– В древних монастырях человека, который хотел поступить в обитель, различным образом испытывали. Как в наше время проверить в приходящих твердость произволения? Как Вы, например, определяете, сможет ли новопоступившая стать настоящей монахиней? – Монашество – это совершенно новая жизнь. Готов ли человек начать как бы с чистого листа, забыть все свое прошлое? Готов ли он, подобно апостолам, бросить все свои старые мрежи, чтобы пойти за Христом? Это главное, на что смотрели в древних монастырях, и то же самое важно и сейчас. В одном древнем отечнике рассказывается о юноше, который решил уйти в монастырь, а когда друзья стали его удерживать, он оставил в их руках свою одежду и побежал в монастырь. И образно говоря, любой человек, решивший стать монахом, призван оставить за воротами монастыря всю свою ветхую одежду, то есть мирскую жизнь. Вы спрашиваете: как узнать, есть ли у человека такая твердая решимость? У нас каких-то особых испытаний нет. Сама повседневная жизнь показывает: способна ли вновь поступившая сестра полностью отречься от мира ради новой жизни во Христе. Это видно, например, по тому, что сестра не любит выходить из монастыря, не ищет встреч со своими родственниками, ничего не оставляет при себе из своих мирских вещей. Монаха ничто не должно связывать с миром, даже какая-либо мелочь. В древних монастырях, как свидетельствует преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, поступающего спрашивали: не оставил ли он при себе какую-либо вещицу или монетку? В то время и представить не могли, чтобы монах держал у себя что-то напоминающее ему прошлую жизнь! И в наши дни в благоустроенных монастырях к этому относятся так же. Митрополит Афанасий Лимасольский в одной беседе вспоминает, как в их монастыре на Святой Горе один послушник хотел оставить у себя альбом с марками, которые собирал с детства. Но старец сказал ему: «Брось его в печку. Ты оставил отца и мать, и не можешь отречься от каких-то марок? Выбирай: или марки, или Святая Гора». Юноша переборол себя, послушался – и стал свободным. А что было бы с ним, если бы он сохранил это маленькое пристрастие? Оно могло бы увести его обратно в мир. Сердце монаха не должно разделяться. У нас в монастыре изначально так сложилось, что сестра в обитель ничего с собой не приносит. Конечно, при этом монастырь дает ей все нужное, так чтобы сестра не имела никакой заботы.

http://pravmir.ru/monashestvo-zhizn-v-in...

«А потому, – говорит мне суровая мать, – что у нее парень есть. Они время вместе проводят. Кроме того, у нее такая-то прическа, такая-то одежда, она так-то красится… И я считаю, что пока она всем этим не переболела, она не должна даже близко к церкви подходить. А она, представляете, говорит, что еще и исповедуется. Я не знаю, как это сделать, но хочу категорически запретить ей ходить в церковь! Потому что она должна жить или церковной жизнью, или нецерковной. Точка». Фото: tatarstan-mitropolia.ru Я попытался этой женщине объяснить, что Церковь существует, чтобы человек наладил свою жизнь: а совсем не для того, чтобы бросил всё, ушел в монастырь, жил как монах-отшельник. Говорит же апостол: «В каком состоянии призван, в том и служи». Главное – вот в эту нашу жизнь, со всеми ее проблемами, падениями, передрягами, привнести Бога. Чтобы с Божьей помощью в этой жизни разбираться – что хорошо, что плохо, как просить помощи Божией, как найти правильные ориентиры? А эта мать требовала, чтобы я запретил ее дочери причащаться и ходить в церковь. Такая максималистская позиция: пусть дочь нахлебается грязи в полный рост. А потом, когда ей всё надоест, когда поймет, что это ни к чему хорошему не привело, когда абортов пару штук сделает, тогда пусть (так уж и быть!) приходит и кается. Выходит, мама своими руками ребенка из Церкви выпихивает. Но я знаю историю и похлеще. Два подростка – брат и сестра, которые буквально выросли под подсвечниками, два любимца храма – оказались в трудной ситуации. Роковую роль в их жизни сыграла доминирующая и тоталитарная в суждениях и поступках мать. В итоге у мальчика сформировалось девиантное гомосексуальное поведение, а девочка вообще пристрастилась к наркотикам. Казалось бы, там, где Бог и Церковь могли бы помочь в переходный для подростков период справиться с проблемами, пока эти проблемы еще были в зачатке, получилось всё наоборот. Мама внушила им, что за всё это они лишаются Церкви и ее помощи. Получается, что Церковь помогает тем, у кого всё исключительно хорошо. А у кого всё плохо – пошли отсюда вон. Когда любви нет, а есть одни разговоры

http://pravmir.ru/stoit-li-tashhit-podro...

