Скачать epub pdf Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви 4328 Память 2 июля В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого 4329 и супруги его Верины в Константинополе проживали два благочестивых мужа – саном сенаторы, родные братья Галвин и Кандид. Посоветовавшись между собою, они попросили императора отпустить их в Иерусалим на поклонение святым местам и, получив отпуск, отправились в путь. Достигнув Палестины, они отправились в Галилею, желая побывать в Назарете 4330 , увидать святой дом Пречистой Девы Богородицы, в котором Она, – по благовещению архангельскому и наитию Святого Духа, – неизреченно зачала Бога-Слова. Придя сюда и поклонившись, они остались ночевать в одной небольшой, – находившейся там поблизости, – деревне, так как уже день склонялся к вечеру. По божественному смотрению, они остановились в доме одной незамужней женщины, преклонной возрастом, родом еврейки, проводившей чистую жизнь. В то время как для них приготовлялась здесь вечерняя трапеза, они заметили внутри жилища отдельную комнату, в которой было зажжено множество свечей, кадился фимиам и исходило ароматное благоухание (ибо там сокрыта была честная риза Пречистой Богоматери). Около той комнаты возлежало также немало больных. Увидев сие, Галвин и Кандид изумились сему странному обстоятельству, предполагая, что там совершалось что-либо из ветхозаветных обрядов. Упросивши затем ту благочестивую женщину разделить с ними вечернюю трапезу, они спросили ее о том, что находится в комнате, освещаемой свечами и благоухаемой кадилами, и зачем около нее лежат больные? Первоначально женщина молчала относительно самого скрываемого у нее предмета, но о происходящих от сего предмета чудесах не могла умолчать и сказала вопрошавшим: – Честные мужи! Вот, все сии больные, которых вы видите лежащими здесь, – ожидают исцеления своих болезней; ибо на этом месте слепые прозревают, хромые исправляются, бесы из людей изгоняются, глухие получают слух, у немых развязываются языки для речей и здесь скоро исцеляются всякие неизлечимые болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А.А. Федоров-Давыдов Глава тринадцатая. Пятый крестовый поход I. Положение Сирии в 1205 году Пока в Византии крестоносцы старались, хотя и тщетно, утвердить свое господство, сирийские христиане бедствовали до последней крайности. Боэмунд Антиохийский вел свои бесконечные войны с Львом Армянским. В то время, о котором мы здесь говорим, в начале 1205 года, умер король Амальрих. Иерусалимское королевство перешло к его падчерице Марии-Иоланте. Ведь его жена Елизавета раньше была замужем за Конрадом Монферратским, – ей, следовательно, и принадлежал иерусалимский престол. Сыну Амальриха, Гуго, достался в наследство о.Кипр. Но и Мария, и Гуго были еще несовершеннолетние; за них правили опекуны их, т.е. регенты. Стали подыскивать супруга Марии, и выбор пал на рыцаря Иоанна Бриенна, который был регентом в Константинополе, – помните?.. Но, став Иерусалимским королем в 1210 году, Иоанн все-таки не мог начать завоевания Иерусалима. И средств, и людей было у него для этого слишком мало. Вот и надо было, следовательно, поэтому крестоносцам жить в мире да согласии с мусульманами да поджидать какого-нибудь нового крестового ополчения с Запада для поддержки. Но дело в том, что во время этого перемирия султан Альмелик Аладин все укреплял да укреплял свое могущество в передней Азии и в Египте; вот почему умный султан охотно шел на перемирие, – за это время он успел настолько прочно укрепить за собой землю, что у крестоносцев не могло быть никакой надежды когда-нибудь вырвать ее у него из рук. В то же время он завязал с венецианцами тесные, дружеские отношения. II. Мысли о новом Крестовом походе Положение крестоносцев в Сирии было ужасное; но и в Европе шли все войны и войны без конца. В Италии, в Германии, во Франции шли междоусобные войны; Англия вела наследственную войну с Францией. Но зато папа Иннокентий не упускал из виду положения восточных крестоносцев. Он мечтал с полным убеждением о власти Западной Церкви над европейскими государствами, а также над греками и над мусульманами, и завоевание Иерусалима стояло в его мыслях на первом плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Луи Дюшен (католик) Глава XII. Григорий Назианзин Грациан и Феодосий. – Возвращение изгнанных епископов. – Кончина Василия. – Восточные принимают римские условия – Поведение Феодосия. – Положение в Константинополе. – Григорий Назианзин и его церковь Анастасии. – Столкновение с арианами. – Александрийская оппозиция: Максим-Киник. – Григорий в св. Софии. – Второй вселенский собор 381 г. – Упорство македониан. – Поставление Григория. – Кончина Мелетия; затруднения по замещению его кафедры. – Отставка Григория. – Нектарии. – Каноны. – Враждебные действия против Александрии. – Флавиан избран в Антиохии. – Протест св. Амвросия. – Римский собор 382 г. – Послание Восточных. Получив уведомление об