Кушитским племенам пришлось первым воспользоваться новым порядком вещей, или употреблять его во зло и притеснить своих братьев. Средоточием их могущества в Азии сделалось то самое место, где предполагалось соорудить всемирную столицу, которая начата была на берегах Евфрата общим усилием всех, но осталась во власти более сильного Кушу первому удалось организоваться потому, что чем социальное начало беднее внутренним содержанием, тем способнее оно формулироваться в общество условное; в нем-то, следовательно, и должна была впервые обнаружиться сила собирательная в дикой форме принуждения – в Нимроде. Вот, м.г., что было мною набросано на моем родном языке, почти двадцать лет тому назад 507 , чему все мои последующие занятия доставили только подтверждения. Вавилон в своей неудаче есть уже дело хамидов и вместе начало их торжества; таким образом, весь рассказ Моисея входит в историю религии. Сказание о Хаме и сказание о Вавилонском столпотворении, по внутреннему своему значению нераздельные, содержат в себе все, что есть действительно серьезного в истории первобытного мира. Я высказал почти все свои замечания, прибавлю, однако, еще одно. Не вхожу в разбор ваших предположений о допотопном мире и о народах, его переживших, но позвольте мне во имя здравой критики попросить вас не злоупотреблять более, как вы это делаете, словами Туран и туранцы. Эти слова в действительности не имеют и тени смысла. Они идут от времен сравнительно невежественных, когда полуученые воображали себе, что сделали великолепное открытие, найдя имя Туран в смысле названия страны, лежащей за Яксартом. Туран повел за собою имя турк, тюрк и целую величину подобных нелепостей, которыми ученым рассудилось заселить страны между Аральским морем, Памиром и Уралом. Но вы знаете так же хорошо, как и я, что Тур есть брат Иредже, и я не считаю нужным доказывать вам, что народы зааральской Месопотамии, саки, геты и др., столько же имели общего труда с турками, сколько жители Берлина. Итак, пусть Туран остается тем, чем он был действительно, т. е. ветвью большого иранского племени, отличною по своим нравам и своей религии от ветви мидо-персидской, но лишь весьма мало отличавшеюся от нее своим языком и вовсе от нее не отличавшеюся своим происхождением. Вообще, если позволите дать вам совет человеку, не признающему за собою другого на это права, кроме глубокого участия, принимаемого им в вашем труде, – отбросьте во 2-м издании (которое, конечно, не замедлит появиться) все чисто научное. Ваш перевод предназначается для общины: пусть примечания к нему служат лишь оправданием самого перевода и изъяснением к тексту, но не превращайте их в склад для преизбытка эрудиции, богатой и глубокой, но иногда, смею сказать, несколько заносчивой в гипотезах. Этой потребности могут удовлетворить другого рода сочинения; может быть, от этого с настоящего вашего труда (с перевода Библии) несколько сойдет отпечаток авторской личности, но тем прекраснее и тем славнее будет он для вас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Кандидат от либеральной и проамериканской «Словенской демократической партии» депутат Европарламента Милан Звер получил лишь 198 337 голосов (24.25%) и даже не прошёл во второй тур. Явка избирателей в первом туре составила 48.41% (828 624 избирателей из 1 711 779), что является самым низким показателем на президентских выборах с момента провозглашения Словенией независимости в 1991 году. 2 декабря 2012 года состоялся второй тур выборов, в котором приняли участие 42.41% (725 700 из 1 711 097) граждан, имеющих право голоса. Оба прошедших во второй тур кандидата считаются «левоцентристами»: Борут Пахор является действующим главой «Социал-демократической партии», а Данило Тюрк при поддержке этой же партии на предыдущих выборах стал президентом. Во втором туре Борут Пахор, набравший 478 859 (67.37%) голосов, победил Данилу Тюрка, набравшего 231 971 (32.63%) голосов. 22 декабря 2012 года Борут Пахор вступил в должность президента Словении. Его позицию нельзя считать радикальной, однако в словенском политическом раскладе он, несомненно, является выразителем антилиберальной, социально ориентированной линии во внутренней экономической политике и патриотической, относительно независимой от США, евробюрократии и транснациональных банковских структур линии в политике внешней (или, по меньшей мере, стремления к такой независимости). Его победа - это несомненный реванш словенских социалистов и патриотов за поражение при формировании правительства и хороший щелчок по носу Госдепу США. Теперь в результате выборного цикла президент и правительство представляют противоположные политические лагеря, что, учитывая искусственность и неустойчивость правоцентристской коалиции в парламенте, даёт определённые основания надеяться на новые досрочные парламентские выборы. В конце 2011 года левоцентристы одержали внушительную победу в Хорватии на парламентских выборах, состоявшихся 3-4 декабря 2011 года (одновременно с парламентскими выборами в Словении). Левоцентристская коалиция «Кукурику», образованная четырьмя партиями, набрала в совокупности 958 312 (40,0%) голосов и получила 81 место из 151 в хорватском парламенте, на 14 мест больше, чем в прошлом составе.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/...

