То, что световидность прославленного тела не будет видима для непрославленного глаза, представляется из следующего: Возражение 1. Видимый предмет должен быть соответствующим зрению или пропорционален ему. Непрославленный глаз не соответствует тому, чтобы увидеть светлость славы, так как эта светлость отличается по роду от светлости природы. Поэтому световидность прославленного тела не будет видима непрославленным глазом. Возражение 2. Светлость прославленного тела будет более великой, чем теперешняя светлость солнца, так как светлость солнца также будет тогда более великой, чем она есть теперь, как об этом сказано ( Ис. 30:26 ; Петр Ломбрд.), а светлость прославленного тела будет еще более великой, по каковой причине солнце и весь мир и воспримут тогда более значительную светлость. Непрославленный глаз не более способен смотреть на самый шар солнца из-за величия его светлости. Поэтому еще менее будет он способен тогда взирать на световидность прославленного тела. Возражение 3. Видимый предмет и находящийся перед человеком должен быть им увиден, если только нет какого-либо повреждения в глазах. Однако световидность прославленного тела, находящегося против непрославленных глаз, не обязательно зрима этими глазами, как это очевидно из рассказа Евангелия об учениках Христа, которые видели Его тело после воскресения, не свидетельствуя о его световидности. Поэтому световидность прославленных тел не будет видима для непрославленного глаза. Этому противоречит сказанное в церковном толковании на слова о том, что Христос «тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил. 3:21 ) сказано: «оно будет подобно светлому телу, которое Христос имел во время Преобразования» (ПЛ 192, 251). Мы знаем, что светлость Христова тела была зрима учениками во время Преображения, и что глаза их были еще непрославленными. Поэтому можно считать, что светлость прославленного тела после воскресения будет зрима и непрославленным глазам. Нечестивые грешники будут мучимы на Суде благодаря зрению славы праведных, согласно словам Писания ( Прем. 5:2 ). Но они не полностью видели бы их славу, если бы не видели их светлости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В движении изображаются также второстепенные персонажи, например волхвы на иконе Рождества Христова или герои многофигурных композиций, имеющих заведомо вспомогательный, иллюстративный характер. По той же причине святой на иконе никогда не пишется в профиль, но почти всегда в фас или иногда, если того требует сюжет, в полупрофиль (в трехчетвертном обороте). В профиль изображаются только лица, которым не воздается поклонение, т.е. либо второстепенные персонажи (опять же волхвы), либо отрицательные герои, например Иуда-предатель на Тайной Вечери. Животные на иконах тоже пишутся в профиль. Конь, на котором сидит святой Георгий Победоносец, изображен всегда в профиль, так же как и змий, которого поражает святой, тогда как сам святой развернут лицом к зрителю. Та же причина – стремление показать человека в его обоженном, преображенном состоянии – заставляет иконописцев воздерживаться от изображения каких-либо телесных дефектов, которые были присущи святому при жизни. Человек, у которого не было одной руки, на иконе предстает с двумя руками, слепой предстает зрячим, и носивший очки на иконе их «снимает». С закрытыми глазами на древних иконах изображались не слепые, а мертвые – Божия Матерь в сцене Успения, Спаситель на кресте. Феофан Грек изображал с закрытыми глазами, с глазами без зрачков или вовсе без глаз некоторых аскетов и столпников, но все они при жизни были зрячими: изображая их таким образом, Феофан, как кажется, хотел подчеркнуть, что они полностью умерли для мира и умертвили в себе «всякое плотское мудрование». По учению отцов Церкви, после воскресения мертвых люди получат свои прежние тела, но обновленные и преображенные, подобные телу Христа после того, как Он воскрес из мертвых. Новое, «прославленное» тело человека будет световидным и легким, однако оно сохранит «образ» того материального тела, которым человек обладал в земной жизни. При этом никакие недостатки материального тела, как, например, различные увечья или признаки старения, не будут ему присущи. Точно так же и икона должна сохранять «образ» материального тела человека, но не должна воспроизводить телесные недостатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

