во многом определялась угрозой со стороны африкан. арабов, с 827 г. обосновавшихся на Сицилии. Правители Юж. Италии (консулы Неаполя, герцоги Капуи, Беневенто, Салерно) часто привлекали араб. отряды для решения внутренних конфликтов. И. призвал правителей Неаполя, Амальфи и Салерно отказаться от связей с сарацинами и вступить с ними в борьбу. В 874 г. он отлучил от Церкви консула Неаполя Сергия II, к-рый не разорвал союз с мусульманами, несмотря на увещевания своего брата Неаполитанского еп. Афанасия I. О принятых мерах папа Римский уведомил К-польского патриарха св. Игнатия и др. вост. патриархов, призвав их поддержать его решение (Ep. 56, 28 (нумерация посланий И. указана по: PL. 126. Col. 651-966)). В ответ правители Неаполя и Амальфи совместно с сарацинами напали на Папскую область (875). Стремясь обеспечить защиту Рима от араб. нашествия, И. ориентировался на поддержку выступавшего в союзе с Византией и правителями Юж. Италии имп. Людовика II (850-875), в свою очередь помогая ему в сохранении единства Каролингской империи. Так, папа потребовал от кор. зап. франков Карла Лысого вернуть Лотарингию, захваченную им в 870 г., имп. Людовику II. Однако после смерти императора (12 авг. 875), не оставившего наследника, папа оказал Карлу Лысому поддержку в борьбе за имп. корону, несмотря на стремление итал. знати передать имп. титул кор. вост. франков Людовику Немецкому. И. призвал Карла Лысого прибыть в Италию для коронования и обеспечить защиту Рима от сарацин. В нояб. 875 г. Карл Лысый разгромил в Италии войска сыновей Людовика Немецкого - Карломана и Карла Толстого, и 25 дек. 875 г., на Рождество, И. совершил имп. помазание Карла Лысого. Очевидно, папа стремился представить сходство этой церемонии с церемонией имп. коронации Карла Великого в 800 г., совершенного впервые, тогда как при помазании Людовика Благочестивого (в 816), Лотаря I (в 823) и Людовика II Итальянского (в 850) имп. преемство определялось правом наследственной передачи власти. Впосл. в переписке с Карлом Лысым И. неоднократно напоминал о своей роли в его избрании. События 875 г. стали прецедентом, подтверждавшим претензии Римских пап распоряжаться имп. титулом. Уже преемники И. папы Формоз и Иоанн IX пытались реализовать это право, признавая законным или незаконным имп. и даже королевское помазание или объявляя недействительным совершенный обряд.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Надеждин Христофор, прот., свмч. 1007 Назарий (Андреев), бывш. обн. архиепископ 843–844 Назарий (Блинов), в. у. Киевской епархией 74 Назарий (Кириллов), митрополит 249, 469 Назарий, епископ Курский см. Назарий (Кириллов), епископ Назарий, епископ, арестованный в Киеве см. Назарий (Блинов), в. у. Киевской епархией Назарий, митрополит Курский см. Назарий (Кириллов), митрополит Наполеон Бонапарт, французский император 546 Наумов В., обн. священник Ярославской епархии 243 Наумова, казначей Пименовского храма 560 Нафанаил (Троицкий), митрополит 243, 365 Нафанаил, архиепископ см. Нафанаил (Троицкий), митрополит Нафанаил, епископ см. Нафанаил (Троицкий), митрополит Невский И. А., обн. протоиерей г. Тулы, секретарь обн. ВЦУ 239 Невский, служащий канцелярии патриарха Тихона 69, 215, 229 Негодяев Иоанн, обн. диакон Ростовской епархии 522 Нежданов А. К., обн. священник г. Тулы 240 Некрасов Д. А., обн. протоиерей Калужской епархии 245 Немов, обн. протоиерей г. Новгорода 304 Неруш Зинаида Савишна, мать Введенского А. И. 454, 544, 599 Несторий 258 Никанор (Пономарев), обн. епископ 310, 844–845 Никанор 178 