1794. О.К. Закладка памятника “Начальнику Москвы” – преподобному князю Даниилу Московскому. – 1997, 5, 17. 1795. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Пасхальной вечерне в Храме Христа Спасителя. – 1997, 6, 19. 1796. ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию по случаю Праздника Святой Пасхи. – 1997, 6, 21. 1797. О.К. Закладка новой часовни в Москве. – 1997, 6, 37. 1798. СЛОВО Патриарха Московского и всея Руси Алексия II после молебна на Славянской площади Москвы 24 мая 1997 года. – 1997, 7, 19. 1799. О.К. Икона Святителя Николая: путь из Бар-града в Москву. – 1997, 7, 23. 1800. ГУДКОВА Н. Камень веры на улице Шабаловке. – 1997, 7, 28. 1801. ОСВЯЩЕНИЕ храма-часовни во имя святых Бориса и Глеба в Москве. – 1997, 9, 14. 1802. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при освящении памятника храма-часовни во имя святых Бориса и Глеба. – 1997, 9, 15. 1803. ЦЕРКОВНЫЕ торжества, посвященные 850-летию столицы. – 1997, 10, 23. 1804. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия территории, прилегающей к Храму Христа Спасителя. – 1997, 10, 25. 1805. О.К. Открытие памятника. – 1997, 10, 26. 1806. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия торжеств по случаю 850-летия Москвы. – 1997, 10, 30. 1807. О.К. “Большой хоровой собор” у стен Храма Христа Спасителя. – 1997, 10, 31. 1808. О.К. Награждение представителей Русской Православной Церкви. – 1997, 11, 43. 1809. О.К. “Возвеститель пути спасительного”. (Торжества по случаю юбилея святителя Иннокентия (Вениаминова) . – 1997, 11, 44. 1810. СЛОВО Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день празднования юбилея святителя Московского Иннокентия. – 1997, 11, 47. 1811. О.К. Праздничное богослужение в Казанском соборе. – 1997, 12, 8. 1812. ЕЖЕГОДНОЕ Епархиальное собрание города Москвы. – 1998, 2, 15. 1813. ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ слово Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, произнесенное митрополитом Крутицким Ювеналием в Богоявлениском кафедральном соборе г.Москвы 8 января 1998 года. – 1998, 2, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ответы преподобных В. В. и Иоанна в соответствии с адресатами делятся на 3 категории. Они адресованы: отшельникам (Ep. 1-223); братьям, живущим в общежитии (Ep. 224-616); епископам и мирянам (Ep. 617-850). К группе отшельников (или стремящихся к отшельничеству) относятся: инок Иоанн (Отв. 1-54), егип. мон. Авраамий (Отв. 55), Павел Отшельник (Отв. 56-58), авва Евфимий (Отв. 150-162/59-71), Андрей, болящий старец (Отв. 163-214/Ep. 72-123), мон. Феодор (Отв. 59-62, 64-67/Ep. 124-131), брат, гадательно вопрошавший (Отв. 215-219, 68/Ep. 132-137), 2 отца (Отв. 69-74, 75-79, 81-82, 84-86/Ep. 138-160), брат и 2 отца (Отв. 87-93, 95, 94, 99-100, 124-127, 101-110, 131-136, 111-119, 137, 120-123/Ep. 161-210), отец-священник (Отв. 138-140/Ep. 211-213), больной брат (Отв. 141-145/Ep. 214-219), умирающий брат и его братья (Отв. 146-149/Ep. 220-223). Ко 2-й группе относятся: некие братья и 2 монаха (Отв. 220, 222-248/Ep. 224-251), авва Дорофей (Отв. 249-335/Ep. 252-338), различные монахи (Отв. 336-344/Ep. 339-347b), брат В. В. (Отв. 345/Ep. 348), отцы, монахи, братья и миряне (Отв. 346-575/Ep. 349-570), авва Елиан (в переписке с прп. Иоанном: Отв. 576-604/Ep. 571-598, из к-рых Отв. 577, 578/Ep. 572, 573 принадлежат В. В.), старцы мон-ря (Отв. 605/Ep. 599), брат, вопрошавший об учении Оригена (Отв. 606-613/Ep. 600-607), разные монахи (Отв. 614-622/Ep. 608-616). К 3-й группе относятся: миряне (Отв. 623-796/Ep. 617-787), епископы и жители Газы (Отв. 797-844, 846-850/Ep. 788-844), снова миряне (Отв. 845/Ep. 845-848). Источники Из ВЗ преподобные В. В. и Иоанн всего более цитируют Псалтирь, а также учительные Книгу Иова, Притчи Соломона и др.; из пророческих книг чаще всего цитируется прор. Исаия. Из НЗ помимо Четвероевангелия В. В. часто цитирует послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам и особенно к Евреям. При толковании Свящ. Писания (напр., Ep. 847) преподобный являет себя умелым и опытным экзегетом. В. В. писал авве Иоанну Миросавскому: «Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них и спасешься. Если ты только поймешь это - в них заключается Ветхий и Новый Завет (τν Παλαιν κα τν Καινν). Углубляясь в изучение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге» (Отв. 49. С. 36/Ep. 49). Из этих слов можно сделать выводы, что, с одной стороны, подобно свт. Василию Великому , В. В. считал свои ответы комментарием Свящ. Писания, приспособленным к пониманию каждого, а с др., в достаточной степени осознавал свое высокое и исключительное право быть исполнителем и толкователем воли Божией по отношению к тем, кто был вверен его духовному попечению.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