Поскольку человек не знает того, что ему предопределено, каждый должен стремиться к тому, что может принести ему пользу в религиозном плане. 6. Исламский ритуал («столпы ислама») Самые главные ритуальные и обрядовые обязанности мусульманина выражены в так называемых «пяти столпах ислама»: исповедании веры, молитве, милостыне, посте и паломничестве в Мекку. Первый столп Первый столп: исповедание веры (ташшахуд): «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его». Произнесение этой фразы в присутствии минимум двух мусульман автоматически делает человека мусульманином. В этом и состоит вся инициация при принятии ислама. Обрезание желательно, но для взрослых не является обязательным. Второй столп Второй столп: исполнение ежедневной пятикратной молитвы (арабск. – ас-саля, тюрк. – намаз). To, что называют молитвой мусульмане, совершенно не тождественно тому, что понимают под молитвой христиане. Если в православном христианстве под молитвой понимается живое общение, личный разговор человека с Богом, и именно факт этого непосредственного личного общения составляет смысл молитвы, то, с точки зрения ислама, молитва – это раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке, смысл которого состоит в выражении покорности перед Аллахом. Малейшее нарушение предписанного ритуала делает молитву недействительной. Личные прошения позволяются после совершения необходимого ритуала, но это не необходимо и, согласно исламу, не есть то, что делает молитву молитвой.       Время, условия, порядок исполнения намаза строго регламентированы. Кроме ежедневной существуют и другие обязательные молитвы. Молитва бывает индивидуальной, когда верующий совершает ее сам, и коллективной (еженедельная пятничная молитва в мечети и др.) Молитве предшествует обязательное очищение (тахара). В зависимости от степени оскверненности человека (после обычных физиологических оправлений, рвоты либо же совокупления и др.) совершается либо малое омовение (вуду), либо полное омовение (гусль), в случае отсутствия воды возможно очищение песком (тайамум). Без омовения молитва недействительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Отношения Византии с большинством мусульм. гос-в Ближ. Востока оставались стабильными и дружественными. Известно об обмене посольствами и дарами между К-полем и дворами халифов в Багдаде и Каире, эмира Майяфарикина (RegImp, N 873b, 900, 906а, 912). В 1045 г., продолжая экспансию прежних десятилетий на вост. границах, византийцы захватили арм. Анийское царство. Согласно договору, заключенному в 1022 г. между визант. имп. Василием II и царем Ованнесом Смбатом III, после смерти последнего царство должно было перейти под управление империи. Воспользовавшись выгодными условиями договора, византийцы присоединили Ани, лишив трона царя Гагика II и предложив ему взамен владения в Каппадокии. Они начали также притеснения Армянской Апостольской Церкви, добиваясь признания визант. халкидонского православия и заключения унии. Однако, продвинувшись т. о. на восток, они вскоре столкнулись с новой угрозой. При К. на восточной границе впервые появились тюрки-сельджуки, которые в это время были объединены под властью султана Тогрул-бека, захватили значительную часть Центр. Азии и продолжали продвижение на Запад, угрожая всем государствам Ближ. Востока. Опасность их набегов для Византии при К. еще не была оценена в полной мере. В 1048 г. произошло первое нападение тюрков-сельджуков, к-рое возглавили ближайшие родственники Тогрул-бека, его брат Ибрагим и племянник Кутулмыш. Военная кампания