Что такое нимб? Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых. 2 июля, 2012 Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых. Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых. Нимб. Символ Божественного света Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых. В византийской традиции царствующих особ также изображали с нимбом. Нимб символически выделяет: Прообраз нимба встречается уже в Ветхом Завете. Когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями Завета «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» ( Исх. 34:29). Божественное сияние, облако света, — именно это считается нимбом в христианской иконографии. Новый Завет также упоминает сияние лика первомученика Стефана, подобное ангельскому. Это сияние символически напоминает нам о Божественном и нетварном свете, равного которому не найти на Земле. Нимб — необычный свет, у него Божественная природа. Нимб в христианской иконографии В христианской иконогорафии нимб представлен в виде сияющего золотого круга, в который вписан лик Святого но встречаются и исключения. Есть особые по цвету и даже форме нимбы. Но нетрадиционная форма нимба обычно не относится к каноничной, ей часто сопровождаются и символические изображения, которые запрещены или противоречат решениям Пято-Шестого Вселенского Собора. Необычные нимбы Святой Дух нередко изображался в виде голубя с треугольным нимбом. В иконописных изображениях Спасителя встречаются, пришедшие на смену нимбу-кресту, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. В разных традициях встречаются и нимбы в виде шестиконечной или восьмиконечной звезды, обычно с таким нимбом изображают Бога Отца. В 1551 году в Москве состоялся Стоглавый Собор, на котором было дано предписание не изображать Бога Отца. В 1666–1667 года Большой Московский Собор официально объявил согласие с этим решением. Никто из смертных не видел Бога Отца во плоти, поэтому писать Его плотский облик не принято.

http://pravmir.ru/nimb/

Запрещает ли 19 правило Трулльского собора Евангельские кружки? Для того чтобы найти ответ на вопрос: запрещает ли действительно 19-е правило Трулльского собора самостоятельно размышлять над Священном Писанием (в группе или в одиночку), обратимся к тексту самого правила. 4 октября, 2012 Для того чтобы найти ответ на вопрос: запрещает ли действительно 19-е правило Трулльского собора самостоятельно размышлять над Священном Писанием (в группе или в одиночку), обратимся к тексту самого правила. Среди православных христиан бытует мнение, что новая форма приходской просветительской работы – чтение и размышление над Священным Писанием в группах – противоречит 19-му правилу Трулльского собора, которое запрещает толковать Священное Писание иначе, чем делали это святые отцы. Чтобы выяснить, оправдана ли такая точка зрения, автор статьи обращается к тексту самого правила. Автору данной статьи часто приходилось слышать от православных христиан мнение, что новая форма приходской просветительской работы – чтение и размышление над Священным Писанием в группах – противоречит 19-му правилу Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора, которое запрещает толковать Священное Писание иначе, чем делали это святые отцы. В частности, такое мнение было высказано на Епархиальных миссионерских курсах г. Москвы и затем опубликовано одним из участников в ЖЖ. Для того чтобы найти ответ на вопрос: запрещает ли действительно 19-е правило Трулльского собора самостоятельно размышлять над Священном Писанием (в группе или в одиночку), обратимся к тексту самого правила.   19 правило – правило для проповедников «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение» .

http://pravmir.ru/zapreshhaet-li-19-prav...

Священный Синод Русской Православной Церкви обсудил учреждение «Румынской Православной Церкви в Украине» Мар 12, 2024 Комментарий , Новости , Событие Москва, 12 марта . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о ключевых решениях, принятых Священным Синодом Русской Православной Церкви и связанных с неканоническими посягательствами со стороны Синода Румынского Патриархата. Заседание Священного Синода состоялось 12 марта в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В.Р. Легойда проинформировал, что на заседании члены Синода имели суждение о решениях Синода Румынской Православной Церкви от 29 февраля 2024 года об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине» и непризнании действительности канонических прещений, наложенных на священнослужителей Православной Церкви Молдовы, принятых без отпускных грамот в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата. «По итогам обсуждения, Священный Синод с глубоким сожалением констатировал, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора», — сообщил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Члены Священного Синода выразили решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом», — добавил представитель Церкви. Также, по словам В.Р. Легойды, Священный Синод отметил, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики…, возвращающиеся в Бессарабскую митрополию», в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом, а священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты.

http://sinfo-mp.ru/svyashhennyj-sinod-ru...

