и уезда, в 3 вер. к юго-вост. от Новгорода, на острове Селезневе (в летописях Нелезень), образуемом справа р. Волховцем, слева р. Левошнею. Он уже существовал в XII ст., что видно из летописи, где под 6704 (1196) год. значится: «Заложиста црьковь камяну святого Кирилла в монастыри в Нелезене Кснятин (т. е. Константин) и Дмитр братеника (т. е. братья), на Лубяни уличи (а мастер бяше с Лубянеи улице Коров Яковлевич – вариант другого письма), и начаша делати месяца априля, а коньчаша месяца июля в 8, на св. Прокопия; и святи ю владыка Мартурий, на зиму, месяца января в 12, на святой Татианы, при игумене Онисиме, и бысть радость крестьяном, а Кснятину и Дмитру вечная память». Он, после неоднократных опустошений, перестроен в XVIII ст.; древний храм во имя Кирилла Александрийского разобран по нижние окна и надстроен в 1754 г. В юго-зап. углу покоятся под спудом в бронзовой раке, устроенной в 1812 г., мощи преп. Арсения, Новгород. чудотворца, скончавшегося в 1570 г. 12 июля; они перенесены сюда в 1787 г. из Арсеньева-Рождество-Богородицкого мон. Память его чтится 8 мая. “Ист. Росс. Иер.», IV, 501; Ратшин, 380; “Словарь ист. о свят.», 44; Проценко, “М-ри в России», 28; Макарий, “Археол. опис. церк. древн. в Новгр.», I, 284, 506; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 226; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 162; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 37; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 85; “Книга степенная», II, 124; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1848 г., 84 (надел. землею 203 десят.); “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.); “Пут. по св. мест. Русск.», II, 241; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 29; Вихров, “Новгор. святые места», 1860 г., 40; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 45, 138 (преп. Арсений); Строев, “Спис. иер. и наст.», 76, 12; “Акты Археогр. Эксп.», III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Акты истор.», I, 242 (Челобитн. 1592 г. Мостищского м-ря игум. Трифона на игумена же Кириллова м-ря Авраамия с братиею о злоупотребл. в управлении); IV, 232 (Указ 1673 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Аноним (Х в.). Житие Михаила Малеина (Х в.) СимеонМетафраст (ум. ок. 987). Жития: Николая, архиепископа Мир в Ликии (IV в.) Спиридона Тримифунского (ум. 348) Ефрема Сирина (306–378) Амфилохия, епископа Иконийского (ум. 394) Анронина и Афанасия (379–395) Иоанна Хрисостома (341/7–407) Арсения Великого (кон. IV – нач. V вв.) Евфросинии Александрийской (ум. 470) Аполлинарии (ум. 470) Маркиана Эконома (ум. 473) Евфимия Великого (377–473) Авксентия(ок. 408–474) Евсевии (Ксении) Миласской (ум. 475) Феодоры Александрийской (ум. 480) Даниила Столпника (409–493) Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.) Сампсона Ксенодоха (ум. 530) Ксенофонта и Марии (VI в.) Авраамия и Марии (VI в.) Потапия (VI в.) Марина (Марии) и Евгения (VI в.) Анастасия Перса (ум. 628) Стефана Нового (ум. 764/765) Андрея, погребенного в Суде (en krisei) (ум. 767) Феофана (ум. 841) и Феодора Начертанных (ум. 844) Иоанникия Великого (754–846) Феоктисты Паросской (IX в.) Галактиона и Епистимии XI-XIV века Аноним (между 965–1037 гг.). Житие Нифонта Констанцского Аноним (нач. XI в.). Житие Афанасия Афонского (ум. ок. 1000 г.) Иаков Монах (XI в.?). Житие блаженного Владимира (ум. 1015) Варфоломей (ум. ок. 1065). Житие Нила из Рессано (Калаврийского) (910–1005) Чудеса иконы Св. Марии Римской (Римской Богородицы) (ок. 860–1060 гг.) Георгий (вторая пол. XI в.). Житие Лазаря Галесиота (Галесийского) (ок. 9671054) Феодор Продром (первая noлobuhaXII в.). Житие Мелетия Младшего Аноним (cepeдuhaXII в.). Житие Никона Метаноите (ум. 998) Григорий Кипрский (XIIIb.). Похвальное слово епископу Евфимию Мадитскому (ум. ок. 990) Максим Диакон (ок. 1300 г.). Чудеса муч. Косьмы и Дамиана Никифор Каллист Ксанфопул (ок. 1300 г.). Житие Евфросиньи Новой (854–922) Никифор Каллист Ксанфопул (1308–1312 гг.). Чудеса константинопольского монастыря Пиги Феоктист Студит (1330-е гг.). Чудеса Патриарха Афанасия I (после 1311 г.) Константин Лукит (ок. 1298–1330 гг.). Энкомий Св. Евгению [Трапезундско- му] (первая пол. XIII в.) Иоанн Лазаропул (ок. 1340–1364 гг.). Синопсис чудес Св. Евгения (первая пол. XIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(пос. Свирица) 19.01.2018 15:00 - великое освящение воды (р. Котиха). Никольский мужской монастырь (с. Старая Ладога, Никольская ул.) 18 января 09:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (деревянная купель на территории монастыря). 