Беседа на Апостольское чтение, положенное в день Св. Духа (Еф. 5:9–12). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Братие! Яко чада света ходите и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Апостол сказал, что вы – свет; свет же, открывает все то, что бывает во тьме: так что, если вы, – говорит, – будете добродетельны и достойны удивления, нечестивые не будут иметь возможности таится. И подлинно, как в то время, когда стоит светильник, освещаются все, и разбойник не может приблизится: так, при сиянии света от вас, обличаемые нечестивцы будут поражены. Следовательно, должно изобличать. Но каким же образом говорит Христос: не судите, да не судими будете ( Мф. 7:1 )? Обличать, сказал Апостол, т. е. вразумлять, а не осуждать. Слова Апостола обозначают следующее: как рана телесная до того времени, пока таится, быв прикрыта снаружи, и пока углубляется далее, не пользуется никаким лечением, так и грех, доколе скрывается как бы во мраке, до тех пор весьма свободно продолжает действовать смело; но как скоро будет обнаружен, – делается светом: не самый грех, – ибо как это возможно? – Но тот, кто соделал его. Ибо если он будет приведен на средину собрания, если будет вразумлен, если покается, если получит отпущение, то не разогнал ли ты тьмы его? Не исцелил ли тогда его раны? Не вызвал ли бесплодия к плоду? Или это он говорит, или то, что ваша жизнь, будучи открытою, есть свет: потому что никто не утаивает жизни безукоризненной. Все же то, что скрывается, скрывается потому, что помрачено. Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. О спящем и мертвом говорится, т. е., таком, который – во грехах: потому что и он дурной издает запах, как – мертвый, и он неподвижен, как спящий, и он ничего не видит, как тот, но бредит и мечтает. Как для тела есть смерть, так и для души: душа яже согрешит, говорит Писание, та умрет. Смерть души не такова, как смерть тела, но гораздо важнее. Ибо та смерть – телесная, разлучивши душу и тело друг от друга, одно избавляет от многих забот и трудов, другую же перепроводит в известное место; а потом тело, разлученное на время и удаленное, опять соединяется с нетлением, и снова получает свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

напишет он в стихотворении «Крым», созданном в 1920 году уже студентом Кембриджского колледжа Святой Троицы. Этот «храм памяти» он сохранит на всю жизнь. Много позже, в книге воспоминаний «Другие берега», он опишет все то, что ему довелось испытать в Крыму с декабря 1917 по апрель 1919 года. «Местное татарское правительство, – писал он о приходе большевиков, – сменили новенькие советы, из Севастополя прибыли опытные пулеметчики и палачи, и мы попали в самое скучное и унизительное положение, в котором могут быть люди, – то положение, когда вокруг все время ходит идиотская преждевременная смерть, оттого, что хозяйничают человекоподобные, и обижаются, если им что-нибудь не по ноздре. Тупая эта опасность плелась за нами до апреля 1918 года. На ялтинском молу, где Дама с собачкой потеряла когда-то лорнет, большевистские матросы привязывали тяжести к ногам арестованных жителей и, поставив спиной к морю, расстреливали их; год спустя водолаз докладывал, что на дне очутился в густой толпе стоящих навытяжку мертвецов». Красные уходят, через год вновь возвращаются. 15 апреля 1919 года Набоков вместе с семьей навсегда покидает Россию, но увозит с собой стихи, написанные в Крыму. 27 ноября 1920 года в берлинской газете «Руль» появляются крымские стихи Владимира Набокова, ставшие таким же выдающимся явлением в русской поэзии, как стихи, созданные в это же время в Крыму Максимилианом Волошиным, Аделаидой Герцык, Поликсеной Соловьевой. Осенью 1921 года он напишет из Кембриджа в письме к матери: «А когда мы вернемся в Россию? Какой идиотской сентиментальностью, каким хищным стоном должна звучать эта наша невинная надежда для оседлых россиян. А ведь она не историческая – только человеческая, – но как им объяснить? Мне-то, конечно, легче, чем другому, жить вне России, потому что я наверняка знаю, что вернусь, – во-первых, потому что увез с собою от нее ключи, а во-вторых, потому что все равно когда, через сто лет, через двести лет, – буду жить там в своих книгах или хотя бы в подстрочном примечании исследователя. Вот это уже, пожалуй, надежда историческая, историко-литературная…»