Никиташин, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Никифор (Богословский), обн. епископ 845 Никифор Исповедник 508 Никодим (Кроткое), архиепископ, свмч. 286 Никодим, архиепископ Таврический см. Никодим (Кроткое), архиепископ, свмч. Никодимов И. Н., проф., юрист-консульт Киево-Печерской Лавры 25,26 Николай (Автономов), обн. архиепископ 531, 846–847 Николай (Алявдин), обн. архиепископ 847 Николай (Амассийский). архиепископ 309, 848–849 Николай (Ашихмин). обн. епископ 309, 419, 849–850 Николай (Винокуров), обн. епископ 850–851 Николай (Гиляровский), обн. архиепископ 248, 271, 309, 851, 892 Николай (Гирченко). обн. епископ 852 Николай (Елпидинский), обн. архиепископ 853 Николай (Ипатов), епископ 854 Николай (Кедров или Кедровский), обн. епископ 532, 565, 854–855 Николай (Князев), обн. епископ 855 Никола!) (Коблов), обн. епископ 305, 338, 366, 522, 856 Николай (Кратиров), обн. епископ 856

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

1 . Над воротами в западной ограде монастыря с лицевой стороны их. (527. 557 год.) κ αθρων νηγρθη τ ερον τοτο μοναστριον το Σιναου ρους. νθα ελαλησεν Θες τ Μωυσ. ϖαρ το ταϖεινο ασιλως Ρωμαων Ιουστινιανο ϖρς διμον μνυμσηνον υτο κα τς συζγου του Θεοδρας. λαε τλος μετ τ τριακοςν τος τς ασιλιας του. Κα κατςησεν ν υτ γομενον νματι Δολα ν τει ϖ μν δαμ: ςκα, π δε Χριςο: Φκζ. С оснований воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог беседовал с Моисеем, смиренным царем Ромеев Иустинианом в вечное поминовение его и супруги его Феодоры, и окончен после тридцатого года царствования его. И поставил в нем (Иустиниан) игумена, именем Дулу, в лето от Адама 6021, от Христа же 527. Эта надпись вязью вырезана на песчаниковом камне. Красивые буквы ее походят на наши церковно-славянские, а слог показывает, что она сочинена не слишком давно. Ибо в ней два раза употреблено Новогреческое местоимение το вместо Еллинского υτο. Что касается до леточисления ее; то сочинитель считал от Адама до рождества Христова 5494 года. По счету его и по смыслу надписи выходит, что Иустиниан в первый год царствования своего, 527 но Р. X., поставил игуменом Синайских отцов некоего Дулу и поручил ему строить монастырь, и что постройка его окончена была в тридцатый год самодержавия сего государя. А так как мы правильнее считаем от Адама до Христа 5508 лет; то по нашему счету Синайский монастырь основан был при Иустиниане и игумене Дуле в 6035 году от Адама, и в 527 от рождества Христова, а окончательно сооружен в 557. Напрасно же Западные путешественники обвиняют в невежестве составителя сей надписи. Обвинение произошло от того, что они не обратили внимания на летосчисление его, отличное от нашего, и 527 год, поставленный в надписи, приняли за окончательный, а не начальный год построения монастыря. 2 . В приделе неопалимой купины в облицованном золотистою мозаикою углублении за престолом. (820или 850 г.) «Окончено настоящее дело сие во дни Соломона епископа местного, в лето Господне 820, или 850 (τους σωτηρου ω...)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Одновременно с Евлогием из-за защиты мучеников в 851 г. в заключении оказался Савл Кордовский, в 850–861 гг. занимавший епископскую кафедру в столице эмирата. Однако впоследствии он смягчил свою позицию и активно участвовал в подготовке и проведении Кордовского собора 852 г., который вынес половинчатое решение, не осуждавшее, но и не поддерживавшее «добровольных мучеников». Акции не прекращались до конца 850-х гг., несмотря на попытки нового эмира Мухаммада I договориться с христианскими епископами, которые собрались по его приказанию в 852 г. Прозвучавший призыв прекратить мученичества не был услышан. Движение продолжалось. К 859 г. число мучеников достигло почти 50 человек. Впоследствии все «добровольные мученики» были канонизированы: помимо Евлогия, Альвара и Спераиндео, к лику святых были причислены мученики Исаак, Перфект, Адольф, Алодия, Аматор, Анастасий, Аргимир, Флора, Мария и др. Их подвиг навсегда остался одним из наиболее значимых эпизодов истории Испанской Церкви. Однако не менее важной частью наследия движения «добровольных мученичеств» являются идеи, отраженные в их сочинениях. Евлогий Кордовский, Павел Альвар и их общий учитель Спераиндео стали первыми христианскими интеллектуалами, вступившими в систематическую полемику с исламом, что и определило их место в истории христианского богословия. Еще одним учеником Спераиндео являлся аббат Самсон Кордовский († 890). Блестящий знаток богословия и латинской грамматики, переводчик с арабского на латынь при дворе эмира, он был обвинен в ереси Остегесисом, епископом Малаги, верным слугой эмира Myxaммaдa I. Церковный собор в Кордове лишил Самсона сана, однако ему удалось оправдаться благодаря покровительству Валенсия, епископа Кордовы; тем не менее Самсон не избежал изгнания в Тукци (современный Мартос), тогда как Остегесис продолжал плести против него интриги при дворе при поддержке самого влиятельного христианина в Кордове того времени – Кумиса Серванда. Самсон решил действовать открыто и направил своему главному противнику свой блестящий труд – «Апологию против неверных». Остегесис не решился игнорировать этот шаг, и обвинения в ереси были сняты. Вскоре после этого появилось еще одно произведение Самсона – «О степенях родства»; из поэтических произведений сохранились три короткие эпитафии. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время учебных дней в году приходится от 160 до 170, что при пятичасовых уроках в день даст 800–850 часов в год. Если же мы сократим летние каникулы на 2 или даже на l,5 месяца, то за вычетом приходящихся на этот срок праздников (6–8) к настоящему учебному году прибавится еще 38 или 40 дней, т.е. всего будет не меньше 200 учебных дней. Если из этих 200 мы вычтем еще 8 или даже 10 дней на некоторые церковные праздники, которые теперь считаются учебными днями, и в данном случае всех дней в учебном году останется 192–190, т.е. на 20–25 дней больше против настоящего числа; а это, в свою очередь, даст возможность, при сохранении тех же 800–850 учебных часов в год, уменьшить в каждом дне один часовой урок и, следовательно, сократить занятие ученика в каждый день, по крайней мере, на 1,5 часа. Присоедините к этому и то, что при большем суточном отдыхе и при меньшем количестве уроков в голове воспитанника меньше будет разнообразных впечатлений, мыслей и т. д. Из сказанного думается ясно, что это лучший способ к ослаблению пресловутого переутомления наших детей. Но дело не в этом. Дело в том, что через это дана будет возможность ввести в школьную жизнь большую приноровленность ее к уставу церковному, отсутствие чего в настоящее время даже прямо вредно в религиозно-нравственном отношении. В самом деле, вот, напр., ученик выслушал в классе на уроках Закона Божия и по книжке усвоил учение православной Церкви о Великом посте и его богослужении – о литургии преждеосвященных даров, о покаянном каноне св. Андрея Критского и т. п. Наступила первая седмица этого поста; православные люди, преимущественно из неинтеллигентных, откликаясь на унылый перезвон колоколов, спешат в Божьи храмы к ефимонам и другим