Но скоро иноки своим маловерием и небрежением к св. главе сделали себя недостойными обладания ею. От них глава перешла к одному гражданину города Емессы, в Сирии, а от него, по преемству, – к некоему Евстафию, арианскому иноку, который скрыл ее в одной пещере близ Емессы. Тут впоследствии времени образовался монастырь. Настоятелю сего монастыря, благочестивому архимандриту Маркеллу, явился во сне сам Креститель и известил о своей главе, сокрытой в пещере, близ монастыря. Глава была обретена здесь вторично. Это было в 452 г. Св. главу тогда же перенесли в Халкидон, а оттуда, при императоре Феодосии Великом, в Константинополь. Третье обретение главы св. Предтечи было при императрице Феодоре и сыне ее Михаиле в 850 г. 25 мая; в этот день и празднуется оно. Честная глава Предтечи хранится в Студийском Предтеченском монастыре. Часть ее находится в Риме, в церкви св. Сильвестра. Есть части в Афонском монастыре св. Дионисия и в Угро-Валахийском монастыре Калуи. Преподобный Еразм жил в XV веке, подвизался в Киево-Печерской обители. Перед вступлением в обитель все, что имел, пожертвовал на украшение ее. Но по поводу сей жертвы св. Еразм подвергся дьявольскому искушению. Дьявол внушил ему мысль, что гораздо лучше было бы отдать имущество в пользу бедных, и он впал в уныние и сделался небрежным в отношении своих иноческих обязанностей. Но Пресвятая Богородица за то, что он украсил обитель Ее имени, не допустила до погибели преподобного. Еразм сделался очень болен. Во время болезни видит он, что за него молятся свв. Антоний и Феодосий; затем Сама Богородица является к нему и говорит: «За то, что ты украсил Мою церковь , и Я украшу тебя славой в царстве Сына Моего. Встань, покайся, а на третий день ты умрешь». При этих словах Пресвятой Богородицы Еразм почувствовал себя совершенно здоровым, принес покаяние, постригся в схиму и на третий день скончался праведником. Мощи его почивают в Антониевых пещерах, в Киеве. 25-е число Св. Тарасий был архиепископом в Константинополе. Родители его, живя в этом городе, при богатстве и знатности, хранили благочестие, и сына своего воспитали в таком же благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

О Боже Душе Святый всеблагий, не отступи от нас и когда мы Тебя желаем, и когда Тебя отвергаем. Пребудь с нами до нашей смерти и спаси нас в жизнь вечную. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 25 мая 1. Третье обретение главы святого Иоанна Крестителя . В VIII веке, в эпоху жестокого иконоборчества, глава святого Иоанна была перенесена в Команы, место ссылки святителя Иоанна Златоуста . Но когда иконоборчество прекратилось, в правление царя Михаила и патриарха Игнатия, в 850 году, честная глава святого Иоанна Крестителя была перенесена в Царьград и там положена в придворной царской церкви. 2. Священномученик Ферапонт, епископ Кипрский . Монах и подвижник на острове Кипр, удостоился епископского сана, но в эпоху гонений на христиан сподобился и величайшего венца: венца мученического. Его тело почивало в одной церкви на Кипре. Когда в 806 году, в правление царя Никифора, на Кипре высадились арабы, святитель явился ктитору той церкви, предупредил его о нашествии неверных и повелел перенести свои мощи в Царьград. Ктитор немедленно это исполнил. Когда корабль, на котором находилась рака с мощами святителя, плыл по морю, поднялась сильная буря, но вокруг корабля волны были совершенно спокойными, а из раки по всему кораблю и окрестности распространялось благоухание. Тогда ктитор открыл раку, и все увидели, что она наполнена миром, излиянным из мощей святителя. Многие больные, помазавшись этим миром, выздоровели. В Царьграде над этими чудотворными мощами была построена церковь , а от мощей и впредь источались исцеления всем, кто припадал к ним с верой. Божией благодатью от мощей святителя Ферапонта больные излечивались от параличей, от рака, от кровотечений, от умопомешательства, от слепоты, от истощения и от иных прочих недугов. Ферапонт святой за Христа страдал, Два небесных венца он в награду приял: Яко иерарх и страдалец вселенной; Телом в славе пребыл, как светоч нетленный, Чтобы наполнить ароматом небесным; Врачевал больных, исцеляя чудесно Всяку хворь и недуг, и отраду вселял

