Об особом доверии Ивана Васильевича к Вельскому говорит тот факт, что под надзором Богдана Яковлевича готовились лекарства для больного монарха. У современников не было сомнений в особом, исключительном расположении царя к Вельскому. Англичанин Горсей называл Богдана Яковлевича «главным любимцем прежнего царя», а младший современник, дьяк Иван Тимофеев, писал, что «сердце царево всегда о нем несытне горяше». Царь осыпал своего любимца щедрыми пожалованиями. Худородный сын боярский из Белой превратился в могущественного магната, владельца не только поместий, но и вотчин во многих уездах страны. Даже его слуги давали в монастыри такие богатые вклады, измерявшиеся десятками рублей, которые обычно могли себе позволить лишь члены «добрых» боярских родов. Богдан Вельский был не просто любимцем царя, взысканным его милостями человеком, которому Иван IV глубоко доверял. Он был советником царя, с мнением которого тот считался при решении государственных дел. Из подробных записей «Разрядных книг» о походе Ивана IV в Ливонию в 1577 году видно, что, когда во время похода, в целом протекавшего успешно, возникали затруднения, царь для их устранения неоднократно обращался именно к Богдану Яковлевичу. С конца 70-х годов Вельский стал принимать участие в переговорах с иностранными послами. С этого времени ни одни важные дипломатические переговоры не обходились без его участия, и есть все основания считать Богдана Вельского одним из главных руководителей русской внешней политики России конца 70-х — начала 80-х годов XVI века. Другим ближайшим советником царя в эти годы стал Афанасий Федорович Нагой. Его жизненный путь до возвышения по милости царя существенно отличался от жизненного пути Богдана Вельского. В отличие от худородного Вельского, Афанасий Нагой происходил из «доброго» рода тверских бояр, которые после присоединения Твери в 1485 году стали служить великим князьям Московским. При обычной системе продвижения, принятой при формировании русской правящей элиты в первой половине — середине XVI века, у него были все основания рассчитывать на получение видного, но не первостепенного места, подобно своему отцу, увенчавшему карьеру получением чина окольничего в 1547 году. Уже в конце 50-х годов Афанасий получил важное поручение — провести податные описания земель в Ливонии, занятых русскими войсками.

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

Под литературной формацией в монографии понимается определенная художественная система, сложившаяся в рамках господствующего в определенный исторический период сознания – теоцентрического, антропоцентрического и эгоцентрического. Трем первым стадиям (XI b. – 80-е годы XV b.) соответствует теоцентрическое сознание. Это период становления первой литературной формации, в течение которой христиане пребывали в ожидании конца света. Основная проблема, которая занимала умы православных людей, – это спасение души после ожидаемого в 7000 (1492) г. Страшного суда. Стадии с 90-х годов XV b. до 40-х годов XVII b. присуще антропоцентрическое сознание. Соответственно, доминирующей стала проблема личности, личного спасения путем обожения человека – восстановления его потерянной духовной природы. Именно в этот период на Руси появляются парсуны – портреты исторических личностей, а в публицистике доминирует личная точка зрения. Это – вторая литературная формация. Третья литературная формация – это стадия переходного периода от культуры Средневековья к культуре Нового времени: с 40-х годов XVII b. по 30-е годы XVIII b. Это начало формирования эгоцентрического сознания. В изобразительном искусстве воспроизводится частная мирская жизнь семьи (семейный портрет в домашнем интерьере), а авторы литературных сочинений заинтересовались психологией персонажей, которая и стала диктовать их поступки. Три типа сознания отражают три способа познания мира: • по Благодати «умом» – Богооткровения (теофании); • на основе книжного знания (Св. Писания и Св. Предания) + Благодати + «разума»=мудростью; • чувствами – с помощью «разума» на основе опытного знания. Соответственно им осмыслялись и три уровня писательского творчества. 