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Глава III. Жизнь раскола вне церкви 14. Важность данной группы вопросов. – Вопрос об иерархии в главных центрах раскола Важность данной группы вопросов для внутреннего движения в расколе. – Вопрос об иерархии. – Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих от «никонианства» Положение раскола вне церкви создало второй ряд вопросов, разрешение которых должно было стать и действительно было поставлено в связь с взглядом раскола на переживаемое время. По своей важности для жизни раскола и по сравнению с теми вопросами, речь о которых была в предыдущей главе, они имели первостепенное значение. Об этом можно судить уже по тому, что характерный признак, которым и в котором обозначился конечный исход движения в расколе, заключался именно здесь. Выше мы видели, что все мысли, все рассуждения лиц, вчинивших протест против исправления книг и обрядов, вращались исключительно около вопроса о церкви. В этом заключалась вся сила, все значение этого протеста, и точка зрения, из которой он выходил, состояла в том, что церковь пребудет в своем устройстве без изменения до скончания века. В этом случае протестовавшие разумели в идее церковь вселенскую, на деле же церковь русскую, которую они отождествляли с церковью вселенской, – ту церковь, которая в их представлении существовала до лет патриарха Никона , как с её учением, так и с видимым устройством. Отсюда, идти под знаменем защиты церкви, говорить об охранении её интересов и считать себя её членами, – все это для последователей раскола обозначало не что иное, как дать своей общине признаки и устройство вселенской церкви. В действительности так это и было, так что вопрос о церкви явился в расколе основным вопросом о начале и формах его жизни. Эта попытка создать свое строение по подобию строения церкви, какое раскол хранил в своем представлении, привела его последователей к тому, что положение их оказалось беспримерным, не смотря на то, что первоначально раскол не намерен был допустить даже малейшего отступления от примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). ...сынове твои, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа... Пс. 127,4-5. Ребенок заявил о себе как-то неожиданно. Настырно " постучав изнутри " , он сначала перепугал меня, но когда я поняла, что произошло, страх прошел. Через мгновение придя в себя, я почему-то подумала: это мальчик. И дальше уже сомнений не возникало: будет сын. Надо сказать, что время рождения Кирилла пришлось на начало 80-х годов, когда в храме стояли в основном одни старушки, и молодая женщина, пришедшая в храм, тем более " в положении " , вызывала у кого удивление, а у кого-то радостное умиление. Я помню, как бабушки все хотели меня усадить, по очереди уступая мне место на лавочке. Давали какие-то советы и страшно смущали, приговаривая: " Какая молодец, в " церкву " пришла " . Потом только через много лет я поняла это " молодец " - что важно причащать младенца, еще нося его во чреве. А тогда я приходила в храм, потому что мне сказали: " В твоем положении надо причащаться, потому что вместе с тобой причащается твой ребенок " . С тех пор, как ребенок " отозвался во чреве моем " , и до сегодняшнего дня моя жизнь перестала принадлежать мне одной. Я стала замечать за собой, что все, что бы я ни делала, я делала вместе с ним и для него. Наверное, этот момент и есть чудо. Как будто встреча еще не с самим ребенком, а с новой жизнью. Какая-то тайна живет внутри тебя, ты замираешь и, почти не дыша, начинаешь слушать. Как музыкант настраивает инструмент на нужный ему звук, чтобы потом зазвучала музыка, так и ты настраиваешь свое сердце на звук новой жизни, живущей внутри тебя. Это и есть рождение женщины как матери, для которой вся жизнь становится любовью и служением, это тайна ее превращения в нового человека. Мои крестины

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2025...

