Все это произойдет вдруг, и при том так, что никто наперед не будет знать. Только когда увидят, что земля колеблется, что прах опять соединяется в один состав, в то же время повсюду восстают тела, без всякого с чьей–либо стороны содействия, а только по велению (Господню), которого одного довольно, чтобы землю, преисполненную (мертвых тел), освободить от этого бремени, — представь в самом деле, что все умершие, сколько ни будет их, от Адама и до пришествия (Господня), восстанут тогда с женами и детьми, — когда, говорю, увидят такое на земле смятение, тогда только узнают (что наступил конец Мира). Поэтому как они ничего наперед не могли предвидеть касательно рождения по плоти (Господа), так и тогда (ничего наперед не узнают). 2. Итак, когда это произойдет, тогда будет и глас архангела, повелевающего ангелам и взывающего, и будут трубы, или лучше звук труб. Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! « Одна берется, а другая оставляется » (Мф. 24:41); и « один возьмется, а другой оставится » (Лк. 17:36). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены! Не больше ли всякой геенны приведет это их в ужас? Представим себе в мысли, что это уже теперь совершается. Если внезапная смерть, разрушение городов от землетрясения и другие ужас наводящие события столько поражают наши души, то каково будет состояние нашей души тогда, когда увидим, что земля разверзается и ее поверхность покрывается всеми умершими, — когда услышим звук труб и глас архангела, который громче всякой трубы, — (когда увидим) что небеса свиваются и грядет Царь всяческих — Бог? Вострепещем, умоляю вас, и убоимся так, как будто это уже ныне свершается; не станем успокаивать себя тем, что это еще не скоро будет; ведь если это неминуемо должно быть, то замедление нисколько нам не поможет. Какой тогда будет страх, какой ужас! Видали ли вы когда–нибудь ведомых на смертную казнь? Каково бывает, полагаете вы, состояние их душ, когда они проходят путь до места казни? Не мучительнее ли оно всякой смерти? Чего бы не решились они и сделать, и претерпеть, чтобы только избавиться от этой мрачной участи? Я слышал от многих, которые, по милосердию царскому, возвращены были назад с места казни, что они в то время и людей не узнавали: в таком смятении, ужасе и трепете находилась их душа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Возражение 1 . Представляется, что на суде Иисус не предстанет в славе Своей как человек. В толковании на Евангелие от Иоанна «воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин. 19,37 ) блаженный Августин говорит: «он придет во плоти, в которой был распят». Он был распят в слабости. Следовательно, Он явится в слабости, а не в славе. Возражение 2 . Далее, говорится, что «явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф. 24,30 ), а именно, «знамение креста», как выражается Иоанн Златоуст (Hom. LXXVII in Matth., LXXVII), поскольку «Иисус, когда придет судить, покажет не только язвы от ран Своих, но даже Свою постыдную смерть». Следовательно, представляется, что Он явится не в Славе. Возражение 3 . Далее, Христос придет на суд в том виде, в котором Он может быть виден всем. Господь не будет видим всем, праведникам и грешникам, как человек в славе Своей, потому что око, которое не блаженно, видимо, не может увидеть чистоту прославленного тела. Следовательно, Он не явится в Славе. Возражение 4 . Далее, награда, обещанная праведникам, не обещана грешникам. Обещано в качестве награды праведникам, что они увидят славу Сына Человеческого: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10,9 ), т.е. восстановление Его Божественной и человеческой сущности, согласно комментарию Августина (De Spiritu et Anima, работа неизвестного автора, St. Thomas, De Anima, приписывается Алхерусу, цистерианскому монаху); смотреть выше Q A ad 1] и: «Глаза твои увидят Царя в красоте Его» ( Ис. 33,17 ). Следовательно, Он не явится всем в славе Своей. Возражение 5 . Далее, Иисус будет судить в том же виде, в каком Он был осужден. В толкование на Евангелие от Иоанна «Сын оживляет, кого хочет» ( Ин. 5,21 ) блаженный Августин (St. Augustine, Tract. XIX, in Joan.) говорит: «Он будет судить точно в том же виде, в котором Он был несправедливо осужден, чтобы Его могли видеть грешники». Он был осужден в слабости. Следовательно, Он предстанет на суде в том же виде. Этому противоречит : «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» ( Лк. 21,27 ). Величие и сила относятся к славе. Следовательно, Он явится