Глава вторая Михаил VI у двух западно-европейских историков 738 называется Михаилом Брингой. Если предположить, что это название применено к нему правильно, то отсюда можно заключать о происхождении его из рода Брингов, к которому принадлежал знаменитый приспешник Анастазо-Феофано, евнух Иосиф Бринга, пользовавшийся большим влиянием при византийском дворе в середине X в. и отправленный в ссылку вторым мужем Феофано, Никифором Фокой. Но основание для заключения слишком шатко. Западно-европейские историки по генеалогическим и хронологическим вопросам не могут своими показаниями иметь решающего значения при отсутствии подкрепляющих данных у греческих историков. Греческие же писатели прилагают к Михаилу названия: Старик, 739 Стра-тиотик, 740 Патриций. 741 Первое название указывает на лета Михаила, у которого при вступлении на престол не было ни одного не седого волоса на голове. 742 Последние два указывают на его профессию и общественное положение до вступления на престол. Сирийский историк, 743 характеризуя Михаила Старика, замечает, что это был человек мудрый, воздержный, который вместо того, чтобы пожинать плоды чужих трудов, жил трудами собственных рук, выделывая и продавая ложки. Это свидетельство о невысоком общественном положении Михаила мы не можем принять за чистую монету, так как оно идет вразрез со свидетельствами других источников. Аристакес Ластивертский замечает/что Михаил исправлял наследственно какую-то придворную должность; но это замечание, при его неопределенности, может быть принято разве в том смысле, что общественное положение Михаила было не столь низко, как изображает Михаил Сирийский. Из греческих писателей 744 мы знаем только, что Михаил Старик с малолетства вращался в военной сфере, отличился как солдат и прозван поэтому Стратиотиком; 745 он был прост, кроме военного дела ничего не знал, но чин имел высокий – был патрицием; по происхождению был из Византии, где имел оседлость и недвижимую собственность. Партия Льва Параспондила не ошиблась в расчете: дряхлый и малообразованный царь, ею избранный, не столько способен был управлять, сколько сам нуждался в руководстве. 746 Лев, в звании протосинкелла, остался первым министром; его товарищи тоже удержали свои места; дела шли в прежнем направлении; враждебная партия, имевшая представителем Михаила Керуллария, продолжала существовать, но все делалось » вопреки ее желанию. 747

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Патриарх Иоанн X: Христианство на Ближнем Востоке никогда не исчезнет Христианство и христиане никогда не исчезнут с Ближнего Востока. 26 февраля, 2015 Христианство и христиане никогда не исчезнут с Ближнего Востока. О положении христиан и будущем христианства на Ближнем Востоке, о том, какие узы связывают Антиохийскую и Русскую православные церкви и о судьбе своего похищенного экстремистами брата рассказал во время своего визита в Москву в интервью РИА Новости патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X. Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X, посетивший Москву с кратким визитом, рассказал в интервью РИА Новости о печальном положении христианства на Ближнем Востоке, о своем похищенном боевиками брате и о роли России в установлении межконфессионального и межэтнического мира в регионе. Беседовала Милена Фаустова. — Ваше Блаженство, вы не первый раз посещаете Россию. Успели ли вы составить представление о нашей стране? — Радостно снова побывать в Москве. Я уже был здесь год назад, после избрания меня на первосвятительский престол Антиохийской церкви, по приглашению Святейшего патриарха Кирилла. И вот я снова оказался здесь. Что меня привлекает в России? Ответить на этот вопрос непросто, поскольку я не могу выразить все, что у меня на душе. Россия — и сама страна, и ее народ, и ее церковь — очень дорога для всех нас. Прежде всего, нас привлекает ваш прекрасный и благородный народ, его культура и его духовность, цивилизация, которая очень влияет и на наши души. Мы также ценим позицию вашей страны и церкви по поводу того, что сегодня происходит у нас на Ближнем Востоке, и вашу поддержку нашему народу. Я уверен, что лучшее выражение наших чувств, — это те взаимные визиты, которые подчеркивают тесные отношения между двумя нашими народами и двумя церквами. Святейший патриарх Кирилл также несколько лет назад был у нас в Антиохийской церкви. Он посетил Сирию и Ливан, даже несмотря на то, что печальное политическое противостояние в этих странах уже началось. Его визит стал свидетельством нашего единства и тесных связей между нашими народами.

http://pravmir.ru/ioann-x-hristianstvo-n...