б) Не сомневайтесь, братие, как истлевшее тело может снова образоваться и ожить, а веруйте в безконечную силу и власть Творца. Ежели всемогущий Бог сотворил нас из ничего, то ужели не может образовать наши тела из персти, в которую они обращаются по смерти? Не воскрешал ли мертвых Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, когда жил на земле? Четверодневный Лазарь уже предавался тлению, и однакож воздвижен единым божественным гласом Спасителя. Он же, Всемогущий и Преблагий, воздвигнет и всех мертвых при кончине мира. Ничто не остановит Его божественной власти и силы. И море и земля отдадут своих мертвецов, и все умершие оживут – и составится безчисленный собор воскресших, каждый с совершенным сознанием себя, всей своей прошедшей жизни и всех своих дел. «Всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор. 5, 10 ), говорит ап. Павел. Подлинно, как премудрый Господь сотворил человека для вечной жизни, и составил его из души и тела, и как человек ныне живет и действует душею и телом совокупно: так и в будущей жизни должен явиться целым человеком, в неразрывном на веки союзе души и тела. в) В каком же состоянии будут воскресшие? Таковы же ли будут человеческие тела по воскресении, каковыми были во временной жизни до смерти? Нет. Они будут нетленны и вечны, как вечна и неизменяема жизнь будущего века. «Мертвии восстанут нетлении» ( 1Кор. 15, 52 ), говорит ап. Павел. Он же пишет о воскресении мертвых: «сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное» ( 1Кор. 15, 42, 43, 44 ). Таким образом воскресшие тела человеческие будут тонки, славны, неразрушимы и бессмертны, для которых не потребуется ни пищи, ни одеяния. г) А что будет с теми, которые доживут до последняго дня, и увидят воскресение мертвых? Они не умрут, а только изменятся, т. е. тела их преобразятся из грубых в тонкия, из немощных в сильныя, из тленных в нетленные и бессмертныя. «Вси бо не успнем», говорит апостол Павел, «вси же изменимся, вскоре, во мгновение ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» ( 1Кор. 15, 51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Оригинальной является лишь 6-я книга. Она исходит из вывода о тождестве сущности и энергии, полученного в первых 5 книгах, и организована по тому же схоластическому образцу с вопросами и аргументами pro et contra. Сначала постулируется, что ничто не существует в Боге как в субъекте (ν ποκειμν): ни как субстанциальная форма (τ οσιδες εδος), ни как акциденция, - а потому и свет не находится в сущности Божией как в субъекте. Затем допускается обратное с выводом, что свет нетварен, и это допущение подкрепляется 11 святоотеческими цитатами с толкованиями в пользу паламитов. После этого формулируются ответы contra и, наконец, рассматриваются, но уже в другом ключе, приведенные выше святоотеческие цитаты. В числе аргументов contra фигурируют следующие доводы (гл. 3). 1) Фаворский свет - тварный, поскольку апостолы понимали, что видят, а в таком случае, по прп. Иоанну Дамаскину, свет был чем-то из сущего и познаваемого и, стало быть, тварным. 2) Мышление выше зрения. Фаворский свет был видимым. Как Христос трояк: из тела, души и божества, так и созерцается трояко: чувственным образом, мысленным и сверхмысленным; свет был ниже мышления, а потому не находится в сущности Божией и не нетварен. 3) В Боге нет сказуемого и подлежащего, и все, что при Боге (παρ τν Θεν), не находится в сущности Божией. 4) То, что по божественному обетованию будет узрено праведниками, не будет видимо лукавыми, но и лукавые увидят тот свет при воскресении, согласно блж. Августину. Поэтому это не то, что увидят лишь чистые сердцем. Итак, то, что узрят нечестивые, не есть свет в сущности Божией. 5) Блж. Августин говорит, что зрение славы Божией общее у нечестивых и праведных, а потому этот свет не нетварный. В гл. 4 К. возобновляет рассмотренную в кн. II тему, что термины, прилагаемые к Богу и творениям, являются аналогиями, а не омонимами или синонимами. Последователи свт. Григория Паламы, по мнению К., ошибаются, введенные в заблуждение омонимией, поскольку и Фаворский свет, и Сам Бог называются светом.

