Когда я в первый раз собиралась в церковь, брат меня с удовольствием собирал. Я пришла туда и увидела в хоре двух прекрасных девушек. Это были внучки протоиерея Николая Беневоленского (священноисповедник, настоятель Возенесенского храма в Сергиевом Посаде. – Н.Б. ). А после того как открыли лавру, я пошла в лавру уже одна. И с этого момента все время туда ходила. Ильинский храм города Сергиев Посад – Что представляла собой лавра в то время? Какой вы ее нашли? – Лавра была тогда в неприглядном состоянии, вечером туда вообще было страшно ходить, потому что там всякие разбои бывали и грабежи. Перед Трапезным храмом, на огороженном месте, был навален разный мусор, кирпичи... В самом Трапезном храме, я еще помню, стояла статуя медведя. Весной 1946 года (я, как уже говорила, приехала в город в 1945-м году) стали готовить лавру к Троицыну дню. Сначала начали мыть Успенский собор. Участвовали в этом и я, и еще одна девочка, Валя Гончарова: мы помогали этот собор промывать. Руководил этим архимандрит Клавдиан (Моденов). Когда мы мыли собор, он нас торопил, чтобы мы успели все сделать (мы к этому моменту были уже на паперти) к приходу Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Но мы на паперти так и остались стоять с тряпками, не успели всего закончить. После этого я постоянно посещала Троице-Сергиеву лавру: видела, как возвращались из ссылок монахи, с рюкзаками за плечами. «Он всего только пастух, не имеет никакого образования!..» – Кто был первым наместником обители? – Первым наместником лавры был архимандрит Гурий (Егоров). Он в монастыре не жил, а ночевать ходил к одному из верующих, некоему Сарафанову. Тот был старостой в храме Илии Пророка. Отец Гурий недолго пробыл в лавре, после него наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов). Тот очень хорошо служил, но никогда не говорил проповедей. Вскоре вернулись в лавру архимандрит Вениамин (Милов), очень известный батюшка, а также многие другие монашествующие. – А где проходили богослужения? – Служба совершалась сначала в Трапезном храме, потом в Успенском соборе прошла служба на Троицу. Когда совершалось богослужение, я имела обычай стоять в самом конце храма, с правой стороны, чтобы никому не мешать. Монашествующие нас сразу приучали к тому, чтобы в храме не разговаривать, а внимательно слушать службу, что это очень важно. Мы так и делали.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/05/pomni_...

вмещалось около 5,000 монахов, не считая окрестных пещер. В 614 г. Сарацины напали на лавру и умертвили много иноков. Затем Персы, под начальством Хозроя, разгромили эту обитель и долго мучили иноков, пытая у них о мнимых сокровищах, хранившихся будто бы в монастыре. Наконец, потеряв всякую надежду узнать что-либо, неприятели 44-м инокам отсекли головы на одном камне, а кельи их ограбили и разорили. В 728 г. лавра, подобно прочим местностям Палестины, подвергалась опустошению со стороны враждовавших между собой арабских племён, причём многие Отцы этой обители пали от меча неверных. После того св. лавра часто была опустошаема арабами, которые избивали монахов, требуя от них несуществующих сокровищ. В 792 г., Сарацины ради приобретения сокровищ, которых не было, замучили двадцать иноков монастыря. Особенно сильное нападение на лавру совершили арабы после изгнания крестоносцев и завоевания Иерусалима. Озлобленные против владычества рыцарей св. Креста, магометане напали на лавру, перерезали монахов, разрушили до основания многие места обители, оставив нетронутыми церковь и гроб св. Саввы. Монастырь запустел. Но наконец наступило некоторое затишье. Только изредка бывали нападения на лавру со стороны мелких шаек кочующих бедуинов. Обитель стала поправляться. Монастырь опять наполнился иноками. Это продолжалось до 1566 г., когда Турки, при султане Селиме II, покорили