Я ознакомился с сетевой дискуссией по первому проекту «Положения», и она запомнилась мне своими резкими высказываниями. Иногда даже больно было читать, как человек, который оставил монастырь, описывает нестроения своей обители, не скрывая имен и санов. Ну если даже так плохо было тебе в монастыре, зачем же говорить об этом на весь белый свет? Ведь монастырь — это семья; прояви хотя бы внутреннее благородство и не выноси на всеобщее обсуждение недостатки своей семьи. Ведь это то же самое, что обсуждать при всех недостатки матери или отца. А если человек по каким-то причинам покинул обитель, то комментарии, как правило, вообще бывают излишни. В любом монастыре, даже в самом лучшем, есть недостатки, но, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), если ты этими недостатками не ввергаешься в смертные грехи, то потерпи великодушно, останься в том месте, куда тебя призвал Господь. Терпение — это главная добродетель монаха. Как дерево не принесет плода или засохнет, если его каждый год пересаживать, так и монахи, которые кочуют из монастыря в монастырь, не смогут продвинуться в духовной жизни. Возможно, авторы подобных комментариев настрадались в каких-то обителях, у них произошел надлом, и поэтому в их высказываниях чувствовалась немирность. Но мой духовник, старец архимандрит Кирилл (Павлов) всегда говорил: «Если ты не в мире, то лучше ничего не делать. Когда будешь в спокойном, мирном состоянии, тогда и принимай решения». — Для участников дискуссии несколько тем «Положения» продолжают оставаться острыми. Среди них вопросы о взаимоотношениях архиерея с настоятелем обители и выборности игумена. Владыка, Вы одновременно являетесь архиереем и игуменом монастыря. Скажите, взаимоотношения архиерея с настоятелем — это действительно острая проблема монастырской жизни? — Из практики я знаю, что все зависит от человека. Там, где архиерей понимает, что такое монашество, осознает необходимость сочетания контроля над жизнью братии и предоставления достаточной степени свободы самой обители, все хорошо. Когда архиерей не вмешивается в жизнь обители, не зная ее изнутри, это тоже хорошо. Я считаю правильным решение о том, что архиерей не может быть настоятелем сразу нескольких монастырей. Знать изнутри жизнь своего монастыря можно, только непосредственно находясь в обители или часто бывая в ней. В противном случае можно какие-то благословения преподать ошибочно, не лучшим образом вмешаться в жизнь монастыря, особенно не имея собственного монашеского опыта. Без такого опыта, но при наличии крена, скажем, в сторону социального служения, административной работы или хозяйственной деятельности можно даже нанести вред монастырю.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3742610...

