После заключённого царевною и великою княжною Софиею Алексеевною (26 апреля 1686 года) мирного трактата с Польшею, пришли из-за Днепра в Недригайлов новые переселенцы и постоили около 1688 года другую деревянную церковь вблизи первой во имя Свят. Христова Николая; они привели с собою священника Максима Миронова, – родом Грека, уроженца Македонского, который был родоначальником фамилии священников Македонских. При Николаевском храме были один за другим священниками сын, внук и правнук – Феодор, Пётр и Григорий Македонские. Так как и Николаевский храм, перестроенный в 1776 году, с течением времени становился очень ветхим, и с Покровским, построенным на месте сгоревшего в 1787 году из старого ольшанского становилось то же самое: то надлежало приступать к построению нового, прочного храма. В 1834 году, по предложению настоятеля собора протоиерея Василия Васильковского, Недригайловский купец Григорий Фёдорович Ельфимов изъявил готовность доставить на свой счёт весь кирпич на сооружение каменной трёхпрестольной церкви; общество с своей стороны было убеждено, что из городской Недригайловской суммы, обращавшейся в харьковском Приказе общественного призрения, может быть отпущено пособие на построение нового храма. Таким образом начато дело по епархиальному начальству о построении каменной церкви, а по гражданскому – об отпуске 25 тысяч ассигнований из помянутой суммы. Храм заложен в 1838 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя придельными престолами: во имя святой живоначальной Троицы и Свят. Христова Николая. Вспомогательная сумма из Недригайловской городовой суммы, обращавшейся в харьковском Приказе общественного призрения, отпущена была только в 1842 году и храм, наконец, окончен и освящён в 1851 году. По ведомости 1785 года в Недригайлове показывалось: 1475 муж., 1495 жен. войсковых обывателей, 167 муж., 162 жен. однодворцев, или потомков детей боярских недригайловской службы, 372 муж. подданных черкас и 27 цыган. Последних ныне уже не видно в Недригайлове, потому ли что откочевали они в другое место, или потому, что переродились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1559 г. иноком вологодского Троицкого (Герасимова) монастыря Иосифом, предполагаемым учеником М.Грека, составлена была грамматическая книга, имевшая в виду обучение ц-ча Ивана Ивановича (1554–1581), но оставшаяся без употребления и свидетельствующая о начальном опыте в области русской грамматики 2202 . Уже в XVI в. сочинения М.Грека были в употреблении в разных монастырях и уважение к ним простиралось до того, что их жертвовали в церкви на помин по душе 2203 . § X Мы видели, что в Троицком Сергиевом мон. сочинения М.Грека долго считались запрещенными, а отсюда можно заключить, что и самое пребывание его там едва ли было благоприятным для него. Но достойный архимандрит монастыря Дионисий, известный своей деятельностью в смутное время, был почитателем М.Грека, вполне одобрял сделанные им исправления и переводы, сам ими пользовался, по его примеру справлялся с греческими книгами и даже потерпел за это, пока не вступился за него патр. Феофан, которому и удалось защитить его, благодаря воздействию на парт. Филарета 2204 . Со времени Дионисия переводы и сочинения М.Грека сделались доступными для монахов 2205 . Другой деятель смутной эпохи, известный превратностью своей судьбы (за 4-ый брак и политическую неблагонадежность), кн. С.П.Шаховской как любитель книжного учения и сам писатель, ценил сочинения М.Грека и подражал ему (молитва к Богородице 2206 ). Вологодский архиеп. Иона Думин в 1600 году положил в монастырь Рождества Богородицы во Владимире список творений М.Грека на помин по своей душе и своих родителей 2207 . Троицкий монах Арсений Глухой расточает ему похвалы в разуме и любомудрии, о чем свидетельствует явно «его святые и божественные писания» 2208 . В библиотеке патр. Филарета находились сочин. М.Грека, откуда они были выданы архиеп. сузд. Иосифу для списывания; выдавались и другим лицам 2209 . Патр. Никон имел хороший и полный (возможно) список сочинений М.Грека (113 слов, 643 листа), данный им вкладом в Воскресенский мон. 2210 Конечно здесь сказалось его уважение к М.