1687 . Коптево – Сретенская – Николаевская, мужская пустынь, ныне село Коптево, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 25 вер. к юго-вост. от Гря­зовца, при рч. Великуше (см. карту Шу­берта, лист XX). Неизвестно когда осно­вана, но уже существовала в ст., когда в 1596 г. была приписана к Корнилиеву-Комельскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 628. 1688 . Копысский, мужской, ныне за­штатный гор. Копыс, Могилевской губ. Имя его упоминается в 1655 г., когда он находился в Смоленской епархии. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1013. 1689 . Короцкий – Покровский, муж­ской, ныне приходская церковь Покрова (постр. в 1825 г.) в селе Короцко, Нов­городской губ., Валдайского у., в 5 вер. к югу от Валдая, при озере Короцком. Основан Иверским мон. при патриархе Никоне (XVII ст.), и оставался за ним до упразднения, которое последовало ра­нее издания штатов в 1764 г. Из игу­менов его упоминаются первым Тихон в 1644–50 г., последним Терентий в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 776; Арх. Петра, “Опис. Ивер. Богород. мон.”, изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 14; “Биржев. ведом.”, 1864 г., 46, стр. 188; “Сборн. Новгор.”, II, Отд. I, 79; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 117, 73; “Русск. истор. Библиот.”, V, 24, 10 (ц. гр. 1645 г. о назначении м-рю руги; игум. Ти­хон из Великого Новгор. Покрова преч. Бого­род. с Короцка), 26, 11 (письмо Федора Ли­хачева к игум. Тихону о назначении м-рю руги), 94, 44 (в 1654 г. приписан с крестьянами и угодьями к Иверскому м-рю), 285, 97 (в 1656 г. м-рь имел во владении 17 крестьян. дво­ров), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. Иверск. м-рю о вотчинах; сказано, что в Короцком по­госте м-рь преч. Богород. честного и славного Ее Покрова построен на вотчинной земле Иверск. м-ря). 1690 . Косов – Рыбницкий, муж­ской, ныне посад Косов, Седлецкой губ., Соколовского у., в 20 вер. к сев. от Соколова. В жалов. грам. 1424 г. кн. Свидригайла на имение, данное Драгосинскому, сказано: «дали есьмо ему село на имя Косово с монастырем на реце на Рыбницы у волости Снятынской». “Акты для ист. Ю. и З. Р.”, I, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

м-ря), 264 (житие Зосимы и Савватия), 402 (Лев филолог черноризец); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.», I, 3 (дело 1651 г. Посол. Приказа Новгор. четверти о посылке митроп. Никона в Соловец. м-рь для привезения оттуда мощей св. Филиппа); “Извлеч. из отчета Об.-Прок.», 1844 г., 10 (посещение В. Кн. Конст. Никол. и его дар – дарохранительница), 1846 г., 8 (устройство гавани); 1850 г., 12 (перемена флагов); 1854 г., 9 (осада англичан); 1857 г., 13 (разрешено устрой. двух церквей); 1858 г, 11 (разрешено отпустить 6.000 дерев из казен. участка); 1861 г., 20 (пожаловано 2.000 р. на обновление иконостаса, устроен. Петром I); “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 7 (тарханная грам. ц. Алексея Мих.); 1852 г., 42 (юридич. акты XVII в.); 1854 г., 27–30 (поездка в Соловец. м-рь); “Акты Арх. Эксп.», I, 62 (Ж. Новгор. гр. 1459 г. на Соловец., Анзер. и др. остр.), 212 (Отписка 1547 г. Вас. Юрьева и Ишука Бухарина о богомолении за Государя по случаю Казан. похода с присылкою милостынных денег), 221 (1548 г. устав. гр. иг. Филиппа Колычева), 213 (Окруж. гр. 1547 г. митр. Макария об установ. праздн. новым русс. святым), 239 (Собор. гр. в Солов. мон. о заточении быв. Троиц. игум. Артемия), 258 (Устав. гр. 1561 г. крестьянам Бежец. Верха, села Пузырева), 268 (Устав. гр. 1564 г. м-ря крестьянам Сумской волости), 295 (Цар. гр. 1576 г. Новгор. дьякам о произвед. розыска по жалобе