Глава 4. Святитель Григорий Нисский Святитель Григорий, епископ Нисский, – одна из крупнейших личностей святоотеческого периода. К сожалению, точными данными о его жизни мы не располагаем, так как все его биографии были написаны уже после его смерти. 335–394 годы – примерные даты его жизни. Он был младшим братом святого Василия Великого , который и привлек его к церковной деятельности. Но вначале Григорий готовился к юридической карьере. Он получил образование в Кесарии Каппадо-кийской, где изучал риторику и где обнаружилась его необычайная склонность к философии. Известно также, что он был женат. Его брат Василий был епископом Кесарии и архиепископом Каппадокии и, неустанно хлопоча о чистоте никейской веры, был вынужден бороться с соседним архиепископом Тианским Анфимом, поддерживавшим ариан. Стремясь укрепить свое положение, он назначил своих братьев и друга Григория (будущего святителя Григория Богослова ) епископами в разных городах Каппадокии. Таким образом, хотя Василий и считал своего младшего брата неспособным и неопытным в церковных делах, Григорий стал епископом города Ниссы. Отсюда, кстати сказать, следует, что в те времена еще допускались женатые епископы. Это положение вещей просуществовало до Трулльского собора, состоявшегося в 692 году. Григорий был рукоположен во епископа в 371 году и немедленно обнаружил склонность к занятиям богословием. Через пять лет, в 376 году, по указу императора Валента Григорий был смещен и отправлен в изгнание за свои православные взгляды: он принадлежал к умеренной никейской партии. Это означало, что он принимал не только решения Никейского собора,! но и учение о трех ипостасях, развитое его братом Василием. В 379 году Григорий возвращается из ссылки. В том же году умирают два самых близких ему человека – брат Василий и сестра святая Макрина, с которою он был особенно близок и находился в постоянной переписке. До нас дошла его удивительно трогательная надгробная речь в честь Макрины. Несмотря на то что покойный Василий относился к талантам своего брата несколько свысока, Григорий оказался очень преданным братом. Он стал продолжателем деятельности Василия и закончил ряд его литературных работ, в частности полемику «Против Евно-мия» и «Шестоднев».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«Если об особой роли Православия в истории России упоминает преамбула Закона «O свободе совести и о религиозных организациях», то почему об этой роли молчит школьная программа?» 22 июня 2005 г. 11:58 Москва, 22 июня. В своем интервью порталу «Интерфакс-Религия» Святейший Патриарх Алексий рассказывает о перспективах отношений с Ватиканом и Константинополем, излагает православную точку зрения на современные средства массовой коммуникации и делится собственным видением жизни монашеских общин будущего: — Ваше Святейшество! Нынешний папа публично критиковал решение Второго Ватиканского собора, где говорилось, что Православная и Католическая Церкви являются Церквами-сестрами, и считает Католическую Церковь Матерью, которая одна сохранила полноту истины и в лоно которой должна вернуться Церковь Православная. Как Вы относитесь к такой интерпретации учения о Церкви и как эта позиция папы может отразиться на православно-католических отношениях? — Второй Ватиканский Собор, при всем его стремлении к переменам, тем не менее не был отступлением от традиционного католического вероучения и, в частности, от основных положений католической экклезиологии. Это относится и к выражению «Церкви-сестры», которое встречается в документе «Доминус Йезус» и ноте о выражении «Церкви-сестры», подготовленных Конгрегацией по вопросам вероучения и одобренных покойным папой Иоанном Павлом II. В частности, в них утверждается, что Католическая Церковь является единственной Церковью Христа в полном смысле, а употребление выражения «Церкви-сестры» в диалоге с Православными Церквами необходимо значительно сократить или даже избегать, так как Католическая Церковь является «матерью и наставницей», а не сестрой всех остальных Церквей. Такая экклезиологическая позиция не является чем-то новым для Римско-Католической Церкви. Она озвучивалась католическими богословами и раньше. Мы не можем согласиться с этими положениями. Православная Церковь исповедует, что именно она в полноте и без изменений сохранила веру со времен Самого Христа и святых апостолов. В свою очередь история свидетельствует, что Римско-Католическая Церковь допустила ряд отступлений от веры и жизни древней неразделенной Церкви. В первую очередь это касается ряда догматических положений, которых древняя Церковь никогда не знала. В духовной жизни католическая традиция культивирует эмоциональность, которая на Востоке, стремящемся к духовному трезвению, всегда признавалась чрезвычайно опасной. Безусловно, все эти отличия отражаются на экклезиологии.

http://patriarchia.ru/db/text/26211.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Верим, что владыка Иоанн молится за нас у престола Божия» Воспоминания протоиерея Андрея Алексеева к 90-летию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) 07.10.2017 1020 Время на чтение 3 минуты 9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект « Владыка Иоанн: каким он был... ». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку. Сегодня своими воспоминаниями делится в интервью «Русской народной линии» клирик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Андрей Алексеев , часто сослуживший Владыке: Нужно отметить, что митрополит Иоанн (Снычев) был настоящим русским человеком, даже не столько по национальности, а сколько по своему менталитету и своим взглядам на жизнь. Безусловно - самой твердой веры в Господа Иисуса Христа, что прослеживалась в течение всей его жизни, после того, как Господь открыл будущему Владыке в видении все безобразие и мерзость грешного мира. Был он выходцем из многодетной крестьянской семьи. Претерпев на себе тяжесть того времени, голод, бедность, многие лишения, он до конца своих дней остался очень добрым, внимательным, отзывчивым человеком, проявляя эти качества ко всем одинаково и к простому человеку, и к человеку, занимающему высокое положение в обществе. Но был строг и нетерпелив ко лжи, несправедливости и лукавству. Никогда не превозносился над человеком, хотя мог бы, занимая такое высокое положение. И люди отвечали взаимностью, его любили. И он всех принимал в своей епархиальной канцелярии и даже у себя в резиденции, даже простых паломников. Был добрым пастырем во всех отношениях и ко всем без исключения. Владыка был патриотом, любил свою Родину, свой народ и всегда за всех нас молился. На службе он доставал свой синодик и поминал имена тех, кто просил молитв. Это многого стоило. Время, когда Владыка стал на нашей кафедре в Ленинг раде, а затем в Санкт-Петербурге, было очень сложное и переменчивое. С одной стороны, церковь только что получила какую-то свободу после советского периода, а с другой, с этой свободой к нам в Отечество хлынула волна сектантов, лжеучителей, либералов, лукавых проповедников и различных авантюристов. И с этим конечно было необходимо бороться всеми силами.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/07/ve...

