1 Кекелидзе. Иерусалимский канонарь. С. 24. 2 Там же. С. 130–131. 3 Сократ Схоластик. ЦИ I, 17. По Созомену (ЦИ II, 1), кроме исцеления больной был воскрешен умерший. 4 Созомен. ЦИ II, 1. 5 Рукопись ЛГПБ, шифр. Соф. 1056, л. 91. 6 Голубцов. Чиновники московские. С. 154. 7 Голубцов. Чиновники московские. С. 154. 8 Успенский Ф. История Византийской империи. С. 679–680, 704. 9 Римско-Католическая Церковь празднует обретение Креста Господня св. Еленой 3 мая, и Ассемани утверждает эту дату как подлинную (Kaiendaria ecclesiae universae. J. 232). Этой точки зрения держался автор «Полного месяцеслова Востока», преосв. Сергий, который объяснял перенесение Восточной Церковью праздника Воздвижения с 3 мая на 14 сентября тем, что празднование в мае «приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовалось со светлой радостью этих дней» (Сергий, архиеп. Месяцеслов, II. С. 375). Но Сильвия Аквитанка (конец IV века), «Путешествие ко святым местам» которой не было известно названным ученым, пишет: «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и сама посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью» (ППС; 20. С. 171). Из приведенных слов Сильвии Аквитанки видно, что св. Елена приноровила освящение храма Воскресения ко дню обретения Креста, Господня. Следовательно, это было 13 сентября, когда вспоминается обновление храма. 10 Дмитриевский. Описание, I. С. 196–197. 11 Дмитриевский. Описание, III. С. 200. 12 Дмитриевский. Древнейшие типиконы. С. 282–289. 13 Кекелидзе. Литургические памятники. С. 233. 14 Дмитриевский. Описание, I. С. 902–903. 15 Дмитриевский. Древнейшие типиконы. С. 282–289.

http://bogoslov.ru/article/6175574

Обновление этих святых церквей празднуется с величайшею честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всею радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святый Соломон, по довершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как писано в книгах Паралипоменон. И так, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней: за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников или апотактитов из различных провинций, то есть из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням; и миряне, как мужи, так и жены верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собираются в Иерусалиме епископы — когда из немного — более сорока или пятидесяти; и с ними приходи много из клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве и эти дни, полагает, что он впал в величайший грех; если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление; и каждый день правится служба в различных святых местах также, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, то есть, в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий. в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день… (дефект)» [ 844 ]. Также по свидетельству Созомена, с времени освящения Маритриума при Константине Великом «иерусалимская церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

    Краснейший- ραιτατος; ραος (от ρα — время года, час, пора) — зрелый, цветущий, красивый; см. службу праздника, прим. 646.     καταυγαζω (αγ сияние, блеск, луч, особ. солнечный) — освещать.     Попаляеши - от φλγω жечь, сжигать, гореть.     Воскресение ξαναστασις (усиление ναστασις — воскресение) — воскресение из мертвых.     Обагрение — βαφ — погружение в жидкость, окрашивание, краска (на современный язык следовало бы перевести: «красные чернила»).     Оставителъная — от φσμιος отпущенный, освобожденный.     κινδυνεω — находиться в опасности; с греч. все выражение: «не презри нас, которым грозит опасность нового удаления от Тебя».     В обстоянии — v περιστασει — внешнее состояние, приключение, опасность.     πολμησον — повоюй.     Падшее- от κππτω выпадать, падать.     Щиту — θυρες — огромный камень для закрытия входа в гроб, щит. История праздника    Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (авитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах; пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленными человеческими орудиями и крепким мужеством, как человека, одаренного такой силой» (слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту).    «Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение).    Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда»? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение).    Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дмаскин, слово в день Креста).    Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения, этого трофея победы Христовой. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим — изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