Вяжиц. игум. Сильвестра на притесн. его Солов. игум. Варламом и старцем Паисием в рыбной ловле), 297 (Богом. гр. 1577 г. по случаю царскаго похода в Ливонию), 301 (Ц. гр. 1578 г. о постр. острога и приведении его в оборон. положение, на случай нападения шведов), 301 (Богом. гр. 1579 г. по случаю нашествия Стеф. Батория), 306 (тоже 1580 г.), 308 (Собор. приговор 1581 г.; игум. Варлаам), 310 (Ц. гр. 1581 г. Киприану Оничкову об обережении м-ря от шведов), 311 (Богом. гр. 1581 г. по случ. войны с Польшей и Швецией), 321 (Ц. гр. 1584 г. о соблюдении монаст. благочиния), 323 (Ц. гр. 1584 г. об освобождении от пошлин и повинн.), 345 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Петра и Павла; а мастер трудился Петр». Известие это нужно принять лишь за возобновление м-ря, игуменом которого уже был Кириак. В начале XIX ст. он пришел в упадок, и нынешним своим блестящим состоянием обязан щедрости граф. Ан. Ал. Орловской-Чесменской и духовника ее архимандрита Фотия, восстановившим его в период 1822–38 год. Ныне к монастырю принадлежат приписные монастыри Перынский и Пантелеймонов. В древнем соборе св. Георгия покоятся мощи преп. Евфросинии, в мире Евдокии, супруги Вел. кн. Ярослава II, и архиеп. Новгород. Феоктиста, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского мон. в 1786 г. В монастыре погребались князья Новгородские и посадники. М-рь содержит начальную школу. Notice historique sur le monastêre de Iouriew, St. Petersb., 1830; К. Попов , “Юрьевский архим. Фотий и его церковно-обществ. деятельность» (напечатано в “Трудах Киев. духов. Академии», 1875 г., февр. и июнь); Архим. Макарий, “Опис. Новгород. общежит. первоклассного Юрьева м-ря, с литографиров. видом оного», М., 1858 г. (первоначально напечатано во 2-ой книге “Имп. Общ. ист. и древн. Россий.» 1858 г.); “Ист. Росс. Иер.», VI, 734 (с грамот.); Ратшин, 369; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 43; “Опис. монаст.», 1817 г., 129; “Свед. о существ. в Росс. лаврах и монаст.», 118; Архим. Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Вел. Новгр.», I, 403; II, 19, 23, 35, 40, 52, 86, 97, 117, 123, 131, 146, 176, 190, 199, 212, 223, 230, 236, 247, 264, 299, 341, 342; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 160; “Краткое истор. опис. св. Новгор.», 48; Пушкарев, “Новгород. губерния», 27; “Словарь ист. о свят.», 285; “Трое суток в Новгр.», 68; “Путеш. ко свят. мест. русск.», II, 207; Дмитриев, “Путеводит. от Москвы до СПб.», 464; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 161; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 84; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 53; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы», 23; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 84; “Остр. Валаам и тамош. мон.», 31; “Книга степенная», II, 124; “Олонец.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

472. Спасский на Острове или Спасо – Преображенский , мужской, 2-го класса, в городе Старой Руссе, Новгородской губернии, близ правого берега р. Полисти. В лето 6700 (1192) „в Русе срубиша церковь , на Острове, Мартурий игумен, во имя св. Преображения, и створи монастырь, и бысть прибежище крестьянам”. В 1197 г. „заложи церковь камену, в Русе, св. Преображения, боголюбивый архиеп. Мартурий”. В 1199 г. „исписаша церковь в Русе св. Спаса в монастыре владычне”. В 1234 г. литовцы „монастырь св. Спаса все пограбиша и церковь полупиша всю и иконы и престол, и церенци 4 убиша”. В 1442 г. „постави боголюбивый архиеп. Новгород. владыка Евфимий св. Спаса Преобр., в Русе, на старой основе, а быша пособници Новгородци и Рушане”. Церковь святил сам владыка „при игумене Иване