Закрыть О школах воскресных замолвите слово... Состоялся семинар педагогов воскресных школ Горноалтайской епархии 11.07.2017 569 Время на чтение 5 минут В одном из своих выступлений на Высшем Церковном Совете председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сказал: «Ни одна из Поместных Церквей не решала задачи столь масштабного уровня в области приходского образования за всю свою историю». В этих словах - вся громадность, стоящих сегодня перед Церковью задач. Когда полтора года назад до педагогических коллективов воскресных школ довели «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», было от чего прийти в уныние. Систему воскресных школ предлагалось строить по типу общеобразовательных. Огромное количество часов отводилось на изучение церковного пения и церковнославянского языка почти по семинарским программам, начиная с начальной школы. От осмысления этого возникала тихая паника и мысль: «это что, диверсия?». Было очевидно, что такие нововведения просто разрушат то, что есть и не дадут построить ничего нового, ведь цель воскресных школ не просто дать детям сумму знаний, а помочь им органично войти в Церковь, найти в Ней свое место, построить живые отношения с Богом. Тогда же была проведена аттестация воскресных школ, показавшая неподъемность новых требований. После огромной работы по усовершенствованию документов, 9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил новое Положение, регламентирующее организационные принципы работы воскресных школ, и новый Стандарт - определяющий содержание и объем их деятельности. Изучение этих двух документов дает возможность смотреть в будущее с гораздо большим оптимизмом. Воскресным школам предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем, сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется. Обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к богослужебной, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/12/...

Новый год – грустный праздник? Очень многие люди, как только приближаются праздники, начинают тосковать: вот еще один год, мы еще на год ближе к смерти 30 декабря, 2014 Очень многие люди, как только приближаются праздники, начинают тосковать: вот еще один год, мы еще на год ближе к смерти Мыслями накануне Нового Года делится священник Сергий Круглов С тех самых пор, как настали последние времена, а как учит Церковь, последние времена настали тогда, когда Господь пришел на землю и стал человеком – в день Его Рождества, с тех самых пор мир стал делиться по самым разным признакам, по разным параллелям и меридианам. И одно из делений вот какое: есть люди, которые зависят от календаря, и есть свободные люди, которые живут в жизни вечной и от календаря не зависят. Среди людей, которые зависят от календаря, очень много тех, кто считает себя воцерковленным, православным, носит крест, ходит в храм, исповедуется, причащается, совершает все, что положено. Это люди, которые веруют в Бога. Они каждое утро открывают молитвослов и в утренних молитвах находят и читают Символ веры, в котором говорится о жизни будущего века, жизни вечной, в которую положено веровать христианину. На самом же деле они этой жизни совершенно не хотят и к ней не готовы. Они измеряют жизнь веком нынешним. Они знают, что настанет смерть, а после смерти, в лучшем случае, наступит покой, то есть полное или небытие, или некий «загробный мир» – есть такое выражение, совершенно далекое от наполненного жизнью христианства. И в этом загробном мире их души наконец будут отдыхать, вечно спать, упокоятся. Современный человек, замученный суетой, работой, тревогой, депрессиями, хочет одного – выспаться. А что такое – тяга выспаться? Это тяга «не быть», тяга к самоубийству, говоря другими словами. И вот эта тяга к самоубийству имеет в современном мире, пораженном материализмом, очень много проявлений. Кто-то пьет водку до беспамятства, кто-то пытается уйти в мир наркотиков, в виртуальный мир, и так далее. То есть люди стремятся не быть, не жить. И их легко понять, потому что в современном мире «жить» очень часто означает – «страдать».

http://pravmir.ru/novyiy-god-grustnyiy-p...