службам церковным, которые так глубоко и действенно приготовляют душу человеческую к покаянию и достойному приобщению св. Христовых тайн, так что суббота первой седмицы является для этих говельщиков, поистине, светлым праздником. Одни дети, обучающиеся в наших светских учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения, занятые уроками, не могут поговеть и приступить к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Но свидетельство Вселенского собора имеет для нас наивысший авторитет. Простота церковного исповедания никогда не подразумевала чего-либо иного кроме ясной евангельской веры в истинность Слова Божия: “сие есть Тело Мое”, “сия есть Кровь Моя”. Поборники вышеупомянутой теории “усвоения”, к сожалению, не заметили, как в энтузиазме борьбы со схоластическим влиянием западного богословия на восточное, сами перешли границы позволенного “мудрования” и ударились в схоластические же построения чуждые духу отцов. В заключении приведем свидетельство святого праведного отца Иоанна Кронштадского. Незадолго до свой кончины, в дневниковой записи от 24 мая 1908 года великий праведник и молитвенник написал: “может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу , например, пшеничный хлеб в самое Пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять “ 78 . Примечания: 1 Patristic Greek Lexicon, Lampe G.W.H., Oxford University Press, 1961, pp. 849–850. 2 Василий Великий , свт., Творения, ч. 3, изд. Тр.-Серг. Лавры, 1900, Против Евномия, кн. 2, п. 28, стр. 96–97. 3 Патрология Миня, Греч. Серия, т.29; (PM SG t. 29, col. 636C, 367) 4 PM SG, t. 29, col. 37C. 5 PM SG t. 18, col. 100B. 6 PM SG t. 18, col. 277C. 7 Patristic Greek Lexicon, р. 850. 8 PM SG, t.5, col. 713. 9 PM SG, t.6, col. 429. 10 PM SG, t.6, col. 428–429. 11 Свт. Ириней Лионский , Против Ересей Кн. 5, 2 гл., п. 3, Москва, 1868, стр. 581. 12 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн.4, Гл.18, п.5., Цит. Изд., стр. 468. 13 В частности Кислингий: См. So.Rud. Kieslingius, Historia consecrationis graecorum latinorumque de transsubstantiatione in sacre euchar. Sacramento, p. 70., Lipsae, 1754. 14 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн. 4, Гл. 18, п. 5., Цит. Соч., стр. 468. 15 Свт. Ириней Лионский, Против Ересей, кн. 2, Гл. 7, п. 6., Цит. Соч., стр. 150. 16 Там же, кн.5, гл.9, п.3., стр. 599. 17 Там же, кн.5, гл.2, п.3., стр. 581. 18 Еп. Сильвестр (Малеванский) , Догматическое богословие, т.4, стр. 450.

http://azbyka.ru/svyatootecheskaya-evhar...

74−74 об. Краткая редакция ЖНК по списку ГИМ, Синодальное собр., 850, л. 532−532 об. Отиде убо преподобный от обители тоя во внутреннюю пустыню, на рку, именуема Хозюга. И збысться пророчество оного человка Илии, еже глагола ему древле, егда прииде преподобный на Кулишки прежде постригания, яко: «Хозюский пустынникъ пришел». Мсто же то, идеже прииде преподобный, неутшно, кругомъ имя блата и мхи. Устроив же преподобный себ кельицу малу, токмо в мру человка единого близ рки Хозьюги на край блата и, радуяся, вселися в ню и безмолствоваше (курсив наш. – Е.Л.), благодаря Бога и Пречистую Его Богоматерь. Отиде в пустыню на рку, именуему Хозьюгу. Мсто же то неутшно, округъ имя блато и сядеры. Тогда збысться пророчество Илиино, еже глагола ему: «Хозьюский пустынникъ пришелъ!» Тема воздержания, поста, молитвы и труда «паче человк», лишь обозначенная в КР, получает своё дальнейшее развитие в ПР. Святой, кроме воздержания «выше мры», бденных молитв со слезами, по словам составителя ПР, ещё «поучаше себ безпрестани». И пример такого «самовоспитания» видим в обращении подвижника к самому себе: «О, смиренный Никодиме! Се обрлъ мсто безмолвно, еже ко спасению! Воспряни, убо...»: ПР по списку БАН, Архангельское собр., Д 405, л. 74 об.