Конечно, несмотря на столько высокое понимание предназначения женщины в ветхозаветной традиции, было бы неверно говорить о равноправном положении полов. Однако в других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. [В некотором роде исключением может служить древнеегипетская культура с ее почтительным отношением к женщине.] На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все. Например, имел право вернуть бежавшую от его жестокости в родительский дом жену, если она пробыла там более четырех дней. При этом мог еще и подвергнуть ее унизительному испытанию: заставить доказывать, что за время своего отсутствия она не спала ни с одним мужчиной. Способ для этого избирался весьма оригинальный: “Такую жену надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки”. [Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. С. 179–180.] Ну, а если нет… Любое подобное “доказательство” измены означало для женщины неминуемую смерть. О каких-то иных правах женщины говорить вовсе не приходится. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.), мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись — все делалось только через опекуна. К людям (“авилумам”) [Акадский термин “авилум” переводится на русский как “человек” или “полноправный человек”. Второе значение термина — высшее сословие, состоявшее из членов “общин”, имевших права на участки земли. Наряду с “авилумами” существовали сословия “мушкенумов” ( люди, не имевшие земельной собственности и не бывшие членами общины) и “вардумов” (“рабов”, лиц, имевших хозяев, которые могли распоряжаться их временем, трудом и, видимо, даже жизнью). (Законы Хаммурапи. Текст и комментарии. Электронная библиотека исторического факультета МГУ .)] приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений. [Законы Хаммурапи. Текст и комментарии. Электронная библиотека исторического факультета МГУ .]

http://azbyka.ru/zhenshhina-i-muzhchina-...

Нужно, впрочем, заметить, что правило это, выгодное и удобное на одном рынке, может оказаться неудобно на другом, где меньше ценностей и не так живо их обращение, т.е. где ценность недвижимых имуществ не имеет определительности и способна изменяться. Где кредиторы не могут иметь верного расчета на сохранение первоначальной ценности имения при ликвидации ипотек, там в расчет последующего кредитора всегда входит случайная возможность подвинуться местом при погашении старшего долга. 2. Всякое требование, обеспечиваемое залогом, должно быть по возможности определено известною суммой. 3. Предметом ипотеки должно служить всегда известное, определенное имущество должника, а никак не совокупность всех имуществ, которые принадлежат ему или могут еще дойти к нему впоследствии. 4. Законодательства стремятся по возможности облегчить установление закладного права, освободить его от стеснительных форм. Главным основанием ипотеки считается соглашение сторон, которое должно быть записано в судебном протоколе, по письменному или словесному объявлению, перед судом сделанному; а все возражения и споры, могущие возникнуть со стороны третьих лиц, разбираются тут же сокращенным порядком. Однако же новое законодательство до сих пор борется еще с формальностями, введенными прежним законом для совершения актов ипотечным порядком. Всего строже в этом отношении прусское законодательство, обязывающее к строгой поверке формальности и законности актов, вносимых в ипотечные книги. Во Франции требуется, для внесения в ипотеку, предварительное совершение акта нотариальным порядком. 5. Весьма важным предметом для вещного кредита считается всевозможное уменьшение издержек и пошлин, соединенных с ипотечными обрядностями. Опытом дознано, что эти издержки ложатся всегда на владельца: хотя бы закон, желая облегчить заемщика, относил свои сборы на кредитора, сборы эти непременно падут, хотя косвенным образом, на должника, и подействуют на возвышение долгового процента. 6. При понудительном взыскании долгов, обеспеченных залогом, каждое цельное имение, значащееся на одном листе поземельной книги, непременно должно составлять совершенно отдельную массу, из которой в последовательном порядке получают удовлетворение все кредиторы, коих право записано на этом имении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Первыми и почти единственными покровителями и защитниками унии они называли папу и короля Сигизмунда III. Папа писал о ней и к королю и к сенаторам, присылал свои бреве почти на каждый генеральный сейм и постоянно заботился о ней чрез своих нунциев в Литве и Польше. Король дал позволение не только униатскому митрополиту, но и всем униатским владыкам всегда являться к нему лично и докладывать о всех нуждах своей Церкви и издал в пользу ее бесчисленное множество указов. Он нередко почти один отстаивал ее на генеральных сеймах вопреки общему настроению против нее послов и даже сенаторов, смело отменял направленные против нее решения трибунальных судов, самые справедливые и законные, строго преследовал всех православных, духовных и мирян, не покорявшихся власти униатского митрополита, и часто как бунтовщиков осуждал их на изгнание из отечества. Словом, если уния не пала вскоре после появления своего, встретив такое множество препятствий, то этим одолжена она папе и еще более королю Сигизмунду III. Из числа униатских владык за унию ратовали преимущественно митрополиты. Они одни несли из собственной казны все те издержки, какие требовались во время многочисленных, почти не прекращавшихся судебных процессов с православными, постоянно ходатайствовали за унию и униатов пред королем, нередко являлись лично в судах и сеймах и не давали себе покоя в преследовании православных. На прочих владык Рутский прямо жаловался, что они нерадивы, любят больше прятаться у себя дома, нежели поддерживать митрополита на сеймах, и вовсе не помогают ему в необходимых издержках; также обвинял их и в том, что они открыто ели мясо, к соблазну православных и униатов, и тем вредили делу унии. Да и вообще владыки эти не отличались пастырскими качествами. Канцлер Лев Сапега не раз напоминал Потею, что он возводит на священные степени, даже епископские, людей недостойных, и Потей оправдывался тем, что одни из епископов возведены на кафедры не им, а светскими лицами, более его сильными, другие же по крайней мере привержены к унии, а хуже было бы, если бы эти кафедры заняли схизматики.