опасности, Грациан, задержанный в Галлии аламанским вторжением, – тем самым, которое было приостановлено Кольмарской битвой, – прибыл, однако, несмотря на все, вовремя на Нижний Дунай. Если бы Валент дождался его, то готы, захваченные между двумя армиями, легко могли бы быть усмирены. После случившегося поражения юный император западной империи (ему еще не было двадцати лет) принял некоторые меры, чтобы улучшить государственное положение, но затем, чувствуя, что не в состоянии один управлять обеими частями империи, сдал Восток одному из своих военачальников, Феодосию, который был провозглашен августом в Сирии 16 января 379 года. Еще раньше Грациан поспешил подтвердить и дать более широкое применение тем мерам, какие предпринял уже Валент для возвращения сосланных епископов. Мелетий появился в Антиохии, Евсевий – в Самосатах; все исповедники вернулись к управлению своими церквами. Одним из первых поспешивших возвратиться был Петр александрийский . Прежде чем отпустить его из Рима, Дамас заставил его принять участие на соборе, где решились, наконец, осудить Аполлинария и одного из главных его приспешников, Тимофея, которого он только что сделал епископом веритским. После этого Петр уехал. Едва успел он высадиться в Александрии, как вспыхнул мятеж, и Лукий был изгнан. Последний искал пристанища в Константинополе, где, за отсутствием Валента, нашел себе приют у епископа Демофила, который все еще держался на своем месте и твердо решился покинуть свой пост лишь в последней крайности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Александр Дернов Заключение Что полагается в основу учения о воспитании? – Всесторонность взгляда наших отечественных учителей – точных провозвестников Богооткровенного учения и психологов. – Чему они отдают первенствующее значение? – Развитие духа, возможное только при религиозно-нравственном воспитании. – Непременная забота воспитателя о религиозности питомца. – Задача религиозно-нравственного воспитания. – Возвышенность и широта церковного идеала воспитания. – Примеры, доказывающие справедливость этого. – Слова митрополита Антония, также доказывающие это положение. – Причина печального положения настоящего времени. – Только благодатное воздействие св. Церкви может уничтожить это печальное положение. Проследивши, хотя и в кратких очерках, воззрения и мысли русских учителей об истинно-христианском воспитании, – от того далекого прошлого, когда светлый луч христианства впервые осветил сознание русского человека, и до наших дней, – мы можем с уверенностию утверждать, что у нас, на святой Руси, в основу учения о воспитании всегда полагались истинно-христианские взгляды. Наши учители, говоря о воспитании, обнимают своим взором все решительно стороны природы человека, все стороны его развития и его деятельности и всю его жизнь, начиная с пребывания его во чреве матери 537 , продолжая его младенчеством 538 , детством 539 , отрочеством 540 , юностью 541 , мужеством 542 и оканчивая его старостью 543 . Высказанные ими мысли, руководствующие к сознательной разумной и правильной, педагогической деятельности, являются такими истинами, которые никогда не теряют своего интереса, – которые, будучи старыми по происхождению, в то же время остаются всегда новыми и в этом смысле вечными. Как и приведенные нами во второй части нашей книги св. отцы Церкви, и наши отечественные учители являются также точными провозвестниками Богооткровенного учения и в то же время не менее замечательными психологами, как и св. отцы и учители Церкви 544 . Имея в виду всего человека, все стороны его духовно-телесной природы, наши учители главное, первенствующее значение отдают его духовной стороне, жизни души, – этой высшей идеальной стороне жизни человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А.П. Скогорев Споры победителей: богословские дискуссии в IV-V вв В начале IV в. христианство уже являлось самым значительным религиозным течением античного мира. Оставаясь конфессиональным меньшинством, его приверженцы численно превосходили адептов любого отдельно взятого языческого культа, а закаленная гонениями Церковь превратилась в стойкую и могущественную организацию, о союзе с которой уже мечтали многие политические силы в Империи. Во время очередной борьбы за власть, развернувшейся вскоре после отречения императора Диоклетиана (284–305) между четырьмя назначенными им преемниками, трое из них постарались заручиться поддержкой христианской Церкви. Лишь август Галерий какое-то время продолжал преследовать христиан, но и он в 311 г. опубликовал эдикт, предоставлявший им свободу вероисповедания при условии, что они будут молить своего бога о его царственном здоровье. Борьба за верховную власть завершилась победой двух августов – Константина и Лициния. Летом 313 г. они встретились на севере Италии в городе Медиолане (современный Милан) и опубликовали совместный указ, отменивший все дискриминационные законы, касавшиеся христиан. В