лишь фундамент, о церкви см.: Николова Б. Православните църкви през Българското Средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 105-106; Димова В. Църквите в България през XIII-XIV в. София, 2008. С. 238-241). К сер. XV в., после османского завоевания Болгарии и падения Тырнова (1393), храм, в к-ром хранились мощи святого, пришел в запустение. Монахи Рильского мон-ря, пользовавшиеся покровительством вдовы тур. султана Мурада II Марии (Мары) Бранкович (см. ст. Бранковичи ), в 1469 г. направили посланцев, к-рые взяли мощи и через Сев. и Зап. Болгарию перенесли их в обитель. По ходу следования процессии мощам поклонялось множество народа, происходили чудеса и массовые исцеления. 30 июня, согласно свидетельству современника Владислава Грамматика , подробно описавшего путешествие в т. н. Рильской повести, святыня была торжественно положена в обители. В память об этом событии 1 июля было установлено специальное празднование, которое носило местный характер. Неизвестна история десницы мощей святого. Согласно поздней и недостоверной рус. легенде, она была принесена на Русь в X-XII вв. бежавшими от татар болг. монахами и положена в построенный во имя святого храм на берегах р. Сейм - впоследствии речка стала именоваться Рыло, возникший город - Рыльск, а на месте храма возник монастырь (см. Рыльский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ), святыня была сокрыта в холме рядом с городом. Частично с этой легендой соглашался Й. Иванов, но относил перенесение святыни ко времени правления царя Иоанна IV Васильевича или к еще более позднему периоду. Большинство исследователей считают, что легенда возникла в Рыльске не ранее XVIII в. под влиянием созвучия топонимических названий. По греческой версии, во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русские солдаты перенесли святыню на о-в Сирос (совр. Греция), а затем некий иером. Гавриил подарил ее Феодосии (Кардици), игум. мон-ря Всех святых на о-в Тинос (Греция), где она хранится в серебряном мощевике, выполненном в форме руки ( Пантелеимон (Пулос). 1992. С. 501). Сохранились упоминания о том, что после 1393 г. по просьбе протопопа Иакова из Пловдива от мощей И. Р. была взята частица, к-рая впосл. хранилась в Филиппольской митрополии (об этом сказано в Рильской повести Владислава Грамматика), а с 1937 г.- в Германском монастыре . Агиография

http://pravenc.ru/text/471475.html

храм ап. Андрея Первозванного в Метрогородке ул. Камова, вл. 2А храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» Перовская ул., вл. 64 храм в честь святого праведного воина Федора Ушакова Юго-Восточное викариатство ул.Мельникова, вл. 7 храм свв. равноап. Мефодия и Кирилла на Дубровке Ул. Краснодарская, вл. 50 храм св. мц. Татианы Римской в Люблино 1-я Вольская, вл.2 храм иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке ул. Саранская, вл. 1 храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино ул. Ставропольская, вл.25 храм ап. Андрея Первозванного в Люблино Марьинский парк пересечение ул. Белореченской и ул. Перервы храм Воскресения Словущего в Марьинском парке пересечение ул.Поречной и Перервинского бульвара храм святых благоверных князей Петра и Февронии ул. Белореченская, 41 храм святых Жен Мироносиц Тихорецкий бульвар, вл. 1 храм прп. Саввы Освященного в Люблино Новочеркасский б-р, вл. 6-8 храм в честь прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского Южное викариатство Судостроительная ул., вл. 48 храм свт. Спиридона, еп. Тримифунтского в Нагатинском затоне Булатниковский пр-д, храм свт. Николая Мирликийского в Бирюлево перес. Тамбовской ул. и Ясеневой ул. храм Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Днепропетровская ул., 16, стр.Б храм Живоначальной Троицы в Чертанове Булатниковская ул., напротив вл. 2 храм Сретения Господня перес.Пролетарского пр-та и Кантемировской 6216) храм св. пророка Божия Даниила на Кантемировской Ореховый б-р, вл. 41 (напротив) храм Похвалы Пресвятой Богородицы перес. Севанской ул. и Бехтерева ул. храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыно ул.Борисовские Пруды, вл.33 храм прп. Марии Египетской в Северном Братееве Каширское ш., 63, к.2 храм иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисове мкр.18, Варшавское ш., рядом со ст. м. «Аннино» храм Святого страстотерпца Царя Николая II ул.Красного Маяка, напротив д.19, корп.1 храм святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси ул. Луганская, вл. 11 храм в честь святого Архистратига Божия Михаила