Элладская Церковь будет настаивать на ряде поправок в документы Всеправославного Собора Афины, 13 июня 2016 г.    Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос), 13 июня 2016 г. фей, комментируя итоги заседания Священного Синода Элладской Церкви (24 и 25 мая), сказал: «Священноначалие Элладской Церкви приняло решение предложить поправки (исправления и дополнения) для улучшения текстов. Решение было принято в духе единодушия и единомыслия». Это, по словам владыки, накладывает обязательства «на делегацию Элладской Церкви отстаивать включение поправок в окончательные тексты документов и не оставляет простора для уступок», сообщает сайт Agionoros.ru . «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» - Вместо «Православная Церковь констатирует существование ХристианскихЦерквей и Конфессий»предлагается текст «констатирует существование Христианских общин и конфессий». - В тексте существует противоречие: одновременно утверждается что единство Церкви не может быть нарушено», но при этом все время говорится о попытках восстановить единство христиан(словно актуальна теория ветвей). В связи с этим были предложены поправки: Православная Церковь верит, «что ее единство не может быть нарушено» и принимает участие «в движении к восстановлению единства остальных христиан» или «утраченного единства остальных христиан», а также трудится ради приближения того дня, когда «Господь исполнит чаяние Православной Церкви и соберет в ней рассеянных и будет едино стадо и един пастырь». - Там, где говорится о перспективе «богословских диалогов», необходимо сказать, что они «неизменно ведутся на основе начал православной экклезиологии и канонических критериев уже сформировавшегося церковного предания согласно священным канонам Вселенских и Поместных Соборов: 46, 47 и 50 Святых Апостолов, 8 и 19 Первого Вселенского Собора, 7 Второго Вселенского, 95 Пято-Шестого, 7 и 8 Лаодикийского». - Предлагается дополнение: прецеденты когда инославные по икономии принимаются в Церковь через Миропомазание «не означают, что Православная Церковь признает действительность их Крещения и других таинств».