http://sedmitza.ru/lib/text/436122/

Подобные типажи - люди власти. Власть - их идол, их кумир. Они всеми силами стремятся к ней. Им наплевать на то, в чём они будут ходить (Ленин так и умер в заношенном и заштопанном женой пальто, которое 5 лет назад ему прострелила Фаина Каплан), что будут есть (гурманом он не был, к рациону был равнодушен, хотя Надежда Константиновна так и не научилась сносно готовить, да всё некогда было). Власть - это всё. Вспоминается 1919 год. Конница Деникина в 300 верстах от Москвы , взяли Орёл. Власть большевиков зашаталась. Вызывает преданную большевичку с дореволюционным партийным стажем (ещё до революции 1905 года) и даёт ей задание, на случай сдачи Москвы белым, готовить подпольные диверсионные группы и партячейки. Всякий человек живёт в заданных рамках своего времени. Выйти за них - удел гениев. Поэт сказал: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Ленин, несомненно, перешагнул рамки своего неспокойного времени, своей 54-летней жизни, шагнув в век 21 и я не думаю, что он растворится в ближайшей перспективе. Борис Пастернак: «Предвестьем льгот приходит гений, и гнётом мстит за свой уход». Очень сильно сказано. Уж очень многое мы хотим от гния, от личности. Многое мы требуем от него. Вот Медведев уходит с поста Президента страны, прошло четыре года. Вспомните, что позитивного было сделано за этот срок. Каждый вспомнит про себя, не вслух. А это же было мирное время, войны же нет, лишений же нет, голода же нет. Пьянство, воровство, проституция, рэкет, шампанское не по назначению, не в счёт, это издержки сегодняшнего времени. В мирное время, как председатель СНК РСФСР Ленин правил всего 2 года и 7 месяцев (!). У власти он находился с ноября 1917 по январь 1924 года (75 месяцев), из них на период Гражданской войны приходится (апрель 1918 - октябрь 1920 г. - 31 месяц), на болезни - 13 месяцев. За этот исторически очень короткий период были построены фундамент будущего советского государства, заложены основы го промышленной базы, органов управления, план ГОЭЛРО, в 1920 году произошёл резкий поворот в сторону НЭПа (новой экономической политики), подавлено инакомыслие, вплоть до судебных процессов над меньшевиками и эсерами, создана основа будущей карательной системы.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/07/...

