Луи Дюшен (католик) Глава VII. Епископская власть  Угроза христианскому братству со стороны ереси. – Необходимость иерархии. – Положение ее в Иерусалиме и Антиохии. – Устройство церкви во времена ап. Павла – Совет епископов, диаконы. – Единоличный епископат, его происхождение. – Кажущееся противоречие между епископатом единоличным и коллегиальным. Большинство исторических памятников, на которые мы до сих пор ссылались, говорят об азийских церквах; но можно думать, что таково же было положение почти всюду. Оно было очень серьезно. Был поставлен вопрос, останется ли христианство верно Евангелию, или первоначальная простая проповедь будет поглощена приливом чуждых ей доктрин. Неужели эта чистая религия, унаследовавшая все, что было лучшего в Израиле, эта здоровая нравственность, это доверчивое, спокойное благочестие, – неужели все это будет отдано без защиты в жертву пропагандистам всяких причудливых учений и безнравственным шарлатанам? Последние были многочисленны и разнообразны; они перебегали от одной церкви к другой под видом пророков или апостолов, ссылаясь на Ветхий Завет, на авторитет Евангелия, преувеличивая значение соображений своей туманной философии, способной сбить с толку простодушных людей. Как оградиться от них? В эту первую эпоху церковь еще не располагала ни вполне определившимся каноном Священного Писания , ни общепризнанным символом веры , ни даже твердо установленной духовной властью, которая была бы уверена в себе и опиралась на прочную традицию. В христианских собраниях слово также свободно предоставлялось каждому, как и в синагогах; если речи принимали нежелательный оборот, председателю собрания было конечно не трудно остановить оратора, но если бы он стал сопротивляться, если бы затеял спор, что можно было бы возражать людям, которые ссылались на авторитет или великих восточных апостолов, или ученых законников, или даже на Святого Духа и на Него в особенности? Мы видели, как трудно было ап. Павлу ввести в границы вдохновение своих коринфян. А как помешать проповеди вне собраний общины, образованию кружков, вследствие которого, даже помимо догматических заблуждений, распадался братский союз первых дней?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Семеро Николаев В дни празднования Святителя Николая Чудотворца я поминаю семерых Николаев. Здравствующих Николаев среди моих близких нет. И вот сейчас, в преддверии «зимнего Николы» (наверняка без него тут не обошлось!..), неожиданно пришла мысль рассказать о его одноименниках, оставивших тот или иной след в моем сердце. Их семеро. Печальнее и больнее всего — память о моем не виданном никогда брате, сыне тетушки моей Лидии. С него и начну. Уб. отрок Николай У моего отца было семеро братьев и сестер. Старшей — и самой красивой, хотя и все остальные не обделены были красотой, — была тетя Лида. Лет с семи я знала, что у тети Лиды был сын, который умер в блокаду, рассудок ее этого горя не вынес, и ее время от времени укладывали в психиатрическую больницу, что на Пятой линии. Подробностей я не знала. И лишь совсем недавно от самой младшей изо всех (на семейной фотографии она сидит на руках у бабушки моей Агриппины) и единственной еще здравствующей я узнала, как это было. В блокаду тетя Лида работала на одном из заводов, была, как и почти все тогда, на казарменном положении, то есть ее отпускали домой лишь изредка, а подросток Коля, сын ее, находился, тоже на казарменном положении, в ремесленном училище. И вот однажды тетя Лида пришла навестить сына. «Вы к кому?» — спросили ребята. «К Коле Васильеву». — «А мы вашего Кольку съели». — «Как… съели?!..» — «А вот так. Съели». История Ленинградской блокады полна примеров подлинного братства и самопожертвования, но и случаи людоедства из нее не вычеркнешь. К тете Лиде блокада повернулась вот таким страшным ликом… Конечно же, этот юный мученик прямиком попал на небеса, в этом нет сомнения. Но молитв и он, конечно же, ждет. Помолитесь о нем и вы. Он будет рад. Николай Васильевич Он был одним из первых директоров издательства, в котором я проработала без малого тридцать лет. Сегодня, в век новых полиграфических технологий, издательство наше едва теплится, а в 30-х — 90-х годах прошлого века оно было всесоюзным издательством первой категории. Было оно ведомственным, и исторически сложилось так, что здесь, в Ленинграде, была «метрополия», а в Москве — всего лишь филиал. И Н.В. постоянно катался в Москву, в Главк, и всегда был в курсе всех его новостей, должностных перемещений и сплетен.