Греку, вопреки нерасположению к Иосифу Волоцкому , которого он обзывал сплетником и не признавал святым 2211 . Предполагают, что со 2-ой полов. XVI в. под влиянием М.Грека и его учеников вошла в преподавание грамматика Иоанна Дамаскина 2212 . Беседы М.Грека «о пользе грамматики» с разбором двух молитв (Царю небесный и Отче наш ) и его опыты в славянской лексикографии облегчили труды Смотрицкому и Поликарпову, как признают и издатели Словаря Памвы Берынды 2213 . В первое москов. издание (1648) грамматики Смотрицкого внесены были статьи М.Грека о грамматике и возданы похвалы ему (в предисловии) относительно исправления книг 2214 , почему и самая грамматика иногда приписывалась М.Греку 2215 . О нем сообщалось также в школах XVII века 2216 . § XI

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Из богослужебных книг Максим Грек занимался исправлением перевода: 1. Триоди; 2. Часослова; 3. Апостола и 4. Минеи праздничной. С 1859 г. Казанская Духовная Академия начала печатание сочинений Максима Грека в «Приложениях» к своему журналу «Православный собеседник», а затем выпустила их отдельным изданием в трех частях под заглавием «Сочинения преподобного Максима Грека » (чч. I–III, Казань, 1859–1862). В 1895-м и 1897 году было выпущено 2-е издание первой и третьей частей. В 1910–1911 гг. при Троице-Сергиевой Лавре сочинения Максима Грека были изданы в русском переводе. Казанское издание было подготовлено по рукописям Соловецкого монастыря, числившимся в библиотеке Казанской Духовной Академии под 494–497, и только восемь сочинений, вошедших в третью часть, были изданы по рукописи Троице-Сергиевой Лавры 200 189 . После выхода в свет казанского издания исследователи опубликовали многие произведения Максима Грека , не вошедшие в это издание. В настоящее время общее число выявленных произведений Максима Грека составляет 365 наименований 190 . Влияние произведений Максима Грека на русскую словесность продолжалось и после его кончины. В XVII веке в связи с ростом образованности в России усилился интерес к сочинениям Максима Грека . Отдельные его произведения, особенно полемического, нравоучительного и филологического характера, включались почти во все его сборники религиозно-поучительного содержания. Вместе с тем многие из почитателей Максима Грека старались собрать его сочинения в единое целое. Но не всем переписчикам это удавалось одинаково, так как каждый трудился в одиночку, находясь в каком-либо монастыре или городе, где нельзя было достать всех списков. Правда, переписчикам случалось иногда находить новые труды Максима Грека , не вошедшие в прежние сборники, но в то же время они часто не имели под руками наиболее полных прежних его собраний. В результате до нас от XVII века дошли весьма различные по своему количественному составу рукописные сборники сочинений Максима Грека, насчитывающие от 32 до 150 глав, или произведений с его именем. Составить возможно полный и точный список подлинных творений Максима Грека на основании этих сборников – дело довольно трудное, так как очень часто более краткие списки содержат такие сочинения, которых нет в более полных 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

а) в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел: 1) Ркп. 286/665. Толковая Псалтирь, перевод Максима грека , XVII в., на 729 лл. Сказания о Максиме греке никакого нет. 2) Ркп. 287/666. Слова Максима грека (101 глава), второй половины XVII в., на 529 лл. На лл. 2–5 сказание «осьмой убо тысящи». Рукопись в вариантах обозначается А 1 (см. выше стр. XXIX–XXXVIII). Записей владельцев нет никаких. 3) Ркп. 585/1087. То же (слова Максима грека ), 95 глав (по оглавлению и на самом деле), XVII в., на 2471 стр. Сказания нет. На обороте последнего листа: «книга Максима грека Галицк... чети подьячева Федора Кашкина» (запись современная рукописи). 