В сер. XII в. вступивший в полосу анархии Е. пытались захватить крестоносцы (см. Крестовые походы ). После захвата Иерусалима (1099) крестоносцы превратились в источник постоянной угрозы для Е. У Фатимидов не хватало сил для эффективного противостояния им в Палестине. Крестоносцы разграбили егип. города Тиннис, Александрию, а в 1168 г. осадили Каир. От угрозы завоевания крестоносцами Е. был спасен войсками сир. атабеков Зенгидов, к-рые трижды отправляли туда военные экспедиции. В 1171 г. один из зенгидских военачальников курдского происхождения - Салах-ад-Дин низложил фатимидского халифа аль-Адида, находившегося при смерти, и провозгласил себя правителем Е. Салах-ад-Дин стал основателем династии Айюбидов (1171-1250). Все дальнейшие попытки крестоносцев овладеть Е. окончились неудачей. В 1187 г., разгромив армию христиан, Салах-ад-Дин захватил Иерусалим и вскоре существенно сократил территорию крестоносных гос-в в Палестине и Сирии, поставив значительную часть этих стран под свой контроль. При Айюбидах офиц. религией Е. стал суннизм, к-рого придерживалось большинство мусульм. населения страны. В Е. открывались суннитские училища-медресе, многочисленные суфийские обители. В отношении немусульман айюбидские власти, как и их предшественники, проводили политику веротерпимости. Копты продолжали служить в гос. учреждениях, активно развивалась торговля с итал. городами. В Е. и Сирии Салах-ад-Дин создал новое войско, ядро к-рого состояло из курдов, а также сир., месопотамских, тюрк. и бедуинских воинов; был воссоздан егип. флот. Укрепляя материальную базу войска, Салах-ад-Дин начал широкую раздачу икта - условных земельных владений феодального типа, обеспечивавших военную службу. Представители правящей династии и крупные эмиры получали в качестве икта целые области, а рядовые воины - мелкие владения. Наряду с икта воинам выдавались денежное жалованье из казны и продуктовый рацион. Статус икта был различен: в нек-рых областях они переходили по наследству, а иногда (в случае поражения в войне) султан отбирал икта даже у эмиров.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Астролог — человек, предсказывающий будущее по расположению звезд. Атаман — выборный предводитель войска или отдельного отряда у казаков. Аттила (?—453) — предводитель гуннов, возглавивший опустошительные походы в Восточную Римскую империю, Галлию и Северную Италию. Аудиенция (лат. слушание) — официальный прием у высокопоставленного лица. Ахилл (Ахиллес) — в греческой мифологии один из храбрейших героев Троянской войны, сын героя Пелея и богини Фетиды. Желая сделать сына бессмертным, богиня Фетида опустила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую она его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» — уязвимое место. Аще (др. — рус.) — если, хотя; несмотря на то что. Бавария — историческая область в южной Германии. В средние века Бавария была герцогством. После Тридцатилетней войны 1618–1648 годов, в которой герцог Максимилиан Баварский принял участие на стороне Католической лиги, Бавария стала курфюршеством. Багряный — густо-красный, кровавый. Балдахин — нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем, как правило на фигурных стойках или столбах. Бард — поэт и сказитель у древних кельтов. Бармы — важный элемент парадной одежды византийских императоров, московских царей и князей. Это широкое оплечье, украшенное золотым шитьем и драгоценными камнями. Бармы и венец Мономаха — символы княжеской, позднее царской, власти. Согласно преданию они были присланы Владимиру Мономаху греческими царями. С той поры они стали использоваться при короновании русских государей. Баскак — представитель монгольского хана в завоеванных русских землях во второй половине XIII — начале XIV веков; доверенное лицо, чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани в завоеванной стране. Баскаки имели в своем распоряжении большие воинские отряды. Басма (тюрк, отпечаток, другое название — пайцза) — металлическая, из золота или серебра, пластинка либо деревянная дощечка с изображением хана, служившая монголам знаком подтверждения ханской воли и доверия.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