св. Спаса”. Эта церковь вновь перестроена в 1804 г. и состоит из двух этажей: Преображения вверху и Казанской Бож. Матери внизу. В верхнем приделе находятся части мощей, принесенные из Новгорода в 1806 г. В первое воскресение после праздника Воздвижения сюда совершается крестный ход из всех городских церквей. При издании штатов в 1764 г. м-рь положен в 3-м классе, но в 1830 г. по докладу начальника штаба Клейнмихеля возведен на степень 2-го класса. В 1888 г. в м-ре постановлена чудотв. икона Божией Матери, принесенная из Тихвина, где она пребывала 300 лет. “Сказание о чудотворн. иконе Божией Матери, именуемой Старорусскою, и перенесение ее из Тихвина в Старую Руссу”, помещено в приложении к “Памятн. книжке Новгор. губ. на 1889 г.”; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 301; Ратшин, 380; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 46; “Опис. монаст.”, 1817 г., 106; “Словарь ист. о свят.”, 178; “Краткое опис. свят. Новгор.”, 73; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, Отд. II, 58; “Извл. из отч. Об. Пр. Св. Син.”, 1840 г., 91 (наделен пахат. землею); 1855 г., 86 (надел. землею); “Полн. собр. законов”, V, 1830 г., 3567; “Новгор. губ. в.”, 1852 г., 25 (город Ст. Русса и ее памят. древн.); Архим. Макарий, “Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы”, 39–80; М.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Что касается, наконец, восточной границы Киевской епархии, – то она в XVI в. совпадала с восточными границами Виленского, Новогрудского и Киевского воеводства. Она захватывала почти всю губернию Виленскую 237 , значительную часть губернии Минской по город Минск и затем, переходя на левую сторону Днепра, в низовьях Десны и ее притока. Остра захватывала обширный Остерский повет 238 . Восточные границы митрополичьей епархии во весь рассматриваемый нами период оставались одни и те же. Только при Иосифе Болгариновиче эти границы отодвинулись дальше, так как при нем в состав митрополичьей епархии временно входила и епархия Смоленская, которой он заведовал до своего избрания в митрополиты 239 . Таковы были пределы, епархии Киевских митрополитов в период времени от половины XIII и до конца XVI века. Содержание: 2 Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XVI века 2 I Известия о посещении митрополитами Киева в XIII–XVI вв. и о Киевских митрополичьих наместниках 2 II. Судьба Киево-Софийского собора в рассматриваемый период 2 III. Поземельные владения Киевской кафедры в XIII–XVI вв 2 IV. Пределы Киевской митрополичьей епархии в XIII–XVI вв 5 По Ипатиевской летописи (182. 185) Кирилл отправился ставиться на митрополию в 1250 г., – в том году, когда Даниил Романович возвратился из орды. Но показание летописи в этом случае опровергается свидетельством современника, Плано-Карпини, который относит путешествие галицкого князя в орду к 1246 г. Значит, и путешествие Кирилла, в Грецию нужно относить в 1246 или 1247 г. (Карамзин, Истор. Госуд. Рос. изд. 1819 г. т. IV стр. 41). 7 Лаврент. 202–204. Ипат. 345–346. Новгор. I. 54. 63. Новгор. III, 224. Новгор. IV, 38, Соф. 186. 189. 191. 199 . Воскр. 172. С именем этого Климента связывается происхождение так называемой Софийской Кормчей, список который была сделан вскоре после вступления Климента на кафедру. Можно, отсюда, думать, что на соборе, созывавшемся в Киеве по случаю поставления Климента, м. Кирилл ознакомил епископов с полученной им из Болгарии Кормчей более подробно, чем это можно было сделать на соборе 1274 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

