Иркутск . Иннокентий еписк., ум. 1731. 26 ноября. Казань . Гурий архиеп., ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. (Обретение мощей его в 1595). Явление иконы Пресв. Богородицы в 1579. 8 июля. Калязин , в Тверской губ. Макарий преп., ум. 1483. 17 марта и 20 мая. (Обретение мощей его в 1521). Киев. Ольга-Елена, вел. княгиня, ум. 969. 11 июля. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. 983 года. 12 июля. Владимир-Василий, вел. кн., 1015. 15 июля. Борис-Роман, князь, убиенный 24 июля, и Глеб-Давид, брат его, уб. 5 сент. 1015 года. 24 июля. Святители Киевские: Михаил, первый митрополит, ум. 1192. 30 сент. Константин блаженный, ум. 1159. 5 июня. Преподобные Печерские: XI века: Моисей Угрин, ум. 1041. 26 июля. Дамиан пресв., ум. 1071. 5 окт. Антоний, ум. 1073. 10 июля. Феодосий, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей его в 1091 году). Никон игумен, ум. 1088. 23 марта. Феодор и Василий, ум. 1091. 11 авг. Григорий, ум. 1094. 8 янв. Агапит, ум. ок. 1095. 1 июня. Евстратий, муч. Корсунский, ок. 1100. 28 марта. Анастасий преподобномуч. 21 янв. Варлаам игумен. 19 ноября. Иеремия и Матфей прозорливые. 5 окт. Марк пещерник и Феофил плачливый. 29 дек. XII века: Прохор, ум. 1103. 10 февр. Никита, еп. Новгородский, затворник, ум. 1108. 31 янв. и 14 мая. Алипий иконописец, ум. ок. 1114. 17 авг. Пимен многоболезненный, ум. 1139. 7 ноября. Поликарп архимандрит, ум. 1182. 24 июля. Еразм. 24 февр. Лаврентий. 29 янв. Нестор, летописец. 27 окт. Никон сухой. 11 дек. Спиридон и Никодим просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Исакий затворник. 11 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. XIII века : Афанасий затворник, ум. 1264. 2 дек. Арефа. 21 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Освящение храма великомуч. Георгия в 1037 году. 26 ноября. Празднование Киево-Печерской иконе Пресв. Богородицы, с 1085. 3 мая. Обретение мощей княжны Ольшанской Иулиании в 17 веке. 6 июля. Клопский монастырь , в 15 верстах от Новгорода. Михаил юродивый, преп., ум. 1452. 11 янв. Колоча , в 23 верстах от Можайска. Явление иконы Богоматери в 1413 году. 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Более того, если автор цитировал какой-либо отрывок несколько раз, то форма этого отрывка часто менялась. Особенно показателен в этом отношении Ориген , поскольку он редко дважды цитирует отрывок, используя одни и те же слова 108 . Случалось и так, что, диктуя свои мысли одному из секретарей, Ориген иногда опирался на несколько слов из библейского отрывка, которые он вспомнил для подтверждения своих доводов; после этого секретарь отыскивал в библейской рукописи надлежащий отрывок и вставлял слова в нужном месте трактата Оригена 109 . Разница в тексте более длинных цитат могла объясняться тем, какие списки рукописей находились под рукой у секретаря в тот момент. Несмотря на трудности, возникающие при определении данных святоотеческой литературы о тексте Нового Завета и их оценки, эта группа сведений столь важна для изучения истории передачи текстов, что затраченные время и труд стоят таких усилий. Ниже мы приводим список наиболее выдающихся Отцов Церкви, чьи произведения содержат многочисленные цитаты из новозаветного текста 110 . Амвросий, епископ Медиоланский, ум. 397. Амврозиастер [Псевдо-Амвросий] Римский, вторая половина IV b. Августин, епископ Гиппонский, ум. 430. Афанасий, епископ Александрийский, ум. 373. Григорий Назианзин , ум. 389 или 390. Григорий Нисский , ум. 394. Дидим Александрийский , ум. 398. Евсевий, епископ Карфагенский, ум. 403. Епифаний, епископ Кипрский, ум. 339 или 440. Ефрем Сирии, ум. 373. Иероним, ум. 419 или 420. Иларий из Пуатье, ум. 367. Иоанн Златоуст , епископ Константинопольский, ум. 407. Ипполит Римский , ум. 235. Ириней, епископ Лионский, ум. 202. Исидор Пелусиотск ий, ум. 435. Иустин Мученик , ум. 165. Киприан, епископ Карфагенский, ум. 258. Кирилл Александрийский , ум. 444. Климент Александрийский , ум. 212. Люцифер Кальярийский, ум. 370 или 371. Маркион, расцвет деятельности приходится на 150– 160 гг., Рим. Ориген , ум. 253 или 254. Пелагий, IV-V bb. Примасий, епископ Гадрументский (в Африке), ум. после 552. Псевдо-Иероним, V-VI bb. Руфин Аквилейский , ум. 410. Татиан , сочинения датируются 170 г. Тертуллиан , ум. после 220. Феодор Мопсуэстийский, ум. 428 111 . Среди этих авторов наиболее противоречивой фигурой был Татиан , сириец из Месопотамии. Он известен, главным образом, своим «Диатессароном», или «Гармонией» четырех Евангелий. Соединяя отличающиеся друг от друга предложения, сохранившиеся только у одного евангелиста, с предложениями, которые сохранились у другого, Татиан расположил евангельские отрывки таким образом, что получилось единое повествование. Татиану удалось сохранить почти полностью содержание всех четырех Евангелий, соединенных вместе, за исключением нескольких глав (описывающих родословие Иисуса в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки, первое из которых прослеживает наследственную линию Иисуса от Авраама и далее, а второе – назад к Адаму). Этот труд стал известен под названием «Диатессарон» 112 (от греческого выражения dia tessaron, что означает “через четыре [Евангелия]”).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Андрею. В монастыре находится чудотв. икона Смоленской Божией Матери, с которою 28 июля совершается крестный ход по городу. “Ист. опис. монаст. преп. Кирилла, находящегося в Новгор. губ. на Бел-озере», Москва, изд. 1805 г.; Амвросий, “Опис. Кирилл.-Белозер. мон.», СПб., 1811 г.; Архим. Варлаам, “О пребывании патриар. Никона в заточении в Ферапонт. и Кириллов. м-рях», Москва, 1858 г.; Варлаам, “Опис. сборн. XV в. Кирил. Белозер. мон.», СПб., 1858 г. (оттиск из 5 книги “Учен. зап. Имп. Акад. Наук»); Шевырев, “Поездка в Кирил. Белозер. мон.», I, 136 (с видом м-ря и ликом преп. Кирилла); II, 1 (памятн. и древности монастыря и его ризницы); “Ист. Росс. Иер.», 384 (с грамот.); Ратшин, 373; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 48; “Опис. монаст.», 1817 г., 51; Проценко, “М-ри в России», 27; Ключевский, “Жит. свят.», 158, 202 (в примеч.), 337, 349 в примеч., 462; “Свед. о существ. лавр. и монаст.», 124; “Словарь ист. о свят.», 152; “Краткое ист. опис. свят. Новгор.», 69; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 153; “Город. посел. Росс. Имп.», III, 367; Blasius, “Reise in Еигор. Russl.», I, 109 (с видом монастыря); “Москвитянин», 1843 г. XI, 244 (Погодина поездка); 1852 г., XIII, 32 (грамота); “Чтения в И. Общ. ист. и древн.», 1846 г., 2, смесь, 28 (могила Воротынского); 1847 г., 7, смесь (преп. Иосифа Волоколамского, “О святых отцех в монастырех рустех и попечение Госуд. и Вел. кн. Василия Васильевича о церквех и монастырех Рустех); 1848 г. 6, смесь, 17 (опись книгам XVII ст.), 9, Отд. II, 247 (посещение монастыря Грозным в 1542 г.), 255 (тоже в 1545 г.), 387 (Кирилловский езд в 1553 г.), 415 (игумен Симеон 1555 г.); “Калуж. губ. в.», 1849 г., 46, 47 (кн. Воротынские); “Журн. Мин. Вн. Д.», 1834 г., XII, Отд. II, 6; “Памят. кн. Новгор. губ.», на 1858 г., Отд. II, 61; “Церковно-ист. месяцесл. Св. Тр.-Сергиевой лавры», 8; “Книга степенная», II, 216, 268; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», 1854 г., XI, Отд. II, 133 (следы на камне преп. Кирилла); “Извл. из отч. Об. – Пр.», 32 (учрежд. крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

