Прокимен, глас 3 Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Зачало 28. Аллилуия, глас 4 Стих: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды. Стих: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:5а, Понедельник зачало 30. Четверг зачало 35. Вторник зачало 31. Пятница зачало 36. Среда зачало 32. Суббота зачало 37. неделя 6 после Пасхи, о слепом Прокимен, глас 8 Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему. Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его. Пс 75:12, 2 Зачало 38. Аллилуия, глас 8 Стих: Воззри на меня и помилуй меня. Стих: Стопы мои направь по слову Твоему. Пс 118:132а, 133а Понедельник зачало 39. Вторник зачало 40б. Среда, Отдание пасхи Прокимен и Аллилуия как на Пасху. Зачало 41. четверг, Вознесение Господне Прокимен, глас 7 Вознесись на небеса, Боже,/и по всей земле — слава Твоя. Стих: Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей. Пс 56:12, 8 Зачало 1б. Аллилуия, глас 2 Стих: Взошёл Бог при восклицании, Господь — при звуке трубном. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:6, 2 Пятница зачало 42. Суббота зачало 43. неделя 7 после Пасхи, святых отцОВ I Вселенского собора Прокимен, глас 4, песнь отцов Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами. Дан 3:26, 27а Зачало 44. Аллилуия, глас 1 Стих: Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада. Стих: Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах. Пс 49:1, 5 Понедельник зачало 45. Четверг зачало 48. Вторник зачало 46. Пятница зачало 50а. Среда зачало 47. Суббота Вся служба за упокой. Прокимен, глас 6 Души их/среди благ водворятся. Стих: К Тебе, Господи, возвысил я душу мою, Боже мой. Ср. Пс 24:13а, 1–2а Зачало 51а и за упокой зачало 270. Аллилуия, глас 4 Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

24Дорогой, на ночлеге, приступил Господь к Моисею и уже готов был умертвить его . 25Но Циппора, жена его, схватив острый кремень, обрезала крайнюю плоть сыну своему и, коснувшись ею ног Моисея а, воскликнула: «Ты жених мой, кровью обретенный! б» 26Господь оставил Моисея в живых. (Именно тогда, по причине этого обрезания, Циппора и произнесла слова: «Жених, кровью обретенный».) 27Тем временем Господь велел Аарону идти в пустыню, навстречу Моисею. Аарон отправился в путь и, встретившись с Моисеем у горы Божией, по–братски приветствовал его поцелуем. 28Моисей рассказал Аарону обо всем, что говорил ему Господь, посылая в Египет, рассказал и обо всех знамениях, которые Господь поручил ему явить. 29И пошли Моисей с Аароном и собрали всех старейшин народа Израилева. 30Аарон передал им всё, что Господь сказал Моисею, и на глазах у собравшихся сотворил те самые знамения. 31 Израильтяне поверили ему; и когда услышали, что Господь увидел, какие они терпят муки, и позаботился о них, они пали ниц, благодарно преклонились пред Господом. Моисей и Аарон перед фараоном 5 После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: «Отпусти народ Мой в странствие священное для поклонения Мне в пустыне“». 2«Кто такой Господь, – возразил фараон, – чтобы я слушался Его и отпустил израильтян? Знать не знаю я вашего Господа и израильтян не отпущу!» 3Но они стояли на своем: «Бог евреев дозволил нам встретиться с Ним, и потому мы просим отпустить нас в пустыню – три дня пути отсюда  – принести жертвы Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас напастью какой или мечом». 4«Моисей и Аарон, — прервал их египетский царь, — чего вы добиваетесь, отвлекая людей от работы? Ступайте и делайте всё, что от рабов требуется!» 5И, подумав, добавил: «Посмотрите, сколько всякого народа теперь в стране нашей! Может быть, вы хотите, чтобы они бросили работу?!» 6В тот же день фараон дал такое повеление надсмотрщикам и приставникам : 7«Не давать им больше соломы для изготовления кирпичей, как это делали до сих пор. Пусть они идут и сами собирают солому! кирпичей требуйте с них, как и прежде, – ни кирпичом меньше. Совсем обленились они, потому и кричат: «Пойдем в пустыню, принесем жертвы Богу нашему!