Если и быть новой религии, то только со своими праздниками и традициями. Поэтому Мухаммед поступает так же, как поступил в свое время израильский царь Иеровоам, который испугался, что «если народ будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому... И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (ЗЦар.12:27 – 29). Когда к Мухаммеду пришли его единоверцы и спросили, можно ли им участвовать в празднествах, которые устраивают мединские евреи, он «однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: ид уль – адха (курбан байрам) и ид уль – фитр (рамадан байрам)» 191 . Таким образом, общепринятыми в классическом исламе считаются, собственно, только два праздника – ид аль- адха (ид – аль – курбан, ид аль – кабир, эйде – курбан – перс., курбан – байрам – тюрк.) – праздник жертвоприношения и ид аль – фитра или ид ас – сагир (эйде – фетр – перс., ураза – байрам, кучук – байрам, шекер – байрам – тюрк.) – праздник разговения. Праздник жертвоприношения – ид аль – адха или курбан – байрам тесно связан с мусульманским паломничеством (хадж). Как уже было сказано в главе «Хадж», он совершается на 10 день паломничества в 12 месяце лунного календаря зуль – хиджа и своими корнями восходит к жертвоприношению Авраама (Ибрагима), который по повелению Божию приносил в жертву своего сына. Несмотря на то, что Бог обещал с Исааком «поставить Свой завет» ( Быт.17:21 ), и, назвав его единственным и любимым сыном Авраама, именно его повелел принести в жертву ( Быт.22:2 ), мусульмане считают, что по праву первородства это был Исмаил. Примечательно, но в самом Коране в эпизоде с жертвоприношением (К.37:102 – 111) имя заколаемого сына так и не указывается. Однако мусульманское предание дополняет недостающий текст Корана. Считается, что после того, как Исмаил был уложен на землю и Ибрагим уже занес над ним меч, Аллах воззвал к нему и сказал, что он уже оправдал свое видение (по Корану, Ибрагим во сне увидел, как он приносит Исмаила в жертву – К.37:102). «Пророк Ибраим поднял голову и увидел прекрасного барана в руках ангела. Ангел сказал ему, что Аллах пожелал оставить Исмаила в живых, а в жертву вместо него принести барана. Ибраим перевел дух и развязал сына. Затем, зарезав барана, стал горячо молиться, благодаря Аллаха за великую милость. С этого времени верующие отмечают праздник жертвоприношения и приносят в жертву Всевышнему животное» 192 . Именно эту историю мусульмане называют «исламской окраской», когда говорят, что «обряд этот еще до возникновения ислама выполняли арабские племена, ислам же сохранил этот обычай и традицию древних арабов и дал ему исламскую окраску» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Во время повечерия паломники обычно приглашаются в главный храм для поклонения св. мощам и другим святыням. См.: Богослужебный устав Православной Церкви/Сост. В. Розанов . М., 1998. С. 43–44. 208 Имеется в виду всенощное бдение – торжественное богослужение, состоящее из великой вечерни, праздничной утрени и 1-го часа. В древней Церкви в эпоху гонений, по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве, существовал обычай совершать службу в течение целой ночи, до рассвета. Эта служба имела греческое название παννυχς – всенощная или γρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. Всенощное бдение, состоящее из ночной и утренней служб, получило особенное развитие с IV в., а в IX–X вв. приобрело строй, близкий к современному, В афонских монастырях и подворьях всенощное бдение начинается в летнее время с заходом солнца, а в зимнее часом или получасом позже. Святогорцы различают три вида всенощного бдения: обычное (накануне меньших из имеющих бдение Господских и Богородичных праздников, дней памяти великих святых, великопостных воскресений); накануне двунадесятых и других важнейших Господских и Богородичных праздников и накануне главного праздника обители – панигиря (греч. πανγυρις – день памяти того святого или тот Господский или Богородичный праздник, которому посвящен монастырь); оно может продолжаться от 9 до 14 часов. См.: Типикон, сиесть Устав: [В 2 ч.] СПб., 1992. Ч. 1. С. 9–30; Всенощное бдение и Литургия. М., 1991. С. 5–30, 57–70; Афон/ПЭ, Т. 4. С. 140. 210 Рамазан (тюрк.; перс.