У нас очень много благотворительных организаций и фондов, которые будто бы занимаются проблемой инвалидов, но чаще складывается впечатление, что это просто прикрытие для решения финансовых или еще каких-то проблем людей, которые вовсе не инвалиды. И когда в публичном пространстве начинаются абсолютно открытые издевательства над людьми, страдающими той или иной болезнью, а в случае с муковисцидозом – болезнью неизлечимой, это показывает весь масштаб существующей проблемы в России: нет решения, нет желания решать и нет общественной нетерпимости к подобным вещам. Вот радиостанция наказала радиоведущих, закрыла передачу, - а могли бы и не закрывать и не перечислять деньги: народ бы пошумел и перестал. В США этот вопрос решен однозначно: зная о судебной перспективе, никто бы не заикнулся и не посмел сказать те слова, которые прозвучали в эфире «Маяка». У этого подхода есть свои издержки: они связаны со страхом быть засуженным и вообще с общим подходом сутяжнического общества. Нам предстоит решить, что сделать: передать диалог суду или оставлять на усмотрение руководства и самих журналистов решать, как поступать. Я уверен, есть много целевых программ, разработанных для помощи инвалидам, есть методики о том, как социализировать этих людей, как не потерять их для общества, но все это не действует. Когда в нем хорошо только людям трудоспособного возраста и при этом людям здоровым, - значит, само общество серьезно больно. В нем только молодые и здоровые могут бороться за выживание, все остальные обречены – дети, пожилые люди, инвалиды. Обречены, потому что до них никому нет дела. Можно говорить об обязанности властей об этом заботиться, но важнейшим аспектом является полная безучастность общества. Мы должны сформировать небезучастность к тому, что происходит, чтобы каждый делал, что может. Например, наш храм поддерживает конкурсы среди инвалидов - недавно в Москве был такой конкурс по керлингу. Для нас это важно, это наши прихожане, это те, кто нам дорог. Если тебе это действительно важно, то не будешь попенять, мол, ах, какие звери на станции «Маяк», а найдешь сам возможность помочь страдающим людям.

