семей воинов гарнизонов, заключения смешанных браков и принятия ислама отдельными египтянами в обмен на освобождение от уплаты подушной подати. Позже начался процесс постепенного перехода местного населения в ислам, растянувшийся на неск. столетий. В правление араб. династии Омейядов (656-750) мусульмане составляли 7-8% населения Е.; в нач. X в.- ок. 30%. Быстрее, чем ислам, в Е. распространялся араб. язык, хотя до нач. VIII в. греческий сохранялся как язык делопроизводства, а коптский использовался для ведения финансовой документации. В 706 г. арабский был объявлен гос. языком Халифата. Правители Е. назначались из центра Халифата (при Омейядах - Дамаск, при Аббасидах - Багдад). Первоначально глава Е. эмир (наместник) обладал полнотой как гражданской, так и военной власти, был предстоятелем на общей молитве мусульман. В дальнейшем за эмиром было сохранено лишь командование войсками. Злоупотребления властью, допускавшиеся наместниками, вызывали недовольство египтян (как мусульман, так и христиан), к-рые нередко поднимали восстания. Крупнейшее восстание коптов произошло в 829-831 гг. До сер. IX в. ключевые посты в Е. занимали представители араб. военной знати, но с ослаблением в Халифате власти династии Аббасидов (750-1258) власть в Е. перешла в руки тюрк. военачальников, образовавших династии Тулунидов (868-905) и Ихшидидов (905-969). Они создали в Е. фактически самостоятельные гос-ва, хотя формально признавали верховенство халифов. Династия Ихшидидов пала в 969 г. под ударами войск Халифата династии Фатимидов (909-1171), образовавшегося на территории Туниса и подчинившего к тому времени почти всю Сев. Африку и Сицилию. Фатимиды возводили свое происхождение к дочери прор. Мухаммада Фатиме и следовали исмаилитскому учению (см. исмаилиты ). Они открыто отказывались признавать политический авторитет Аббасидов и провозглашали себя истинными наследниками Мухаммада и центром мусульм. мира. В нач. 70-х гг. X в. рядом с Фустатом они построили новую столицу Е. под названием Эль-Кахира (Каир; в пер. с араб.- победоносный город). Опираясь на ресурсы Е., Фатимиды завоевали Сирию и Палестину, установили свое покровительство над священными городами мусульман Меккой и Мединой. В их владения входили также нек-рые области Судана и Йемена. Поскольку большинство мусульм. населения Е. придерживалось суннизма, фатимидские халифы проводили политику веротерпимости. Иудеи и христиане подверглись гонениям лишь в период правления халифа аль-Хакима (996-1021). При Фатимидах в Каире был создан мусульм. духовный ун-т аль-Азхар, к-рый превратился в крупный центр средневек. мусульм. учености.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Подчиненная Новгороду территория была основным источником его благосостояния. Опорными пунктами для освоения земель были основанные новгородцами погосты — судебно-податные центры. Отдаленные территории, как правило населенные неслав. народами, могли сначала не включаться непосредственно в адм. плане в состав Новгородской земли, с них лишь собиралась дань (Пермь, Печора, Югра, Терский берег, часть территории современных Эстонии и Финляндии) (Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос_ва: Ист.-геогр. исслед. М., 1951. С. 69–115). Под властью Новгорода или в даннической зависимости от него оказалось значительное финноязычное население, среди которого были карелы, водь (вожане), ижора, саамы, вепсы, на какое-то время — эсты. Имена с фин. этимологией нередко встречаются в новгородских берестяных грамотах: по данным на 2007 г., их известно от 40 до 60, что составляет 4–5% всего именослова этих документов (Saarikivi J. Finnic Personal Names on Novgorod Birch Bark Documents//Slavica Helsingiensia. 2007. Vol. 32. P. 196–246). С сер. VIII в. значительное скандинавское присутствие отмечается в низовьях Волхова, где возникло поселение Ладога (в сканд. сагах: Aldeigja, Al deigjuborg). Скандинавы жили там и позднее, в XI–XII вв., что подтверждается археологическими и антропологическими данными. Исключительно богато сканд. находками основанное уже в IX в. в 2 км южнее Новгорода Рюриково городище. Их обилие и разнообразие свидетельствуют о том, что скандинавы селились там целыми семьями (Носов. 