рамадан) – девятый месяц мусульманского лунного календаря; месяц поста, когда мусульманам не полагается принимать пищу и пить воду с восхода до заката солнца. Согласно мусульманскому преданию, Мухаммеду было ниспослано первое откровение 27 рамадана, и считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей. По поводу ее точной датировки существуют расхождения, поэтому принято все нечетные ночи последних десяти суток посвящать делам благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Для широких масс, как суннитов, так и шиитов, святынями служат усыпальницы древних пророков, видных богословов и суфиев. К ним совершают паломничества (зияра), испрашивая милости и благословения. Главными памятными датами религ. календаря являются Новый год 1 мухаррама; Ашура 10 мухаррама (первая встреча Адама и Хаввы после изгнания из рая, выход Нуха из Ковчега, переход Мусой моря; у шиитов траур по мученической кончине имама аль-Хусейна); День рождения пророка Мухаммада (Мавлид - у суннитов 12, у шиитов 17 раби аль-авваля); Вознесение Мухаммада (мирадж) и его чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим и на небеса в ночь на 27 раджаба; Ночь прощения (араб. Ляелят аль-бараа; перс. Шаба-и барат) в середине месяца шабан; Ночь предопределения на 27 рамадана (Лейлят аль-кадр), определяющая, по мусульм. преданию, судьбы людей на следующий год; Праздник разговения (араб. Ид аль-фитр; тюрк. Ураза-байрам) по завершении поста в первые 3-4 дня шавваля; Праздник жертвоприношения (араб. Ид аль-адха; тюрк. Курбан-байрам) - 3-4 дня начиная с 10 зу-ль-хиджа (память о благом исходе истории с жертвоприношением сына Ибрахимом совпадает с концом хаджа). Два последних являются главными праздниками в И., известными так же как «большой» и «малый» праздники. Разные направления и толки в И. имеют особые памятные даты. Шииты отмечают 18 зу-ль-хиджа Праздник пруда (Ид аль-гадир) в память о дне, когда пророк, как они полагают, назначил Али своим преемником около пруда Хумм. Торжества происходят и в годовщины смерти шиитских имамов. Памятные даты своих великих шейхов празднуют религ. братства. В некоторых странах эти торжества, как и годовщины местных святых, называют «духовной свадьбой» (урс). У нек-рых мусульм. народов имеются праздники, связанные с солнечным календарем. Самый крупный из них - Науруз, иранский Новый год, совпадающий с началом весны 21 марта. В Турции братство Бекташия дает Наурузу исламское истолкование, почитая его как день рождения Али ибн Аби Талиба. Т. Ибрагим И. в России Мусульм.

http://pravenc.ru/text/674977.html

5. Выступил против римлян и царь персов. Император же послал против них стратилата Прокопия. А персидский царь извещает Прокопия: «Я заключу мирный договор с римлянами на пятьдесят лет, если перс, которого я выставлю, проиграет в единоборстве; если же проиграет тот, кто будет с ним бороться от вас, то я возьму пятьдесят кентинариев и все обычные дары». Когда они так порешили, вышел перс. А стратилат послал Ареобинда, комита федератов. И выступили они в вооружении и на конях, причем Ареобинд держал аркан, и, когда перс рванулся на него первым, Ареобинд, нагнувшись в сторону, заарканил его и, стащив с коня, зарубил; и заключил мирный договор персидский царь. Ареобинд же, войдя в Город, был с почетом принят императором и назначен консулом 531 . 6. Этот император, разрушив сухопутную стену Города и добавив еще два расстояния 532 , построил новую за 60 дней (при помощи Кира, мудрейшего и способного эпарха 533 ) 534 . 7. Через некоторое время поехал император верхом и, упав с коня и ударившись, сел в носилки. И, позвав свою сестру Пульхерию, он сказал ей о Маркиане, который воцарился после него: «Ведь это мне открыл Иоанн Богослов, когда я был в Эфесе». Послав за Маркианом, он сказал ему в присутствии Аспара и синклита: «Было явлено мне, что тебе надлежит стать императором после меня», и через два дня скончался. 8. Императрица Пульхерия, хотя и была молода 535 , наилучшим образом управляла царством, (когда ее брат и император Феодосий был весьма мал) 536 . Наставляла же она и своего брата, чтобы он жил целомудренно, и сама посвятила Богу свое девство и научила сделать то же самое своих сестер Аркадию и Марину. 