http://pravenc.ru/text/1684327.html

Ибо тогда и они увидят Бога в последний раз, насколько допущено тем видеть, и уже более (никогда) не увидят Его и не будут иметь и надежды увидеть Его, и то самое, что они прогневали Такого и Такового Владыку, будет терзать их мучительнее всего. 9. Еще, за сим, в-девятых, относительно мучений, которым, мы сказали, подвергаются «средние», вы искали узнать: подвергаются ли они по очереди всем тем мучениям, именно: неведению, скорби, угрызению совести и прочему. – И на это мы отвечаем так, как и вы писали, именно, – что поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия. 10. В-десятых же, на ваш вопрос: – что мы разумеем под «неизвестностью в будущем», – мы ответили, что «неизвестность» такого рода должна пониматься в отношении времени, именно: когда они будут освобождены от тех страданий и сочислены к лику спасаемых. 11. Относительно же угрызения совести, что является одиннадцатым вопросом, представленным вами, мы ответили, что всякий грех , который не был разрешен благодаря покаянию, подвергает душу известному угрызению и муке совести. Ибо тот «соперник» ( Мф.5,25 ), примириться с которым учит Господь в Евангелиях, согласно толкованию Иоанна Златоуста 16 , это – наша совесть, напоминающая нам о грехах и требующая отчета и устыждающая душу. Если бы было тщательное и совершенное покаяние, то тогда и грех был разрешен и наказание, долженствующее за него, и ничто бы не препятствовало, чтобы исшедший из тела был причислен к лику спасаемых. Если же покаяние было бы недостаточным и несоответствующим грехам, то, конечно, и грех не прощен, и посему умершие в таком состоянии подвергаются страданиям такого рода; но отнюдь не потому, что хотя они получили полностью отпущение грехов, однако, не могли избежать наказания. Многими же такого рода грехам мы грешим каждый день, о чем или совсем или не искренно каемся, ни компенсируем их (ηκоνμεν αυτ?) другими добрыми делами; и посему многие такого рода грехи, одни – прощаются Божественной благостыней во время или после смерти, как говорит величайший во Святых Дионисий 17 , а другие – отпускаются благодаря благодеяниям и молитвам и иному, что в отношении умерших совершает Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Многие миряне жалуются нам, что, когда они приходят на церковные службы, их ум витает там и сям. Здесь должно научиться на примере из мирской жизни: когда они в течение многих дней путешествуют на корабле, борясь с волнами, думают ли они о каком-нибудь другом удовольствии, кроме того, чтобы увидеть место или лицо, к которому стремятся? А теперь пусть сравнят ничтожность этого места или лица с таинством, где в жертву приносится Сын и Слово Божие, которое совершается в храме с одной-единственной целью – научить христиан всей душой переживать эту тайну. Христианин, и прежде всего монах, должен пребывать в единении с Богом. Во время разлучения души от тела кто-то увидит святых Ангелов, держащих фиалы, полные райских благоуханных цветов. Но это увидят лишь те, кто всю свою жизнь находился в единстве с Троичным Богом. Те же, кто имел мирские и суетные мысли во время Божественной литургии, хотя и увидят эти прекрасные фиалы, однако лукавые и завистливые демоны помешают им насладиться ими, говоря святым Ангелам: «Эти люди во время священных собраний скучали на страшном таинстве Божественной литургии и помышляли о своей работе и о мирских удовольствиях. Итак, поскольку они не потрудились в созерцании Бога, не вкусили духовных радостей, когда находились в теле, и даже в конце своей жизни не покаялись, они не имеют права вкушать из сосудов с благовонными ароматами сладчайшее вечное созерцание». Тогда эти люди, видя, что лишились блаженства за непослушание Евангельскому Божественному закону, будут вечно сокрушаться: «Горе нам, из-за малого нерадения мы лишились вечной радости и наслаждения!». По словам преподобного Феодора Студита , «мы погибли» будут говорить и те монахи, которые попрали свои обеты, данные ими при принятии ангельского образа, и презрели его, побежденные суетностью этого мира. В Иверском монастыре однажды служащий священник кадил священноначалие монастыря в их стасидиях. Одного проистамена 267 он прошел, не покадив его. После отпуста Божественной литургии этот священник был вызван для объяснений. Он же сказал, что когда дошел до стасидии этого старца, то нашел ее пустой!