http://pravoslavie.ru/94235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИДОНИЙСКАЯ И АПОКОРОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κυδωνας κα Αποκορνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата), охватывает сев.-вост. часть нома Ханья; кафедра расположена в г. Ханья, в древности на этом месте находился г. Кидония, основание к-рого древнегреч. мифология связывает с именем царя Миноса или его внука Кидона. Археологические раскопки подтвердили, что город существовал в минойский период. Первое поселение на холме Кастели, возвышающемся над портом, относится к 2900-2600 гг. до Р. Х. Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в. Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в. В 524 г. до Р. Х., при тиране Поликрате, самосцы изгнали из Кидонии владевших ею жителей о-ва Закинф, но уже в 520 г. до Р. Х. эгинцы и критяне отвоевали у них этот город. В классический и эллинистический периоды Кидония являлась одним из 3 важнейших критских городов. В 69 г. до Р. Х. она была разрушена римлянами, но при Августе Октавиане была восстановлена и провозглашена свободным городом Римской империи. В ранневизант. период Кидония являлась епископской кафедрой, подчиненной Гортинской митрополии (архиепископии). Один из пострадавших при имп. Деции (ок. 250 г.) 10 Критских мучеников (пам. 23 дек.), Василид, происходил из Кидонии. Епископ Кидонийский участвовал в Сардикийском Соборе (343) ( Mansi. T. 3. Col. 45). В числе архиереев, подписавших в 457/458 г. письмо имп. Льву I, был Сивон Кидонийский (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 98). До Трулльского (Пято-Шестого) Собора (691-692) Кидонийские епископы не участвовали во Вселенских Соборах ( Mansi. T. 11. Col. 996), что, видимо, было связано с угрозой пиратства и др. опасностями путешествий, а не с отсутствием архиерея на кафедре ( Τωμαδκης. 1957. Σ. 4). Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв. Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Правило 36 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Возобновляя законоположенное сто пятидесятию святыми отцами, собравшимися в сем богохранимом и царствующем граде, и шесть сот тридесятию, собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол антиохийский, а за сим престол града Иерусалима . ( I Всел. 6 , 7 ; II Всел. 2 , 3 ; IV Всел. 28 ) . Этим правилом устанавливается порядок между первенствующими престолами вселенской церкви, причем, повторяя, в отношении константинопольского престола, определения 3-го правила II Всел. Собора и 28-го правила IV Всел. Собора, собор постановляет, чтобы первым был престол Рима, вторым – Константинополя, третьим – Александрии, четвертым – Антиохи, и пятым – Иерусалима. В толкованиях 6-го и 7-го правил I Всел. Собора, 3-го правила II Всел. Собора, 28-го правила IV Всел. Собора и других параллельных правил, мы сказали все, что нужно, для понимания этого определения. Епископы всех этих пяти престолов, в отношении власти, совершенно равны между собою, в отношении же чести ( τς τιμς, honoris) между ними и в порядке следования их престолов устанавливается этим правилом постоянная норма, притом на основании общего принципа, которым руководствовались и сами апостолы, равно и их преемники на протяжении всех веков, а именно, что распределение церковных областей сообразуется с политическим делением ( IV Всел. 17 ) и что важность и значение того или другого престола определяется сообразно государственному значению городов, в которых находятся эти престолы. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 51 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго . ( Трул. 24 , 65 , 66 ; Лаод. 54 ; Карф. 15 ) . 24-м правилом этого собора воспрещено священнослужителям, под угрозой низложения, посещать театры и смотреть театральные представления; а этим правилом воспрещаются вообще христианам представления комические, цирковые и балетные; за прегрешение против этого правила клирику угрожает извержение, а мирянину отлучение. Как на основание для этого, Зонара, в толковании этого правила, указывает возвышенность христианской морали, которая этим оскорбляется 1198 . «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущенно и рассеянно, но как приличествует святым; а потому это правило воспрещает все то, что по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и колеблет ее настроение, возбуждает безрассудный смех и хохот, а все это могут вызвать скоморошеские игры ( των μμων)». «Зрелища звериныя» ( τα των κονηγιων θερια) заключались в том, что в больших городах кормили разных зверей – львов и медведей; в определенное время выводили их на какую-либо площадь и направляли их на быков, иногда же на людей, пленных или осужденных, и это служило забавой зрителям. Эти представления правило воспрещает, так как обличают жестокость зрителей, наслаждающихся несчастьем ближних. Воспрещает правило «плясания на позорищи», пляску на сцене ( τς πι σκηνης ορχσεις, in scena saltationes), так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 70 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Не позволительно женам, во время Божественныя литургии глаголати, но по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли же чесому научитися хотят: в дому своих мужей да вопрошают ( 1Кор. 14:34–35 ) . ( Трул. 64 ; Лаод. 44 ) . Свое предписание, что женщины должны молчать в церкви, правило это основывает на словах ап. Павла. Еще в древние времена церкви бывали женщины, недовольные своим подчиненным положением и выступавшие явно с притязаниями занимать места, приличествовавшие только мужчинам, и учить даже в церквах. Эти притязания, однако, по свидетельству Тертуллиана , встречали всегда решительный отпор 1245 . По Вальсамону, в его толковании этого правила, как будто и во времена этого собора некоторые женщины делали то же самое, что и их предшественницы, против которых восставал Тертуллиан , стремились толковать дневные чтения из Св. Писания в храме и давать публично ответы по догматическим вопросам 1246 . Правило это восстает против подобных злоупотреблений и воспрещает решительно женщинам говорить во время св. литургии, т.