9 . Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. 10 . Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов, и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Речь эта, конечно, более всего приличествует Апостолам. Что она не может ограничиться пророчеством о восстановлении храма и града при Персах, доказывается заключительными словами стиха 10-го: „все концы земли увидят спасение Бога нашего“. Торжествуйте и пойте развалины Иерусалима. Мы в опыте Изуч. Ев. Иоанна (ч. I, стр. 36) и в настоящем труде нашем упоминали неоднократно, что разрушение Иерусалима и ветхозаветного храма было необходимо для полного отделения новозаветной Церкви от ветхозаветной с накопившимися в этой последней „бременами“, неудобоносимыми для людей, и разными предрассудками и преданиями, не основанными на законе Божием 1634 . Иерусалим в развалинах, но „Господь утешил народ Свой, искупил“. Народ Господень составляют теперь „все народы“ ( Мф. 28:19 ), которые „будут кланяться Отцу и не в Иерусалиме“, а по всей земле и будут „поклоняться в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе“. ( Ин. 4:21–24 ). Иерусалим ветхозаветный, бывший градом великого Царя, пал, отягченный и оскверненный многими преступлениями и изменою Богу и Царю Своему. Все народы были в темноте, но он знал и нарушил завет. В Иерусалиме и пролита была священная кровь Богочеловека и уверовавшие в Господа были спасены; к этому искупленному Иерусалиму, который уже воскликнул: „благословен грядый во имя Господне“ ( Лк. 13:35 ) призываются все народы (ср. Исаии 2:2–3) не к земному, отжившему, ветхозаветному граду, а к „граду Бога живого, к Иерусалиму небесному“ ( Евр. 12:22–24 ). 11 . Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! 12 . ибо вы выйдете не торопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас. Образы стиха 12-го напоминают исход из Египта (ср. Исх. 13с Исх. 14:19–20 и Чис. 9:17–23 ) и потому знаменуют исход нового народа Господня из страны нечистоты и мирских пожеланий и похотей на путь служения Господу. По пути этому Сам Господь ведет народ Свой и есть Страж его и Пастырь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.52:10 . Обнажил Го­с­по­дь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасе­ние Бога нашего. «И все концы земли увидят спасение Бога нашего.» Данное выражение имеет двоякий смысл: прежде всего, оно представляет собой антитезу содержанию 5-го стиха. Как там говорилось, что унижение Иерусалима, по языческим понятиям, было вместе и посрамлением божества, которому поклонялись его жители; так тут, очевидно, раскрывается та мысль, что восстание и спасение Иерусалима будет вместе с тем и победным торжеством Господа перед лицом всего языческого мира. Но, проникая вглубь этого образа и сопоставляя его с контекстом (6 ст.), мы имеем право видеть в нем и намек на универсальный характер того спасения, которое имеет выйти из обновленного Иерусалима: «по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их». ( Пс.18:5 , Ср. Пс.97:2–3 ; Пс.125:2 ; Ис.41:5 ; Ис.45:6 ; Иер.16:19 ). Ис.52:11–12 . Заключают в себе новую деталь пророчественной картины, основанную на исторических воспоминаниях – на давно прошедшем факте исхода евреев из Египта и их странствования по пустыне Аравийской, и на будущем, по отношению к современникам пророка, но также уже на прошедшем, по отношению к той эпохе, о которой пророк говорит здесь, событии – выхода иудеев из плена вавилонского. Еще блаженный Иероним жаловался, что современные ему иудейские раввины перефразировали текст этих двух стихов таким образом: «выходите из Вавилона и оставьте идолов вавилонских. Выходите из среды его, и те сосуды, которые принес Навуходоносор по взятии Иерусалима ( 4Цар.25:13–14 ), несите обратно в храм, после освобождения Киром пленников при Заровавеле и Ездре ( 1Ездр.1:7 ); выйдите же из Вавилона не так, как вы прежде бежали из Египта, – с поспешностью и страхом, а с миром и по воле царя персов и мидян, в котором проявилась воля Господа, защитившего и собравшего вас» (блаженный Иероним, с. 303–304). Но Сам блаженный Иероним, а также блаженный Феодорит, святой Кирилл Александрийский , основываясь на контексте речи (7, 10) разумеют здесь или