и) в книжном собрании С.Р.К .: 79) Ркп. 14. Толковая Псалтирь, в переводе Максима грека , на 5 первых кафизм, скорописью двух почерков первой половины XVII в., в 4-ую долю листа, на 16+547 листах. На первых 16 листах находится послание Максима грека вел. князю Василию Ивановичу («всяко даяние благо и всяк дар совершен»), а на следующих начинается толкование псалмов. Ркп. принадлежала московскому купцу Павлу Афанасьеву Ватлину. Сказания о Максиме греке никакого нет. Ркп. 94. преп. Иосифа Волоколамского устав с прибавлениями, поморского письма начала XVIII в., в 4-ку, 256 лл. на 251 – слово Максима грека «на потопляемых и погибаемых богомерским гнусным содомским грехом в муках вечных. Глава 64». Сказания о нем нет. Ркп. 95. Максима грека о крестном знамении и другие статьи, нового письма, в 4-ку, 28 лл. Сказания о нем нет. Ркп. 129. Сборник, именуемый Просветитель многосложный, полууставом XVII в., в 4-ку, 546 лл. На 364–380 листах 6 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. Ркп. 305. Спиридона Потемкина слова с иными статьями, полууставом XIX в., в 4-ку, 175 лл. С 135 об. и до конца рукописи слова (9) Максима грека . Сказания о нем никакого нет. 84) Ркп. 72. Св. Иоанна Дамаскина творения с разными прибавлениями, мелким полууставом разных почерков и скорописью более поморского письма второй половины XVII и начала XVIII в., в 8-ку, на 4+160+15+122+44+172+16 листах. В ркп. (на 1-м седьмого счета) между прочим находится сказание о Максиме греке – «осьмой убо тысящи наставши», сокращенной редакции, той же, которая в ркпп. Соловецкого монастыря 862/752 и 851/741 и Императ. Публичной библиотеки О. I, 96. (См. выше стр. XXIX-XXXVIII). Оканчивается теми же словами, что и ркп. Публичной библиотеки (см. стр. XXXVIII, вар. я). (Ркпп. за 79 и 84 просмотрены А.П.Б.). к) в библиотеке Чудова монастыря: 85) Ркп. 12/182. Толкования на 16 пророков (Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию, Малахию, Исаию, Иезекииля, Иеремию (Варуха), Даниила). Перевод Максима грека (?). На 166-св. Епифяния Кипрского об именах пророческих, и откуда беша сами, и како умреша и кде лежат мощи их. – Толкованиям предшествуют небольшия сказания о пророках. Сказания о Максиме греке нет никакого, равно и указаний, что перевод сей совершен им. Ркп. XVI в., 333 листа. На переплете и на первых листах записи XVI и XVII вв. о принадлежности ркп. Чудову монастырю. (Толкования на 16 пророков встречаются в ркпп. и до XVI в.). Отмечаю здесь эти ркпп. потому, что в каталоге библиотеки Чудова монастыря перевод сих толкований приписывается, хотя и нерешительно, Максиму греку. См. Памятники древней письменности за 1879 г., вып. IV, Спб. 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Макарий, VI, 286. Артемий оставил игуменство по вражде непокорных монахов. Тут же о его влиянии при дворе. Курбский, 40, 135; Опис. рукоп. Синод, библ., II, ч. 2, с. 580 1989 Ссылка его в Соловецкий мон. (о чем не упоминают ни Курбский, ни Иван IV в ответах ему) сомнительна, предположение И.Н.Жданова (Материалы для лет. Стоглав. собора), что Сильвестр должен был оставить службу как вдовец, после известного постановления Стогл. собора, едва ли верно. Сын Сильвестра Анфим служил у «таможенных дел» (посл. к нему Сильвестра) 1990 Многие места этого послания можно сопоставить с царскими «вопросами», предложенными Стоглавому собору, указывающими на руководительство Сильвестра (Жданов, Матер. для ист. Стогл. соб., 199–200) 1991 Благовещенский иерей Сильвестр и его писания (Чт. в Общ. ист. 1874, I и отд.). Опыт ист. литер. иссл. о происх. Домостроя, И.Некрасова (ib., 1873 г. и отд.), статьи А.Михайлова (Ж. М. Н. Пр. 1889, 2 и 3 и 1890, 8). Е.Е.Замысловского (Сборн. госуд. знаний, кн. II, 1875); Москов. благовещ. свящ. Сильвестр, как государ. деятель, еп. Сергия (Соколова) , там же 1891, и отд.; Алексея Комнена Ποημα Παραινετιχν в сравнении с рус. Домостроем, П.