976. Николаевский – Белый в Неревском конце, мужской, ныне приписная церковь к Зверину монаст. в Новгороде, на Софийской стороне, в самой ограде Зверина м-ря. О нем в летописи имеются следующие известия: Под 6673 (1165) год. «архиеп. Иоанн ходил со кресты по Загородской стороне, около Деревяного города, и у чудотв. Николы Белого, на Софийской стороне, в Неревском конце, обедню служил, и велел игумену Антонию общину сотворити в том монастыре». Под 6820 (1312) год. «владыка Давыд заложи церковь камену, в Неревьском конци, на своем дворищи, во имя св. отца Николы». В следующем 1313 г. «священа бысть церкы каменая св. Николы, в Неревьском конци, юже созда архиеп. Давыд и створи в неи вседеньную службу, и черньци совкупи». В 1521 г. «постави игумен Илья Цветной, во свое имя, св. Илью, на сенех, в Николине монастыре». В 1552 г. «архиепископ ходил со кресты по Загородской стороны, около города Деревяного и у чудотв. Николы у Белого в Неревском концы обедню служил; и велел Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот монастырь был разно, промеж себя братья хлеб ели в кельях». В 1572 г. «ездил в монастырь к чудотв. Николи к Билому, в Неревской конец, служить обидни, при игумени Серапионе». В 1673 г. игумены его поставлены выше протопов Софийского собора. В 1685 г. по учреждении в нем больницы приписан к архиер. дому. В 1764 г. упразднен с припискою к Зверину мон., где до сих пор находится древняя икона во имя Иоакима и Анны, бывшая храмовою в приделе Николаевского мон. Оставшаяся церковь существует с XII ст. “Ист. Росс. Иер.», III, 473; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 87; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 144, 201, 559; II, 104, 114, 115; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 141; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 9; “Ист. разгов. о древн. В. Новг.», 81; “Новгор губ. в.», 1851 г., 43 (указат. свят. и древн. Новгор.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 40; “Акты истор.», IV, 232 (Указ 1673 г. о степенях игуменов); V, 214 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

97 Новый мартиролог константинопольской церкви. Венеция 1799 г. Ευγγελικ Σλπιγξ ς. 327. Путеводитель по св. горе афонской стр. 92. 100, 107. Спб. 1854 г. Память пр. Пахомия празднуется мая 20, но день вознесения Господня в 1730 г. был мая 7 д. 109 Деяние – собора по ркп. Сахарова – в север. пчеле 1842 г. 198. Повествование Симона 24–26. Наседки у Симона 56–60. 114 Послание к Салтыкову. Здесь же; «не довольно было уничтожить труды наши, возбудили на гнев и кроткое, незлобивое, сердце благов. госуд. и великой старицы инокини Марфы Ивановны». 116 Сказание Симона по ркп. О преп. Никодиме июл. 3. служба преп. Дионисию напечатана вместе с житием его. М. 1824 г. 119 Макария новгор. древн. 1, 221. Тихомирова сказание о чудотв. иконе знамения Богородицы и новгор. святых, стр. 96–97. Новгор. 1861 г. 120 Ркп. житие св. Исидора в Минее Макария под 14 мая, в синод. 6. 90. Сокращение его в ч. минее св. Димитрия. 121 Пролог 14 мая: «поведают нецыи, бяше латынска языка, земли же немецкие, – от славна и богата рода бе, якоже глаголют местерского». Догадка о происхождении Исидора из немецкого магистерского рода не принята св. Димитрием, да она мало и вероятна, тогда как известны многие роды славянские, перешедшие с славянского поморья в Россию от притеснения немцев. Лакьера геральдика 2, 479–492. 122 Пролог «возненавидев богомерзкую веру латинскую, возлюби христианскую веру православную». Тоже в ркп. житии – В службе, записанной при ц. Иоанне говорится: «отеческого небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушася». – Это выдумка очень неудачная! В 15 в. и славяне, и немцы Германии были христианами. 123 В. к. Иоанн в 1474 г. купил половину (одна уже принадлежала ему) Ростова и ростовского княжества у князей Владимира Андреевича и Ивана Ивановича (Карам. 6, 113 пр. 293). Последний был владетельным князем Пужбольским (Родосл. кн.). 125 Уже в уставе 1522 г. положена мая 14 «память св. Исидора Христа рада юродивого, ростовского чудотворца». Опис. муз. Рум. стр. 713. Служба Исидору (в муз. Рум. 595 у Царского 563) написана при ц. Иоанне в 1548 г. Исидор юродивый святой – в грам. 1563 г. ист. акт. 1, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