вообще верующих, или, конкретнее, апостолов и евангелистов, – «святых Иерусалима», которым Бог дает повеление оставить Иерусалим, как город нечестивый, и идти с проповедью о Христе во все страны мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Навалилась тоска, и в этой тоске нашел Илья выход: просить барина назначить откуп. Тут Илья услыхал шелест и оглянулся. На широкой аллее к дому стояла она белым видением, в косом солнце, держала за ошейник любимую белую борзую. Встал Илья и поклонился. Она сказала: – Здравствуйте, Илья… Голос ее показался Илье печальным. Он стоял, не зная, что ему делать – пойти или так остаться. И она стояла на желтых листьях, поглаживала борзую. С минуту так постояли они оба, не раз встречаясь глазами. Как на солнце смотрел Илья, как на красоту, сошедшую с неба, смотрел, затаив дыханье. – Вы скучаете, милый Илья… Теперь у вас нет работы?.. – Да, у меня нет работы…– сказал Илья, перебирая поля шляпы. Тогда она подошла ближе и сказала тихо: – Я понимаю, Илья… Вы должны получить волю. Вскинул глаза Илья, обнял ее глазами и сказал с болью: – Зачем мне воля! Взглянул на нее Илья – один миг, – и сказал этот взгляд его больше, чем скажет слово. Долгим, глубоким взглядом сказала она ему, и увидал он в нем и смущенье, и сожаление, и еще что-то… Радость? Словно она в первый раз узнала и поняла его, юношески прекрасного, с нежно ласкающими глазами, которые влекли к нему девушек за морями. Смело, как никогда раньше, посмотрел на нее Илья захотевшими жить глазами. Миг один смотрел Илья на нее и опустил глаза, и она только миг сказала, что знает это. Опять услыхал Илья шелест листьев, увидал, как мягко играет белое ее платье и маленькая рука тянет ошейник порывающейся борзой. Смотрел – ив движении ее видел, что она о нем думает. Смотрел вслед ей, пока не повернула она в крестовую аллею. Думал: оглянется? Если бы оглянулась! Не оглянулась она. XIV На Рождество Богородицы пошел в монастырь Илья, как ходил в прежнее время. Всегда была ему от монастыря радость. Пошел барином: надел серые брюки в клетку, жилет из голубого Манчестера и сюртук табачного цвета, с бархатными бочками. Остановился на плотине, увидал себя в светлой воде и усмехнулся – вот он, маркиз-то! Раскинулась под монастырем знакомая ярмарка. Под-монастырная луговина и торговая площадь села Рождествина зачернела народом. Торговали по балаганам наезжие торгаши китайкой и кумачом, цветастыми платками и кушаками, бусами и всяким теплым и сапожным товаром. Медом, имбирем и мятой пахло сладко от белых ящиков со сладким товаром: всякими пряниками – петухами и рыбками, сухим черносливом, изюмом и шепталой кавказской, яблочной пастилой и ореховым жмыхом. Селом стояли воза с желтой и синей репой, мытой и алой морковью, с лесным новым орехом и вымолоченным горохом. Наклали мужики лесовые белые горы саней и корыт, капустных и огуречных кадок, лопат, грабель, борон и веселого свежего щепного товару. Под белые стены подобрались яблошники с возами вощеной желтой антоновки и яркого аниса с барских садов. К кабакам и трактирам понавели на коновязи, к навозу, лошадей с заводов, и бродячий цыганский табор стучал по медным тазам и сверкал глазами и серебром в пестрой рвани.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

…задирая бахвальством своим и плутнями. — Ср.: «В воскресенье между обеднями мы отправлялись на Трубу — по “воровскому делу”: распродав голубей — а они, приученные, непременно назад к нам возвращались! — и с деньгами, и с “голубями” мы шли на Сухаревку честно смотреть книги» (Подстриженными глазами. С. 96. …птицы вылетали на волю. — Ср. с описанием одной из бесчисленных проделок юного Ремизова: «…у всех было в памяти: освобождение птиц на Благовещение. После ранней обедни я выпустил на волю птиц у нашего соседа, найденовского приказчика Ивана Степановича Башкирова…» (Подстриженными глазами. С. 107). …а зверей так и не дождался Коля, — Ср. с воспоминанием 6 приездах бывшей ремизовской кормилицы: «Кормилицу поили чаем с вареньем. Я всегда сидел с ней и слушал ее рассказы о калужской деревне: упоминались сказочные для меня поле, лес, звери; и действительная жизнь — деревенская быль перемешивалась со сказкой. Когда я