http://pravoslavie.ru/57080.html

Разъяснение Св. Синода, относящееся до ст. 229 улож., не может быть применимо к преступным деяниям, указанным в 226 и 232 ст. улож., ибо в 229 ст. предусмотрено исключительно присвоение денег, предназначаемых на церковь не только в церковное имущество еще не поступивших, но и не находившихся на хранении в церковных хранилищах поименованных в 226 и 232 ст. улож., а равно похищение из церкви денег не почитаемых по закону принадлежащими к церковному имуществу. III. О вознаграждении тяжущихся за судебные издержки 312 . Сборы по производству дела обязательны и для казенных управлений, a следовательно для церквей, монастырей и архиерейских домов (ст. 879 уст. гр. суд.). На основании 868 ст. уст. гражд. суд. тяжущийся против которого постановлено решение обязан по требованию противной стороны возвратить ей, за исключением указанных в законе случаев, все понесенные ею по делу судебные издержки и сверх того вознаградить ее за ведение дела. В случае прекращения дела вследствие отвода по неподсудности ответчик имеет право взыскать с истца все понесенные им по предшествовавшему производству судебные издержки (ст. 869 уст. гражд. суд.). При решении дела частью в пользу одной, а частью в пользу другой стороны Суд определяет кто из тяжущихся и в какой мере имеет право на вознаграждение за судебные издержки (ст. 870). 318 . Казенные управления не изъемлются от обязанности вознаграждать оправданную сторону за все понесенные ею судебные издержки (ст. 872). Равным образом и частное лицо обвиненное решением Суда по делу с казенным управлением обязано уплатить управлению все обязательные для частных лиц судебные пошлины и судебные издержки. 124 Улож. о наказ, ст. 24, 47 и 54, т. XV, св. зак. изд. 1857 г.; т. III, ст. 349 уст. о служб. по выбор, изд. 1857 г. Присяжный заседатель за неявку в суд по вызову без законных причин, оказавшийся не исправным в третий раз предается суду и подвергается по судебному приговору..., лишению права участвовать в выборах и быть избираемым в должности, требующая общественного доверия. 125 При представлении на архипастырское утверждение приговоров об избрании в церковные старосты к церквам, находящимся вне городских поселений причт и благочинный обязаны засвидетельствовать письменно, что избранное лицо не состоит в сих должностях (опред. св. Син. 20 ноября– 31 декабря 1885 г. 2533). 126 Благочинный обязан наблюдать, чтобы лица, избираемые в церковные старосты, были люди честные в штрафах и под судом не состоявшее (инстр. благоч. § 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если значительными представляются доходы некоторых наших архиереев и монастырей, то не незначительны были и их расходы. Каждый архиерей должен был содержать не одного себя, но и всю свою свиту, состоявшую из лиц духовных и светских, и всех своих служителей и дворовых людей, которых, например, у Новгородского владыки было до 126, и если не все, то многие из этих лиц, например священники и причетники домовых архиерейских церквей, пономари и звонари кафедрального собора, певчие дьяки и подьяки и все дворовые люди, проходившие определенные службы при архиерейском доме, получали из архиерейской казны ежегодное жалованье. А наши монастыри, богатые средствами, почти всегда были богаты и монахами, и Троице-Сергиеву, например, монастырю недешево, конечно, обходилось, чтобы только одевать и кормить своих 700 братий и целую стаю монастырских прислужников. Не менее, если даже не более, требовалось издержек от архиереев и монастырей на построение и содержание архиерейских домов и монастырских келий, на устройство и поддержку разных других экономических зданий и заведений, на поддержание и улучшение всего архиерейского и монастырского хозяйства и особенно на созидание и содержание храмов Божиих не только при самих архиерейских кафедрах и в самих монастырях, но и в принадлежавших им вотчинах, а таких храмов в вотчинах, например, Кирилло-Белозерского монастыря, как мы видели, было до 80. На построение и украшение своих церквей некоторые наши архиереи и настоятели монастырей жертвовали с большим усердием и любовию и не щадили никаких издержек. Но «церковное богатство – нищих богатство» – эту мысль сознавали сами наши духовные землевладельцы и повторяли, когда отстаивали свои недвижимые имущества. Она же выражалась и в монастырских уставах и ясно выражена в самом Судебнике царя Ивана Васильевича IV. И при многих наших церквах и монастырях, по нелживому свидетельству писцовых книг, несомненно существовали богадельни и странноприимницы, в которых нищие, бесприютные и пришельцы находили для себя приют и прокормление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Что же Вы все-таки в общем здесь делали? – спросил я его на заседании Совета и получил в ответ: «Мы жили, мы просто физически жили, и эти показывали, что жива московская Патриаршая Церковь…» А в то же время присылаемая из Патриархии литература («Журнал М. Патриархии», «Церковный календарь», «Правда о религии в России»), где освещалась церковная жизнь на Родине, пачками валялась на складе и Экзарх не находил нужным снабжать ею приходы… Вместо живой плодотворной практической церковной работы М. Вениамин без нужды увлекался посвящениями в епископы, архимандриты и игумены, избирая для этого, как нарочно, мало подходящих лиц: еп. Феодора – полубольного (психически), еп. Антония – почти слепого старца, которого при богослужении надо водить». 3. Митрополит Григорий (Чуков) в своем докладе патриарху, в частности, указывал на то, что связь американского экзарха с приходами не была организована; регулярных взносов от них не поступало; отчетность не представлялась; содержание архиереев налажено не было; собственного имущества в экзархате не было (все имущество церквей принадлежало приходским советам или отдельным настоятелям) и прочее. Однако известно, что приходская жизнь в Америке строилась по иному принципу, нежели в России или даже в Европе. Не могли этого не понимать в Москве. К тому же, враждебно настроенное окружение и бедственное материальное положение американского экзархата просто не позволяли митрополиту Вениамину заниматься имущественными вопросами, требовавшими значительных судебных издержек. Ему предлагали американские адвокаты в короткий срок вернуть храмы, но при этом называли сумму своих издержек в несколько сот тысяч долларов. Сам патриарший экзарх был в крайне затруднительном материальном положении и с трудом изыскивал необходимые средства на текущие расходы и поездки по стране. Денежной помощи от Московской Патриархии не было и не могло быть вплоть до 1945 года. И даже тогда, когда эта помощь была предоставлена, митрополит Вениамин вынужден был значительную ее часть потратить на удовлетворение запросов патриаршего посла в Америке – архиепископа Алексия (Сергеева).

