в районе г. Амастрида) и соперничала с Хазарским каганатом, о чем говорит, в частности, принятие правителем Юж. Руси хазар. (тюрк. по происхождению) верховного титула «каган», в качестве пережитка прилагавшегося к киевским князьям еще в XI в. Вероятно, с русско-хазар. противостоянием были связаны и посольство кагана Руси к визант. имп. Феофилу во 2-й пол. 30-х гг. IX в. с предложением мира и дружбы, и развернувшееся в то же время с визант. помощью активное крепостное строительство хазар: кроме Саркела на Дону было построено более 10 крепостей в верховьях Северского Донца и по р. Тихая Сосна (правому притоку Дона), что свидетельствует о притязаниях Юж. Руси на часть слав. даннической сферы хазар (по крайней мере на северян). Обширны были торговые связи Юж. Руси, купцы из к-рой на западе достигали среднего Дуная (территория совр. В. Австрии), на северо-востоке - Волжской Булгарии, на юге - визант. причерноморских рынков, откуда по Дону, а затем по Волге добирались до Каспия и даже до Багдада. Ко 2-й пол. 60-х гг. IX в. относятся первые сведения о начале христианизации Юж. Руси, они связаны с именем К-польского патриарха Фотия . Однако значительных последствий это «первое крещение» Руси не имело, т. к. его результаты были уничтожены после захвата Киева пришедшими из Сев. Руси дружинами кн. Олега. Ассимиляция сканд. элемента в Сев. Руси шла намного медленнее, чем в Южной. Это объясняется постоянным притоком новых групп пришельцев, главным занятием к-рых также служила международная торговля. Упомянутые места концентрации сканд. археологических древностей (Ст. Ладога, Рюриково городище и др.) носят ярко выраженный характер торгово-ремесленных поселений с этнически смешанным населением. Многочисленные и порой огромные клады араб. монетного серебра на территории Сев. Руси, фиксируемые с рубежа VIII и IX вв., позволяют думать, что именно стремление обеспечить себе доступ к богатым высококачественной араб. серебряной монетой рынкам Волжской Булгарии (в меньшей степени - к далеким причерноморским рынкам по волховско-днепровскому пути «из варяг в греки») влекло военно-торговые дружины варягов в Вост.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Поскольку человек не знает того, что ему предопределено, каждый должен стремиться к тому, что может принести ему пользу в религиозном плане. Исламский ритуал Самые главные ритуальные и обрядовые обязанности мусульманина выражены в так называемых «пяти столпах ислама»: исповедании веры, молитвы, милостыни, посте и паломничестве в Мекку. Первый столп: исповедание веры (ташшахуд): «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед – пророк Его». Произнесение этой фразы в присутствии минимум двух мусульман автоматически делает человека мусульманином. В этом и состоит вся инициация при принятии ислама. Обрезание желательно, но для взрослых не является обязательным. Второй столп: исполнение ежедневной пятикратной молитвы (арабск. – ас-саля, тюрк., – намаз). То, что называют молитвой мусульмане, совершенно не тождественно тому, что понимают под молитвой христиане. Если в православном христианстве под молитвой понимается живое общение, личный разговор человека с Богом, и именно факт этого непосредственного личного общения составляет смысл молитвы, то, с точки зрения ислама, молитва – это раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке, смысл которого состоит в выражении покорности перед Аллахом. Малейшее нарушение предписанного ритуала делает молитву недействительной. Личные прошения позволяются после совершения необходимого ритуала, но это не необходимо и, согласно исламу, не есть то, что делает молитву молитвой. Время, условия, порядок исполнения намаза строго регламентированы. Кроме ежедневной существуют и другие обязательные молитвы. Молитва бывает индивидуальной, когда верующий совершает ее сам, и коллективной (еженедельная пятничная молитва в мечети и др.) Молитве предшествует обязательно очищение (тахара). В зависимости от степени оскверненности человека (после обычных физиологических оправлений, рвоты либо же совокупления и др.) совершается либо малое омовение (вуду), либо полное омовение (гуслъ), в случае отсутствия воды, возможно очищение песком (тайамум). Без омовения молитва недействительна.