9. Когда скончался Арсакий, в патриархи рукополагается иже во святых Аттик 537 . При Феодосии Аспар и Ардабурий назначаются доместиками Востока и Запада. После смерти Аттика [патриархом] назначается Сисиний 538 . Когда он скончался, патриархом стал Несторий 539 . После того как его низложили, рукополагается вместо него Прокл 540 ; тогда и были перенесены в Город останки Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий (Николай Миткевич; 1807–1881) – церк. писатель, ректор Казанской Духовной Академии, затем архиепископ Калужский Григорий Турский (ок. 540 – ок. 594) – епископ г. Тура (в Галии) с 573, автор «Истории франков» Григорий – дьякон Новгородский, переведший и записавший в 1056–1057 Евангелие для Новгородского посадника Остромира Гримм, братья: Якоб (1785–1863), Вильгельм (1786–1859) – нем. филологи, основатели филологической школы Гротефенд Георг Фридрих (1775–1853) – нем. филолог, заложивший основы дешифровки др.-перс. клинописи Гумбольдт Фридрих Вильгельм фон (1767–1835) – прус. лингвист и гос. деятель Гус Ян (1371–1415) – лидер религиозно-национального движения чеш. народа Гюльман Карл-Дитрих (1765–1846) – нем. историк Даниил Александрович (1261–1303) – мл. сын Александра Невского, князь Московский с 1276, причислен Церковью к лику святых Даниил (до 1492–1547) – рус. митрополит в 1522–39, публицист, глава иосифлян, боровшийся с нестяжателями и еретиками Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – рус. философ, публицист и социолог, идеолог панславизма Дарий – имя нескольких царей др.-перс. династии (V–II в. до н. э.), наиболее известен Дарий I (522–486 до н. э.) Дацибал (Децибал) (к. I – н. II в.) – последний выдающийся царь даков, разбитый во II-oй дакской войне легионерами Траяна Девар – нем. философ Дегинь Жозеф (1721–1800) – фр. историк-ориенталист Дедрик (Дедре) Пьер – французский архитектор и археолог Декарт Рене (1596–1650) – фр. философ, физик, математик Джемшид – др.-перс. царь, основатель (по Зендавесте) культуры и религии Диоскер (?–454) – патриарх Александрийский, защитник еретика Евтихия, участник монофизитской смуты Дитрих Бернский – герой германских сказаний (в реальности – Теодорих; ок. 454–526), король ост-готов Дмитрий Александрович (1250–1294) – сын Александра Невского, великий князь Владимирский (с 1276) Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь Московский (1359) и Владимирский (1362) Добрыня (X в.) – воевода Владимира I Святого, посадник Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН [Магундат; среднеперсид.  ] († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.). Перс из сел. Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, в к-рой обучал желающих искусству колдовства. Во время войны между персами и ромеями (см. Византино-персид. войны ) шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, к-рый был отправлен в Персию. Именно с появлением Св. Креста автор жития А. П. объясняет зарождение в персид. жреце-огнепоклоннике интереса к христианству. Оставив школу на попечение сына, Магундат в числе войска персид. военачальника Шахина участвовал в походах в М. Азию. В это время войска имп. Ираклия появились в самой Персии, и Шахину пришлось отступить. Побуждаемый жаждой истинной веры, Магундат оставил войско и поселился в сир. г. Иераполе (Манбидж) у одного перса-христианина, серебряных дел мастера. Магундат посещал христ. богослужения и уговаривал своего хозяина способствовать его Крещению, но тот отказался, опасаясь персов. Тогда Магундат отправился в Иерусалим, где обратился с просьбой о Крещении к Илии, пресв. храма Вознесения Господня. Тот крестил его и нарек именем Анастасий. Вместе с ним был крещен еще один не названный по имени перс, впосл. мученик Эдесский. Через нек-рое время А. П. объявил Илии о своем желании стать монахом и вскоре (ок. 620) принял постриг в мон-ре св. Анастасия (в 4 милях от города), основанном неким Юстином. Там А. П. изучал греч. грамоту и Псалтирь, позже стал читать Свящ. Писание и жития, особенно вдохновляясь подвигами мучеников. Он был поваром и садовником и участвовал в др. делах наравне с проч. братией. Через 7 лет А. П. покинул обитель и отправился странствовать. Придя в Кесарию Палестинскую и увидев у храма св. Евфимии персид. магов, готовящихся совершить жертвоприношения, А. П. выступил против них с обличениями и на вопрос, кто он такой, открылся, что он перс и сам бывш.