Палестину, и в Иерусалим был назначен новый градоначальник или санджак. В этот злополучный год, иноки св. лавры вместе с монахами из окрестных киновий, около тысячи человек, по восточному обычаю, пришли с дарами на поклон новому санджаку. Увидевши такое большое количество людей, в одинаковой чёрной одежде, и узнавши, что это христианские пустынники, он признал такое множество монахов небезопасным для себя, а потому, отобравши из них двадцать человек, которых отослал в лавру, остальных приказал сейчас же умертвить. Лавра долго не могла оправиться от погрома. Она пришла в такой упадок, что оставалась в целости одна только церковь ; кельи же и стены, пришедшие в ветхость от времени и от разграбления, грозили падением. Лавра

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Загорающаяся заря зажигает огненные блики на золотых куполах и маковках соборов и храмов. Ансамбль стен, башен, соборов как бы вознесён над всеми домами, строениями, улочками. Он на Маковце, он выше всего здешнего, обыденно-житейского… Конечно, мы знаем, что выше то, что держит и Лавру, и всех, к ней душой тянущихся, — сам Преподобный… И слава Богу, что это так: и Лавра стоит во всём своём величии, и Преподобный незримо благословляет усердно к нему стремящихся… Купив хлеба, идём тихой улочкой, слушая посвистывание снегирей. Хочется их увидеть. Задираем головы и видим таких крупных, важных, совсем рядом с нами, сидящих на нижних ветках ясеня снегирей. Полюбовавшись на них, идём в Лавру. Как всегда, прежде всего — в Троицкий собор, к Преподобному. Небольшая очередь, светлячки-блики на раке от свечей большого подсвечника, тихий голос гробового монаха, читающего акафист, и чистые девичьи голоса у западной стены собора, поющие припевы. Такая удивительная атмосфера иного бытия, особенно если к нему душа тянется. То, что это всё есть на нашей земле, подтверждает определение — “столп и утверждение Истины”. Наша Церковь в лице своих святых и верующих наших современников ещё держит нас грешных, ещё хранит, ещё ждёт нашего покаяния… Хорошо всё-таки, что Господь ещё нас терпит… Поклонившись Преподобному, идём в Покровский храм. Небо бледнеет. Огромные стаи галок кружат над Лаврой: весну чуют. Снег там пронизан гаснущими лучами заката, а внизу, под деревьями лиловые тени растут, подчёркивая удивительную минуту угасания такого мягкого предвесеннего дня. Наконец-то к Троицкой всенощной мы направляемся в Лавру! Боязнь помех не оставляет ни на минуту, потому что их источник — собственное нездоровье. Оно порой притаится, выжидая, когда напасть удобнее, и уже накануне заявило о себе. Благо, помогла но-шпа. Утихла боль, но беспокойство до конца не проходит. В электричке, особенно уже порядочно отъехав от столицы и с жадностью глядя на буйство зелени, стараюсь ни о чём не думать, кроме одного: мы приближаемся к празднику и будем, Бог даст, встречать его в Доме Святой Троицы, как издавна величают Троице-Сергиеву Лавру.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

– „Что тут пишется? Согласен, к исполнению, утверждается“. Ректор пригласил на экзамен и получил в ответ: „некогда мне у вас учиться“. Спросил, как делал митрополит Филарет. Ректору сказал, что не замедлит явиться начальству в Лавре“ 2458 . Действительно, скоро и приехал новый владыка в Сергиеву Лавру, а прибыв в Лавру, не мог не посетить и находящуюся в стенах её Московскую духовную академию. Именно, он прибыл в Лавру 31 мая и в тот же день, после обычной встречи его монастырскими властями, в настоятельских (митрополичьих) покоях принимал, в числе прочих, старших представителей ака- —290— демии; а 1 июня, после панихиды на гробе своего предшественника, в теперешней Филаретовской церкви, посетил и саму академию. Это посещение академии, по прибытии митрополита в Лавру, помянутый выше профессор П.