Заседание закончилось. Шостакович, бледный как мел, абсолютно потерянный, раздавленный и, главное, оказавшийся в полном вакууме (композиторы уходили, делая вид, что Дмитрия Дмитриевича просто нет в зале) один вышел на улицу. Здесь его, тоже одна, ждала Юдина.   Как рассказал мне профессор Лев Евграфов, ученик Марии Вениаминовны и известный виолончелист, она, не признававшая никаких цветов и запрещавшая друзьям дарить их ей после концертов, ждала его у дверей с огромным букетом роз. Когда Шостакович вышел, она встала перед ним на колени и сказала: «Вы — великий композитор. Вы — великий музыкант. Вы — великий человек». Ученица Льва Платоновича Карсавина (она училась в консерватории и в университете одновременно и потом всю жизнь дружила с ближайшей ученицей Карсавина профессором Еленой Чеславовной Скржинской), Юдина до конца жизни оставалась человеком начала века. Ничего и никого не боялась, не скрывала своей религиозности, открыто цитировала запрещённого тогда Владимира Соловьёва и публично выказывала своё отношение к «единственно правильной» идеологии. и М. В. Юдина Шостакович, Стравинский и Прокофьев были среди композиторов, которых она исполняла постоянно. Именно она впервые в России познакомила слушателя с Хиндемитом, Мессианом, Веберном и Шёнбергом. Исполняла и совсем молодого тогда Андрея Волконского. В письме к Геннадию Рождественскому Юдина писала: «Я всю жизнь ищу (и нахожу) новое». Хотя в действительности Юдину волновал не конкретно авангардизм первой половины нашего века, не эпоха Пикассо, с которым её иногда неудачно сравнивали критики, но всё новое вообще, её постоянно называли пропагандисткой авангардизма. Её — страстно верующую православную христианку, почти монахиню, одетую предельно просто и всегда в чёрное. Это может показаться странным и, главное, нетипичным, но, ища и находя новое, Юдина реализовывала свою веру в Того, Кто «творит всё новое». С 20–х годов она начинает работать на радио. В последние годы жизни, много записываясь (как правило, в институте Гнесиных), она всегда удивлялась, если запись делалась в моноварианте, хотя эпоха стереозаписи тогда только начиналась. Интересовали её и современная мода, и литература последних лет, и поэты шестидесятых годов, которых она, умершая в ноябре 1970 года, успела прочитать и полюбить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

И этот политический союз вдруг обнаруживает все признаки полножизненности и здоровой самосохранности – народосоветного такта областных масс народных. От имени их, земское собрание депутатов, первым словом, произносит суд, приговор над минувшими страданиями народа, над первой половиной XVIII-ro столетия, произносит суд не на слухах, не на преданиях основываясь, а на самоопытном видении и прочувствовании минувших злостраданий народных. Непросвещенные, полу-суеверные выборные от народа –городские жители, купцы, первым долгом заявляют о народной потребности просвещения, требуют основания университетов, академий и школ, не в одних столицах, a по всем городам, требуют образования духовенства для учительства, для образования народного. Забитые, запуганные, деморализованные губернскими, провинциальными и воеводскими канцеляриями первой половины прошлого века, городские и сельские люди требуют чрез собрание депутатов выборного, депутатского народного контроля над присутственными местами и над присутствующими; требуют земству право выбирать воевод и т. д. В эпоху разгара и варварства крепостного права, в рядах депутатов слышится, на земском собрании, голос об уничтожении крепостного права, почти за 100 лет до действительного уничтожения его и проч., и проч. И подобные идеи простых людей – данные и выводы не просвещения, не наук, а непосредственного жизненно-практического опыта, грубого, невежественного, но горько-думного, горько-слезного векового быта народного –действуют просветительно, руководительно на целую эпоху, движут историю, дают тон и направление ее, дают материл для разнообразных реформ, вызывают ряд таких учреждений, которые, несмотря на всю несовершенную бюрократическую обработку их, до сих пор все-таки представляли лучшие институции, чем учреждения первой половины прошлого века. Собрание народных депутатов 1767 года открыло свет новой русской истории, в лице представителей русского инородческого мира, указало правительству на забытый принцип народностей, ожидающих новой жизни, человечного внимания и улучшения быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