Михаил Козырев: Церковь должна дать оценку поступку протоиерея Дмитрия Смирнова 8 июля, 2015. Михаил Козырев Создается ощущение, что протоиерей Дмитрий Смирнов действовал так, как положено, и Церковь его поддерживает. 8 июля. ПРАВМИР. После противоречивых новостей о конфликте с протоиереем Дмитрием Смирновым на концерте по поводу 20-летия радиостанции «Серебряный дождь», мы попросили прокомментировать ситуацию ведущего концерта, радиоведущего Михаила Козырева Что можно сделать в сложившейся ситуации? Мне, конечно, очень сложно представить себе, как можно ворваться в дом к человеку, не задавая вопросов, стянуть у него со стола скатерть, разрушить застолье, оттоптаться на столах, потом выбежать на улицу и после этого призывать к нахождению компромисса и разумного решения. Но, тем не менее, первая вещь, которая, как мне кажется, абсолютно необходима, — это, чтобы Русская Православная Церковь дала свою «внутрипартийную» оценку поступка и донесла ее до общественности. Я поражен, что Церковь до сих пор этого не сделала. Может быть, это будет оценка «действовали так и будем всегда действовать, и закон нам не писан», но я все-таки надеюсь на другую. До тех пор, пока не высказалась РПЦ, создается ощущение, что протоиерей Дмитрий Смирнов действовал так, как положено, и Церковь его поддерживает. До тех пор, пока оценка не дана, общество будет уверено именно в этом. Вторая вещь общечеловеческая: если пришел, нахамил, вытер ноги о скатерть, надо принести слова извинения. Но на это я лично не надеюсь, поскольку, будучи хорошо знакомым с позицией протоиерея Дмитрия Смирнова и, столкнувшись с ним в тот момент, я пониманию, что прощения он не попросит. Ничего человеческого, ничего Божьего в глазах этого человека не было. В них была остервенелая ненависть и желание устроить погром. Я не надеюсь ни на какие извинения. Что касается решения о подаче заявления в милицию о хулиганстве и нападении, по которому, конечно, в любом правовом государстве светит статья, в этом отношении не мне решать. Я лично решил, что Бог простит протоиерея Дмитрия Смирнова. Радиостанция поступит по-своему.

http://pravmir.ru/mihail-kozyirev-tserko...

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . ( 1Кор. 3: 11 ). Эти возвышенные слова об Основании всех оснований прилично вспомнить на праздник храма в высшем училище, которое празднуя вспоминает и освящает и день своего основания. Основание всяческих есть Господь наш Иисус Христос . В Нем изначала имеет свое основание всякое Божие создание: все Им и для Него создано, и все Им стоит. ( Кол. 1: 16–17 ). В Нем не только начало создания, но и совершение воссоздания рода человеческого. Следственно это не случайное основание человеческой жизни, но и нет другого основания, на котором была бы возможна жизнь человеческая: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. А ныне некоторые думают, что можно найти и будто нашли иное основание для жизни; и будучи уверены в своем изобретении, иные готовы даже силою разорять Христово созидание. Это Христово созидание есть христианская вера, христианская мысль, христианская жизнь, одним словом, Христова Церковь , действующая уже почти 2000 лет к просвещению и освящению всего мира. Неужели на таком пространстве истории Церкви не довольно ясно показано и доказано, что это есть твердо стоящее Божие основание, и что Божия созидания человеку разорить невозможно? Еще тогда, когда мир думал стоять на своем старом языческом основании; еще тогда, когда только-что первые камни Церкви Христовой были полагаемы, враждующие силы всего мира устремились-было на разорение. Но кто не знает, чем кончилась слепая и грубая попытка, продолжавшаяся на немалом пространстве трех столетий? Так как Сам Христос, полагая Себя в основание, благоволил положить оное на земле, омочивши кровью Своею в вечное утверждение: то кровь св. мучеников за Христа оказалась самою благопотребною связью для созидания, как бы однородною со связью самого основания; и их бесчисленные сонмы, как ряды живых камней непрестанно полагаемые в здание , только способствовали скорейшему возведению столпостен Церкви. Не ясно ли, что основание Божие твердо стоит, и что духовного Божия созидания грубая человеческая сила разорить не может, и даже– когда она мнит разорять, созидание идет еще скорее?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Монах Иустин Симонопетрский: Мир страдает от всеобщей депрессии Все ощущают тяжелые времена. Говорят, что вообще Греция умерла. Это не так, однако не буду притворяться, что думаю, будто нам предстоит легкий путь, чтобы выбраться из этого положения. 5 декабря, 2011 Все ощущают тяжелые времена. Говорят, что вообще Греция умерла. Это не так, однако не буду притворяться, что думаю, будто нам предстоит легкий путь, чтобы выбраться из этого положения. В Россию привезли Пояс Пресвятой Богородицы. Это было впечатляющее зрелище: примерно 800000 москвичей стояли в течение недели в очереди размером десять километров, чтобы войти в церковь и поклониться святыне. Среднее время ожидания составляло 27 часов! Но сейчас мы отвлечемся от этого потока и посмотрим немного в другую сторону. Всего в 500 метрах от того места, где паломники стояли в ожидании святыни, находится Исторический музей Москвы. Без какой-либо особой торжественности в то же самое время там была проведена большая выставка, организованная Афонским монастырем Симонопетра, где показывались 220 редких фотографий Святой Горы Афон. В первые дни выставки посетители просто заполонили Исторический музей, находящийся на Красной Площади в Москве, чтобы полюбоваться черно-белыми фотографиями периода 1848-1963 гг. , которые запечатлели историю земного удела Богоматери. Пройдя в центр зала, посетители имели возможность еще больше приблизиться к Афону, так как организаторы разместили в центре зала землю со Святой Горы Афон. Душой этой исторической экспозиции был афонский монах Иустин, один из насельников монастыря Симонопетра. Монах Иустин рассказал нам о многих вещах: о навязчивых идеях греческого государства, которое фактически угрожает Афону, о непростой экономической ситуации в Ватопеде, «паисиологии» (своеобразное учение и истолкование трудов Паисия Святогорца), о чудесах и даже гастрономии Святой Горы. -Что Вы можете сказать о наболевших проблемах греков? — Добрый день. Я смотрю на эти проблемы одновременно с вниманием и болью. Но если правильно понимать эту ситуацию, то можно сказать, что Бог не оставляет Грецию беспомощной.

