Но люди, скажешь, которые увидят это, станут смеяться. Если бы и стал кто смеяться, на того, очевидно, не следует обращать большого внимания, как на человека совершенно глупого. Многие, напротив, скорее будут удивляться нам и восхвалять наше любомудрие. Не это достойно смеха, но – то, что мы теперь делаем, когда плачем, рыдаем и как бы погребаем себя с умершими. Вот что достойно и смеха, и наказания; а любомудрие во всем этом, равно как и соблюдение умеренности в одеждах, доставляет нам венцы и похвалы. В этом случае все нас восхвалят, подивятся силе Христовой и скажут: о, как велика сила Распятого! Он убедил смертных и тленных, что смерть не есть смерть, и вот они поступают так, как будто они не умирают, но переселяются в лучшую страну. Он убедил их, что это тленное и земное тело облечется в одежду гораздо блистательнейшую шелковых и златотканых одежд, – облечется в нетление; и потому они не много заботятся о похоронах, но считают самым лучшим погребальным украшением добродетельную жизнь. Так все будут говорить о нас, когда увидят нас любомудрствующими. Если же увидят, что мы терзаемся скорбью, малодушествуем и окружаем себя хором рыдающих женщин, то будут смеяться и издеваться над нами, и тысячу раз осудят нас, укоряя за безрассудную трату и напрасный труд. И мы слышим, что за это, действительно, все осуждают нас; и – весьма справедливо. В самом деле, какое мы будем иметь извинение, когда тело наше, истребляемое тлением и червями, украшаем, а Христа, жаждущего, нагого и странника, презираем? Отстанем же от этой суетной заботы. Будем погребать умерших так, чтобы это полезно было и нам, и им, к славе Божией. Будем раздавать за них обильную милостыню и препровождать их с этим прекраснейшим напутствием. Если память скончавшихся знаменитых мужей защищала живых (как говорит Господь: «Я буду охранять город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего» ( 4Цар.19:34 )), то тем более сделает это милостыня. Она, именно она и мертвых воскрешала, – когда окружили (Петра) «вдовицы,... показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними» ( Деян.9:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И вот я вспоминаю: я приехала, ну все, романтика, в очередной раз приехала в монастырь. Приезжаю, думаю, что я там опять где-нибудь там буду огород копать или на кухне где-нибудь там работать, посуду мыть, я готова к этому была. А мне бабушки говорят: «Тебя батюшка зовет, иди». Я прихожу, а батюшка мне говорит: «Матушка, тебе нужно обязательно съездить пособирать деньги в Старый Оскол. А я родом из Солнцева, там Старый Оскол совсем рядом, и там все свои. И тут я просто забоялась, думаю: сейчас меня там увидят, как я деньги собираю. Я стою, возражать батюшке нельзя, я знаю точно, «нет» говорить нельзя. «Благословите, батюшка» – и поехала. И первый раз, когда я собирала деньги, я так там стояла как мышка, боялась всего. Чего боялась: что меня увидят мои сослуживцы, подруги, что увидят, что собираю деньги – ну, по гордыне боялась. Мне бабушки говорят: «Ты что, надо говорить “давайте во спасение души”, кричи давай, стой!» А я там: «Пожалуйста, пожертвуйте на монастырь, помогите восстановлению…» – «Да что ты так, кто тебя слышит, давай!» Приехали, батюшке пожаловались: она плохая сборщица. А потом прошли годы, прошло время, и там на скиту было трудно что-то с деньгами, тогда же денег не было. И я говорю: «Батюшка, давайте я поеду». И поехала в Москву, и там я уже собирала денежки, стояла в монастыре. И как-то очень много людей уже тогда знало о Рыльском монастыре, и они приходили, специально денежку приносили, вещи какие-то. Когда уезжала – машину найду, нагрузят нам всяких жертвенных вещей. И даже для скита машину подарили – пикап «Москвич». Стоять надо было просто от семи утра и до девяти вечера. Днем в перерывчик пойдешь, деньги поменяешь, попьем чайку, а потом опять стоишь. Силы тоже откуда брались? Может столько человек выстоять? Не может. Это потому что молитва шла постоянно, постоянно шла батюшкина молитва . И вот приезжаешь оттуда такой радостный. Батюшка сказал: это послушание для смирения хорошо. Дерзости часто говорят, отказывают часто, под сомнение порядочность твою ставят часто, документы спрашивают, и конечно, ты смиряешься, так разговариваешь. Научилась принимать факты как они есть. И вот это послушание тоже сильное очень. Сейчас, конечно, его нет, сейчас не собирают денежки монахи. Мы жили очень аскетично, не было же ничего. Рыбка была на двунадесятые праздники, а там были щи да каша, и хлебушек. А хлебушка было много, всегда нарезали хлебушка много прямо так вот на стол, и там трапезарники смотрят, а мы молодые, кушать-то хотелось, и вот кушаешь, а еще пару кусочков себе в карман