О феномене визуальной культуры определенной эпохи Баксандалл писал уже в «Живописи и опыте», но само понятие впервые употребил в книге «Создатели скульптур из липового дерева в ренессансной Германии» (1980). Материал для этой книги он начал собирать еще в первой половине 1960-х годов, готовя каталог немецкой скульптуры в коллекции Музея Виктории и Альберта (по совету Бинг в 1961 году он поступил туда хранителем в отдел скульптуры, чтобы приобрести необходимый для искусствоведа знаточеский опыт, и проработал там четыре года, пока его не пригласили вернуться в Институт Варбурга). На создание этой книги ушло полтора десятка лет, поскольку Баксандалл хотел создать аналог «слегка легковесной и порывистой „Живописи и опыта” в тяжелом весе» и показать, как предложенные им подходы могут не только совмещаться, но и способствовать приращению традиционного искусствоведческого знания. Он начал с исследования медиума — древесины липы широколиственной; это дерево особенно распространено на территории между Франкфуртом и Больцано, где в последней четверти XV — первой четверти XVI века его стали использовать для создания больших алтарных композиций. Липовое дерево при резьбе ведет себя иначе, чем дуб или орех, из которых делали деревянную скульптуру в других частях Европы. Специфика медиума отражалась в специфических чертах стиля: к примеру, преобладание в драпировках вертикальных складок над горизонтальными объяснялось простой технической необходимостью избежать сколов. Гладкая, прочная и пластичная древесина липы стоила дорого и ценилась высоко, в частности, еще и потому, что с этим деревом был связан ряд поверий и оккультных теорий. Заказчиками больших скульптурных групп из дорогой древесины выступали представители узкой социальной верхушки; это позволяло работавшим на них скульпторам избегать ограничений средневековой системы гильдий и вырабатывать собственный узнаваемый стиль, за который готовы были платить так же дорого, как в Италии XV века платили за кисть признанного мастера. Роль узнаваемого индивидуального стиля в системе художественного рынка Баксандалл метко сравнил с торговой монополией — феноменом, который возник в ренессансной Германии в ту же эпоху и в тех же кругах, из которых происходили заказчики скульптур. Идея индивидуального и национального стиля (его называли немецким и противопоставляли стилю велхов, то есть итальянизированных французов) в Германии XV века сформировалась в тесной связи с социально-экономическими обстоятельствами, однако скульпторы могли выбирать определенную стилистическую, а следовательно, и рыночную стратегию, и делали это, исходя из индивидуальных предпочтений. В такой модели отношений между заказчиком и художником роль индивидуальной психологии последнего выше, а экономического детерминизма — ниже, чем в той, что описана в первой главе «Живописи и опыта».

http://bogoslov.ru/event/6027113

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Калуге уникальные храмовые росписи оказались на грани исчезновения 22.09.2016 В Калуге уникальные росписи, чудом уцелевшие в Казанском храме на улице Подвойского , оказались на грани исчезновения. Реставраторы и волонтеры безуспешно пытаются найти деньги на сохранение и восстановление исторических памятников, пишет «КП-Калуга». Известно, что только научно-проектная документация будет стоить почти миллион рублей. Сколько средств в итоге потребуется на реконструкцию, пока неизвестно. Пока волонтеры нашли деньги только на проведение химико-технологических исследований, с помощью которых будет установлен точный возраст росписей и станет известно, какие масла применялись. Уникальные росписи первой половины XVIII века были обнаружены еще в конце 90-х годов. Они сохранились в четверике храма. Историки предполагают, это самая древняя из уцелевших росписей не только в самой Калуге, но и во всей области. «В архивах нам удалось найти документы, согласно которым в 2017 году этим росписям исполнится 300 лет», – рассказала волонтер Наталья Алентьева. В советское время в церкви работала скульптурная фабрика, которая переделала здание по своему усмотрению. В частности, была уничтожена или замазана практически вся настенная живопись. В начале года московские реставраторы заявили о готовности взяться за эту роспись. Но для этого нужны деньги. Местные чиновники сразу же сказали, что средств на это нет. На прошедшем вчера в областной администрации заседании рабочей группы по сохранению исторической памяти Наталья Алентьева рассказала, что благотворители не спешат жертвовать деньги. С помощью выставки, которая проходила в Калужском музее изобразительных искусств, удалось собрать лишь 15 тысяч рублей. «Живопись совершенно уникальная, удивительная – это точно, – отмечает член Союза реставраторов России Лариса Яснова. – Она может стать гордостью Калуги. Храм был возведен по приказу Петра I – это о многом говорит, когда он что-то заказывал, то ориентировался на ярославских мастеров. На храм средства жертвовали сестра Петра I, Меньшиков и многие другие». В настоящее время в храме начались пробные раскрытия грунта росписей. «Грунт очень тонкий, характерный для первой половины XVIII века, – продолжает реставратор. – Состав мы вам скажем, как только будут готовы технико-технологические исследования. Живопись достаточно хорошо сохранилась в четверике и в сводовой части храма. Правда, она рыхлая и требует укрепления, различных операций по удалению загрязнений, дезинфекции. Консервационные работы у нас в приоритете». Сейчас волонтеры планируют подать проектную документации в федеральную целевую программу «Культура России». Кроме того, они приглашают в храм всех калужан и просят неравнодушных людей пожертвовать деньги на восстановление росписи. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.09.2016 17:28:03