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воскреснут мертвые, восстанут умерших тела; но восстанут не в таком виде, в каком они находятся ныне от падения. Ныне они грубы, тверды, тяжестны, тленны, немощны, смертны, видимы, земны; но восстанут в общее всех воскресение совсем в другом виде, в виде отменном от сего. Они вместо грубых будут утонченными, вместо твердых прозрачными и всюду проходными, вместо тяжелых легкими, скоро парящими, так что в единое мгновение ока они от всех стран вселенные, яко же орлы, соберутся пред престол Божий. Они вместо тленных будут нетленными, вместо немощных сильными, вместо смертных безсмертными, вместо видимых телесным очам невидимыми, вместо земных и плотских точно небесными и духовными. Однако ж, при всей такой перемене своей они будут не привидениями какими, и не духами, но будут истинными телами, виды тех же человеков имеющими; а только будут они истинными телами духовными. Ибо апостол Павел, свидетельствуя о воскресении мертвых, говорит: сеется теперь тело в тление, востанет в нетлении, сеется в немощи, востанет в силе, сеется не в честь, востанет в славе, сеется тело душевное, плотское, востанет тело духовное. Есть бо тело душевное, и есть тело духовное ( 1Кор.15:42–44 ). В этом-то будет состоять воскресение наше! В той перемене будет состоять, что тела наши из мертвых воскреснут, оживут, восстанут из гробов, изыдут из земли; что они из грубых, земных, тленных, смертных, плотских сделаются тончайшими, как бы совершенно небесными, нетленными, безсмертными, духовными. И в этой перемене будут участвовать не только мертвые, от начала мира и до того времени умершие люди, но и самые живые, те, которые живыми останутся в сей последний час, те, которых в живых постигнет страшный день Господень. Ибо живые, имеющие дожить и дождаться второго славного пришествия Христова, уже не умрут в то время: смерти бо наружной не будет к тому. Но так как невозможно им будет с грубой плотью своей вступить в духовное Царство; то для сего вместо наружной смерти воспоследует в наружном человеке их следующая всеобщего воскресения перемена: когда живые так же, как и мертвые, услышат трубный ангельский глас, услышат громогласную последнего часа весть, тогда, как мертвые яко от сна восстанут и увидят себя совсем в другом виде, во образе духовных существ, так и живые, как бы от малого сна воспрянув, увидят себя совершенно в другом образе, в другом положении и в других чувствованиях. Все живые, хотя в то время уже и не умрут, однако ж изменятся; вси таковые не успнут, вси же изменятся ( 1Кор.15:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воскреснут мертвые, восстанут умершие тела; но восстанут не в таком виде, в каком они находятся ныне от падения. Ныне они грубы, тверды, тяжестны, тленны, немощны, смертны, видимы, земны; но восстанут в общее всех воскресение совсем в другом виде, в виде, отличном от сего. Они вместо грубых будут утонченными, вместо твердых прозрачными и всюду проходимыми, вместо тяжелых легкими, скоро парящими, так что в единое мгновение ока они от всех стран вселенной, яко же орли, соберутся пред Престолом Божиим. Они вместо тленных будут нетленными, вместо немощных сильными, вместо смертных бессмертными, вместо видимых телесными очами невидимыми, вместо земных и плотских точно небесными и духовными. Однако же, при всей такой перемене своей, они будут не привидениями какими и не духами, но будут истинными телами, виды тех же человеков имеющими; а только будут они истинными телами духовными. Ибо апостол Павел, свидетельствуя о воскресении мертвых, говорит: сеется теперь в тление: востает в нетлении, сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, плотское, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное ( 1Кор. 15, 42–44 ). В этом-то будет состоять воскресение наше! Оно будет состоять в той перемене, что тела наши из мертвых воскреснут, оживут, восстанут из гробов, изыдут из земли; они из грубых, земных, тленных, смертных, плотских сделаются тончайшими, как бы совершенно небесными, нетленными, бессмертными, духовными. И в этой перемене будут участвовать не только мертвые, от начала мира и до того времени умершие люди, но и живые, те, которые живыми останутся в сей последний час, те, которых в живых постигнет Страшный день Господень. Ибо живые, которые дожили и дождались Второго славного Пришествия Христова, уже не умрут в то время: смерти бо уже не будет. Но так как невозможно им будет с грубою плотию своею вступить в духовное Царство, то для сего вместо наружной смерти воспоследует в наружном человеке их следующая за всеобщим воскресением перемена: когда живые так же, как и мертвые, услышат трубный ангельский глас, услышат громогласную весть последнего часа, – тогда, как мертвые, яко от сна, восстанут и увидят себя совсем в другом виде, во образе духовных существ, так и живые, как бы от малого сна воспрянув, увидят себя совершенно в другом образе, в другом положении и в других чувствованиях. Все