http://azbyka.ru/islam

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕЛИН [наст. фам. Хуца (Гуца)] Юрий Иванович (22/23.04.1802, с. Тибава (Вел. Тибава), ныне Закарпатская обл., Украина - 25/26.03.1839, Москва), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист. Сын правосл. священника из русско-румын. семьи. Учился в гимназии в Унгваре (совр. Ужгород), получив стипендию - в семинарии в Сегеде (Венгрия). В 1822 г. был студентом Львовского ун-та. В 1823 г. воспитатель духовной семинарии в Кишинёве. Благодаря общению с наместником Бессарабской обл. ген. И. Н. Инзовым и болг. беженцами заинтересовался историей и языком болгар. В 1825 г. переехал в Москву и поступил на медицинский фак-т Московского ун-та, к-рый окончил в 1829 г. Изучал гуманитарные науки. В Москве вошел в круг славянофилов, общался с М. П. Погодиным и С. Т. Аксаковым (готовил его сына Константина к поступлению в ун-т). В 1829 г. В. опубликовал одно из самых значительных своих произведений - 1-й т. соч. «Древние и нынешние болгары в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам», в к-ром доказывал исконно слав. происхождение болгар и их родство с русскими, отрицая тюрк. этническую принадлежность (прото) болгар-кочевников, давших свое имя стране и совр. народу. Будучи самоучкой в вопросах истории и филологии и романтиком по воззрениям, не владея критическим методом, В. следовал здесь (как и в позднейших сочинениях) в русле позднесредневек. «сарматской», или «скифской», теории, относя к славянам большинство позднеантичных и раннесредневек. кочевников, включая скифов, гуннов, авар, хазар, а также этрусков и ряд др. италийских народов. В этом сочинении он отмечал совр. активное использование болг. наречия, несмотря на долгий период тур. ига, и его родство с церковнослав. и древнерус. языками, хотя его мнение, что болг. язык является наречием русского, было безусловной ошибкой и не получило признания в науке. На основе предложенных гипотез о древности и самостоятельности народа В. сделал вывод, что болгары имеют такое же право на независимость от тур. господства, как и греки, освобождением к-рых тогда были озабочены ведущие европ. гос-ва. По замечанию И. В. Ягича, в книге «о современных болгарах было сказано очень мало... но теплые выражения искреннего сочувствия подкупали болгарских и неболгарских читателей».

http://pravenc.ru/text/150229.html

Сложившаяся система объединения киргиз. племен по группам носила не только и не столько этнический, сколько военно-политический и в определенной степени адм. характер, т. е. выполняла нек-рые гос. функции. В XVII в. киргиз. племена в союзе с казахами вели упорную борьбу против Джунгарского ханства - последней кочевой империи в Центр. Азии, созданной в 1635 г. ойратами - зап. монголами, известными среди тюрк. народов как калмыки или калмаки, подчинившими своей власти Зап. Монголию и Кашгарию. В XVII - нач. XVIII в. заметно участие киргизов в гос. жизни Кашгарии, где и поныне живут 200 тыс. киргизов, граждан совр. Китая. После присоединения к России К. в 1865-1867 гг. входила в состав Туркестанской обл., в 1867-1917 гг.- Туркестанского генерал-губернаторства. Земли, населенные киргизами, были разделены среди 4 областей: Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской. С одной стороны, присоединение к России привело к колониальному гнету, увеличению налогов, изъятию земель в пользу российских колонистов-переселенцев, передаче всей полноты власти в К. не гражданским, а военным властям и силовым структурам Российской империи. С другой - вхождение К. в состав России способствовало приобщению киргизов к европ. культуре, запрету рабства, созданию основ совр. промышленности и сельского хозяйства, новых форм экономической деятельности. Был заложен фундамент совр. государственности - законодательной, исполнительной и судебной власти. Происходило становление и развитие новых экономических отношений. Меновая торговля уступила место денежной. Российские переселенцы вели товарное земледелие, проводили медицинские мероприятия (прививание киргизов от болезней). Киргиз. знать была приравнена в правах к рус. дворянству. Киргизам было предоставлено право обучать сыновей в учебных заведениях России на общих основаниях и проживать в любом месте страны. К. постепенно нашла свое место в общероссийском разделении труда и вошла во всероссийский рынок. Зарождение капиталистических отношений в К.

