Слава Богу, у нас в монастыре есть возможность откровения помыслов старице. Вы приходите к ней и, поскольку настроены искренне, рассказываете обо всем, что сами за собой замечаете. Конечно, нужно говорить не только о помыслах, но и о поступках. Вообще, под откровением помыслов нужно понимать исповедь подробную до такой степени, что мы рассказываем не только о поступках, но и о помыслах. А не наоборот – рассказываем только о помыслах, а о поступках забываем. Подразумевается, что человек, который открывает помыслы, поступков почти не совершает: вся борьба происходит у него в душе, почти не выплескиваясь наружу. Как говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) , у искусных подвижников нельзя даже угадать по лицу, что внутри них происходит борьба. Итак, когда мы открываем помыслы, стараясь рассказать о себе беспристрастно (а этому нужно учиться), тогда старица может до некоторой степени судить о нашем состоянии. Нужно иметь в виду: как вы о себе расскажете, таким будет и вывод. Если старица ошибается, то это прежде всего потому, что вы сами рассказываете о себе неправильно. Иные же стараются себя всегда оправдывать. Как говорит Лествичник, некоторые даже исповедуются в грехах со страстью. Например, сестра с таким увлечением рассказывает о том, как поссорилась с другой сестрой, что тут же опять начинает гневаться на эту сестру. И если старица вдруг говорит, что так поступать не следует, то сестра воспринимает это как удар в спину: как же так, ведь ее должны поддержать, подтвердить, что она поступила верно, а другая сестра, наоборот, не права! А тут старица вместо ожидаемой духовной поддержки (то есть оправдания страсти) вдруг начинает укорять, и сестра выходит с исповеди совершенно расстроенная. «Нет мне пользы от откровения помыслов, – говорит такая сестра, – вместо ободрения одно укорение». Подобное явление действительно очень распространено. Мы желаем самим себе оправдания, желаем утешения не в том смысле, чтобы нам простили наши грехи, а в том, чтобы их назвали добродетелями, а добродетели назвали соответственно если не грехами, то глупостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Это кажется невероятным. Но мы так же, поддавшись страсти, часто видим несуществующее: замечаем в словах людей смысл, которого они туда не вкладывали, видим в их взгляде выражение, которого там нет. Мы дорисовываем собственными страстями мотивы чужих поступков. Например, если кто-то одержим блудной страстью, то ему представляется, что другой человек ведет себя соблазнительно. А тому, может быть, и в голову это не приходит. Если мы одержимы гневом, то нам кажется, что против нас предпринимают враждебные действия. И так далее, и так далее. Все это следствие нашей слепоты. Даже уже не слепоты, а некоего искажения духовного зрения. Бывает, что человек настолько углублен в свое пагубное состояние, что и от старицы (старца, духовника) слышит то, чего они ему не говорили: духовно ослепленный человек находит в словах своих руководителей такой смысл и слышит такую интонацию, которые созвучны его страсти. Поэтому он не может понять своего наставника правильно. Это кажется странным и даже невероятным, но это только потому, что мы смотрим на вещи упрощенно и не придаем должного значения тому, как наш внутренний мир влияет на восприятие действительности. Слепота исцеляется и другими способами. Например, чтением Священного Писания, творений святых отцов. Исследуя православное Предание, мы ясно видим отклонение своей духовной жизни от идеала, начертанного Евангелием. Но следует помнить о том, что из-за своей слепоты мы можем даже в Евангелии найти повод для того, чтобы неправильно воспринимать действительность. Например, начнем думать, что заповеди осуждают наших братьев и сестер. Дескать, такая-то сестра пустословит, а Спаситель сказал, что человек ответит за всякое праздное слово. Другая сестра смеется, а Спаситель сказал: Горе вам, смеющиеся ныне! ( Лк. 6, 25 ). Даже Евангелие может послужить нам соблазном. Конечно, не потому, что оно таково само по себе, а потому, что наши страсти затемняют наше зрение. Спаситель сказал: Свет, который в тебе, не есть ли тьма? ( Лк. 11, 35 ). Значит, мы должны посмотреть на себя трезво и увидеть, что на самом деле свет нашего разума – это не тот свет, который просвещает нас и заставляет видеть вещи в истинном свете. В действительности этот «свет» погружает нас во тьму. Во тьме же куст кажется чудовищем, а человек, идя по ровной дороге, может вдруг упасть в яму. Тут что-то померещилось, там обо что-то ударился... Именно в такой слепоте мы и пребываем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

