Есть люди, которые говорят, что церковь уже не та, что при Христе, не та, что при апостолах. Да что там при апостолах, не та, что до революции. Что и священники уже не те. Отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. 19.05.2014 06:40:59 Кульков Сергей Андреевич Христос Воскресе! Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире православная радиостанция «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира или присылать их по смс.  -Батюшка, благословите.  -Бог благословит.  -Наши с вами темы всегда являются отражением нашего общения с людьми. И сегодняшняя тема нами выбрана не случайно. Она будет заключаться в следующем. Есть люди, которые говорят, что церковь уже не та, что была раньше, не та, что при Христе, не та, что при апостолах. Да что там при апостолах, не та, что до революции. Что и священники уже не те. И церковь уже не та. И все не то. И поэтому снимают с себя кресты и объявляют себя безбожными людьми. Говорят, что Бога нет. Что вы из вашего опыта можете ответить на это?  -Христос Воскресе! Ну что мы на это скажем? Вот я допустим, сегодня слышал, что церковь эта уже устарела, что мы пилим сук, на котором мы сидим, что уже все скоро рухнет. Пастыри такие, да такие, да разэтакие. Это огромная ошибка. Потому что церковь, согласно Священному писанию, это тело Христово. А глава этого тела сам Христос. И церковь всегда свята. И она будет стоять до скончания века. И врата ада ее не одолеют. А то, что, допустим. священнослужители недостойно себя ведут-так это люди. Они находятся вне церкви. А церковь всегда свята. Так что ориентироваться на этих людей нельзя. Вот для примера. Человек лежит больной. У него приступ. Он ждет- не дождется, когда же приедет врач. Он должен уже быть с минуты на минуту. И когда врач приезжает, он уже еле дышит. Он врача не спрашивает: ты матом ругаешься? Водку пьешь? Ведешь себя не как положено? Его это не интересует. Его интересует только одно. Чтобы врач помог ему дальше жить.

http://radonezh.ru/text/est-lyudi-kotory...

ЖМП 10 октябрь 2012 /  6 ноября 2012 г. 01:00 Каким будет русское монашество. Обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих Проект Положения о монастырях и монашествующих готовился более двух лет и был опубликован в конце мая для широкого и всестороннего обсуждения. Проект был также направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов епископата и духовенства. Обзор состоявшейся дискуссии мы предлагаем ниже. Вскоре после публикации проекта " Положения… " на портале " Богослов.ру " стали появляться комментарии монашествующих, священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, мирян, думающих о поступлении в монастырь или ранее подвизавшихся в качестве трудников. Число комментариев за три с половиной месяца превысило девять сотен, что говорит о неравнодушии церковной общественности к судьбе монашества в России. Как рядовые монахи, так и начальствующие — духовники и священники, знакомые со внутренней жизнью обителей, отметили важность документа, насущную потребность в нем, вызванную многочисленными нерешенными проблемами современных монастырей. Участники обсуждения неоднократно выражали благодарность священноначалию за возможность содержательной дискуссии, в которой многие яснее открыли для себя святоотеческое монашеское предание и возможность его осуществления в наши дни. Вместе с тем представленный проект Положения, по мнению большинства комментаторов, охватывает далеко не все насущные проблемы, но лишь ту их часть, которая связана с удобством административного управления монастырями. Эта часть вопросов действительно детально продумана и проработана. Поэтому вполне закономерно, что сразу после публикации проекта Положения на официальном сайте Межсоборного присутствия появился одобрительный отзыв Преосвященного Иосифа, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского (от 8 июля 2012 года), а вслед за ним через несколько дней — отзыв Преосвященного Аристарха, митрополита Кемеровского и Новокузнецкого, также одобрительный и даже буквально повторяющий несколько фраз митрополита Иосифа.