против них была неудачна; тюрки разбили катепана фемы Васпуракан Стефана Лихуда и захватили его в плен. В 1049 г. в плен к ним попал наместник Абасгии Липарит. В обмен на его освобождение К. обещал Тогрул-беку построить (или восстановить) мечеть в К-поле. Условия этого соглашения были исполнены, но мирный договор не был заключен (RegImp, N 890d). Набеги отдельных тюрк. племен, неподконтрольных Тогрул-беку, а также большие походы Ибрагима и Кутулмыша продолжались регулярно. В 1050 г. катепан Ани Катакалон Кекавмен отбил нападение сельджуков, нанеся им поражение в битве. Но в 1052 г. Ибрагим захватил Феодосиополь (Эрзурум) и увел в плен много жителей; в 1054 г. султан Тогрул-бек во главе войска осаждал Манцикерт, но был вынужден отступить под давлением превосходящих визант. сил. Т. о., война шла с переменным успехом, но к сер. 50-х гг. XI в. значительная часть приграничных земель Византии уже была опустошена сельджуками. В марте 1055 (или 1056) г., вскоре после смерти К., был заключен договор, по которому Тогрул-бека начали поминать на пятничных молитвах в мечети в К-поле наравне с багдадским халифом; также Византия объявила об отказе от союза с фатимидским Египтом, что было выгодно для сельджуков (RegImp, N 929; Mich. Attal. Hist. P. 43-47; Scyl. Hist. P. 435-439, 442-455, 460-464, 474-475; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 556-561, 566-581, 587, 590-594, 606-607; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 633-640).

http://pravenc.ru/text/2057052.html

В 1404 г. тот же удел был передан Умар-Мирзе, старшему сыну Миран-шаха. Все эти правители были непосредственными сюзеренами М. В. К. и держали в Трапезунде своих представителей. Однако после смерти Тимура (18 февр. 1405) в его империи началась междоусобица, и интерес к окраинным владениям, в т. ч. к Трапезунду, был потерян. До 1411 г. формально власть здесь сохранял Халиль-Султан, но к.-л. событиями его правление не отмечено. Затем этот удел перешел к Шахруху, сыну Тимура. До своей смерти М. В. К. признавал Шахруха сюзереном. В вост. источниках сохранились упоминания о письме М. В. К. Шахруху, посланном до 1416/17 г., в к-ром он выражал свою покорность ( Шукуров. 2001. С. 287-288). Кроме того, могущественную силу среди соседей Трапезунда в это время показало тюрк. племя Кара-коюнлу, с к-рым М. В. К. поддерживал дипломатические контакты. Описания М., его двора и страны оставил испанский посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Трапезунд 11-24 апр. 1404 г. на пути в Самарканд к Тимуру. Посол был принят во дворце М. В. К. и его сыном Алексеем. По описанию, император и его сын предстали в торжественных одеяниях, на их головах были высокие шапки, обтянутые шкурой куниц, украшенные золотыми нитями и журавлиными перьями ( Клавихо. 1990. С. 56-57). О последних годах правления М. В. К. сведений очень мало. В 10-х гг. XV в. обострилось соперничество между М. В. К. и его сыном Алексеем. По слухам, известным испанскому дипломату и путешественнику Перо Тафуру, М. В. К. был убит Алексеем в ходе попытки переворота, к-рую поддержал османский султан Мехмед I ( Тафур. 2006. С. 158-159). Т. о., обстоятельства и дата смерти М. В. К. точно неизвестны. В трапезундской хронике Михаила Панарета указано, что М. В. К. умер 5 марта 1412 г., но также говорится, что он правил 27 лет, т. е. мог умереть в 1417 г. В арм. источниках М. В. К. и Алексей фигурируют как соправители до 1414 г. Алексей как единоличный правитель Трапезунда впервые упоминается в сент. 1416 г. ( Bryer. 1988. N VII. P. 315-316; Шукуров.