−75 КР по списку ГИМ, Синодальное собр., 850, л. 532 об. Основу пространного ЖНК составили воспоминания Иоанна Дятлева – духовного чада старца, которому об искушениях в пустыне «вся подробну сам убо преподобный отець нашъ Никодимъ ещё при живот своемъ повда» 582 . В тексте Жития Никодима Дятлев выступает в роли основного рассказчика. Автор многое «слышав неложно от его, Иоанновыхъ, устъ, таже и от инныхъ достоврныхъ свидетелей о житии сего преподобнаго отца Никодима, колико онъ в начал своего пустыннолюбезнаго и безмолвнаго жития от нечистыхъ бсов пострада...» 583 . Это свидетельства о бесовских искушениях: видение мёртвой жены на берегу Хозьюги, затопление кельи и учинение в ней пожара, нападение разбойников. Таким образом, Иоанн Дятлев в пространных редакциях памятника – очевидец «жития святого», из уст которого агиограф смог почерпнуть важные, неизвестные ранее сведения о начальном периоде пустынножительства Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возьмем дни пророка Илии. Один человек Божий противостоит организованно отступившему от Бога во главе с царем сонму сынов Израилевых. Подчинился ли человек Божий беззаконной воле большинства? Имело ли оно какой-то вес в глазах человека, которого, когда он был еще младенцем, повивали огнем ангелы? Он молил о наказании Божием, чтобы сломить злое упорство большинства. Возьмем дни пророка Иеремии. На его долю выпало, наверное, самое тяжкое из всех пророчествований – возвестить о неминуемой гибели Иерусалима, града Божия, который Иеремия любил больше, чем все его противники вместе взятые. Его обвинили в политическом предательстве и ненависти к народу Божию. Его держали в яме, а потом, уже оплакавшего гибель города, убили. Во дни пророка Даниила отроки Анания, Азария и Мисаил, когда все народы простерлись в прахе, поклоняясь истукану, противостали воле большинства, и этим поступком угодили Богу больше, чем любыми жертвами и всесожжениями. Если бы в наши дни жил праведный Ной, его ославили ли бы сумасшедшим. Если бы в наши дни жил Илия и предал казни 850 лжесвященников и лжепророков, ему дали бы 850 пожизненных заключений за нарушение принципа толерантности, экстремизм и смертоубийство. Если бы в наши дни жил Иеремия, его просто расстреляли бы на шумных стогнах прямо среди бела дня. А Даниила, Ананию, Азарию и Масаила растерзала бы в клочья нынешняя ультратолерантная толпа, исповедующая религию общечеловеческих ценностей. Сократа осудил на казнь Ареопаг большинством голосов. Но подлинным торжеством народовластия явилась казнь вочеловечившегося Бога». Ну что тут можно возразить? Да, так оно и есть. Но это если я окажусь один среди неверных, хранящим зерно веры в Господа. А если я приду в храм, где все в Бога веруют, и начну их поправлять? В таком случае – я буду еретиком. Но как же мне в одиночестве своей правоты угадать, как мне попасть в игольное ушко Царствия Небесного? Английский монарх, которому Церковь запретила жениться в очередной раз, вполне антинародно и антидемократично учредил Англиканскую церковь. А его нынешняя наследница, королева Елизавета, пригласила на женитьбу любимого внука уже даже и однополое семейство. Потому что, если можно было её предку церковь под свою женитьбу отредактировать, то почему ей нельзя содомитов под толерантность свою не приспособить?

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/18/ne...

