миром,- поясные гарнитуры, серьги, подвески и др. С сер. VIII в. в лесостепное Обь-Иртышье проникали группы населения с культурой тюрк. круга (подкурганные захоронения с чучелом лошади), к-рые смешивались с носителями потчевашской культуры (горносталевский этап). В Новосибирском Приобье в среде верхнеобской культуры начали распространяться погребения с трупосожжением, что, вероятно, связано с временным подчинением этих земель Кыргызским каганатом. Среди находок - фрагменты кожаных поясов с бронзовыми гарнитурами, бронзовые серьги, бубенчики, точильные камни, китайские и хорезмийские монеты, использовавшиеся в качестве украшений, железные наконечники стрел, копий, костяные накладки на лук. Городища с мощными оборонительными сооружениями свидетельствуют о сложной этнополитической обстановке в регионе. В целом в зап. регионах (Бараба) процесс тюркизации проходил в обстановке стабильности этнокультурных отношений между автохтонным и пришлым населением. На северо-западе, в зонах, менее пригодных для адаптации тюрк. населения, в XI-XIV вв. оставались носители потчевашской культуры (усть-ишимский этап), испытывавшие лишь влияния культур древнетюрк. круга. В XIII-XV вв. территория совр. Н. о. входила в состав Орды, а после ее распада оказалась под властью правителей Сибирского ханства. В XIV-XVI вв. в регионе известны неск. этнокультурных групп: барабинские татары - на западе, тарские татары и юж. остяки (ханты) - на северо-западе, чатские татары - в Новосибирском Приобье. Они сложились в ходе длительного процесса взаимодействия аборигенного угорского, отчасти самодийского, населения с тюркоязычными мигрантами, прибывавших волнами с юга; соотношение этих компонентов и предопределило сложившиеся этнокультурные структуры с многоотраслевой экономикой, где основная роль принадлежала разным формам скотоводства, земледелие (известное на юге региона с позднего бронзового века) было подсобным, фактически дополняя собирательство. Значительную роль в экономике аборигенов играли рыболовство и охота.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

С приходом династии Аббасидов ненадолго наступила экономическая стабилизация И. и Джазиры. Ирригационное строительство способствовало подъему сельского хозяйства, в к-ром основными культурами были пшеница, ячмень, хлопок и финиковая пальма; развивалось садоводство. В армии бедуинские ополчения были оттеснены на задний план сначала хорасанскими добровольцами, а позднее тюрк. невольничьей гвардией, к-рую со временем пополнили греки, берберы и славяне. При аль-Мамуне (813-833) и его наследниках в городах И. продолжились догматические споры между мутазилитами , пользовавшимися покровительством халифов, и приверженцами формировавшейся суннитской ортодоксии. В правление аль-Мамуна центр халифата пережил культурный подъем, связанный с освоением научно-философского наследия античности. Главную роль в этом процессе сыграли «люди книги». Халиф аль-Мамун основал в Багдаде ун-т Дар аль-хикма (Дом мудрости) с б-кой и обсерваторией. Ок. 827 г. он поставил во главе ун-та христианина Сахля ибн Харуна и сабия Сальма из Харрана, под руководством к-рых работали христиане Хунайн ибн Исхак, ставший позднее ректором, его сын Исхак ибн Хунайн, Коста ибн Лука и сабий Сабит ибн Курра, знатоки греч., сир. и араб. языков, переводчики медицинской и философской лит-ры. При мон-ре Мар-Петион в Багдаде работала школа, во главе к-рой католикос Савришо II (832-836) поставил Ишо бар Али, выпускника этого ун-та. В тот же период еп. Басры Ишоднах написал «Книгу целомудрия», в которой собраны жития мн. подвижников и основателей монастырей, а также составил 3-томную церковную историю ( Селезнев. 2001. С. 43). Халиф аль-Мутасим (833-842) перенес столицу в г. Самарра. Но, устроив здесь двор и военный лагерь, Аббасиды попали в зависимость от тюрк. начальников гвардии, фактически контролировавших всю армию. Ситуацию дестабилизировали и частые кровавые стычки между наемниками, расквартированными в казармах по землячествам. Халиф аль-Мутаваккиль (847-861), прекратив поддержку мутазилитов, способствовал торжеству суннитов. В 850 г. он распорядился выслать всех багдадских Алидов в Медину, запретил им ездить на лошадях, держать более 1 раба и арендовать гос. земли. Была срыта и осквернена святыня шиитов - гробница аль-Хусейна (внука Мухаммада) в Кербеле; алидского имама аль-Хади перевели в Самарру, где он и умер. Под страхом смерти запретили хулить 3 первых халифов. Интенсивной строительной деятельностью, созданием новой столицы Эль-Джафарийи и увеличением средств на проведение церемониалов аль-Мутаваккиль почти полностью истощил казну халифата. В правление халифа аль-Мутаваккиля репрессии против христиан зачастую были спровоцированы жалобами служивших при дворе единоверцев. На службе у халифа было много чиновников-христиан, и в 849 г. халифу пришлось отдать распоряжение об ограничении их числа. В этот период была также завершена исламизация арабо-христ. племен (таглиб, баджила, джузама).