http://pravenc.ru/text/114894.html

Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс 21 января 2007 г. 14:46 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы. Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса. Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др. На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа. По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его. Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер. «Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/185471.htm...

От глагола «баять», «говорить»; байка – сказка; бахарь (часто бахорь) – краснобай Бахматовы : Федор Бахматов, крестьянин, 1539 г., Новгород; Иван Григорьев, костромской ямщик, 1604 г. Бахмат – малорослая лошадь (восточн.) Бахметев Юрий Ерофеевич, 1590 г., Арзамас [см. Дунило] Бахмуров Гаврило Матвеевич, 1560 г., Рязань Бахмур – дурнота, головокружение Бахта, Бахтины : Бахтины, XVI в. и позже, Тула; Бахта Федор Логчинов, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бахта – бязь, крашенина Бахтей, Бахтеевы : Бахтей, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий и Григорий Ивановичи Бахтеевы, 1603 г., Новгород [Ср. Бехтеевы] Бахт – счастье Бахтиар , Бахтиаровы : Бахтиар Григорьевич Зюзин [см. Зюзя] и Бахтиар Сидоров, первая половина XVI в.; кн. Федор Дмитриевич Бахтиар Приимков-Ростовский [см. Приимок], умер в 1550 г.; от него – князья Бахтиаровы-Ростовские [см. Дивей, Дубовый Нос, Еналей, Челибей] Бахтиар – счастливый (тюрк.) Бахтины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде Бача , холоп, 1539 г., Новгород Бачаев Аверкий Чудинов [см. Чудин], земской целовальник, 1672 г., Соль Камская Бачалдины : Вахромей Будило [см. Будило] и Михаил Алексеевичи, 1542 г., Кашин Бачалда, бакалда – рытвина, колдобина Бачарин Тарас, крестьянин, 1495 г., Новгород Бачины, помещики, с конца XV в., Новгород [см. Щавей] Бачмановы : Михаил Бачманов, старец Троицкого монастыря, 1490 г.; несколько Бачмановых, помещики, XVI в., Новгород; Ларя Бачманов, 1510 г., Рязань [см. Секач] Ср. селение Бачманово на р. Оке, недалеко от Коломны Бачура, Бачурин : Бачура, крестьянин, 1545 г., Новго род; Гридя [см. Гридя] Бачурин, 1495 г., Обонежье Башев Степан, губной староста, 1603 г., Владимир; у него сын Муртоза Степанович [см. Муртоза] Баш – голова (тюрк.), башка (рус.) Башенин Семен Дмитриевич, дьяк вел. кн. Ивана III, 1502 г., Дмитров Башина Вассиан, старец Кириллова монастыря, 1515 г. Башкины Семен и Алексей Ивашковы, 1519 г., Переяславль, где в бассейне р. Киржач деревня Баткина; Федор Александрович Баткин-Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в., Белоозеро; Матвей и Федор Семеновичи, еретики, середина XVI в., Боровск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Используя ранее известные источники (сочинения Георгия Кедрина , Михаила Атталиата , Анны Комнины , переписку архиеп. Феофилакта Болгарского ), В. показал, что именно кочевники решили судьбу Византии в 1086-1091 гг., накануне 1-го крестового похода. Враждебные тюрк. племена сельджуков и печенегов, встретившись в М. Азии, пришли к осознанию своего родства и готовились объединиться, чтобы разрушить Византию и основать на ее развалинах тюрк. державу. Но в то время как одни кочевники поставили империю на край гибели, др. принесли ей спасение: враждующие с печенегами половцы, вступив в союз с имп. Алексеем I Комнином, нанесли печенегам сокрушительное поражение в битве при Левуни во Фракии (1091). В