С. Казанский описывает так: „В пятницу 2459 , в 7 часов вечера, приехал в Лавру митрополит. Мы представлялись в его комнатах. Ректор сказал речь: „В обители преподобного Сергия соединились и училище, и иночество. Тебе вверено руководство того и другого, – проповеднику Евангелия и доблестнейшему архипастырю. Руководи нас и не лишай того расположения, каким удостаивал нас почивший“ 2460 . В ответ митрополит ничего не сказал 2461 . После благословения одной рукой каждого, воздвигнул благословение обеих рук на всех, и все пошли. В субботу 2462 , в 10 часов, приехал в академию, проведён в залу, где собрались наставники и студенты. Был в библиотеке и что-то вспомнил о Тишендорфовской Библии 2463 ; был в столовой и в номерах, спросил некоторых студентов о фамилии и после сказал, что он имеет особый навык по физиономии узнавать способности людей. При прощании, обратив внимание на мою седую бороду, спросил: „верно давно служите?“ – Я сказал, прибавив что я товарищ Мисаилу 2464 . Спросил о нём, и когда я сказал, что он болен, то изрёк: „по болезни я расстался с ним, а то разве расстался бы“ 2465 . Затем в воспоминаниях П.С. Казанского читаем: „Слухи есть, что митрополит думал, что его немедленно вызовут в Питер, и тут он объяс-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1882-м году, с сооружением церкви святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, приход Скорбященской церкви перечислен к Борисо-Глебской 4085 . В 1889-м году Скорбященская церковь выкрашена внутри масляной краской 4086 . В 1878-м году, 18-го октября, митрополит Исидор на основании бывших в Святейшем Синоде суждений, представил Александро-Невского иеромонаха Нестора к посвящению во епископа Алеутского. Иеромонах Нестор, в мире Николай Павлович Засс, из дворян, родился в 1826-м году, образование получил в Александровском и Морском Кадетском Корпусах. В 1850-м году, в чине лейтенанта, вышел по болезни в отставку и в 1853-м году поступил послушником в Бахчисарайский Успенский Монастырь, где в 1854-м году и принял монашество. В 1855-м году произведен во иеромонаха. С 1857-го года был экономом Херсонского Архиерейского Дома. В 1860-м году перешел в Лавру. В 1864-м году плавал на фрегаге Ослябя по Средиземному морю и по возвращении отправлял Богостужение в церкви Военно-Исправительной Тюрьмы. «Из сей командировки, по прошению, ему дозволено возвратиться в Лавру» в ноябре 1866-го года, а в декабре «снова командирован для священнослужения к церкви в По, в Южной Франции. Отсюда в 1878-м году вернулся в Лавру. Святейший Синод предварительно представления всеподданейшего доклада о назначении иеромонаха Нестора епископом, предписал митрополиту посвятить его во архимандрита, чтог и было исполнено 29-го октября. 17-го декабря архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа. Скончался он 30-го июня 1882-го года 4087 . Из жизни лаврского братства является характерными дело иеромонаха Феодосия. Бывший эконом Нижегородского Архиерейского Дома, иеромонах Феодосии в октябре 1862-го гола просил митрополита принять его в Лавру. Митрополит согласился, и иеромонах Феодосий поселился уже в Лавре и жил 9 месяцев. Но Нижегородское епархиальное начальство, когда сделано было с ним сношение о бесприпятственности перехода иеромонаха Феодосия, встретило препятствие, состоящее в том, что по Нижегородской Консистории производилось дело о долгах Архиерейского Дома, составившихся в бытность иеромонаха Феодосия экономом, и признало нужным, чтобы он возвратился в Нижегородскую епархию, куда он 12-го июля 1863-го года и прибыл. Длительность разбора дела побудила его в феврале 1864-го года просить Святейший Синод о содействии к переводу его в Лавру. Прошение отправлено было на отзыв преосвященному Нижегородскому. В июле 1864-го года иеромонах Феодосий повторил свою просьбу, а в апреле 1865-го