http://drevo-info.ru/news/21255.html

Закрыть Возможности и границы либерального консерватизма Рец. на книгу: Шульгин В.Н. Русский свободный консерватизм первой половины XIX в. СПб., 2009. 496 с. 03.10.2010 1043 Время на чтение 31 минут Изучение различных течений консервативной мысли вообще и русского дореволюционного консерватизма в частности, давно уже стало признанным направлением в отечественной исторической науке. Ежегодно выходят сотни новых статей, посвященных тем или иным конкретным вопросам. Тем не менее, фундаментальные, концептуальные работы появляются довольно редко. Например, существует лишь одна обобщающая история русского консерватизма последних двух столетий («от Карамзина до Дугина»), написанная ещё в конце 90-х годов В.А. Гусевым . Среди концептуальных работ последних лет можно назвать труды С.В. Лебедева , А.В. Репникова , М.А. Емельянова-Лукьянчикова . Недавно к ним добавилась и яркая монография В.Н. Шульгина о русском «свободном консерватизме» первой половины XIX века, предварившая успешную защиту его докторской диссертации. Калининградский историк В.Н. Шульгин уже получил известность благодаря своим оригинальным статьям о консерватизме А.А. Григорьева, В.В. Розанова, П.А. Столыпина и П.А. Флоренского . Кроме того, мы внимательно изучили его рецензию на монографию А.В. Репникова, а также автореферат его докторской диссертации . Новая фундаментальная работа В.Н. Шульгина, несомненно, станет крупным событием в историографии отечественного консерватизма. Что в ней обращает на себя внимание прежде всего? Дотошные критики могли бы указать на множество опечаток и неточностей в датах и именах; но в последнее время все крупные монографии грешат этим - разумеется, не по вине авторов. Сознательные недоброжелатели В.Н. Шульгина из либерального и левого лагерей, разумеется, обвинят его в идеологической предвзятости. Действительно, рассматриваемая книга менее всего походит на сухой научный трактат. Автор не скрывает своего сочувствия идеям «свободного консерватизма» и приверженности триаде «Православие - Самодержавие - Народность», смело и подчас гневно оспаривает мнения известных историков прошлого и настоящего. Но так ли уж это плохо? Ведь идеологические противника В.Н. Шульгина - современные либеральные и социалистические западники - ничуть не менее ангажированы. В научных трудах историки этого направления также более или менее эмоционально дают свои оценки явлениям прошлого. Поэтому, на наш взгляд, открытое сочувствие автора одним историческим персонажам и антипатии к другим не могут (при условии честной и профессиональной работы с источниками) мешать научной объективности. И уж тем более, любая творчески написанная концептуальная работа всегда имеет преимущество перед описательными, фактографическими исследованиями в духе позитивизма (притом, что фактов вне интерпретации не существует).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Но первое слово подлинника означает уродливую короткость члена тела, а второе – уродливую длинноту ; след. вообще здесь говорится об уродливой несоразмерности в членах. В переводе LXX-mu: κολοβφιν ττμητος, – общий смысл тот же; но только поясняется, несоразмерность каких членов (именно членов лица, как более других заметных) нужно иметь здесь в виду. 93 Евр. выражение: бейн га-арбайим двойств, числ. означает: «между двумя вечерами». Еврейский вечер, состоявший из первой ночной стражи, равнявшейся нашим трем часам, делился на две половины, наз. тоже вечерами: первая половина, или первый вечер простирался от начала заката солнца, т. е. когда диск солнца коснется горизонта, до момента совершенного потухания вечерней зари; вторая половина, или второй вечер обнимал остальное время первой ночной стражи. LXX-m перевели это выражение так: ν μσον τν σπερινν (т. е. καιρν или ρν). – «в средине вечерних часов». Эти выражения подлинника и перевода LXX-mu определяют время закалания пасхального агнца таким образом: пасхальный агнец должен быть закалаем во время сумерок, т. е. в продолжение времени от начала заката солнца до момента совершенного потухания зари (ср. Вт.16:6). 96 Напр. продана земля за пять лет до юбилея за 20 рублей. Плодовых доходных годов для покупателя будет только четыре; потому что субботний предюбилейный год, как недоходный, нужно отбросить. Значит, цена земли за каждый год равняется а рублям. Теперь, если продавили эту землю захочет выкупить свою родовую землю за три года до юбилея, то он должен заплатить купившему выкупных 10 рублей. Итак покупалось только число жатв (ст. 15: «число лет плодов»...), а сама земля собственно не продавалась и не покупалась. Читать далее Источник: Учебное руководство по предмету Священного Писания, составленное для учеников 1-го класса духовных семинарий : (Книги законополож. Свящ. Писания Ветхого Завета)/Сост. преп. Д.П. Афанасьев. – Изд. 3-е, вновь испр. и доп. соответственно новой программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях. - Ставрополь : Изд. кн. маг. М.Т. Тимофеева, 1888. - 370, VI с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