положишь. Кто-то из трапезарников говорит: «Батюшка, они хлеб воруют со стола!» А батюшка говорит: «Нехай едять, в хлебе сила». Я всегда эту фразу вспоминаю и говорю девочкам: девочки, кушайте хлеб, в хлебе сила, батюшка так говорил. Всегда вот эти фразы идут у меня через всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Uc.XXIX:21 . И творящии согрешати человеки в слове, всем же обличающым во вратех претыкание положат, понеже совратиша в неправдах праведнаго Здесь продолжается речь о врагах Евангелия, начатая в предшествующем стихе. Там сказано: потребишася беззаконнующии в злобе. В чем же выражается их злоба? В том, что они творят согрешати человеки в слове, т. е. за одно какое-нибудь слово, например за слово: я христианин, признают человека виновным в преступлении и предают его суду неправедных судей. Далее злоба их в том выразится, что они всем обличающим во вратех претыкание положат, т. е. будут расставлять сети и запутывать тех, которые уличат их в неправде во время судебных прений, происходивших у городских ворот. Понеже совратиша в неправдах праведнаго. Злобным врагам христианства удавалось запутывать христиан потому, что всякими неправдами совращали невинного, – сбивали его с толку, так что он не в силах был защищаться. Uc.XXIX:22 . Сего ради тако глаголет Господь на дом Иаковль, егоже определи (произвел) от Авраама: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Исраиль Сего ради, т. е. вследствие потребления врагов христианства и торжества его над ними, – тако глаголет Господь на дом Иаковль, произшедший от Авраама и пр. Смысл слов Господа такой: обращение ко Христу язычников пусть не будет для плотских потомков Авраама и Иакова причиной стыда и зависти, искажающей (изменяющей) лице человека, пусть не станут они негодовать, что язычники возлягут на лоне Авраама в царстве небесном. Напротив, обращению язычников должно радоваться плотским потомкам Иакова, и за это благодарить и свято чтить Господа. Так это и будет в конце веков, о чем говорится в следующем стихе. Uc.XXIX:23 . Но егда увидят чада их дела Моя, Мене ради освятят имя Мое, и освятят Святаго Иаковля, и Бога Исраилева убоятся Наступит время, когда потомки Авраама и Иакова увидят дела Божии, т. е. когда увидят, что вступление в царство Христово язычников есть дело Божие; и тогда Мене ради, говорит Господь, – освятят имя Мое, – почувствуют потребность воздать славу и честь имени Моему, – освятят Святаго Исраилева и Бога Иаковля убоятся, – и вследствие этого сами обратятся ко Христу. Это будет тогда, когда в Церковь Христову войдут все язычники. Израильтяне не захотят тогда остаться в одиночестве, перестанут упорствовать, соединятся с ними в единой вере, и таким образом весь Израиль спасется ( Puм. XI, 25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Даже серафимы не могут видеть славы Божией, а крыльями закрывают свое лицо. Милостивый Господь, по мысли Константинопольского Патриарха Геннадия Схолария, показал избранным ученикам только ту малую толику славы и света, которую они могли выдержать, вместить . Именно это древний гимнограф и составитель службы отдельно подчеркнул в текстах и тропаря и кондака праздника. И хотя эта была лишь мизерная часть славы Божией, ее было достаточно, чтобы ослепить апостолов и привести их к еще большей вере во Христа. По любви ЕгоЕго Страдания «Егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное» — греческая частица «μν», переведенная на церковнославянский словом «убо», также является многофункциональной. В данном случае она несет в себе усиление уверения, то есть ее можно перевести как «конечно же, «точно». Фраза «егда узрят» («когда увидят») вводит придаточное предложение времени. Когда ученики увидят Христа распинаемым, то именно тогда они поймут, что Страдания Спасителя добровольны. Однако в чем же здесь добрая воля? Когда ученики увидят Христа распинаемым, они поймут, что Страдания Спасителя добровольны Размышляя о евангельских событиях, всегда необходимо помнить, что Бог есть любовь, и воля Его — любовь, любовь к падшему человеку. Апостолам после Бога, явленного во славе на Фаворской горе, после Бога, увиденного ими в людском презрении на Голгофе, а потом воскресшего и вознесшегося на горе Елеонской, Господь открыл тайну победы над смертью — любви всепобеждающей, которая и станет основой проповеди апостолов. Проповедь апостолов о Христе — свете Отца — распространилась по всему миру, благодаря личному опыту Богообщения апостолов со Христом, вершиной которого были события Преображения, Святых Страстей и Воскресения. Так раскрывается тема добровольности Страданий Христа. Это связано и с пророчеством старца Симеона: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35).