http://pravenc.ru/text/2561900.html

В контексте этой полемики развернулись споры вокруг понятии тафсир – тавиль, т. е., в конечном итоге, о методе комментирования Корана, о границах допустимого при поисках «скрытого» смысла. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Т., сопровождавшие его текст подробным комментарием на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман незнакомых с арабским языком. Т. нового времени отразили также попытки сформулировать принципы организации обновленного мусульманского общества в либерально-реформистском духе, стремление обосновать идеологию исламской революции и «третьего пути». Наиболее авторитетным из совр. Т. является «Тафсир ал-Манар». УЛЕМЫ (алимы; араб. «знающие, ученые») – собирательное название признанных и авторитетных знатоков исламского богословия. Употребляется также как почтительное обращение к ученым людям. УММА (араб. «община») – сообщество верующих мусульман, мусульманский мир. УРАЗА (ас-саум; араб. «пост»; тюрк. ураза) – пост в священный месяц рамазан. На протяжении У. мусульманам в светлое время суток (т. е. время, в которое можно отличить черную нитку от белой) следует воздерживаться от приема пищи, воды, курения, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половых отношений и всего, что отвлекает от благочестия. В дни поста принято заниматься благотворительностью и усиленно молиться. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и так далее. Нарушившие пост должны возместить потерянные дни в месяцы раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. С наступлением ночи постящиеся мусульмане проводят разговение – ифтар, приглашая на него своих друзей и знакомых. Время для ифтара сейчас определяется специальными таблицами. Мусульманам, проживающим в высоких широтах, разрешается соблюдать пост по времени городов с обычной сменой дня и ночи. ФЕТВА – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с точки зрения шариата. В суннитском исламе Ф. выносится муфтиями, в шиитском – аятоллами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Единственным известным поселением данного периода в З. является городище «МТС» у Новомихайловского в устье р. Нечепсухо. Здесь найдено много привозной посуды V-VI вв., а также каменные кладки, черепица и обломки мрамора, в т. ч. капители, что позволяет предположить наличие храма на этом месте. Уникальность поселения в З. для данного периода и сходство названий «Нечепсухо» и «Никопсия» послужили основанием для гипотезы, что здесь находилась Никопсия - кафедра З. ( Анфимов. 1980). Эта гипотеза вполне оправданна с т. зр. письменных источников, однако она не стала общепризнанной. Предлагались также без достаточных подтверждений локализации кафедры в районах древнего г. Анакопия (ныне Нов. Афон) (см.: Качарава, Квирквелия. 1991. С. 178), пос. Цандрипша ( Воронов. 1990), рек Мзымта, Псезуапсе, Шахе. Из Джикети происходят мраморные фрагменты, захваченные мегрельским кн. Вамеком Дадиани и вмонтированные в стену его усыпальницы в Хоби (Зап. Грузия; 90-е гг. XIV в.). Это колонны, капители, детали амвона и столы-менсы, в т. ч. с полукруглым завершением, из проконнесского мрамора. Согласно надписи на храме, Вамек разорил джикетские крепости Гагари (вероятно, Гагра) и Угаги. Под вопросом остается отнесение мраморных фрагментов из Хоби к кафедральной церкви З.- собору в Никопсии, упоминаемому Епифанием Монахом. Их датировка VI в. и явное визант. происхождение ( Хрушкова. 2002. С. 359-378) позволяют связать эти храмы как с основанием архиепископии в З., так и с подобным же процессом в Абхазии: во II тыс. все побережье к северо-западу от Пицунды грузины называли Джикети, и поэтому нельзя считать Гагру юж. границей З. в кон. XIV в. Со 2-й трети VIII в. в погребениях на территории З. (Борисовский могильник) начинают появляться предметы салтово-маяцкой культуры, в т. ч. снаряжение всадника и коня. При этом керамика остается в основном местной. Это т. н. культура кремаций кубанско-черноморской группы. Весьма вероятна связь группы с хазарами, продвинувшимися в данный период на юг, а также с др. тюрк. и угорскими племенами.