в 1418–1419 гг. Стилистические признаки сближают Предисловие и последующий текст, кончая главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине» с другими произведениями Епифания Премудрого ... Остальная половина памятника представляет компиляцию из известных редакций Пахомия Логофета». И далее ученый приходит к заключению, что «фрагмент Пространной редакции Жития Сергия XVI в., начинающийся с Предисловия и кончающийся главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине», является первой частью епифаньевского Жития Сергия (вторая же половина, подвергшаяся тенденциозной переделке, вряд ли сохранилась до нашего времени)» 31 . Благодаря этому открытию Б. М. Клосса историки получили возможность воссоздавать первую половину жизни Сергия не по случайно набранным фактам из разных переделок его «Жития», а на основании наиболее надежных сведений, содержащихся в древнейших редакциях. Блестящий анализ всей совокупности сохранившихся материалов, проделанный Б. М. Клоссом, служит серьезной основой для всех последующих исследователей. К сожалению, современникам бывает порой трудно оценить значение того или иного открытия. В этом плане довольно характерна позиция авторов рецензии на книгу Б. М. Клосса с названием «Имитация науки», так свойственным для нашего не столь далекого прошлого. Весь смысл его открытия они видят лишь в том, что «он обнаруживает черты протографичности» в двух списках и датирует Пространную редакцию серединой 20-х годов XVI в. При этом они ставят ему в вину то, что он не учел при характеристике «Жития» Сергия двух списков. Правда, при этом они оговаривают, что «вряд ли следует упрекать исследователя в том, что он не учел все списки памятника. Это чрезвычайно трудно, если не сказать невозможно, поскольку Житие очень часто встречается в составе сборников, а огромная часть таких сборников не имеет постатейного описания» 32 . К археографическим выводам ученого мы можем добавить лишь пару незначительных уточнений. В частности, следует задать вопрос – если исследователю удалось обнаружить текст первой части «Жития» Сергия, принадлежащий перу Епифания Премудрого , то нельзя ли отыскать под позднейшими напластованиями следы и другой части труда первого биографа преподобного? На эту мысль наталкивает высказанное Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010