http://pravenc.ru/text/673821.html

Фонд К. в НАРТ 969, 551 документ, 473 рус. и вост. печатные книги) содержит материалы биографии К., рукописи опубликованных сочинений, переписку и проч. Многочисленные документы, отражающие деятельность К., находятся также в фондах Казанского ун-та (977), КазДА (10), а также в Отделе рукописей и редких книг Научной б-ки им. Н. И. Лобачевского Казанского ун-та. Соч.: Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков: (Енисейской губ.). СПб., 1885; Поездка к карагасам в 1890 г.//Зап. РГО по Отд. этнографии. СПб., 1891. Т. 17. Вып. 2. С. 1-96 (отд. паг.); Отчеты... Катанова, отправленного для этногр. исслед. тюркских племен в Вост. Сибирь, Монголию и сев. Китай//Живая старина. СПб., 1892. Вып. 1. С. 111-122; Вып. 4. С. 134-137; Письма из Сибири и Вост. Туркестана//ЗИАН. 1893. Т. 73. Прил. С. 1-114; Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губ.//Живая старина. 1893. Вып. 4. С. 559-570; Среди тюрк. племен//Изв. РГО. 1893. Т. 29. Вып. 6. С. 519-541; Китайский бунтовщик Чи-Чи-Гун//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1894. Т. 12. Вып. 5. С. 448-454; О наказании ленивых богомольцев у татар кит. Туркестана//Там же. Вып. 6. С. 578-593; О погребальных обрядах у тюрк. племен с древнейших времен до наших дней//Там же. Вып. 2. С. 109-142; О свадебных обычаях татар Восточного Туркестана//Там же. Вып. 5. С. 409-434; Этнографический обзор турецко-татар. племен: Вступ. лекция в курс обозрения турецко-татар. племен, прочит. в Имп. Казанском ун-те 29 янв. 1894 г. Каз., 1894; Народные приметы и поверья бельтиров//Деятель. Каз., 1896. 8. С. 424-425; О поездке в Минусинский округ Енисейской губ.//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1897. Т. 14. Вып. 2. С. 219-221; Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский окр. Енисейской губ.//УЗ Имп. Казанского ун-та. 1897. Т. 64. Кн. 3. С. 1-50; Кн. 5/6. С. 1-53 (отд. паг.); Материалы к изучению Казанско-татар. наречия. Каз., 1898. 2 ч.; Описание одного металлического зеркала с арабской надписью, принадлежащего Об-ву археологии, истории и этнографии при Имп.

