Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158 |
4038 Иоанн был в 6838 (1330 г.) назначен архимандритом в Новоспасский монастырь тотчас после его построения вел. кн. Иваном Даниловичем Калитой и характеризуется, как муж «честен, сказатель книгам, разумен, словесен» (П. С. Р. Л. VII 202). Под 6854 (1346 г.) летопись сообщает о поставлении его на Ростовскую епископию ibid., I 230; VII 210), и среди Ростовских епископов он стоит на 27-м месте, после Иакова перед Гавриилом и Игнатием (ibid., IV 102; VI 128; VIII 69); умер в 6864 (1355/6 г. (ibid., I 230; VIII 10). 4039 Выше (столб. 165, 172) в грамотах митрополитов Феогноста и Алексея на Червленый Яр упоминается об отказной грамоте Софонии (см. также Иловайского, История Рязанск. княжества, 142–143); самый текст этой грамоты, по-видимому, едва ли подложный, издан в Истор. обозр. Рязанской иерархии, 25. Подлинность грамоты заподозрена Срезневским, Древн. пам. русск. письма и яз., 186–187 потому, что неверно рассчитана хронология правления Даниила, еписк. Суздальского. 4040 Под 6851 (1351 г.) в Воскрес. летоп. (П. С. Р. Л. VII 215) читаем, что митроп. Феогност «благословил служить Данила епископа в Суздале, понеже отлучен был, и прият древний свой сан и просветися паки святительством великого архиерейства». Отлучение длилось с 1347 г., и в этот промежуток времени правил Нафанаил (см. запись 9). 4041 Никон. летоп. III 179 под 6838 г.: «Того же лета сущу ему (т.е. митроп. Феогносту) во граде Володимери в Волынском, и тамо постави Феодора епископа во Тверь». К нему писал архиеп. Новгор. Василий свое послание о рае (изд. и в составе «летописца Новгор. церквам Божьим» Новгородск. летоп., изд. Арх. Ком., 224–230). 4042 О поставлении Василия (в мире Григория Калеки, попа Козьмодемьянской церкви на Холопьей улице) сообщается под 25 августа 1331 г. (Новгор. летоп. по Синод. списку, изд. Археогр. Ком., Спб. 1888. стр. 325–326; «Летописец Новгор. церквам Божьим» смотр.: Новгор. летоп., изд. Археогр. Ком., Спб. 1879, стр. 217), во Владимире Вол. На основании летописей составлен рассказ о нем в рукописи Спб. |
82 Волын. Лет. о Кн. Владимире Галичском: «Володимер разумея притче, и темно слово, и повестив со епископом много от книг, зане бысть книжник великий и философ, якоже не бысть по всей земли». Стр. 218. «Таже со епископы и игумены снимаяся часто, со многим смирением беседоваше от книг о житьи света сего тленнаго». стр. 210. «Глаголаше ясно от книг». стр. 210. У Румянцева (р. N 235) Кормчая, писанная по распоряжению сего князя в 1286 г., у Погодина (Образцы древлеписания) М. 1840, 4. тетр. 1. N 12 и 13. Ефрем Сирин , писанный при нем же. 83 Никон. 3, 175 под 1341 г. «Князь Михайло Александрович Тверский, сын крестный владыце новгородскому Василию, прииде к нему в Новгород грамоте учитися». 84 Роспись Новгор. Владык: «Добре пасяше стадо свое, пожив в целомудрии, и многи писцы изысков и книгы многы исписав... и многы утвердив учением своим.... много писание оставив.... И взлюбиша житие его бояри и дюдие, и прихожаху к нему, поучащеся от него день и Новгор. Лет. 182. 87 Митр. Киприан в посл. Афанасию: «Еуангелье же толковое в церькви чести; а на трапезе чтут Патерик, и св. Ефрема, и св. Дорофея: а ни коле остается на праздник чтенье праздничное и не поспеют на заутрени прочести, и то прочтут на трапезе, и такоже Шестоденьник св. Василья, и св. отца. Иванна Златаустаго». Ист. Акт. 1, 478. 88 Житие св. Стефана Пермского по рукоп. Ростовская Библиотека сгорела в страшный пожар 1408 г. Соф. Врем. 1, 438. 90 Святитель Алексий писал свое имя и сам по-гречески. Митр. Максим и Феогност Греки, в сношениях с пастырями Русскими, по необходимости требовали от них знания языка греческого; Сарайский Епископ Феоктист три раза был в Царе-Граде и, конечно, не без знакомства с Грецией. Дионисий Суздальский и Михаил Смоленский также были в Царе-Граде. Епископы Греки в Сарае Варлаам с 1310 г., в Ростове Матфей с 1381 г., в Рязани Иеремия 1389 г. В 1338 г. Новгор. Владыка Василий «повеле писати церковь входа в Иерусалим Исакию Гречину с друга». (Новгор. Л. ). В 1344 г. в Москве Благовещенскую церковь «подписывали Греци, Митрополичо писцы Феогностовы». (Троиц. Л.). Сл. пр. 207. |