http://pravmir.ru/monax-iustin-smonopetr...

Глава третья Флп.3:1 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Так как филиппийцы находились в печали, не зная, в каком положении находятся дела Павла, как обстоит дело проповеди, в каком положении болезнь Епафродита, и он все это разрешил, сказав, что и проповедь преуспевает, и я иду к вам, и Епафродит уже послан, то апостол Павел говорит: «впрочем, радуйтесь», потому что нет уже причины не радоваться. Галатов он называет чадами, так как они нуждались в исправлении, а филиппийцев – братьями, поскольку относится к ним с уважением. Прекрасно сказал: «о Господе», так как мирская радость не есть радость, а в Господе и скорби доставляют радость. Или, поскольку Господь облегчил наши дела, то радуйтесь. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Предпослав многие хвалы, он начинает делать увещание, чтобы не показаться в самом начале тяжелым. Флп.3:2 . Берегитесь псов, Были некоторые иудеи, которые, искажая христианство , проповедовали Евангелие, примешивая к нему и иудейские воззрения. Так как они не легко могли быть узнаны, то апостол и говорит: смотрите, берегитесь, обращайте внимание на то, чтобы их не было между вами. Прежде назывались псами язычники, а теперь такие иудеи, потому что они бесстыдны, наглы по отношению к свету истины и всех злословили. берегитесь злых делателей, Здесь он лишает их даже названия «псов»; потому что многие псы, говорит, бывают близки к трапезе, а также оберегают дома своих господ. А эти, хотя и действуют, но на зло, и действие их гораздо хуже самого бездействия, так как расстраивают благоустроенное. берегитесь обрезания, То есть имеющих обрезание. Великим и драгоценным считалось некогда у иудеев обрезание, когда ради него нарушалась даже и суббота. А так как теперь оно упразднено, то оно осталось ничем иным, как просто отсечением плоти, ибо когда это действие перестало быть законным, то оно не что иное, как отсечение плоти. Или: «берегитесь обрезания», то есть иудеев, которые старались разделить Церковь . Флп.3:3 . потому что обрезание – мы, служащие Богу духом