О насилии Если мы осознаем, что конфликт может стать созидательным, когда он коренится в любви, в самоотдаче, в любви крестной, жертвенной, то положение изменится. Если в таком духе подходить к конфликтам, то можно попытаться действовать творчески, и тогда конфликт, ненависть, агрессия потеряют свою разрушительную силу. 26 июля, 2013 Если мы осознаем, что конфликт может стать созидательным, когда он коренится в любви, в самоотдаче, в любви крестной, жертвенной, то положение изменится. Если в таком духе подходить к конфликтам, то можно попытаться действовать творчески, и тогда конфликт, ненависть, агрессия потеряют свою разрушительную силу. В 1991 году «Новый мир» с предисловием С. С. Аверинцева опубликовал автобиографический текст митрополита Антония Сурожского «Без тем самым открыв его имя для широкого читателя. С тех пор по России его книги разошлись более чем миллионом экземпляров. В советское время слово Владыки, возглавлявшего Русскую православную церковь в Великобритании, прорывалось сквозь глушилки в передачах Би-би-си, множество его текстов ходило в самиздате. Его приезды в Москву собирали толпу в храмах, где он проповедовал, и все более многочисленные подпольные группы — в домах друзей, не боявшихся предоставлять ему свои квартиры. Для советского слушателя его слово о вере, достоинстве, человечности, свободе и радости было глотком свежего воздуха. Но не меньший отклик оно находило и в самых разнообразных кругах Англии — страны его служения. На одной из конференций, посвященных наследию митрополита Антония, участникам вспомнилась шутка, бытовавшая в церковных кругах Европы в 1970 — 1980-х годах: митрополит Антоний — самый популярный человек в Великобритании — после «Битлз». Чем епископ немногочисленной общины, представитель нетрадиционной для Британских островов Церкви мог привлечь внимание в стране, которая к иностранцам в принципе относится сдержанно? Чем непривычно клерикального вида чужестранец (Владыка никогда не выступал без подрясника и панагии), горячо любивший Россию и отличающийся бескомпромиссной верностью Православию («чрезвычайно консервативен», как характеризуют его в рапорте Архиепископу Кентерберийскому о планах совместного обсуждения вопросов подкупал недоверчивого слушателя? Что было в нем и его слове такого, что он получал приглашения выступить по радио и на телевидении, в богословских, медицинских, естественно-научных колледжах, университетах, средних школах, больницах, хосписах, экономических институтах, военных училищах, школах искусств?

http://pravmir.ru/o-nasilii/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Греческое восстание нарушило принцип общего вспоможения правительств Европы против восставших подданных       Греческое восстание нарушило  принцип общего вспоможения правительств Европы против восставших подданных Ультиматум туркам     Грозный ультиматум упал как с неба на Порту. Занятая исключительно Греческим вопросом, раздраженная переменою английской политики и оскорбительными выходками английского посла Стратфорда Каннинга, Порта выпустила из виду Россию, тем более что известие об обстоятельствах, сопровождавших восшествие на престол царьа Николая, подавало ей надежду на внутренние волнения в России, которые не дадут ее государю возможности думать о ввешней войне: и вдруг громовой удар разразился с той стороны, с какой его вовсе не ожидали. Первый добрый приятельский совет смущенная Порта услыхала из Вены.   Греческое восстание поставило Меттерниха в тяжелое положение, нарушив драгоценный ему принцип общего вспоможения правительств против восставших подданных. " Во всяком другом случае,- говорил он,- государства были обязаны пред европейским миром и правом помочь султану против греков; но тут религия удержала их от этого: они не могли помогать грекам без нарушения основ международного права и не могли против них сражаться без нарушения религиозных интересов. Страдательное положение было здесь самое целесообразное. Россия первая отняла у держав выгоду положения. Она взяла себе в голову, будто вмешательство во что бы то ни стало составляет для нее необходимость, и так как она не могла действовать на греков, то устремила свою деятельность на Порту " .     Эту деятельность, однако, удалось задержать на первое время, как вдруг Англия изменила. Решительный шаг царьа Николая понравился в Вене; понравилось резкое разграничение, сделанное царьом между двумя вопросами - Русско-турецким и Греческим. В Вену дали знать о словах царьа, сказанных послам французскому, английскому и прусскому:     " Дело России есть дело исполнения договоров, а не поддержка восстания, противного праву. Россия будет стараться покончить первое дело; если же другие государства захотят вмешаться во второе, то Россия может принять участие в их мудрых советах; но для этого ее отношения с Портою должны быть одинаковы с отношениями других дворов " . Меттерниху также дали знать из Петербурга, что когда одного влиятельного русского сановника и ревностного защитника греков спросили, как он думает, что будет, если султан исполнит русские требования,- то он отвечал: " Тогда все пропало! "