http://pravenc.ru/text/199891.html

По отцу и матери носили траур два года: первый – шерсть и креп, в большие праздники можно было надевать что-нибудь дикое шерстяное, но не слишком светлое, a то как раз, бывало, оговорят: «Такая-то совсем приличий не соблюдает: в большом трауре, а какое светлое надела платье». Первые два года вдовы не пудрились и не румянились; на третий год можно было немного подрумяниться, но белиться и пудриться дозволялось только по окончании траура. Также и душиться было нельзя, разве только употребляли одеколон, оделаванд и оделарен дегонри, по-русски – унгарская водка, о которой теперь никто и не знает. Богатые и знатные люди обивали и свои кареты черным, и шоры были без набору, кучера и лакеи в черном. По матушке мы носили траур два года, – так было угодно батюшке, и по бабушке тоже, может быть, проносили бы более года, да я вышла замуж, и потому мы все траур сняли. Когда свадьбы бывали в семье, где глубокий траур, то черное платье на время снимали, а носили лиловое, что считалось трауром для невест. He припомню теперь, кто именно из наших знакомых выходил замуж, будучи в трауре, так все приданое сделали лиловое разных материй, разумеется, и различных теней (фиолетово-дофиновое – так называли самое темно-лиловое, потому что французские дофины не носили в трауре черного, а фиолетовый цвет, лиловое, жирофле, сиреневое, гри-де-лень и тому подобное). К слову, о цветах скажу, кстати, о материях, о которых теперь, нет понятия: объярь или гро-муар, гро-де-тур, гро-гро, гро-д’ориан, левантин, марселин, сатень-тюрк, бомб – это все гладкие ткани, a то затканные: пети-броше, пети-семе, гран-рамаж (большие разводы); последнюю торговцы переиначили по-своему и называли «большая ромашка». Материи, затканные золотом и серебром, были очень хороши и такой доброты, какой теперь и не найдешь. Я застала еще турские и кизильбашские бархаты и травчатые аксамиты: это были ткани привозные, должно быть персидские или турецкие, бархаты с золотом и серебром. Тогда их донашивали, а теперь разве где в старинных монастырях найдешь в ризницах, и то, я думаю, за редкость берегутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

н. манускрипт Кодзимы Б); однако большинство совр. исследователей ставят их аутентичность под сомнение. В то же время текст манускрипта Кодзимы Б был отождествлен Саэки как продолжение ранее обнаруженного фрагмента под названием «Сутра о начале начал истинного учения из Дацинь». В 2006 г. в Лояне (пров. Хэнань) была найдена каменная колонна, воздвигнутая семьей согдийского происхождения в 814/5 г.; 1-я часть кит. текста колонны, по всей видимости, содержит тот же текст, что и манускрипт Кодзимы Б, но в более полном виде (см.: Tang L. A Preliminary Study of the Jingjiao Inscription of Luoyang: Text Analysis, Comment. and English Transl.//Hidden Treasures. 2009. P. 109-132). Важное значение имеют рукописи из Вост. Туркестана (староуйгурские, сир., согдийские). Большинство из них было обнаружено экспедициями в Турфане. В 1929 г. канад. миссионеры приобрели на рынке в Пекине фотокопии сир. литургической рукописи (изд. и англ. пер.: Taylor. 1941), 2-я часть которой была найдена на Тайване в 2001 г.; рукопись оказалась сиро-персидско-уйгурской и датируется XII в. Среди документов, найденных в нач. XX в. П. К. Козловым в Хара-Хото, также имеются сир. и сиро-тюрк. фрагменты, содержащие богослужебные тексты ( Пигулевская. 