2012. С. 102–118). Вероятно, именно это поселение скандинавы называли Holmgardr, позднее они перенесли это название на Новгород. Первые новгородские князья охотно нанимали варяжские дружины, существенно усиливая этим свои войска. Начиная с XII в. в источниках фиксируются тюрк. имена, носителями к-рых были, вероятно, люди из княжеского окружения — выходцы из Юж. Руси (Гиппиус А. А., Михеев С. М. Заметки о надписях-граффити новгородского Софийского собора. Ч. 3//ДРВМ. 2011. 2(44). С. 46; Гиппиус А. А. «Ильдятино селище»: Коммент. к новгородской берестяной грамоте 71//Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Мат-лы XXIV междунар. науч. конф. М., 2012. С. 231–234; Новгородские грамоты на бересте. 2015. Т. 12. С. 99–100). Проживали в Новгородской земле и выходцы из Литовского великого княжества. Никаких данных о дискриминации неславянского населения нет, напротив, в XIV–XV вв. по являются сведения о проникновении представителей карел в новгородскую элиту и о довольно крупном землевладении карел. знати («корельских детей») (Lukin. 2017. Р. 297; Чибисов Б. И. «Дети корельские» в контексте этнической истории Сев.Зап. Приладожья XV в.//ДРВМ. 2017. 2(68). С. 18–25).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Таврида (от ассир. гора) — название Крымского полуострова, произошедшее от названия племен, населявших его в XIII–XII веках до н. э. Таймура — река на западе Восточной Сибири, приток Нижней Тунгуски. Таймурские страны — далекие земли Восточной Сибири. Тайный советник — чин крупного государственного чиновника в Российской империи, который был введен Петром I. По Табели о рангах он считался гражданским чином 3 класса. Лиц, имевших этот титул, называли «ваше превосходительство». Талер — золотая и серебряная монета весом 28 г, впервые отчеканенная в 1518 году в Богемии из серебра. Один талер был равен трем золотым маркам. Эта монета была в обращении до 1907 года. Танаис — древнегреческое название реки Дон, в устье которой в античные века находился город с таким же названием. Таньга (от тюрк, тамга — клеймо, печать) — мелкая серебряная монета в странах Востока. Тарутино — село в Калужской области, в начале XIX века принадлежавшее обер-гофмейстерине Нарышкиной. Князь Кутузов, оставляя Тарутинский лагерь, где русские войска после оставления Москвы в сентябре 1812 года пополнялись и готовились к наступлению, просил в письме помещицу, чтобы Тарутинские укрепления, «близ коих остановился быстрый поток разорителей, грозивший наводнить всю Россию, остались неприкосновенными… Вы не имеете нужды воздвигать памятников, — говорил фельдмаршал в конце своего письма. — Тарутинские укрепления, грозно возвышающиеся среди ваших спокойных нив, будут сами по себе неизгладимыми следами Русского мужества и Русской славы». Однако впоследствии памятник все же украсил это знаменитое место. Сын фельдмаршала, графа Румянцева-Задунайского, получив Тарутино в наследство от госпожи Нарышкиной, отпустил крестьян в вольные хлебопашцы, чтобы село не переходило во владение частных лиц. Благодарные крестьяне, чувствуя, насколько они обязаны воспоминанию о 1812 годе, пожелали воздвигнуть памятник за свой собственный счет. Государь император Николай Павлович позволил им это сделать, и в 1834 году памятник был поставлен и освящен.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В 945 г. Ахмад занял Багдад и получил от халифа аль-Мустакфи должность эмира эмиров и почетное прозвище Муизз ад-Даула. Буидская держава, дробившаяся на самостоятельные уделы 3 основных ветвей династии, так и не стала единым целым. Только в 949-983 гг. сын Хасана, Адуд ад-Даула, объединил все уделы родичей - от Каспийского м. до Синда. Поддерживая иран. державные традиции, он принял доислам. титул «шаханшах», который, несмотря на протесты богословов, сохранялся и за его наследниками. В его правление были восстановлены пришедшие в упадок оросительные сооружения, возведена гигантская плотина на р. Кур (Кор) между Ширазом и Истахром, упорядочены службы связи. В столице Ширазе Адуд ад-Даула построил дворец с большой б-кой, где были собраны книги не только по фикху, риторике, грамматике и поэтике, но и по каламу, философии, медицине и естествознанию, а также госпиталь, при котором работала медицинская школа. Однако и он перед смертью распределил области между сыновьями. Междоусобица закончилась только в 996 г. победой Бахи ад-Даулы, после кончины к-рого в 1012 г. Буиды не могли удержать в повиновении даже тюрк. и дейламитских командиров. Лит.: Schwarz P. Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen. Lpz., 1896-1935. 9 Bde; Крымский А. Е. История Сасанидов и завоевание Ирана арабами. М., 19052; он же. История Персии, ее лит-ры и дервишеской теософии. М., 1909-1917. 2 т. с доп.; Иностранцев К. А. Сасанидские этюды. СПб., 1909; Миллер Б. В. Конспект лекций по истории Персии. М., 1926. Ч. 1: История древней (доисламской) Персии кончая завоеванием ее арабами; Spuler B. Iran in früh-islamischer Zeit. Wiesbaden, 1952; Бартольд В. В. Иран. Исторический обзор// Он же. Соч. М., 1971. Т. 7. С. 233-310; Тарих-и Систан (История Систана)/Пер. с персид.: Л. П. Смирнова. М., 1974; Колесников А. И. Завоевание Ирана арабами. М., 1982. И. под властью тюркских и монгольских династий (X-XII вв.) На X-XI вв. приходится экономический и культурный подъем иран. земель, во многом объясняющийся образованием автохтонных центров политической власти и расширением внешнеэкономических контактов. Новые правители вкладывали значительные средства в увеличение обрабатываемых земель, городское хозяйство и транспортную сеть. При этом сохранялись сложившиеся в Аббасидском халифате категории землевладения. Местные правители строго фиксировали ставку хараджа, пресекая злоупотребления при его взимании. Мульковые имения, преобладавшие в Фарсе и Джибале до Буидов, все чаще переходили к лицам, связанным с новыми династиями. Дейламитские эмиры раздавали земли в качестве ленов (икта) и дарений служилым людям. Аналогичный рост фонда этих земель, к-рые становились фактически наследственными благодаря практике наследования соответствующих должностей, происходил и в саманидском Хорасане, где еще сохранялись свободные общины дехкан.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУННЫ [греч. Οννοι, лат. Hunni], древний народ, пришедший в Европу из Азии. Впервые упомянуты в источниках в связи с описанием бегства значительной части герм. народа визиготов на территорию Римской империи в 376 г. Визиготы были напуганы слухами о страшных пришельцах - Г., разгромивших в Сев. Причерноморье родственных им остроготов. Перед этим Г., продвинувшись с востока, покорили ираноязычных аланов, живших на территории от Сев. Кавказа до донских степей. Гипотеза о связи Г. с разгромленным китайцами центральноазиат. народом хунну (сюнну) разделяется мн. специалистами, но не имеет бесспорных доказательств. Язык Г. неизвестен, по ряду оценок он относился к древнему пласту тюрк. языков. Есть гипотезы о принадлежности Г. к угорским народам, к народам, близким к кетам. Несомненны лишь принадлежность к монголоидной расе, кочевой образ жизни и связь Г. с областями, близкими к Центр. Азии. После покорения аланов и вост. групп готов Г. подчинили ряд др. народов юга Вост. Европы и к кон. IV в. стали здесь ведущей военной и политической силой. Известно, что в 70-х гг. IV в. могущественнейшее из объединений Г. возглавлял Баламбер, при этом др. группы Г. действовали отдельно. Напр., группировка Г. наряду с готами и аланами входила в объединение, возглавляемое Алатеем и Сафраком, участвовавшее в разгроме рим. армии в 378 г. у Адрианополя, а в 382 г. получившее статус федератов Рима и земли для поселения в Паннонии. Какие-то группировки Г. привлекались имп. Феодосием I Великим для борьбы с узурпаторами в 388 и 394 гг. В 395-398 гг. отряды Г. совершали набеги на Закавказье, доходя до Сирии, а также на Балканы. В нач. V в. в Н. Подунавье сильнейшим было объединение Г. (им были подчинены скиры и ряд др. народов) во главе с Ульдисом (Ульдином), в 400 г. они пленили бежавшего за Дунай мятежного рим. полководца Гайну, родом гота, отправив его голову в К-поль; в 408-409 гг. нападали на Вост. Римскую империю, но были отбиты. Наряду с этим отряды Г. использовались западнорим. полководцем Стилихоном для борьбы с группировкой Радагайса, вторгшейся в 405-406 гг. в Италию, а также против вестготов. У имп. Гонория был отряд гвардейцев из Г. (перебиты в 409). В 405-408 гг. у Г. в качестве заложника жил Аэций. Ок. 412 г. известно о правителе Г. Донате, умерщвленном при участии римлян, и «первом среди вождей» Харатоне. Ок. 415-420 гг. или в 421 г. Г. совершили поход против Персии.