3. В истории отношения русских писателей к творческому труду также выделяются три периода, соответствующие трем литературным формациям. Первый период (XI – конец XV b. – теоцентрическое сознание и теофания) – синергетический. На первом его этапе, охватывающем две стадии идеалистического мышления (XI – первая половина XIV b.), творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель, точнее – «съповедатель» – выступает по послушанию как посредник в передаче в письменах сакрального смысла, открытого ему в Богооткровении. В процессе писания осуществляется синергетическая связь Бога и человека. Поэтому словесное творение не признается как результат волевого усилия писателя. Потому-то в этот период еще нет авторского осмысления текста как собственного сочинения, потому нет и авторской собственности на текст. Его свободно переписывают и изменяют последующие редакторы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Для подавляющей части неверующих постсоветской России характерна общественная пассивность. Часть неверующих, идентифицирующих себя как сознательных атеистов, активизировалась в середине 1990-х годов. Развитие атеизма в постсоветской России идет тремя путями: поддерживаются традиционной формы воинствующего безбожия (необольшевистский атеизм), атеистическое мировоззрение осмысляется через идеи гуманизма и свободомыслия (светский гуманизм), формируется идеология «нового русского атеизма». Для всех трех форм постсоветского атеизма в разной степени характерно негативное отношение к участию Церкви в жизни общества. В начале 1990-х годов атеизм существовал латентно, большинство атеистических выступлений носило спорадический характер, атеистическое мировоззрение воспринималось как маргинальное. Первые антицерковные и антирелигиозные публикации появились в газете ЦК Российской (революционной) партии коммунистов «Мысль» в 1992 году. Некоторую смысловую стройность и организованность выступления атеистов приобрели с середины 1990-х годов, выходя преимущественно в Интернете. В 1996 году в Новосибирске был создан первый и до сих пор наиболее популярный атеистический интернет-проект, названный «Атеистический сайт» («А-сайт»), поддерживаемый Новосибирской областной образовательной сетью. Помимо хулиганства на сайте представлены серьезные проекты, к которым относится страничка «Новый русский атеизм» (с 2000), отражающая идеологию молодежного крыла современного атеистического движения. Почти одновременно с созданием «А-сайта» в Интернете появились публикации против религии и Церкви некоего Борцова, скрывающегося под псевдонимом Warrax и придерживающегося не только атеистических, но и сатанистских взглядов (позднее Борцов создал страницу «Warrax Blackfire Pandemonium»). До ноября 2001 года Warrax входил в состав атеистического движения АТОМ, что стало отражением новой реальности в атеистическом движении, в своих крайних выражениях смыкающемся с сатанизмом. В первой половине 1998 года в любительской электронной сети fido.net появились атеистические конференции «Ru.antichrist» и «Ru.anti-religion».

http://drevo-info.ru/articles/1401.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Селение возникло в первой половине XVIII века с переводом Рафайловским монастырем своих крестьян в Уковскую заимку . Согласно " Списку населенных мест по сведениям 1868 - 1869 гг. " в селе Ново-Заимском (Ново-Уковском) Ялуторовского округа имелись волостное правление, почтовая (на тракте Ялуторовск - Ишим ) и телеграфная станции, проводились базары по воскресениям, торжок 27-30 ноября. В начале XX века Новозаимское - крупное торговое село, торгово-промышленный оборот его достигал 150 тыс. рублей. Главными предметами торговли были кожи и жировые вещества, для обработки которых в селе существовал маслодельный завод Ченцова и салотопенное заведение. В селе ежегодно производилось около 50 тыс. штук кирпича. К началу 1910-х годов в Новозаимском действовали двухклассное училище Министерства народного просвещения , учительская библиотека, устроенная на пожертвования частных лиц, винная и шесть торговых лавок, имелись семь ветряных мельниц, две водяных мельницы, два хлебозапасных магазина, четыре кузницы, пожарный сарай, почтовая и земская станции, склад земледельческих машин и орудий товарищества " Братья Ченцовы " . Село являлось центром 1-го полицейского стана Ялуторовского уезда, здесь проживали также сельский врач, ветеринарные врач и фельдшер. При Новозаимском почтовом отделении действовала государственная сберегательная касса. В 1923 году был образован Новозаимский район в составе Тюменского округа Уральской области. К концу 1920-х годов в Новой Заимке размещались райисполком, сельсовет, школа I ступени, больница, фельдшерский пункт, ветеринарный пункт, телефон, телеграф, почта, агрономический пункт, кооператив. В 1931 году Новозаимский район был упразднен. Существовал в 1935 - 1962 годах. В начале 2010-х годов в селе функционировали средняя общеобразовательная школа, детский сад, сельскохозяйственные предприятия, предприятие по производству кормов для животных, лесозаготовительное предприятие, магазины .