http://pravenc.ru/text/1840153.html

11 По материалам дипломной работы Баниса А.С. Обновленческий раскол Русской Православной Церкви, 19221923 гг. М., РГГУ, 1993. 25 У царицы Ирины, жены царя Федора Иоанновича, родились две дочери, скончавшиеся во младенчестве. Поэтому не было оснований полагать, что не родится и сын и останется жить. В таком случае у Дмитрия сына седьмой жены Ивана Грозного, считавшейся просто его наложницей, не было бы никакого шанса занять трон. Конечно, этот же аргумент может вызвать сомнение в правдоподобности гипотезы об убийстве Дмитрия Федором Романовым. 26 Вернадский Г. The Mongols and Rossia, р. 214. Также Любавский М. Лекции по древне-русской истории, с. 149151. 29 Старая, созданная Петром на базе подневольного крепостного труда, полностью провалилась после окончания наполеоновских войн, оказавшись неконкурентоспособной по сравнению с новой промышленностью Западной Европы, опиравшейся на машины и вольнонаемный труд. 30 Гонения достигают своей цели (и то не всегда), только если они тотальны и безжалостны, а полумеры только озлобляют против власти и усиливают противостояние. 32 В Оттоманской Турции слово турок было почти равно нашему мужик, и употреблялось по отношению к крестьянству. Впервые этот термин для обозначения национальной принадлежности стали употреблять младотурки. Отсюда и произошел титул главы младотурецкой революции Кемаля Паши «Ата-Тюрк», то есть Отец турок. 33 Согласно наиболее распространенной версии, Ювеналий был убит индейским князьком после того, как отказался от предложенной ему чести стать мужем юной дочери князька. Тот, не понимая того, что такое монашество, счел отказ смертельным оскорблением для себя. 35 Как не было и особого книжного славянского языка, когда Кирилл, Мефодий и их ученики создавали для него письменность и переводили греческие тексты на разговорный диалект македонских крестьян (вопреки утверждениям современных радетелей церковнославянского как некоего «божественного» языка, созданного, якобы, исключительно для прославления Бога). 37 Из них беспоповцев, распыленных по нескольким согласиям, 1 211 246; белокриничан 788 425; остальные беглопоповцы (более 200000).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. IX - нач. X в. халифы и стоявшая за ними тюрк. военно-адм. верхушка относились к зиммиям достаточно терпимо. Запреты аль-Мутаваккиля были забыты, христиане снова занимали важные посты в гос. управлении, особенно в правление халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902). Однако среди низших слоев мусульм. об-ва и служителей культа неприязнь к иноверцам все более усиливалась, приводя иной раз к межконфессиональным столкновениям. Особого размаха преследования зиммиев достигли при халифе аль-Муктадире (908-932), когда в разных провинциях гос-ва мусульмане громили христ. храмы и мон-ри. К сер. X в. распад халифата завершился. Под властью А. остался Багдад с областью Ср. и Н. Месопотамии. Даже титул халифа потерял ореол исключительности: в X в. существовали помимо Аббасидского Кордовский халифат Омейядов в Испании (с 929) и шиитский халифат Фатимидов в Сев. Африке. В 945 г., когда к Багдаду подступили войска Буидов (шиитской династии, правившей в Зап. Иране), халиф аль-Мустакфи сдался им без сопротивления. Новые правители Багдада лишили халифа политической власти и превратили Ирак в одну из своих провинций. Однако духовный авторитет титула халифа был еще настолько силен, что даже Буиды, исповедовавшие шиитскую доктрину, не посмели посягнуть на него. В большей части мусульм. мира халифа продолжали считать религ. главой: не обладая реальной силой, халифы оставались символом мусульм. сообщества. Многие мусульм. правители получали от халифа регалии в знак формального подтверждения своих властных полномочий. В кон. 1055 г. Багдад перешел под власть новых правителей, тюрок-сельджуков, создавших в Передней Азии обширную империю - от Аральского до Средиземного морей. Во время господства Сельджукидов , исповедовавших суннитский ислам, авторитет халифов значительно возрос. В нач. XII в. различные ветви этой династии увязли в междоусобной борьбе, к-рая привела к упадку их гос-ва, и в частности к ослаблению контроля над Багдадом. В условиях массового недовольства сельджуками халифы сумели выйти из-под их власти и воссоздать независимое гос-во в пределах Ирака (начиная с аль-Муктафи, 1136-1160). Внутриполитическая ситуация в Багдаде сер. X - сер. XIII в. была крайне нестабильной. Практически каждый год происходили вооруженные столкновения суннитов и шиитов, жителей различных кварталов, вспыхивали голодные бунты. На этом фоне положение багдадских христиан, к-рых насчитывалось 30-40 тыс. при полумиллионном населении города, оставалось относительно спокойным, т. к. они не были вовлечены в политическую и религиозно-идеологическую борьбу. За 300 лет зафиксировано только одно антихрист. выступление: сожжение церкви в квартале ан-Насари в февр. 1002 г. Христиане, как и раньше, занимались престижными ремеслами; межконфессиональные отношения на бытовом уровне оставались терпимыми.