в Славе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Помолимся же нашей общей Небесной Матери, да подаст Она нам силы идти этим путем. Преподобная Мария Египетская 460 В 5-ю неделю Великого поста (за литургией) В этот воскресный день Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить и в назидание, и в утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем – привычка ко греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину с сердцем уже испорченным, с натурой страстной, настолько погруженной в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд, и совесть, попирает все священное, по-видимому, близка к совершенной и окончательной гибели. Люди уже отвернулись от нее с презрением. И вот путем внутренней работы над собой, борьбы со своими пороками, победой над своею страстностью, при благодатной помощи Божией, она делается великой подвижницей, удостаивается величайших даров благодати Божией, земным ангелом является людям... И прошли годы, и сотни лет, а величавый образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехах людей, желающих своего исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся ко грехам тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно. Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткие мгновения заставляет расплачиваться дорогой ценой – душевной тоской, унынием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка ко злу и как трудно вырвать из своей души, как негодные растения, нечистые, греховные мысли и чувства, и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку ко злу. Они увидят, наконец, что лишь добро сродно богоподобной душе человеческой, что в просветленной и очищенной от греха душе человеческой вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех вдумывающихся в себя людей жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими пороками, победой над своею страстностью, при благодатной помощи Божией, делается великой подвижницей, удостоивается величайших даров благодати Божией, земным Ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величавый образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих своего исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся к грехам тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно. Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткие мгновения заставляет расплачиваться дорогой ценой – душевной тоской, унынием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка к злу и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку к злу; они увидят, наконец, что лишь доброе сродно богоподобной душе человеческой, что в просветленной и очищенной от греха душе человеческой вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех вдумывающихся в себя людей жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление. Теперь вы понимаете, братие, почему Святая Церковь во дни Великого поста вспоминает жизнь преподобной Марии? Из этой жизни каждый из нас может видеть, что путем веры и покаяния самый грешный и развращенный может при помощи Божией достигнуть великого совершенства. Но, может быть, кто-нибудь из нас скажет: да, но ведь Марии было особое призвание от Бога. Но, собственно говоря, какое же особое призвание? То, что за теснотою она не могла войти в храм Иерусалимский? Но громадное большинство не обратили бы внимания на это и, может быть, с радостью пошли бы домой. Почему же для Марии это оказалось решительным шагом к полному духовному перерождению? Да потому, что в ней с неизъяснимой силой заговорила совесть! И если бы каждый из нас чаще прислушивался к голосу совести, то нашел бы несравненно более сильных случаев, где благодать Божия явно призывала нас к исправлению, но, увы, мы не обращали внимания на них и называли их случайностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Святитель Тихон Задонский о загробном общении пишет: «Увидят тех, которых на земле поносили, ругали, гнали, смеялись, озлобляли, попирали, увидят их в великой славе и радости». Итак, мы убедились, что в загробном мире, куда перейдем и мы, души, пребывая в союзе и общении с Богом, видятся и общаются между собой еще до Всеобщего Суда. Дай Бог нам быть в раю, где союз и общение душ нерасторжимы! Еще лучшие из язычников, руководствуясь одним разумом и внутренним чувством, признавали, что в будущей жизни они увидят других мудрых и добродетельных людей всех времен и стран, соединятся с ними и войдут в приятнейшее общение с ними. Уверенность в этом, то есть в будущем