м-рю. В XVIII ст. в ней были 2 церкви: во имя Божией Матери Одигитрии и св. Николая. При упразднении ее в 1764 г. ею управлял строитель Павел. “Ист. Росс. Иер.», IV, 30; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630; Макарий, “Памятн. церк. древн. в Зап. И. Археол. Об.», 1857 г., X, 153. 781. Десятинский – Богородицкий – Рождественский, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в Новгороде, на Софийской стороне, у Псковской заставы, в прежнем Неревском, а потом Людине или Гончарском конце, на месте, где был острог в уроч., называемом Десятина, близ вала, против того самого места, где в 1170 г. суздальцы отражены были от Новгорода Знамением Божией Матери. Гр. Толстой говорит, что основание обители относится к концу XIII ст., и в «Губ. вед.» 1851 г. сказано, что его построила Вел. кн. Феодосия Мстиславовна в монашестве Ефросиния, супруга Ярослава II и мать кн. Феод. и Алекс. Невских, однако же в 3-ьей Новгород. летописи значится под 6835 (1327 по Р. Хр.): «постави церковь каменну Рождество Богородицы на Десятине, и монастырь девичь устрои, при архиеп. Моисеи Новгородском, после Суждальцев спустя 158 лет“. В 1397 г. «постави Исак Онкифов церковь камену, на Десятине, Рождество св. Богородицы». В 1541 г. «на Десятине монастыре, 5 келей у черниц сгорело да 3 двора». Древняя церковь Рожд. Богородицы расширена в XVII ст. пристройкою приделов Знамения Богород. и св. Пантелеймона, а в 1826 г. устроен придел великом. Варвары, где сохраняется часть мощей ее, принесенная в 1786 г. из упраздненного Варваринского монастыря. “Ист. Росс. Иер.», IV, 30; Ратшин, 390; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 88; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.», I, 173, 177, 623; II, 63, 76, 81, 106, 118, 226, 253; “Матер. для статист. Росс.», 1841 г., Отд. I, 47; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 63; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 26; “Опис. монаст.», 1817 г., 36; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.», 83; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1847 г., 80 (надел. землею 120 десят. и лесом); 1848 г., 84 (пожертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Археол. Общ.», 1880 г., VIII, исследов., 140 (извлеч. из архива Кириллов. Белозер. м-ря; прихождение цариц и царевен в м-рь и расходы на Горицкий м-рь), 148 (грам. 1684 г. о сосланной в Гориц. м-рь княг. Анне Хилковой, бежавшей в 1685 г.). 771. Горнетцкий – Спасский, мужской, ныне село Горнецко или Горнешно, Новгородской губ., Крестецкого у., Папороцко-Островской волости, в 80 вер. от Крестцов, при рч. Малой Хубке. Несомненно существовал в 1490 г., когда архиеп. Новгородский Геннадий стригольника чернеца Захара: «велел есми его послати в пустыню на Горнечно“. В 1576 г. известен строитель м-ря Феодорит. В 1667 г. приписан к Юрьеву, м-рю, а в 1686 г. к Новгор. архиер. дому и в 1764 г. совсем упразднен. “Ист. Росс. Иер.», III, 746; VI, 241 (с грамотою); Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Об.», кн. прилож., 139; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 9; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 175 в примеч.; “Полн. собр. Закон.», 1667 г., I, 405; “Акты истор.», V, 214 (Ц. грам. 1692 г., роспись приписн. м-рей); “Новгород. сборн.», IV, Отд. I, 16 (описание прихода); Отд. 6, 26; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 64; Строев, “Спис. иер. и наст.», 109, 51; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 35; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье Юрьева м-ря архим. Парфения с братьею приписного Горнетцкого м-ря на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», II, 917, 194 (доношение 1630 г. на стрельцов в порубке ими леса в пустошах Горнецкого м-ря); 780, 115 (грам. 1490 г. архиеп. Геннадия о еретиках); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», VIII, 1728 г, прилож., (ведение о вещах, которые имеются в Новгор. архиер. доме; здесь назван «Гарнецким»). 772. Горний – Успенский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губ. гор. Вологде, в зап. части города на косогоре близ Ленивой площади. Основан в 1590 г. Доминикиею, которая была первою игуменьею; в 1627 г. показан в Костромской улице с 2 церкв. св. Троицы и Успения; после пожара возобновлен в 1762 г. Место, принадлежавшее Перцовой пустыни, приписано к м-рю, который устроил здесь скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