http://e-vestnik.ru/church/kakim_budet_r...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Формула поста: как её вывести? 5 мин., 29.11.2021 Перед началом Рождественского поста у многих возникают вопросы, что можно, а что нельзя. Но в своей книге архимандрит Савва (Мажуко) напоминает нам, что пост — это не запреты и строгие правила, а радостное время ожидания Спасителя. Как же не превратить дни воздержания в мучение и хандру? Формула поста: как её вывести? Некоторые средневековые трактаты часто заканчиваются фразой «об этом довольно», то есть: «хватит уже об этом, достаточно», и мне бы тоже хотелось однажды написать такой текст про постное время, который бы заканчивался этими ободряющими словами. Не получается. Потому что с началом поста я слышу привычные вопросы: по каким дням разрешается рыба? а можно ли сегодня с маслом? благословите, отче, кушать с молоком — у меня язва? И прочая, и прочая, и прочая. Но я снова и снова отвечаю на эти недоумения, и не перестану, потому что мне жалко людей, потому что тема поста погружает многих если не в болото лицемерия, то в вечное чувство вины и виноватости. Ведь ты не можешь соблюдать, как положено, даже если приложишь все возможные усилия, значит — грешник, несовершенный и сластолюбец! И живет церковный человек годами в глухой православной депрессии, разъедаемый ненасытным чувством вины. А все-таки, как положено? Кем положено? Кому положено? Как поститься, чтобы не согрешить, чтобы Бога не обидеть и святых Его? Предрождественский пост в древности длился один день — это был канун Богоявления. Дело в том, что когда-то два наших чудесных праздника — Рождество и Крещение — приходились на один день, и однодневный пост был обращен именно на событие Богоявления как особая жертва духовной сосредоточенности, время, отделенное специально для осмысления этого величайшего события. Вот из этого зерна, из однодневного усилия позже и вырос наш сорокадневный пост. Однако его продолжительность и устав трапезы никогда не имел значения всеобщего или абсолютного правила для всех. Общего устава для мирян никогда не существовало, а монастыри руководствовались каждый собственным уставом и волей игумена, так что один из византийских богословов XV века Георгий Протосингел, описывая традицию Рождественского поста, принятую в его время, писал, что в столице постятся сорок дней, в других регионах начинают говеть с 1 декабря, в третьих — с 6-го, а где-то и с 20-го — и все это совершенно нормально уживалось внутри одной традиции, никому и в голову не приходило обвинять другого в ереси или модернистских тенденциях.

http://foma.ru/glava-knigi-arhim-savvy-m...