года обратился с прошением в третий раз, представив много оправдательных документов. Но Святейший Синод, по рассмотрении дела с отзывом Нижегородского епископа Нектария, вынес в август 1865-го года отрицательную резолюцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Скопчество было вторым препятствием и весьма сильным к вступлению в Лавру препод. Саввы. Так, однажды, по кончине патрикии Иулианны, ее евнухи явились к препод. Отцу со множеством денег и просили принять их в Лавру, но старец Савва отказал им в просьбе и лишь по знакомству, отправил их к блаж. Феодосию, потому что «он положил, чтобы ни одного безбородого человека или евнуха не принимать в свою Лавру. Ибо ему весьма не приятно было видеть женское лицо в каком-либо своем монастыре, и особенно в своей Лавре " (стр.238 ; pag. 338). Оскопившись себя уже в монашестве и по принятии в Лавру, препод. Саввы выгонял. Так, некто Иаков монах, «сильно искушаемый бесом», который «долгое время не преставал воспламенять его», «по неведению ли, или по забвению определений, содержащихся в божественных и церковных правилах», «взял нож и исказил себя». «Когда Освященный Савва узнал о сем поступке Иакова, то, по выздоровлении его, выгнал его из Лавры, как самоубийцу» (стр. 176; pag. 284). Удаляя из своей Лавры евнухов и безбородых, как напоминающий ему неприятный женский образ, препод, Савва, как мы видим из его устава, запретил вход женщинам в свои монастыри и лавры, и строго наказывал своих монахов даже за невольный взгляд на женщину. По рассказу его биографа, препод. Савва с неким своим учеником на пути от Иерихона к Иордану встретил однажды мирских людей, «между которыми была и красивая девица. Когда сии люди прошли мимо их, то старец, желая испытать своего ученика, сказал ему: какова эта девица, которая прошла мимо нас? Кажется она одноглазая? Брат отвечал ему: нет, отец, оба глаза имеет. Услышавши сие старец сказам ему: где же у тебя та заповедь, которая говорит «не останавливай взора твоего на ней и прельщайся ресницами ея» ( Прит. 6, 25 ). Ты любопытным взором можешь воспламенить в себе страсть. Теперь будь уверен, что ты не будешь жить со мною в келии, потому что ты не смотришь за глазами своими так, как должно» (стр. 186; pag. 293). Препод. Савва отослал от себя этого ученика в Кастеллию и принял его обратно в Лавру уже тогда, когда он «довольно научился всемерно наблюдать за своими глазами и бдеть над своими мыслями» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Итак, митрополите Платон был против перемещения Академии в Лавру. Эту свою тенденцию он не раз высказывал в своей переписке с архиепископом петроградским Амвросием и своим викарием‚ епископом Августином. 8-го марта 1800 года он пишет первому: «Не знаю с чего вышло, чтоб Академию перемещать в Лавру. Я не предвижу еще удобности в том, а более наклоняюсь на Воскресенский монастырь, как и всегда к тому расположен был. Прошу дать совет» 5 . Через одиннадцать дней Платон снова пишет Амвросию о том же и с еще большей настойчивостью: «Академию в Лавре завести, кажется, невместительно; ибо для Академии надобно особое начальство, с другим не соединенное, и что будет ректор Академии в Лавре, когда семинарии в Москве он будет предпочтительнее. Да и Новгородский (митрополит Гавриил) ко мне писал, что Академии нельзя быть в Лавре, а надлежит быть в Москве, по воле государевой» 6 . Однако, несмотря на противодействие митрополита Платона мысль о переводе Академии в Лавру все более и более прививалась в правительственных сферах, и через девять лет Платон снова беспокоится в своем письме к епископу Августину: «что Академия переведется в Лавру, приятно ли то Академии» 7 . Нерешительность правительства в деле перемещения Академии прекратил 1812-год. Война сделала академические здания еще менее пригодными для Академии. Избегнув