465 Так погружение в спор Игнатий описывает как погружение «в глубокое и бескрайнее море (ις βαθ τε κα χανς..πλαγος)» VN. P. 173. Львы, изображения, которых делают для украшения, грозные (βλοσυρο) и грозно взирающие на зрителя (δεινν ποβλποντες). VN. P. 178. 466 VN. P. 171. Столь же ярко в житии Никифора говорится об этом при изложении содержания речи сторонников патриарха, последовавшей за диалогом, о котором идет речь. Защитники иконопочитания указывают на то, что священные иконы чтутся ( τν ερν εκνν σεβζεται ποησις) «от восхода солнца до Гадеса и Геркулесовых столпов», то есть по всей вселенной (VN. P. 188). 470 Это письмо также приводит Симеон Метфараст. Шмит Ф. И. Кахриэ-джами [=Известия Русского Археологического Института в Константинополе. Т. XI]. София: Държавна печатница, 1906. С. 26. 474 Signes Codoñer J. Theodore Studite and the Melkite Patriarchs on Icon Worship//L’aniconisme dans l’art religieux byzantine. Actes du colloque de Genève (1–3 octobre 2009). Geneva: La Pomme d’or. P. 99 476 Издатель указывает, что житие этого святого датируется VII-VIII вв. и находит упоминание этих икон у прп. Феодора Студита (Epismolae. II 42, 72, 199 (номера писем по изданию: Theodori Studitae Epistulae/Fatouros G., rec. [=Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 31. Pars I–II.] Berolinum, Novum Eboracum: Walter de Gruyter, 1992.). Patrologia Graeca. T. 99. Col. 1244, 1304, 1605). Cunningham M. B. The Life of Michael the Synkellos. [=Belfast Byzantine texts and translations. Vol. 1] Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 1990. P. 148. 478 А. П. Каждан считал это слово изобретением автора жития Стефана Нового Стефана Диакона. См.: Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). С. 245. 479 Nicephori Patriarchae Constantinopoliatni Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815/Featherstone J. M. cura. Turnhout, Leuven: Brepols, 1997. P. 141–148. 480 О датировке жития: Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.) С. 388. Милтенов Я. Славянская рукописная традиция жития Панкратия Тавроменийского//Wiener Slawistischer Almanach. 2013. Sonderband 82. S. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