Глава в первый раз была обретена уже в IV веке, потом второй раз, так как те, кто ее обрели, оказались недостойными, очень интересный момент, что святой реально живет и подчас распоряжается своим телом после смерти, об этом в истории об Иоанне Крестителе рассказывается. Для нас интересен тот момент, когда главу переносят в 850 году в Константинополь. Дело в том, что во время иконоборческого кризиса очень многим мощам угрожала опасность и некоторые мощи были даже утеряны и иконоборцами уничтожены. Как раз для того, чтобы этого не произошло, главу прятали на окраинах империи – это территории нынешней Абхазии в городе Команы. По особому чудесному внушению эта глава в 850 году, уже в период торжества иконопочитания, а значит и почитания мощей, была возвращена в Константинополь. После этого, это уже известная святыня, которая обитает в Константинополе до 1204 года. А там опять же происходит в 1204 году печально известный четвертый крестовый поход и вместе с армией крестоносцев в город входят не только военные, но и их сопровождали священники. Каноник церкви из Пикардии Валлон де Сартон обнаруживает, как он сам описывал, в развалинах храма эту святыню, ее просто видимо не заметили. Причем он сразу пишет, что это была только часть главы Иоанна Крестителя, то есть ее лицевая часть, нижней части не было, и затылочной части не было – это была лицевая часть главы Иоанна Крестителя, которая содержалась на специальном серебряном блюде и там по-гречески было написано, что это за святыня. В 1206 году, так как сам каноник видимо нуждался в деньгах, он продает серебряное блюдо, но саму святыню привозит в свой родной Амьен, где ее торжественно встречает весь город, во главе с епископом. Надо сказать, что один из шедевров готического искусства, знаменитый Амьенский собор – великолепный Амьенский собор построен именно как некое достойное обрамление, как некий драгоценный ларец, драгоценный ковчег для сохранения этой главы святого Иоанна Крестителя. Она конечно становится одной из самых главных святынь не только севера Франции, но и Западной Европы. К ней совершают паломничества, была такая традиция у этой главы заключали мирные договора даже короли, то есть была такая традиция мириться, приносить клятвы мира у главы Иоанна Крестителя. От нее было множество чудес, в том числе и чудес, которые наблюдал весь город. Знание о том, что глава святого Иоанна Крестителя находится в граде Амьене упоминается и в наших источниках – это святитель Дмитрий Ростовский, который как раз заканчивает свою историю обретения мощей святого Иоанна Крестителя тем, что она в настоящий момент, как пишет он, находится в стране Франков в граде Амьене.

http://academy.foma.ru/2016/11/03

У римских пап не было другого выбора как только терпеть господство франков с той целью, чтобы оказать помощь своей мудростью своим порабощенным братьям и чтобы обеспечить соответствующую свободу своей Патриархии и ее римским гражданам Папской Романии, то есть Папского Государства. С появлением лже-Исидоровых Декреталий около 850 г. Римские папы стали достаточно сильны . Они настойчиво требовали от самих начальников франков принять: более цивилизованные правила поведения в отношении порабощенных римлян освобождение франкской иерархии от власти франкских властителей и подчинение их Римскому папе римлянину. В этих рамках, Папа Римский Иоанн VIII принял участие на VIII «Вселенском соборе свт. Фотия Великого в 879 году в Константинополе, Новом Риме, который осудил франкские еретические заблуждения в отношении иконопочитания и ересь Filioque, не называя этих еретиков по имени из страха, дабы подвергнуть серьезной опасности то дело, которое он начал в 850 г. Однако попытки в основу своей деятельности положить Декреталии в итоге принесли совершенно противоположный результат. Франко-латиняне самым серьезным образом противодействовали публичному обнародования этих Декреталий. Они начали разрабатывать и осуществлять свои планы относительно изгнания римлян из церковной и политической власти папской Романии и заменили пап римлян папами франко-латинянами. Франко-латиняне начали свое наступление на свободу, Православие и римскость патриархии Древнего Рима с 973 г. По 1003 г. Они полностью завершили изживание православного догмата с 1009–1012 гг. По 1046 г. Окончательно и полностью римскость Римской Патриархии была уничтожена в 1046 г., поскольку ей овладели франко-латинские папы А потому с этого времени православные римляне именуют папу еретиком, франком и латинянином и его церковь Франкской и Латинской. Тем не менее профессора Богословских факультетов на о. Халки, Афинах и Фессалониках окрестили франко-латинских пап именем «Римский» и его церковь «Римской». Это потому, что франко-латинские папы продолжали использовать римские имена Римских пап становясь папами, также как и имена Римского папы и Римской Церкви, дабы порабощенные западные римляне продолжали считать, что у них есть даже их этнарх в Риме. Становясь ново-эллинами и эти рабы в франко-латинской традиции и они именуют папу римскими именами

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010