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Воздвигается Крест, и падают идолы. Прославляется Христос, и уничижается диавол. Воздвигается Крест не потому только, что Христос был вознесен на нем, но и потому, что, быв обретен, обличил безумие Иудеев. А когда и как обретен Крест? — При Императорах, веровавших во Христа; впрочем не так он обретен, как если бы кто–нибудь нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, но обретен силою Божественною и безыскуственною, единственно силою и твердостию веры. Ибо Крест — сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес: тогда Иудеи, уязвляясь стрелами зависти и одержася страхом (чтобы какие–либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище — т. е. Крест, и все прочие орудия крестные, как то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростию, благоволил открыть в царствование Сына ея над христианами без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь частию царским величием, частию силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы искавшей оного без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой, т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему–то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня; что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, возсияло как злато; что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет; что буря демонская утихла при появлении Креста; что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы; что Церковь восприяла свое украшение; что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму; это — Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава Апостолов, зерцало Пророков, венец Мучеников, залог покланяющихся Христу.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Воздвигается Крест, и падают идолы. Прославляется Христос, и уничижается диавол. Воздвигается Крест не потому только, что Христос был вознесен на нем, но и потому, что, быв обретен, обличил безумие Иудеев. А когда и как обретен Крест? — При Императорах, веровавших во Христа; впрочем не так он обретен, как если бы кто–нибудь нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, но обретен силою Божественною и безъискуственною, единственно силою и твердостию веры. Ибо Крест — сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес: тогда Иудеи, уязвляясь стрелами зависти и одержася страхом (чтобы какия–либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище — т. е. Крест, и все прочия орудия крестныя, как то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростию, благоволил открыть в царствование Сына ея над христианами без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь частию царским величием, частию силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы искавшей онаго без всякаго отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой, т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочия орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему–то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня; что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, возсияло как злато; что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет; что буря демонская утихла при появлении Креста; что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы; что Церковь восприяла свое украшение; что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму; это — Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава Апостолов, зерцало Пророков, венец Мучеников, залог покланяющихся Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

А когда и как обретен Крест? – При императорах, веровавших во Христа: впрочем, он обретен не так, как если бы кто-либо нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, – но обретен силою Божественною и безыскусственною, единственно силою и твердостью веры; ибо Крест – сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес; тогда Иудеи, уязвляемые стрелами зависти и одержимые страхом (чтобы какие-либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище – т. е. Крест и все прочие орудия крестные, как-то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростью, – благоволил открыть в царствование сына ее над христианами, без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы. искавшей оного без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой. т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему-то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня, – что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло как злато, – что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет, – что буря демонская утихла при появлении Креста, – что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы, – что Церковь восприяла свое украшение, что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму. Это – Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава апостолов, зерцало пророков, венец мучеников, залог поклоняющихся Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

595 Например, в третьей молитве на чтениях из апостола и евангелия и в четвертой на тех же чтениях. 606 Но чин елеосвящения в этой рукописи первых листов не имеет и начинается уже с покаянных тропарей. 607 В рукописях Софийской библиотеки 850, Соловецкой библиотеки 1088, библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 33 великой ектении нет. 608 В указанных выше рукописях тайной молитвы нет, а в рукописи библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 33 еще и пения «Отче наш». 609 В рукописи Софийской библиотеки 850 и библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 33 второе прошение ектении иное: Еще молимся Господу Богу нашему избавити раба своего, имя рек, от всякия скорби, гнева и нужа, от всякия болезни душевные и телесные, простити ему всякое согрешение вольное и невольное, рцем вси. Господи, помилуй (40 раз). 610 Рукопись Софийской библиотеки 850 дополняет прошение: И за вся крестияне о здравии, спасении... 611 Вполне возможно, что в представленных выше списках мы имеем уже осложненную форму сокращенного последования елеосвящения. 613 Первой половины 13 веха. Мощи почивают открыто со времени самой кончины. В рукописи библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 33 присоединено еще имя св. Исаии Ростовского из 13 века. 614 Но вполне приемлемо и такое предположение. Первоначально последование, свойственное рассматриваемым спискам, могло состоять лишь из элементов общих ему и Иерусалимскому уставу во второй его половине: начала, молитв «Отче Святый» и «Отче наш» и помазания больного готовым елеем (оглашенных) с произнесением формулы и коротенького отпуста. Эта первичная форма могла потом осложниться разными дополнениями, оставаясь, по-прежнему, без освящения елея. 619 Рукопись Соловецкой библиотеки (л. 69–71). См. «Православный собеседник», 1887, 11, 94–96. А устав Новгородского Софийского Собора 1147 о самом чине общего маслоосвящения в великий четверток ограничивается кратким замечанием: «И начинает маслоосвящение, яко же писано в потребной молитвенной книзе, и творит от начала и до конца все по обычаю» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