Бракенгеймера, Од. 1892; послания Сильвестра в Христ. Чт. 1871 и Чт. в Общ. ист. 1874, I 1995 В нач. XVIII в. греки стояли в Венеции в церкви в тафьях, по словам Толстого (В. Евр. 1897 , 9, с. 262). М. Макарий как в этом слове, так и в допущении казни еретиков видит отсталость во взглядах М.Грека (VII, 306–307) 2004 Ibid., гл. 33, 41, вопросы 17, 22. В 1552 г. состоялось запрещение присутствовать при поединках волшебникам. Карамзин (VIII, пр. 261; IX, 272) 2009 Филарет ( Максим Грек ), А.Синайский (Очерк деятельности М. Грека) и отношение рус. церк. власти к расколу (94–96, 126, 159) и др. По тем же соображениям соч. об аллилуиа и двуперстии не помещены в казан. издании (Сочин., III, 290). Слово о брадобритии издано в статье С.А.Щегловой (Варш., 1911 г., с. 10–13, писан на имя вел. кн. Ивана IV с обычными историч. примерами). Брадобритие – латинский обычай

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Кроме того, вместе с ним отправлялись в Россию старцы (т. е. монахи) Лаврентий болгарин и бывший игумен (проигумен) рус. св. Пантелеймонова мон. Савва 623 , с которыми он должен был делить свой продолжительный путь и которые могли оказывать ему необходимую помощь в сношениях. Отсюда для нас приобретает особенное значение то, что М.Грек несомненно знал славянский язык и раньше, но знал собственно церковно-славянский язык болгарского извода, чем и объясняется то, что в его переводах встречаются обычные среднеболгарские формы и что в дошедшем до нас несомненном автографе М.Грека наблюдается и обычная среднеболгарская скоропись, а так как он просматривал и поправлял переводы своих помощников, то и в этих переводах встречаются типичные для М. Грека среднеболгарские формы 624 . По-видимому, М.Грек был хорошо знаком с южно-славянскими богослужебными текстами 625 . Как полагают, ему приходилось, до приезда в Москву, читать и писать по-славянски, под руководством болгар, и что, живя на Афоне, он порядочно владел славянским языком, употреблявшимся у болгар. И в грамоте игумена, обращенной к вел. князю, собственно говорится о незнакомстве М.Грека с русским языком 626 . Поэтому неудивительно, что спустя несколько лет, ученик его монах Сильван называет уже М.Грека «велми мудрым во всех трех языцех, в еллинском, римском и сладчайшем мне русском» 627 , но, конечно, как увидим, не вполне. Максим Грек часто ссылается на Григория Богослова (Сочин., I 281, 297, 313, 315, 332, 348, 353, 410; II, 290, 386; III, 263); И.Златоуста (I, 218, 270, 295, 320, 348, 353, 412, 454, 466; II, 387; III, 59); Дионисия Ареопагита (I, 250, 251, 253, 281, 297, 300; 344), И.Дамаскина (I, 179, 325, 362, 387, 419, 420, 481; II, 62, III, 66, 227); Августина Блаж. (I, 344, 419, 420, 434); Василия Великого (I, 344, 348, 353, 407; III, 257, 269, 481); Кирилла Алекс. (I, 255, 269); патр. Фотия (I, 289; II, 351); Исидора Пелусиота (I, 270; III, 59, 95); Афанасия Вел. (Беседы ко ин. Антиоху, III, 227, 234); Иустина Философа (I, 528; II, 216); Синтагму Матфея Властаря (I, 360, 361; III, 118), перевод которой, заказанный Иваном Грозным в Молдавии, прибыл в Москву лишь в 1560 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

52) Ркп. 586 (собрания Д. В. Пискарева 151). Сборник XVII в., в 8°, на 306 лл. Содержит несколько (не более 10) слов Максима грека , но сказания о нем никакого нет. 53) Ркп. 595 (собрания Д. В. Пискарева 160). Сборник старообрядческий, полууст. XVIIIb., в 4°, на 195 лл. (См. Каталог славянорусских рукописей Д. В. Пискарева, сост. А. Е. Викторовым , стр. 37). – В начале сборника изображение Максима грека (л. 1) и «Троицкого Сергиева монастыря выписано из летописныя книги о Максиме греке , лист 500» (лл. 2–4). Сбоку киноварью написано: «сие написание есть у гроба