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1850 г., VI, 20 (Писц. кн. 1582 г.) 1856 г., XXIV, смесь, 38 (Запись о руж. цер. и м-р.); “Русск. истор. Библиот.”, V, 464, 25 (розыск крестьян. Осипова), 755, 283 (отписка 1669 г. Иверск. архим. Феодосия митроп. Новгор. Питириму о бе­жавших старцах, проживающих Деревские пя­тины, Живонач. Троицы в Семеновской пуст.; игум. Савва), 882, 357 (о сделании 1689 г. в Иверском м-ре крестов для церкви Семенов. пустыни), 893, 362 (грам. 1689 г. о выдаче крестьянам Семенов. пуст. соли). 2090 . Сретенский, мужской, давно упраздненный, в гор. Можайске, Мо­сковской губ. По описи 1595 г. находился на посаде при Стретенской слободке, в коей было 5 двор. живущих; в м-ре были две церкви: Стретения Господня и теплая муч. Екатерины с приделом архид. Стефана. Вероятно, во время ли­товского нашествия разорен, так как в 1629 г. значилось только «пустое место, что был Стретенский м-рь». Кала­чов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 630 (слободка), 647 (подроб. опис. церквей); “Можайский Лужецкий 2-го кл. м-рь”, 1888 г., 81. 2091 . Сретенский – Богородицкий – Богоявленская пустынь, мужской, ныне село Ламно, Владимирской губ., Вязниковского у., в 55 вер. к сев. от Вязников, в 8 вер. к зап. от села Мугреева и в 2 вер. к сев. от дер. Могучевой, при оз. Богоявленском. В Суздальских писцовых книгах 1628–1630 г. сказано: «да к селу же Мугрееву и Приселку Могучеву на Бого­явленском озере монастырь, а в нем церковь Сретения Пресв. Богородицы ико­ны Владимирской, да придел Иоанна Бо­гослова, да Петра Митр. Москов. Чудотв. древяна клетцки, а в церкве образа и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церков­ные, и колокола и всякое церковное строе­ние Боярина Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Монах Зиновий, ученик пр. Максима, в свое время видел правила «первых переводчиков», переписанные при князе Ярославе I, и еще «книгу правил» писанную при князе Изяславе Ярославиче (Слово 52 и 55 против Феодосия Косого). Ныне не известны списки Номоканона XI или XII века. Знаем только, что м. Иоанн и св. Нифонт приводят правила Номоканона не по сокращенному тексту, а в точном, полном виде их. 14. В Новгородской летописи под 1030 г. читаем: «И бяше ученик его (Новгородского епископа Иоакима) Ефрем, иже ны учаше» (Новгор. 2 лет. Никон. л. I, 132. Рост. и Супр.). В другой прибавлено: «сей поучив люди 5 лет, святительству же не сподобися» (Новг. 3 лет.). Эти слова дают право думать, что старший новгородский летописец был один из учеников блаженного Ефрема. Дошли ли записки его до нас? Известные ныне Новгородские летописи заключают в себе до 1100 г., кроме известий Нестора, несколько сведений особенных. В числе этих сведений встречаются и такие, которые подробностью известия, напр. о днях и часах событий и других частностях, показывают, что они принадлежат современнику: в 1 Новгор. л. таковы известия о 1016, 1045, 1051 и 1068 г.; во 2 Новгор. известия о годах 990, 991 и 1049. Известна еще так называемая Иоакимова летопись, изд. Татищевым (в I т. Ист. Росс.). В том нет сомнения, что эта летопись написана епископом Иоакимом: это видно по содержанию ее. Но содержание же ее показывает, что сведения второй половины ее, не противореча несомненным памятникам, говорят о многом, чего нет у Нестора и что не может быть признано за вымысел в историческом сочинении. Близость ученика Ефремова к епископу Иоакиму сама но себе указывает на вероятность того, что в Иоакимовой летописи сохранилось многое из записок ученика Ефремова. Летописью епископа Иоакима назвали ее, быть может, от того, что сочинитель ее называл себя Иоакимом; а между тем читали у него слова: «мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжищам и улицам, учихом люди, елико можахом», что мог передавать от имени учителя ученик Ефремов. К сожалению, при нынешнем виде Иоакимовой летописи, как и других Новгородских летописей, остается довольствоваться только предположениями и догадками.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все это доказывает, что тогда православная вера далеко не всех привела в свое стадо, и что дух ее не вполне еще овладел сознанием обитателей Санкт-Петербургского края.  