31 августа центральным событием юбилейных торжеств стала Божественная литургия, которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина, архиепископов Владимирского и Суздальского Евлогия и Ярославского и Ростовского Кирилла, епископов Бакинского и Прикаспийского Александра и Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха. За богослужением молились губернатор Владимирской области Н.В. Виноградов, глава города Владимира А.П. Рыбаков, представители местных органов власти, благотворители собора, многочисленные гости города. После Литургии был соборно отслужен благодарственный молебен Пресвятой Богородице и возглашены уставные многолетия. Митрополит Ювеналий огласил послание Святейшего Патриарха Алексия II, посвященное 850-летию Успенского собора. Владыка Ювеналий передал храму в память юбилея дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия — Казанскую икону Божией Матери, и вручил Патриаршие награды благотворителям и попечителям Успенского собора. Затем состоялся брифинг для представителей средств массовой информации. В ответ на приветствие и поздравление Святейшего Патриарха Алексия II участники юбилейных торжеств направили в адрес Его Святейшества благодарственную телеграмму. В Доме дружбы города Владимира губернатором Владимирской области Н.В. Виноградовым в честь юбилейного праздника был дан праздничный прием. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за Его неизреченные милости и за осуществленное юбилейное празднование 850-летия Успенского кафедрального собора. 3. Благодарить Преосвященного митрополита Ювеналия за возглавление торжеств и Преосвященных архипастырей, участвовавших в них. 4. Благодарить Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и губернатора Владимирской области Н.В. Виноградова за организацию и проведение праздничных мероприятий, посвященных 850-летию Успенского кафедрального собора.   ЖУРНАЛ 67 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