преподобного Максима грека на позлащенной та(б)лице». Нач.: «при державе вел. князя Иоанна, повелением его, прислан бысть из Грек цареградским патриархом святыя горы монах Максим грек» и пр. То же сказание, что у меня напечатано выше на стр. VIII-IX; но в конце после слов: «изведен бысть из Твери и повелеша ему жити в Троицком Сергиеве монастыре» (стр. IX) – присоединено след.: «индеже писано, яко сего ради на старца Максима грека и на прочиих гнев бысть великого князя и предложении вины их, сиречь оболгание безвинныя вины их, за ради того, дабы изложения и обличения их не было великому князю Василию при совокуплении брака, егда восхоте первую княгиню великую отринути от себе неплодствия ради и второму браку сопричтатися. И того ради Симоновский старец Васьян отсылается во Иосифовский монастырь, сей же есть Васьян старец от рода кралецка Иванов сын Юрьевича; а Максим отсылается во град Тверь, Савву в Зосимин монастырь, Селивана в Соловки, доброписца Михаила Медоварцова на Коломну, иже дан бысть Максиму писати книги. И прочая же о них писано в слове старца Паисея Фарепонтова монастыря14 (лл. 3 об. – 4). Далее следуют другия статьи сборника. 54) Ркп. 662 т. с. (от архим. Амфилохия). Слова Максима грека , половины XVIII в. (99 глав). Сказания о нем никакого нет. Помет владельцев нет. 55) Ркп. 1328 (собрания Н. И. Попова ). Сборник XIX в., в 4-ку. На тетрадях 25–36 (лл. 193–285) находятся выписки из рукописи Максима грека в 146 глав, составленной из малой в 77 глав и великой в обители Троице-Сергиевой лавры в 115 глав (см. ниже ркп. Императ. Публичной библиотеки F. 425). В рукописи, оригинале сей, было сказание о Максиме греке и рассказ о чудесах при его гробнице 10 июня 1651 г.; здесь выписки из них. После выписок из слов Максима грека идет (лл. 286–297) «предисловие на книгу сию, в том сказание кратко о патр. Геннадии» и диалог последнего; вероятно, все это было и в оригинале настоящей рукописи. На обороте 297 и на 298–300 лл. следует: «сие приписано здесь из особой маленькой тетратки».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

кн. Василий Иванович и м. Даниил сами ли пристали к общей невежественной огласке, или принуждены были уступить буйству мятежных воплей, сослали его в заточение в Тверь (так мало было известно тогда дело М.Грека), в монастырь Отроческий, где он содержан был безысходно более двадцати лет», и т. д. Упомянув затем о настояниях М.Грека в своем православии и неподсудности его здешнему суду и об облегчении его участи, с присоединением «посрамления» виновников его отягощения, м. Платон заключает, что он «почитается яко муж святостью себя прославивший». Далее, м. Платон останавливается на том факте, что еще до Никона церковные книги признаны были неисправными и требующими исправления, что касается сочинения о двуперстии, то списки его не согласны между собой и в одном утверждается даже троеперстное сложение; сочинение о двойной аллилуиа он признает принадлежащим М.Греку, но полагает, что он написал так сообразно тогдашнему мнению и был научен заключением, чтобы писать осторожнее, не стал углубляться в столь маловажное дело. М. Платон отвергает мнение кн. Щербатова о возражениях М.Грека относительно второго брака вел. князя Василия Ивановича, как не удостоверенное летописцами. Совет М.Грека ц. Ивану IV не ездить в Кириллов монастырь, по его положению, и внушение еп. Вассиана, как царствовать, он признает вымышленными и довольно опровергаемыми уже тем, что кн. Курбский был беглец и против государя писал поносные и ругательные письма и повести, то заслуживает ли таковой, чтоб ему во всем без исследования поверить? Но тут он присоединяет еще одно соображение: «А более вероятно, – говорит он, – что князь Курбский, изливая свою ненависть противу государя, и по той злобе стремясь доказать, что царь был аки бы незаконный сын, вложил ложно в уста Максима и епископа Топоркова то, что сам в себе чувствовал, дабы чрез то своему повествованию более вероятности придать». Митр. Евгений, рано познакомившийся с памятниками русской письменности, близко знал сказания о М.Греке, все его сочинения, повесть о втором браке и историю кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