http://pravenc.ru/text/1681359.html

238-244; Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: Тексты, собр. и пер. Н. Ф. Катановым//Образцы народной лит-ры тюрк. племен, живущих в Юж. Сибири и Дзунгарской степи/Изд.: В. В. Радлов. СПб., 1907. Ч. 9. [Кн. 1:] Тексты; [Кн. 2:] Переводы; Предания присаянских племен о прежних делах и людях//Сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288. (Зап. РГО по Отд. этнографии; 34); Краткий татарско-рус. словарь в транскрипциях арабской и русской. Тарихи амбия=История пророков (Оренбург, 1911): [Доп.] к курсу лекций по татар. яз., чит. в 1912-1913 уч. г. студентам 2-го и 3-го курсов Миссионерского отд. КазДА. Каз., 1912; Транскрипция и глоссарий к пословицам и рассказам 1-й части букваря Г. Н. Ахмарова «Тюркская азбука» (Каз., 1911), как пособие к курсу лекций по татар. яз., чит. в 1912-1913 уч. г. студентам 1-го курса Миссионерского отд. КазДА. Каз., 1913; Тувинская народная поэзия XIX в.: Из фольклор. собр. Н. Ф. Катанова/Пер. и перелож.: А. В. Преловский. М., 2002; Фольклор саянских тюрков XIX в.: Нар. поэзия тувинцев (урянхайцев), хакасов (абак. татар), тафаларов (карагасов): Из собр. Н. Ф. Катанова. М., 2003. 2 т. Лит.: Гордлевский В. А. Памяти Н. Ф. Катанова, 1862-1922//Новый Восток. М., 1922. Кн. 1. С. 448-451; Харлампович К. В. Профессор Н. Ф. Катанов: (Некр.)//Казанский музейный вестн. Каз., 1922. 1. С. 187-195; Покровский И. М. Памяти проф. Н. Ф. Катанова//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1923. Т. 32. Вып. 2. С. 247-259; Малов С. Е. Н. Ф. Катанов, профессор Казанского университета//Вестн. АН Казахской ССР. Алма-Ата, 1958. 5(158). С. 88-94; Николай Федорович Катанов: Мат-лы и сообщ. Абакан, 1958; Иванов С. Н. Николай Фёдорович Катанов: Очерк жизни и деятельности. М.; Л., 1962; Материалы науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. Н. Ф. Катанова (1862-1922)//УЗ Хакасского НИИ языка, лит-ры и истории. Абакан, 1964. Вып. 10. С. 69-149; Татаринцев Б. И. О научном наследии Н. Ф. Катанова и его месте в тюрк. и тувинской филологии//Вопр.

http://pravenc.ru/text/1681359.html

Анархия в Египте в очередной раз стимулировала агрессию бедуинских племен. Они безнаказанно разграбили множество мон-рей, в т. ч. обители св. Шенуте, св. Пахомия, Каламун в Файюме. Накануне Пасхи 866 г. бедуины разорили Вади-Хабиб, ограбили монахов и паломников. Большинство обителей, включая комплекс Абу-Мина, были покинуты, оставшиеся монахи жили на осадном положении. Почти все губернаторы, управлявшие страной после возвращения Египта под власть Аббасидов (826), происходили из тюрк. военной знати, доминировавшей в Багдаде. Егип. мусульмане не смогли сформировать собственную политическую элиту. Одной из возможных причин этого историки считают сохранение в стране значительного копт. населения: при наличии иноверного большинства мусульмане Египта не хотели идти на конфронтацию с имперским центром. В 868 г. наместником Египта был назначен тюрк. военачальник Ахмад ибн Тулун. Он установил полунезависимую династию, 3 поколения которой управляли Египтом и периодически распространяли свое влияние почти до Евфрата. Хотя Ибн Тулун вслед. внутрицерковных интриг заключил в тюрьму патриарха Шенуду и держал его там 40 дней, историки считают этого правителя в целом благосклонным к христианам. Запредельные налоги, введенные Ибн аль-Мудаббиром, были отменены, монахи освобождены от джизьи, христианам было позволено открыто отмечать церковные праздники. Месопотамский христианин Ибн Катиб аль-Фаргани, любимый архитектор Ибн Тулуна, построивший в Фустате соборную мечеть, смог избежать обычной практики изъятия колонн из христ. храмов для украшения мечетей. Среди излюбленных мест пребывания Ибн Тулуна был мелькитский мон-рь Эль-Кусайр на Эль-Мукаттаме. Незадолго до смерти, страдая от тяжелой болезни, эмир повелел егип. мусульманам, христианам и иудеям помолиться о нем, каждому по обрядам своей религии. Минарет мечети Ибн Тулуна в Каире. IX в. (?). Фотография. XXI в. Минарет мечети Ибн Тулуна в Каире. IX в. (?). Фотография. XXI в. Коптский патриарх Михаил (Хаиль) III (880-907), подобно его предшественнику, также подвергался преследованиям со стороны эмира.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