“ 9Труд их должен стать еще тяжелее. Занятые делом, они не будут столь падки на всякую ложь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В ст. 1 говорится о давно поселившейся в Египте еврейской общине; недавние беженцы примкнули к весьма многочисленной иудейской диаспоре. К ним всем и обращается Бог через пророка, который вначале напоминает им о недавнем разрушении Иудеи, произошедшем в результате многолетнего непослушания Богу. Как и прежде, говорится о грехе идолопоклонничества как основы отрицания Бога. Выражения нам уже знакомы (3–6; ср.: 1:16; 11:17), и упоминается об этом как об объективном уроке. Господь так же верен, как и Его слово. Тем не менее основная цель пророчества состоит в том, чтобы остаток из Египта возвратился к Нему (7–10). Очевидно, они продолжали поклоняться чужим богам (8). Следовательно, обращенное к ним слово вызвано продолжающимся бунтом их против Бога, а не прошлым поведением или поведением их отцов, хотя оно тоже было мятежным (9). Они продолжали поклоняться идолам, возможно, теперь включив сюда и египетских богов (8). Однако грех остается тем же самым, независимо от того, касается ли это упорствования в старых ошибках или экспериментирования с чем–то новым. За этим безусловно должно последовать наказание, и оно будет включать элемент позора, вызванного тем, что остальные народы будут смотреть на судьбу, постигшую Божий народ (8б; ср.: 24:9; 25:18). Однако это последнее, чего хотелось бы Богу; Он заклинает людей избежать суда (8а). И тем не менее за этим немедленно следует слово о суде (11–14), из чего следует, что народ продолжал не прислушиваться к этому новому призыву Бога. Дело не в том, что Бог заранее знает ответ, но скорее в том, что Божья кара, когда она вершится, всегда является последствием упорного отрицания Его воли, то есть она не есть нечто предопределенное и неизбежное. Народ в Египте продолжал вести себя так, что заслуживал Его гнева. Повторение слова остаток в этих стихах (7, 12, 14) настойчиво поясняет, что намерения Бога в дальнейшем продолжать Свои отношения с Его народом не касаются живущих в Египте. Это созвучно проповедям Иеремии в дни царя Седекии (24:8–10). Однако замечательно, что даже этим людям дается возможность исправиться и наконец–то правильно ответить на призыв Бога. 44:15–30 «Мы не слушаем»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В Своем долготерпении Бог посылал непокорному народу пророков, призывавших его не упорствовать и вернуться к своим обязательствам в рамках договора–завета (5–6). Изгнание пророков стало следствием нежелания слышать Его предупреждения о неизбежной каре за нарушение завета (7; ср.: Втор. 28:58; 63–64 ; Иер. 18:15–17 ). Даниил, верный слуга Божий, в духе глубокого и искреннего раскаяния воспринял вину своего народа как свою собственную («мы», «нас» неоднократно повторяется в ст. 5–10). Сердце Даниила в этом отношении отражало сердце Бога (ср.: Ис. 63 :8а, 9а): они его народ (20). Здесь мы видим прообраз Сына Человеческого, Который в грядущем времени возьмет на Себя грехи Своего народа как Свои собственные (ср.: Ис. 53:4–6,10–12 ; 2Кор. 5:21 ). Но обетование о прощении не умаляет их вины, всей серьезности их положения. Даниил, кажется, перебирает весь словарь Ветхого Завета для описания и исповедания преступлений Иуды (грех, беззаконие, нечестие, отступление, непослушание, возмущение, согрешение и др., 5–11) и их последствий (стыд, изгнание, 7). Суд, последовавший в ответ на беззакония Его народа, отражает справедливость Бога с точки зрения завета. Он сдержал Свое обязательство (7, 11 – 14). В своей молитве Даниил, осознающий горестную судьбу своего народа, не просит Бога поступиться справедливостью. Парадоксально, но факт, что в этом