отцов, больные должны непременно помазываться «священниками освященным елеем с молитвами» (a sacerdotibus oleo sanctificato cum orationibus). В 48-м прав. II Собора в Шалон-сюр-Сон (813) со ссылкой на Послание ап. Иакова и предание св. отцов говорится о помазании больных, к-рое совершается пресвитерами, но с помощью елея, освященного епископом. При этом предписывается не считать таинство разновидностью медицины. II Ахенский Собор 836 г. повелел восстановить практику освящения елея для помазания больных епископами в Великий четверг (Cap. 2. 8). В 26-м прав. I Майнцского Собора (847) говорится о том, что больные в случае смертельной опасности должны прибегать к таинствам Покаяния, Е. и напутствоваться Св. Дарами. В 8-м прав. Синода в Павии (850) предписывается совершать Е. для отпущения грехов и обретения телесного здравия. При этом отмечается, что мн. прихожане не знают силы этого таинства. Тем, кто не прошли публичного покаяния и отлучены от Евхаристии, запрещается прибегать к этому таинству. Эгберт , архиеп. Йоркский, писал, что помазание елеем необходимо для исцеления, но если помазанный умрет, то его душа будет так же чиста, как душа ребенка, умершего сразу после Крещения ( Egbert. Poeniten. I 2. 15//PL. 89. Col. 416). В 71-м прав. Хродеганга , еп. Мецского, и 72-м прав. Вормского Собора (868) приводятся почти дословные цитаты из послания свт. Иннокентия I. В частности, упоминание в Послании ап. Иакова пресвитеров объясняется занятостью епископов. Если же они могут, то должны посещать больных. Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт (IX в.) отмечал, что помазание больных елеем совершается после исповедания грехов и общей молитвы ( Paschas. Radb. De corp. et sang. 8). Иона , еп. Орлеанский (IX в.), приводя цитаты из толкования Беды и письма свт. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе ( Jonas Aurelianus. De instit. Laic. 3. 14//PL. 106. Col. 261). Амаларий Симфозий († ок. 850) при объяснении служб Великого четверга говорит об освящении елея для больных.

http://pravenc.ru/text/189773.html

Oxf., 1997; Munitiz J. A. et al., ed. The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts. Camberley, 1997; Efthymiadis S., ed. The Life of the Patriarch Tarasios by Ignatios the Deacon. Aldershot, 1998; Van Esbroeck M. La politique arménienne de Byzance de Justinien II а Léon III//Studi sull " Oriente cristiano. R., 1998. Vol. 2. N 2. P. 111-120; idem. Un discours inédit de saint Germain de Constantinople sur la Croix et les Icônes//OCP. 1999. Vol. 65. P. 19-51; idem. Der armenische Ikonoklasmus//Oriens Chr. 2003. Bd. 87. S. 144-153; Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М., 1999; Pratsch T. Ignatios the Deacon - Churchman, Scholar and Teacher: A Life Reconsidered//BMGS. 2000. Vol. 24. P. 82-101; Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca. 680-850): The Sources, an Annot. Survey. Aldershot, 2001; Ronchey S. Those «Whose Writings were Exchanged»: John of Damascus, George Choeroboscus and John «Arklas» according to the Prooimion of Eustathius " s Exegesis in Canonem Iambicum de Pentecoste//Novum Millenium: Studies on Byzantine History and Culture Dedicated to P. Speck. Aldershot, 2001. P. 327-336; Баранов В. А. Искусство после бури - богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения//Золотой, серебряный, железный: Мифологическая модель времени и художественная культура: Мат-лы конф., май 2002 г. Курск, 2002. C. 34-49; он же. Богословская интерпретация иконоборческой надписи в Халки//История и теория культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. тр. Новосиб., 2004. Вып. 2. С. 181-186; idem (Baranov V. A.). Theology of Early Iconoclasm as Found in St. John of Damascus " the «Apologies»//ХВ. Н. c. 2006. T. 4(10). C. 23-55; Каждан А. П. и др. История визант. литературы (650-850 гг.). СПб., 2002; Krannich T., Schubert Ch., Sode C. Die Ikonoklastische Synode von Hiereia 754. Tüb., 2002; Declerck J. Les sept opuscules «Sur la fabrication des images» attribués а Nicéphore de Constantinople//Philomathestatos: Stud.