То же следует сказать и о приговорах Михаилу Медоварцеву и Афанасию Греку. Михаил Медоварцев, согласно нашему источнику, был послан «на Коломну владыце Васьяну в двор держати в крепости в велицей неисходно». Этот же факт содержится и в «Выписи о втором браке Василия III», говорящей о ссылке «доброписца Михаила Медоварцева на Коломну»; краткий рассказ «Выписи» о суде над Максимом и Вассианом не делает различия между соборами 1525 и 1531 гг., но при изложении соборного решения здесь приводится один только приговор 1531 г. Что же касается Афанасия Грека, то летописец Пафнутьева Боровского монастыря сообщает о приговоре, вынесенном ему в 1525 г., и эти сведения летописца отличаются от сведений, изложенных в «судном списке» Максима Грека : согласно этому последнему Афанасий отправлен в заточение не в Пафнутьев Боровский монастырь, а во двор к самому митрополиту. Следовательно, приговор «судного списка» относится к 1531 г. Кроме всех перечисленных лиц приговор «судного списка» Максима Грека сообщает о судьбе еще одного обвиняемого: архимандрита Саввы Грека, который отправляется в заточение в Левкеин монастырь/Волоколамск/. Савва, архимандрит Спасского монастыря, считался наиболее важным/после Максима Грека /из лиц, обвиненных церковным собором 1525 г. Оба известных ранее источника, сообщавших о решениях собора 1525 г./Типографская летопись и летописец Пафнутьева Боровского монастыря/, характеризуют все церковное разбирательство 1525 г. как суд над Максимом и Саввой Греками, причем Боровский летописец даже ставит Савву впереди Максима/статья этого летописца, посвященная событиям 1525 г., носит характерное название «О греках "/. В полном соответствии с этим приговор «судного списка» Максима Грека говорит о Савве вместе с Максимом. В первой же строке приговора сообщается, что соборные старцы «осудише Максима и Саву архимандрита»; сразу вслед за этими словами приводятся решения относительно Максима и Саввы, которые начинаются одинаковой формулой: «и послаша Максима ...», «А Саву архимандрита послаша ...». Формула решения относительно других обвиняемых несколько иная.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

По литературе Стогл. собора см. И.В.Беляев (Р. Беседа, 1858 г., IV); И.М.Добротворский (Прав. Соб. тт. II и III), И.С. (Матер. для ист. Стоглава. Летописи Тихонравова, т. V), Макарий (Ист. церкви, т. VI); И.Н.Жданов (Матер. для ист. Стоглава, Ж. М. Н. Пр. 1876, 7 и 8, Сочин., т. I), Е.Голубинский (Ист. рус. церкви, т. II; Чтен. в Общ. ист. 1900, кн. I, ср. его же К нашей полемике с старообряд., ib., III.); П.Н.Дурново, один из источников Стоглава (Ж. М. Н. Пр. 1904, 2), В.Бочкарев, Стоглав и ист. собора 1551 г. Историко-канонич. исслед., г. Юхнов, Смолен. губ. 1907, Д.Стефанович, О Стоглаве. Его происхожд., редакция и состав, К ист. памятников древн. рус. церк. права, Спб 1909 г. (реценз. Г.З.Кунцевича, Изв. Ак. Наук 1910, IV, 317–340), А.А.Покровский, К вопросу о Стоглаве, (Древн. Моск. Арх. общ., Труды Славян. ком. т. IV, в. I, стр. 55–56; также Чт. в Общ. ист. 1905, III, 216–17). Еще И.В.Беляев заметил «Всякий, кто прочтет сочинения этого замечательного человека ( Максима Грека ) и после них Стоглав, не может не заметить влияния не только мыслей, но даже иногда как будто выражений на мысли и выражения ц. Иоанна в его вопросах собору. Сколько напр. сходства, если сравнить только о духовенстве, в особенности о монашествующих у М.