е. проповедовать и исполнять учительские обязанности, приличествующие только мужчинам. Правило должно было воспретить это женщинам тем более, что на этом же соборе, 64-м правилом, такая деятельность воспрещена была и мужчинам-мирянам. Однако, как не было воспрещено мужчинам-мирянам учительствовать вне церкви о вере и христианской нравственности, так не может быть запрещено это и благочестивым женщинам. На это заключение наводит нас самый текст этого правила, в котором говорится только, что женщинам воспрещается говорить «во время Божественныя литургии», а о каком-либо ином запрещении ничего не говорится. А что женщин не только не осуждали, но, наоборот, хвалили, когда некоторые из них поучали в вере и христианской нравственности свою семью и беспризорных детей, в своем ли доме, или же в общественных домах призрения, имеем свидетельство даже из времен Иоанна Златоуста 1247 . И то, что когда-то было и что это правило не осуждает, может быть ныне; церковь с благодарностью примет благочестивых женщин, которые в своих семьях, в школах и в разных общественных установлениях пожелали бы исполнять свое учительское дело в духе церкви. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 101 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Человека, созданнаго по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся, и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественныя благодати. Посему, аще кто хощет, во время литургии, причаститися пречистаго тела, и едино с ним чрез причастие быти: руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо рук, некие вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковыя вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя . «В те времена, – говорит Вальсамон в толковании настоящего правила, – некоторые богатые люди, из презрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота или из какого-нибудь другого вещества вместилища ( δοχεα), под видом благоговения и страха Божия, пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время св. приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В начале, может быть, это и было придумано некоторыми из благоговения, так как могли думать, что рука, касающаяся некоторых неприличных и недостойных предметов, недостойна для принятия Господнего тела. Но, с течением времени, это благоговение обратилось в душевную пагубу, поскольку делавшие это искали предпочтения пред беднейшими, и иначе как-нибудь тщеславились. Итак, поскольку отцам показалось, что в этом лежит причина многих соблазнов», они и издали настоящее правило. «Думаю, – говорит далее Вальсамон, – что настоящим правилом обличаются те, которые во время св. причащения выставляют достоинства и роды и ищут предпочтения». Касательно же того, что мирянам во времена Вальсамона (следовательно, в XII веке), как и ныне, давалось священниками причастие прямо в уста, а не так, как говорится в настоящем правиле, Вальсамон замечает, что это делается не потому, что миряне недостойны, а потому, что так передала истинная вера, страх Божий и настоящее благоговение 1315 . 1315 Аф. Синт., II, 548. Ср. архим. Иоанна толкование этого правила (упом. соч., II, 502–504). Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Разделы портала «Азбука веры» Грех ли заниматься магией земли, воздуха, воды, огня? Что будет если я сделаю какое ни будь магическое действие? Плохо ли это? Похожие вопросы 5 Ответов Так называемая магия стихий, берет свое начало в древнейшем язычестве. Удивительно, что и в наш век технологий и науки, люди готовы верить некой силе, которая будет исполнять их материальные потребности. Сам Бог дал людям на этот вопрос однозначный ответ, написанный на скрижалях и переданный Моисею: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» Исх.20:2–3 . Смотрите толкование: Первая Заповедь . Поэтому занятия магией, колдовством и подобное – являются грехом против Бога, если хорошенько подумать, то отпадет всякое желание этим заниматься, но если такой грех уже был совершен, то в нем надо покаяться на исповеди . Подробнее читайте: «Слово IX, в котором говорится о том, что христианам нельзя заниматься колдовством и магией» . Любая магия — это обращение к силам ада и сотрудничество с ними. Фактически это является отречением от Бога и преданием себя бесам, со всеми очевидными последствиями. Сатана не помогает людям, он только создает иллюзию помощи и пользуется людьми, а потом губит их. Разумеется, все это является смертным грехом. Любая магия — это обращение к падшим духам, бесам. Все магические “фокусы” совершают именно они. Колдовство и магия были непременными спутниками языческих культов, почему и были запрещены Богом еще во времена Ветхого Завета. Запрет актуален и поныне. Да, это тяжкий грех. «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» ( Втор. 18:10–13 ). «Колдовство, гадание и подобные им дела порицает это правило как сатанинское дело». Подробнее — Правило 61 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 121  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-upravlja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010