http://pravenc.ru/text/62416.html

В. Г. Пидгайко Ислам Вероятно, первыми мусульманами на территории М. были вост. купцы, направлявшиеся по торговым делам в Скандинавию через земли Др. Руси. На территории М. и Подмосковья в слоях VIII-IX вв. археологами были найдены 16 кладов серебряных араб. монет, а также др. предметы араб. происхождения (металлическая посуда, украшения, оружие и др.). Устойчивая мусульм. община М. возникла после принятия ханом Узбеком (1312-1342) ислама в качестве офиц. религии в Золотой Орде. Предположительно к сер. XIV в. на территории Кремля существовал ханский двор (ордынское подворье). В 2007 г. в Тайницком саду Кремля в ходе археологических раскопок были обнаружены 2 берестяные грамоты с указанием описи имущества татарина Турабея, жившего на рубеже XIV и XV вв.; в грамоте встречаются вост. имена Елбуга, Баирам и Ахмед. Наличие в М. и др. ханских подворий (посольств), находившихся в Зарядье, Замоскворечье, селах Измайлово и Татарово (ныне р-н Крылатское), дает основание полагать, что ордынская элита (даруги, мурзы, баскаки, посланники и купцы) регламентировала свой быт согласно привычному укладу, в частности согласно предписаниям ислама. В послеордынский период продолжался рост поселений мусульман - представителей посольских миссий из Османской империи, Крымского ханства, Бухары, Хивы, Ирана и Индии, ногайцев, кабардинцев и др. выходцев с Сев. Кавказа, а также из Закавказья. Не позднее XVI в. в Замоскворечье образовалась Татарская слобода. На ее территории и в др. местах города до наст. времени сохранилась тюрк. топонимика: Татарские и Ордынские улицы и переулки, Б., М. и Ст. Толмачёвские переулки, ул. Балчуг, исторические р-ны Черкизово и Карачарово с одноименными улицами и переулками и мн. др. Итальянец Э. Зани в «Реляции о путешествии в Московию» (1672) отмечал: «Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть» (цит. по: Танер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г.//ЧОИДР. 1891. Кн. 3. Отд. 3. С. 171). Местоположение мечети не установлено.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Мехмед I сумел разбить повстанцев. Бедреддин был схвачен и казнен в кон. 1416 г. В новейшее время он стал весьма почитаемой фигурой в идеологии турецкого коммунистического движения. Положение Мехмеда I осложнило также выступление в Фессалии самозванца Лже-Мустафы, выдававшего себя за сына Баязида Мустафу. В 1418 г. он захватил на время Эдирне и провозгласил себя султаном, но в 1420 г. потерпел поражение и бежал к византийцам. Мурад II (1421-1444, 1446-1451) в начале правления выдержал борьбу за престол с неск. соперниками. Против него выступали Лже-Мустафа и Джунейд, бывш. правитель Айдына, за к-рыми стояли христ. соседи, балканские и анатолийские беи. Возобновив войну, Лже-Мустафа быстро овладел Балканами, но в М. Азии был разбит под Улуабатом и вскоре погиб (1422). Мурад II осадил К-поль, но был вынужден снова вернуться в Анатолию, где против него выступили его брат Мустафа, бей Карамана и вожди туркмен. племен. Союзники осадили Бурсу, но Мурад и им нанес поражение и казнил Мустафу (1423). После неск. лет борьбы, к кон. 20-х гг. XV в., Мурад II окончательно присоединил бейлики М. Азии, кроме Карамана. Утвердившись на престоле, Мурад II сумел ослабить позиции пограничных беев. Его опорой была тюрк. знать во главе с кланом Чандарлы, к-рая поддерживала развитие централизованного гос-ва, а также капыкулу, выходцы из к-рых заняли все ключевые посты в провинциях. Соперничество этих группировок позволяло султану поддерживать баланс в системе власти. Капыкулу выступали за продолжение обогащавшей их экспансии, столичная бюрократия отстаивала более миролюбивую политику, не желая усиления капыкулу. Продвижение на Балканах привело О. и. к конфликту с Венецией в Средиземноморье. Венециано-тур. война 1425-1430 гг. вынудила О. и. озаботиться созданием сильного флота, к-рый в 1430 г. вновь овладел Фессалоникой. После смерти бездетного серб. кор. Стефана Лазаревича в 1427 г. Мурад присоединил значительную часть его земель, ссылаясь на династические браки Османов с представителями серб.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Войско Хуньяди и польско-венгерского кор. Владислава снова двинулось на восток. Под Варной оно столкнулось с османской армией, которую вновь возглавил Мурад, вернувшийся из затвора по настоянию везира Чандарлы и тюрк. знати. В сражении 10 нояб. 1444 г. крестоносное войско было уничтожено, Владислав погиб. В Вост. Европе не осталось силы, способной противостоять О. и. В 1446 г. Мурад II официально вернулся к власти, сохранив за своим сыном титул султана. В последние годы своего правления он принял масштабные меры по тюркизации и исламизации Болгарии, чья знать ранее поддержала крестоносцев, заставил признать свою власть визант. правителей Морейского деспотата и отразил еще одно вторжение Хуньяди, одержав победу во 2-й битве на Косовом поле - в 1448 г. К. А. Панченко «Золотой век» (сер. XV - кон. XVI в.) Военно-политическая история Правление Мехмеда II (1451-1481) началось с давно планировавшейся кампании по захвату К-поля. После его взятия в мае 1453 г. Мехмед получил прозвище Фатих (Завоеватель), в истории О. и. открылась новая глава; К-поль стал столицей. Установление контроля над черноморскими проливами сулило огромные экономические выгоды, облегчало экспансию и на Запад и на Восток. На Востоке Мехмед в 1461 г. ликвидировал Трапезундскую империю , завоевал Караман (1466-1471), в 1473 г. нанес поражение султану гос-ва Ак-Коюнлу Узун-Хасану в Каппадокии и продвинул вост. границы О. и. до верховьев Евфрата; к 1475 г. отнял у генуэзцев причерноморские колонии Каффа и Тана и принудил Крымское ханство признать зависимость от О. и. Это имело большое военное значение, т. к. Крым стал поставлять султанам многочисленное вспомогательное войско. Тем самым О. и. пришла в соприкосновение с Великим княжеством Литовским и Польшей. Опустошительный набег 1476 г. утвердил османское присутствие в Молдавском княжестве. На Западе Мехмед II также добился впечатляющих военных успехов. Опираясь на Фракию и Македонию, он двинулся на серб. земли. Смерть Яноша Хуньяди позволила Мехмеду в 1459 г.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