http://drevo-info.ru/articles/13672924.h...

Одной из главных целей «Русской акции» было стремление дать возможность русским студентам, оказавшимся в рядах добровольческой армии, закончить свое образование. Кроме того, акция распространялась и на беженцев, трудившихся ранее в качестве «научных работников, писателей, журналистов, деятелей искусства и т.п., которым должна была быть оказана постоянная поддержка, дающая возможность продолжить свою деятельность» . Эта изначальная направленность «русской акции» в значительной степени предопределила облик русской эмиграции в Чехословакии. Прага в первой половине 1920-х годов стала академическим центром Зарубежной России и вполне заслужено снискала славу «русского Оксфорда» . Здесь действовали Русский юридический факультет, Русский педагогический институт имени Я. А. Коменского, Русский институт сельскохозяйственной кооперации. В Праге жили и работали столь известные русские ученые, как Н. О. Лосский, протоиерей С. Н. Булгаков, Г. В. Флоровский, В. Н. Лосский, Г. В. Вернадский, П. Б. Струве, В. В. Зеньковский, А. А. Кизеветтер, П. И. Новгородцев, Н. П. Кондаков, П. Н. Савицкий и многие другие. Важно отметить, что «русская акция» распространялась не только на этнических русских, но и на представителей других национальностей, проживавших прежде в Российской империи: украинцев, белорусов, калмыков, грузин, армян. Наряду с русскими вузами, в Чехословакии действовали Украинский свободный университет, Украинская хозяйственная академия, Украинский высший педагогический институт имени М. Драгоманова . Уже в сентябре 1921 года в чехословацкие средние и высшие учебные заведения было принято 1000 русских учащихся . После этого численность русских эмигрантов постоянно возрастала вплоть до середины 1920-х годов. Точной статистики в этом отношении не существует. Общепринятой является точка зрения, что в разные годы количество русских эмигрантов в ЧСР колебалось от 10 до 40 тысяч человек. Во всяком случае, по данным, предоставленным чехословацким правительством доктору Ф. Нансену, в 1925-26 годах в ЧСР проживало 30 тысяч русских (в это число включались также украинцы и белорусы) и 200 человек армян. К концу 1920-х годов эта цифра, по данным того же Ф. Нансена, снизилась до 14 тысяч человек .

http://bogoslov.ru/article/1800952

Отменить постановление правительства города 427 потребовали и «глубоко оскорблённые петербуржцы», среди которых народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссёр Алексей Герман, писатель Борис Стругацкий, поэт Александр Кушнер и другие, всего 30 подписантов. « Мы хорошо помним первого секретаря обкома КПСС Григория Романова – человека, душившего культуру, науку, искусство и свободу, ненавидевшего интеллигенцию, изгонявшего из города артистов, поэтов и художников и сделавшего все, чтобы превратить Ленинград в «великий город с областной судьбой», – говорилось в обращении. Как «душил» Романов деятелей культуры следует из биографии самих подписантов. Олег Басилашвили в 1977 году становится народным артистом РСФСР, в 1979 награждается орденом Трудового Красного Знамени. В 1984-м получает звание народного артиста СССР. Работая в БДТ с 1959 года, О. Басилашвили в период 1970-83 годов сыграл множество ролей в театре, снялся более чем в 20 кинокартинах. Алексей Герман с 1964 года режиссер-постановщик киностудии «Ленфильм». Была такая киностудия в годы правления свирепого Романова, активно работала, фильмы выпускала. Да ещё какие. Только что-то не слышно стало о ней в годы «развитой» демократии, о которой пеклись «оскорблённые петербуржцы». А. Герман, как режиссёр, создал в 1970-е – начале 1980-х годов немало фильмов, да ещё снялся в ряде кинокартин в качестве артиста. А в 1985-м стал секретарём Союза кинематографистов СССР. Борис Стругацкий – с 1972 года руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (семинар Бориса Стругацкого). В 1970-е – первой половине 1980-х годов опубликовано около десятка произведений Аркадия и Бориса Стругацких (их отец Натан Залманович Стругацкий искусствовед и партийный деятель, член РКП (б) с 1916 года, участник гражданской войны). Именем Стругацких названа малая планета 3054, открытая в 1977 году. В 1979-82 годах появились экранизации их произведений «Отель «У погибшего альпиниста», «Сталкер», «Чародеи». Перечень внимания ленинградской власти к деятелям культуры, чей творческий путь приходится на 1970-е – 1980-е годы в Ленинграде, можно продолжить. Не буду утомлять читателя. Но ясно одно, что борцы с антисемитизмом прошлые и нынешние явно передёргивают факты. Делается это, думаю, в угоду чьим-то сомнительным интересам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/11/so...