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды. Погружения в иордань: 18 и 19 января с 12:00 до 24:00. Собор Рождества Иоанна Предтечи (с. Старая Ладога, Поземская ул., 37) 19 января 15:00 - великое освящение воды в храме и на источнике великомученицы Параскевы Пятницы (Поземская ул., 38). Киришский район Свято-Троицкий храм (Кириши, ул. Мира, 10) 18 января 18:00 - Всенощное бдение; 24:00 - великое освящение воды (акватория р. Волхов). 19 января 09:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (в храме). Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 02:00. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (д. Змеева Новинка) 19 января 13:00 - великое освящение воды на источнике. Лодейнопольский район Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (д. Старая Слобода) 18 января 09:00 - Царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (Рощинское оз.). 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (в храме). Погружения в иордань: 18 января с 13:00 до 20:00, 19 января - весь день. Покрово-Тервенический женский монастырь (д. Тервеничи, Нагорная ул., 30) 18 января 11:00 - Великая вечерня, Божественная литургия; 13:30 - великое освящение воды (источник на территории монастыря); 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (Погостское оз.). Погружения в иордань: 18 января с 09:00 до 17:00, 19 января с 09:00 до 17:00, 20 января с 09:00 до 17:00. Введено-Оятский женский монастырь (ст. Оять) 18 января 11:00 - Божественная литургия; 13:00 - великое освящение воды (в храме). 19 января 10:00 - Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды (святой источник).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=151...

Погружения в иордань в крестильной часовне на территории храма: 18 января с 20:00 до 2:00 и 19 января с 12:00 до 17:00. Невский район Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рыбацкий пр., 12, лит. А) 18 января 08:30 - Царские часы, вечерня, Божественная литургия; 12:00 - великое освящение воды в храме; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 07:00 - Божественная литургия; 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 12:00 - крестный ход к иордани. Погружения в иордань на территории яхт-клуба (Рыбацкий пр., 10): 18 января с 13:00 до 00:00; 19 января 11:00 до 20:00. Петроградский район Храм Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка (Инструментальная ул., 3а, лит. А) 18 января 21:00 - великое освящение воды и крестный ход к иордани. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани. Погружения в иордань (Аптекарская наб., между ул. Профессора Попова и Аптекарским пр.): с 21:00 18 января до 21:00 19 января. Петродворцовый район Собор святых апостолов Петра и Павла (Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 32) 18 января 09:00 - часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 12:00 - освящение иордани. Погружения в иордань на Ольгином пруду: 19 января с 12:00 до 22:00. Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 115, к. 10а) 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 12:00 - освящение иордани; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, освящение иордани. Погружения в иордань: в ночь с 18 на 19 января до 04:00; 19 января до 23:00. Троице-Сергиева Приморская мужская пустынь (Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15) 18 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, освящение иордани на территории монастыря; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

Погружения в иордань (источник Параскевы Пятницы в 4 км от храма): 19 января в 12:00. Печерский святой источник в Турове (дер. Турово) Погружения: 18 и 19 января круглосуточно. Тихвинская епархия Бокситорогский район Крестовоздвиженский храм (г. Пикалево, ул. Строителей, 2) 18 января 9:00 - Божественная литургия; 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 09:00 - Божественная литургия; 13:00 - великое освящение воды (р. Рядань). Погружения в иордань: 19 января с 13:00 до 15:30. Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сомине (с. Сомино, Ярославская ул., 31) 18 января 8:00 - Божественная литургия, вечерня, великое освящение воды; 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 8:00 - Божественная литургия, великое освящение воды; 13:00 - выход на иордань, освящение воды в купели на р. Соминке. Погружения в иордань: 19 января с 10:30. Храм святого пророка Илии в Ефимовском (пос. Ефимовский, Молодежная ул., 52) 18 января 8:00 - Божественная литургия, вечерня, великое освящение воды; 16:00 - Всенощное бдение 19 января 8:00 - Божественная литургия, великое освящение воды; 13:00 - выход на иордань, освящение воды в купели на р. Валченке. Погружения в иордань: 19 января с 13:00. Антониево-Дымский мужской монастырь (пос. Красный Броневик) 18 января 23:45 - крестный ход на Дымское озеро и освящение воды. 19 января 4:00 - Всенощное бдение; 9:00 -  Божественная литургия, крестный ход на Дымское озеро, великое освящение воды. Погружения в иордань: 19 января с 00:00 до 04:00, с 12:00 до 16:00. Волховский район Храм Рождества Христова в Надкопанье (дер. Надкопанье) 18 января 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия; 20:00 - вечернее богослужение, освящение купели на р. Козопаше. Погружения в иордань: 19 января с 20:00 до 24:00. Киришский район Свято-Троицкий храм (Кириши, ул. Мира, 10) 18 января 9:00 - Божественная литургия, великая вечерня; 18:00 - Всенощное бдение; 23:00 - крестный ход на иордань на р. Волхов. 19 января 09:00 - Божественная литургия, великое освящение воды.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

8 «Преставися в Переаславли митрополит Кирилл Киевский и всея Руси; ту сущу князю великому Дмитрию Александровичю, и архиепископ Климент Новгородцкий, и епископ Игнатий Ростовский и Володимерский и епископ Феодор, и певше под ним обычныа песни, и вложиша во гроб тело его и проводиша его честно; повезошя бо его в Киев». Воскр. 174–175. «Везено же бысть тело его в Киев и положено в святой Софии». Софийс. I, 199. Тоже Троиц. 227. Новгор. I, 64; Новгор. IV, 43. Никон. III, 86. 9 «В лето 6792 позвани быша епископи вси Русскиа в Киев к Максиму, митрополиту Киевскому и всеа Руссии». Никон. III, 76–77. 13 Новгор. III, 221; Густ. 341, Поздние эти летописи ошибочно указывают на Москву, как ставшую с этой поры местопребыванием митрополитов. 23 Acta Patriarchatus Constantinopolitani, ed.Miklosich et Jos. Müller. Vindobonae 1860 an. т. I стр. 350. 353. 26 Никон. лет. III, 201. Карамзин, Ист. Гос. Рос. т. IV стр. 276 прим. 367. Чистович, «Очерк Зап.-Рус. Церкви» СПБ. 1882 г. т. I стр. 122. 27 Acta Patriarch. Constant. т. I, CLVIII стр. 351–353. В переводе помещена у м. Макария, Ист. Рус. Церкв. Т. IV прил. VIII. 32 «πελϑν γρ ες τ Κεβον, μετχος εριργησεν ν ατ α χειροτονας διεπρξατο, α (не разборчиво) Κεβον α πσης οσας (не разборчиво) μητροπολτην δες νομζει»… «Ες τ Κεβον πηλϑε α λειτοργησε, α πισοπς πολλς προσελβετο»… «διαπραξμενος α τιν τερα νοντα γνησ νχοντα γνησ ρχιερει». Acta Patriarch. Constant. I, 428. 434. Никон. лет. III, 207. 214. 37 Московский князь после кончины св. Алексея послал в Константинополь для рукоположения в митрополиты своего избранника Митяя. Но, не доходя до Византии, Митяй внезапно умер (Никон. лет. IV, 70–74. Степ. кн. I, 408). Тогда спутники Митяя самовольно избрали митрополитом для России Пимена, архимандрита Переяславского. На одном из неписанных листов, скрепленных княжескою печатью, они написали от лица великого князя послание к греческому императору и патриарху о поставлении Пимена в митрополиты для России. Уплативши огромную сумму денег и раздавши множество подарков, сторонники Пимена добились согласся патриарха на поставление его и на изложение Киприана (Acta Patr. Constant. II, 12.; Никон. лет. IV, 75–76). При поставлении Пимена за киевской кафедрой еще раз было подтверждено значение первой кафедры России. В грамоте, данной патриархом Пимену говорилось следующее: «пусть возглашается он (Пимен) и Киевским. Ибо невозможно ему быть первосвятителем великой России, если он не будет именоваться прежде Киевским: так-как в Киеве соборная церковь всей России и главная митрополия». Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Росс. Иер.” замечает, что в этом году он был только возобновлен, но существовал в нач. XII ст., как видно из жития св. Сокольницких чудотв. По штатам 1764 г. он положен в 3 классе; в 1775 г. весь выгорел и инокини переведены в Михалицкий мон., а в 1781 г. остатки каменн. строения отданы на сооружение ограды Антониева мон. После пожара, находившиеся здесь мощи, открытыя 4 мая 1162 г., св. братий: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, почитаемых, по преданию, новгор. посадниками, перенесены в Богословский придел Антониева-Римлянина мон. “Полн. собр. лет.”, III, 232; IV, 97; VI, 285 (на Соколницы); “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 172; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 153; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, I, 466, 558, 653; Ратшин, 395; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 75; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 85; Токмаков, “Матер. для ист. и церк. археол. опис. Новгор. губ.”, I, 5 (крайне сбивчивое указание); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 45, 139; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 48; Ключевский, “Жит. свят.”, 464; “Новгор. писцов. кн.”, I, 209, 317, 666, 680; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 67 душ крест.; здесь по ошибке назван Сольницкий), смесь, 128 (Письмо 1714 г. царицы Парасковьи к преосв. Иову о выдаче вспоможения на построение м-ря). 437. Соручанский или Суручевский – Георгиевский , мужской скит, Бессарабской губ., Кишиневского у., в 12 вер. к сев.-зап. от Кишинева, на косогоре, окруженном с трех сторон горами, покрытыми лесом. Основан в 1785 г. помещиком Питарем Соруча- ном, по убеждению Черногорского иеромонаха Иосифа, бывшего потом настоятелем скита. При м-ре учреждена школа с приютом для 10 сирот. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 208; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 235 (школа). 438. Софийский или Спасо – Софийский , мужской, ныне собор св. Софии в гор. Киеве. Под 6545 (1037) гор. в летописях значится, что Вел. кн. Ярослав между прочим: „заложи и церковь святой Софья, митрополью...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

63 «Допол. к истор. актам» т. I, 180. В этом послании Фотий говорит, между прочим, так: «радованно и потщительно приидох к вашей любви и слово наказаньих духовных полагаю вы к доводу всякому духовному и ползе (т. I. стр. 315). Отсюда видно, что послание писано в самом Киеве. Но самим Фотием оно не было читано, как это видно из неоднократного употребления в нем слова «пишу» (т. I. стр. 322). – Впоследствииш, в послании, писанном по смерти Григория Цамблака, Фотий так говорил о своем (втором) посещении печерской лавры: «о Хрисге сожительства вашего вмале видех, и духовныя вашея любви и соводворения духовнаго довольно како не насладихся, по времени, убо, како нуждьно ми бяше и от вас удалился, желанием же духовных желах и скоро како посещати вас Христову паству, с духовными духовныя събеседовати» (Ibid. 181, стр. 223). 64 «Клеветы многи сотвориша на него лукавии человецы, иже бежаша от Фотеа с Москвы свои сущее к Черниговскому владыце, а оттуда в Литву к Витовту». Никон. лет. V, 53. 67 Впрочем, в сочинении Buwita Wina, изданном в 1621 г., сказано, что Фотий переносил эти сокровища не в Москву, а в Константинополь (Архив Ю. З. Рос. I, 7: 450). 69 «И грады митропольская Киевския церкви великия соборныя, и власти и села раздаде паном своим; а наместников Фотиевых митрополичих ограбив, отосла в Москву» (Никон. лет. V, 53; Густин. 353; Новгор. I, 105; Софийск. I, 140; Coф. II, 140 ). 70 В 1414 г. дочь великого князя Василия Дмитриевича, Анна вступила в брак с Иоанном Палеологом, сыном императора Мануила. Соловьев, т. IV, стр. 285. 73 Новгор. I, 109; Новгор. IV, 71. 73. По свидетельству же одного молдавского летописца, Григорий в этом году не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил очень долгое время, и в 1439 г. был утвержден в звании молдавского митрополита. М. Макарий, Ист. Рус. Цер. IV, 100 101. 75 Ibid. т. I, 181. Что послание писано в Киеве, – видно из таких же выражений, какие мы указывали выше в послании 1411–1412 года О путешествии Фотия в Литву см. Никон. лет. V, 80. 96. 97. Летоп. велик. князей литовских стр. 56 (Ученые Записки II отд. Акад. Наук. кн. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