живые хотя в то время уже и не умрут, однако же изменятся; вси таковые не уснут, оси же изменятся (ср.: 1Кор. 15, 51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы не слишком ли много времени заняли для слова о внешних украшениях праздничных, которые не составляют исключительной принадлежности христианских праздников, потому что то же самое можно видеть у иудеев, магометан и язычников. Поспешаем поэтому перевести ваше внимание к таким праздничным приготовлениям, которых нет не только у язычников и магометан, но не всегда имели место и у иудеев. Даже есть нечто такое, чего от сих последних и не требовалось. В чем состоят особенные приготовления, более важные, чем внешние украшения празднующих и жилищ их, и какие особенности должны отличать христианское приготовление к празднику от подобных приготовлений, свойственных и нехристианам? Первое – от христианина требуется, чтобы он более всего обращал внимание на измовение и на украшение не внешнего жилища своего, в котором обитает он сам, и не тела своего, которое служит жилищем для души его, а на украшение внутренней храмины – души своей, которая предназначена быть храмом Духа Божия ( 1Кор.6:19 ). И тело его требует украшения не столько внешней одеждой, сколько внутренним убранством, ибо члены его тела, будучи органами его души, в то же время суть члены Христовы, а сам христианин, как член Церкви Христовой, которая есть тело Его ( Еф.1:23 ), есть член и тела Христова. Таинственно соединяясь со Христом чрез приобщение Его Тела и Крови, христианин становится един дух с Господом и едино тело ( 1Кор.6:17 ). Если это так, то в какой чистоте и святости ему следует содержать свою душу и свое тело! Итак, христиане, позаботимся об украшении не тела, как храмины души, которая не всегда бывает у нас чистой, не жилищ наших, где мы обитаем грешными телами нашими, а потщимся украсить души наши, как храмы Божии, и тела наши настолько, насколько они принадлежат Христу, как члены тела Его. Чем украшать души и тела наши? Тем, что приятно для Духа Божия, что прилично для украшения тела Христова. Думаем, что теперь вы и сами уже угадываете, какое здесь требуется украшение: это украшение души любовью, радостью, миром, долготерпением, верою, кротостью и воздержанием, ибо таковые украшения суть плоды действия в нас Духа Божия и составляют для Небесного Посетителя душ приятнейшее убранство. А чем украшать тела наши как домы Божии? Дому Божию подобает святыня ( Пс.92:6 ). Посему и тела наши должны быть украшаемы чистотою, воздержанием, целомудрием, подаваемыми от Духа Божия чрез Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 94. Об отношениях праведников с проклятыми на муки вечные Мы должны рассмотреть отношения святых с проклятыми на муки вечные. Относительно этого исследуется три положения: 1) будут ли праведники видеть страдания грешников; 2) будут ли они жалеть их; 3) будут ли они радоваться их страданиям. Раздел 1. Увидят ли святые на небесах страдания проклятых на муки вечные? Возражение 1 . Представляется, что блаженные на небесах не увидят страдания проклятых. Поскольку проклятые отрезаны от праведников больше, чем заблудшие. Но блаженные не видят поступки заблудших: поэтому толкование на «Авраам не узнаёт нас» ( Ис. 63,16 ) говорит: «Мертвые, даже святые, не знают, что живые, даже их дети, делают» Augustine, De cura pro mortuis XIII, XV]. Следовательно, они не видят страдания проклятых на муки вечные. Возражение 2 . Далее, совершенство видения зависит от совершенства видимого объекта: поэтому философ говорит, что «самое совершенное действие чувства зрения – это когда чувство наиболее склонно к самому красивому из предметов, которое попадает в поле зрения» (Ethic. X, 4). Следовательно, с другой стороны, любая деформация в видимом предмете приводит к несовершенству зрения. Но в блаженных не будет несовершенства. Следовательно, они не увидят страдания проклятых, поскольку в них есть чрезмерная испорченность. Этому противоречит : «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня» ( Ис. 66,24 ); и толкование говорит: «Избранные выйдут, поскольку поймут или увидят явно, так что их могут подгонять, чтобы прославить Бога». Отвечаю: Ничто не должно мешать блаженным в том, что принадлежит совершенству их блаженства. Все известно в основном для того, чтобы сравнить с противоположностью, потому что когда противоположности следуют одна за другой, они становятся более заметными. Для того чтобы счастье святых могло быть более восторженным для них, и они могли воздавать больше обильной благодарности Богу за это, им разрешается ясно видеть страдания проклятых.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010