Кроме соборов и церквей, в нынешней Санкт-Петербургской епархии находились еще монастыри. Знатнейшими из них были: Валаамский, построенный в глубокой древности, и Коневский, основанный преп. Арсением в конце XIV века. Они имеют свои подробные описания. Менее значительными были: 1) Староладожский Успенский монастырь, об основании которого в летописях (1 новгор. стр. 11 и IV новгор. стр. 8, по изд. 1841 г.) говорится: «Сруби Аркад (Аркадий) игумен церковь св. Богородицы – Успение, и состави себе монастырь и бысть крестьянам прибежище, ангелом радость, а дьяволу пагуба». Монастырь этот, бывший мужским, неизвестно в котором году – обращен в женскую обитель; 2) Староладожский Гостинопольский Николаевский монастырь (ныне в Новоладожском уезде), в котором церковь св. Николая Чудотворца, каменная, построена не позже XV века, а сам монастырь, надо полагать, судя по некоторым историческим источникам, существовал уже в веке;  монастырь, об основании которого в летописях (1 новгор. стр. 11 и 3); Георгиевский монастырь также в г. Ладоге; 4) там же Ивановский монастырь; 5) Васильевский монастырь, который стоял близ Старой Ладоги, на правом берегу Волхова, близ Васильевского погоста. В нем был храм св. Василия Кесарийского , от которого усвоено и название монастырю. В 1687 г. патриарх Иоаким приписал его к Зеленецкому монастырю. Монастырь св. Василия закрыт в 1764 году, при учреждении штатов; 6) близ Ладоги же упоминается еще Николаевский Медвецкий монастырь; 7) в городе Гдове, при самом построении его, основан монастырь св. Николая Чудотворца, которому в 1456 году псковские посадники Леонтий Макарьевич и Зиновий Михайлович подарили свои вотчины и вообще благодетельствовали. Имена их доселе возносятся в молитвах по монастырскому синодику, доныне сохранившемуся; 8) в 1470 году, в 12 верстах от Чудского озера, на реке Желчь, в сороковом бору основан      Озерецкий монастырь с церковью покрова Пресвятой Богородицы.  Основателем его и первым игуменом был преподобный Илларион, ученик Ефросина Пустынножителя на Толке реке, близ Псковского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1541 . Воскресенский – Мошонецкий, мужской, не оставивший следов, в гор. Полоцке, Витебской губ., суще­ствовал в нижнем замке города. Не­сомненно существовал в XVI ст., что видно из описи имений, отданных корол. Стефаном Баторием Полотской иезуитской коллегии. В 1650 г. игум. Анфиноген приезжал в Москву с жа­лобою к ц. Алексею Мих. на польские притеснения. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 981; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.”, 105, в примеч.; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Памят. кн. Витеб. губ. 1865 г.”, 37 (упомин. игум. Анфи­ноген Крижаловский); на 1867 г., 113 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, примеч. к I тому, 11; II, 234 (Наказ. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; архим. Антоний); III, 137 (Гр. 1583 г. об отдаче По­лоц. иезуитам монастыр. сел). 1542 . Воскресенский – Плотинский с Красного Поля, мужской, ныне кладбищенская церковь Воскресения Хр. на Красном поле, близ Новгорода, на Торговой стороне, в бывшем Плотинском конце, за земляным валом. Об основании его занесено в летопись следующее: «В лето 6923 (1415)... поставиша церковь древяну святое Воскре­сение Христово, на Красном поле на Горки, у Плотинского конца, и мона­стырь устроиша, при архиеп. Симеоне Великого Новаграда и Пскова, и бысть христианом прибежище и ангелов ра­дость; а каменную церковь поставиша Воскр. Христова, в том же монастыре, в лето 6926 (1418)». В 1690 г. мона­стырь приписан к Новгород. архиер. дому, упразднен до 1764 г. Оставшаяся церковь во имя Воскр. Хр. с приделом преп. Симеона возобновлена в 1810 г. и известна под именем Тихвинской, так как в ней находится чудотв. икона Тихвин. Богоматери, которая, по особому явлению, в 1643 г. взята нов­городцами Дм. и Вас. Воскобойниковыми из светлицы латинского попа, где икона служила вместо двери у чулана. “Полн. Собр. лет.”, III, 106, 236; IV, 114; “Ист. Росс. Иер.”, III, 617; “Краткое истор. опис. Свят. Новгород.”, 90; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.”, 263; Макарий, “Археол. спис. церковн. древн. Новгор.”, I, 542, 543, 558, 648; II, 75, 107, 253; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 21; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 85; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 243; Вихров, “Новгород. святые места”, 1860 г., 30; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 128; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г., роспись приписн. м-рей); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 91 (древний крест XV или XVI ст.); “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 20 (Писцов. кн. 1582 г.; здесь наз­ван: «Воскресенского с поля из Обонеж. пятины с Красной Горки»); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1861 г., II, Отд. 3, 38 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