И. в XVI-XVIII вв. Во 2-й пол. XV в. Ардебиль стал центром сплочения огузских кочевников-шиитов, которые под давлением османской экспансии откочевывали из М. Азии (из-за 12 пурпурных складок на тюрбанах (по числу имамов) их стали называть «кызылбаши» - «красноголовые»). Еще в нач. XIV в. в Ардебиле шейх Сефи ад-Дин Исхак создал суфийское братство сафавийя, сын и преемник шейха примкнул к имамитам, что помогло его потомкам расширить зону своего влияния. В результате уже во 2-й пол. XV в. сефевидские пиры («старцы») Джунайд и Хайдар провозгласили джихад против Трапезунда, Грузии, Дагестана и Ширвана. После гибели Хайдара братство практически прекратило существование под ударами Ак-Коюнлу. Однако раздоры между членами туркмен. династии в 1498-1500 гг. позволили младшему сыну Хайдара, Исмаилу, покинуть Гилян, где он скрывался, и овладеть Шемахой. В 1501 г. Исмаил провозгласил себя в Тебризе шаханшахом И. Новая династия Сефевидов ввела шиитскую хутбу (проповедь во время пятничного намаза) с поминовением 12 имамов и публичным проклятием первых 3 халифов, хотя 2/3 тебризцев исповедовали суннизм. Окончательно разбив Ак-Коюнлу в 1503 г. под Хамаданом, Исмаил в следующие 2 года подчинил Ирак Персидский, Шираз, Семнан, Керман и Йезд, а между 1506 и 1509 гг. овладел также Фарсом, Хузестаном, Курдистаном и Мазендераном. Важнейшей областью державы стал Азербайджан, тюрк. наречие к-рого утвердилось в качестве языка войска и двора, притом что в делопроизводстве по-прежнему использовали персидский. Опорой династии стали имамитские богословы, к-рые легитимировали режим шахов, совмещавших функции заместителя «Сокрытого» имама и главного шейха братства сафавийя. Достигнув совершеннолетия, Исмаил попытался подчинить себе кызылбашских эмиров, создав некое подобие иерархии ханов, султанов и беков. Перераспределение земельного фонда и изменение соотношения разных его категорий выразились в увеличении площади земель дивани и шахского хасса. Оставшиеся территории распределялись между главами тех или иных кызылбашских объединений (за исключением неудобных для кочевого хозяйства Гиляна и Мазендерана), к-рые вытесняли коренное население с мест его обитания. Сефевиды сохранили часть прежних союргалей, но почти полностью прекратили раздачу новых; сократилось и количество мульков. В XVI в. широкое распространение получает тийюль - временное или пожизненное пожалование всей или части ренты с определенных земель за исполнение тех или иных обязанностей или за личные заслуги без права лично собирать налоги (по сути попытка возродить первоначальную форму икта).

http://pravenc.ru/text/673877.html

Насаждение суннизма аль-Мульком вызвало яростное противодействие крайних шиитских кругов. Это выразилось в растущей популярности исмаилизма (особенно среди дехкан, ремесленников и крестьян-горцев), из к-рого выделилось воинствующее течение низаритов во главе с аль-Хасаном ибн ас-Саббахом. В 1090 г. он захватил крепость Аламут к северу от Казвина и сделал ее центром независимого гос-ва, в состав к-рого вошел ряд районов Эльбурса, Загроса и Кухистана, где также были основаны крепости. В качестве религиозного языка низаритов ас-Саббах утвердил персидский, а не арабский. В ответ на регулярные военные операции властей низариты применяли индивидуальный террор (их жертвой стал, напр., аль-Мульк (1092)), что позднее создало им на Западе славу секты безжалостных убийц - ассасинов (см. подробнее в ст. Исмаилиты ). После смерти аль-Мулька ускорилась политическая дезинтеграция империи Сельджукидов. Еще в 1041 г. в Кермане образовался особый султанат потомков Кавурда, племянника Тогрул-бека (просуществовал до 1187). Затяжная междоусобица сыновей Малик-шаха завершилась в 1118 г. разделом державы. Потомки Мухаммада (до 1194) царствовали в султанате обоих Ираков (Персидского и Арабского, включавшем также Азербайджан) со столицей в Хамадане, а Хорасан и Систан вошли во владения Санджара, столицей к-рого был Мерв (до 1157). В тот же период появились и крупные независимые владения влиятельных тюрк. эмиров, первоначально выдвинувшихся как воспитатели (атабеки) сельджукских царевичей. Они поделили Иракский султанат, в пределах к-рого обособились Фарс - с Салгуридами (1148-1287), Лурестан - Большой (на востоке) и Малый (на западе) и Азербайджан - с Ильгизидами, в 1161-1191 гг. они правили от имени Сельджукидов. В 1153 г. в Хорасане огузские племена, теснимые из Туркестана каракитаями, разбили армию Санджара и разграбили его города. Сцена из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Миниатюра. XVI в. (ГМИНВ) Сцена из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Миниатюра. XVI в. (ГМИНВ) Династические распри усугубились во 2-й пол. XII в. т. н. квартальными войнами. Так, в Рее в 1186 г. шафииты вступили в союз с ханафитами, составлявшими почти половину жителей города, и разгромили шиитские кварталы, затем шафииты уничтожили бывш. союзников ханафитов. Аналогичные события происходили и в др. городах (Нишапур, 1161; Исфахан, 1165).