всеобщем свидании и вечном общении, была как некий утешительный луч света среди мрака язычества для всех тех, кто образом мыслей и действий поднимался выше обыкновенного круга. Вот что говорил, например, Сократ своим судьям: «Смерть, к которой вы меня приговариваете, считаю скорее приобретением, чем потерей. Она – или непробудный сон без видений, или средство переселиться туда, где я могу беседовать с тенями знаменитых умерших. Я иду на смерть, вы остаетесь жить, но чья доля завиднее, знают одни боги». В самом деле, для чего человек находится здесь в столь тесных отношениях с другими, что без них не может продолжать своей жизни, или, по крайней мере, наслаждаться ею? Для того ли, чтобы, соединяясь с людьми теснейшими узами, вдруг прервать их и навсегда забыть о тех, с кем он вместе наслаждался своей жизнью? Для того ли Закон Божий с рождения привязывает человека особенными чувствами любви к некоторым людям, чтобы он отказался от них в вечности? Итак, само Слово Божие свидетельствует и уверяет нас в непреложной истине, составляющей догмат Православия, что за гробом будут вместе праведники с Господом. А грешники – с грешниками, в удалении от Него. Первые будут вместе, будут и видеть друг друга, и узнают один другого, вступят в общение между собой, и, по свидетельству Ветхого и Нового Заветов, будут говорить друг с другом. Встретили в аду узники пришедшего к ним вавилонского царя и говорили ему: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! ( Ис.14:10 ). Говорил Авраам, находившийся в раю, с богачом, находящимся в аду. Апостол Павел, вознесенный до третьего Неба, слышал там голоса и потому в другом месте упоминает уже о языке небесном, ангельском. Из повествования святой блаженной Феодоры, святого Андрея, Христа ради юродивого, святого апостола Фомы и многих других святых видим, что души после разлучения со своими телами, находясь уже в мире духов, разговаривали с Ангелами и между собой о разных предметах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Итак, для человека нет заботы важнее спасения души. Он всегда должен помнить, что настанет день, когда Господь потребует от него отчета: как жил, сберег ли свою безсмертную душу способной к вечной жизни?  ИБО ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВО СЛАВЕ ОТЦА СВОЕГО , приидет  С АНГЕЛАМИ СВОИМИ , как Царь со Своими Безплотными Воинствами, чтобы сотворить Суд Страшный и праведный над всеми людьми от Адама до последнего земнородного,  И ТОГДА ВОЗДАСТ КАЖДОМУ , наградит или накажет каждого  ПО ДЕЛАМ ЕГО . «Видишь ли, – замечает святитель Златоуст, – что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Слава одна, следовательно, и сущность одна. Сын единосущен Отцу». «Я всегда трепещу, слыша о Суде, – продолжает тот же святитель, – ибо я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, ибо кого не устрашит это слово, если он придет в сознание самого себя? Кого не заставит трепетать, и кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа Ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но и о муке вечной, об огне неугасимом»... Предсказание Господа о Своих страданиях и смерти, Его учение о том, что для всех истинных Его последователей необходим крест, Его угрозы Страшным Судом – все это пробуждало в слушателях тяжелые чувства, а потому человеколюбивый Господь, «желая просветить взор их и показать, насколько это для них возможно, в чем некогда будет состоять та слава, в которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, особенно Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (свт. Иоанн Златоуст ). Для вас как бы так говорил Господь: трудно представить, что Я, Которого видите теперь в таком смиренном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, – Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока я с вами: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯЩИХ ЗДЕСЬ (Господь разумел Петра, Иакова и Иоанна),  КОТОРЫЕ НЕ ВКУСЯТ СМЕРТИ ,  КАК УЖЕ УВИДЯТ Меня ,  СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО , ГРЯДУЩЕГО В ЦАРСТВИИ СВОЕМ , увидят образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно, трое из апостолов видели славу Господа в Его Преображении; все, кроме Иуды, стали свидетелями Его Воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма... А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Спаситель тогда явится видимым Главой своей церкви; Он всегда будет жить с людьми и всегда будет принимать непосредственное участие в их жизни, – будет просвещать их ум, и укреплять их лучами любви своей, и вводить их в живое общение с Богом – Отцом Своим. Тогда, объединенная благодарным чувством благоговейной любви к Богу и Спасителю, вся торжествующая церковь Христова действительно представит из себя как бы одно живое тело одной божественной Главы; потому что, при полном сохранении всех индивидуальных особенностей каждого члена церкви, все они создадут, однако, такой гармоничный мир духовных сил и нравственных стремлений, который явится полным и совершенным откровением бытия и жизни Бога, так что Бог тогда будет, по выражению апостола, все и во всем (1 Кор. 15, 28; срав. Колос. 