http://pravoslavie.ru/141205.html

Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братья, когда увидим огненную реку, текущую с яростью, подобно свирепому морю, поедающую горы и дебри, поджигающую всю землю и дела, которые на ней! Тогда, возлюбленные, от такого огня реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, по написанному, небеса свернутся, как свиток книжный ( Ис. 34, 4 ). Тогда посланные Ангелы потекут, собирая избранных Его от четырех ветров, как сказал Господь, от края небес до края их ( Мф. 24, 31 ); тогда увидим, по обетованию Его, новое небо и новую землю ( Ис. 65, 17 ). Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный Престол и явившееся знамение Креста, на котором Христос волей за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святой скипетр Великого Царя, каждый, наконец, уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30), и для всех сделается известным, что вслед за этим явится Царь. В час сей, братья мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его – и добрые, и худые – стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их перед Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные, и они предстанут радостными, светлыми, славными, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2, 13 ). Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: Вот, жених идет ( Мф. 25, 6 ), вот, приближается Судия, вот, является Царь, вот, открывается Судия судей, вот, Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! – тогда, христолюбцы, от вопля того содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны, тогда на всякого человека, братья, придут теснота и страх, и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную, ибо, по написанному, силы небесные поколеблются ( Мф. 24, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Таким-то способом этот домохозяин наполнял свой виноградник. «Когда же наступил вечер». Уже день настоящей жизни угасал, уже наступала долгая ночь смерти, уже загоралась заря воскресения мертвых, этого утра, после которого не остается места вечеру, — и вот хозяин виноградника говорит своему управляющему: «позови работников». Призови всех потомков Адама; призови Авеля, из-за жертвы ставшего жертвою; призови Эноха, угодившего (Богу) и премененного; призови Ноя, прекрасного кормчего среди всеобщего крушения природы; призови вернейшего Авраама, более боголюбивого, чем чадолюбивого, восставшего против собственных недр и сохранившего веру; призови Иосифа, подвижника целомудрия; призови патриархов; призови пророков; призови Илию, со славою состязавшегося в беге и сделавшегося возничим огненной колесницы; призови апостолов, светильников нового завета; призови мучеников, поревновавших Моей смерти за них; призови Стефана, за Меня побиенного камнями; призови Варлаама, которому за сохранение виноградника сожжена была правая рука; призови всех, хорошо потрудившихся, призови всех, честно возделывавших Мои владения — и «отдай им плату». Открой Мои сокровищницы, открой Мои кладовые, открой Мои прекрасные царские дворцы; принеси царские венцы, принеси божественные награды, не жалей ничего из Моих драгоценностей. Они ведь не пощадили для Меня своей души. Увенчай головы подвизавшихся для Меня, наполни платой руки потрудившихся. Никто пусть не выйдет отсюда неувенчанным, никто пусть не останется неодаренным, никто пусть не лишится награды. Пусть все обогатятся, пусть все ликуют, пусть увидят как Я расплатился с ними. Пусть увидят, каких благ удостаиваются последовавшие Мне; пусть увидят, каких даров лишаются призываемые Мною, но не желающие прийти ко Мне. «Отдай им плату, начав с последних до первых» (Мф. 20:8). Прежде всех порадуй дарами последних: они-то особенно и нуждаются в Моей благости. Ведь те, которые трудились с самого начала, с раннего утра, имеют на своей стороне и самый день, и часы, и добродетели, и подвиги, и уговор — все свидетельствует в их пользу; а последние, будучи лишены всего этого, возлагают свое упование единственно на Мое человеколюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3958...