У нас росли маленькие дети, у мужа был на работе свободный график, он мог работать ночь или в выходной и, когда нам захочется, мы вольны были поехать куда-нибудь, сходить в гости. А тут пришлось привыкать к дисциплине, к школе, к тому, что регулярно надо после школы водить дочку на хореографию: у нее были проблемы с осанкой. Мы — многодетная семья! Надя, Сара и Лиза. 2005 г. А потом девочка начала рассказывать, что в ее кровной семье есть вот такая сестра, еще такая сестренка… (всего оказалось их восемь детей). Их кровных родителей лишили прав: они бросали детей одних на полгода и жили на городской свалке. Дети сами находили еду. Родственники как-то помогали, но себе не забирали никого. Мы вначале, услышав о таком количестве братьев и сестер, немного испугались. Стали пытаться разговаривать с новой дочкой: «Надюш, Боженька нам сказал тебя взять. А ты за своих родных молись». Она и молилась. Забираем Таню из интерната. Май 2005 Внутренне мы решили, что больше детей не берем, и, успокоившись, стали навещать других сестер, ездить в интернат. Там в это время находились три сестры, старше Нади. Потом стали приглашать их в гости на выходные, на праздники, на новогодние каникулы. В итоге в конце учебного года у нас осталась еще одна девочка, Таня, которой было тогда 11 лет, а она закончила только 2 класс. Так как у нее были хорошие оценки, я предложила ей летом позаниматься и пройти программу 3-го класса, чтобы осенью пойти в 4-й, что и было сделано за лето с большими трудностями. Насте 15 лет, 2005 г. В интернате на лето детей распределяют по семьям, и двум старшим сестрам, Насте (пятнадцати лет) и Кате (тринадцати лет), мы просто предложили прийти к нам на лето. Они согласились, а потом в начале июня на день рождения Нади приехал ее старший брат — семнадцатилетний Сережа. Муж сказал: «Давай оставим его». Я растерялась: во-первых, мальчик, у нас ни одного не было, я не знаю, как их воспитывают, во-вторых, мальчику уже семнадцать лет! Но муж сказал «Я сам буду с ним заниматься». Так у нас появился почти взрослый сын.

http://pravmir.ru/semja-ivanenko/

В этом случае нужно попытаться научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, нужно найти человека, чье одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему — и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше. Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых часто бывают всякие трудности, взять их в свое сердце, заботиться о них, служить им. Такой подвиг, возможно, очень труден, но он и радостен, если есть любовь. Если научиться любить, тогда никакого одиночества не будет. Я не думаю, что отец Иоанн (Крестьянкин) перед своей кончиной чувствовал одиночество, — так сильно его любили другие люди. Но его любили — потому что он любил. Обычно люди рассуждают так: «Полюбите меня, и я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить — и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди. Почему мне Бог не дает жениха? Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, — мы должны не просто просить и требовать облегчения у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне его? Может, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу? Возможно, я нужна другим людям, а не только одному человеку?» Например, директор нашего детского дома — одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас, возможно, не было бы детского дома, потому что все держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане. О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, — это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными — разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, — то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, — то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы.

http://pravmir.ru/glavnyj-drug/

Травка зеленеет,  Солнышко блестит,  Ласточка с весною В сени к нам летит.  Вот он сидит и мучается, и не может понять, что такое сени или какая там «зенелеет» травка.  — Классическая фраза: Бразды пушистые взрывая,  Летит кибитка удалая. В этом предложении непонятно примерно все. Кто-то куда-то летит, видимо, это птица.  Фото: Ольга Лишина/Facebook — Да, абсолютно. Он читал до этого то, что было просто, понятно, какой-нибудь «Потапов, к доске», «Гарри Поттер», и с одной стороны, в его жизнь приходит сложное чтение, которое требует и культурного пояснения, и определенной какой-то базы. С другой стороны, этого чтения становится много. В 6–7-м классе детям надо сразу повесть прочитать, а не рассказ какой-нибудь. Наконец, начинается этот подростковый возраст, и дети перестают читать — либо школьная программа идет очень тяжело, либо вообще с книжками начинаются проблемы. Как вообще понять, что начинается такой сложный возраст у подростка? Можно ли к этому подготовиться, можно ли здесь что-нибудь сделать, как помочь? — Мне кажется, здесь несколько проблем, и их нужно немножко разделять. Со школьной программой мы на данном этапе ничего сделать не можем. Мне кажется, здесь важно объяснить ребенку. Есть хорошие учителя, которые способны так рассказать и так поместить человека внутрь контекста, что он поймет «Капитанскую дочку», что он будет сочувствовать, сопереживать героям.  Я очень люблю пример с «Войной и миром». Там есть история про то, что ты ждешь жениха, который уехал далеко, и вдруг появляется красавчик, который говорит: «Зачем ты будешь его ждать? Может быть, мы с тобой быстренько убежим». И она же довольно актуальна. Интересно: убежали, не убежали, как дальше было? У нее была сестра, которая была такая зануда, что она ее не выпустила, и она пожаловалась маме. Надо было жаловаться маме или не надо? Это как раз очень подростковые вопросы. То, что творит Пьер Безухов по возвращению на родину, все эти медведи с городовыми — это же тоже вполне себе подростковое поведение, про которое можно говорить. Но это отдельная история.