этой же работе В. обосновывал подлинность обращения имп. Алексея I к западноевроп. рыцарям с призывом о помощи в общей борьбе с вторжением неверных, что способствовало зарождению крестоносного движения. В обсуждении вопроса о разделении Церквей В. показал редкое для своего времени беспристрастие, высказывая сожаление, что полемика между греч. и лат. богословами не пошла по пути соглашения, мира и уступчивости, к-рый был указан Патриархом Антиохийским Петром III . Обращаясь к событиям европ. истории, В. рассмотрел образование союза Византийской и Римско-Германской империй в 1148-1155 гг. и распад этого союза после визант. похода в Юж. Италию в 1156-1157 гг. (цикл «Из истории Византии в XII в.»). «Русско-византийские отрывки» с автографом В. Г. Васильевского (ЖМП. 1876. 3) «Русско-византийские отрывки» с автографом В. Г. Васильевского (ЖМП. 1876. 3) В 1874-1878 гг. были напечатаны статьи В. о варяго-рус. дружине и затем обширный цикл исследований «Русско-византийские отрывки». В этих работах В. сделал ряд открытий в области русско-визант. отношений. Первый поход Руси на К-поль, как показал ученый, происходил не в 865 г. (как считалось ранее), а до 862 г. (вскоре была открыта точная дата - 860). Не позже 842 г. народ, называвшийся у византийцев Русью (ο Ρς), напал на Амастриду в Пафлагонии.

http://pravenc.ru/text/149825.html

Палладий, гр. «принадлежащий Палладе» Пальмира, город в древней Сирии Панкрат, Панкратий, гр. «всесильный» Панна, уменьш. от Полина и Павла Пантелеймон, нар. Пантелей, гр. «всемилостивый» Панфил, Памфил, гр. «всем друг» Парамон, гр. «твердый» Парижа, от «Париж» Парфен, Парфений, гр. «девственный» Патрикей, лат. «патриций» Пахом, Пахомий, гр. «широкоплечий» Пелагея, гр. «морская» Перфил, см. Порфирий Петр, гр. «камень» Пимен, Пиман, гр. «пастырь» Платон, гр. «широкий» Платонида, ж. к Платон Поликарп, Паликарп, гр. «плодовитый» Поликсена, Поликсения, гр. «гостеприимная» Полина, Палина, фр. эквивалент, русск. Павла (см.) Порфирий, гр. «пурпурный» Потап, Патап, Патапий, гр. «низменный» Потей, нар. от Потит, лат. «овладевший» Пров, Провий, лат. «честный» Прокл, лат. «далекий» Прокофий, Прокопий, гр. «преуспевающий» Прасковья, нар. Параскева, гр. «канун праздника» Прохор, гр. «начальник хора» Псой, гр. «мясо на чреслах», «поясница» Пуд, лат. «стыдливый» Пульхерия, лат. «прекрасная» Радий, от «радий» Разумник, слав. перевод гр. имени Синезиос Раиса, Райсса, гр. «легкая, покорная» Рая, уменьш. от Раиса Рева, м., от «Революция» Ревмира, от «Революция мира» Революционер, от «революционер» Регина, лат. «царица» Рената, лат. «возрожденная» Римма, Рима, ж. этимология неясна Рита, Ритта, уменьш. от Маргарита (см.) Роберт, герм. «прославленный» Рогнеда, др. русск. из сканд. ср. лит. раганита – волшебница Родион, Родиэон, гр. «розовый» Роза, лат. «роза» Розалия, от Роза Роман, Раман, гр. «крепкий» или лат. «римлянин» Ростислав, др. русск. «преумножай свою славу» Рубен, лат. «красный» Рудольф, герм. «знаменитый волк, мудрый волк» Русана, русск. произвольное образование Руслан, др. русск., заимствовано из тюрк. Руслана, ж. к Руслан Руф, м., лат. «рыжий» Руфина, ж. к Руф Рюрик, сканд. «славный король» Савва, Сава, др. евр. «неволя» Савватий, др. евр. «субботний» Савелий, Савел, Совелий, др. евр. «тяжкий труд» Саида, тюрк, «госпожа» Сампсон, Самсон, др. евр. «солнечный» Самуил, Самойла, Самойло, др. евр. «его имя – бог»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010