Ст. 7. И будут яко ратницы Ефремовы, и возрадуется сердце их аки от вина: и чада их увидят, и возвеселятся, и возрадуется сердце их о Господе. С евр.: Как герой будет Ефрем, возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их, и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе. Настанет время, говорит Господь, когда все племена Еврейского народа, соединившись, будут также храбры, победоносны, как Ефремляне, издревле отличавшиеся храбростью. (Сн. Втор. 33:17 ; Пс. 77, 9 ). Одерживая, при помощи Божией, победы над врагами, они будут торжествовать и ликовать, как люди, испившие вина; возвеселятся и чада их, когда увидят радость отцов своих, все будут радоваться о Господе, помогающем и укрепляющем, славя и величая Его могущество. Не одни, конечно, победы при Маккавеях возвещает здесь Господь Бог, но и победы более славные, над сильнейшими духовными врагами нашего спасения. Эти победы даются свыше, по нашей вере, и производят истинную духовную радость, которая есть плод св. Духа. Ст. 8. Возвещу им, и прииму я, зане искуплю их, и умножатся, якоже бяху мнози. С евр.: Я дам им знак, и соберу их; потому что Я искупил их; они будут также многочисленны, как прежде. В буквальном смысле можно разуметь здесь возвращение Евреев из разных земель – Египта, Ассирии, Персии и других мест в отечественную землю, о чем говорили и другие пророки, также, благоденствие и размножение их, по возвращении. Возвещу 157 , т. е., дам знать о времени возвращения через какой-либо знак. Этим знаком могли быть славные победы Маккавеев, или даже всемирное господство римлян, под которым Евреи, сравнительно, жили спокойнее, нежели при других иноземных владыках. Искуплю, т. е., освобожу, спасу от рабства народам: и умножатся, возрастут до множества, приняв благословение многоплодия, как многочисленны были прежде. В духовном смысле можно разуметь собрание сынов нового Израиля, язычников и самих Иудеев в Церкви Христовой. Чтобы знали люди, что настало время собраться в сей Церкви, для сего поставлен и знак на Голгофе – Святой Животворящий Крест Господень; ибо и Сам Господь благоволил сказать: когда Я вознесен буду (на крест), от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ); тогда, в собственном смысле, Господь смертью Своей искупил род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный престол и явившееся знамение креста, на котором Христос волею за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святый скипетр великого Царя, каждый наконец уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф.24:30), и для всех сделается известным, что в след за сим явится Царь. В час сей, братия мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его, и добрые и худые, стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их пред Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные; и они предстанут радостными, светлыми, славными, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса вашего Иисуса Христа (Тит.2:13). И почему не сказать мне коротко о важнейшем? Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: " се жених грядет (Мф.25:6), се приближается Судия, се является Царь, се открывается Судия судей, се Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! " тогда, христолюбцы, от вопля сего содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море и все бездны; тогда на всякого человека, братия, придут теснота и страх и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную; ибо, по написанному, силы небесныя подвигнутся (Мф.24:29). Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые с крепостию и силою воскликнут: Свят, свят, свят Господь Саваоф, Сый и Иже бе и грядый Вседержитель (Апок.4:8). Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землею с трепетом и крепостию возопиет: благословен грядый Царь во имя Господне (Мф.21:9), Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: се грядет со облаки небесными, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная (Апок.1:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