научился писать, я на листе написал свои желания: чего бы я хотел, чтобы она привезла мне из деревни, — кроме лошади, коровы, овцы, козла и всяких птиц до соловья, в мой реестр попал и волк, и лиса, и медведь, и заяц, и… леший с домовым и полевой и луговой и моховой» (Подстриженными глазами. С. 31). Хоругвь — полотнище с изображением Спасителя, Божией Матери или святого, укрепленное на длинном древке; выносится во время крестного хода. С. 85 …в кон за кон, в ездоки и в плоцки — разновидности игры в бабки. …о семивинтовом зеркальце…  — ср.: «Каких-каких сказок я не наслушался в те первые мои годы! И о “семивинтовом зеркальце” — что-то вроде пятигранного камня, талисмана Ала-ад-дина: если его повертывать, увидишь весь мир, и куда ни захочешь, в миг перенесет тебя на то место…» (Подстриженными глазами. С. 31). Казанская — праздник явления (1579 г.) Казанской Божией Матери, одной из наиболее почитаемых икон Богородицы (8 июля). …головой своей барабаном потряхивал… — образ Сёмы-юродивого вобрал в себя черты двух московских знакомцев юного Ремизова, о которых он вспоминает в кн. «Подстриженными глазами»: «глухонемого» печника и юродивого Феди Кастрюлькина. См.: «И еще о ту пору я узнал про Барму: эту сказку рассказывал “глухонемой” печник. На масленицу приходил он к нам вечером ряженый: тряс головой-барабаном, украшенным лентами, он мычал и что-то делал руками, подманивал. Стакан водки был магическим средством выманить у него слова. И на глазах совершалось чудо: “глухонемой”, хлопнув стаканчик, глухо, точно издалека, словами, выходящими из “чрева”, начинал сказку о похождениях вора» (с. 32–33); «На Басманной, держась Никиты Мученика, ходил юродивый Федя. Что-то похожее было в его лице на Достоевского, каким он запомнился мне по портрету из “Нивы” . А был он увешан блестящими кастрюльками и погромыхивал, выкрикивая одно слово в такт — “Каульбарс” . Детей и собак он любил, это чувствовалось, и мы никогда не обходили его, всегда еще приостановишься, а кругом все его знали: юродивый Федя Кастрюлькин — Божий человек!» (с. 176).

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

…сладу с ними нет!.. — ср. воспоминание Ремизова о семилетнем: возрасте: « ушла наша первая нянька , суровая . Давно она предупреждала: “Сладу нет!” говорила себе под нос: “Семь лет каторжной жизни!” Я понял, что это про нас» (Подстриженными глазами. С. 170). Экстемпорале (лат. ex temporal is — неподготовленный) — в русской дореволюционной и зарубежной шкоде классное письменное упражнение, состоящее в переводе с родного языка на иностранный (главным образом на латинский или греческий) без предварительной подготовки. …Саша речисто и бойко рассказывает — сочиняет… — Ср. с ремизовским воспоминанием о старшем брате Николае: «Еще гимназистом он, бывало, вернется из гимназии и расскажет какое-нибудь происшествие и всегда чего-нибудь подпустит на удивление, про этого брата так и говорили, что “заливает”» (Подстриженными глазами. С. 118). …подымается к роялю. — Ср.: «Все у нас дома играли «а рояле: мать и мои братья. И только один я из всех — по моей близорукости, не разбирал нот и путал клавиши» (Подстриженными глазами. С. 96); «Дома у Ремизовых все пели, кроме матери. Все играли на рояле. Алексей не играл…» (Кодрянская. С. 76). “Гусельки” — сборник: Гусельки: 128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток, с голосами и с аккомпанементом фортепьяно. Собрали Н. X. Вессель и Е. К. Альбрехт. СПб., 1875, переиздавался в дореволюционные годы свыше 25 раз. Протодьякон — первый или главный дьякон в епархии, обыкновенно при кафедральном соборе епархиального города; как правило, обладал могучим голосом. …у него альт, он орало-мученик… — Ср.: «В детстве я никогда не плакал, а кричал, за что и получил прозвище “орало-мученик”, так должно быть, я наорал себе альт. Альтом я и пел » (Подстриженными глазами. С. 94). «Грустила зеленая ива…» — Начало стих. Ив. Парамонова «Грустила зеленая ива» (1891). В “Гусельках ” не публиковалась. …а Женя совсем ни при чем… — Аналогичный случай, происшедший с будущим писателем и его братом Виктором в доме дьякона Покровской церкви Василия Егоровича Кудрявцева, описан в кн. «Подстриженными глазами» (С. 32).