http://pravmir.ru/kak-eto-muzhik-prevrat...

Источник: photosight.ru Автор: Pirs (Sergey - M) — А каков статус бабушек и дедушек в практической жизни? — Взросление ребенка – тяжкий труд, хотя может показаться, дети с ним справляются играючи. Мы говорим: «жизнь учит, жизнь воспитывает, среда формирует» потому, что сам по себе человек в отдельности – существо не гарантированное в своей полноте и своем достоинстве: если он выпадет из человеческой общности и, прежде всего, из семейно-родовой, из него не получится ничего человеческого! Для раскрытия Богом данных ребенку дарований и талантов нужна соответствующая почва, то есть без специальных усилий родителей, педагогов, общества эти дарования наверняка окажутся либо искаженным, либо вообще утерянными. А где ребенок может повстречаться с полным человеком, человеком по замыслу Божию? Ведь мы всегда какие-то частичные: младенец или молодой человек – это еще не весь человек, старик – также уже не весь человек! Такого полного человека раньше ребенок мог увидеть только в большой патриархальной семье: это и не появившийся еще на белый свет младенец, это младший брат или сестра, старшие сестры и братья, родители, бабушки и дедушки, а может быть и прабабушки или прадедушки. Перед ним представал буквально весь человек: от зачатия до последнего вздоха – во всей своей развертке всех времен и всех состояний! В такой полной семье ребенку все о человеке было открыто, и в этой полной семье происходило становление собственно человеческого в человеке! То были условия полноценного, гармоничного, неущербного взросления ребенка. Сегодня такая семья практически не существует и современные бабушки и дедушки – это лишь осколки той большой, правильной семьи. Но, тем не менее, они представляют несомненную ценность для ребенка! Если общение с родителем дарит ребенку непосредственную радость существования, переживание ценности жизни, то встреча с бабушкой и дедушкой позволяет ему усмотреть в общечеловеческих жизненных ценностях свое собственное сокровище, богатство собственной души. Если родительская позиция тяготеет к тому, чтобы родители повторялись в детях, продолжали себя в своем ребенке, то бабушка и дедушка мудро отказывается от повторения себя и видят свою цель в том, чтобы помочь маленькому человеку обрести способность к самостоянию в жизни, научиться уважать себя и других, принять себя и мир: «Без тебя, без твоего участия мир чего-то лишится, гармония не будет достигнута!» Для внуков в бабушке и дедушке воплощается вся полнота любви: внукам простится то, что не простится сыну или дочери, и простится полностью, всей душой.