http://isihazm.ru/?id=919

поиск:   разделы   рассылка Десницкий Андрей Запретил ли 6-й Вселенский собор исследовать Писание? Источник:  Нескучный сад Все, что нужно, о Писании уже сказали отцы Церкви, а мы, православные, обязаны просто повторять за ними, чтобы не впасть в ересь. Такое мнение встречается часто. Можно ли исследовать Писания и как, размышляет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Шестой Вселенский Собор (миниатюра Хроники Константина Манасии) Впервые я услышал об этом правиле от своего друга, по образованию математика – отсюда и такое название, " шесть-девятнадцать " . Дескать, 19-е правило 6-го Вселенского собора напрочь запрещает занятия библеистикой: всё, что нужно, о Писании уже сказали отцы церкви, а мы, православные, обязаны просто всё повторять за ними, чтобы не впасть в ересь. С тех пор я слышу такое регулярно. Но прежде, чем соглашаться или спорить, стоит прочесть текст этого правила, причем целиком, а не только вторую его половину, как делают обычно: " Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; и если будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение " . Что же здесь сказано? Да очень просто: священники должны постоянно проповедовать в храмах, особенно по воскресным дням, и проповедовать по Писанию, и толковать его в пределах, положенных отцами, чтобы никакой " отсебятины " . Не видел, кстати, что об этом правиле напоминали тем, к кому оно обращено, к священникам, которые или вовсе не проповедуют, или избирают совсем иные сюжеты – а жаль.

http://religare.ru/2_100340.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Иларион: " Духовное единство нашей Церкви уже существует, структурное же единение – дело времени " Источник:  Седмица.ру 4 – 5 июля по приглашению архиепископа Берлинского и Германского Марка в баварской столице Мюнхене пребывал находящийся на лечении в Карловых Варах (Чехия) Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Корреспондент " Седмицы.Ru " Анатолий Холодюк встретился c Первоиерархом РПЦЗ, который рассказал о наиболее актуальных вопросах церковной жизни Русского Зарубежья. – Ваше Высокопреосвященство, сегодня завершается Ваш двухдневный визит в Мюнхен, куда по приглашению архиепископа Берлинского и Германского Марка Вы прибыли из Карловых Вар Вы, где находитесь на лечении. Как Вы оцениваете положение дел в возглавляемой владыкой Марком епархии? – Мне очень отрадно видеть и констатировать процветание нашей епархии в Германии. Я знаком с ней с 1971 года, когда коротко пребывал на немецкой земле в качестве студента православной семинарии Нью-Йорка. Тогда в составе молодежной группы я посетил мужской монастырь Иова Почаевского, где настоятелем в то время был епископ Нафанаил. Помню, что положение этой обители производило на нас, семинаристов, убогое впечатление. Но, слава Богу, с назначением архиепископом Марка все в монастыре изменилось гораздо в лучшую сторону. Действительно, в настоящее время в Берлинско-Германской епархии наблюдается ее значительный расцвет. В стране в связи с массовым наплывом переселенцев и эмигрантов возникают новые приходы. Для них строятся новые храмы или приобретаются помещения для богослужений, заметно благоукрашаются сами православные храмы. – Прогнозируете ли Вы полное единение Русской Православной Церкви, а значит и слияние двух епархий на немецкой земле – Зарубежной Церкви и Московского Патриархата ? – Духовное единство нашей Церкви уже существует, структурное же единение – дело времени и для этого должны созреть определенные обстоятельства и условия. Я думаю, что в перспективе станет возможным слияние, например, двух приходов в отдельном городе, как это уже произошло в Австралии, в городе Ньюкасл в штате Новый Южный Уэльс. Верующие уже объединенного Свято-Николаевского прихода сейчас живут вместе и, замечу, – дружно. Что касается предполагаемого слияния отдельных приходов в Германии, то, считаю, решение этого вопроса целиком зависит от духовного начальства. Со временем, конечно, могут состояться какие-то переговоры на эту тему. Однако выражу свое мнение, что спешка в этом деле совершенно ни к чему. Такие непростые вопросы надо решать мирно, спокойно и, главное, – с любовью.

http://religare.ru/2_77276.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010