http://pravenc.ru/text/168331.html

Это означало, что верующих оставили в покое, но ни на какие уступки им идти не собирались. В частности, во 2-й пол. 1945 г. и в 1946 г. верующие самовольно открыли 2 мечети - в дер. Контуганово Бисертского р-на и в дер. Ср. Бугалыш Сажинского р-на Свердловской обл., однако почти сразу же их деятельность была приостановлена, а чиновники объяснили верующим порядок открытия молитвенных домов. Во 2-й пол. 40-х гг. с ходатайством об открытии мечетей обратились мусульмане дер. Шокурово Нижнесергинского р-на, дер. Гайны Ачитского р-на и дер. Рахмангулово Красноуфимского р-на Свердловской обл. Однако ходатайства не были приняты из-за неправильного оформления бумаг. Вторичной попытки верующие не предприняли. В 1946-1947 гг. поступило 10 новых ходатайств об открытии мечетей, однако они были отклонены из-за отсутствия свободных помещений. Влияние антирелиг. пропаганды легко прослеживается на материалах, характеризующих работу легальных мечетей Урала и Сибири. Так, с 1959 по 1985 г. на 50% сократилось число верующих, принимавших участие в крупных мусульм. праздниках в новосибирской мечети. В 3 раза сократилось число мусульман, обращавшихся в мечеть для совершения обрядов имянаречения и никаха (бракосочетания). Аналогичная картина наблюдалась и на Урале: в Башкортостане в 1970-1985 гг. в 2 раза снизилось число совершаемых обрядов имянаречения и никаха, в Пермской обл. с 1962 по 1982 г. число совершаемых имянаречений также снизилось в 2 раза. Если в 1950 г. на праздничный намаз в мечети с. Коянова собиралось до 400 чел., то в 70-х гг.- 120-150 чел. Это объяснялось как сокращением численности пожилых людей, придерживающихся ислам. традиций, так и отходом от религии молодежи вслед. научно-атеистической пропаганды. Наряду с немногочисленными офиц. общинами почти повсеместно, где имелось тюрк. население, действовали нелегальные общины, возглавляемые неофиц. муллами. Ими, как правило, становились либо бывш. мусульм. священнослужители, вернувшиеся из мест заключения, либо грамотные пожилые люди, знающие араб.