8 зуль-хиджа паломники отправляются в долину Мина и пребывают там всю ночь. С восходом солнца утром 9 числа переходят в долину Арафат, расположенную на расстоянии 22 км от Мекки. Здесь верующие остаются на протяжении всего светового дня у горы Арафат, взывая к Аллаху, а после заката переходят долину Муздалифа, расположенную в 9 км. Здесь проходит еще одна ночь. Утром 10 зуль-хиджа еще до восхода солнца паломники идут в долину Мина, где они должны бросить 7 камешков в каменный столб (скалу) – символ шайтана. Следующий акт хаджа – жертвоприношение в воспоминание подвига Ибрахима, выразившего готовность умертвить своего сына Исмаила. После этого паломники бреют или стригут волосы, возвращаются в Мекку, для того чтобы совершить еще один обход вокруг Каабы и сделать пробежку между холмами Сафа и Марва. С этого дня состояние ихрама прекращается. Однако наступает самая изнурительная часть паломничества, называемая ташрика (с араб. букв. «сушка, вяление на солнце ломтиков мяса»). Само название указывает на особенность этого обряда: в течение трех дней необходимо пребывать в долине Мина, бросая после полудня по семь камешков в каждый из трех столбов, символизирующих шайтана. По исходе означенного времени ритуал хаджа считается выполненным, и верующие возвращаются домой. Исключение составляют те, кто не успел совершить жертвоприношение в 10 день месяца. Таковым предоставляется еще одна возможность в конце паломничества. Начиная с 10 числа месяца зуль-хидж и в течение последующих трех дней (когда завершается ритуал хаджа) проходит один из самых главных мусульманских праздников – праздник жертвоприношения (араб. Ид аль-адха; тюрк. Курбан-байрам). Жертву должны принести не только паломники. Для всякого мусульманина, имеющего таковую возможность, это тоже является обязательным предписанием. Жертва приносится из расчета одна овца или козленок за одного человека. Жертва может быть принесена и коллективно, в таком случае приносится верблюд или одна голова крупного рогатого скота за несколько человек (до 10). Все животные должны быть определенного возраста и не иметь пороков. Перед актом заклания читаются специальные возглашения, прославляющие Аллаха и призывающие его обратить внимание на поклоняющегося ему человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010