особо благоприятном положении оказались общины западных областей Империи, власть над которыми сосредоточилась в руках Константина. Хотя первое время он старался придерживаться принципа равноправия религий (при нем сохранился культ «божественного императора», а основание новой столицы на Боспоре Фракийском одновременно освящали языческие и христианские обряды), указы, изданные им в 313, 315, 319, 321 и 323 гг., обеспечили Церкви привилегированное положение. Ее служители освобождались от всех повинностей, христиане из мирян получали право судиться по гражданским (т. е. не связанным с преступлениями) делам у своего епископа. Став в 323 г. единовластным императором, Константин распространил действие этих эдиктов и на восточную часть Империи. Едва положение гонимой прежде Церкви изменилось, все, что в виду необходимости хранить единство не подлежало прежде обсуждению, нашло выход в ожесточенных спорах. Раньше всего они развернулись там, где склонность к богословским диспутам была наиболее сильна, – в Александрии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

святитель Феофан Затворник, Вышенский Содержание    Надобно нам уяснить себе, когда и как начинается истинно христианская жизнь для того, чтобы видеть, положено ли в нас начало жизни сей, и, в случае, если не положено, знать как положить оное, на сколько это от нас зависит.    То не решительный еще признак истинной жизни во Христе, если кто-нибудь именуется христианином и принадлежит к Церкви Христовой. «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие» (Мф. 7:21). И «не вси бо сущий от Израиля, суть Израиль» (Рим. 9:6). Можно быть в числе христиан, и не быть христианином. Это всякий знает.    Есть момент, и момент весьма заметный, резко обозначающийся в течении жизни нашей, — когда кто начинает жить по-христиански. Это тот момент, когда в нем начинают качествовать отличительные черты жизни христианской. Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем, — в Богообщении, в начале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутрь нас свидетельство о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском Богоугождении, с полным самоотвержением и ненавидением всего тому противного. Так, когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански.    На этой отличительной черте надобно остановить немного подолее наше внимание.     «Огня приидох воврещи на землю , — говорит Спаситель, — и что хощу, аще уже возгорехся» (Лк. 12:49). Это говорит Он о христианской жизни, и говорит потому, что видимое ее свидетельство составляет возжигаемая в сердце Духом Божиим ревность о Богоугождении, похожая на огонь, ибо как огонь снедает то вещество, в котором внедряется, так и ревность о жизни по Христе снедает душу, которая восприяла ее. И как во время пожара пламя охватывает все здание, так и воспринятый огнь ревности объемлет и наполняет все существо человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2926...

А в положенный срок Анна родила Девочку Так начинается новое время — путь Адама и Евы в утраченный ими Сад 20 сентября, 2018 Так начинается новое время — путь Адама и Евы в утраченный ими Сад 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Вообще, удивителен все-таки церковный календарь. Годовой круг заканчивается двунадесятым праздником в честь Божией Матери и начинается им. Успением завершается некая часть земного времени и Рождеством она же и начинается. Успением и Рождеством человека. Но какого человека! Так начинается новое время И важно, что и в том и в этом событии главной и самой необходимой вестью для нас является надежда. Чаяние грядущего воскресения из мертвых через Успение и сбывающееся ожидание многих и многих поколений людей, живших и ожидавших прихода Избавителя через Рождение у обычных земных людей совсем необыкновенной Девочки. В книге Бытия есть удивительные и таинственные слова, которые Господь обращает к врагу человеческому – дьяволу: «вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея: оно будетъ поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. III, 15).  Эти слова можно понимать как пророчество о Той, кто произойдет от падших Адама и Евы, Той, от Кого произойдет Освобождающий первых людей от смерти и преступления. Словно бы предрекая дьяволу поражение за искушение и введение во грех людей, Господь здесь же дает и надежду той, кто первой ступила на путь преступления и греха. Надежду, которая обязательно исполнится, которая не будет посрамлена. Святой Иоанн Дамаскин обьясняет это так: «Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир безсмертие». И в этих Божьих словах к змею говорится, конечно же, не о Еве, не о ее прямом и скором потомстве, но о Той Жене, Чей Сын  великой смертью Своей упразднит смерть Адама. Не случайно же, что Крест Христов – как Орудие победы над смертью изображается в месте, где по Преданию могли быть останки первого человека, где был погребен и сошел во тьму смерти Адам.