4) Ркп. 590/1092. То же (слова), 43 главы (по оглавлению и на самом деле), XVII в., на 252 лл. На 4–11 лл. сказание «осьмой убо тысящи», которое по этой именно рукописи напечатано здесь выше на стр. XXXI-XXXVIII. Внизу первых листов была вкладная запись, большая часть которой вычищена; остались только слова: «…человека ево Михаилы Иванова сына... р... потписал»... На переплете записи: «1703 иулия в 25 де дал за упокоение паметцу (?) не Кузма Андревичь», «сия книга глоголемая сказание Максима грека церкви богоотец Иоакима и Анны священника Михаила Иванова», «сия книга московской Славено-греколатинской академии ученика риторики Петра Петрова сына Тихомирова 1793 года августа 13», «сия книга глаголемая преподобного отца Максима грека взята на подержание почитать; а кто взял, тот и росписался. Что есть: древяной ключ, а водян замок; заец (?) пробежал, а ловец утопе?» – Рукопись куплена Архивом за 10 р. 5) Ркп. 48/41 (на корешке 69) собрания кн. М. А. Оболенского. Слова Максима грека , 47 глав (по оглавлению и на самом деле), XVI в., в 4-ку, 861 лл. Сказания о Максиме греке никакого нет. В конце ркп. запись: «184 генваря в 17 де сия книга начата чести в Преображенском монастыре и прочтена за помощию всесильного Бога в 4 дни многогрешным монахом Иоасафом Артемьевым». Других записей нет. 6) Ркп. 79/28 того же собрания. Слова Максима грека , XVIII века, 463 лл., в лист, 151 глава (по оглавлению и на самом деле). На л. 463 об. «сия книга преподобного Максима грека списано с книги живоначальныя Троице-Сергиева монастыря с казенныя из книгохранительной лета от создания мира 7213». В начале рукописи на обороте 9 немеченного листа следующая заметка о гор. Арте и родителях Максима грека: «Арт град от царствующаго града 18 дней и полдня ко Иерусалиму путем; а от Арты до Иерусалима толикоже, на полупути Арта меж Иерусалимом и Цариградом. Максимово греково рожение от града Арты, отца Мануила и Ирины христианех грекох философех». Затем 3 листа чистых и на лл. 2–4 (меченных) сказание о Максиме греке «осьмой убо тысящи», (см. выше cmp.XXIX-XXXVIII), отзыв о книге («сладка убо сиа книга») и коротенькая заметка о Максиме греке, та же, что в рукописи собрания гр. А. С. Уварова 251 (см. выше стр. X-XI). Обозначается А 2. Записей о принадлежности рукописи никаких нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Здравствуй о Господе» 2173 . По поводу некоторых из названных статей М.Грек писал: «если полюбишь, государь князь Василий Михайлович, вели списать себе их на чистую тетрадку, а черную ту опять отошли ко мне Бога ради, так как и другие спрашивают о таких вещах, а я тебе, государю своему, много челом бью за все твои блага, что не забываешь меня» 2174 . Вероятно еще до своей ссылки М.Грек свел знакомство с кн. П.И.Шуйским, принимавшим участие в боярских смутах в малолетство И.Грозного, который посетил его в Твери и оказывал ему милости, почему М.Грек и обращался к нему за посредничеством. Вслед за посланием к последнему помещается послание к юноше Михаилу Васильевичу, с прибавлением «сына князя Петра Шуйского» 2175 , но такого сына у последнего в родословных не показано 2176 , и в таком случае оно должно быть отнесено к Мих. Вас. из рода Бороздиных 2177 . Тому же лицу (Бороздину) М.Грек посылал статьи о проскурнице 2178 и яйце строфокамила (страуса 2179 ). В числе знатных знакомцев М.Грека был еще близкий человек – князь Никита Борисович Ростовский-Приимков, о семье которого, может быть, он хлопотал перед близким к царю Сильвестром. О близких дружественных отношениях Максима Грека к Карпову мы говорили подробно. Сюда же следует присоединить Нила Курлятева, преданного ученика М.Грека, жившего в Троицком монастыре. О близости к Максиму Греку митр. Иоасафа, по его мнениям и почитанию его трудов, мы уже упоминали (см. выше 2180 ); знаем также, что Сильвестр и Артемий были расположены к М.Греку. Первый из них имел книги М.Грека: греческую Псалтирь, писанную последним в 1540 г. в Твери 2181 , быть может, и другие греческие книги 2182 и Сборник, подаренный Иваном Грозным со словом на латинов М.Грека, с обозначением особенного внимания на это последнее, поступившие потом в Кириллов мон. 2183 Митр. Макарий внес, правда, в Четьи-Минеи одно слово М.Грека против латинян (о Св. Духе) и в связи с ним против того же Николая Немчина о звездозрении (неокончен.), но в них есть два жития, соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