пожара, они потерпели большие повреждения; по донесению академического начальства «как в классических, так и жилых покоях оконницы были выбиты и многие покои сделались неспособными для жилья, коих исправление требует великих издержек» 8 . И хотя по удалении неприятеля была произведена временная починка зданий и учебная жизнь Академии открыта в них снова 3 марта 1813 года 9 , однако перемещение стало неотложной необходимостью. И вот в 1814 году Комиссия Духовных Училищ бесповоротно решила перевести Академию в Троицкую Лавру, в здания Лаврской семинарии. Между тем Академия путем ежегодных 2000-х, а затем 4000-х сбережений, согласно указу Синода от 14 февраля 1799 г., и приказаниям митрополита Платона, на учреждение новых академических корпусов накопила к этому времени 30000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В 1943 году Совнарком СССР постановил разместить в зданиях бывшей Московской Духовной академии Всероссийскую академию художеств, переведенную ранее из Ленинграда в Самарканд. В Лавре академия художеств размещалась до июля 1944 года. В конце 1944 года возобновлен ход и перезвон часов на лаврской колокольне. В январе 1945 года в Лавру прибыл старец-схимник Иларион (Удодов). Он облачил в схимническое одеяние мощи Преподобного Сергия, которые перенесли из Никоновской церкви и поставили на прежнее место в Троицком соборе. Тогда же им была возвращена на место глава Преподобного Сергия. 4 февраля на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – священно-архимандрит Лавры. 6 апреля Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра У. Черчилля. 9 апреля на средней главе Успенского собора устроены леса для поднятия креста, упавшего в 1927 году от сильного вихря. 26 октября археологическая экспедиция из Москвы вскрыла усыпальницу Годуновых. В начале 1946 года запустевшую Лавру посетили несколько студентов-богословов – иподиаконов Святейшего Патриарха. Один из них Анатолий Мельников – в будущем Митрополит Ленинградский Антоний – оставил воспоминания о Лавре и ее возрождении: «Стоял холодный зимний день 1946 года. Всюду были заметны следы недавно окончившейся Отечественной войны, но постепенно все оживало, восставало от страшного сна. Под руководством недавно избранного Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) налаживалась церковная жизнь. По благословению Патриарха трое паломников отправились из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, которая после ликвидации монастыря была отдана под музей. Выйдя из поезда, мы вскоре увидели ее – бывшую Лавру. Она сливалась с серым суровым зимним небом, и лишь контуры облезлой черной колокольни указывали на место Лавры. Все купола храмов были замазаны серой краской ради военной маскировки. Шатались черные кресты, а огромный крест с центрального купола Успенского собора, сорванный бурей, лежал, распростершись посреди лаврского двора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Некая благочестивая и добродетельная женщина, по имени Гинара, обещалась пожертвовать две завесы на украшение церквей в Кастеллий и в пещеру, но, по лености ткачихи, те завесы долго не были готовы. Гинара очень печалилась о сем. Тогда ей явился преподобный Савва и сказал: — Не скорби, завтра дело пойдет успешно, ибо приношение твое будет угодно. Он явился также и ткачихе и с гневом упрекал ее за леность. На утро одна другой рассказала виденное, и работа вскоре была готова. Эконом великой Лавры нанял сарацинских верблюдов для перевозки от Мертвого моря купленной пшеницы. Когда верблюды пришли с пшеницею в лавру, один из них сошел с дороги направо, упал с берега с ношею в поток и лежал в болоте. Хозяин верблюда, сарацин, воскликнул: — Отче Савва, помоги и не дай погибнуть моему верблюду. И тотчас, в одно мгновение, он увидел честного старца, сидящего на верблюде; он побежал