73 Софийск. Времен. изд. Строевым 1, 150. 163–168. См. подробно в Истор. Рассужд. о грехах и расколах Русс. Цер. стр. 4–28. М. 1838. 74 Нестор, по древ. тек. стр. 90–05, 1093 г., пишет: «Города и села опустели. Измаильтяне жгли села и гумна, многие храмы предали огню... Вот одних ведут в плен, другие посекаются, иные отдаются мщению, умирая смертию горькою; иные трепещут, смотря на смерть других, те умирают от голода и жажды… Толпы христиан страдают в плену, томятся от холода, цепенеют от голода и жажды; лица их осунулись от скорбей, тело почернело, язык высох, на чужбине, нагие, босые, израненные... Со слезами говорят друг другу: я из такого-то города, а я из такого-то села... Со вздохом возводят глаза на небо к Ведущему тайное… Вот дикие вепри там, где прежде жили христиане». 76 Воскрес Летоп. 1. 290. В 1225 г. крестился половецкий Князь Бастый. Соф. Вр. 1. 230. Киев. Летоп. о 1452 г. 81 Двинская лет. (Труды Вольн. Рус. Сбр. т. I. 114. 115) говорит, что коренные жители берегов Северной Двины еще при Владимире, завися от Новгорода, крещены были вместе с Русскими. Но во время Ярослава Норвежцы видели в Биархии (?) жарких поклонников Йомалы, так что, когда те хотели оскорбить истукан Йомалы – воровством, то едва спасли жизнь бегством (Стурлезон Hist regui Sept. т. 1. 618). Две харатейные грамоты новгор. архипастыря Иоанна 1110 г. или 1164 г., одна двинскому игумену Луке, другая двинским посадникам, показывают, что христианство существовало здесь с новгородскими поселенцами в 12 в. (Черткова второе прибавл. стр. 431. Моск. 1844). 83 Подробно сказано в Москвитянине 1843 года. 7 в статье: Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили христианство – с Востока или Запада? Собр. Грамот Виленских, Вильно. 1843, предисловие стр. 7, 12, 13. 87 Новгор. 2 летоп. То же записано в новгор. синодиках (Востокова Опис. Румянц. М. стр. 510), в Супрасл., Ростов. и Новгор. З; в последней прибавлено о Ефреме: «сей, поучив люди 5 лет, священству же не сподобился». Если из 42 лет епископства Иоакима, скончавшегося в 1030 г., исключим 5 лет, то окажется, что новгородское училище открыто в 1025 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

82 Волын. Лет. о Кн. Владимире Галичском: «Володимер разумея притче, и темно слово, и повестив со епископом много от книг, зане бысть книжник великий и философ, якоже не бысть по всей земли». Стр. 218. «Таже со епископы и игумены снимаяся часто, со многим смирением беседоваше от книг о житьи света сего тленнаго». стр. 210. «Глаголаше ясно от книг». стр. 210. У Румянцева (р. N 235) Кормчая, писанная по распоряжению сего князя в 1286 г., у Погодина (Образцы древлеписания) М. 1840, 4. тетр. 1. N 12 и 13. Ефрем Сирин , писанный при нем же. 83 Никон. 3, 175 под 1341 г. «Князь Михайло Александрович Тверский, сын крестный владыце новгородскому Василию, прииде к нему в Новгород грамоте учитися». 84 Роспись Новгор. Владык: «Добре пасяше стадо свое, пожив в целомудрии, и многи писцы изысков и книгы многы исписав... и многы утвердив учением своим.... много писание оставив.... И взлюбиша житие его бояри и дюдие, и прихожаху к нему, поучащеся от него день и Новгор. Лет. 182. 