http://pravenc.ru/text/674977.html

политики Российского гос-ва. Ваисовское движение, объединившее низшие слои, стало ответом на жесткую политику в отношении мусульман при Александре II и Александре III и было направлено против действий властей и офиц. «мусульманского духовенства». В Казанской губ. к 1917 г. было 1152 мечети, в к-рых служили 2648 мулл. В период Октябрьской революции и гражданской войны территория совр. Татарстана стала ареной противостояния различных политических сил. С 21 июля по 2 авг. 1917 г. в Казани прошли II Всероссийский мусульманский съезд, I Всероссийский мусульманский военный съезд и Всероссийский съезд духовенства. На совместном заседании участники съездов приняли Декларацию о национально-культурной автономии тюрко-татар внутренней России и Сибири и объявили о ее немедленном вступлении в действие. Принцип национально-культурной автономии заключался в том, что органы управления должны были решать вопросы религии, просвещения и языка. В документе были определены и органы управления: 3 назарата - мин-ва, вместе составлявшие Вакытлы Милли Идаре - Временное национальное управление. Оно включало в себя Диния назараты (Религиозное мин-во), основой его стало Духовное собрание; Мэгариф назараты (Мин-во просвещения), куда вошли члены Всероссийского об-ва учителей; Малия назараты (Мин-во финансов). Каждое мин-во состояло из председателя и 6 членов коллегии. Высший законодательный орган - Миллет Меджлисе (Национальное собрание, парламент) тюрко-татар внутренней России и Сибири заседал в Уфе. Как отмечает А. Ю. Хабутдинов, впосл. депутаты Миллет Меджлисе разделились на 2 политические группировки - тюркистов и татаристов. Первые стояли на позиции культурного и религ. единства всех тюрк. народов России и требовали от членов буд. Учредительного собрания поставить вопрос о провозглашении Урало-Волжского штата (Идель-Урал) на Волге и Юж. Урале. Те же народы, территории проживания которых не вошли в границу шт. Идель-Урал (напр., сибир. татары), обеспечивались правом национально-культурной автономии. Татаристы, представлявшие левое крыло мусульм. движения, уделяли мало внимания религии, зато были очень последовательны в вопросе территориальной автономии и активно участвовали в работе Коллегии Урало-Волжского шт. Однако в этой группе были сильны противоречия между Уфой и Казанью как потенциальными центрами будущего штата. Попытка реализации проекта шт. Идель-Урал, а позднее Татаро-Башкирской Советской Республики провалилась. Данные интеграционные проекты были направлены на территориальное объединение тюркского (мусульманского) населения Татарии и Башкирии, однако вслед. политики властей и глубоких противоречий между татарами и башкирами, обострившихся в 1917-м - нач. 20-х гг., эти проекты не были реализованы.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Архив Пн В ООН назвали направленный против Украинской Православной Церкви законопроект не соответствующим международному законодательству о защите прав человека 20 декабря 2023 г. 18:54 Беспокойство относительно свободы вероисповедания на Украине, «учитывая продолжающиеся действия властей против Украинской Православной Церкви », высказал верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Фолькер Тюрк, которого цитирует украинский телеграм-канал «Политика Страны». Он особо упомянул о направленном на запрет Украинской Православной Церкви законопроекте 8371, который 19 октября 2023 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении. Фолькер Тюрк констатировал: «Этот законопроект не соответствует международному законодательству о защите прав человека». Как сообщалось ранее, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послания Предстоятелям Поместных Православных Церквей и ряду религиозных деятелей, а также обратился к представителям международных организаций, поделившись с адресатами тревогой в связи с рассмотрением украинским парламентом данного дискриминационного законопроекта. В числе адресатов обращения Предстоятеля Русской Православной Церкви был верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк. «Несмотря на установленные факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви, украинские власти продолжают политику ликвидации этой религиозной общины, умножая страдания миллионов верующих, — с горечью констатировал Святейший Владыка. — Епископат и верующие при этом остаются лишены права эффективной юридической защиты своих прав в условиях угрозы их жизни и здоровью, создаваемой религиозными экстремистами при попустительстве властей». Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду на то, что меры по предотвращению беззакония «могут быть приняты до того, как законопроект будет рассмотрен в последующих чтениях, вступит в силу и начнет имплементироваться». Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6085793.ht...