— Нам задали несколько вопросов о сильной привязанности мужа или жены к родительской семье. Например, такая ситуация: брат и сестра живут с родителями, им обоим пора создать семьи. Но брат целиком и полностью поглощен опекой сестры, кстати, старшей, пытается ей максимально облегчить работу, отдыхает только с ней вместе и все время поглощен ее проблемами. Сестра же плывет по течению, хотя, окружающие считают, что, если бы она вышла на нормальную работу, то, возможно, стала бы более собранной, может быть и замуж бы вышла скорее. Или другая ситуация: молодой человек, женившись, львиную долю времени проводил с родителями: пылесосил, ходил в магазин, вместо того, чтобы хоть немного помочь жене. Родители же были сами еще молодые и трудоспособные. Через какое-то время семья распалась, жене было тяжело смириться с тем, что муж фактически только родителями и занимается. А во втором браке мужчина уехал за рубеж, и теперь своим уже стареньким родителям звонит раз в неделю, хотя вот именно сейчас им и нужна его помощь… Как распознать такое отношение в будущем супруге и создавать ли в таком случае семью? — Да, вопрос именно в том, создавать ли с таким человеком семью… Не напрасно многие духовники советуют продолжительный период жениховства, чтобы за это время увидеть сильные и слабые стороны человека, с которым ты хочешь соединить свою жизнь навсегда. Увидеть – здоровая или нездоровая ситуация в его родительской семье. Получается, что вначале муж пренебрегал женой, изображая любовь к родителям, проявлял настоящий эгоизм. В результате сложилась трагическая ситуация, ведь всегда распад семьи – это трагедия… Бросать жену и родителей – это, безусловно, преступно. Каково человеку будет жить на земле, мы не знаем, но «прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но есть и Божий суд, Бог может ждать, пока человек опомнится, но это не бесконечно. Поэтому прежде чем принимать решение о создании семьи, нужно понять, какие отношения в семье сложились, что мы готовы принять, и, возможно, заранее обговорить какие-то ситуации.

http://pravmir.ru/kak-soxranit-mir-v-sem...

Эпизод 8 Прошла уже половина из девяти, а мне удалось сохранить самую главную свою тайну от врача из консультации – у нас с мужем резус-конфликт. Доктор в роддоме в курсе и не напрягается, а тут реакция может быть непредсказуемой. Все всплывает как-то само собой. «Как!? – кричит она, - да знаете, что вы и так у нас одна такая на участке! Пятая беременность, а тут еще отрицательный резус! Да как вы могли!» Сестра в это время меряет мне давление. Оно всегда здесь гораздо выше, чем в любом другом месте. Сестра осуждающе качает головой. А я молчаливо терплю, пока они дуэтом распекают меня – две пигалицы. Я старше, образованней и успешней их, они кричат мне: «Маша! Надо было думать головой, когда беременели!» А я им тихонечко: «Извините, Раиса Ивановна! Простите, Елена Борисовна!» Эпизод 9 Теперь надо каждую неделю сдавать кровь из вены на антитела, а вдруг начнут увеличиваться. На этом договорились и успокоились даже, но оказалось зря. Тревогу забила врач из роддома, посмотрев результаты анализов. «А что у тебя с гемоглобином? А что у тебя с белком? А что у тебя с почками? А почему, бабушка, у вас такие больше зубки? Это же пиелонефрит! Срочно начать принимать антибиотики и еще…» Далее следует перечисление 20-ти позиций – два антибиотика, два лекарства, которые потом восстановят флору, еще одно, чтобы закрепить действие антибиотиков и т.д. Иду в аптеку, с трудом укладываюсь в пять тысяч, но этих лекарств хватит только на неделю, а принимать надо две. Эпизод 10 Я почти у финиша. Остался всего один месяц. Стоически принято известие, что мой роддом, где родились все предыдущие дети, будет закрыт на мойку, поэтому придется ехать в тот, что около дома, но вроде там есть у кого-то знакомый врач. Выдержан бойкот бабушки и дедушки, которых я, конечно, понимаю. Почти найдено место для новой кроватки – сначала был вариант, что мы будем ставить на свою кровать просто кузовок от коляски, но сейчас придумали купить кроватку-люльку – совсем маленькую – наверное, она уместится в комнате вместо пальмы, которую мы вынесем на лестничную клетку.