единственная надежда народа. Как и при первом исходе из плена, Бог явил Свою праведность по завету во славу Свою и проявляя милость к угнетенным, и осуществляя суд над нечестивыми (ср.: Исх. 3:7–10,20; 6:6 ). Ободренный Божьими обетованиями через Иеремию, Даниил молит Бога защитить Свое славное Имя, что он увязывает воедино с судьбой народа и города Иерусалима (16). Цель его ходатайственной молитвы – прославление имени Божьего, в основе же ее лежит заветное обетование Бога о восстановлении Его народа, мотивация молитвы – уверенность в Его праведном милосердии, проявленном в прошлом в Его спасительной благодати (15–19). 9:20–27 Другая «седьмина» Знаменательно, что Даниил получил разъяснение видения около времени вечерней жертвы (21, т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

  16. Констатировать, что в современных условиях, особенно имея в виду миссионерские задачи Церкви, священнослужители и миряне должны относиться друг ко другу и к людям, взыскующим истины или находящимся вне церковной ограды, с христианской любовью, вниманием и доброжелательностью. Совершенно недопустимы факты грубого, пренебрежительного, надменного отношения к кому бы то ни было со стороны архипастырей, клириков, церковных служащих.   17. Внести в раздел VIII Устава об управлении Русской Православной Церкви следующее дополнение (пункт 8а): «Братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах трудах по поддержанию храмов в  надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации». В связи с приведенной выше поправкой братствам и сестричествам предписывается переоформить свои уставы. Сроки и процедуру переоформления установить Священному Синоду. Союзу православных братств предписывается безотлагательно пересмотреть свой Устав в связи с его несоответствием церковному праву и государственным законоположениям. Это несоответствие состоит в том, что Союз объявил себя общественной организацией, но определил направления своей деятельности на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях При этом не предусматривается взаимодействия с каноническими церковными структурами и ответственности перед иерархией.   18. Считать удовлетворительным состояние общецерковных финансов. Одновременно выразить озабоченность в связи с сокращением в процентном отношении поступлений в общецерковный бюджет от епархий и предприятия «Софрино».

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Четвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся в онь. Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Таже настоятель: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ. Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. И мы конец: И сущим во гробех живот даровав. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Таже ектениа великая от диакона: Миром Господу помолимся. Подобает ведати, яко по внегда начати иерею, кадит святую трапезу по обычаю и весь олтарь, вечер, на Господи воззвах:  на Утрени, в начале канона исходит и кадит храм и лики и братию по обыкновенному чину. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся:  и прочее. Хор: Аминь. На Господи воззвах: поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны осмогласника 6, глас 6. На «Господи, воззвах:» стихиры на 10. Стихиры воскресные, глас 6 Стих:  Изведи из темницы душу мою,/исповедатися Имене Твоему. Стих:  Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё.  Пс 141:8А Победу имея, Христе, юже на ада,/на Крест возшел еси:/да во тьме смерти седящия воскресиши с Собою,/Иже в мертвых Свободь,/Источаяй живот от Своего света,/Всесильне Спасе, помилуй нас. Победу одерживая над адом,/на Крест взошел Ты, Христе,/чтобы во тьме смертной сидевших воскресить с Собою;/среди мертвых – Свободный,/Источающий жизнь от Своего света,/всесильный Спаситель, помилуй нас!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pyatnicza...