От глагола «баять», «говорить»; байка – сказка; бахарь (часто бахорь) – краснобай Бахматовы : Федор Бахматов, крестьянин, 1539 г., Новгород; Иван Григорьев, костромской ямщик, 1604 г. Бахмат – малорослая лошадь (восточн.) Бахметев Юрий Ерофеевич, 1590 г., Арзамас [см. Дунило] Бахмуров Гаврило Матвеевич, 1560 г., Рязань Бахмур – дурнота, головокружение Бахта, Бахтины : Бахтины, XVI в. и позже, Тула; Бахта Федор Логчинов, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бахта – бязь, крашенина Бахтей, Бахтеевы : Бахтей, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий и Григорий Ивановичи Бахтеевы, 1603 г., Новгород [Ср. Бехтеевы] Бахт – счастье Бахтиар , Бахтиаровы : Бахтиар Григорьевич Зюзин [см. Зюзя] и Бахтиар Сидоров, первая половина XVI в.; кн. Федор Дмитриевич Бахтиар Приимков-Ростовский [см. Приимок], умер в 1550 г.; от него – князья Бахтиаровы-Ростовские [см. Дивей, Дубовый Нос, Еналей, Челибей] Бахтиар – счастливый (тюрк.) Бахтины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде Бача , холоп, 1539 г., Новгород Бачаев Аверкий Чудинов [см. Чудин], земской целовальник, 1672 г., Соль Камская Бачалдины : Вахромей Будило [см. Будило] и Михаил Алексеевичи, 1542 г., Кашин Бачалда, бакалда – рытвина, колдобина Бачарин Тарас, крестьянин, 1495 г., Новгород Бачины, помещики, с конца XV в., Новгород [см. Щавей] Бачмановы : Михаил Бачманов, старец Троицкого монастыря, 1490 г.; несколько Бачмановых, помещики, XVI в., Новгород; Ларя Бачманов, 1510 г., Рязань [см. Секач] Ср. селение Бачманово на р. Оке, недалеко от Коломны Бачура, Бачурин : Бачура, крестьянин, 1545 г., Новго род; Гридя [см. Гридя] Бачурин, 1495 г., Обонежье Башев Степан, губной староста, 1603 г., Владимир; у него сын Муртоза Степанович [см. Муртоза] Баш – голова (тюрк.), башка (рус.) Башенин Семен Дмитриевич, дьяк вел. кн. Ивана III, 1502 г., Дмитров Башина Вассиан, старец Кириллова монастыря, 1515 г. Башкины Семен и Алексей Ивашковы, 1519 г., Переяславль, где в бассейне р. Киржач деревня Баткина; Федор Александрович Баткин-Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в., Белоозеро; Матвей и Федор Семеновичи, еретики, середина XVI в., Боровск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

528 Ср.: DAI. 4.11–13; 8.21–33; 13.9–11; 38.55–57; 40.16–19. О печенежско-венгерских отношениях к середине X в. см. также преамбулу к коммент. к гл. 1. 532 От тюрк. Bulyar. См.: Moravcsik. ВТ II. S. 104–105. Славянские племена Подунавья получили имя «болгары» от тюрок Аспаруха, вставшего во главе союзного государства, утвердившегося в 680–681 гг. между Дунаем и Балканами (см.: Литаврин 1985 С. 140–148; Ангелов 1987. С. 14–15). 535 Стратиг Херсона Иоанн Вогас (см. коммент. 1 к гл. 1) имел приказ императрицы Зои направить печенегов против болгар. По сообщению Николая Мистика , в 924–925 гг. печенеги готовились к вторжению в Болгарию (Nic. Patr. Epist. Col. 149–153). Константин не исключает возможности новых столкновений с болгарами: его общий тон в труде «Об управлении империей» в отношении Болгарии отнюдь не дружественный. 538 От тюрк. Qazar. Литературу см.: Moravcsik. ВТ II. S. 334. Латинские формы этнонима: Chazari, Chasiri. Д. Моравчик приводит и восточноязычные формы: кит. Ko-sa. Ho-sa, арм. H’azirk’, араб. Hazar. Славянские формы: Хазары, Хозары, Казары, Козары. 539 Политическое объединение группы адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и Никопсисом. Название «зихи» встречается и у более ранних византийских авторов. 540 Название «влаттии» («пурпур») связывается (не без сомнения) с финикийским именем Афродиты. Византийскому названию драгоценных тканей, главным образом шелковых, – «влаттии» – соответствовало славянское – «паволоки» (Византийская книга эпарха. С. 151). «Прандии» – «лента, тесьма, пояс, шнур». См.: Theoph. Chron. P. 359.7. «Прандиями» назывался мелкий галантерейный товар – ленты, повязки, головные платки, покрывала (Const. Porph. De cerem. P. 189; Византийская книга эпарха. С. 156), вообще, готовое для употребления изделие из ткани. Феофан «прандиями» называет головной убор варваров (Theoph. Chron. P. 232). «Харерии» – вид шелковой (персидской) ткани. Перец в Византию привозили из Индии (Византийская книга эпарха. С. 203; Pigulewskaja 1969. S. 78), причем перец длинный и белый, как и другие пряности, например, корицу и кардамон (Ирмшер 1984. Т. 45. С. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010