Иркутск . Иннокентий еписк., ум. 1731. 26 ноября. Казань . Гурий архиеп., ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. (Обретение мощей его в 1595). Явление иконы Пресв. Богородицы в 1579. 8 июля. Калязин , в Тверской губ. Макарий преп., ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей его в 1521). Киев. Ольга-Елена, вел. княгиня, ум. 969. 11 июля. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. 983 года. 12 июля. Владимир-Василий, вел. кн., 1015. 15 июля. Борис-Роман, князь, убиенный 24 июля, и Глеб-Давид, брат его, уб. 5 сент. 1015 года. 24 июля. Святители Киевские: Михаил, первый митрополит, ум. 1192. 30 сент. Константин блаженный, ум. 1159. 5 июня. Преподобные Печерские: XI века: Моисей Угрин, ум. 1041. 26 июля. Дамиан пресв., ум. 1071. 5 окт. Антоний, ум. 1073. 10 июля. Феодосий, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей его в 1091 году). Никон игумен, ум. 1088. 23 марта. Феодор и Василий, ум. 1091. 11 авг. Григорий, ум. 1094. 8 янв. Агапит, ум. ок. 1095. 1 июня. Евстратий, муч. Корсунский, ок. 1100. 28 марта. Анастасий преподобномуч. 21 янв. Варлаам игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. XII века: Прохор, ум. 1103. 10 февр. Никита, еп. Новгородский, затворник, ум. 1108. 31 янв. и 14 мая. Алипий иконописец, ум. ок. 1114. 17 авг. Пимен многоболезненный, ум. 1139. 7 ноября. Поликарп архимандрит, ум. 1182. 24 июля. Еразм. 24 февр. Лаврентий. 29 янв. Нестор, летописец. 27 окт. Никон сухой. 11 дек. Спиридон и Никодим просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Исакий затворник. 11 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. XIII века : Афанасий затворник, ум. 1264. 2 дек. Арефа. 21 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Освящение храма великомуч. Георгия в 1037 году. 26 ноября. Празднование Киево-Печерской иконе Пресв. Богородицы, с 1085. 3 мая. Обретение мощей княжны Ольшанской Иулиании в 17 веке. 6 июля. Клопский монастырь , в 15 верстах от Новгорода. Михаил юродивый, преп., ум. 1452. 11 янв. Колоча , в 23 верстах от Можайска. Явление иконы Богоматери в 1413 году. 9 июля. |
Более того, если автор цитировал какой-либо отрывок несколько раз, то форма этого отрывка часто менялась. Особенно показателен в этом отношении Ориген , поскольку он редко дважды цитирует отрывок, используя одни и те же слова 108 . Случалось и так, что, диктуя свои мысли одному из секретарей, Ориген иногда опирался на несколько слов из библейского отрывка, которые он вспомнил для подтверждения своих доводов; после этого секретарь отыскивал в библейской рукописи надлежащий отрывок и вставлял слова в нужном месте трактата Оригена 109 . Разница в тексте более длинных цитат могла объясняться тем, какие списки рукописей находились под рукой у секретаря в тот момент. Несмотря на трудности, возникающие при определении данных святоотеческой литературы о тексте Нового Завета и их оценки, эта группа сведений столь важна для изучения истории передачи текстов, что затраченные время и труд стоят таких усилий. Ниже мы приводим список наиболее выдающихся Отцов Церкви, чьи произведения содержат многочисленные цитаты из новозаветного текста 110 . Амвросий, епископ Медиоланский, ум. 397. Амврозиастер [Псевдо-Амвросий] Римский, вторая половина IV b. Августин, епископ Гиппонский, ум. 430. Афанасий, епископ Александрийский, ум. 373. Григорий Назианзин , ум. 389 или 390. Григорий Нисский , ум. 394. Дидим Александрийский , ум. 398. Евсевий, епископ Карфагенский, ум. 403. Епифаний, епископ Кипрский, ум. 339 или 440. Ефрем Сирии, ум. 373. Иероним, ум. 419 или 420. Иларий из Пуатье, ум. 367. Иоанн Златоуст , епископ Константинопольский, ум. 407. Ипполит Римский , ум. 235. Ириней, епископ Лионский, ум. 202. Исидор Пелусиотск ий, ум. 435. Иустин Мученик , ум. 165. Киприан, епископ Карфагенский, ум. 258. Кирилл Александрийский , ум. 444. Климент Александрийский , ум. 212. Люцифер Кальярийский, ум. 370 или 371. Маркион, расцвет деятельности приходится на 150– 160 