http://pravoslavie.ru/38329.html

— Я слышала, как в проповеди Вы говорили о той единственной встрече с Богом, которая бывает в жизни каждого человека. Какой эта встреча была у Вас? — Сейчас не помню, как и когда именно, но встреча была. Это не потому, что я по небрежности не сохранил это в памяти, просто если много об этом думать, можно и в прелесть впасть. Один алтарник рассказал мне историю со старцем, которая произошла в его жизни. Однажды его направили к живущему в пещере монаху. Он пошел туда с каким-то товарищем. Пришли, посидели, чаю попили, а мечтали о духовном утешении, о том, чтоб услышать, как молиться, как спасаться. И спросили у старца: «Как спасаться?» — «Братцы, — говорит старец, — очень сложно спасаться в миру. Вот здесь, у меня в пещере, — замечательно! Я тут молюсь, Псалтырь читаю, вечером ко мне Святый Дух в виде голубя прилетает, и я с Ним разговариваю». Алтарник мой и товарищ его быстро смекнули, в чем дело, поблагодарили за чай и ушли. Вот такая может возникнуть духовная опасность. — Вы росли в верующей семье? — Я родился в простой советской семье, которая очень быстро распалась. Родители разошлись, я жил с мамой. На лето меня отвозили к бабушке и дедушке. Дедушка был руководителем среднего ранга, коммунист, и совершенно добрый человек, который в партию пошел ради всесоюзной справедливости, правды, он и страдал за это. Детство у меня было непростое: мы жили в разных городах Советского Союза, где делали подводные лодки. Список не буду раскрывать, а то меня обвинят в разглашении военной тайны. Мама работала на судостроительных заводах, по служебной необходимости приходилось переезжать в город, где вновь собирали лодку. За десять лет я сменил семь школ, но мне было интересно ездить-переезжать, хоть не всегда было просто привыкать к новым местам. У меня есть сестра, с которой мы не встречались 16 лет. Зовут ее Надежда. Мы с ней жили порознь, потом встретились и полюбили друг друга, как и должно быть в семье. Я венчал ее с супругом, деток ее крестил. Сестра у меня — замечательный человек! В молодости она защищала честь России в сборных по баскетболу и по гандболу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3508907...