от Белозерска, на Красном острове Нового озера. Основан преп. Кириллом Белым, иноком Корнилиева Комельского мон. (Вологод. губ.), искавшим уединения и поставившим здесь келью в 1507 г.; он скончался в 1537 г. 4 февраля, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного открыты в 1649 г. при копании рва для фундамента строившейся церкви, в которой и положены в серебряной позлащеной раке в арке между соборною и придельною во имя преп. Кирилла церквами. На Кобылиной горе в Тихвинской церкви находится икона Богородицы, принесенная преп. Кириллом; сюда бывает крестный ход. “Жизнеоп. отца Феофана, блаженной памяти Кирил. Новоез. пуст. священноархиманд., с присовокуплением нравст.– духовных его поучений», Моск., 1853 г.; Субботин, “Архим. Феофан, настоятель Кирилова-Новоезерского монаст., биографич. очерк, с приложен. его записок», СПб., 1862 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 507; Ратшин, 385; “Опис. монаст.», 1817 г., 52; “Словарь ист. о свят.», 153; Проценко, “М-ри в России», 28; Ключевский, “Жит. свят.», 319, 399; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 47; Шевырев, “Поездка в Кирилло-Белозер. мон.», II, 84; “Краткое ист. опис. свят. Новгор.», 71; Пушкарев, “Новгор. губ.», 32; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы», 45; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 62; “Новгор. сборн.», I, 240, 275; “Вологод. губ. вед.», 1848 г., 21; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1846 г., 92 (надел. землею); “Новгор. губ. в.», 1840 г., 22; 1853 г., 30 (ист. памятн.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 35; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 142, 286 (преп. Кирилл); Строев, “Спис. иер. и наст.», 78, 13; “Акты Археогр. Эксп.», III, 302 (Гр. 1641 г. о присылке в Москву старцев отлич. жизнью и знан. грамоте; здесь назван Новозерской м-рь Кирилла Белого чудотв.), 308 (Гр. 1642 г. о поминов. Донских казак., убит. под Азовом), 334 (Окруж. гр. 1632 г. о молеб. по случаю войны с Польшею); IV, 56 (Гр. 1652 г. об отправл. сорокоуста по патриар. Иосифе); “Дополн. к Акт. истор.», IV, 14 (Память о сборе лошадей), 36 (Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он особенно заботился об украшении м-ря, воздвиг все существующие камем. строения и церкви, скончался в 1698 г. Память преп. Мартирия чтится 1 марта, а Корнилия 5 марта и 1 ноября. С 1698 по 1764 г. м-рь состоял приписным к Новгород. архиер. дому; по штатам 1764 г. оставлен на своем содержании; в 1771 г. положен в 3-мъ классе, причем к нему приписан Николаевский Староладожский м-рь, переведен из Новгородской епархии в С.-Петербургскую и назначен местом ссылки для церковного покаяния по епархии. “Житие и подвиги преп. Мартирия, основателя Св. Тр. Зеленец. обители”, СПб., 1866 г.; “История и древн. 3-ье классн. Троиц. Зеленец. м-ря СПб. епархии, с приложением записи достопамят. событий, по преставлении преп. Мартирия, в нем совершившихся”, СПб., 1866 г.; “Опис. Зеленец. Троиц. м-ря”, СПб., 1883 г., с рисунками; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 155 (с грамот.); Ратшин, 477; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 51; Проценко, “М-ри в России”, 51; Ключевский, “Жит. свят.”, 346; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 142; “Ист. статист. свед. о СПб. епар.”, вып. I, Отд, I, 16, 18, 23, 25, 37; вып. II, Отд. III, 95 (обширное описание); “Полн. собр. летоп.”, III, 274; “Акты истор.”, V, 146; Пушкарев, “Новгор. губ.”, 31; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.”, 296; “Кратк. опис. свят. Новгор.”, 1850 г., 78; “Словарь ист. о свят.”, 178; “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.; неправильно показан в Тихвинском у.); 1858 г., 41 (по духовн. завещ. цар. Дарьи Алексеев. в 1626 г. отказано м-рю 5 руб.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 1848 г., 37 (показан в 10 вер. от Тихвина); “Ист. стат. опис. Тихв. Богор. Больш. м-ря”, 1859 г., 120 (Корнилий); В. Щ., “О св. иконе Пресв. Богор. Тихвин.”, 1860 г., 13, 14; “Староладож. Николаев. м-рь”, 1862 г., 10; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 189, 361; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 273, 3; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 36; “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 98 (Писцов. кн. 1583 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Прав. Саввы 13, 45, 23. Нифонт, стр.179. Памятн.126, изд. Калайдовичем. М. 1821. Св. Крест ставили и особо; таков каменный крест, устроенный в 1224 г. и найденный в Юрьево-Польском Соборее; крест сей четвероконечный. 