177 Киев. Лет. О 1154 г. стр. 89. 12.; другие сведения у Арцыбашева 1, 159. 177. Снегирева Моск. Древн. Примечание к опис. Успен. Соб. Стр. 2. 178 Новгор. Лет. 1. 2. 3. О 1170 г. Новг. 4 и Псков. В СОБР. Л. 4, 12. 277. Никон 2. 210. Радзив. Воскр. У Арпыбыш. 193. «Победи Роман с Новгородцы силою крестною и Св. Богородицею и молитвами благоверного Владыки Ильи (Иоанна), февр. В 25 д.» и пр. Новгор. 3. Прямо говорит о св. иконе и прибавляет: «И до сего дни та Св. Богородицына икона чудодействует и цельбы дарует». О всем событии в ркп. Житии Свят. Иоанна с Сборнике Сергиевой Лавры 8. У Румянцева 397. По летоп. Видно, что в 1355 г. построен был в Новгор. Храме Знамения Пресвятой Богородицы (Карамз. Т. 4. Пр. 390), т. е. прежде открытия мощей Свят. Иоанна. Чудесное событие увековечено и то, что изображалось на печати Ногор. Архиепископа. Кроме того известна икона Знамения Богородицы с планом Новгорода XII века. Русск. Достопам. Час. 2 стр. 302. Моск. 1843. 179 Кроме помянутых, знамениты еще иконы – Богоматери: а) Смоленская Одигитрии с 1046 г., Черниговская с 1060 г. Курятицкая (в Туровской области) с 1180 г., Свенская с 1208 г. (Дебольского Дни Богослужения 1840 г.), б)Зарайская икона св. Николая, именуемого ратным, (сказание о чудотв. Иконе св. Николая, именуемого ратным, Спб. 1842 г.). Из Корсунских икон доселе известны: а) Иерусал. Икона Богоматери, перенесенная в 453 г. из Иерусалима в Константинополь, а отселе в 898 г. взятая в Херсон, а из Херсона в Россию; ныне она находится в Москов. Успенском соборе (Снегирева Опис. Моск. Памят. об Успен. Соб.), б) в Нижегород. Благовещ. М-ре Корсунский образ Божией Матери, написанный, как говорит греческая надпись, в 993 г. (Востокова Опис. Румян. Муз. Стр. 230). 181 Монах Иаков в житии Благов. Ольги: «прияша св. Крещение, готово имущее св. Писание и книги переведны с греческого языка на русский». Ркп. М. Дух. Акад. 175. Иоакимова летопись: «Царь же болгарский Симеон присла иереи учены и книги довольны… Прислаша Царь и Патриарх многи иереи, диаконы домственники от Славян». Мать Бориса и Глеба по Нестору была Болгарыня Анна, по Иоакимовой Летописи Царевна Анна. Татищев (2 пр. 84) соглашает эти известия тем предположением, что Анна была дочь К. Симеона и тетки Императоров Василия и Константина, след. двоюродная сестра последних. При такой связи дворов русского, болгарского и цареградского понятно, что весьма многое могло быть получено из Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15. Антониев – Дымский , мужской, заштатный, Новгородской губ., Тихвинского у., в 15 вер. от Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII ст. учеником Варлаама Хутынского, Антонием, который, в 1243 г. сделан игуменом Хутынского мон. Немного спустя времени, преподобный оставил Хутынь, перешел на уединение в Дымскую пустынь, где скончался в 1273 г. В соборном храме почивают под спудом мощи основателя, память которого совершается 17 января; тут же хранится железная шляпа преподобного, найденная в оз. Дымском, почитаемом святым, и куда ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В 1598 году грамотою царя Федора Иоанновича велено игумену Валаамского мон. Давиду владеть по-прежнему вотчиною Антониева мон. В 1692 г. он значился приписным к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. по штатам упразднен, но в 1794 г. восстановлен. В “Ист. Рос. Иерар.” и у Ратшина Антониев-Дымский мон., кроме настоящего описания, упоминается также под именем „Вырдомская Антония Дымского пустынь”. “Ист. статист. опис. Дымского м-ря с изложением подвижнич. жития начальника оного преп. Антония”, составлено иеромон. Иоанном, С.