В первой главною причиною этого следует считать перемену в отношениях прусского правительства к римско-католической церкви. В конце семидесятых и начале восьмидесятых годов это правительство получило со стороны ультрамонтанской партии поддержку в проведении некоторых из своих социальных реформ, следствием чего было сначала примирение с курией, а затем отставка некоторых из министров, враждебно относившихся к последней и напротив сочувственно относившихся к старокатолическому обществу. Так 14 июля 1880 года получил отставку прусский министр исповеданий Фальк, сделавший много хорошего для старокатоликов, и его место занял Путткамер, симпатии которого явно клонились на сторону римской церкви. Само собой понятно, такая смена министров должна была отразиться и действительно отразилась неблагоприятным образом на внешнем положении старокатолического общества в Пруссии. Правительственная власть этого государства, с половины семидесятых годов начавшая, как мы уже видели, относиться к старокатоликам довольно снисходительно, теперь упорно отказывает им во всех ходатайствах об улучшении их положения, как бы эти ходатайства ни были основательны. Оно напр. мало того, что в конце семидесятых годов отклонило все просьбы старокатоликов об освобождении от школьного сбора, шедшего на потребности римско-католических школ, но иногда, как это было напр. в 1883 году в г. Дортмунде, отказало старокатоликам даже в таком законном требовании, как требование – освободить их детей от обучения в римско-католических школах и с его (правительства) помощью открывать свои собственные «общественные» (öffentlichen) школы, отказывало под тем предлогом, что старокатолики, как члены римско-католической церкви, не нуждаются якобы в особых школах, хотя само оно знало конечно, что старокатоликам было крайне не желательно посылать своих детей в улътрамонтанские школы, потому что дети их воспитывались там в ненависти к убеждениям родителей. Также неудачны были ходатайства старокатоликов и в других областях их церковно-общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Насколько распространена была в первой четверти теку­щего столетия вера в явления духов загробного мира и возможность личного сношения с ними, об этом свиде­тельствует прекрасное произведение Шиллера «Орлеанская Дева», переведенное на русский язык нашим известным поэтом Жуковским: «Нам в области духов легко проникнуть; Нас ждут они и молча стерегут И, тихо внемля, в бурях вылетают» … В другом своем таком же прекрасном произведе­нии – «Водолазе» Шиллер, впрочем, указывает нам и тот взгляд, который господствовал в современном ему обществе относительно того, насколько необходимо и позво­лительно нам вступать в непосредственные и личные сно­шения с таинственными существами загробного мира. «…Страшно в подземной, таинственной мгле – И смертный, пред Богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, Им мудро от нас сокровенной» … Взгляд – истинно христианский, находящий для себя подтверждение в самом Св. Писании. «Не должен находиться у тебя», говорил Моисей Израилю от лица Божья, – «проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорица­тель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Второз. 18:10,11). А что действительно мерзок перед Господом всякий «вызывающий духов» и «вопрошающий мертвых», – ясно дока­зывает история царя Саула, при посредстве Аэндорской волшебницы вызывавшего тень Самуила. Совершенно иной характер принимает спиритизм те­кущего столетия, вступив во второй фазис своего разви­тая. Мы говорим о спиритизме 40-х и 50-х годов, к рассмотрению которого теперь и переходим. Глава 2 По словам одного немецкого ученого Христофора Блюмгардта, около 1848 года, спиритизм при посредстве Петер­бурга был занесен в Европу из средней Азии, по всей вероятности, от шаманов. Известие это не заслуживает, впрочем, серьезного внимания. В нем