V. О церкви Святой Марии, смежной с круглою церковью. Впрочем следует прибавить кое-что не многое об устройстве Святых мест. По правую сторону с тою часто выше упомянутою круглой церковью, которая также зовется анастасис, то есть Воскресение, потому, что построена на месте Воскресения Господня, смежна четырехугольная церковь Святой Марии, Матери Господа. VI. О той же церкви, которая выстроена на месте Кальварии. Другая, весьма большая церковь , к востоку, сооружена на том месте, которое по-еврейски зовется Голгофа, на верху которой с канатов спускается некое круглое бронзовое коло с лампадами, а под ним поставлен водруженным большой серебряный крест на том же месте, где некогда стоял водруженным деревянный крест, на котором пострадал Спаситель рода человеческого. В той же церкви, ниже места креста Господня, находится высеченная из камня некая пещера, где на алтаре приносится жертва за души некоторых более почетных лиц, тела которых, лежащие тем временем на улице, полагаются перед дверьми этой же Голгофской церкви до тех пор, пока не окончится святое таинство за этих усопших. VII. О базилике, которую соорудил Константин по соседству вышеназванной церкви, на том месте, где обретен в раскопанной земле, после многих столетий, Крест Господень, под развалинами. К этой церкви на месте Кальварии, устроенной в четырехугольной форме, примыкает с восточной стороны смежная каменная базилика, с большим великолепием устроенная царем Константином, именуемая и мартириумом, сооруженная, как говорят, на том месте, где был обретен, после двухсот тридцати трех лет, дарованный самим Господом Крест Господень с другими двумя крестами разбойников, спрятанный под землею. VIII. О месте жертвенника Авраама. И так, между этими обеими церквами попадается то знаменитое место, на котором патриарх Авраам соорудил жертвенник, на который возложил вязанку дров и, вынув, схватил нож, чтобы заклать сына своего Исаака; теперь там находится не малый деревянный стол, на котором народ предлагает бедным милостыню. К моим тщательным вопросам Святой Аркульф присоединил и следующее, говоря: Между анастасисом, то есть часто упомянутой выше церковью, и базиликою Константина находится некая площадка, до церкви Голгофской, в которой денно и нощно горят всегда светильники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В этой местности часть населения знает и греческий и сирийский языки, некоторые же знают только греческий, другие же – только сирийский. И несмотря на то, что епископ может знать сирийский, он всегда говорит по-гречески и никогда по-сирийски, и поэтому там всегда присутствует пресвитер, который, когда епископ говорит по-гречески, переводит на сирийский для того, чтобы все могли понять, что он объясняет. И также потому, что все тексты Писания должны читаться по-гречески, присутствует всегда кто-нибудь, кто может переводить на сирийский для людей, чтобы все могли понимать. И чтобы присутствующие здесь латиняне не были бы смущены, так как они не знают ни греческаго, ни сирийскаго, то тут всегда находится кто-нибудь из братьев или сестер, знающих и греческий и сирийский языки, и которые могут все им объяснить на латинском. Но что здесь особенно приятно и достойно восхищения – это то, что какие бы гимны или антифоны ни пелись, какия бы чтения или молитвы ни читались, все соответствует тому, какой праздник, отмечаемый здесь, и также месту, где происходит служба. Обретение Креста Господня и праздник Обновления Итак, праздником Обновления (Посвящения) называется тот день, когда святая церковь на Голгофе, Мартириум, была посвящена Богу. Кроме того, святая церковь , которая находится в Воскресении, на том месте, где Господь воскрес после Своих страданий, была также посвящена Богу в этот день. Этот день Посвящения (Обновления) празднуется с особо торжественной литургией и еще потому, что в этот день был обретен Крест Господень. И вот почему было установлено, что день перваго посвящения вышеупомянутых церквей совпадал бы со днем, когда был обретен Крест Господень, и, таким образом, эти события праздновались бы в один и тот же день и с торжественной литургией. И также было найдено в Священном Писании, что этот праздник Посвящения совпадает с днем, когда святой Соломон стоял и молился перед алтарем Богу, в новозаконченном доме Божием, им самим построенном, как и написано в книгах Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ираклию. День этого последнего события, 3 мая, на Западе ранее (с VII в.) стал праздноваться, чем 14 сент. 1428 . Понятно, в Иерусалиме день обретения (воздвижения) креста был величайшим праздником в эпоху еще свежей памяти о событии. Вот описание праздника у паломницы. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь , что на Голгофе, (с. 305) которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь , что в Воскресении, то есть на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшею частию потому, что в этот день обретен крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всею радостию. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святый Соломон, по довершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как писано в книгах Паралипоменон. И так, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней: за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников или апотактитов из различных провинций, то есть из Месопотамии, и Сирии, И Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням; и миряне, как мужи, так и жены верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собираются в Иерусалиме епископов – когда из немного – более сорока или пятидесяти; и сними приходи много из клириков. И что говорить много? тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве и эти дни, полагает, что он впал в величайший грех; если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. в эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление; и каждый день правится служба в различных святых местах также, как в Пасху и в Богоявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте. Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь. В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9.111) Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая (7.У1).

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pror...