другим путем, сошел в поток и нашел своего верблюда невредимым, но сидевшего на нем уже не видел. Пшеница также оказалась цела. С тех пор каждый год сей Сарацин приходил в Лавру для поклонения гробу преподобного Саввы. Однажды последователи Оригена, собравшись из разных мест под начальством некоего Леонтия, намеревались внезапно напасть на великую Лавру и разогнать правоверное стадо преподобного Саввы, а Лавру разорить всю до основания. Заготовив для сего множество ломов и другого железного орудия, а также и оружие, они пошли целым полчищем в великой ярости. Был второй час дня, и вдруг нашла на них в пути тьма и туман; весь день они проблуждали и не нашли Лавры, но забрели в непроходимые места, где застигла их ночь; с трудом, на следующий день они очутились близ монастыря святого Маркиана [ 103 ]. Поняв, что им ничего не удастся, они разошлись каждый к себе с позором; и сбылись на них слова Исаии пророка: «Опустошение и гибель на стезях их… осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень» (Ис.59:7, 10). Бог же хранил Лавру ради угодника Своего, преподобного Саввы, славно в ней потрудившегося.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После закрытия Киево-Печерской лавры старец схиигумен Валентин вынужден был переселиться в Почаевскую лавру. Туда же за ним поехал и послушник Иоанн – будущий отец Зосима. «В Почаеве долго не были. Тоже сказали коммунисты: «Закрываем лавру.» 4 Пошло смятение. Покойный отец Севастиан, потом епископом он умер Кировоградским, сколько в КГБ он ходил, сколько бед, сколько допросов перенес. «Сдай ключи от лавры.» Он коротко отвечал: «Умру, хоть здесь расстреляйте. Но ключей я лаврских вам не отдам.» И выстояли! И лавра до сего дня служит, молится. Святыни все сохранились. Как поляки запустили лавру. После польского пленения все купола облезшие, поржавевшие, черные, кругом униатские скульптуры стоят. Какое позорище польского ига в лавре было! Давай низвергать скульптуры все эти униатские, католические, лавру освящать, купола золотить. И сейчас это самый лучший монастырь. Красота! Златоглавая, великая лавра! А униаты и автокефалисты доведут ее вновь до полного уничтожения. Придет время поругания. Тоже сначала старцев повыгоняли. Отца Кукшу сослали, милиция охраняла, чтоб никто не ходил к нему. Отца Амфилохия (Иосиф тогда был) тоже сослали, побрили его налысо, постригли ему бороду роскошную. Его никто не может узнать. «Боже мой, Иосиф, это ты? Костоправ знаменитый. На кого ж ты похож?» Вот так издевались в те времена. И опять там все жили верой: Матерь Божия не отдаст до конца на поругание, спасет лавру, лавра будет служить. И эта вера победила. Вот примеры, как вера побеждает. И вы всегда этой верой святой живите, и будете любого врага побеждать». Встречи с архиепископом Ермогеном (Голубевым) Несколько раз приезжал Ваня в Жировицкий монастырь к опальному архиепископу Ермогену. 5 Так как за владыкой было установлено постоянное наблюдение агентами КГБ, приходилось встречаться скрытно. Они договорились видеться на кладбище, куда заходили с разных сторон. А там встречались у условленной могилы и проводили часы в беседах. Это были беседы обо всем, что могло волновать молодого, сознательного церковного человека, стремящегося к монашеству. Они говорили о судьбах России и Русской Церкви, о монашестве, о гонениях и новомучениках, об исповедничестве перед лицом безбожного государства. Обо всем этом тогда не писалось в газетах и журналах, не было книг на эти темы. Но Ваня встретился с живой историей. Перед ним был человек, который был непосредственным участником трагических событий церковной истории XX века. После этих бесед с владыкой Ермогеном Ваня, по его собственным словам, полюбил историю Русской Церкви. Учеба и работа ветеринаром

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010