И. Авторский текст Максима Грека: Рукописная и лит. традиция. Новосиб., 2008. Ч. 1; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 41-46; СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 283-294 [Библиогр.]; Garzaniti M. La riscoperta di Massimo il Greco e la ricenzione dell " Umanesimo italiano in Russia//Nel mondo degli Slavi: Incontri e dialoghi tra culture: Studi in onore di G. Brogi Bercoff. Firenze, 2008. P. 173-183; idem. Sacra scrittura, «auctoritates» e arte traduttoria in Massimo il Greco//Studi slavistici. 2010. T. 7. P. 349-363; он же (Гардзанити М.). Библейские цитаты в церковнослав. книжности. М., 2014; он же. Максим Грек и конец Средневековья в России//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 27-28; Вернер И. В. Грамматическая справа Максима Грека в Псалтыри 1552 г.//Письменность, лит-ра, фольклор слав. народов: История славистики: (XV Междунар. съезд славистов: Докл. рос. делегации). М., 2013. С. 104-127; она же. Псалтырь 1552 г. в пер. Максима Грека как интерлинеарный текст//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 21-22; Корогодина М. В. «Из греческих книг послах к тебе»: Новые пер. в Кормчей Вассиана Патрикеева//Там же. С. 60-61. Н. В. Синицына Иконография Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. 70-х гг. XVI в. (РНБ. Сол. 494/513. Л. VII) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. 70-х гг. XVI в. (РНБ. Сол. 494/513. Л. VII) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. Сол. 496/515. Л. 9 об.) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. Сол. 496/515. Л. 9 об.) Первые изображения М. Г. появились вскоре после его кончины. Это профильные погрудные портреты, нарисованные пером на страницах рукописных книг с сочинениями М. Г., к-рые датируются 3-й четв.- кон. XVI в. По замечанию О. А. Белобровой, «если это и не прижизненные изображения Максима Грека, то уж во всяком случае они восходят к какому-то неизвестному устойчивому прототипу, который передает не только вообще монашеский облик Максима Грека, в профиль, с бородой, в клобуке, но и индивидуальные его черты: загнутый книзу крючковатый нос, резкие складки на щеках, пониже скул, пышно растущую бороду» ( Белоброва.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Максим рисует печальную картину состояния «бедных и сирот» – собор предлагает царю устроить богадельни 2003 . М.Грек писал против содомского греха, судебных поединков, звездочетства, отреченных книг и волхвований – Стоглав грозит виновным в том церковным проклятием и царской опалой 2004 . Самое послание М.Грека о тафьях на вопрос митрополита и запрещение собора носить их, хотя и без сурового прибавления, предложенного М.Греком 2005 , показывает, что голос его был услышан. М.Грек постоянно говорит о пьянстве, как господствующем пороке русских – и собор посвятил ему обширную статью 2006 . М.Грек обратил внимание на тяжелое положение пленных и хотя собор не пожелал переложить эту тягостную повинность на духовенство и монастыри, но сочувствовавший М.Греку бывший митр. Иоасаф подал заявление именно в таком смысле, которое помещено было в виде приложения к постановлениям собора, свидетельствующее лишь о том, как трудно быть судьей в своем деле 2007 . На соборе было установлено держаться двойной аллилуиа и двуперстия и запрещено брадобритие 2008 , но такие же статьи соединяются обыкновенно с именем Максима Грека и хотя церковные писатели в интересах полемических, большей частью (до позднейшего времени) отрицательно относились к принадлежности последнему этих произведений 2009 ; но теперь выяснено, что мнения эти, принятые на соборе, с большим основанием должны быть отнесены к М.Греку (держался их и м. Даниил), авторитет которого имел значение в глазах Макария и некоторых членов собора, а он в свою очередь, основывался на давно установившейся практике греческой церкви и на Афоне, а с другой стороны на введение этих новшеств могло иметь влияние обрядов, заимствованных от малоазиатских греков, возобладавших после завоевания Константинополя латинами и вторично – турками через южных славян. Преосв. Макарий справедливо замечает, что мнения эти (как и о тафьях и т. п.) представляются странными в устах просвещенного грека эпохи возрождения 2010 , но они вытекали из богословско-полемических оснований, преобладающих у М.Грека и усвоенного им уважения к принятым обычаям, которые по его мнению, не приносили вреда, но, как мы видели, сам он был противником чисто обрядового понимания религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