351, Берлин, 1925) попытался повернуть Россию лицом к Азии, надо считать его интересный анализ духовного облика туранских народов, которые, по его мнению, сыграли решающую роль в создании России. «Самое объединение, — пишет он, — почти всей территории современной России под властью одного государства было впервые осуществлено не русскими царями, а туранскими монголами» . На основе тщательного филологического и фонологического изучения тюрко-монгольских и маньчжурских языков, как и всей литературы этих народов, Трубецкой пришел к выводу, «что в духовном творчестве тюрков в качестве основной черты всюду господствует некая " схематизация " сравнительно небольшого рудиментарного материала. Типичный тюрк не может вдаваться в тонкости и запутанные детали». Он думает широко охватывающими жизнь первозданными представлениями. Характерна для тюркского мышления и практическая жилка. Поставленный перед проблемой, для разрешения которой у него нет готовой собственной схемы, тюрк, не задумавшись, возьмет чужую. Разница между своим и чужим для тюрка всегда менее важна, чем разница между целесообразным и бесцельным. «Тюрки всегда охотно брали готовые чужие схемы, принимали и иноземные верования». Все эти основные черты туранского духа евразийцы находят и в допетровской, то есть подлинно русской культуре. «Пусть самое православие было воспринято русскими не от туранцев, а от Византии, само отношение русского человека к православной вере и та роль, которую эта вера играла в русской жизни, были в определенной части основаны на туранской психологии». К этим туранским чертам русского православия, которые Трубецкой, правда, лишь мимоходом, называет «туранским христианством», относится весьма слабый интерес к богословским сложностям. «Московская Русь, несмотря на всю силу и напряженность своего религиозного горения... не дала ни одного православного богослова, совершенно так же, как турки не дали ни одного сколько-нибудь выдающегося мусульманского богослова, хотя всегда были много набожнее арабов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Появлялись караимские сочинения, написанные на рус. языке. Первым таким произведением стала брошюра С. Бейма «Память о Чуфут-Кале» (Од., 1862), обращенная к рус. аудитории. Появилась русскоязычная лит-ра для К.: «История возникновения и развития караимизма» И. Синани (Симферополь, 1888-1889. 2 ч.), исторический очерк «Караимы» Ю. Д. Кокизова (СПб., 1898). В 1911-1912 гг. караимские студенты Московского ун-та издавали ежемесячник на рус. языке «Караимская жизнь». В 1913-1914 гг. в Вильне выходило периодическое издание на рус. языке «Караимское слово»; позднее там же выпускался на польск. языке ж. «Караимская мысль» («Myl Karaimska». Wilno, 1924-1939; Wrocaw, 1945-1947), публиковавший научные работы и сообщения о жизни караимской общины. После 1917 г. значительная часть К. эмигрировала в Польшу, во Францию, в Германию и Турцию. Численность К. сократилась на треть по сравнению с рубежом XIX и XX вв. (12 894 К. в Российской империи согласно Первой всеобщей переписи населения 1897 г., 8324 К. в СССР согласно Всесоюзной переписи населения 1926 г.). Численность К. в СССР продолжала сокращаться из-за ассимиляции: по Всесоюзной переписи 1970 г., она составила 4571 чел., согласно Всесоюзной переписи 1989 г.- 2602 чел. По результатам переписи 2010 г. в России проживало 205 К. Численность К. в Литве, согласно переписи 2001 г., составляла 252 чел. Караимская община Крыма, согласно переписи 2002 г., насчитывает 647 чел. На совр. этапе крымскую общину К. характеризует ярко выраженное тюрк. самосознание, в т. ч. в религ. сфере (религия К. возводится к тюрк. национальной мифологии, элементы иудаизма считаются вторичными и привнесенными), именно тюркское начало преобладает в работе по возрождению караимской культуры (см.: Полканов Ю. А. Караи - крымские караимы-тюрки: История, этнография, культура. Симферополь, 1997; Крымские караи (крымские караимы-тюрки): Самоидентификация: кр. очерк истории и культуры. Симферополь, 1999; Караи (крымские караимы): История, культура, святыни. Симферополь, 2000; Щеголева Т.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