гг., Рим. Ориген , ум. 253 или 254. Пелагий, IV-V bb. Примасий, епископ Гадрументский (в Африке), ум. после 552. Псевдо-Иероним, V-VI bb. Руфин Аквилейский , ум. 410. Татиан , сочинения датируются 170 г. Тертуллиан , ум. после 220. Феодор Мопсуэстийский, ум. 428 111 . Среди этих авторов наиболее противоречивой фигурой был Татиан , сириец из Месопотамии. Он известен, главным образом, своим «Диатессароном», или «Гармонией» четырех Евангелий. Соединяя отличающиеся друг от друга предложения, сохранившиеся только у одного евангелиста, с предложениями, которые сохранились у другого, Татиан расположил евангельские отрывки таким образом, что получилось единое повествование. Татиану удалось сохранить почти полностью содержание всех четырех Евангелий, соединенных вместе, за исключением нескольких глав (описывающих родословие Иисуса в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки, первое из которых прослеживает наследственную линию Иисуса от Авраама и далее, а второе – назад к Адаму). Этот труд стал известен под названием «Диатессарон» 112 (от греческого выражения dia tessaron, что означает “через четыре [Евангелия]”). |
2966 См. Слово его на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, в Хр. чтении. 1842. 2. 166 (289). 2967 а) Новгор. Соф. библ., Макар. Чети-Мин. за сентябрь (1) под 14 числом: «Григория, архиепископа Российского, Слово на Воздвижение Честнаго Креста...»; б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, архиепископа Российского, слово на Воздвижение Честнаго Креста». 2968 Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за сентябрь (1) под 8 числом: «Григория, мниха и презвитера, Слово на всечестное Рождество Пресв. Владычицы нашея Богородицы». 2969 а) Библ. Толстое. Отд. 1. 106 (111) – «Григория, епископа Российски, на Вознесение Господа...» б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, епископа Российски, на славное Вознесение...» 2970 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория Российски Слово на Успение Божия Матери...» б) Румянц. муз. (202) – «Григория, архиепископа Российского, Слово на всечестное Преставление преславныя Владычицы и Богородицы». 2971 а) Публич. библ. Отд. 1, in f., 242 (112) – «Слово святого Григория, мниха, пресвитера и игумена обители Пантократоровы, св. пророку Илии Боговидцу»; б) Публ. библ. Отд. 1, in f., 261 (112) – «Григория, мниха, и пресвитера, и игумена Пантократоровы обители, св. пророку и Боговидцу Илии». Есть это Слово под таким же названием: в) в библ. Толст. Отд. 1. 306 (110); г) в Рум. муз. 437 (202); д) в сборн. моей библ. 2. Л. 176 об. (110) и е) в сборн. моей библ. 39. Л. 219 (156). 2972 а) Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за июнь (1) – «Григория, мниха и презвитера, Слово на рождество Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием; в) библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Слово архиепископа Российски Григория на рождество Предтечи...» 2973 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российски, на усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием. 2975 Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российского. Слово похвально св. и верховным апостолом Петру и Павлу»; б) Рум. муз. 437 (202) – «Григория, мниха и презвитера, Слово...» |
Все это доказывает, что тогда православная вера далеко не всех привела в свое стадо, и что дух ее не вполне еще овладел сознанием обитателей Санкт-Петербургского края. Кроме соборов и церквей, в нынешней Санкт-Петербургской епархии находились еще монастыри. Знатнейшими из них были: Валаамский, построенный в глубокой древности, и Коневский, основанный преп. Арсением в конце XIV века. Они имеют свои подробные описания. Менее значительными были: 1) Староладожский Успенский монастырь, об основании которого в летописях (1 новгор. стр. 11 и IV новгор. стр. 8, по изд. 1841 г.) говорится: «Сруби Аркад (Аркадий) игумен церковь св. Богородицы – Успение, и состави себе монастырь и бысть крестьянам прибежище, ангелом радость, а дьяволу пагуба». Монастырь этот, бывший мужским, неизвестно в котором году – обращен в женскую