М.Грека и защитой церковных имуществ в переводе с латинского яз. в 1505 г., как полагают сделанном по поручению Геннадия 1657 , которым еще пользовались в позднейшее время (Димитрий Ростов. 1658 ), а также политическими памфлетами как Извет, надписанный на имя Иосифа Волоцкого 1659 и помещенный рядом с «Беседой», автор которого мог воспользоваться мотивами «Беседы», как позже Сказание Ивана Пересветова и т. п. произведения публицистического характера, большей частью анонимные или подписанные на имя других лиц. Отличаясь властным характером, еще более укрепленным влиянием при дворе, Вассиан оказывал очевидное давление на Максима Грека , более податливого при настойчивых требованиях других и, конечно, совершенно незнакомого с придворной средой. Между тем, круг лиц, в котором ему приходилось постоянно вращаться, принадлежал к направлению более близкому и сочувственному Вассиану, многие из которых подверглись вскоре опале и стали в открытую оппозицию к правительству. Подобные обстоятельства не могли не отразиться потом на положении и судьбе самого М.Грека 1660 . Самое отношение Вассиана к последнему обязывало как бы М.Грека следовать его указаниям. В своей критике окружающей действительности Вассиан выражался так: «Здешние книги все лживые, от диавола писаны, а не от св. Духа. До Максима по тем книгам Бога хулили, а не славили, ни молили, а ныне Бога познали Максимом» 1661 . Пока во главе церкви стоял м. Варлаам, сочувствовавший мнениям заволжских старцев и книжной деятельности М.Грека, последний мог пользоваться спокойствием и неприкосновенностью; но с удалением его покровителя, взяло верх противоположное течение, с которым пришлось считаться и Вассиану, и Максиму Греку . Преемником этим был митр. Даниил. Он содействовал канонизации Иосифа Волоцкого , изображение которого, как святого, вскоре заняли видное место в церковном обиходе 1662 , и его ученики в церковной иерархии (см. выше) и направление это боролось за свое господство в течение всего XVI века 1663 . § XVI Митрополит Даниил, родом рязанец 1664 , не принадлежал к старшей братии, так как в списке кандидатов (10) на игуменство после своей смерти Иосиф его не называет; однако братия избрала именно Даниила, мотивируя тем, что он любил нищету и пребывал в посте, трудах и молитвах, но, быть может, и потому, что не хотела отпустить его в другой монастырь, где он искал игуменства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Монах Тихон родом Вологодского же уезду Кодановской волости стольника Петра Иванова сына (Л. 127 об.) Измайлова крестьянский сын деревни Середняго, пострижен в том же Глушицком монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Матфей, родом Боровецкой волости стольника Федора Григорьева сына Вердеревского крестьянской сын деревни Власова, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене же Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Белой диакон Стефан Конанов, родом Боровецкой волости храму Воскресения Христова пономарев сын. Вместо денежного и хлебнаго жалованья дана ему монастырская земля в селе Леонтьевском: сеется в поле ржи по четверти, овса по две четверти, а в дву по тому же; сена в полех и лугах возов по осмии. Вкладчики, они же и работники, живут за монастырем на скотье дворе. Сергушка Тимофеев, рождение иво Глушицкого монастыря в Козьмодемьянской волости в деревне Коземкине, дьячков сын, детей у него сын Дениска четырнатцати лет. Из казны даетца денег на свитки по десяти алтын, сыну иво по шти алтын по четыре денги да платье. Ивашко Михайлов, рождение иво того же монастыря в деревне Кокошилове, служебничей сын. Из казны даетца на рубашки в год по осми алтын по две денги да платье. Федка Леонтьев, родом того же монастыря деревни Великого Двора в приходе Леонтия Ростовского, крестьянской сын, з детьми: сын