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

… в Боголюбовом монастыре… — Подразумевается памятный Ремизову с раннего детства Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь, основанный около 1360 г. в Москве на левом берегу р. Лузы. Монастырь был форпостом на юго-восточных подступах к городу. Назван по имени первого игумена — св. Андроника (ум. 13.07. 1374 г.). …уезжал к себе за реку. — Ср.: «Рано я стал догадываться о неладах между отцом и матерью ; только по праздникам отец приезжал к нам и в тот же вечер возвращался домой» (Подстриженными глазами. С. 115). …не выдержало сердце, — конец. — Ср.: «10 мая , в день въезда государя (Александра III) в Москву на коронацию, умер отец. Мне не хватало месяца до шести лет, а матери исполнилось тридцать пять; и пять лет, как жила она с нами отдельно. Отец был старше матери на двадцать лет. он умер от осложнившегося плеврита…» (Подстриженными глазами. С. 166–167). …до самой Москвы хватало. — Ср.: «В духовной своей завещал отец на колокол в село на свою родину, и такой наказал колокол отлить гулкий и звонкий: как ударят на селе ко всенощной, чтобы до Москвы хватало за Москва-реку до самых Толмачей. Этот колокол заветный, невылитый, волшебный, благовестными звонами вечерний час гулко-полно катящийся с дедовских просторных полей по России — это первый мне родительский завет» (Автобиография 1913. С. 443). …Никита-скусный … — Ср.: «Фабричные рабочие Найденовской шерстепрядильной сразу наклеили ярлык “англичанин” в отличие от других хозяев — братьев “Англичанина” никто не любил. Голоса он не подымет, но никогда и не услышишь от него человеческого слова. К “англичанину” незамедля прибавилось: “скусный” (скушный) и “змея”» (Подстриженными глазами. С. 219–220). .. черные большие усы… — Ср.: «В редкие его приезды к нам я его вижу с черными усами, пахнущими фиксатуаром, нарядного, как с картинки и драгоценный перстень на указательном пальце, вспыхивающий белой искрой, резко дал моих, глаз » (Подстриженными глазами. С. 166). «Поедемте прощаться». — Ср.: «Накануне нас возили в Большой Толмачевский переулок прощаться. Я не узнал отца. вдруг — в халате, седая борода и никакого перстня…» (Подстриженными глазами. С» 166).

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

Ибо, потеряв Бога, он потерял и тело, и душу, и небо, и землю, и временное, и вечное — все!..» [ ] Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом — это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью [ 1134 ]. Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, — пишет Иустин Попович, — быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас» [ 1135 ]. И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад, отпадение от всеблагого Бога — это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком! 2. Страшная кара — и тот неописуемый стыд, который тогда испытают грешники. Ибо, как отмечает святитель Василий Великий, они увидят свой позор и печати, свидетельства грешных дел, так что стыд, который они испытают, будет ужаснее тьмы и вечного огня. С этим стыдом грешники будут жить вечно, чтобы всегда иметь перед глазами знаки греха, совершенного телом; эти знаки, как некая несмываемая краска, будут вечным укором их душам. И весь этот «стыд и вечное поругание», которое они испытают, когда Судия сядет на престоле и перед Ним задрожит все творение, представляют собой «наказание, горшее всех» [ 1136 ], самое жестокое и невыносимое наказание из всех наказаний. Позор этот будет невыносим, ибо на этот ярком и открытом для всех зрелище будет явлено все, и наши знакомые и незнакомые увидят все наши грехи! Зрителями всего этого будут святые, которые светлее «и злата, и камней драгоценных, и лучей солнечных». За всем этим будут наблюдать и «еще более прославленные — Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Силы, Власти» [ 1137 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Ибо, потеряв Бога, он – все!...» 1133 Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом – это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью. 1134 Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, – пишет Иустин Попович , – быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас». 1135 И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад , отпадение от всеблагого Бога – это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком! 2 . Страшная кара – и тот неописуемый стыд, который тогда испытают грешники. Ибо, как отмечает святитель Василий Великий , они увидят свой позор и печати, свидетельства грешных дел, так что стыд, который они испытают, будет ужаснее тьмы и вечного огня. С этим стыдом грешники будут жить вечно, чтобы всегда иметь перед глазами знаки греха, совершенного телом; эти знаки, как некая несмываемая краска, будут вечным укором их душам. И весь этот «стыд и вечное поругание», которое они испытают, когда Судия сядет на престоле и перед Ним задрожит все творение, представляют собой «наказание, горшее всех» 1136 , самое жестокое и невыносимое наказание из всех наказаний. Позор этот будет невыносим, ибо на этот ярком и открытом для всех зрелище будет явлено все, и наши знакомые и незнакомые увидят все наши грехи! Зрителями всего этого будут святые, которые светлее «и злата, и камней драгоценных, и лучей солнечных». За всем этим будут наблюдать и «еще более прославленные – Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Силы, Власти». 