Поль Аллар Глава третья. Церковь и государство в третьем веке 1. Христианская проповедь, – Септимий Север В третьем веке христианская община окончательно вышла из того мрака, в котором в течение долгого времени скрывались делаемые ею успехи. Верующие становятся настолько многочисленны, что не могут нигде оставаться незамеченными. Такое большое количество христиан имеет следствием учреждение богослужений разного рода и все материальное устройство: громадным общинам времен Септимия Севера, иди Валериана, необходимо более сложное устройство, нежели небольшим группам верующих, образовывавшимся вокруг апостолов или их первых учеников. Этому периоду церковной жизни соответствует заметное развитие в отношениях между Римским государством и Церковью . До конца династии Антонинов, положение христиан оставалось таким, каким установил его рескрипт Траяна, который (рескрипт) сам был только истолкованием предшествовавшего закона. Они были преследуемы не в массе, а по одиночке, по мере того, как какой-либо обвинитель, на свой собственный страх и риск, доносил на кого-нибудь из них судьям. Кроме совершенно исключительных случаев, правители не действовали официально против почитателей Христовых. Преследование, висевшее постоянно у них над головой, не заключало в себе ничего всеобщего, потому что не государство, а частные лица приводили в действие подобные преследования, смотря по игре личных или местных страстей. В третьем веке положение вещей изменилось. Теперь представителей гражданской власти начинает беспокоить широкое развитие учреждений Церкви. Они видят теперь общественную опасность в том, что раньше казалось им только неповиновением закону и наказуемым оставлением государственной религии. С этих пор они берут на себя преследования, которые были прежде нерешительны и предоставлялись частному почину. Начинается Гонение в силу эдикта; но именно от того, что становится всеобщим, оно будет менее продолжительно. Объявленная война будет иногда прерываться перемириями. Преследуя формально Церковь , государство в некотором отношении признает ее и поставит себе задачей считаться с нею. Обе силы (потому что теперь уже можно им обеим дать это имя) будут действовать на этих началах в течение всего третьего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 52 1–34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии. Иер.52:1–34 . Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его – частью выселены, частью умерщвлены, храм – сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии. Иер.52:1 .  Седекия был двадцати одного года, когда начал цар­с­т­во­­вать, и цар­с­т­во­вал в Иерусалиме один­надцать лет; имя матери его – Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны. Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств ( 4Цар 24.18 – 4Цар 25.30 ). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22–26 , у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8–30 ). Иер.52:2 .  И он делал злое в очах Го­с­по­да, все то, что делал Иоаким; Иер.52:3 .  посему гнев Го­с­по­да был над Иерусалимом и Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего; и Седекия отложил­ся от царя Вавилонского. Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18–20 . Иер.52:4–11 . представляют почти повторение 4Цар 25.1–8 . Объяснение см. там. Иер.52:6 .  В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилил­ся, и не было хлеба у народа земли. Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь. Иер.52:7 .  Сделан был про­лом в город, и по­бежали все воен­ные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и по­шли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города. У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4Цар 25.4 ). Иер.52:10 .  И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа на Евангельское чтение, положенное в день Св. Духа (Мф. 18:10–20). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Рече Господь: блюдите, да не презрите единого от малых сих ( Мф. 18:10 ). Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, кои от многих почитаются таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных, и повелевает нам почитать их, говоря: яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Отсюда известно, что все христиане имеют на небесах Ангелов. Прииде бо Сын Человеческий взыскати, и спасти погибшаго. После сего Спаситель представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в коей показывает, что и Сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится? – говорит Он, – аще будет никоему человеку сто овец, и заблуждит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблудшия? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих. Посему не говори, что такой-то кузнец, земледелец, человек глупый, и потому достоин презрения; посмотри, сколь многими доказательствами убеждает тебя Иисус Христос и собственною волею и страданием побуждает тебя пещись о низких по состоянию братиях наших. Итак, если Бог столько радуется об обретении меньшего брата, то для чего ты презираешь тех, о коих столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? «Но он немощен и беден»! Посему-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его: ибо и Сам Господь, оставивши девяносто девять овец, пошел за одною, и спасение толикого множества овец не могло сокрыть от Него погибели одной. На небе более бывает радости об едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках. Не будем же презирать таковых душ. Будем и мы подражать Ему, и не будем отказываться для братьев наших ни от каких, по–видимому, унизительных и трудных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Документы На пути к уврачеванию разделения в Русской Церкви: предсоборный процесс Доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка на IV Всезарубежном соборе РПЦЗ 10.05.2006 15:30 Высокопреосвященнейший владыка Лавр, преосвященные собратия архипастыри, всечестные отцы, дорогие о Господе братия! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить нынешнее положение нашей Зарубежной Церкви и принять решение, от которого будет зависеть наше будущее. Положение Русской Православной Церкви заграницей уникальное. Во время гражданской войны все надеялись на то, что это испытание для Русской Церкви и общества закончится в ближайшее время. Но Господь судил иначе, продлил вавилонский плен на три поколения. В 50-е годы первоначальный оптимизм в отношении кратковременности безбожного режима уступил место пессимизму - в скорое освождение России от этого гнета мало кто верил, исходя из трезвой оценки политических реальностей. Но даже в то время, когда все перестали надеятся на скорое исчезновение безбожной власти, мы всегда подчеркивали, что Церковь наша - часть единой Русской Православной Церкви. Всегда было ясно, что мы не желаем отмежеваться от Церкви в России и от порабощенного народа. Мы всегда переживали с ним и за него, выступали в его защиту, где только могли, печатали и отправляли в Россию духовную литературу… Любовью к России и ее Церкви была продиктована попытка насадить там свою иерархию, осуществленная через хиротонию епископа Лазаря. В то время мы думали только о помощи катакомбной Церкви, не имея ввиду установить иерархию, параллельную к Московской патриарахии. Однако, начав впоследствии принимать клириков из патриархии, мы потеряли ясное представление о том, что мы, собственно, делаем в России. Границу дозволенного, на мой взгляд, мы переступили принятием клирика МП архимандрита Валентина Русанцова в Суздале. Деяние это было совершено самочинно одним архиереем без совета и без обсуждения Синодом или Собором нашей Церкви. Впервые архиерей нашей Церкви простирал свои руки за пределами Зарубежной Церкви. Этот акт не может быть определен иначе как неканоничный.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На пути к уврачеванию разделения в Русской Церкви: предсоборный процесс Архиепископ Марк (Арндт) Высокопреосвященнейший владыка Лавр, преосвященные собратия архипастыри, всечестные отцы, дорогие о Господе братия! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить нынешнее положение нашей Зарубежной Церкви и принять решение, от которого будет зависеть наше будущее. Положение Русской Православной Церкви Заграницей уникальное. Во время Гражданской войны все надеялись на то, что это испытание для Русской Церкви и общества закончится в ближайшее время. Но Господь судил иначе, продлил вавилонский плен на три поколения. В 50-е годы первоначальный оптимизм в отношении кратковременности безбожного режима уступил место пессимизму – в скорое освобождение России от этого гнета мало кто верил, исходя из трезвой оценки политических реальностей. Но даже в то время, когда все перестали надеяться на скорое исчезновение безбожной власти, мы всегда подчеркивали, что Церковь наша – часть единой Русской Православной Церкви. Всегда было ясно, что мы не желаем отмежеваться от Церкви в России и от порабощенного народа. Мы всегда переживали с ним и за него, выступали в его защиту, где только могли, печатали и отправляли в Россию духовную литературу… Любовью к России и ее Церкви была продиктована попытка насадить там свою иерархию, осуществленная через хиротонию епископа Лазаря. В то время мы думали только о помощи катакомбной Церкви, не имея в виду установить иерархию, параллельную Московской Патриархии. Однако, начав впоследствии принимать клириков из Патриархии, мы потеряли ясное представление о том, что мы, собственно, делаем в России. Границу дозволенного, на мой взгляд, мы переступили принятием клирика Московской Патриархии архимандрита Валентина (Русанцова) в Суздале. Деяние это было совершено самочинно одним архиереем без совета и без обсуждения Синодом или Собором нашей Церкви. Впервые архиерей нашей Церкви простирал свои руки за пределы Зарубежной Церкви. Этот акт не может быть определен иначе как неканоничный.