15 Нестор по древ. тек.50. Известны: а) в Нижегородском Благовещенском монастыре Корсунский образ Божией Матери, надписанный, как говорит Греч.надпись, в 993 г. (см. Востокова Опис. Рум. м.220); б) в Московском Успенском Соборе Иерусалимская Икона Богоматери, перенесенная из Иерусалима в 455 г. в Константинополь, а отселе в 898 г. в Херсон, взятая в Россию Владимиром. (Снегирева. Опис. Моск. древн. 11, л.6). 16 Прибывавшие из Константинополя художники для создания Печерского храма принесли мощи 7 мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Аникия, Анфы, Иакова и Феодора (Симон). О множестве мощей, собранных к тому времени в Константинополь из мест, захваченных Магометанами, см. Du Cangii Constant. Christ, lib. 3, с.14. Также путешествия Стефана и других Русских в Царьград (изд. Сахарова, 1836 г.). 18 Киев. летоп. о 1154 г. другия свед. у Арцыбышева, 1,169, 177. Снегирева. Москов.древ., примеч. к опис. Успен. Соб., стр.2. Никон. 2, 210. Радзив. и Воскр. у Арцыб. 193. 19 Новгор. лет. 1, 2 и 3. 1170 г. Псков. стр.5. Новгород. 1. «Победи я кн.Роман с Новгородцы силою крестного и Св.Богородицею и молитвами благовернаго владыки Илии (Иоанна).... Февр. в 25 д.», и пр.Новгор.3 прямо говорит о Св.иконе и прибавляет: «И до сего дни та Св.Богородицына икона чудодействует и цельбы дарует». О сем событии в ркп. жиии Св.Иоанна в сбор. Сергиевской Лавры у Румянцева, По летоп. видно, что в 1355 г. построен был в Новгор. храм Знамения Пресв.Богородицы. (Карамз. т.4, пр.390), т.е., прежде открытия мощей Св.Иоанна. Чудесное событие увековечено и тем, что изображалось на печати Новгород. Архиепископа. 20 Кром помянутых знамениты еще иконы Богоматери: Смоленская Одигитрии с 1026 г., Черниговская с 1060 г., Купятицкая с 1180 г., Миражская с 1198 г., Свенская с 1208 г. (Дебольского Дни Богослужения 1840 г.), – также Зарайская икона Святителя Николая (Карамз.3, пр.361).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

238 В свое время Московскому Митрополиту Филарету предложено было составить текст многолетия, долженствовавшего быть сказанным при открытии памятника 1000-летия России. Требуемый текст был составлен Митрополитом применительно к соответствующему тексту чина Православия, причем назначалось дважды возглашение Вечной памяти. В примечании Митрополит Филарет писал: «Лучше, чтобы певчие «Вечная память» пели не печальным напевом, как на похоронах, а другим, величественным». Собр. мнений и отзывов. Митрополит Филарет, т. V, стр. 263. 239 Самый чин с текстом молитвы дается в конце служебника. Одна молитва в 45 главе Большого Требника. 240 Обычно у нас он совершается только один раз в год, в Пяток первой седмицы Великого поста. Но в Афонских храмах и теперь держится обычай освящать коливо на большие праздники. Прилуцкий. Частное богослужение в Русской Церкви в XIII- XVI вв. Киев, 1912, стр. 381, прим. 1. Совершается он доселе и в южно-славянских церквах, особенно в храмовые праздники. Скабалланович. Толк. Типикон, вып. III, 788. В половине прошлого столетия коливо приносилось в праздничные дни и в Черниговской епархии, о чем свидетельствует архиеп. Филарет (занимавший Черниговскую кафедру в 1859–1866 гг.) в своем Историко-статистическом описании Черниговской епархии. См. Голубинский. История Русской Церкви, т. II, ч. I, 569. 241 Обычай принесения в праздник кутии соблюдался у нас в древней Руси, особенно на севере, в Новгородской области. По уставу Новгородского Софийского собора кутия приносилась, например, в главный соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы к молебну, бывшему накануне после вечерни, и к концу праздничной литургии (Голубцов. Чиновники Новгор. Соф. собора, М., 1899, стр. 139–141, 143). Приносилась она и в другие праздники, например, Рождество Богородицы (стр. 22), Владимирской иконы Божией Матери (стр. 32), преп. Сергия Радонежского – 25 сент. (стр. 34), ап. Иоанна Богослова – 26 сент. (стр. 33), св. Иоанна Злат. – 13 ноября (стр. 50), св. Иоанна Новгор. – 1 декабря (стр. 55), св. Никиты Новгор. –30 апреля (стр. 113) ив других случаях. В Московской Руси, по-видимому, этот обычай не имел такого распространения и кутия приносилась по преимуществу при поминовении усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010