3, 11; Ефес. 1, 16-23). Собственно говоря, самое пришествие И.Христа будет Божиим судом и осуждением всякого грешника, потому что фактом этого пришествия будет ясно показано всем и каждому, что мир есть Божий мир, и что все существующее в мире есть Божие творение, и что все разумное в существующем может жить и развиваться лишь в направлении свободного познания и отображения Бога как полноты вечной жизни и бесконечного совершенства. Ввиду этого все грешные люди, как и все падшие духи, уклонившиеся от истинной жизни и даже враждовавшие с ней, с откровением в мире Божия царства сами увидят, что они находятся вне его, и сами же увидят, что создавать жизнь, несообразную с Божиим царством, как в силу особых условий будущей жизни, так и особенно в силу чувственного присутствия в мире самого Бога и Творца всего мира, никакой возможности не будет. А между тем они все-таки должны будут существовать, и сами они вполне ясно увидят, что как не в их власти было прийти в бытие, так не в их же власти будет и прекратить свою жизнь. Следовательно, они должны будут существовать такой жизнью, сравнительно с которой смерть была бы только желанным благодеянием для них. И в этом положении Христос мог бы, конечно, оставить их, так как ведь они сами признают себя недостойными Божия царства и сами же они осудят себя на вечную скорбь и тесноту жить мучительным желанием невозможной смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

– Да когда же ты перестанешь выступать! Я уже пишу везде: в милицию, в ФСБ пишу, когда же прекратится это безобразие?! Он какой-то коммунист, я с ним стал разговаривать. Я ему говорю: – Ну, для меня это просто Божье благословение, ваши слова, ваша ярость на мои проповеди. Такая хорошая оценка! Он: – Да какая же это хорошая оценка?! Я даже не могу слышать это! И в то же время не могу не включать, я должен все фиксировать, все, что Вы там говорите. Я ему говорю: – Вы самый внимательный мой слушатель, наверное. И вот, конечно, к их проповеди будет повышенное внимание всех этих бесовских спецслужб, служб безопасности, дьявольской безопасности. И все будут поздравлять друг друга: наконец-то убили их! И мы читаем 11 стих: «Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них» ( Откр.11:11 ). Вот опять это слово – «смотрели», то есть будет непрерывная трансляция, и вдруг все увидят, что они встали. Те, в смерти которых все были уверены, так как была трансляция, чтобы видели все, все народы и племена. Все посылали друг другу правительственные поздравления, поздравляли друг друга, радовались. И вдруг они встали, потому что Дух Божий, дух от Бога сошел в них, и они воскресли, эти удивительные люди. Архиепископ Аверкий пишет: «Злорадство нечестивых не будет продолжительным, через три с половиной дня святые пророки будут оживлены Богом и восхищены на небо». И все увидят их вознесение. И вот эта трансляция, которая имела целью разоблачить служение пророков, показать, что они обычные люди, что они не воскреснут, обернется как раз полным разоблачением власти антихриста, и все увидят, что они ожили, встали и вознеслись. И мы читаем далее, 12 стих: «И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» ( Откр.11:12 ). Это событие будет в глазах всего рода человеческого. «И в тот же час произошло великое землетрясение» ( Откр.11:13 ). Они увидели, слуги антихриста, все эти обольщенные люди, проштампованные бесовской печатью, они увидели воскресение пророков, восшествие их на Небеса. И вдруг все телеящики попадали, началось землетрясение. Все, все поняли, что они не правы. «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих» ( Откр.11:13 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Семь тысяч погибших указывают на тех, кто привязаны ко времени настоящей жизни, измеряющейся числом семи дней, и не ожидают восьмого, Воскресения, они будут убиты в геенне огненной, вечной муке второй смерти. Но может быть, это и семь тысяч иудеев, которые покорятся и уверуют в антихриста». Здесь вот Андрей Кесарийский допускает мысль, что некоторые из иудеев настолько ожесточатся, что даже проповедь Илии не примут.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