Красоту Кармила и Сарона составляли тучные пастбища, отличавшиеся роскошною растительностью, – зеленью, разнообразными, прекрасными цветами, как будто одетые разноцветными коврами, на которых паслись многочисленные стада (29, 17, 33, 9). Царства и общества в св. писании не редко представляются под образом леса. (см. Ис.2,13, 14, 8, 10, 31, 37, 24 . Иез.17, 3 ). Как в лесу много разных дерев – больших и малых, разной породы и доброты, – многие отличаются высотою, массивностью, красотою, плодовитостью: так и в многолюдном обществе много разных людей, которые возвышаются над другими достоинством, властью, силою, дарованиями и другими преимуществами. А Ливан особенно славился пред другими лесами высокорослыми кедрами и другими красивыми деревами. А высота горы Дивана придавала им еще великолепнейший вид. Потому слава Ливана в таинственном смысле здесь означает, что церковь в то время будет иметь мужей высоких по дарованиям, учению, добродетели, благочестию, достоинству; славных по твердости веры, по силе духовной жизни, по постоянству, степенности, величию своего характера, и между ними–знаменитых пастырей, и учителей; благочестивых царей и начальников, преданных учению и делам благочестия. Они будут составлять красоту и славу церкви, возвеличиваемой Богом на подобие Ливана. А высота горы Ливана может означать возвышенность церкви над царствами мира. Красота Кар- мила и Сарона означает, что стадо христианского народа будет пользоваться обильною пажитью, приятною по причине тучности духовной пищи, т. е. наставления в слове Божием, мудрости, толкования св. писания, и утешения душ, также будет наслаждаться небесною пищей – св. Евхаристиею с живым усладительным чувством благодати Божией. Они увидят славу Иеговы, величие Бога, нашего, т. е. те, которых Пророк представляет под образом пустыни, земли безвлажной и степи дикой, ясно увидят славу Иеговы, просиявающую как в судах, совершающихся над врагами, так и в славном пребывании Его в церкви. Все увидят, что Бог действенным влиянием благодати и особенным промышлением присутствует в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но перед этим Господь избрал Себе двенадцать учеников, двенадцать ближайших учеников, которых назвал апостолами, это значит «посланники». И ученикам Он дал власть так же исцелять, воскрешать мертвых, проповедовать. Главной задачей было проповедовать пришествие Царствия Божия. Ведь, смотрите, главная весть Евангелия не в том, что люди должны быть хорошими, а в том, что люди должны меняться. Чтобы Царствие Божие приблизилось. Главная весть в том, что Царствие Божие среди нас уже. Есть сейчас Царствие Божие на земле? – Есть! – Да, есть. Церковь и есть – Царство Божие на земле, Царство благодати, Царство, в котором люди преображаются, переделываются. Царство, где стоит Сам Создатель. Ведь главой Церкви является Сам Христос. А апостолам Господь открывал особые тайны, и через них впоследствии и была создана Церковь. Наконец, ненависть дьявола и его приспешников достигла апогея, и он решил довести Христа до смерти. И вот, за сорок дней до Своей смерти Господь поднимается на гору Фавор вместе с ближайшими тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – и во время молитвы Он преображается, то есть Он являет то, чем Он является всегда: Его лицо начинает сиять как Солнце, и одежда становится белой как снег, такая, как на земле никто не может выбелить. И явились с Ним два древних пророка – Илия и Моисей. Почему Моисей? Моисей – как основоположник Ветхого Завета, как тот, кто заключил Ветхий Завет между Богом и людьми. А Илия – как человек, который не был подвержен смерти. Мы знаем, что Илия-пророк до сих пор не умер. Хотя прошло уже почти три тысячи лет со дня его рождения. Он был живым взят в Рай. Он ожидает конца мира, мы об этом скажем, когда он вновь придет на землю, для того чтобы проповедовать покаяние. «…Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме » ( Лк.9:31 ). Смотрите, на Фаворе о чем Он беседует? О смерти, о Распятии. А Петр говорит: « Господи! хорошо нам здесь быть …» ( Мф.17:4 ). Действительно, представляете: вы стоите перед сияющим лицом Бога, вы видите ту славу, которая будет в Царстве Небесном. Господь за шесть дней до Преображения сказал, что есть некоторые из здесь стоящих, которые не увидят смерти до тех пор, пока не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. То есть они увидят, как Царство Божие будет явно проявлять себя. Представляете, вы уже находитесь в Царстве Божием практически, радость неимоверная наполняет вас.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010