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

30. Собор двенадцати Апостолов Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, Июль 1. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в Риме пострадавших Прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его,/дивно явил Господь все желания Свои среди них. Стих: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он — справа от меня, чтобы я не поколебался. Пс 15:3, 8 Зачало 153. Аллилуия, глас 4 Стих: Вот, что так прекрасно или что так приятно — как только жить братьям вместе. Стих: Как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Пс 132:1, 3 2. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 3. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 4. Святых царственных страстерпцев: императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, от безбожной власти убиенных. Прокимен, глас 7 Господи, силою Твоею возвеселится царь,/и о спасении Твоём весьма возрадуется. Стих: Желание сердца его Ты дал ему, и о чем просили уста его, Ты не лишил его. Пс 20:2, 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Или: К Коринфянам послания святаго апостола Павла чтение, зач. 153 от полу ( 1Кор. 13, 1 –8а, 13; 14, 1а). Братие, аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй: И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, ни безчинствует, не ищет своя си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает. Ныне же пребывает вера, надежда, любы, три сия: больше же сих любы. Держитеся любве. Аллилуия, глас 8: Стих 1: Возлюбите Господа вси преподобнии Его. Стих 2: Яко истины взыскает Господь. Премудрость. Прости. Услышим Святаго Евангелия. Мир всем. От Иоанна Святаго Евангелия чтение, зач. 46 от полу (13, 34–35; 15, 12–14). Рече Господь Своим учеником, заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Вы друзи Мои есте, аще творити, елика Аз заповедаю вам. Ектения сугубая. Помилуй нас, Боже: Господи Боже наш, милостивно яко Благ призри на изсохшую в любви землю сердца нашего, тернием ненависти, самолюбия и неисчетных беззаконий люте оляденевшую, и каплю благодати Пресвятаго Твоего Духа испустив, богатно ороси сию, да будет плодоносна и возрастит от горящей к Тебе любви корень всех добродетелей, страх Твой, и о спасении ближняго неленостное попечение, всех же страстей и многообразных лукавств и лицемерия искоренение, прилежно яко всех благ Дателя молим, скоро услыши и человеколюбно помилуй. Заповедь Твою любити друг друга давый Твоим ученикам, Владыко, обнови сию благодатию Пресвятаго Твоего Духа действительно в душах и в сердцах наших, да николиже о своей токмо пользе, но всегда о благоугождении Тебе и о спасении и пользе ближних наших попечение творити потщимся, молимся Тебе, Благодателю Милостивый, услыши и помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем на этих именно описях протоиерей Троцкий (впервые указавший на них в своей статье о Киево-Печерской типографии 20 , а за ним и профессор Титов основывают свои мнения о более ранней типографской деятельности в Киево-Печерской Лавре, чем как это было на самом деле. Но довольно. После сказанного ширить речи по данному вопросу – значило бы начинать сказку про белого бычка. 1 Сведения об означенных типографиях находятся в сочинении Д. Зубрицкого: Historyczne badania о drukaniach Rusko-slowianskich w Galicyi. Lwow, 1836 г. (В настоящее время сведегния эти значительно могут быть пополнены, между прочим, и на основании труда г. Крыловского). 2 Обе предмовы очень важны в историческом отношении (по находящимся в них сведениям). Существенные выдержки из предмовы Киселю см. в нашем труде: „Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники”. Киев. 1898 г. (т. II прилож. стр. 150–152). 3 О Заглавные листы экземпляров означенной Триоди 1642 г. с более обширным оглавлением отличаются от экземпляров с оглавлением сокращенным и по изображениям (рисункам), на них находящимся: на заглавных листах первых экземпляров находятся изображение – Спасителя (вверху), Иоанна Крестителя, Иосифа святителя и т. д. (всего десяти изображений); а на заглавных листах вторых экземпляров – изображения Тайной вечери, распятие Спасителя, снятие с креста, и т. д. (всего пятнадцать изображений, причем сходных с изображениями на первых экземплярах – нет. Еще одно замечание к сведению записных библиографов. Предмовы Киселю, сходные во всех экземплярах по содержанию, в некоторых экземплярах разнятся по набору и корректурным ошибкам. Так в одних экземплярах (см. в Императорской Публ. Библиотеке экз. под знаком: II. 4. 8а) конечная часть предмовы читается так: “з упреймости сердца зычу, абы... могли личити, дни Несторовыи и Мафусаливые”; а в других экземплярах (см. в той же библиотеке экзем, под знаком: II.4. 8 Аа) несколько иначе, – именно: „з упреймости сердца зычу, абы... могли личити, дни Несторовы и Мафусалимовы”.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