http://pravenc.ru/text/389050.html

Обработка земли производится от прихожан только одним священникам, и если её оценить по самому меньшему размеру, то есть по 50 р. сер. каждому, то пришлось бы по Гродненской губернии 16.850, по Виленской 7.350 и по Ковенской 850, а всего по епархии 25.050 рублей серебром. Но в показанном выше числе штатных мест есть городские, где не положено для духовенства обеспечения от прихожан домами и обработкой земли. Число сих мест ещё окончательно не определено, но приблизительно простирается: священнических по губернии Гродненской 13, Виленской 9 и Ковенской 9; диаконских по первой 5, по второй 2, по третьей 1; да причётнических по первой 26, по второй 20, по третьей 22. Засим из общей исчисленной выше суммы следует исключить квартирных денег по губернии Гродненской около 750, Виленской около 510, да Ковенской около 510, всего около 1.770 рублей серебром; за обработку же священнической земли по губернии Гродненской 650, Виленской 450 и Ковенской 450, всего около 1.550 рублей серебром. Таким образом, приблизительная сумма на квартиры Православному духовенству потребуется: по губернии Гродненской 17.600, Виленской 7.410, Ковенской 370; а на обработку земли священнической, по губернии Гродненской 16.200, Виленской 6.900, Ковенской 400; всего же, на первый предмет около 25.380, а на последний около 23.500 рублей серебром. Уведомляя о сём ваше превосходительство, вследствие конфиденциального отношения вашего, от 29 истекшего апреля за 3931, имею честь быть. Литовской консистории, от 9 июля за 2146, об устройстве кладбищ близ Тринопольского архиерейского дома На земле, отведённой в число угодий архиерейскому дому и Виленскому Святодухову монастырю, кроме упразднённого Тринопольского Римско-католического монастыря, находилась ещё в запустении без всякого употребления, в недальнем от оного расстоянии (около 200 сажен) каменная часовня. По моему приказанию часовня сия обведена ныне канавою и валом, заключающим пространство земли в 308 квадратных саженей. Место это обращается в кладбище Православное, необходимое по отдалённости городского Виленского, и освящено в нынешний день наместником Святодухова монастыря архимандритом Антонием. Самая часовня покрыта новою гонтовою крышею, оштукатурена снаружи, а внутри приспособлена уже каменною работою для обращения в кладбищенскую церковь . Окончательное внутреннее устройство сей церкви имеет последовать впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Однажды ночью в темнице И. П. явился свт. Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на к-ром было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого он получил дар слова, т. к. ему было суждено утверждать в вере православных. Согласно Житию, составленному Феофаном, свт. Николай Чудотворец возвестил И. П. скорое освобождение, через нек-рое время тот действительно был выкуплен из плена ( Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 6). По Житию авторства Иоанна Диакона, святитель сам освободил И. П.- чудесным образом перенес его в окрестности К-поля (PG. 105. Col. 960). И. П. уже не застал в живых прп. Григория Декаполита. Он поселился вместе с его учеником прп. Иоанном (пам. 11, 18 апр.) при ц. сщмч. Антипы. Возможно, мон. Иосиф, участвовавший в перенесении мощей прав. Евдокима в К-поль (после 842), является одним лицом с И. П. После того как скончался прп. Иоанн (в 845, по мнению Томадакиса, ок. 850, согласно Стьернону), И. П. прожил 5 лет при ц. свт. Иоанна Златоуста, к нему присоединилось множество учеников, и там возник монастырь со скрипторием. Затем он переселился в уединенное место за городом, где построил ц. во имя ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, перенес в нее мощи преподобных Григория и Иоанна и основал монастырь. Посвящение мон-ря ап. Варфоломею связано с тем, что, по словам Жития, еще будучи в Фессалонике, И. П. получил от одного добродетельного мужа часть мощей этого святого. Однако нек-рые исследователи предполагают, что И. П., будучи уроженцем Сицилии, привез эту реликвию оттуда (до 839 мощи находились на о-ве Липари близ Сицилии) ( Лопарев. 1914. С. 226-227; Janin. Églises et monastères. P. 57). И. П. особо почитал ап. Варфоломея и неск. раз видел его во сне. Желая почтить апостола хвалебными песнопениями, И. П. усердно молился и постился в течение 40 дней, прося даровать ему премудрость для создания достойных хвалебных стихов. Накануне дня памяти прп. Григория Декаполита в алтаре И. П. явился ап. Варфоломей, облаченный в белые ризы. Взяв с престола св. Евангелие, апостол приложил его к груди преподобного со словами: «Да благословит тебя десница Божия, да изольются на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое храмом Св. Духа, и песнопения твои да усладят вселенную». С этого времени И. П. начал писать гимны и каноны. По мнению Томадакиса, И. П. начал писать церковные песнопения после критского плена (к числу его ранних произведений относятся каноны Критским епископам Евмению и Кириллу ), а в 850-858 гг. он уже получил широкую известность как гимнограф ( Τωμαδκης. 1971. Σ. 58-59).