87 Митр. Киприан в посл. Афанасию: «Еуангелье же толковое в церькви чести; а на трапезе чтут Патерик, и св. Ефрема, и св. Дорофея: а ни коле остается на праздник чтенье праздничное и не поспеют на заутрени прочести, и то прочтут на трапезе, и такоже Шестоденьник св. Василья, и св. отца. Иванна Златаустаго». Ист. Акт. 1, 478. 88 Житие св. Стефана Пермского по рукоп. Ростовская Библиотека сгорела в страшный пожар 1408 г. Соф. Врем. 1, 438. 90 Святитель Алексий писал свое имя и сам по-гречески. Митр. Максим и Феогност Греки, в сношениях с пастырями Русскими, по необходимости требовали от них знания языка греческого; Сарайский Епископ Феоктист три раза был в Царе-Граде и, конечно, не без знакомства с Грецией. Дионисий Суздальский и Михаил Смоленский также были в Царе-Граде. Епископы Греки в Сарае Варлаам с 1310 г., в Ростове Матфей с 1381 г., в Рязани Иеремия 1389 г. В 1338 г. Новгор. Владыка Василий «повеле писати церковь входа в Иерусалим Исакию Гречину с друга». (Новгор. Л. ). В 1344 г. в Москве Благовещенскую церковь «подписывали Греци, Митрополичо писцы Феогностовы». (Троиц. Л.). Сл. пр. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Неизвестно когда основан, но уже существовал в XIV ст., что видно из межевой грамоты 1391 г. В летописях первое известие встречаем под 6919 (1411) год.: «Поста- виша церковь древяну святого Николы архиеп. Мир Ликийских чудотворца на Вяжищах, стяжанием того же монастыря инока строителя Антония да игумена Пахомия, и честне монастырь устроиша, при архиеп. Иоанне Великого Новаграда и Пскова». В 1436 г. вместо деревянной «владыка Евфимий постави церковь каменную святого Николая чудотворца на Вяжищах; а на другое лето и паде оная церковь». Тогда в 1437 г. «повелением владыки Евфимия, поставиша церковь каменную св. Николая чуд. на Вяжищах, в другой ряд»; в 1439 г. «постави архиеп. Евфимий церковь каменную, с трапезою теплою, св. и всехвального ап. и еванг. Иоанна Богослова, со многими монастырскими потребами, и хлебню под трапезою устроиша, и подписанием подписаша». В 1441 г. повелением того же владыки «подписана бысть церкви св. Николы на Вежищах». Оба храма существуют поныне, но совершенно вновь перестроены в XVII ст. Под церковью св. Николая покоятся под спудом мощи св. Евфимия, о котором под 6966 (1458) год. говорится: «Преставися в Вел. Новеграде архиеп. Евфимий, и положен бысть в монастыре на Вяжищах, в своем создании, марта в 11 день; был на владычестве 24 года». Чудотворная храмовая икона св. Николая современна основанию монастыря. До 1694 г. от него зависел Сырков мон. “Ист. Росс. Иер.», III, 348, 635 (с грамотами); VI, 983; Ратшин, 378; “Словарь ист. о свят.», 107; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 207; “Полн. собр. Закон.», 1694 г., III, 1485; Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 595; II, 41, 75, 85, 99, 115, 119, 131, 150, 157, 175, 212, 224, 230, 238, 242, 251, 252, 282, 286, 304; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 23; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 57; Неволин, “Новгор. пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. I, 13, 16; “Военно-стат. обозр. Новгор. губ.», 162; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.», 82; “Арханг. губ. вед.», 1845 г., 52 (Купчая на земли, купленные за волоком, на Двине, в Уйме, новгородцем Обросимом Исаковым у игумена и старцев Вяжиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