http://bogoslov.ru/article/2657431

(2) В случае, если текущий процесс оканчивается в соответствии с этим законом или итоги уже законченного процесса урегулируются в соответствии с § 1, возмещение судебных издержек прекращается, внесудебные издержки взаимно компенсируются сторонами. (3) Внесения в земельный кадастр происходят по требованию рейхсминистра церковных дел беспошлинно, § 3. Рейхсминистр церковных дел издает в целях исполнения и дополнения этого закона необходимые предписания. Он может распространять положения этого закона путем соответствующего распоряжения на другие, предназначенные для целей Православной Церкви земельные участки. Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер Рейхсминистр церковных дел Керл Имперский министр юстиции д-р Гюртнер 22 73 . Рапорт еп. Серафима (Ляде) Архиерейскому Синоду РПЦЗ о положении в Германской епархии Берлин, 8 июля 1939 г. Честь имею почтительнейше доложить Архиерейскому Синоду, что распоряжением господина министра по церковным делам от 5 мая с. г. [и] закон[ом] о передаче храмов и церковного имущества в Германии православной епархии в Германии от 25 февраля 1938 г. переданы нашей епархии храмы и их имущества в Дрездене, Карлсбаде, Мариенбаде и Франпснсбаде. Прием означенных храмов состоится в ближайшем будущем. Таким образом, в православной епархии в Германии имеется в настоящее время 10 приходов, именно: в Берлине, в Тегсле, в Вене, в Лейпциге, в Висбадене, в Гамбурге, в Баден-Бадене, в Штутгарте, в Бреслау и в Дрездене. Кроме того, православной епархии в Германии подчинены храмы в Дармштадте, Бад Эмсе, Карлсбаде, Мариенбаде и Фран-ценсбаде. Архиерейского Синода нижайший послушник Епископ Серафим Е. Заключение соглашения о вхождении евлогианских общин с сохранением их юрисдикциошюй принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ, июль 1938 – ноябрь 1939 г. Остававшиеся в Германии евлогианские общины продолжали упорное сопротивление. Поэтому в июле 1938 г. гестапо посчитало необходимым выслать из страны их благочинного архим. Иоанна (Шаховского) . Проведению этой акции помешали, несмотря на протесты непримиримо настроенных карловчан, первые совместные богослужения, проведенные с о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

639 Жесткий тон письма был вызван, с одной стороны, той травлей, которую подняла после 1905 г. лично против отца Иоанна либеральная пресса, а с другой – трудным положением, в котором находился созданный им монастырь. В письме игумении Порфирии от 13 ноября 1907 г., например, говорилось: «А Мерзлый сам человек очень сварливый, и с Галецким сошелся в сделку поделить полученную сумму с монастыря. Прошу Вас дайте телеграмму Консистории Архан в том, что Вы не желаете иметь дело это . Я прихожу даже в ужас – несчастный наш монастырь, со всех сторон дерут, кто куда вздумает, открыто заявляют: отец Иоанн во всюду посылает деньги, пусть и монастырю помогает и все поборы платит. И Архиерей все равно убежден, что я золото ковшом мерю» (Там же. Л. 92об. – 93об.). 640 28 января 1908 г. Никитин уведомил отца Иоанна, что «Архангельский Окружной суд назначил заседание по делу Мерзлого на 19 число февраля сего года Кто выступит моим противником пока неизвестно, так как Галецкий по распоряжению Министра Юстиции навсегда лишен права вести судебные дела и звания частного поверенного. Господь, видимо, покарал зазнавшегося человека!» (Там же. Л. 201). Однако дело было завершено только в 1910 г. В результате мировой сделки Сурский монастырь заплатил истцу 1350 руб. (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 3626. Л. 59). 643 По иску Галецкого с монастыря предполагалось взыскание более чем 3000 руб.: «По 150 руб. в год, начиная с 1 января 1901 г. по 1 января 1911 г., ас 1 января 1911 г. по день смерти Мерзлого по 300 руб. в год», а также возложение на ответчика издержек судебных и за ведение дела (Там же. Л. 1об. – 2). 644 В иске, в частности, говорилось: «Потерпевший не раз обращался к монастырю и его покровителю, известному отцу Иоанну Кронштадтскому , с просьбой о помощи, но встречал черствый отказиске, в частности, говорилось: «Потерпевший не раз обращался к монастырю и его покровителю, известному отцу Иоанну Кронштадтскому , с просьбой о помощи, но встречал черствый отказ » (Там же). (Там же). 648 Отец Иоанн отвечает на сообщение Вятского епископа о творящихся в его епархии беззакониях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010