обитель; 2) Староладожский Гостинопольский Николаевский монастырь (ныне в Новоладожском уезде), в котором церковь св. Николая Чудотворца, каменная, построена не позже XV века, а сам монастырь, надо полагать, судя по некоторым историческим источникам, существовал уже в веке; монастырь, об основании которого в летописях (1 новгор. стр. 11 и 3); Георгиевский монастырь также в г. Ладоге; 4) там же Ивановский монастырь; 5) Васильевский монастырь, который стоял близ Старой Ладоги, на правом берегу Волхова, близ Васильевского погоста. В нем был храм св. Василия Кесарийского , от которого усвоено и название монастырю. В 1687 г. патриарх Иоаким приписал его к Зеленецкому монастырю. Монастырь св. Василия закрыт в 1764 году, при учреждении штатов; 6) близ Ладоги же упоминается еще Николаевский Медвецкий монастырь; 7) в городе Гдове, при самом построении его, основан монастырь св. Николая Чудотворца, которому в 1456 году псковские посадники Леонтий Макарьевич и Зиновий Михайлович подарили свои вотчины и вообще благодетельствовали. Имена их доселе возносятся в молитвах по монастырскому синодику, доныне сохранившемуся; 8) в 1470 году, в 12 верстах от Чудского озера, на реке Желчь, в сороковом бору основан Озерецкий монастырь с церковью покрова Пресвятой Богородицы. Основателем его и первым игуменом был преподобный Илларион, ученик Ефросина Пустынножителя на Толке реке, близ Псковского озера. |
Что касается, наконец, восточной границы Киевской епархии, – то она в XVI в. совпадала с восточными границами Виленского, Новогрудского и Киевского воеводства. Она захватывала почти всю губернию Виленскую 237 , значительную часть губернии Минской по город Минск и затем, переходя на левую сторону Днепра, в низовьях Десны и ее притока. Остра захватывала обширный Остерский повет 238 . Восточные границы митрополичьей епархии во весь рассматриваемый нами период оставались одни и те же. Только при Иосифе Болгариновиче эти границы отодвинулись дальше, так как при нем в состав митрополичьей епархии временно входила и епархия Смоленская, которой он заведовал до своего избрания в митрополиты 239 . Таковы были пределы, епархии Киевских митрополитов в период времени от половины XIII и до конца XVI века. Содержание: 2 Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XVI века 2 I Известия о посещении митрополитами Киева в XIII–XVI вв. и о Киевских митрополичьих наместниках 2 II. Судьба Киево-Софийского собора в рассматриваемый период 2 III. Поземельные владения Киевской кафедры в XIII–XVI вв 2 IV. Пределы Киевской митрополичьей епархии в XIII–XVI вв 5 По Ипатиевской летописи (182. 185) Кирилл отправился ставиться на митрополию в 1250 г., – в том году, когда Даниил Романович возвратился из орды. Но показание летописи в этом случае опровергается свидетельством современника, Плано-Карпини, который относит путешествие галицкого князя в орду к 1246 г. Значит, и путешествие Кирилла, в Грецию нужно относить в 1246 или 1247 г. (Карамзин, Истор. Госуд. Рос. изд. 1819 г. т. IV стр. 41). 7 Лаврент. 202–204. Ипат. 345–346. Новгор. I. 54. 63. Новгор. III, 224. Новгор. IV, 38, Соф. 186. 189. 191. 199 . Воскр. 172. С именем этого Климента связывается происхождение так называемой Софийской Кормчей, список который была сделан вскоре после вступления Климента на кафедру. Можно, отсюда, думать, что на соборе, созывавшемся в Киеве по случаю поставления Климента, м. Кирилл ознакомил епископов с полученной им из Болгарии Кормчей более подробно, чем это можно было сделать на соборе 1274 г. |