Так просоломоновская редакция (F. Langlamet) пролагала путь благожелательному взгляду на воцарение Соломона ( 3Цар.1:35–37, 46–48 ) и уничтожение его противников ( 3Цар.2:24 , 31b–33, 37b, 42–45). По той же причине освобождение города Иавис было превращено в повод говорить о помазании Саула по велению Яхве ( 1Цар.9:15–17, 10:1 ) и показать, что он был избран жребием ( 1Цар.10, 17 , 19b–21, 24). «Вычитывать» волю Божию из реальной истории было вполне в духе библейского реализма. 3.3 Царская власть и предсказание будущего Легитимации царской власти в Иерусалиме могла служить также тесная связь с Храмом. Раннее предание о ковчеге и перенесении его в Иерусалим находит свое продолжение в планах Давида построить для ковчега дом ( 2Цар.7 :1а, 2, 3). Нафан не только поддерживает это намерение, но и предвещает Давиду нерушимую власть: Сам Яхве воздвигнет для него дом (7:11b, 16). Это соответствовало традициям древневосточных благоприятных предсказаний, зафиксированных в месопотамских надписях на архитектурных сооружениях и новоассирийскими изречениями пророков: если некто, будучи царем, строит нечто для божества, божество обеспечивает ему надежность его власти. Ввиду того, что Храм строит на самом деле не Давид, а Соломон, учитывается и это обстоятельство ( 2Цар.7:4, 5 , b –9а, 12, 13а) и предсказание переносится на Соломона (7:13b, 14a, 15a). Но предсказание не дает абсолютной гарантии и уже после смерти Соломона требует корректировки ( 3Цар.11:31 ). Потомкам Давида оставляется лишь «светильник», так как Яхве призрел на Давида и избрал Иерусалим ( 3Цар.11:36, 15:4 , 4Цар.8:19 ). В эпоху плена исполнение предсказания ставится в зависимость от того, ходят ли сыны Давидовы своими путями перед Яхве ( 3Цар.2:4, 8:25, 9:5 ). Но это не значит, что предсказание утратило силу. В молитве (девтерономической по своему характеру) Давид молит Яхве, чтобы Он исполнил предсказание о вечности династии ( 2Цар.7:22–25 ). Упование на то, что дом Давидов пребудет вовеки, не исчезает ( 2Цар.7:26, 27 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В Египте в случае мора «в городе Илифии,- пишет Манефон,- заживо сжигали людей, которых называли Тифоновыми, и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его» ( Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 73). Индийские Законы Ману (II век до Р. Х.) предписывали: «За всякие заклинания, за наговоры на кореньях, за колдовство всякого рода – в случае неуспеха – штраф в двести [пан]» (Законы Ману. 9, 290). Наказание было сопоставимо со штрафом за грабеж – около 2 килограммов золота (см.: Артхашастра. 3, 17). Однако если результатом колдовства будет смерть, то колдуну – смертная казнь . Кроме государственного наказания, браминами налагаются религиозные «епитимьи» за такие равные друг другу грехи, как «чародейство и колдовство посредством кореньев… незажигание священных огней, воровство, неуплата долгов, изучение ошибочных книг и занятие ремеслом танцора и певца» (Законы Ману. 11, 64 и 66). Японские законы гласили: «Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родственников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство… Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить» . Другой японский закон содержал «индекс запрещенных книг»: «Нельзя в частных домах хранить: астрономические приборы, сочинения по астрономии, китайские карты; гадальные карты; китайские военные сочинения; книгу предсказаний; за нарушение этого запрета – 1 год каторги» . Законы Двенадцати таблиц Древнего Рима, составленные в V веке до Р. Х., предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни . Тексты этих законов дошли до нас в неполном виде. В восьмой таблице есть статья (VIII, 8а), начинающаяся с формулировки преступления: «Кто заворожит посевы…» , но далее – обрыв текста и формулировка наказания отсутствует. Впрочем, эта лакуна восполняется по цитации этого закона Плинием: «По Двенадцати таблицам, за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь… более тяжкая, чем за убийство человека» (Естественная история. 18, 3. 12. 