1137 Святитель Симеон Новый Богослов , размышляя о страхе, трепете и стыде, который испытает он сам и другие монахи, если не достигнут цели своей жизни, пишет: «О горе, какой страх, трепет и стыд тогда нас постигнет? Поверьте мне, братия, что этот стыд будет более ужасным адом, чем вечный ад для грешников, живших в миру (а не монахами в монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Следовательно, условия будущей жизни, несомненно, окажутся совершенно отличными от условий настоящей жизни. Если в настоящее время нравственное добро отстаивает своё существование лишь путём страданий своих поборников, то в будущем мире оно, напротив, сделается единст­венной силой, способной вызывать светлую радость жизни. При живом обращении с Богом Спасителем люди постоянно будут иметь пред своими глазами истинную полноту божественного со­вершенства, и потому они естественно будут жить свободным стремлением к отображению в себе этой полноты, так как выше этой цели жизни нет и не может быть никакой другой цели, а ус­ловия достижения этой цели тогда естественно определятся из са­мых условий жизни. Спаситель тогда явится видимым Главою своей церкви; Он всегда будет жить с людьми и всегда будет при­нимать непосредственное участие в их жизни, – будет просве­щать их ум, и укреплять их лучами любви своей, и вводить их в живое общение с Богом – Отцом Своим. Тогда, объединённая благодарным чувством благоговейной любви к Богу и Спасителю, вся торжествующая церковь Христова действительно представит из себя как бы одно живое тело одной божественной Главы; пото­му что, при полном сохранении всех индивидуальных особенно­стей каждого члена церкви, все они создадут, однако, такой гармоничный мир духовных сил и нравственных стремлений, ко­торый явится полным и совершенным откровением бытия и жизни Бога, так что Бог тогда будет, по выражению апостола, всё и во всём ( 1Кор. 15:28 ; срав. Кол. 3:11 ; Еф. 1: 16–23 ). Собственно говоря, самое пришествие И. Христа будет Божиим судом и осуждением всякого грешника, потому что фактом этого пришествия будет ясно показано всем и каждому, что мир есть Божий мир, и что все существующее в мире есть Божие творение, и что всё разумное в существующем может жить и развиваться лишь в направлении свободного познания и отображения Бога как полноты вечной жизни и бесконечного совершенства. Ввиду этого все грешные люди, как и все падшие духи, уклонившиеся от ис­тинной жизни и даже враждовавшие с ней, с откровением в мире Божия царства сами увидят, что они находятся вне его, и сами же увидят, что создавать жизнь, несообразную с Божиим царством, как в силу особых условий будущей жизни, так и особенно в силу чувственного присутствия в мире самого Бога и Творца всего ми­ра, никакой возможности не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Чувство раскаяния в аду сопровождается чувством стыда за совершенные преступления: «Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их... Жесточайшее из всех мучений – вечный позор и вечный стыд». Но самая сильная мука, которая ожидает грешников в аду, это отлучение от Христа, неспособность к богообщению: «Нестерпима геенна и мучение в ней; но если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с лишением той блаженной славы, с отвержением от Христа и с тем, чтобы слышать от Него: не знаю вас ( Мф. 25:12 )... Поистине лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лицо Господа отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас». По словам Симеона Нового Богослова , единственным источником мучений грешников в аду является отлучение от Христа: " Никто из людей, Владыко, никто из верующих в Тебя, никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяготы отлучения от Тебя, Милосердный, потому что это страшная скорбь, ужасная, нестерпимая и вечная печаль. Ибо что может быть хуже отлучения от Тебя, Спаситель? Что мучительнее того, чтобы отлучиться от Жизни и жить там наподобие мертвого, лишившись жизни?» О том же говорит и Марк Ефесский , утверждая, что «лишение созерцания Бога является большим и более тяжким мучением, чем все иные, как являющееся причиной и основой и прочих страданий». На Страшном Суде грешники в последний раз увидят Бога «и уже более не увидят Его и не будут иметь и надежды увидеть Его, и то самое, что они прогневали такого Владыку, будет терзать их мучительнее всего». Симеон Новый Богослов опровергает мнение о том, что существует некое промежуточное место между геенной и Царством Небесным, «не причастное ни света, ни тьмы, находящееся вне Царствия, но и вне геенны, вдали и от чертога и от огненного мучения». Такого места нет и быть не может, считает Симеон:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010