Если же говорить конкретно о возможности (или невозможности) существования любви «отдающей», без надежды на взаимность, то, несомненно, такая любовь возможна, и в нашей русской классической литературе существует целая галерея таких светлых образов: Татьяна Ларина, Алёша Карамазов, любивший (непонятно за что) своих братьев и отца, князь Мышкин, княжна Марья из «Войны и мира»… Конечно, такая любовь – страдание, но это как раз те самые страдания, которые, по слову святителя Луки Крымского, «так дивно очищают душу». Впрочем, это относится к любви душевной, земной. Если же говорить о любви духовной (условно говоря – сестра милосердия на фронте), то тут уж, конечно, ни о каком ожидании взаимности речи не идет. Это чистой воды жертвенная любовь, а, стало быть, – приближающаяся к идеалу святости. – Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Очень важно понять, о какой любви говорит здесь Спаситель. Ведь не просто же о дружеской симпатии, которая могла бы создать в христианской среде теплую атмосферу? Иными словами, для чего Спаситель призывает нас любить друг друга? И другой призыв Христа: «Пребудьте в любви Моей» (Ин. 15: 9). Что значит «пребывать в Его любви»? – И дружеская симпатия, и трепет, и умиление, и сочувствие – всё это может быть проявлением чистейшей, божественной любви, и именно к этому призывает нас Господь, а от Его имени и божественный Павел, когда говорит: «Будьте братолюбивы с нежностью» (Рим. 10: 12). Здесь заключается призыв к чистоте и красоте отношений меж людьми, к тому, чтобы наши взаимоотношения стали такими, какими замыслил их Создатель; развитие отношений в вечности составляет благословенную перспективу нашей жизни. Помните эти «невозможные» призывы и заветы? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) или «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11: 44; 1 Петр. 1: 16). Как возможно исполнить эту запредельную, непостижимую заповедь? Да никак! То есть одними только человеческими усилиями и средствами – не только исполнить невозможно, но и понять даже, о чем вообще идет речь. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Мф. 19: 26). Если мы деятельно стремимся к этому совершенству в любви, к пребыванию во Христе и со Христом (ибо именно Христос явил во плоти полноту Божественной любви), то мы не лишаемся «части от целого», то есть участия в Божественной жизни и любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4: 16). И именно тогда мы спасительно, то есть в Духе Святом, учимся любить наших близких и ближних.

http://pravoslavie.ru/151399.html

Мы увидели, что есть сербы в Косово, которые не предаются унынию Его сестра, маленькая Николина, сначала всё стеснялась – не привыкла к гостям, – а потом расхрабрилась и стала показывать нам рисунки, которыми дети украсили стены домика, где живёт вся семья. И какие рисунки! Почти фрески, я бы сказал. Ходишь как будто по сказочному замку: тут – цветы, там – корабли, небо, солнце… Очень светлое впечатление. Мы приехали с небольшой помощью, а взамен получили поддержку в стократ б ольшую: увидели, что есть сербы в Косово, которые не предаются унынию, преодолевают его и по-настоящему любят свою семью, свой род. Очень дорогого стоит, доложу вам. А в моем селе Партеш живут два брата: Йован и Никола Стойковичи, 12 и 10 лет. Это превосходные музыканты – играют на баяне. Ни один праздник без их дуэта не обходится. Братья – лучшие в музыкальной школе в своей дисциплине. Недавно, когда началась вся эта история с вирусом (чтоб его!), они что сделали: пришли к больнице и целый час играли – поддерживали наших медиков, которые и без пандемии с ног валятся от усталости. Просто играли «Тамо далеко» и множество других любимых мелодий и песен. Радуются люди, несмотря на тяжёлые испытания И опять же, они не выпячивают себя, несмотря на первые места во всевозможных конкурсах, – просто захотели помочь хоть чем-нибудь, поддержать людей. Когда они играют, старики иногда даже танцуют. Вообще-то не только старики – молодые тоже родные песни вспоминают, а не то, что из динамиков в уши льётся. Радуются люди, несмотря на тяжёлые испытания. Я о многих могу рассказать, но долгий рассказ получится. Главная мысль такая: сербы, живущие в Косово и Метохии, не только страдают, но и радуются. – Такая, казалось бы, странная смесь. Почему, как вы считаете, радости всё-таки есть место? – Не в последнюю очередь и потому, что многие видят цель и смысл страданий: если ты страдаешь с Христом, не предаешь Его, то обязательно будет и радость жизни вместе с Ним. Мне так кажется. Со Стефаном Мирковичем беседовал Степан Игнашев Мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование:

http://ruskline.ru/opp/2020/04/11/nashli...