Грека и в Стоглаве» (Р. Беседа, 1858, IV, 13–14; ср. также Жданов, 203). Приведенная нами выше точка зрения была высказана в первом изд. этой монографии. § XI Стоглавый собор в таком важном деле, как заведение училищ, ограничился лишь добрыми пожеланиями, предоставив их устраивать, с благословения епископов, в домах добрых священников, дьяконов и дьяков, которые бы учили грамоте, писать, петь и читать духовные книги, но наиболее берегли бы своих учеников в чистоте и блюли их от всякого растления (гл. 26). Не видно, однако, чтобы это наставление имело большой успех. По-прежнему главными рассадниками просвещения являлись монастыри и те же мастера. Многие лица церковной иерархии получали воспитание в монастырях, где учились и их сверстники. В житиях и сборниках встречаются указания на училища (напр., в Волоколамском и Белозерском мон.), на обучение и составление с этой целью пособий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

(Л. 126 об.) Монах Кирил, родом Глушицкого же монастыря деревни Великого Двора крестьянской сын, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Игнатий, родом Бохтюжской волости стольника князь Федора Иванова сына Долгорукова крестьянин деревни Хобатцова, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилова ему на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Филип, родом того же монастыря деревни Ярасимова крестьянской сын, пострижен в том же монастыре при игумене Филарете Шуйском зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Иоасаф, родом того же монастыря крестьянской сын деревни Середнево, пострижен в том же монастыре при игумене Герасиме, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Феодосей, родом вотчины Преосвященнаго архиепископа деревни Чюприна, пострижен в Глушицком монастыре, крестьянской сын, при игумене Иосифе, зажилово ему на год восмь алтын две денги да платье. Монах Макарей, родом Вологодского уезду Богтюжской волости деревни Боярского, Трефилов крестьянин Романова сына Томиева, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Павел, родом Вологодского уезду того же Глушицкого монастыря крестьянин деревни Ярасимова, зажилово ему на год на свитки восмь алтын 2 денги да платье. (Л. 127) Монах Конон, родом Вологодского уезда вотчины Вологодского архиепископа Засодимской волости деревни Севригина крестьянской сын, пострижен в Глушицком монастыре при игумене Филарете, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Киприян, родом Вологодского уезда Бохтюжской волости стольника князь Михаила Михайлова сына Голицына деревни Борщевки крестьянской сын, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене Филарете, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Викентий, родом Вологодского уезду Грибцовской волости Михайлов крестьянской сын Игнатьева сына Макшиева деревни Афонина, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене Филарете, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Рассматриваемый с этой стороны суд над Вассианом, должен быть отнесен к одному из самых выдающихся и замечательных эпизодов в истории развития двух направлений древнерусской мысли. Но этот же самый эпизод по справедливости может быть назван и трагическим. Он имел роковое значение для заволжской братии 1919 , как обнаружилось несколько позже. Но этим не исчерпывался суд над Вассианом. Значительная доля в прениях была отведена его «Кормчей» и в частности вопросу о праве владения монастырскими вотчинами. Митр. Даниил укорял его, говоря «а чудотворцев называешь смутотворцами, потому что они у монастырей села имеют и люди», на что Вассиан ответил: «Я писал о селах: в Евангелии писано, не велено сел монастырям держать», против чего Даниил выступил с обычными аргументами (ссылками); тогда Вассиан заметил: «те (древние отцы церкви) держали села, но пристрастия к ним не имели» 1920 . При этом ему вменялось в вину то, что он внес и свои правила рядом с словами св. отцов еллинские учения: Аристотеля, Омира, Филиппа, Александра, Платона. Между тем в свящ. правилах писано, чтобы ничего не прилагать к ним, а многие из правил апостолов, св. отцов и соборов исключил 1921 . Очевидно, что вопрос о праве владения землями, с которого и начинается «прение» с Вассианом, составлял главную и существенную часть направленного против М.