http://azbyka.ru/parkhomenko/semero-niko...

Скачать epub pdf Слово на день праздника Благовещения В чем «главизна нашего спасения»? Эти слова настоящего праздничного тропаря говорят нам, мои возлюбленные о Христе чада, о том, что было положено Богом в главизну, в основу нашего спасения. Но, прежде чем говорить об этом, мы должны знать, в чем состоит наше спасение. Обычно многие из нас стремятся иметь как можно больше всяких познаний, но не стремятся к приобретению познания о самом главном и самом существенном для нас – о нашем спасении. Оно состоит в уничтожении первородного греха наших прародителей – их гордости, и в возвращении нам благодати Св. Духа, которая была источником святости и блаженства первых людей в раю и которую они потеряли вследствие впадения их в гордость. С момента этого падения все божественное домостроительство в деле нашего спасения было направлено к явлению на земле вновь сей благодати, почему в тропаре и сказано: «...и еже от века таинства явление». Это ту благодать и благовестил архангел Гавриил Деве Марии, что обозначено в тропаре: «...и Гавриил благодать благовествует». Сия благодать воссияла на земле со времени сошествия на апостолов Божественного Духа. После этого она стала изливаться на верующих в таинствах св. Церкви. Это она, благодать Св. Духа, исполняла св. людей, благодаря их неуклонному соблюдению всех божественных заповедей, истинным ведением, даром чудес, божественною силою для борьбы со всяким злом, божественною радостью и дивными небесными откровениями и видениями. Через эту благодать небесная, святая и блаженная жизнь снизошла с неба на землю; и для приобщения к сей жизни все мы должны стремиться как к самой главной и высшей своей цели и в этом полагать всю сущность нашего спасения. Однако что же было положено Богом в главизну, в основу этого спасения? На сей вопрос мы находим ответ в словах тропаря: «Сын Божий Сын Девы бывает». Бесподобное, изумительное смирение Сына Божия, Второй Божественной Ипостаси, и есть основа нашего спасения, уничтожения гордости наших прародителей и возвращения нам благодати с ее святою и блаженною жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Источник Скачать epub pdf «Преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий», – так возвещал нам движимый Духом Святым пророк и царь Давид. Воистину так явлен был подлинный Град Великого Царя, о Котором сложено было столь много прекрасных слов и гимнов. Кто же есть сей Град? Мне представляется, что Божественный Давид говорит здесь явственно и несомненно о Той воистину избранной и возвышающейся не только над самыми высокими домами, но и над высочайшими горами и вершинами земли. Ибо всех их превышает своими великими Божественными добродетелями и превосходит чистотой Пречистая и Пренепорочная Богородица. В Ней поселился Царь царствующих и Господь господствующих, и, как еще лучше можно сказать словами святого Апостола, в Ней поселилась «вся полнота Божества телесно». Дева Богородица есть воистину преславный Град Божий. Она есть мысленный Сион. Именно о Ней, я думаю, пророчески говорил Давид. И не будет далеко от действительности назвать Ее также и Храмом преславного Града. Ибо если сохраняются в памяти многих и надолго те имена, которые высечены на могильных плитах, и если и по сей день высятся колонны и памятники в честь людей, даже имена которых мы не имеем права произнести, хоть слава их пребывает среди непорочнейших, что сказать нам о прославленной Богом и Всепетой Дщери, Всечистой и Всенепорочной Богородице? Ибо если Она стала Одушевленным Градом Царя Христа, то по праву и пресвятой храм, который мы освящаем сегодня в праздник Положения Честного Пояса Ее, есть и называется прославленным Богом градом. Градом, что не записывает имена подданных своих, находящихся в повелении не у смертного и земного царя, но у Царя Небесного, приводящего их к вечной жизни и дарящего всем, следующим за Ним, Царствие Свое. Честные и благочестивые слушатели мои, когда вы слышите о сегодняшнем празднике Освящения, да приходят вам на ум новые постройки и здания, которые недавно закончили возводить, но да приходит и духовное освящение, при котором наш внутренний человек скидывает старые и рваные одежды греха, облачается в новые ризы благочестия и живет новой жизнью Христовой. Именно этому радуется и Всенепорочная Богородица. Стяжав необходимые добродетели и начав жить новую в Боге жизнь, насладимся же и мы в чистоте чистым праздником Чистой и Непорочной. И, как бы к Ней Самой, да придем мы к всечестному храму Ее, приведя в порядок все помыслы и поступки наши и обратив их все к лучшему. Да не совершим мы чего-либо недостойного дней освящения, как гласит Писание, ни в поступи нашей, ни