http://pravenc.ru/text/673877.html

Развитие ремесленного производства, связанное с обслуживанием новых дворов, армий, администраций и мусульманских учреждений, стимулировало рост и благоустройство городов (Нишапур, Шираз, Исфахан, Горган и др.). Средоточием социально-политической жизни городов становились наряду с дворцами эмиров медресе и мечети, вокруг которых группировались богословы-улемы (улама) и законоведы-факихи (фукаха). К XI в. все большую роль начинают играть цехи, на внутреннюю организацию которых заметное влияние оказывали суфийские братства. Несмотря на значительную численность населения (в среднем 20-30 тыс. чел.), города имели полуаграрный облик и разделялись внутренними стенами на кварталы, нередко враждовавшие между собой. Городского самоуправления не было. Главные представители власти - раис (градоначальник), кази (духовный судья и глава улемов округа), имам соборной мечети, мухтасиб (надзиравший за общественной нравственностью и деловой этикой), асас (начальник ночной стражи), накиб (глава корпорации сайидов - потомков Мухаммада) - назначались сверху. Социальное напряжение регулярно вызывали столкновения суннитов (знати и купечества) и шиитов (ремесленников и крестьян), а также схватки приверженцев различных суннитских мазхабов (особенно ханафитов и шафиитов). Чаша со сценой из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Кон. XII – нач. XIII в. (ГМИНВ) Чаша со сценой из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Кон. XII – нач. XIII в. (ГМИНВ) Подконтрольным гос-ву видом работорговли был ввоз из тюрк. степей мальчиков и юношей для службы в отрядах конных гулямов (гуламов) - воинов-рабов. Из среды гулямов происходил Себюк-тегин, который в 70-80-х гг. X в., при развале Саманидского эмирата, создал крупное княжество на востоке Хорасана со столицей в Газни. Ок. 999 г. его сын Махмуд захватил саманидские земли к югу и юго-западу от Амударьи, в 1000 г. взял Нишапур, а в 1002 г.- Систан. Свою зависимость от Газни признали Зийариды Горгана. В 1029 г. Махмуд Газнави отнял у ослабевших дейламитских государей Хамадан, Казвин, Исфахан. Рей, интеллектуальный центр шиитов, где при буидском дворе неск. лет жил и творил Ибн Сина , был практически уничтожен. Вместе с тем Махмуд прославился как покровитель науки и искусства, привлекавший (порой принудительно, напр. Бируни) к своему двору многочисленных ученых и поэтов, писавших как на араб., так и на персид. языке. В лирической и панегирической поэзии XI в. получили известность одописцы Фаррухи, Манучихри, Унсури. Особое место в истории персид. словесности заняла эпическая поэма Фирдоуси «Шахнаме» (Книга царей).