14. Андреевский-Ситецкий или на Сетечки , мужской, ныне приписная к Кирилову мон. церковь св. Андрея Юродивого, Новгородской губ. и уезда, в 4 вер. к юго-вост. от Новграда и от Кирилова мон. с версту, на берегу рч. Ситенки. В Новгород. летописи говорится: „В лето 6879 (1371 г.) постави Наталья церковь каменну святаго Андреа Уродиваго, на Сетецки (Ситецки)“. Гр. Толстой замечает, что эта Наталья была матерью благочестивого посадника Семена Андреевича, построившего в 1360 г. нынешнюю церковь в Новгороде во имя св. Федора Стратилата. В 1690 г. монастырь приписан к Новгород. архиер. дому, за которым состоял до издания штатов в 1764 г.; в этом году оставлен на своем иждивении, но вскоре совсем упразднен, а в 1776 г. оставшаяся церковь Андрея Юродивого приписана к Кирилову мон., в котором до сих пор сохраняется серебр. крест, подаренный Ситецкому монастырю в 1674 году схимником игуменом Филаретом того же Ситецкого мон. “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 112: Ратшин, 398; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 127, 229; “Акты историч.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписных м-рей); Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, 1, 516; “Новгор. сборн.”, IV, отд. 6, 73; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 85; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 240; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 43; “Новгород. писцов. кн.”, I, 36, 665, 789; II. 119, 130, 141; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Полн. собр. лет.”, III, 133 (в 1371 г. постр. церк. Андрея), 158 (в 1555 г. убило в кельях громом 3 челов.), 230 (поставл. церк. Андрея 1371 г.); IV, 66 (тоже самое), 94 (в 1386 г. сожжен Новогородцами); VI, 213 (в 1478 г. занят войсками В. Кн. Ив. Вас.), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.); “Русс. истор. Библиот.”, II, 492, 144 (жалов. грам. 1629 г. о сложении оброка с земель и угодий Андрея Блаженного Сетецкого м-ря; в 1624 г. строитель старец Онуфрий; в 1629 г. игум. Зосима; 1649 г. игумен Феодорит; в 1680 г. строитель старец Митрофан Нечаев); V, 22, 9 (у Ситенского м-ря в 1624 г. рыбная ловля вешняя, котечная, на р. на Волхове, с Ляцким м-рем вместе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Герасиму о взятых монахах), 552, CXLIII (просьба наместн. Герасима об освобожд. монахов из Гадомысльской тюрьмы); т. III, 35, II (показание 1767 г. монаха Иоанна о захвате монахов м-ря униатами), 51, (донесение наместн. Герасима 1767 г. о нападениях на м-рь и угрозах униатов), 58, X (просьба Герасима об освобожд. 11 монахов от заточения в Радомысле), 64–84, (дело все о тех же монахах и разграблении м-ря), 645, (просьба 1768 г. наместн. Герасима разрешить ему, как поступить с монастыр. имуществом в случае движения конфедератов в Украину), 647, (ответ на это донесение). 938. Мутинский – Златоустовский – Спасский, женский, ныне село Мутино, Черниговской губ., Кролевецкого у., в 18 вер. к юго-юго-вост. от Кролевца, при р. Сейме. Первоначально был мужским и основан в 1718 г. иеромонахом Иоанном по дозволению гетмана Ив. Скоропадского, супруга которого перед кончиною своею просила в 1733 г. обратить мужской мон. в женский, что и было исполнено, при чем иноки переведены в Гамалеевский мон. В 1786 г. монастырь упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 131; Ратшин, 543 (назван Успенским); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 535, 23; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значится в числе Заднепровских пустыней). 939. Мшенская – Пятницкая, мужская пустынь, ныне погост Мшенская Пустынь, Новгородской губ., Валдайского у., в 36 вер. к сев.-вост. от Валдая, при озере. В грамоте митроп. Новгор. Корнилия 1677 г., которою пустынь приписана к Иверскому м-рю, говорится: «в Деревской пятине в Пиросском погосте Мшенская пустынь, а прежде строил тое церковь и пустыню строитель черный поп Филарет с братьею, постриженник тое пустыни села Едрова... а ныне де в той Мшенской пуст. живет черный поп и он Филарет с ведомыми ворами»... В 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя св. Параскевы Пятницы построена в 1786 г.; впрочем, в 60-х годах начата постройкою другая церковь. “Ист. Росс. Иер.», V, 133; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. II, 104; Архим. Петра, “Опис. Ивер. Богор. мон.», 28; Строев, “Спис. иер. и наст.», 114, 64; “Временник Общ. ист.», 1857 г., XXV, 100 (Гpav. 1677 г. митр. Корнилия); “Русск. истор. Библиот.», V, 854, 310 (в 1682 г. строитель пустыни иером. Никон переведен в Духов Борович. м-рь, а на его место послан из Ивер. м-ря иером. Маркиан). 940. Настецкий, мужской, ныне погост Настцы, Псковской губ., Великолуцкого у., в 55 вер. к зап.-сев.– зап. от Великих Лук, при озере. Имя его упоминается в 1681 г., когда был приписан к Новгор. архиер. дому. До упразднения в 1764 г. состоял приписным к Троицкому-Сергиеву монастырю, что в Великих Луках. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010