верно только то, что спиритизм вообще имеет языческое происхождение, и что в древности он был довольно распространен между индийцами. В 40-х же и 50-х годах в Индии он был уже почти забыт, пока американец Олькот снова не рас­пространил его там, основав «теософское общество», в котором он и действовал в качестве его председателя и гиерофанта. Петербург не только не был проводником спиритизма в Западную Европу, но совершенно наоборот сам заимствовал тогдашнее спиритистическое учение имен­но от Западной Европы и в частности от Франции. Истин­ной родиной спиритизма 40-х и 50-х годов нашего сто­летия несомненно следует считать Северную Америку, где уже около половины сороковых годов в самом Нью-йоркском штате мы встречаем вполне организованный культ предсказывающих и стучащих духов. Из Америки же, только 8 или 10 лет спустя после своего появле­ния, он нашел себе путь в Европу – Францию, Англию; Германию, Испанию и даже Россию. К этому же времени должно относить появление в домах русских людей и небольших кругленьких столиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Помимо Дальнего Востока, активность AM заметна в Алтайском крае. Псевдотантристы: “Ашрам Шамбалы”, А. Лапин и другие 1. Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева С тантризмом произошла интересная история. Как вы помните из 8-й главы, тантризм как эзотерическая оккультная традиция индуизма существовал как в виде довольно широкого течения “правой руки”, так и в виде тайных сект “левой руки” уже с первых веков по Р.Х. Реформаторы индуизма прошлого и первой половины нынешнего столетия, уязвляемые упреками христианских миссионеров и имея перед глазами образец строгой христианской этики, стыдились тантры “левой руки”; одни из них скрывали свою приверженность к тантрическим практикам, другие относились к тантризму с отвращением. Как пишет Б. Фаликов, “неоиндуизм… стремился возродить классическую чистоту, открещиваясь от " сексуальных безобразий " недавнего прошлого” Теософы считали тантризм “левой руки” худшей формой чёрной магии. “Миссия Рамакришны” по сию пору старается не афишировать, что учитель Вивекананды имел шакти. Ганди на вопрос об эротических скульптурах древних храмов ответил: “Будь моя воля, я бы их уничтожил”. Западный мир узнал об аутентичной религиозной форме тантризма из книг английского судьи Джона Вудрофа, писавшего в начале XX столетия под псевдонимом Артур Авалон. Но в первой половине ХХ в. на Западе тантрой интересовались только маргинальные интеллектуалы-“традиционалисты” или черные маги типа Алистера Кроули. Когда же во второй половине века здесь произошла “сексуальная революция”, изменилось отношение к тантризму как в самой Индии, так и на Западе, где “секс по-тантристски” стал одним из элементов современной поп-культуры. Быть “тантристом” стало модно в среде “духовной элиты”. Вульгаризированный популярный тантризм сделался компонентом многих групп движения “Нью эйдж”. В Советском Союзе по понятным причинам интерес к тантризму возник гораздо позже, чем на Западе, только где-то в конце 70-х годов. В самиздате ходили порукам переводы “Змеиной силы” Авалона, проповедей Раджниша, книг Эванса-Венца о тантрическом буддизме, учебников хатха-йоги. В 80-х годах сложились группы, в которых пытались практиковать элементы тантризма. Это, к примеру, “Астральное карате” — секта, созданная Валерием Аверьяновым (он называет себя “гуру Вар-Авера”), автором одноименного сочинения, популярного в советском оккультно-мистическом подполье. Аверьянов неоднократно подвергался принудительному психиатрическому лечению; один из его учеников в начале 80-х годов совершил покушение на жизнь главного психиатра Москвы. Частью “астрального карате”, созданного Аверьяновым на основе различных магических и мистических практик, является им же придуманная “боевая тантра”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010