Ислам С 80-х гг. XX в. в стране происходит исламское возрождение: открываются новые исламские учебные заведения, строятся мечети, создаются благоприятные условия для паломничества верующих в Мекку и Медину, увеличивается культурный обмен с мусульм. миром. Возросло значение общественных исламских ин-тов; власти оказывают содействие работе Управления мусульман Кавказа. В то же время гос-во не поддерживает агрессивных форм ислама, выступает против политизации религии. История и распространение христианства Древнейшее население совр. территории А.- кавк. племена албанов, утиев, каспиев и др., к-рые уже во II тыс. до Р. Х. находились в сфере влияния древней иран. цивилизации. В VII-VI вв. до Р. Х. они входили в состав Мидийского царства, затем в державу Ахеменидов . После разгрома державы Ахеменидов войсками Александра Македонского в посл. трети IV в. до Р. Х. на юге территории А. образовалось гос-во Атропатена. Иранизация Атропатены привела к тому, что ее языком постепенно стал азери - язык иран. семьи, близкий совр. талышскому. Атропатена просуществовала как самостоятельное гос-во до сер. II в. до Р. Х. В это время на территории А. сложилось единое Албанское царство (см. Албания Кавказская ). В позднеантичную эпоху Албания играла роль «буферного» гос-ва, разделявшего владения Римской империи и Ирана, соперничавших между собой за влияние на Кавказе. В IV в. албан. царями было принято христианство, однако оно долгое время не могло утвердиться из-за политической нестабильности и противодействия распространенного там зороастризма . В сер. VII в. Албания была завоевана арабами и включена в состав Арабского халифата . С этого времени господствующей религией на территории А. становится ислам . До XIX в. христианство сохраняется здесь в основном в среде арм. и груз. населения. После распада халифата территория А. находилась под властью сменявших друг друга династий Саларидов, Музаффаридов, Шеддадидов и др. В XI в. на территорию А. вторглись кочевые племена тюрк. происхождения, с севера - печенеги, огузы, кыпчаки, с юга - сельджуки. Продвижение кочевников из евразийских степей через Центр. Азию на запад привело к ослаблению власти мусульм. правителей на территории А. На нек-рое время А. попал в сферу влияния усилившегося в XII в. Грузинского царства. Постоянное давление на страну со стороны кочевников, продолжившееся в XIII в. в ходе монг. завоеваний, привело к постепенной смене на территории А. языка азери тюрк. разговорным языком огузской группы (лит. оставались араб. и персид.). С XIII в. происходит процесс консолидации азерб. народности. До нач. XIX в. А. находился в сфере влияния Ирана, здесь существовало неск. ханств, зависимых от Ирана. С 1514 по 1639 г. Османская империя вела военные действия на территории А., однако удержать эту страну не смогла.