Когда я крестился, помимо благодатной радости, у меня было ощущение того, что подавляющее большинство людей вокруг, так же, как и я, верующие христиане, но об этом просто не принято говорить. Все всё понимают, все излучают эту веру. И когда я позже, общаясь с людьми, как бы намекая на веру, встречал недоумение, сначала очень удивлялся, а позже понял, что это просто было мое личное благодатное ощущение, конечно, не соответствовавшее состоянию тогдашнего нашего общества. После крещения я понял, что нашел для себя смысл жизни , нашел смысл своего делания, увидел тот идеал, к которому надо стремиться, — совершенство во Христе . И началась моя церковная жизнь — насколько она в принципе была возможна в то время, потому что нельзя было принимать участие во внутрицерковной жизни, быть алтарником, например, не прекратив светскую карьеру. Совмещать это было невозможно. Но по крайней мере я часто ходил в храм, исповедовался и причащался . Мой первый брак очень скоро после моего прихода к вере распался — в 1977 году. Я женился во второй раз, и мы с супругой — вместе до сих пор. Венчались в 1982 году, еще при Брежневе. Отец Георгий нас венчал. И — это может показаться странным современным христианам — венчание было при закрытых дверях, в пустой церкви, в полной тайне. Присутствовали только сестра моей жены и один мой друг, да еще помогавший отцу Георгию алтарник . Сейчас он благочинный в Подмосковье. Вот, собственно, и все. Так мы тогда жили. — А в вас усилилось отторжение советской действительности после того, как вы крестились. Вы стали чувствовать себя еще более иным? — Да, да, да! Вы понимаете, здесь интересно, что я чувствовал себя иным, советская действительность мне была абсолютно отвратительна и до крещения, до прихода к Церкви. Я бы сказал словами Бродского: это было «эстетическое отвращение». Это было то, что англичане называют словом ugly — «уродливо». И наконец я увидел прекрасную альтернативу. Понимаете, очень тяжело отвергать от себя уродливое, не видя при этом прекрасного. Да, западная культура по-своему красива, но я был не дурак и видел, что и там не все великолепно. А тут мне открылось прекрасное. И я увидел это не в старой России. В моей семье старую Россию воспринимали как страну, которая не сумела реализовать себя. Я помню, как отец говорил: «Как же так, все было — и все упустили. Такая ошибка, такая ошибка!» Меня он приучил относиться критически к старому. Это установка сохранилась до сих пор. Я увидел, что идеал лежит не в какой-то исторической эпохе, не в какой-то стране, а — во Христе. То есть я увидел этот совершенный идеал во Христе и в Церкви Христовой как в Теле Христовом .

http://azbyka.ru/way/andrej-borisovich-z...