Грека и Вассиана судебного приговора. Наконец против Вассиана был выставлен еще один опасный пункт. Даниил заметил ему: «Да ты, Вассиан, говорил про чудотворцев: Господи, что это за чудотворцы? Говорят в Колязине Макар чудеса творил, а мужик был сельский». И Вассиан на это ответил: «я его знал, простой был человек, а чудотворец ли он был или нет, – это как вам любо». М. Даниил, указывая на ряд примеров, прибавил: «важно не телесное благородство, но духовное»; на что Вассиан заметил: «то ведает Бог, да ты со своими чудотворцами». Потом опять митрополит сказал ему: «Вот все православные поклоняются честному гробу и св. мощам Ионы чудотворца, митр. всея Руси, а мы слышали от многих достоверных людей, что ты де Вассиан один только не поклоняешься ему и не почитаешь его, как следует почитать святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Владимиром в церковь российскую. 5. Свидетельство Максима Грека После св. Мелетия Денисов ссылается как на свидетеля о исконном существовании двуперстия в греческой церкви на «восточного же учителя» преподобного Максима Грека , который «в книзе своей, в гл. 40-й, о сем знаменовании честнаго креста засвидетельствует и все вкупе благоверия таинство сим исповедовати глаголет: совокуплением триех перст тайну Святыя единосущныя Троицы, и протяжением двою, указательного и средняго, сшедшася два естества во Христе исповедовати поучает». Но, во-первых, какое основание имел Денисов приводить Максима Грека , писателя 16-го столетия, в свидетели того, что у греков якобы издревле и во времена св. Владимира употреблялось для крестного знамения двуперстное сложение? А, во-вторых, приписываемое Максиму Греку слово о крестном знамении и в описании перстосложения, и в толковании его знаменования не соответствует принятому старообрядцами учению о двуперстии, как оно изложено в Феодоритовом Слове, напечатанном в Псалтырях. Положенное во Псалтырях Феодоритово Слово повелевает «вышний да средний великий (персты) вместе сложити во образование двух во Христе сшедшихся естеств, «великий же перст имети мало наклонно», чем образуется «преклон небеса, сниде на землю». В слове же, именуемом Максима Грека , сшедшаяся два естества во Христе образуются не соединением обоих перстов, но протяжением: «протяжением же долгого и среднего (образуются) два естества во Христе». Потом о пригнутии великосреднего перста совсем не говорится. Итак, по слову, именуемому Максима Грека , требуется обоих перстов только протяжение, а не соединение. И если протянутыми, но не соединёнными двумя перстами могут образоваться два естества во Христе, то соединение двух естеств во едину ипостась чем здесь образуется? 17 Описанное в именуемом слове Максима перстосложение не имеет также и знаменования, усвоенного в Феодоритовом слове мало преклонённому великому персту: «преклон небеса, сниде на землю». Итак, описанное в слове Максима Грека перстосложение ни по внешней форме, ни по внутреннему богословскому разумению с употребляемым у старообрядцев перстосложением не согласует, и посему вотще Денисов приводит его во оправдание сего перстосложения, а паче в доказательство, что у греков издревле и во времена св. Владимира аки бы одно только двуперстное существовало перстосложение. Разбор свидетельств о том, что якобы двуперстие есть апостольское предание и самого Христа Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010