http://pravenc.ru/text/673877.html

В частности, мусульмане Дагестана, Чечни и Ингушетии (за исключением ногайцев-ханафитов) относятся к шафиитскому мазхабу. Большую роль в истории исламизации Сев. Кавказа и Волго-Уральского региона сыграл суфизм. К числу религ. меньшинств России принадлежат немногочисленные общины шиитов-имамитов (иснаашаритов) на юге Дагестана (гл. обр. в Дербенте, в селах Мискинджа и Куруш) и среди мигрантов из Азербайджана и исмаилиты, представленные мигрантами из Таджикистана. На территории России действуют также немногочисленные общины сложившихся под влиянием И. синкретических религ. движений йезидов (в основном среди курдов, переселившихся из Армении в Ярославскую обл.), ахмадие и бахаитов. В силу разных обстоятельств, не последнюю роль среди к-рых сыграли идеологические запреты советского времени, состояние И. в России, особенно в кон. ХХ в., оставалось белым пятном в отечественном и зарубежном исламоведении. Источниковедческая база пока мало изучена. Мн. источники сохранились в устной, фольклорной форме или были поздно записаны и содержат тексты в т. ч. более позднего времени. Только в 90-х гг. XX в. началось систематическое изучение И. в России, были введены в оборот новые первоисточники, прежде всего на араб., тюрк. и др. вост. языках. История И. в России обычно делится как минимум на 4 (А. Б. Халидов) периода: 1) хазаро-булгарский (от появления в VII-X вв. первых мусульм. общин и гос-в до их гибели в ходе монг. завоевания 2-й четв. XIII в.); 2) ордынско-московский (от создания во 2-й трети XIII в. империи Чингисхана и выделения из нее Золотой Орды, Белой Орды и улуса Джучи до утраты в XVI-XVII вв. политической самостоятельности возникших на их месте мусульм. ханств); 3) российский (развитие мусульм. общин в составе Московского гос-ва и Российской империи до революций 1917 г. Внутри его выделяется 2 этапа: до и после офиц. признания И. в царствование Екатерины II); 4) советский и постсоветский (Ислам на территории бывш. Российской империи. М., 1998. Вып. 1. С. 20-21). От периода к периоду ареал распространения И., его формы, статус и состав верующих изменялись.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Бахрейнские К. создали в своем гос-ве земледельческо-ремесленную общину с коллективной собственностью. Делами общины руководил совет (аль- " икдания) из 6 старейшин (мн. ч. «садат») и 6 их заместителей (мн. ч. «уазара»). Решения совета принимались на основе консенсуса. В личных хозяйствах общинников и на общественных работах использовалось ок. 30 тыс. рабов, к-рых обычно покупали или захватывали во время набегов на соседние земли. Жители Эль-Ахсы были освобождены от налогов, ростовщичество у них было запрещено. Свободные граждане-К. проходили регулярную военную подготовку и составляли основу армии. В случае необходимости в нее привлекались вспомогательные силы из бедуинов племен банукилаб и бану-укайль, которые постепенно интегрировались в карматское об-во Бахрейна. Социальная система К. Бахрейна служила предметом восхищения видных мусульм. мыслителей Ибн Хаукаля, аль-Мукаддаси и Насира-и-Хусрави (Насир Хосров). Карматское гос-во на о-ве Бахрейн просуществовало до кон. XI в., а влияние К. сохранялось там еще в течение 2 последующих веков. Преследования К. при первых Газневидах (название тюрк. династии происходит от г. Газни) ослабили карматские общины в Ираке и Иране. Сокровенная (батын) доктрина К. в значительной степени аналогична концепциям фатимидских исмаилитов. Степени посвящения в сокровенное знание были установлены да " и Абданом аль-Ахвази, автором многочисленных богословских трудов. К. ввели систему обучения (та " лим), предусматривавшую, в частности, введение в сомнение и умение его побеждать. Богословие К. испытало сильное влияние араб. философской школы «Братья чистоты» (ихван ас-сафа). Лит.: De Goeje M. J. La fin de l " Empire des Carmathes du Bahrain//J. Asiatique. P., 1895. Ser. 9. N 5. P. 5-30; Ivanow W. Ismaili Tradition Concerning the Rise of the Fatimids. L., 1942; Та " рих ахбар аль-карамита/Ред.: С. Заккар. Бейрут, 1971; Ан-Наубахти аль-Хасан ибн Муса. Шиитские секты/Пер. с араб., исслед., коммент.: С. М. Прозоров. М., 1973. (Памятники письменности Востока; 43); Marquet Y. La philosophie des Ihwân al-Safâ " : Nouv. éd. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/1681103.html