1 Кор 12:27–13:8А Послание к коринфяном первое, зачало 154А. Братие, любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится. От части бо разумеваем и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится. Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях, егда же бых муж, отвергох младенческая. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу, ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых. Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия, больши же сих любы. Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете. Глаголяй бо языки, не человеком глаголет, но Богу, никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны. Пророчествуяй же, человеком глаголет созидание и утешение и утверждение. Глаголяй бо языки себе зиждет, а пророчествуяй церковь зиждет. Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете, болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще кто сказует, да церковь созидание приемлет. 1 Кор 13:4–14:5 Послание к коринфяном первое, зачало 154Б. Братие, егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях, егда же бых муж, отвергох младенческая. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу, ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых. Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия, больши же сих любы. Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете. Глаголяй бо языки, не человеком глаголет, но Богу, никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны. Пророчествуяй же, человеком глаголет созидание и утешение и утверждение. Глаголяй бо языки себе зиждет, а пророчествуяй церковь зиждет. Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете, болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще кто сказует, да церковь созидание приемлет.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

Зачало 200. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6А, 24. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 26. Святого великомученика Димитрия и воспоминание землетрясения, бывшего в Константинополе в 740 году Прокимен трясения, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1а Прокимен мученика, глас 7 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Пс 63:11а Зачало 331б и святому зачало 292. Аллилуия, глас 4 Стих: Боже, Ты отринул нас и низверг нас. Стих: Ты потряс землю и смутил её. Пс 59:3а, 4 И святому, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Пс 91:13 28. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 29. Преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а Ноябрь 1. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских Прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его,/дивно явил Господь все желания Свои среди них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