http://pravmir.ru/a-v-polozhennyiy-srok-...

Вопрос о положении православной Церкви в России есть один из самых коренных и основных вопросов государственного и общественного устроения Россиян. Все будущее России, несомненно, в значительной степени определяется тем положением, которое займет православная Церковь в общем укладе русской жизни. Вполне естественно, что при первых же попытках ввести преобразовательный начала в русской жизни, в начальном же периоде водворения нового режима, пришлось поставить на очередь вопрос о Церкви. Преобразовательная волна началась с исторического Именного Высочайшего указа «о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка». Указ этот был издан 12 декабря 1904 года. Результатом его явилось, прежде всего, образование высшего совещания, в состав которого вошли по назначению Государя первые сановники в Империи, весь Комитет Министров, высшие придворные чины. Совещания открылись под председательством тогдашнего председателя Комитета Министров С. Ю. Витте. Совещание это на первых же шагах, конечно, не могло не коснуться вопроса о православной Церкви. Практически оно подошло к этому вопросу, рассматривая вопрос о веротерпимости. Как известно, в результате работ совещания в этом направлении явился указ о веротерпимости 17 апреля 1905 года, служащий и поныне фундаментом для существующего положения инославных церквей и старообрядцев в России. Теоретически совещание подошло к вопросам о православной Церкви путем интересного обмена мнений между митрополитом Антонием и председателем Комитета Министров С. Ю. Витте, с одной стороны, и между обер-прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым и тем же С. Ю. Витте, с другой. Произошло это так: Митрополит Антоний, не делая никаких возражений против манифеста 17 апреля (равно как и В. К. Саблер), указывал на то, что, давая известную свободу инославным вероисповеданиям и старообрядчеству, этим самым дается им привилегированное положение в сравнении с положением господствующей православной Церкви, а православная Церковь , говорил он, находится в положении, мешающем свободному развитию ее. Вследствие этого было решено обсудить в том же совещании, какие меры надлежит принять в отношении православной Церкви, дабы дать ей надлежащее господствующее и главенствующее положение в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вячеслав Умнягин, священник. Священомученик Иларион (Троицкиий) глазами соузников (к 85-летию со дня кончины и 15-летию с момента прославления святого) Мемуары бывших заключенных – уникальные документы минувшей эпохи, зачастую отягощены недоговоренностью, которая связана со страхом нанести вред. «Чрезвычайно трудное положение всякого честного свидетеля советской жизни, – писал по этому поводу Иван Солоневич, – заключается в том, что о всяких Успенских, Гольманах, Стародубцевых можно говорить не стесняясь... а когда доходишь до хорошего русского человека, получается заминка. А вдруг я его выдам? А вдруг по следам моего рассказа ОГПУ этого человека отыщет? Приходится молчать» 141 . Несмотря на указанную опасность, в воспоминаниях соловчан встречаются биографические сведения, которые позволяют проследить судьбы и составить словесные портреты выдающихся людей своего времени. В их числе ныне прославленный для общецерковного почитания архиепископ Иларион (Троицкий) . Жизненный путь и духовный подвиг этого церковного иерарха описаны во многих академических и популярных изданиях, богословские труды переизданы и нашли своих достойных исследователей 142 , имя его звучит во время праздничных богослужений во всех храмах Русской Церкви 143 . Но, возможно, образ святого получит дополнительный объем и станет более близким для понимания при обращении к воспоминаниям тех, кто общался с ним в условиях соловецкой неволи. О святителе Иларионе, хотя бы кратко, упоминают практически все, кто находился в Соловецком лагере особого назначения в первые годы его существования. Среди них: священники Павел Чехранов и Михаил Польский , архимандрит Феодосий (Алмазов) и митрополит Мануил (Лемешевский) , дворяне Ο. В. Волков и Б. Н. Ширяев, крестьянин М. 3. Никонов-Смородин и скаут Б. Л. Солоневич, финский и ингушский офицеры А. Клингер и C. А. Мальсагов, генерал-майор И. М. Зайцев, индус С. Курейши и меньшевик Б. М. Сапир. Последний, будучи «политиком», которые на Соловках были изолированы от основной массы заключенных, возможно, не общался с представителями русского духовенства. Но даже он, кого нельзя заподозрить в особых симпатиях к служителям Церкви, упоминая владыку Илариона, выделял его «видное положение» 144 , подтверждая слова Бориса Ширяева о том, что среди иерархов в отношении святителя бытовало «признание высокого, если не первенствующего авторитета. Среди верующих мирян эта авторитетность его достигла еще большей высоты», а силе, «исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010