-Пб., 1861 г.; 1874 г., изд. 5-ое; 1888 года, изд. 8-ое; “Тихвинские монастыри”, изд. 1854 г., 101–110; “Ист. Росс. Иер.”, III, 630; IV, 71; Ратшин, 387, 403; “Словарь ист. о свят. в России”, 34; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Внутр. Д., 1841 г., отд. I, 47; “Крат. ист. опис. свят. Новгор.”, 67; “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, отд. II, 61; “Акты истор.”, V, 214; “Опис. монаст.”, 1817 г., 40; “Остр. Валаам и тамош. мон.”, 30; “Олонец. губ. вед.”, 1850 г., 42 (Список с писцовых книг о вочтин. Антонова мон., в Никольском Оштинском погосте); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1848 г, 84 (пожертв. земля); “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.: сказано, что основ. в XII ст., без доказательств); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в м-рь ко Антонию что на дымях 5 руб.); “Пут., по св. мест. Русск.”, II, 354; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 32; Толстой “Книга глагол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и уезда, в 3 вер. от Новгорода и в 250 саж. от села Городищ, от которого отделяется рощею, на красивом месте правого берега р. Волховца. О годе основания монастыря летописи не согласуются; в 3-й Новгород. летописи под 6705 (1197) год. читаем: «Того же лета заложи церковь Преображение Господне в Нередицах, великий кн. Ярослав, сын Владимиров; внук Мстиславль, и монастырь устрои», а в 1-ой Новгород. летописи под 6706 (1198) год. значится: «В то же лето заложи церковь камену князь вел. Ярослав, сын Володимирь, внук Мстиславль, во имя св. Спаса Преображения, Новегороде, на горе, а прозвище Нередице». В 1543 году «бысть пожар в Нередицах в монастыре у св. Спаса». В 1547 г. (7055): «свящали церковь теплую Живонач. Троицу, трапезу, у святого Спаса в Нередицах в монастыри». В 1678 г. монастырь приписан к Юрьеву мон., в 1727 г. сделан самостоятельным, в 1748 г. снова отписан к Юрьеву мон., в 1764 г. упразднен и оставшаяся церковь обращена в приходскую, но около 1860 г. приписана к Благовещенской Городищенской церкви. Храм Преображения остался в неприкосновенном виде, хотя и был возобновлен в 1617 г.; в нем особенно замечательна стенная фресковая иконопись, конца XII. Все местные иконы – древнего письма, но в особенности храмовая икона отличается древностью и полнотою. Под 6830 (1322) в летописи находится известие: «Преставися князь Афанасий, брат Юрьев, постригся в чернци, и положиша у св. Спаса в Нередицах». “Ист. Росс. Иер.», IV, 145 (с грамотами); Ратшин, 393; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 250; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 493; II, 45, 105, 152, 185, 240, 285; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 135; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 55; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 85; “Новгор. губ. в.», 1851 г., 29–30 (Игнатьев, “Кратк. ист.-археол. опис. Новг. Спасо-Нер. церкви»); “Пут. по св. мест. Русск.», II, 239; Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 64; Строев, “Спис. иер. и наст.», 104, 38; Барщевский, “Фотограф. альбом, хранящийся в Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010