8:38; ср. Луки 9:26). Беседу эту Господь закончил знаменательными словами: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Матф. 16:28; ср. Луки 9:27). Слова эти давали и дают повод некоторым сделать вывод о близости второго пришествия Христа, и они соблазняются тем, будто предсказание не исполнилось. Однако два других Евангелиста — св. Марк и св. Лука — уточняют, давая возможность правильно понять слова Господа. Св. Лука так передает их: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божье» (Луки 9:27), св. Марк дополняет: «Уже увидят Царствие Божье, пришедшее в силе» (Марк. 9:1). Из этих слов прекрасно видно, что речь идет не о втором пришествии Господа, а об открытии Царствия Божия, то есть о благодатной силе его на земле среди верующих, то есть об учреждении Церкви Христовой. Ведь «Царствие Божие, пришедшее в силе» — это и есть Церковь Христова, основанная Господом, распространение которой по лицу всей земли сподобились видеть многие из учеников и современников Господа. Преображение Господне (Матф. 17:1-13; Марк. 9:2-13; Луки 9:28-36). этом событии повествуют все три синоптика; причем достойно примечания то, что все они связывают его с речью Господа, произнесенной Им за шесть (по св. Луке — за восемь) дней, о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божьего, приходящего в силе. Господь взял ближайших и доверенных им учеников Своих, которые были с Ним в наиболее торжественные и важные моменты Его земной жизни — Петра, Иакова и Иоанна — «и возвел их на гору высокую одних» (Матф. 17:1; ср. Марк. 9:2 и Луки 9:28). Хотя Евангелисты не называют эту гору, но древние христианские предания единогласно свидетельствуют, что это была гора Фавор в Галилее, на юг от Назарета, в прекрасной Израильской равнине. Величественная гора эта, высотой почти в 3,000 футов, покрыта снизу до середины прекрасной растительностью, и с вершины ее открываются замечательные виды на весьма далекое расстояние.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

И подобно тому, как члены человеческого тела прежде всего призваны к созиданию тела, а уже в нем и чрез него – к созиданию своего благополучия, так, при действии в свою меру каждого члена, как все тело Церкви получает «возращение», так в Нем и его отдельные члены Еф.4:12–16 . Апостол как бы предвидел то превратное понимание тела, по которому оно является чем-то наподобие беспорядочной массы совершенно одинаковых между собою и бесполезных для тела частей (какою является тело церковное пред папою, упразднившим соборность Церкви), и потому со всею решительностью опровергает такое заблуждение. «Аще речет нога, яко несмь рука, несмь от тела: еда сего ради несть от тела? И аще речет ухо, яко несмь око, несмь от тела: еда сего ради несть от тела» 1Кор.12:15.16 ? Т.е., понятием Церкви, как общества верующих, образующих тело Христово, не только не исключается, а необходимо предполагается множественность составляющих его членов, с отличительными особенностями их служения. В самом деле, «аще ли быша все един уд, где тело?» опять спрашивает Апостол – ст. 19. Тела не было бы: вместо тела получился бы беспорядочный состав несоединенных между собою совершенным единством жизни частей. Между тем как, именно, разнообразием членов тела Христова обусловливается их необходимость для целого тела и друг для друга 336 . «Не может же око рещи руце: не требе ми еси, или паки глава ногам: не требе ми есте» – ст. 21. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и мы прилагаем большее попечение к наименее благородным членам нашего тела – ст. 22. 23. Отсюда, для созидания тела Христова необходимы все члены и только в этом смысле они равны между собою; между ними существует равенство необходимости их в служении, равенства долга, но не чести и преобладания одних над другими. В первом случае получается христианское всесвященство 337 , а во втором – разные виды служений и, в особенности, церковно-иерархическое служение 1Петр.2:9.10 ; ср. 1Кор.12:28–30 . «Как в теле», пишет св. Григорий Богослов , «иное начальствует и как бы председательствует, а иное состоит под начальством и управлением; так и в Церквах...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010