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

К сожалению, царь, возможно, боясь, что избранный в это время новый патриарх окажется врагом обрядовых новшеств, не решился немедленно созвать собор, который должен был бы избрать преемника Никону, а в последующие годы уже сам Никон стал сожалеть, что отказался от власти и начал подумывать о своем возвращении на патриарший престол. В феврале 1660 года собор наконец был созван, но тогда Никон заявил представителям царя, что хотя он и соглашается на избрание своего преемника, но категорически настаивает на том, чтобы этот преемник был поставлен с его, Никона, благословения, а сам он оставляет за собой сан патриарха. Тем не менее собор вынес решение избрать нового патриарха, не запрашивая благословения Никона, а его самого лишить сана московского патриарха за безответственное оставление святительского Положение неожиданно осложнилось, когда это решение было опротестовано старым и верным сотрудником Никона, старцем Епифанием Славинецким, который неофициально играл роль адвоката своего бывшего покровителя. Ссылаясь на решения вселенских и поместных соборов, Славинецкий отметил, что лишение Никона сана патриарха не соответствует канонической практике православной Действительно, положение было крайне неясно. В истории русской церкви таких случаев еще не бывало, а на Востоке уходивший на покой или вынужденный оставить свой престол патриарх часто сохранял свой сан. Но в данном случае, зная натуру властного и беспокойного Никона, можно было опасаться, что оставление за ним сана патриарха может создать большие трудности и умалит авторитет его преемника. Поэтому, не зная в точности, как следовало бы поступить в согласии с каноническими правилами, царь и собор отсрочили окончательное решение и постановили созвать общеправославный собор с участием восточных патриархов, а пока что оставить во главе церковного окормления все того же нерешительного Питирима Крутицкого. Начались долгие переговоры с восточными патриархами, которые только в 1666—1667 годах привели к созыву такого собора. Это решение обратиться к арбитражу восточных греческих патриархов оказалось чревато тяжелыми последствиями для русской церкви, так как заранее исключало возможность вернуться к старому русскому обряду или по крайней мере найти какое-нибудь компромиссное решение, которое было бы приемлемо для сторонников старого обряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/439538/

Поколение puzzle и новый творческий метод Каждому Великому посту положен свой «Тангейзер», панк-молебен или еще какое шоу 26 марта, 2015 Каждому Великому посту положен свой «Тангейзер», панк-молебен или еще какое шоу Елена Фетисова – о разнице между творчеством и «креативностью» Должны же христиане от молитвы на что-то отвлекаться «под благовидным предлогом». Просто так в пост висеть в сети – вроде бы стыдно, а тут, выходит, «висишь» не просто, а с радением о Церкви, и с ревностью сердечной о вере читаешь вопиющие новости… Честно сказать, в этот раз я сознательно даже не открывала скандальные вкладки. Потому как – ну что изменится от того, что я лишний раз прочту про «Тангейзера» Вагнера. С меня за него не спросят, да и не Вагнера вовсе тот Тангейзер (если учесть, что Вагнеру принадлежит не только музыка, но и, собственно, сюжет). Но информация – штука хитрая, влез в интернет – попробуй, не получи ее. Так что да: я тоже в курсе, что в далеком Новосибирске кому-то удалось перетряхнуть очередной классический сюжет, в котором рыцарь Тангейзер вырывается из грота Венеры с помощью молитвы к Матери Христа… А новый сюжет построен так, словно на уроке истории искусств кто-то проснулся на этих словах на задней парте и захлопал глазами: – А? Чё? Христа? Венеры? У Венеры? А… так и запишем, – и снова носом в парту. Пускай отоспится, бедненький… А если серьезно, то даже мы, молодые жены и матери, все-таки можем и из «Тангейзера» на новый лад извлечь для себя урок, вполне полезный в нашей повседневной практической жизни. Это урок педагогический. Урок о том, как именно нам стоит развивать в своих детях дар творчества – и как не стоит. Современные тенденции «перетолковывания» чужих сюжетов – они не совсем современны, хотя сам метод «толкования» по-своему нов. В общем-то, и Вагнер работал с несколькими легендарными и историческими сюжетами, синтезируя их в опере «Тангейзер»; и Пушкин любил стихотворные переводы-переложения, и всякое вообще искусство не чуждо частичному переложению и подражанию.

http://pravmir.ru/pokolenie-puzzle-i-nov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010