Несомненно, что только христианство есть религия возвышеннейшая, облагораживающая человека во всех его положениях и состояниях. Но облагородив человека вообще, вера Христова особенно много облагораживающего и возвышающего внесла в положение женщины. Лишь здесь, в христианстве, женщина действительно возвышена до признания за ней человеческой личности, и все условия, в какие поставляется жизнь женщины в Христовой религии, вполне благоприятствуют ее истинному назначению. Между тем в дохристианский период у языческих народов женщина находилась в приниженном рабском состоянии; так что самые серьезные люди языческой древности не хотели видеть в женщине человека, равного мужчине. Христианство , явившись в мир, пред Христом и для Христа и Его благодатного Царства уравняло пол мужеский и женский – точно так же, как и все народности и все состояния человека. Несть иудей, ни еллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3, 28 ). Вот общая мысль христианского учения относительно положения женщины в христианстве. В христианстве, таким образом, отводится для женщины не служебное, не подчиненное только, как прежде, значение исключительно в зависимости от мужчины, но и самостоятельное; хотя этим не отрицаются, однако же, естественные особенности ее природы, которыми обусловливаются, при одинаковости ее прав, различные ее отношения к мужчине, общественное ее положение и назначение в жизни вообще. Нормальный порядок жизни женщины, ее значение и права в жизни так верно определены в христианском учении и точно раскрыты, что женщина, для сохранения ею надлежащего положения, по преимуществу должна соответствовать тому образцу, который начертан для нее в христианстве. Поэтому справедливо было сказано одним ученым: «Если вы хотите, чтобы в характере женщины было смирение без унижения, уступчивость без пошлого угождения, неистощимая любовь, которая, особенно заботясь о благе душевном, старается доставить и благо земное, если вы хотите всего этого – сделайте ее христианкой» 1 . И действительно, качества, особенно свойственные женщинам – нежность сердца, сострадание, любовь к прекрасному, духовное довольство или покорность и др[угие] – суть именно те принадлежности, которые христианство стремится развить в женщине. Раскрыв взгляд новозаветного Слова Божия на женщину, мы будем иметь возможность представить цельный идеальный образ ее и вместе с тем увидим, что в христианстве вполне соблюдены все интересы женщины, поскольку оно признает в (с. 746)женщине общечеловеческие нравственные достоинства, права и назначение; и что в христианстве несравненно выше положение женщины, чем в дохристианском мире вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Содержание Самое серьезное изменение Поклонение Христу приравнивается к идолопоклонству     Часто общение со Свидетелями Иеговы строится на использовании стандартных обвинений в их адрес. Заготовленные ответы со стороны Свидетелей бывают не менее стандартными. Так СИ ставится в упрек, что многие положения их вероучения не раз подвергались пересмотру. На это улыбчивые проповедники обязательно скажут, что их Организация не знала пересмотра принципиальных вероучений. Это очень важный момент в дискуссии со Свидетелями. Далее последует следующий список фундаментальных библейских истин: Только Иегова есть истинный Бог Душа умирает Ада нет Смерть Христа – выкуп за грехи Действительно, перечисленный список относится к фундаментальным положениям веры, которые никогда не пересматривались, начиная со времени Чарльза Рассела. Однако является ли данный перечень исчерпывающим? Иными словами, можно ли к принципиальным учениям отнести и другие положения? Кажется, СИ несколько лукавят, когда ограничивают принципиальные учения этим списком. На наш взгляд принципиальными вероучениями следует признать те положения, от которых зависит вечное будущее. Согласно публикациям Общества Сторожевой Башни, его невозможно достичь в отрыве от Божьей земной организации СИ: «Чтобы получить вечную жизнь в раю на земле, мы должны опознать эту организацию и служить Богу в качестве ее члена» (Сторожевая Башня. 15 февраля 1983. С. 12). Следовательно, любые положения, из-за которых человек может быть исключен из Организации как совершивший грех , следует признать принципиальными. Значит, их пересмотр является примером изменений принципиальных учений. Ярким примером такого взгляда – это празднование Нового Года, Рождества Христова и дней рождений. Как следует из книги «Возвещатели» (см. гл. 14, стр. 199) СИ отмечали эти праздники, и только во второй половине 20-х годов XX века они были признаны вне закона по причине их языческих корней. Однако, исходя из того, что говорится в декабрьском журнале «Пробудитесь!» за 1990 год о праздновании вышеперечисленных дат, СИ ни больше, ни меньше все это время чтили языческих богов: «Следовательно, кто празднует рождество, тот чтит не Бога и Христа, а празднует языческий праздник и чтит языческих богов» (С. 17). Таким образом, получается, что все СИ до 1926 года с радостью совершали то, что после было признано страшным грехом, за который человек может даже быть исключен из собрания. Налицо кардинально изменение. Кроме того, не понятно как они могли быть избраны в 1919 году в качестве «верного раба» Иеговы, если так и не выбрались из языческих пут.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izmenjal...