8 «Преставися в Переаславли митрополит Кирилл Киевский и всея Руси; ту сущу князю великому Дмитрию Александровичю, и архиепископ Климент Новгородцкий, и епископ Игнатий Ростовский и Володимерский и епископ Феодор, и певше под ним обычныа песни, и вложиша во гроб тело его и проводиша его честно; повезошя бо его в Киев». Воскр. 174–175. «Везено же бысть тело его в Киев и положено в святой Софии». Софийс. I, 199. Тоже Троиц. 227. Новгор. I, 64; Новгор. IV, 43. Никон. III, 86. 9 «В лето 6792 позвани быша епископи вси Русскиа в Киев к Максиму, митрополиту Киевскому и всеа Руссии». Никон. III, 76–77. 13 Новгор. III, 221; Густ. 341, Поздние эти летописи ошибочно указывают на Москву, как ставшую с этой поры местопребыванием митрополитов. 23 Acta Patriarchatus Constantinopolitani, ed.Miklosich et Jos. Müller. Vindobonae 1860 an. т. I стр. 350. 353. 26 Никон. лет. III, 201. Карамзин, Ист. Гос. Рос. т. IV стр. 276 прим. 367. Чистович, «Очерк Зап.-Рус. Церкви» СПБ. 1882 г. т. I стр. 122. 27 Acta Patriarch. Constant. т. I, CLVIII стр. 351–353. В переводе помещена у м. Макария, Ист. Рус. Церкв. Т. IV прил. VIII. 32 «πελϑν γρ ες τ Κεβον, μετχος εριργησεν ν ατ α χειροτονας διεπρξατο, α (не разборчиво) Κεβον α πσης οσας (не разборчиво) μητροπολτην δες νομζει»… «Ες τ Κεβον πηλϑε α λειτοργησε, α πισοπς πολλς προσελβετο»… «διαπραξμενος α τιν τερα νοντα γνησ νχοντα γνησ ρχιερει». Acta Patriarch. Constant. I, 428. 434. Никон. лет. III, 207. 214. 37 Московский князь после кончины св. Алексея послал в Константинополь для рукоположения в митрополиты своего избранника Митяя. Но, не доходя до Византии, Митяй внезапно умер (Никон. лет. IV, 70–74. Степ. кн. I, 408). Тогда спутники Митяя самовольно избрали митрополитом для России Пимена, архимандрита Переяславского. На одном из неписанных листов, скрепленных княжескою печатью, они написали от лица великого князя послание к греческому императору и патриарху о поставлении Пимена в митрополиты для России. Уплативши огромную сумму денег и раздавши множество подарков, сторонники Пимена добились согласся патриарха на поставление его и на изложение Киприана (Acta Patr. Constant. II, 12.; Никон. лет. IV, 75–76). При поставлении Пимена за киевской кафедрой еще раз было подтверждено значение первой кафедры России. В грамоте, данной патриархом Пимену говорилось следующее: «пусть возглашается он (Пимен) и Киевским. Ибо невозможно ему быть первосвятителем великой России, если он не будет именоваться прежде Киевским: так-как в Киеве соборная церковь всей России и главная митрополия». Ibid. |
63 «Допол. к истор. актам» т. I, 180. В этом послании Фотий говорит, между прочим, так: «радованно и потщительно приидох к вашей любви и слово наказаньих духовных полагаю вы к доводу всякому духовному и ползе (т. I. стр. 315). Отсюда видно, что послание писано в самом Киеве. Но самим Фотием оно не было читано, как это видно из неоднократного употребления в нем слова «пишу» (т. I. стр. 322). – Впоследствииш, в послании, писанном по смерти Григория Цамблака, Фотий так говорил о своем (втором) посещении печерской лавры: «о Хрисге сожительства вашего вмале видех, и духовныя вашея любви и соводворения духовнаго довольно како не насладихся, по времени, убо, како нуждьно ми бяше и от вас удалился, желанием же духовных желах и скоро како посещати вас Христову паству, с духовными духовныя събеседовати» (Ibid. 181, стр. 223). 64 «Клеветы многи сотвориша на него лукавии человецы, иже бежаша от Фотеа с Москвы свои сущее к Черниговскому владыце, а оттуда в Литву к Витовту». Никон. лет. V, 53. 67 Впрочем, в сочинении Buwita Wina, изданном в 1621 г., сказано, что Фотий переносил эти сокровища не в Москву, а в Константинополь (Архив Ю. З. Рос. I, 7: 450). 69 «И грады митропольская Киевския церкви великия соборныя, и власти и села раздаде паном своим; а наместников Фотиевых митрополичих ограбив, отосла в Москву» (Никон. лет. V, 53; Густин. 353; Новгор. I, 105; Софийск. I, 140; Coф. II, 140 ). 70 В 1414 г. дочь великого князя Василия Дмитриевича, Анна вступила в брак с Иоанном Палеологом, сыном императора Мануила. Соловьев, т. IV, стр. 285. 73 Новгор. I, 109; Новгор. IV, 71. 73. По свидетельству же одного молдавского летописца, Григорий в этом году не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил очень долгое время, и в 1439 г. был утвержден в звании молдавского митрополита. М. Макарий, Ист. Рус. Цер. IV, 100 101. 75 Ibid. т. I, 181. Что послание писано в Киеве, – видно из таких же выражений, какие мы указывали выше в послании 1411–1412 года О путешествии Фотия в Литву см. Никон. лет. V, 80. 96. 97. Летоп. велик. князей литовских стр. 56 (Ученые Записки II отд. Акад. Наук. кн. I). |
| |