http://pravoslavie.ru/502.html

поиск:   разделы   рассылка Арсений Загуляев Иерей Иоанн Миролюбов: Единоверие – для молодых и образованных Источник:  Нескучный сад Единоверие – служение по старому, древнерусскому обряду в Российской Православной Церкви – в начале XIX века задумывалось как способ вернуть к общению с Церковью старообрядцев. В наши дни его положение несколько изменилось. К единоверию приходят люди, которые выросли не только не в старообрядческих, а даже в нецерковных семьях. Часто – молодые и хорошо образованные. Единоверческие приходы в советское время можно было пересчитать по пальцам одной руки, а за 20 лет их число выросло до 30. Это большой рост, потому что единоверчество не в принципе является массовым. Почему в старообрядные приходы Русской Православной Церкви приходит молодежь, как изменилось положение единоверцев и нужен ли им архиерей, рассуждает секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП иерей Иоанн МИРОЛЮБОВ – Что изменилось в положении единоверчества за последние 5-7 лет? – Наиболее важная тенденция – с каждым годом становится все больше единоверческих приходов. По тому, как к нам обращаются за консультацией, за советами, чувствуется, что интерес к единоверию растет. Я предвижу, что он и будет расти впредь. Двадцать лет назад было два единоверческих прихода, а сейчас их тридцать. Кроме того возникло и новое явление, которое было бы невозможно до революции – двуобрядные приходы. Есть местности, где обращаются старообрядцы для совершения треб, и мы подготавливаем священников к служению древним чином. Даже в Москве уже действуют 3 старообрядных и 2 двуобрядных прихода, которые имеют благословение по большим праздникам и в отдельные дни в течение недели совершать службы старым чином. Хотя, оговорюсь, пока все общины небольшие и далеко еще не обустроены. Самый большой приход в Михайловой слободе, в 20 км от Москвы, там много прихожан. Наш приход Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово также еще только создается. Мы в основном четверике храма молимся только три года!