http://pravmir.ru/ya-sprosil-u-babushki/

Об удивительном случае, относящемся к этому периоду жизни владыки, вспоминает настоятель Покровского храма в Акулове протоиерей Валериан Кречетов : — Образование дало ему возможность не только самому быть в более человеческих условиях в лагере, но и другим помогать. Он старался помогать духовенству. И в одной партии ему сказали: тут архиерей. А там же всех раздевают и стригут. Он молился – и он почувствовал, и говорит, – его простукивает так, прослушивает – и говорит: «Владыка, благословите». Архиерей заплакал и говорит: «Я среди ада услышал ангельский голос». Диакон Димитрий Пономаренко: — Игумения Евгения (Волощук), духовная дочь епископа Стефана, вспоминает слова владыки о лагерном времени: «Старался чем мог помочь: или питание лишнее выписать, или ещё чем-нибудь, но как ни старался незаметно это делать, всё равно замечали, потому что люди были с зорким глазом. Хотели продлить за это срок, но душа-то христианская всё равно должна страждущему помочь. Срок – временный, а Бог – постоянный». «Матренушка, помоги мне, я в беде» О чудесном избавлении из лагеря Сергея Алексеевича Никитина по молитвам блаженной Матронушки рассказывает протоиерей Валериан Кречетов: — Ему грозило продолжение тюремного заключения, потому что он помогал заключённым. И он приуныл по-человечески. Но ему одна медсестра говорит: «Сергей Алексеевич, Вы знаете,   у нас есть такая блаженная Матрёнушка, помогает многим». Он говорит: «Как же я её найду?»   «А вы, – говорит, – покличьте её: Матрёнушка, помоги мне, я в беде». Протоиерей Василий Евдокимов: — А сестра-то говорит: «А вы попросите Матронушку, чтобы она о вас помолилась». «А где Матронушка-то?» «Около Рязани». «Помилуйте, вот я напишу ей – когда будет ответ?»   «А зачем ей писать? Вот идите там, на речку, и кричите: «Матронушка, помоги, помоги». Он так и делал. В результате, слава Богу, его отпустили. Он работал невропатологом в Карабанове, потом в Струнине. Ну и выбрал время, поехал к Рязани. Идёт, мальчиков спрашивает: «Где она?». «А, вот, вот Матронушка». Он входит в дом, всё было открыто, и говорит: «Люди добрые, есть тут кто-то?» Никакого ответа. Идёт дальше: ящик, в ящике лежит женщина – неразвитый ребёнок. И она ему и говорит: «Я о тебе молилась, — понимаете ли. – Я о тебе молилась».

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

Как только все преподавание перешло в онлайн, появились миллион и одна рекомендация о том, как можно замечательно использовать возможности Интернета и различных программ, через которые ведется преподавание. Как чудесно использовать в зуме белую доску, презентации, совместное использование экрана, сколько сервисов для создания онлайн-квестов, как чудесно можно одновременно писать в чате, раскрашивать части крокодила и играть вдесятером на арфе.  Все эти возможности, несомненно, есть. Но — во-первых и в главных — осваивать их надо в спокойном режиме, понимая, зачем, что и когда нужно. В режиме внештатном, когда преподаватели и учителя вообще пытаются понять, как удержать в течение полутора часов внимание, скажем, группы китайцев в 25 человек, у которых по программе лекция по современному русскому языку, освоение новых технологий лишь дополнительно нагружает и без того перегруженную нервную систему. Практически каждое задание, призванное «раскрасить» пару онлайн и обеспечить вовлеченность студентов, готовится долго. Если заранее не существует шаблонов, а их, как правило, нет в тех формах и объемах, которые необходимы для нужного результата. Преподаватель может столкнуться с непониманием студентов и (что греха таить!) их нежеланием максимально включаться.  И это тоже можно понять — студенты переживают тот же стресс, что и преподаватели, дополнительно тревожит форма оценки самостоятельной работы, домашняя среда скорее расслабляет, чем мобилизует на учебные подвиги, особенно в ситуации, когда преподаватель не видит лица студента. И я ведь понимаю студентов — не у всех есть такая роскошь, как своя комната для работы, у кого-то на заднем плане будут маячить родители, у кого-то — лезть в кадр младший брат или сестра, и проще выключить камеру, чтобы эти идиллические картины не отвлекали всех.  Миф 3. Онлайн освобождает время для научной работы (развития и другого) Эта мифология тесно связана с предыдущими пунктами. Чтобы освободить время для любой другой работы, преподавание онлайн должно готовиться планомерно, вдумчиво, кропотливо и с ясным пониманием его целей и задач. Если же это делается так, как вынуждены делать преподаватели по всему миру сейчас, то стресс от борьбы с техникой, попытки сделать онлайн-занятия не менее эффективными, чем аудиторные, ответы на все вопросы студентов, интенсивные поиски лучших форм работы съедают столько сил и энергии, сколько не съедает никакое аудиторное занятие. 

http://pravmir.ru/eto-besposhhadnyj-psev...