8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Образ печи использован в ст. 6–7. Здесь более ярко представлено то, о чем было сказано прежде: печь продолжает распаляться. Не затухает она и к утру, напротив, разгорается ярким пламенем. В ст. 7 говорится о неожиданном следствии: интриги и козни приводят к низвержению царей. Известно несколько подобных заговоров, имевших место перед крушением Северного царства ( 4Цар. 15; 17 ; см. также коммент, к 5:13–15). Берущим суд в собственные руки не следует удивляться, когда другие станут делать то же самое, причем делать более цинично и безжалостно. Цари падают, однако никто не вразумляется, никто не обращается к Богу (7б). В ст. 8–12 Осия раскрывает веер метафор для изображения гибельного пути избранного народа. Ефрем (т. е. Израиль) смешался с народами и потерял чистоту и сердечную преданность Богу (8а). Израиль как неповороченный хлеб, сырой с одной стороны и пригоревший с другой. Как огонь сжигал неповороченный хлеб, так чужие пожирали силу его, – и он не замечал. С него взимают богатую дань (не воздавая ничем), но он как будто не видит, что творится. Он не замечает, что седеет, и думает, что все еще молод, – признак той самой гордости, которая упоминается в ст. 10. Несмотря на всяческие бедствия, израильтяне не обратились к Господу Богу своему и даже не взыскали Его. В самом деле, Осия прав, называя Ефрема несмышленым, как глупый голубь, когда он пытается найти помощь в Египте и Ассирии (11). Что случится с этой глупой птицей? Бог уловит ее в сеть, и она не сможет взлететь и станет уповать лишь на Его милость. 7:13–16 Израильтяне уклоняются от Господа Здесь образ Израиля, отбившегося от Бога, по сути дела, тот же, что и в ст. 8 и 11. Главная мысль – отказ вернуться к Богу – проходит красной нитью через всю гл. 7 (ст. 1–2, 76, 10). Слова Горе им используются пророком как горестное стенание о народе. Одновременно это и провозвестие суда, что подтверждается и словами гибель им (13б). В этих стихах совершенно ясно проступают два факта – Бог любит Израиль, но у того иные приоритеты. Бог спасал их, вразумлял, желая вернуть к Себе, они же ложь говорили на Него. Страдая, они вопили на ложах своих, но пренебрегали единственно надежным источником помощи. Когда же они собираются вместе, на уме у них только хлеб и вино, а не Бог. Он вразумлял их, они же в ответ умышляли злое против Него (15).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

4 Когда приведешь ко входу в Шатер Откровения Аарона с сыновьями, то соверши над ними обряд омовения. 5Потом возьми приготовленные одежды и облачи Аарона в хитон, в ризу, что под эфод надевается, и в сам эфод; возложи сверху нагрудник и препояшь Аарона поясом эфода. 6Надень на голову его тюрбан а, к которому прикрепи диадему священную б. 7Возьми затем елей и, возлив на голову Аарона, соверши торжественное помазание. потом вели сыновьям его подойти к тебе: их тоже облачи в хитоны, 9препояшь их, – как Аарона, так и сыновей его, – повяжи им высокие головные повязки; и священническое служение станет их правом и обязанностью навеки. Так возведешь ты в священники Аарона и сыновей его . О жертвоприношениях при посвящении 10Распорядись о том, чтобы к Шатру Откровения привели бычка, на голову которого возложат руки Аарон и его сыновья. 11 После этого ты заколешь бычка пред Господом у входа в Шатер Откровения 12и, взяв немного его крови, пальцем своим помажешь рога жертвенника, а остальную кровь выльешь к подножью жертвенника. 13Затем отдели весь жир, которым покрыты внутренности, сними сальник, который на печени , обе почки и жир, что на них, и в дым обрати на жертвеннике. 14 Мясо бычка, шкуру его и все остальные внутренности вместе с их нечистотами сожги за станом, ибо то жертва за грех, особая жертва при посвящении. 15Сделав сие, приведи одного барана и после того, как Аарон с сыновьями возложат руки свои на голову этого животного, 16заколи его и кровью его окропи жертвенник со всех сторон. 17Рассеки барана на части и, вымыв его внутренности и голени, положи их поверх его головы и остальных частей. 18Сожги, в дым обрати всего барана на жертвеннике. Это будет всесожжением Господу, благоуханием отрадным, полностью на огне сжигаемой жертвой Господу. 19Вслед за тем подведи второго барана и, после того как Аарон и сыновья его и в этот раз возложат руки на его голову, 20заколи его и, взяв немного его крови, помажь ею Аарону и его сыновьям мочку правого уха, а также большие пальцы правых рук их и правых ног. Оставшейся кровью окропи жертвенник со всех сторон. 21Возьми немного крови с жертвенника и немного елея помазания и окропи ими Аарона и одежды его, а с ним и сыновей его и их одежды. Так будут освящены и Аарон, и его сыновья, и их одежды. Поставление во священство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010