Т. Нёльдеке. Фотография. Ок. 1906 г. [Нем. Nöldeke] Теодор (2.03.1836, Харбург, ныне в городской черте Гамбурга - 25.12.1930, Карлсруэ), нем. востоковед, филолог и историк. Род. в семье потомственного пастора, директора Лингенского лицея (ныне Gymnasium Georgianum, Линген (Эмс)), в котором и получил среднее образование (1849-1853). Высшее образование получил в Гёттингене (1853-1856; учился у известного теолога и востоковеда Г. Г. А. Эвальда и лингвиста Т. Бенфея), где помимо латинского, древнееврейского и санскрита основательно познакомился с араб., персид. и тур. языками. В 1856 г. защитил докт. дис. «О происхождении и составе коранических сур и самого Корана» («De origine et compositione surarum qoranicarum ipsiusque Qorani»), за франц. перевод к-рой («L " histoire du Coran», 1858) был удостоен в 1859 г. премии парижской Академии надписей и изящной словесности; в 1860 г. Н. опубликовал переработанный нем. вариант исследования. Уже в диссертации обозначились 2 основных направления, в к-рых Н. продолжал работать всю последующую жизнь,- семит. языкознание и история ислама. Параллельно с 1856 г. в Вене, а с осени 1857 г. в Лейдене Н. работал с араб. и тюрк. манускриптами университетских книгохранилищ и занимался изучением персид. поэзии. Это способствовало его тесным контактам с такими корифеями голл. ориенталистики, как отец и сын Т. В. Я. и А. В. Т. Йейнболл, Р. П. А. Дози, М. Я. де Гуе, В. Энгельманн и П. Й. де Йонг. Весной 1858 г. Н. переехал в Готу, а затем в Берлин, где ему была поручена каталогизация тюркских рукописей Королевской б-ки (ныне Берлинская гос. б-ка). Это привело к более тесному знакомству Н. с османским и чагатайским языками. В Берлине он сблизился с Г. Кипертом, у к-рого прослушал курс исторической географии Др. Ирана. Вернувшись в Гёттинген, Н. в качестве приват-доцента (с 1861) одновременно с преподаванием руководил составлением каталога тюркских рукописей, а также углубился в исследование арамейского языка (талмудического, сирийского, мандейского), Танаха и Мишны . В 1864 г. Н. перешел на должность экстраординарного профессора, в 1868 г. стал 1-м ординарным профессором восточных языков Кильского ун-та. После присоединения Страсбурга ко Второму рейху и основания там ун-та Н. занял в нем в качестве профессора кафедру семит. языков (1872), к-рую возглавлял до формального выхода на пенсию (1906). В 1920 г. поселился в Карлсруэ, где и скончался после продолжительной болезни. В 1926 г. был признан почетным гражданином г. Харбурга.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