1940). Научное изучение сиро-уйгурского христианства в К. началось с трудов католич. миссионеров XVI в. Основу для реконструкции раннего периода кит. христианства заложили исследование Сианьской стелы и последующая публикация ее древнекит. и сир. текстов (China Monumentis qua sacris qua profanes, nec non variis naturæ et artis spectaculis, aliarumque rerum memorabilium argumentis illustrata/Ed. A. Kircher. Amstelodami, 1667). Большой шаг вперед был сделан после археологических находок в Турфане в нач. XX в., когда в научный оборот были введены документы на староуйгурском и согдийском языках. Наконец, публикации япон. ученых 20-30-х гг. ХХ в. (Ханеда, Саэки) сформировали комплексный подход к истории сиро-уйгурского христианства VII-XVI вв. Основные сложности в изучении данного феномена обусловлены проблемами аутентичности письменных источников и интерпретации старокит.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

В 639 г. Н. захватили войска халифа Умара, и город стал частью Халифата. В 717 г. в Н. произошло землетрясение, разрушившее большинство рим. построек. С X в., после распада Халифата, Н. переходил от одних властителей к другим - его захватывали карматы (927/8), византийцы (942, 972), Хамданиды, Марваниды, Укайлиды, Артукиды. В эпоху крестовых походов власть над Н. оспаривали сельджуки и крестоносцы Эдесского графства. В 1170/71 г. Н. без сопротивления захватил сельджукский правитель Нур ад-Дин Занги; он жестоко обошелся с христ. населением, приказав разрушить все новые церковные постройки; была разграблена церковная сокровищница и сожжено множество книг ( Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 339-340). После захвата Салах ад-Дином (1182) город переходил от Айюбидов к Зангидам и обратно. Конец процветанию Н. положило его завоевание монгольским ханом Хулагу (1259), когда город подвергся новому разграблению, а затем пришел в упадок. После распада Монгольской империи Н. владели племенные тюрк. союзы Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, а в нач. XVI в. он был захвачен иран. гос-вом Сефевидов. В 1515 г. Н. был взят войсками османского султана Селима и с этого времени в течение 4 веков находился в составе Османской империи. Город стал столицей санджака в составе эялета Диярбакыра, позднее был присоединен к санджаку Мардин в эялете Багдад. В Н. сформировалось полиэтничное население из ассирийцев, курдов, армян, евреев и турок. Описания Н. оставили мн. путешественники - арабские в кон. IX - XIV в. ( Honigmann, Bosworth. 1993. P. 984) и европейские в XVII - нач. XX в. ( Fiey. 1977. P. 114-129; Wilmshurst. 2000. P. 44-45). В результате раздела Османской империи, продолжавшегося до 1923 г., Н. был включен в состав владений Турецкой республики. Через Н. по старой Багдадской железной дороге прошла граница, отделившая его от Сирии, где на др. стороне из ассир. дер. Бет-Залин (букв. «Камышовое») и Старого города возник городок Эль-Камышлы (Камышовый). Цитадель оказалась в Бет-Залине, а 2-я часть Старого города - в Н. С этого времени большую роль в социальной и экономической жизни Н. играли отношения с Эль-Камышлы. Н. оказался провинциальным поселением вилайета Мардин, отличительной особенностью которого была полиэтничность населения. В 1948 г. окончательно исчезла большая евр. община, последние представители к-рой выехали в новосозданное гос-во Израиль. В 2015 г., в ходе гражданской войны в Сирии, сиро-тур. граница была закрыта. В Н. начались беспорядки, городской совет был распущен, введен комендантский час. Большая часть населения (ок. 60 тыс. чел.) была эвакуирована из-за опасности близких военных действий в Сирийском Курдистане. Христианство в Н.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010