у него Мишка (Л. 129 об.) двенатцати лет, Андрюшка трех лет. Ис казны даетца в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Антипка Яковлев, родом того же монастыря крестьянской сын деревни Бесолнова. А из казны даетца в год на рубашки по шти алтын по четыре денги да платье. Кандрашка Васильев, родом того же монастыря деревни Кромина, служебничей сын. У него сын Мартышко девяти лет. А из казны ему дается в год платье. Гришка Микулин, родом того же монастыря деревни Антуфина, крестьянской сын, из казны даетца на рубашки в год по пяти алтын да платье. Егорко Евдокимов, родом того же монастыря деревни Княжева, крестьянской сын. У него сын Васка десяти лет. Из казны дается в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Левка Михайлов, родом того же монастыря деревни Онтуфина, крестьянской сын. Из казны даетца ему в год (Л. 130) на рубашки по шти алтын по четыре денги да платье. Мартынко Петров, родом того же монастыря деревни Заболотья крестьянской сын. Ис казны даетца в год на рубашки по десяти алтын да платье. Баженко Федоров, родом того же монастыря деревни Семенкова, крестьянской сын. Из казны даетца в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Митка Петров, родом того же монастыря деревни Кокошилова крестьянской сын, из казны даетца платье. Карпунка Стефанов, родом того же монастыря деревни Ерасимова, крестьянской сын. Из казны даетца в год по осми алтын по две денги да платье.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

экспед., I, 337). Там же значатся списки с грамот, бывших у М.Грека, данных афон. монастыр. Следов., показание Курбского, что Сильвана м. Даниил «в своем епископском дому злою смертию за малые дни уморил» не верно. Курбский о нем выражается: «Сильвана, Максимова ученика, обоего любомудрия внешнего (светского) и духовного искусного мужа» (с. 42). Максим Грек был перемещен в Тверской-Отроч монастырь под наблюдение еп. Акакия – иосифлянина, с запрещением причастия и заключением в оковы 1925 , Савва (исключительно по греческому делу) перемещен из Волоколамского Возмицкого мон. в Зосимину пустынь Вологодского края; ближайший ученик и помощник в переводе книг – Сильван послан был в Соловки, где и скончался, прислав перед кончиной какие-то греческие грамоты; Мих. Медоварцев – в Коломну, конечно за продолжительное укрывательство тех отступлений по переводу, в которых обвинялись М.Грек и Вассиан. В то время как собирался м. Даниил устроить поражение вождей антииосифлянского направления, за несколько дней до суда над Максимом и Вассианом, а именно 1-го мая 1531 года, он устроил канонизацию духовного отца Иосифа Волоцкого – Пафнутия Боровского, установив повсеместное чествование ему, и таким образом санкционировал торжество идей своего учителя – Иосифа Волоцкого 1926 ; но борьба этих идей, тем не менее, не прекращалась. Страстная борьба, возникшая на почве важнейших внутренних политических и церковных вопросов, не могла не привлекать внимания и не вызвать того или иного отношения к этим последним и их защитникам. И вот, когда сошли уже со сцены главные вожди этого движения, один из посторонних наблюдателей задает вопрос лицу, очевидно близко стоявшему к затронутым явлениям: «почему Кириллова монастыря старцы иосифовых старцев не любят»? И он, разобрав все вопросы, разделившие надолго обе партии, заключил свой ответ словами: «Воистину сбылось сказанное святыми отцами: «мнение второе падение», а «всем страстям мати – мнение» 1927 . В «мнениях» и заключалась истинная причина осуждения Максима Грека и Вассиана. § III В своем обращении к м. Даниилу (после 1539 г.) М.Грек писал, что он вместо прощения и милости, получил «оковы, заточение, тюрьму (затворен) и различные «озлобления». Но и для него наступило некоторое облегчение в столь жалкой участи. По словам жития Максима (рукоп. Ундольского), еп. Акакий (в Твери 1522–1567) не обнаружил себя завзятым иосифлянином. Он посетил М. Грека в темнице и, будучи в Москве, упросил вел. князя, Василия Ивановича, оказать милость заключенному ради здравия новорожденного сына – Ивана (IV), снять с него оковы и облегчить его заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010