Церковь Санта-Кристина-де-Лена. Ок. 852 г. Кор. Рамиро I (842-850) возвел на холме близ Овьедо дворцовый комплекс, от к-рого сохранились парадный зал (ныне ц. Санта-Мария-дель-Наранко; ок. 842) и 2 зап. травеи ц. Богоматери (ныне ц. Сан-Мигель-де-Лильо; ок. 848). Вскоре после этого, возможно уже при кор. Ордоньо I (850-866), на дороге в Леон была возведена ц. Санта-Кристина-де-Лена (ок. 852). Эти 3 сооружения относятся к лучшим достижениям астурийской архитектуры. Ц. Сан-Мигель-де-Лильо, перестроенная, вероятно, из предшествующей, реконструируется как 3-нефная базилика с 3 прямоугольными апсидами и квадратными в плане пристройками по сторонам трансепта. Все ячейки сохранившейся части перекрыты продольными и поперечными цилиндрическими сводами - именно отсутствие деревянных перекрытий поражало современников в этом храме ( Yarza Luaces. 2007. P. 54-55). Ц. Санта-Мария-дель-Наранко представляет собой стоящий на сводчатом подклете, сильно вытянутый прямоугольный в плане зал с 2 открытыми лоджиями на продольных сторонах, перекрытый 2-скатной кровлей. Снаружи здание снабжено контрфорсами. Вход на главный этаж осуществляется по внешней парадной лестнице. Главный зал перекрыт цилиндрическим сводом, разделенным опирающимися на карниз подпружными арками; стены оформлены аркадой на пристенных колоннах. Фасады лоджий открыты 3-арочными проемами, торцы - одноарочными. Над лоджиями расположены небольшие помещения, открытые в зал большим арочным проемом, вовне - небольшим 3-арочным. Декор здания в обобщенной форме повторяет античные мотивы, во многом имеющие параллели в росписях ц. Сантульяно в Овьедо: витые фусты колонн, близкие к коринфским капители, круглые профилированные медальоны между арками. Наконец, ц. Санта-Кристина-де-Лена сходна с предыдущей и по декору, и по планировке, несмотря на функциональные различия. Прямоугольный в плане и перекрытый 2-скатной кровлей храм имеет квадратные пристройки с 4 сторон (алтарная апсида и 3 притвора). Основное внутреннее пространство 3-частное. Занимающее вост. часть алтарное пространство приподнято и отгорожено от интерьера 3-частной ажурной аркадой. На восточную стену наложена др. 3-частная аркада, на спаренных колонках; центральная арка ведет в узкую апсиду, за боковыми арками находятся декоративные ниши.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Babic 1975 Babic, O zivopisanom ukrasu oltarskih pregrada, in: Zbornik Matice Srpske za Likovne Umetnosti 11, 1975, 3-49. Bachmann-Medick 2006 Bachmann-Medick, Spatial turn, in: D. Bachmann-Medick (ed.), Cultural turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften (Reinbek 2006) 284-328. Barber 2002 Barber, Figure and likeness. On the limits of representation in Byzantine Iconoclasm (Princeton 2002). Barker 2003 Barker, The great high priest. The temple roots of Christian theology (London 2003). Belting 1994 Belting, Likeness and presence. A history of the image before the era of art (Chicago 1994). Belting 2011 Belting, An anthropology of images. Picture, medium, body (Princeton 2011). Boehm 2001 Boehm (ed.), Was ist ein Bild? (Munich 2001). Bogdanovic 2011a Bogdanovic, Rethinking the Dionysian legacy in medieval architecture: East and West, in: F. Ivanovic (ed.), Dionysius the Areopagite between orthodoxy and heresy (Newcastle upon Tyne 2011) 109-134. Bogdanovic 2011b Bogdanovic, The performativity of shrines in a Byzantine church: The shrines of St. Demetrios, in: A. Lidov (ed.), Spatial Icons. Performativity in Byzantium and Medieval Russia (Moscow 2011) 275-316. Bogdanovic 2014 Bogdanovic, The moveable canopy. The performative space of the major Sakkos of Metropolitan Photios, in: Byzantinoslavica 72.1-2, 2014, 247-292. Brown 1973 Brown, A Dark-Age crisis: Aspects of the iconoclastic controversy, in: English Historical Review 88.346, 1973, 1-34. Brubaker 2012 Brubaker, Inventing Byzantine Iconoclasm (London 2012). Brubaker - Haldon 2001 Brubaker - J. Haldon (eds.), Byzantium in the Iconoclast era (c. 680-850). The sources. An annotated survey (Aldershot 2001). Brubaker - Haldon 2011 Brubaker - J. Haldon, Byzantium in the Iconoclast era (c. 680-850). A history (Cambridge 2011). Bryer - Herrin 1977 Bryer - J. Herrin (eds.), Iconoclasm. Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 (Birmingham 1977). Carruthers 2000

http://bogoslov.ru/article/6169560

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010