После крещения я понял, что нашел для себя смысл жизни , нашел смысл своего делания, увидел тот идеал, к которому надо стремиться, — совершенство во Христе . И началась моя церковная жизнь — насколько она в принципе была возможна в то время, потому что нельзя было принимать участие во внутрицерковной жизни, быть алтарником, например, не прекратив светскую карьеру. Совмещать это было невозможно. Но по крайней мере я часто ходил в храм, исповедовался и причащался . Мой первый брак очень скоро после моего прихода к вере распался — в 1977 году. Я женился во второй раз, и мы с супругой — вместе до сих пор. Венчались в 1982 году, еще при Брежневе. Отец Георгий нас венчал. И — это может показаться странным современным христианам — венчание было при закрытых дверях, в пустой церкви, в полной тайне. Присутствовали только сестра моей жены и один мой друг, да еще помогавший отцу Георгию алтарник . Сейчас он благочинный в Подмосковье. Вот, собственно, и все. Так мы тогда жили. — А в вас усилилось отторжение советской действительности после того, как вы крестились. Вы стали чувствовать себя еще более иным? — Да, да, да! Вы понимаете, здесь интересно, что я чувствовал себя иным, советская действительность мне была абсолютно отвратительна и до крещения, до прихода к Церкви. Я бы сказал словами Бродского: это было «эстетическое отвращение». Это было то, что англичане называют словом ugly — «уродливо». И наконец я увидел прекрасную альтернативу. Понимаете, очень тяжело отвергать от себя уродливое, не видя при этом прекрасного. Да, западная культура по-своему красива, но я был не дурак и видел, что и там не все великолепно. А тут мне открылось прекрасное. И я увидел это не в старой России. В моей семье старую Россию воспринимали как страну, которая не сумела реализовать себя. Я помню, как отец говорил: «Как же так, все было — и все упустили. Такая ошибка, такая ошибка!» Меня он приучил относиться критически к старому. Это установка сохранилась до сих пор. Я увидел, что идеал лежит не в какой-то исторической эпохе, не в какой-то стране, а — во Христе. То есть я увидел этот совершенный идеал во Христе и в Церкви Христовой как в Теле Христовом .

http://azbyka.ru/way/andrej-borisovich-z...

А что происходит с московскими бомжами? Их куда отправлять? Москвичей среди бомжей из года в год становится все меньше. Москвичи более-менее устроены, для них есть и центры адаптации, и прочее. Бездомных среди москвичей очень мало. В каких случаях бездомные все же решаются ехать домой? Причин много, но вот один пример. Человек освободился из мест лишения свободы, приехал в Москву, чтобы пересесть на поезд до Самары, но решил обменять билет и отправиться в Тольятти. Из-за того, что билет электронный, деньги вернули на счет колонии — то есть билет пропал, а деньги ушли. Человек оказался на улице. Хорошо, если есть возможность дозвониться до родных и они смогут помочь. Если же нет — за неделю с ним тут может случиться что угодно. А ему действительно надо домой. Еще один пример: мужчина из Белгорода работал в Подольске. Получил расчет, познакомился с ребятами, выпил, очнулся без денег. Глупая история, но распространенная. Как вы определяете, когда человек действительно нуждается в помощи, а не пытается сэкономить на билете? Когда человек обращается с просьбой, он заполняет анкету, чтобы мы понимали, кто он, откуда, есть ли родственники. Всегда стараемся звонить родственникам. Не только для того, чтобы подтвердить информацию. Надо понимать, что многих давно уже не хотят видеть дома. К каждому нужно подходить индивидуально: разговариваем с ним, узнаем, почему он живет на улице. Вернуть человека в общество сложно. Был такой случай: мужчина приехал в Москву из Кирова, забомжевал. Оказалось, что у него там есть дом, где живут его мать и сестра, но они не пускают его, потому что он пропойца. В другом городе есть еще и гражданская жена — она его просто приютила, чтобы по хозяйству помогал. А потом тоже выгнала на улицу — из-за того, что пьет. Если кто-то видит, как человек на улице бедствует, замерзает, как ему помочь? Наша мобильная бригада работает там, куда не ездит социальный патруль — за МКАДом. Им звонят по дежурному телефону и говорят, что бездомный замерзает по такому-то адресу. К сожалению, мы не в состоянии заниматься этим круглосуточно, но делаем это по мере возможностей. Не так давно в Facebook пытались уличить благотворительные службы в том, что они не выполняют своих обязательств, что никто не выезжает. Но у нас есть определенные правила и порядок: нельзя позвонить в обед и сказать: «Я утром ехал мимо остановки, там сидел бездомный». Главное — согласие бездомного на помощь. Если он не хочет, чтобы его спасали, мы тут бессильны. Это время, деньги, ресурсы. Не поленитесь подойти к человеку и спросить, нуждается ли он в помощи или просто ждет автобуса.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010