Глава 1 1–11. Пророк оплакивает бедственное положение Иерусалима. 12–19. Сам Иерусалим присоединяется к плачу пророка. 20–22. Пророк снова жалуется на безвыходное положение своего народа. ( Плч.1:1–11 .) Положение Иерусалима возбуждает глубокую скорбь в душе пророка. Город, некогда имевший многочисленное население, сидит теперь как одинокая вдова. Город, некогда стоявший высоко над другими как князь, стал в положение рабыни. Позор и унижение его так велики, что он ни днем, ни ночью не перестает проливать слезы. У него нет друзей, которые бы помогли ему. Прошли уже те дни, когда тысячи иудеев спешили в город на великий праздник. Улицы пусты, у ворот никого нет. Священники воздыхают и девицы в печали. Но Иерусалим сам виноват в своем падении; торжествующие над ним враги его – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. Издревле Иерусалим имел у себя много хорошего, но это не могло спасти его от грехов. Теперь еще большую печаль чувствует он, вспоминая об этих, утраченных им, благах в эти дни унижения. Поэтому он жалуется на свою судьбу пред Господом и просит у Него помощи. Плч.1:1 .  Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделал­ся дан­ником. Иерусалим теперь одинок, как бездетная вдова. Раньше, во дни Давида и Соломона, он имел высокое значение в глазах окружающих Иудею народов – моавитян, еламитян, арабов, филистимлян и др. – и иногда становился в положение князя для разных областей языческих, какие подчиняли себя цари иудейские. Теперь он стал на степень раба, обязанного служить своим победителям, доставлять им дань хотя бы разными произведениями полей (натуральная повинность). Плч.1:2 .  Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любив­ших его; все друзья его изме­нили ему, сделались врагами ему. Народы, которые, по-видимому, любили иудеев, теперь показали свое вероломство и стали даже с своей стороны теснить несчастных иудеев (ср. Пс 136:7 ; Иер. 25:3, 6, 40:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часть 1 Источники сведений о жизни и деятельности Тарасия Биография Тарасия, писанная Игнатием. – Происхождение Тарасия. Положение отца его среди враждовавших партий. Мать Тарасия Евкратия и отношение ее к иконопочитанию. Ее влияние на Тарасия. – Образование Тарасия. – Тарасий – секретарь у императора иконоборца. – Настроение общества, при котором Тарасий должен был занять кафедру, созданное усилиями первых двух иконоборческих императоров. Главный состав враждовавших партий в правление Льва Исавра: монахи и правительство. Эдикт 730-го года против икон и его последствия. Общие причины слабости борьбы с иконопочитанием в правление Льва Исавра. – Положение дел в царствование Константина Копронима Войско, как главная сила, на которую опирался император в борьбе с иконопочитателями Пропаганда иконоборческих идей среди простого народа. – Усиленная борьба правительства с монашеством и причины этого явления. – Упразднение монастырей. – Положение монашества в провинциях. Мученики из среды монашества. – Положение монашества в правление Льва Хазара и в начале царствования Ирины. – Отношение к иконоборчеству высшей иерархии и низшего белого духовенства. Причины, почему белое духовенство не сопротивлялось иконоборцам так, как монашество. – Собор 754-го года и его значение для иконоборческой партии. – Влияние продолжительного господства ереси на настроение общества. – Общий взгляд на положение иконоборчества и православия пред вступлением на кафедру Тарасия. Исторические сведения о жизни и деятельности Тарасия представляются в сравнительно удовлетворительном состоянии. Кроме обширной биографии, написанной учеником его Игнатием 1 , обильный материал для изображения его. жизни и деятельности дают акты 7-го вселенского собора, сочинения современника Феодора Студита и летопись Феофана, не считая отрывочных известий в житиях святых этого времени и пр. Сведения эти настолько достаточны, что дают возможность следить почти за каждым шагом церковно-исторической деятельности Тарасия, видеть почти все мотивы, заправлявшие этою деятельностью. Это обстоятельство чрезвычайно важно: в правление Тарасия зародились и развились явления, которые потом долго (почти до конца 9 в.) волновали церковь и которые главным образом делали ее историю. Не будь достаточно данных для освещения правления Тарасия, эти явления остались бы неразгаданными, непонятыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Кто пытается играть «православного папу», о чем говорили Патриарх и папа Франциск, над чем плачет композитор Артемьев, как Россия может дать новую жизнь Вселенной и почему не бывать четвертому Риму. Об этом рассказал в эфире радио Baltkom и.о. руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО Владимир Легойда. — Какие сегодня темы и вопросы в обсуждении церковной тематики прежде всего волнуют журналистов? — Всегда волнует единство Церкви. И это тема, о которой постоянно говорит сам Патриарх. Потом — положение христианства в современном мире. Мы видим, что нам приходится в цивилизованном 21 веке говорить о том, что в мире преследуют христиан, потому что они христиане. И основным содержанием встречи Патриарха с папой Франциском, которая прошла в 2016 году, были не двусторонние отношения православных и католиков, а было положение христиан в современном мире, преследование христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке именно потому, что они христиане. Это тема, которую годами, в том числе и Русской Православной Церкви, не удавалось «пробить». Люди выступали на международных площадках, а им в ответ говорили: нет, знаете, просто происходят там где-то какие-то события, идут боевые действия, гибнут люди и в том числе христиане. Международное сообщество не соглашалось с тем фактом, что христиане испытывают притеснение или даже лишаются жизни именно за то, что они христиане. И как раз-таки, благодаря встрече с папой в 2016 году, это стало частью повестки, в том числе медиа-повестки. Также есть темы, волнующие нас всех — это вопросы цифровизации, образования и так далее… — В одном из интервью вы сказали, что сейчас Константинопольский Патриарх пытается играть «православного папу»… — Это мысль не моя и она в общем не новая. Здесь все достаточно просто. Дело в том, что католический мир административно един. Где бы ни жили католики — в Риме, в Африке, в Австралии, в США или Латинской Америке — они все принадлежат к одной большой организации, к Католической Церкви, у которой есть глава, преемник апостола Петра, как они считают, это Римский папа. У него особое положение. Он не является первым среди равных, он действительно выделяется из христианской традиционной иерархии.