http://pravenc.ru/text/63688.html

На рубеже XIV и XV вв. Османы были гегемонами как на Балканах, так и в М. Азии. Однако череду их успехов прервало вторжение в М. Азию войск азиатского завоевателя Тимура (Тамерлана), при дворе которого нашли убежище свергнутые Османами правители тюрк. бейликов. 20 июля 1402 г. в сражении под Анкарой армия Баязида I была раздавлена превосходящими силами Тимура. Свою роль в разгроме сыграло и предательство ряда анатолийских беев, покинувших Баязида в ходе сражения. Баязид закончил свою жизнь в плену, а О. и. оказалась на грани краха. Ранняя империя: особенности социокультурного развития Османская армия. Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, Румыния. 1532 г. Османская армия. Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, Румыния. 1532 г. В XIV-XV вв. мусульмане составляли меньшинство населения Османского государства. На Балканах они образовали лишь отдельные колонии в приграничных областях и вокруг военно-адм. центров. Османы старались не менять традиц. уклад на завоеванных землях и постепенно интегрировать в свою среду визант., слав. и албан. элиты. Местная аристократия сохранила свои земельные владения и служила султанам на тех же условиях, что и прежним христ. государям. На низовом уровне были широко распространены религ. синкретизм и смешанные браки, причем от женщин-христианок, выходивших замуж за мусульман, не требовалось менять веру. Постепенно усложнялись гос. структура и придворный ритуал. Султаны стали изолировать себя от подданных, делегировав решение задач текущего управления везирам, из круга к-рых ок. 1360 г. выделился верховный везир, садразам, глава исполнительной власти. В кон. XIV - 1-й пол. XV в. пост великого везира занимали с некоторыми перерывами представители знатного тюрк. клана Чандарлы. При Мураде I окончательно оформились система тимаров и практика учета имущества подданных для налогообложения. Тимариоты лично не занимались ведением хозяйства, но получали выплаты с переданных им территорий. Тимары обеспечивали воспроизводство «мужей меча» - феодальной конницы сипахи. Захват новых земель и раздача их в держание способствовали не только усилению военного потенциала О. и., но и изживанию провинциального сепаратизма. Анатолийские сипахи получали имения на Балканах и отныне связывали свои интересы с успехами османской экспансии.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь. (Коран 2:185) Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток 860 . Об этом прямо сказано в Коране: Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от чёрной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи. (Коран 2:187) Кроме того, возбраняется вдыхание дыма (например, кальянного или табачного), половая близость, приём лекарств (за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ), вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в тёмное время суток. Нарушение поста в чём-либо (даже при невозможности его соблюдения) требует компенсации в последующее время: А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. (Коран 2:184) Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать (с намерением затем его восполнить) кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам. В случаях, когда состояние человека таково, что нет никакой надежды восполнить пропущенные дни поста (например, при глубокой старости или серьёзной, прогрессирующей болезни), даётся следующее предписание: Тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка. (Коран 2:184) Существует также практика ежедневного собрания мусульман во время рамадана для молитвы и совместного чтения Корана. С этой целью Коран членят на 30 частей, с тем, чтобы до конца поста он был прочитан полностью. Также во время данного периода считается похвальной особая ревность в делах милосердия, в частности помощь нуждающимся в пище. Завершение поста отмечено в исламском календаре особым праздником разговения – Ид аль-Фитр (тюрк. Ураза-байрам ). Этот праздник начинается в первое число следующего за рамаданом месяца – шаввала – и продолжается в зависимости от региона 3–4 дня. В первый день совершается особая общая молитва , затем проходят обильные трапезы, на которые мусульмане приглашают друг друга. Беднякам раздаётся сугубая милостыня, родственникам, друзьям и знакомым дарят подарки, часто посещаются могилы близких людей. 5. Хадж

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010