patr. Посещение Новгородским священником Григорием Калекою Константинополя и Иерусалима. Русское анонимное Описание Цареграда. Загадочный епископ живет в монастыре Андрея Юродивого. Защита Филиппополя Иваном Русским при осаде города имп. Андроником: Cantacuz. I. Пребывание Цареградского игумена Иоанна в Твери. Иван Русский: Cantacuz. I. Рукоположение Афанасия епископом во Владимир. Рукоположение Феодора епископом в Галич. Прибытие Феогноста в Новгород: Новгор. Запись Феогноста. Рукоположение Антония епископом в Ростов. Отношение вел. кн. Ивана Калиты к Иерусалимской чаше, привезенной 40 каликами в 1163 году. Рукоположение Даниила в Суздаль. Рукоположение Феодора в Тверь. Отношение Руси к Византии: Mar. Sanudo. Рукоположение Василия в Новгород. Рукоположение Трифона в Луцк. Рукоположение Павла в Чернигов. Возвращение Феогноста из Константинополя: Новгор. 1. Рукоположение Афанасия в Сарай. Рукоположение Иоанна в Брянск. По преданию имп. Андроник Палеолог подарил икону Богородицы в одну из церквей Мореи; ныне она находится в Казанской женской обители в Вышнем-Волочке. Икона именуется Андрониковою: Пам. Др. Письм. Имп. Андроник считается Государем России. Роспись Новгородской церкви Греком Исаакием: Новг. 1. Сергий Радонежский родился в лета царя Андроника: Ж. Сергия. Поездка Феогноста в Царьград: Новгор. 1 и 2. Поездка Феогноста в Орду: Новгор. 1. Рукоположение Исаака епископом в Сарай. Роспись Московской церкви Богородицы Феогностовыми писцами. Рукоположение Евфимия епископом в Смоленск. Начальники Русские, а ученики Греки: Никон. Московский Собор. Совет вел. кн. Симеона Ивановича с Феогностом: Никон. Рукоположение Нафанаила епископом в Суздаль. Хрисовул царя Стефана Сербского. Послание Василия Новгородского к Феодору Тверскому. Хрисовул имп. Ио. Кантакузина о присоединении Галицкой митрополии к Киевской: Р. И. Б. VI. Грамота имп. Ио. Кантакузина Феогносту об отмене постановления, коим часть Русских епархий отделялась для Галицкой митрополии: Р. И. Б. VI. Грамота имп. Ио.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

     1673. Кловский – Богородицкий – Стефановский или Стефанечь, женский, ныне место первой гимназии и примыкающий к нему овраг или провалье, в гор. Киеве. Нет, сомнения, что он уже существовал в XI ст. и был основан Стефаном, поставленным в 1074 г. игуменом Печерским и скон­чавшимся в 1094 г. епископом Влади­мирским на Волыни; полагают, что он удалился сюда после отлучения его от игуменства возмутившимися иноками. Под 6604 (1096) год. в Ипатьевской ле­тописи читаем: «и пожгоша (Боняк) монастыръ девический святого Стефана и деревне герман (в лаврент. летоп. «вжгоша Стефанечь монастырь, и де­ревне, и Германечь»)». Однако же мона­стырь вскоре был возобновлен: «В се же лето (6616 или 1108) кончаша верх св. Богородица на Клове, заложеней Сте­фаном игуменом Печерьскым». Далее под 6620 (1112) год. значится: «преставися Давыд Игоревич и положено бысть тело его в церькви св. Богородица Влахерне на Клове». В 1115 г. упоминается игумен Петр Кловский при освящении церкви и перенесении мощей св. Бориса и Глеба. В 1240 г. разорен Батыем и место его оставалось до 1744 г. пу­стым; в этом же году здесь выстроен от Печерской лавры дворец с садами и лиловою рощею, а с 1811 г. помещается гимназия. “Ист. Росс. Иер.”, II, 42; IV, 532; 327; Ратшин, 134; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 143; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 21; И. М., “Паломник Киев.”, 1849 г., 47; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 127; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 184; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 92, 232 (игум. Петр), 235 (игум. Климент); “Полн. собр. лет.”, I, 84, 90 (о. св. Стефане), 99 (нашествие Бо­няка 1096 г.), 121 (окончание церк. Богород. 1108 г.); II, 3 (погреб. Давыда Игор. 1112 г.), 6 (игум. Петр 1115 г.), 279 (преставися еписк. Владим. Стефан 1094 г.), 281 (нашеств. Боняка 1096 г.), 288 (оконч. церк. Богород. игум. Стефаном 1109 г.), 289 (в 1112 г. погреб. кн. Давыда Игор.); VII, 9 (нашеств. Боняка 1096 г.), 21 (в 1108 г. залож. церк. Богород.); IX, 126 (в 1096 г. сожжен Боняком), 141 (в 1108 г. кончаша верх св. Богор. на Клове, заложенеей Стефаном, игум. Печер­ским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010