– Много вам приходилось работать? – Всю жизнь! Утром класс, днем концерт, потом хочешь отдохнуть, но вечером еще один концерт. И сказать «я устала» или «я не могу» невозможно. Ты устала? Бери маму за ручку и иди домой, балериной ты никогда не будешь! – Тяжелая работа? – Работа тяжелая, но вы попробуйте кого-нибудь выгнать с этой работы! Когда я только училась танцевать и начинала выходить на сцену, я сказала: «Если мне не дадут танцевать, я прыгну с колокольни Ивана Великого!». Если есть балетные данные, то будешь танцевать всю жизнь, а данные – это не только тело, – Авелина Андреевна вытягивает руку и изображает движения крыла из того самого неинтересного «Лебединого озера», – надо чувствовать танец сердцем. Однажды произошла такая ситуация: не было балерины на одну партию, и мне пришлось танцевать за двоих — и за красавицу, и за старуху. И когда я выходила на сцену, я видела, что люди встречали двоих – старуху отдельно и отдельно красотку. Это актерский талант! Авелина Андреевна уже не ходит, но когда ее одевают на прогулку, вытягивает балетную ножку и жалуется: «У балерины широкие кости, обувь надеть сложно» . – Ничего, Авелина Андреевна, – говорит Лена, – мы аккуратненько. И вывозит балерину на прогулку. Сестры в богадельне замечательные, об этом, не скрывая радости, говорят сами бабушки. Каждый день на этаже дежурят две-три сестры. Улыбчивая сестра Людочка рассказывает нам про жизнь богадельни: – Мы, сестры, приходим к 8 часам, принимаем смену у ночной сестры и к 8:30 начинаем поднимать-умывать бабушек. С 10:30 до 11 – завтрак, мы должны всех накормить, а три бабушки на нашем этаже питаются через зонд – тяжелые, лежачие больные. Около 3-х часов обед, потом прогулка, ужин. Каждый день у одной из наших подопечных банный день. – Почему вы решили пойти работать в богадельню, – спрашиваю Людочку. – Вы знаете, когда я только пришла, думала не смогу, когда работаешь для больного, нужно очень много смирения, это каждодневное упражнение, борьба с собой. Но вскоре я сама очень привязалась к бабушкам, и почувствовала, что если уйду, то что-то важное потеряю, в общем, работаю вот уже 7 лет. Работа с больными – это спасение, ты тесно соприкасаешься с человеком, и уже не можешь исполнять свою работу машинально, механически, Конечно, нужно терпение, ведь больного обидеть нельзя, это большая ответственность – не навредить, не сделать хуже. Даже если кто-то капризничает, не в настроении, надо помнить, что перед тобой больной, которого прежде всего надо научиться любить.

http://pravmir.ru/odin-den-v-bogadelne-i...

Был момент, когда старшая сестра, комсомолка ярая, сказала: “Мама, стыдно, у нас иконы — надо снять”. Мама у нас такая, она никогда не спорила. Она подошла, сняла иконы и убрала на чердак. Утром встала, достала, обтерла, повесила на место и сказала: “Не трогать!” Я потом спросила: “Мама, почему ты их вернула?” Мама ответила: “Я спать легла, вдруг слышу голос: “Что это у тебя Богородица подолом пыль-то вытирает?” Всё. Вот кто научил меня верить в Бога». 3. Золотой снегопад Есть несколько особенных дней за всю зиму, когда снегопад случается в солнечный день. Обычно это бывает в рождественские или крещенские морозы. На фото как раз такой день. Я увидела, как на рассвете хрустальные деревья светятся золотом и одновременно первые лучи солнца подсвечивают падающий снег. Этот кадр я сделала с крыльца нашего дома. 4. Матвеич Наш ближайший сосед, Александр Матвеич, долгое время просил меня записать воспоминания о его родной деревне. Я всё никак не находила время. И как-то в одно утро муж мне сказал: «У тебя же есть камера. Пойдем запишем воспоминания Матвеича на видео». Я взяла фотоаппарат, и мы пошли к соседу в гости. Добрый дедушка не только рассказал нам о своей жизни, но и прогулялся с нами по деревне, показал дом, в котором родился, и даже спел песню! На память об этом дне остались теплые, душевные кадры, получился маленький фильм о судьбе человека, всю жизнь прожившего в далекой русской деревне. На этом снимке Матвеич стоит у входа в свой дом, на заднем плане его огород. Здесь он показывает «класс», вспоминая жизнь при советской власти. После беседы с Матвеичем я решила и дальше записывать истории старшего поколения. 5. Лёд тронулся Однажды в конце зимы мы с семьей поехали на Волгу смотреть, как вскрывается река. На этом снимке папа и дети гуляют по берегу недалеко от причала. Районный центр находится на другом берегу Волги. Добраться туда из нашей деревни можно только на пароме в летнее время или на катере на воздушной подушке зимой. Когда лёд уже начинает таять, но еще остается на воде, сообщение с городом прекращается и девять деревень изолируются от райцентра. Это значит, что в поликлинику, в администрацию или по другим важным делам в город можно попасть только в объезд по ближайшему мосту, а это 400 км за поездку.

http://foma.ru/derzhis-drug-skoro-vesna-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010