исполни уста наша хваления Твоего= Пс. 70 .8а 3 . еже подати величествие имени Твоему святому=Второзак. 32,3б; Тов. 12,6 ; Сирах 39 .15а; 4 . и даждь нам участие и наследие=ср. Иерем. 13.25 со всеми боящимися Тебе истиною и хранящими заповеди Твоя 5 . молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих. В. как Эта молитва является, по-видимому, начальной, и она могла быть таковой в Вечерне или в совершенно другой службе, например, службе ночной, имея отношение к ангельской хвале. Одна редкая рукопись, о которой мы будем говорить ниже, связывает ее с псалмом 129, но это совсем не оправдывается содержанием молитвы. В ней можно найти некоторое сходство с первым еврейским благословением перед Шемой, которое, начинаясь с темы творения света, переходит на хвалу, воздаваемую Богу небесными силами; она снова появляется в третьем благословении Амиды; в обоих случаях Свят, Свят, Свят можно включить в эту хвалу, в которой люди, как кажется, не принимают участия, то, что бывает наоборот в 3-ем благословении Амиды 69 . 5-ая молитва Вечерни Эта молитва, которая в более древних рукописях фигурирует как «шестая», отсутствует во многих других. Она является типичной вечерней молитвой, во всем подобной и с некоторыми библейскими ссылками 70 : Славянский Служебник: 1. Господи, Господи, пречистою Твоею дланию 71 содержай всяческая, 2 . долготерпяй на всех нас 3 . и каяйся о злобах наших= Иона 4,2 , помяни щедроты Твоя и милость Твою, 4 . посети ны Твоею благостию= Пс. 105,4 5 . и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне, Твоею благодатию, от различных козней лукаваго, 6 . и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию всесвятаго Твоего Духа. В. Милостию и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Нимже благословен еси,со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом... 6-ая молитва Вечерни Эта молитва, «Седьмая» в тех же самых рукописях, в которых предыдущая была «шестой», также пропущена в других 72 : Славянский Служебник: 1. Боже великий и дивный= Дан. 9,4 , 2 . неисповедимою благостию и богатым промыслом 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рис. 8а. План Троицкой церкви. Первый этаж 1.      Придел во имя Успения Божией Матери. 2.      Палатки. 3.      Подвалы. 4.      Проходы. 5.      Проход под колокольню. 6. Контрфорс. В поясе над окнами, в средних кокошниках, выделаны крупные квадраты с фигурными карнизами, очевидно для вставки сюда икон; мелкие квадратные впадинки в этом поясе теперь забелены и скрывают небольшие розетки. Наружный фасад галереи орнаментирован не менее роскошно и красиво. Горизонтальным поясом, идущим на средине, соответственно верхнему и подвальному этажам, фасад делится на две равные части, причём верхняя часть орнаментирована гораздо богаче, чем нижняя. Северная и западная галерея были орнаментированы в верхних частях одинаково, фасад южной галереи по орнаментации отличается от двух других. Верхний фасад южной галереи пилястрами, состоящими из двух полуколонок, делится на три части: две большие и третью (к востоку) меньшую. Две большие части заключают в себе по окну и фаске, а третья часть украшена одним окном; три окна и две фаски с наличниками и карнизами; в нижнем основании окон идёт горизонтальный пояс из квадратных ширинок, причём в каждую квадратную ширинку вставлено по разноцветному фигурному изразцу, как это обычно в Ростовских и Ярославских церквях (Толчкозской, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николомокринской и др.) Рис. 9. Троицкая церковь Верхний фасад западной галереи такими же пилястрами разделяется на пять частей, в трёх средних из них помещено по два парных окна, разделённых также в свою очередь парными полуколонками; пятое (к северной стене) окно одиночка. Карнизы у окна здесь полуциркульные, отличаются от украшений окон боковых галерей; некоторые из окон заложены кирпичами; внизу у основания их идёт такой же пояс из квадратных ширинок со вставленными в квадратные впадины разноцветными изразцами. Нижний подвальный этаж кругом всей церкви беден украшениями; в нём сохранилось несколько не симметрично расположенных маленьких окон без карнизов и наличников, и между ними, в нижнем этаже западной галереи несколько (пять) квадратных ширинок с вставками из цветных изразцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Слава, и ныне, Богородичен: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем:/«Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!» Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. Ипакои, глас 2 После страдания Твоего жены, придя ко гробу,/чтобы помазать миром тело Твоё, Христе Боже,/Ангелов увидели в гробнице и изумились,/ибо весть услышали от них, что воскрес Господь,/дарующий миру великую милость. Степенны второго гласа, повторяя дважды. Антифон 1 На небо устремляю очи сердца моего, –/к Тебе, Спаситель, –/спаси меня Твоим сиянием. Помилуй нас, согрешающих пред Тобою во многом/всякий час, о, Христе мой,/и прежде кончины укажи пути/покаяния пред Тобою. Слава: Святому Духу подобает царствовать,/освящать, приводить в движение творение;/ибо Он – Бог, единосущный со Отцом и Словом. И ныне: повторяем то же. Антифон 2 Если бы не было Господа среди нас,/ то кто бы смог сохраниться невредимым/от врага и вместе человекоубийцы? Зубам их не предай, Спаситель, Твоего раба;/ибо подобно льву устремляются/против меня враги мои. Слава: Во Святом Духе – начало жизни и награда;/ибо Он все сотворенное, как Бог,/укрепляет и чрез Сына сохраняет во Отце. И ныне: повторяем то же. Антифон 3 Надеющиеся на Господа подобны святой горе;/они никак не колеблются/от нападений велиара. Да не прострут рук своих к беззакониям/живущие согласно с волей Божией;/ибо не предает Христос жезлу наследия Своего. Слава: Святой Дух источает всякую премудрость;/отсюда – благодать апостолам,/и увенчиваются подвигами мученики, и пророки созерцают. И ныне: повторяем то же. Прокимен Пробудись, Господи, Боже мой, по велению, которое Ты заповедал;/и собрание народов окружит Тебя. Стих: Господи, Боже мой! На Тебя уповаю; спаси меня. Пс 7:7б–8а, 2 Евангелие воскресное третье, от Марка зачало 71. Воскресение Христово: (3) Псалом 50. Целование Евангелия. Слава: По молитвам Апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем стихира: Воскрес Иисус из гроба, как предсказал: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010