в смехе нашем, и даже украшение одежд наших пусть не будут неподобающим. И о чем я говорю? Не только это, но и сами мысли наши да приведем мы в порядок. И всему этому да предшествует милосердие, ибо именно им ублажается и успокаивается Бог , дабы отпраздновать нам сегодня обновленными и телом и душой день освящения Храма Пренепорочной и по плоти Матери Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы, Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи Ф. И. Успенский. История Византийской империи Кратковременное царствование Юлиана прошло как страшный ураган, мало затронув Запад. Существенного вреда христианской Церкви и в восточной половине империи оно не могло нанести уже вследствие недостаточной обдуманности и малой последовательности сделанных Юлианом распоряжений, а равно и потому, что местные власти не имели времени применить их на практике. После Юлиана не было охотников поддерживать его церковную политику. Во второй половине IV в. самым выразительным явлением в области религиозной жизни было разделение христианского мира на два враждебные лагеря: исповедников Афанасиева учения, т. е. никейского символа, и приверженцев учения Ария. Особенно ревностным защитником арианства на Востоке был император Валент (364—378), о котором до сих пор свидетельствует водопровод его имени. Ко времени трагической смерти его все епископские кафедры находились в руках ариан, даже кафедра константинопольская замещена была арианином Димофи-лом. Положение внушало серьезные опасения еще и потому, что кроме численно и официально преобладавшей арианской партии, на Востоке было еще значительное число разных сект и учений, образовавшихся на почве философских воззрений на существо тогдашнего христологиче-ского вопроса. Со смерти Константина занявшая господствующее в империи положение христианская Церковь более 40 лет была разъедаема внутренней враждой, что не могло не унижать ее в глазах приверженцев языческого культа. В 379 г. западный император Грациан назначил своего полководца Феодосия августом, т.е. сопричислил его к императорской власти и дал ему в управление восточную половину империи. С тех пор судьбы Востока в политическом и церковном отношении стали направляться к одной цели, и произведенные в конце IV в. государственные и церковные реформы соединены с именем Феодосия, получившего прозвание Великого.

http://sedmitza.ru/lib/text/442745/

Глава I Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того. Церкви: Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Сретения Господня, Великомученицы Екатерины, Преподобномученицы Евдокии, Воскресения Христова, Нерукотворенного Спасова образа – «за золотою решеткою», Великомученика Иоанна Белоградского, Св. Иоанна Предтечи, Положения ризы Пресв. Богородицы, Похвалы Пресв. Богородицы, Нерукотворенного Спасова образа, «что у царевен на сенех», Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа и Св. Апостолов Петра и Павла. История происхождения каждой из этих церквей. Внешнее и внутреннее устройство, ризница. Служение патриарха и других высших духовных лиц. Посещения для молитвы особами царской фамилии. Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того Приступая к исследованию вопроса о Московских Кремлевских придворных церквах в XVII веке, мы, прежде всего, не можем не остановиться на многочисленности оных, особенно во второй половине сего столетия. В то время как до 1628-го было лишь четыре придворных церкви – во имя Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Ея, Сретения Господня и Великомученицы Екатерины, в конце XVII века, кроме указанных церквей, находим еще церкви: соборные – во имя Нерукотворенного Спасова образа и Живоносного Христова Воскресения, новую церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, Риз-положения, Похвалы Пресвятой Богородицы, Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа, Св. Апостолов Петра и Павла и Св. И. Предтечи. Все указанные церкви в официальных документах XVII в. обозначались как в собственном смысле придворные, в отличие от других ружных церквей, того же Кремля, принты которых также содержались на средства государя, терминами: «что у Великого Государя», «государыни», или «у благородных царевен» – вверху или «на сенех» 6 . Что касается причины существования столь многих церквей в Кремлевском дворце, то ее отчасти можно усматривать в преобладании у нас на Руси в XVII в. религиозного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Глава V. Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосий Великий. Дело о жертвеннике Победы. Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи Кратковременное царствование Юлиана прошло как страшный ураган, мало затронув Запад. Существенного вреда христианской Церкви и в восточной половине империи оно не могло нанести уже вследствие недостаточной обдуманности и малой последовательности сделанных Юлианом распоряжений, а равно и потому, что местные власти не имели времени применить их на практике. После Юлиана не было охотников поддерживать его церковную политику. Во второй половине IV в. самым выразительным явлением в области религиозной жизни было разделение христианского мира на два враждебные лагеря: исповедников Афанасиева учения, т.е. никейского символа, и приверженцев учения Ария. Особенно ревностным защитником арианства на Востоке был император Валент (364–378), о котором до сих пор свидетельствует водопровод его имени. Ко времени трагической смерти его все епископские кафедры находились в руках ариан, даже кафедра константинопольская замещена была арианином Димофилом. Положение внушало серьезные опасения еще и потому, что кроме численно и официально преобладавшей арианской партии, на Востоке было еще значительное число разных сект и учений, образовавшихся на почве философских воззрений на существо тогдашнего христологического вопроса. Со смерти Константина занявшая господствующее в империи положение христианская Церковь более 40 лет была разъедаема внутренней враждой, что не могло не унижать ее в глазах приверженцев языческого культа. В 379 г. западный император Грациан назначил своего полководца Феодосия августом, т.е. сопричислил его к императорской власти и дал ему в управление восточную половину империи. С тех пор судьбы Востока в политическом и церковном отношении стали направляться к одной цели, и произведенные в конце IV в. государственные и церковные реформы соединены с именем Феодосия, получившего прозвание Великого. В церковном отношении деятельность Феодосия может быть рассматриваема с двоякой точки зрения: а) по отношению к старой римской религии, б) к разнообразным сектам и учениям среди христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Высоко-Дечанская лавра и русские монахи 22.11.2004 423 Время на чтение 10 минут Келья Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря до революции была одной из самых больших русских келий на Афоне. В ней обитало около 100 монахов. основатель иеросхимонах Кирилл (Абрамов) был первым председателем Братства Русских обителей на Афоне - объединения русских святогорских келиотов, созданного с целью укрепления русского монашества в условиях жизни вне территории Российской империи. Келья славилась своими иконописцами. Иконы, писанные в этой обители, расходились по всей России. Известна келья также своим маслом. Кроме оливкового, или деревянного, масла здесь производилось регальное, шалфейное, лавровое и мелиссовое. Эта келья была своеобразным славянским центром на Афоне. Напомним, что она находилась на территории сербского монастыря Хиландарь, который некоторое время был болгарами - так велико было запустение в Сербии после турецкого владычества, что представители сербского народа не могли содержать свою знаменитую Хиландарскую лавру, основанную великим сербским святым - святителем Саввой. хуже было положение в самой Сербии. Монастыри пустовали, церковная жизнь нуждалась в возрождении. К кому было обратиться, как не к своим русским братьям? Сербский митрополит Михаил , хорошо знавший иеросхимонаха Кирилла, посещает афонскую обитель и делает ему предложение взять под свою опеку знаменитую Высоко-Дечанскую лавру. Митрополит Михаил был известным русофилом, по преданию, именно он хоронил героя Турецкой кампании полковника Раевского, павшего смертью храбрых около г.Алексинаца в августе 1876 года (ставшего прототипом Вронского в романе Л.Толстого " Анна Каренина " ). Митрополит Михаил понимал, что только русское афонское братство, переживавшее невиданный расцвет в те годы, способно возродить знаменитую сербскую лавру. Положение в те годы было очень Из-за непрестанных нападений разбойников-арнаутов, которых ныне принято именовать албанцами, лавра практически опустела: в ней проживало 1-2 человека, а часть земель, принадлежавших лавре, была уже отобрана враждебно настроенным местным населением. Для о.