250 . Amphilochii Iconiensis. Opera. Ed. C. Datema. Corpus Christianorum, series graeca 3. Louvain, 1978. 251 . Beck H.-G. Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz//Sitzungsberichte der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-Historische Klasse 384, Wien 1981, s. 20–39. 252 . Bergamo N. Expeditio Persica of Heraclius: ‘Holy war’ or Crusade?//Porphyra 12 (2008), p. 94–107; 253 . Bonizo. Liber de vita christiana/ed. E. Perels, Berlin, 1930. 254 . Braun O. Augewahlte Akten persischen Martyrer – Bibliothek der Kirchenvalter. Vol. 22, 1915. 255 . Brehier L. Les Institutions de l’empire byzantin. Paris, 1949. 256 . Brooks E. W. Arabic Lists of Byzantine Themes//JHS. 1901. Vol. 21, p. 67–77. 257 . Brooks E. W. The Campaign of 716–718, from Arabic Sources//JHS. 1899. Vol. 19, p. 19–31. 258 . Brooks E. W. The Emperor Zenon and the Isaurians//EHR. 1893. Vol. 8. No. 30. P. 209–238. 259 . Brooks E. W. The sources of Theophanes and the Syriac chroniclers/BZ. 1906. Bd. 15. P. 578–587. 260 . Brown T. S. Gentlemen and officers: imperial administration and aristocratic power in Byzantine Italy, A.D. 554–800/T. S. Brown. London: British School at Rome, 1984. 261 . Brownworth L. Lost to the West: the forgotten Byzantine Empire that rescued 262 . Brubaker L. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850). The sources: an annotated survey Aldershot Ashgate, 2001. 263 . Brubaker L. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850): a history Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2011. 264 . Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850): The Sourse Aldershot, Ashgate Publishing, 2001. 265 . Bury J. B. A History of Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. to 800 A.D.) London; New York: Macmillan and Co., 1889. 266 . Bury J. B. The Imperial Administrative System in the Ninth Century, with a revised edition of the Kletorologion of Philotheos. London, 1911. 267 . Canard M. La guerre sainte de la monde islamique et dans le monde chrétien//Revue Africain 79 (1936), p. 605–623.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для лит-ры IX в., монашеской по своим социальным корням, было характерно возвращение к историчности. Возродились хронография и эпистолография. Во 2-м томе «Истории византийской литературы» рассмотрены произведения сер. IX-X в., т. н. македонский ренессанс, или эпоха визант. энциклопедизма. В нем анализируется творчество таких крупных визант. авторов, как свт. Фотий I , патриарх К-польский, Георгий Амартол , имп. Константин VII Багрянородный, прп. Симеон Метафраст , Иоанн Геометр , Лев Диакон и др. К. скоропостижно скончался в Вашингтоне 29 мая (в день падения К-поля) 1997 г. Ему принадлежит более 2800 опубликованных работ, а также обширное эпистолярное наследие. Полный список трудов К. см.: Курышева М. А. Опыт библиографии печатных трудов А. П. Каждана//Мир Александра Каждана. СПб., 2003. С. 541-617. Изд.: Псамафийская хроника//Две византийские хроники Х в. М., 1959. С. 7-139. Соч.: Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. M., 1952; Крестьянские движения в Византии X в. и аграрная политика императоров Македонской династии//ВВ. 1952. Т. 5. С. 73-98; Цехи и государственные мастерские в К-поле IX-X вв.//Там же. 1953. Т. 6. С. 132-155; Византийские города в VII-XI вв.//Сов. Арх. 1954. T. 21. С. 164-188; Основные проблемы истории Византии//Вестн. истории мировой культуры. 1957. 3. С. 64-80; Очерки истории Византии и южных славян. М., 1958 (соавт.: Г. Г. Литаврин); Хроника Симеона Логофета//ВВ. 1959. Т. 15. С. 125-143; Деревня и город в Византии IX-X вв.: Очерки по истории визант. феодализма. М., 1960; В поисках минувших столетий. М., 1963; Загадка Комнинов: (Опыт историографии)//ВВ. 1964. Т. 25. С. 53-98; От Христа к Константину. М., 1965; Византийский публицист XII в. Евстафий Солунский//ВВ. 1967. Т. 27. С. 87-106; 1968. T. 28. C. 60-84; 1969. Т. 29. C. 117-195; Отношения Др. Руси и Византии в XI - 1-й пол. XIII вв.//Proc. of the XIII Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 69-91 (соавт.: Г. Г. Литаврин, З. В. Удальцова); Византийская культура (X-XII вв.). М., 1968; Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; Социальные воззрения Михаила Атталиата//ЗРВИ. 1976. 17. С. 1-53; Authors and Texts in Byzantium. Aldershot, 1993; A History of Byzantine Literature. Athens, 1999. [Vol. 1]: 650-850; 2006. [Vol. 2]: 850-1000 (in collab. with L. F. Sherry, Ch. Angelidi) (рус. пер.: История византийской литературы. СПб., 2002. [Т. 1:] 650-850 гг.; 2012. [Т. 2:] 850-1000 гг.); Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Никита Хониат и его время. М., 2005.

http://pravenc.ru/text/1319788.html

В благословение новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар икону святого благоверного князя Александра Невского с частицей его святых мощей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Отметить положительное значение состоявшегося освящения восстановленного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского в здании Конституционного Суда Российской Федерации.   ЖУРНАЛ 66 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о праздновании 850-летия Успенского кафедрального собора в городе Владимире. Справка: 30-31 августа в городе Владимире состоялось празднование 850-летия Успенского кафедрального собора. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжества возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 30 августа, по пути во Владимир, митрополит Ювеналий посетил в городе Петушки Владимирской области храм святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, а затем побывал в доме-музее этого исповедника. Днем 30 августа, по прибытии в город Владимир, митрополит Ювеналий совместно с митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином, архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием и епископом Кемеровским и Новокузнецким Аристархом принял участие в открытии торжеств по случаю 850-летия Успенского кафедрального собора. У Золотых врат, древнейшего памятника архитектуры Владимира, почетных гостей встречали губернатор Владимирской области Н.В. Виноградов, глава города Владимира А.П. Рыбаков, представители органов власти, интеллигенции и общественных организаций. В открытии праздника приняло участие владимирское духовенство. Творческие коллективы города представили концертную программу, повествующую об исторических вехах жизни древнего и славного своей историей города. Собравшихся приветствовали губернатор Владимирской области Н.В. Виноградов, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010