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-o-my...

Αρχεο Епископ Троицкий Панкратий: Нельзя формализовать духовную жизнь 15 Σεπτεμβρου 2014 τος 14:37 О наиболее острых темах сетевой дискуссии по проекту «Положения о монастырях и монашествующих» рассказал игумен Валаамского монастыря , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых   епископ Троицкий Панкратий . — Владыка, обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашествующих» подходит к завершению. Мы помним, что первый вариант этого документа был отложен президиумом Межсоборного присутствия из-за полярности мнений, которые высказывались также и участниками сетевой дискуссии. На Ваш взгляд, имеет ли смысл обсуждать открыто проблемы монастырской жизни? Приносит ли это пользу монашеству? — Я думаю, что последний вариант проекта «Положения», который все еще обсуждается на официальных площадках Межсоборного присутствия, подготовлен с учетом всех конструктивных предложений, высказанных участниками дискуссии. Кто-то может с чем-то не согласиться, но главное, что эта дискуссия состоялась. Это полезно, это хорошо, это правильно. Хотя, конечно, на один и тот же предмет всегда существует несколько разных точек зрения и примирить некоторые из них друг с другом бывает довольно сложно. И тогда преимущество имеет мнение «профессионалов», то есть тех, кто разбирается в вопросе. В нашем случае – тех, кто живет монашеской жизнью, руководит ею. Я ознакомился с сетевой дискуссией по первому проекту «Положения», и она запомнилась мне своими резкими высказываниями. Иногда даже больно было читать, как человек, который оставил монастырь, описывает нестроения своей обители, не скрывая имен и санов. Ну если даже так плохо было тебе в монастыре, зачем же говорить об этом на весь белый свет? Ведь монастырь — это семья; прояви хотя бы внутреннее благородство и не выноси на всеобщее обсуждение недостатки своей семьи. Ведь это то же самое, что обсуждать при всех недостатки матери или отца. А если человек по каким-то причинам покинул обитель, то комментарии, как правило, вообще бывают излишни. В любом монастыре, даже в самом лучшем, есть недостатки, но, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), если ты этими недостатками не ввергаешься в смертные грехи, то потерпи великодушно, останься в том месте, куда тебя призвал Господь. Терпение — это главная добродетель монаха. Как дерево не принесет плода или засохнет, если его каждый год пересаживать, так и монахи, которые кочуют из монастыря в монастырь, не смогут продвинуться в духовной жизни.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4531261...

История католического учения о св. предании начинается со времени Тридентского собора. Против протестантов, измысливших так называемый формальный принцип, т.е. признавших исключительное значение в деле веры за Св. Писанием, католическая церковь должна была на Тридентском соборе выразить свой взгляд на источники вероучения – Св. Писание и св. предание. Вследствие этого Тридентское определение предания имеет прежде всего смысл протеста и противоположения протестантскому учению о св. Писании. Так, 1) против того положения Лютера, что все необходимое для спасения человека учение находится в одном Св. Писании, указанный собор выставил двойство источников христианской истины („спасительная истина и учение заключается в писанных книгах и преданиях неписанных»). 2) Против положения Лютера, что „человеческое измышление есть вместе с Св. Писанием признавать еще предания “, собор утвердил божественное происхождение преданий от Иисуса Христа и апостолов (предания „приняты апостолами из уст Самого Христа или от самих апостолов, под диктант Св. Духа»). 3) Против протестантского положения, что предания не могли сохраниться в церкви от времен апостольских, католическое учение указывает на „постоянное преемство» иерархии, как на средство сохранения преданий в церкви в первоначальной их чистоте („предания дошли и до нас... будучи сохранены чрез постоянное преемство в католической церкви»). 4) Против протестантского положения: „святотатство есть авторитет предания ставить наравне с Св. Писанием», Тридентский собор признал за св. преданием одинаковое значение с Св. Писанием (предания „принимает», т.е. католическая церковь , и почитаете» с равным (Св. Писанием) чувством благочестия и уважения»). Наконец, вопреки тезису Лютера, что Св. Писание ясно и легко может быть понимаемо при просвещении от Духа Св., Тридентский собор определил: „в толковании Св. Писания никто не должен доверять своему собственному мнению, а должен руководствоваться тем смыслом, которого держится церковь , которой принадлежит право судить об истинном смысле и толковании священных Писаний» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010