http://religare.ru/2_99010.html

поиск:   разделы   рассылка Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 11 Некоторые наши интеллигенты, начиная с середины девяностых, стали буквально воевать с единой, сильной, общенародной Церковью. Одни из них начали поддерживать раскольнические группировки, сколь бы карикатурными и порочными они ни были. Другие выражают иррациональный протест против крупных церковных торжеств, объединяющих Церковь, государство и " толпы " народа. Похоже, иным нашим " спасителям Православия " было бы гораздо комфортнее жить на Украине, а еще лучше в Америке – в условиях юрисдикционного " плюрализма " , где можно выбрать иерархию по своему усмотрению. Похоже, эти люди забыли, что такое положение в корне расходится с христианским идеалом – " одно стадо и один Пастырь " (Ин. 10. 16). В чем же причина? Наверное, в том, что не хочется исполнять волю единой Церкви, да и просто учиться жить в ней, жертвуя своими страстями и своеволием. Не понравилось в одном месте – пошел в другое, потом в третье, а затем и вовсе создал свою " иерархию " . А за этим следует безумие. Именно им кончается любой раскол, который бесконечно дробится на все более микроскопические группы, обвиняющие друг друга и провозглашающие себя и только себя " единственной хранительницей истины " . От этого недалеко и до разделений в одной голове... В России все время возникает напряжение между реальной жизнью и западными идеями, принятыми властью за основу политико-правовой философии. Так было при многих монархах XVIII-XIX веков, так было при " марксистах " , так есть и сейчас. Вот недоумевает в " Газете.ру " Андрей Колесников: " Почему формируется однопартийная система? Почему государство использует свое монопольное положение в экономике и политике? Почему оно поддерживает на плаву институты, которые развалились и не работают, – например, призывную армию? Почему государство воссоединяется с Церковью, а общественная жизнь клерикализуется " ? Ответ очень простой – потому что это Россия. В нашей стране Церковь не мыслит себя вне единства с народом, а значит – и вне сотрудничества с признанной им властью. В России служба в армии – это жертва чему-то, что важнее индивидуальных интересов: Отечеству, нации. Именно в армии многим дается прививка от горделивого эгоизма. Наконец, партийная борьба, само деление общества на партии – противоречит вековому идеалу единства народа. А государство должно блюсти интересы простого человека, защищая его от рыночных и политических стихий.

http://religare.ru/2_33364.html

протоиерей Валентин Асмус Скачать epub pdf Проект «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленный Межсоборным присутствием РПЦ МП, вызвал оживленную полемику внутри православной общественности. Предлагаем вниманию читателей отзыв на данный документ, написанный доцентом Московской духовной академии, настоятелем московского храма Покрова в Красном селе протоиереем Валентином Асмусом . Знакомство с «Положением о монастырях и монашествующих» производит весьма отрадное впечатление. В документе затронуты главные вопросы жизни иночествующих: ясно сформулированы правила поступления в монастырь, подчеркнута необходимость наличия у любого монастыря, помимо гражданского, также и внутреннего устава, изложено очень важное положение о том, что духовным руководителем в монастыре является игумен (игумения), сформулирован тезис о том, что богослужение – это центр монастырской жизни. «Положение» построено на множестве источников, в том числе редко привлекаемых для выработки широких обобщений. Документ имеет ясную и продуманную структуру, отличается недвусмысленностью и точностью формулировок. Вместе с отмеченными положительными чертами в «Положении» можно выделить и некоторые вопросы, которые обойдены вниманием или нуждаются в доработке на основании святоотеческого учения, церковных канонов и традиций. 1 . Прежде всего, недостаточно раскрыта духовная суть и цель монашества. Не указано, что монах отрекается от мира в первую очередь ради того, чтобы обрести Бога в своем сердце. Монашествующие призваны не только спастись, но и достичь нравственного совершенства через исполнение заповедей и особенный вид христианского подвига – удаление от мира, для чего иночествующим требуются особенные условия жизни. Главной цели монашества – обретению Бога – подчинено все устройство жизни в монастыре. 2 . Раздел «Служение монастыря миру» вопиюще противоречит всей «истории вопроса» в русской литературе. У нас все кому не лень порицали и продолжают порицать Великого Петра за то, что он (робко и, честно скажем, провально) пытался побудить монастыри к каритативной деятельности. Такие иерархи как свт. Арсений (Мацеевич) считали долгом чести гнать из монастырей военных инвалидов, которых посылали туда в силу Царского указа. В то же время некоторые обители и XIX в., и нашего времени успешно и охотно занимаются делами христианской благотворительности. Поэтому желательно растолковать выражение пункта 5 а «...монастыри призваны участвовать...» не как «повеление Господне», но как «совет» Священноначалия ( 1Кор. 7, 25 ). Как учит Св. Писание, «дары и служения различны» ( 1Кор. 12, 1–11 ), в т.ч. и в монашестве. Можно в связи с этим вспомнить об огромном многообразии орденов западного монашества, причем многие из них «служат миру» исключительно молитвой и келейными подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010