Кирилла настало время на деле показать силу славянского единства, и он принимает это послушание. В лавре предполагалось установить общежительный афонский устав, действовавший в Златоустовской келье, и населить сербский монастырь русской братией. Сербский митрополит согласие на это переселение Русского посланника в Константинополе, и 14 января 1903 года митрополит Рашке-Призренский Никифор и иеросхимонах Кирилл выполняют все необходимые формальности по передаче Дечанской лавры. В лавру отправляются наместник Златоустовской кельи иеромонах Арсений с двадцати восемью представителями афонской братии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть Политконсультант Собчак: «Основное положение программы – ликвидация Русской Православной Церкви» «Принцесса Болотной» и ее команда спешат заявить о враждебности русскому народу на всех возможных поприщах 31.10.2017 2319 Ксении Собчак мало было собственного скандального имиджа, мало было назначить руководителем своей кампании медиаменеджера ельцинской семьи Игоря Малашенко. «Принцесса Болотной» и ее команда спешат заявить о враждебности русскому народу на всех возможных поприщах. «С точки зрения международного права Крым принадлежит Украине . Россия нарушила Будапештский меморандум 1994 года», – заявила Собчак 24 октября на первой же своей пресс-конференции в качестве кандидата в президенты. А вот еще один ее политконсультант – Станислав Белковский. В команду Собчак он был приглашен Малашенко утром 25 октября, и в тот же день уже в этом статусе заявил в эфире «Эха Москвы »: «Про программу Собчак мы с вами поговорим через неделю, потому что пока я не имею к ней никакого отношения, но надеюсь иметь». А затем пояснил, какую точку зрения исповедует сам: «Основные положения программы – это ликвидация Русской Православной Церкви Московского Патриархата…». Вместо Церкви – отмены которой «как института» требует Белковский – должна появиться в его чаянии «конфедерация приходов по протестантскому принципу». Ведущая «Эха» уточнила «То есть Православная Церковь должна перейти, как бы, в протестантство своеобразное?», на что политконсультант Собчак ответил: «В некое подобие». Стоит отметить, что подобные инициативы отнюдь не новы. Хрущевские гонения на Церковь выражались не только в закрытии и уничтожении сотен храмов, но и в реформе управления приходами. Постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» от 13 января 1960 года и специальное постановление Совета министров СССР «Об усилении контроля за деятельностью церкви» от 16 января 1961 года превращали Церковь именно в такую «конфедерацию приходов», передавая все функции управления ими от назначенного епископом настоятеля храма к приходскому совету.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/31/po...

Протоиерей Александр Лебедев: Мы находимся в состоянии трепетного ожидания того момента, когда церковное единство Русской Православной Церкви будет восстановлено Москва, 29 апреля 2007 г. Недавно состоялось последнее перед намеченным на 17 мая подписанием в Москве " Акта о каноническом общении " заседание Синода Русской зарубежной Церкви. О том, каковы его итоги, изменилось ли отношение Зарубежной Церкви к участию Московского Патриархата во Всемирном совете церквей, с какими чувствами церковная делегация готовится к визиту в Москву, в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказал секретарь комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев. - Отец Александр, как Вы оцениваете итоги состоявшегося Синода Зарубежной Церкви? - Главной задачей Синода было закончить работу, предваряющую подписание " Акта о каноническом общении " , которое состоится 17 мая в храме Христа Спасителя в Москве. Был принят текст окончательного определения об утверждении этого документа, а также решение направить в российскую столицу делегацию во главе с митрополитом Лавром. Мы урегулировали положение трех клириков, которые перешли из Зарубежной церкви в Московский Патриархат. Настроение участников встречи было положительным, все находятся в ожидании скорейшего восстановления церковного единства. Согласно " Акту " , установлен порядок поминовения патриарха Московского и всея Руси перед поминовением первоиерарха Зарубежной Церкви. Это положение было одобрено Синодом в отдельной резолюции. Кроме того, на Синоде были утверждены литургические формы поминовения России. Сейчас в разных приходах у нас по-разному молятся о России: некоторые говорят о страждущей, некоторые - о многострадальной стране российской. На нынешнем Синоде была принята резолюция, чтобы молиться о " богохранимой стране российской " . Когда-то мы молились о гонимой России, сейчас, принимая во внимание, что гонения в России прекратились, поминать ее как многострадальную или страждущую уже неуместно. Хочу подчеркнуть, что при принятии этой резолюции никакого давления на нас со стороны Московского патриархата не оказывалось. Это наше внутреннее решение, принятое для того, чтобы установить единообразие поминовения России в наших приходах. Стоит добавить, что единая форма поминовения еще не вступила в силу. Синод выразил пожелание, а епархиальные архиереи должны будут разослать соответствующие указы по приходам.

http://pravoslavie.ru/21903.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010