22. прекрасная черта храбрости и человеколюбия Шереметева. (Франц.) 23. Генерал-кригс-комиссар заседал в Сенате. 24. Посланник голландский Кранембург. 25. приказал пройти войскам перед его величеством, королем датским. (Франц.) 26. Бассевич. 27. Штетин. 28. Гольштейн. (Немецк.) 29. Вольтер, 21 ноябрь. (Франц.) 30. Лемонте. 31. Фоллер. 32. Эско. 33. Монтрель 34. Абевиль. 35. в Бомоне. Дюкло. 36. де Тессе. 37. Отель Лангр. 38. Отель Ледигиер, близ Арсенала. Дюкло. (Франц.) 39. Витфорд. 40. Моро де Бразе. 41. подручный или шут при Ходжи-Нефесе. ( Франц.) 42. Мольбрунц. 43. центральная. (Франц.) 44. «История Карла XII» Вольтера. (Франц.) 45. Смерть государя, верность государю, смерть моя. (Латин.) 46. Места, исключенные из тетрадей Пушкина (до нас не дошедших) цензурой в 1840 г. 47. Места, исключенные из тетрадей Пушкина (до нас не дошедших) цензурой в 1840 г. 48. Да здравствует. (Латин.) 49. Гольштейнский. (Немецк.) 50. происшествие. (Франц.) 51. чтоб сохранить внешнее приличие. (Франц.) 52. д’Алион. 53. Тюлень — нерп. 54. Штеллер. 55. Тюксус — безволосый, здесь в значении гермафродит. (Тюрк.) 56. Пушкин конспектировал первые 9 томов, содержащие основное законченное изложение Истории Петра. Остальные 20 томов этого труда содержат дополнения к этим 9 основным. 57. «Дневник путешествия в Московию». (Латин.) 58. Шарль Дюкло. Сочинения. Париж. 59. Пьер-Эдуард Лемонте. «История регентства и несовершеннолетия Людовика XV до министерства кардинала Флери». Париж, 1832. (Франц.) 60. «Подлинные воспоминания о царствовании и о дворе Фридриха I, короля Пруссии, написанные графом Христофом де Дона, государственным министром, генерал-лейтенантом». Берлин, 1833. (Франц.) Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

В Венгрии занятия В. сосредоточены на отд-нии классической филологии Венгерской АН, в Институте греческой филологии Будапештского ун-та (с 1939). Основателем традиции считается Р. Вари, исследователь визант. воен. трактатов; Д. Моравчик , автор корпуса визант. источников по истории Венгрии (1934) и свода реликтов тюрк. языков в визант. лит-ре (Byzantinoturcica. Bdpst, 1942-1943; B., 19582. 2 Bde). Среди исследователей 2-й пол. XX в.- Ш. Садецки-Кардош (Szádeczky-Kardoss) (собрание визант. источников по истории авар), T. Олайош (Olajos) (визант. историки). В Нидерландах во 2-й пол. XX в. В. формируется вокруг Лейденского и Гронингенского ун-тов. Публикуется международное периодическое издание «Byzantinische Forschungen» (с 1968). Большое значение имеет голл. историческая школа истории права, основанная Х. Й. Селтемой (Scheltema) и продолжающая работу во главе с его ученикомБ. Х. Столте (Stolte). Польское В. в довоенный период представлено исследователями визант. лит-ры Л. Стернбахом (Sternbach, 1864-1940), Я. Сайдаком (Sajdak, 1882-1967) и др. В послевоенный период сложились 3 центра В.: в ун-тах Варшавы (папирология, филология, славистика - Р. Таубеншлаг, К. Куманецкий, В. Церан), Познани (источники по истории славян - Г. Лабуда) и Лодзи (отд-ние истории Византии - Х. Эверт-Каппесова). Позднее к ним добавился центр в Кракове (М. Саломон). Церковной историей и монашеством визант. Египта занимается Э. Випшицкая, под рук. к-рой издается ж. «Journal of Juristic Papyrology» (осн. Таубеншлагом). Румын. историография традиционно поддерживает тесные связи с франц. и нем. школами. С 1881 г. в Бухарестском ун-те существует кафедра греко-рим. древностей, с 1891 г.- кафедра славистики. Основателем В. в Румынии считается Н. Йорга , занимавшийся румыно-тур. отношениями, культурным наследием Византии на румын. почве. Работа Йорги «Византия после Византии» (1935) открыла новое направление в В.- изучение визант. наследия. В 1913 г. под рук-вом Йорги был организован Ин-т юго-восточноевропейских исследований, издающий ж. «Revue des études sud-est européennes» (1924-1946, 1963-). С 1936 г. действует Ин-т всемирной истории. Статус румын. В., представленного помимо Йорги такими крупными учеными как Н. Бэнеску (Bnescu) и В. Греку (Grecu), был подтвержден проведением в Бухаресте 1-го Международного конгресса византинистов (1924). Этот форум завершил собой период повсеместного становления В. как специальной дисциплины. Среди др. румын. византинистов - Г. Брэтяну (Brtianu), Э. Франчес (Francès), Э. Стэнеску (Stnescu), А. Элиан (Elian) и др.

http://pravenc.ru/text/158430.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010