http://pravenc.ru/text/673697.html

53. Протоиерей А. Ковальницкий. Иисус Христос –Бог В. С. 497–503 54. Его же. Голос науки о бытии Божием? С. 503–505 55. Его же. Верить мне в Бога или не верить. С. 505–506 56. Минеи–Четьи на русском языке. П–а. С. 506–511 57. Протоиерей И. Сергиев. Христианская философия. С. 669–674 58. А. Рождественский . Все ли три степени церковной иерархии признаются в англиканстве богоустановленными? Свящ. Н. Г. Попова. С. 674–678 59. Немецкая богословско–апологетическая литература по вопросу «о сущности христианства” А. Гарнака. Свящ. Артинского. С. 678–686 60. П. С. фон Тидебель. Как я нашел истинную Церковь . С. 839–847 61. Проф. Ал. Введенский. Религиозное сознание язычества. (Опыт философской истории естественных религий.) И. Н. С. 847–850 62. Проф. Глаголев. Религии Китая. С. 850–851 63. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина . А. П. С. 852–854 64. Новые книги. С. 178–179 65. То же. 512 с. 66. То же. 686 с. 67. То же. С. 854–856 Книга 2 Отдел 1 1. Архипастырское поучение детям о святой Библии . – Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского. С. 3–8 2. Философия евангельской истории. (Продолжение.) М. М. Тареева . С. 9–21 3. То же. С. 189–202 4. То же. С. 353–369 5. То же. С. 492–508 6. То же. С. 653–674 7. Честь – современные понятия о ней и оценка их с христианской точки зрения. (Продолжение.) В. А. Крылова. С. 21–33 8. То же. С. 202–216 9. Личное спасение и общественное благо. С. И. Артоболевского. С. 34–66 10. Деистические теории происхождения религии. Ив. П. Николина. С. 67–77 11. К вопросу о грехопадении первых людей. Πειασϑεις. С. 78–82 12. Пантеистические теории происхождения религии. Ив. И. Николина . С. 217–225 13. Распространение веры в обществе, как высшее призвание женщины–христианки. Свящ. С. В. Страхова. С. 226–235 14. Против отрицающих почитание святых. Слово Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского. С. 345–352 15. Христианское учение о Боге личном и триедином, сравнительно с воззрениями на Божество, как на Существо безличное и отвлеченное. Свящ. А. Орфанитского. С. 370–394

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На седьмом году возраста (в 830–831 г.) умер отец его Епифаний, осталась вдова с сыном и двумя дочерями Марией и Епифанией. Никита, которому предстояло отбывать военную службу, должен был заботиться обо всех. Мать задумала его женить и нашла невесту в лице благородной Евфросинии (§ 5). Никита женился 637 и прижил дочь ναστασ. Сестра его Мария жила у брата. 14 сентября на память св. Никиты Никита решил удалиться из мира. Это было, говорит Василий, на 18-м году его возраста, в 6350-м г. от сотворения мира и в 850 году от Рождества Христова (§ 6). – Опять путаница в счете. Правильно отмечен год от сотворения мира, когда Никите было действительно 18 лет, стало быть год от Рождества Христова был тогда 842-й, а не 850-й. – Переходя из страны в страну, из города в город, Никита прибыл на гору Олимп и здесь представлялся Иоанникию Великому, который перед монахами выразился о нем как о будущем украшении иноческого жительства (§ 7). Никита, прославившийся добродетелью еще до своего пострижения, перешел с Олимпа к другому отцу, жившему вдали от Иоанникия, Иоанну, вероятно, как указал на это о. Пти, игумену Антидиева монастыря, о котором говорится в житии Иоанникия. Иоанн постриг Никиту и при этом нарек ему особое имя Евфимия; это случилось в первый год царствования имп. Феодоры и Михаила (842 г., § 8). У Иоанна Евфимий жил π χρνον κανν и потом по его поручению ходил к Николаю, игумену Писсадинской киновии (τν Πισσαδινν, § 9). – Об Олимпийском Писсадинском монастыре упоминается только в данном житии Евфимия. – Николай поручил Евфимию пасти монастырских животных, потом служить на поварне; далее сделал его келларитом, наконец погонщиком животных; «потом, говорит Василий, как сам покойный (Евфимий) доподлинно говорил нам, он был отдан и в научение грамоты». Вспоминал Евфимий и о матери, и о жене, и о друзьях, но подавлял в себе мирскую привязанность евангельским словом. После разных подвигов он возжелал жития, достойного горнего Иерусалима (§ 10), служил братии (§ 11). «Иконоборческая ересь была уже подавлена, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010