Несколько нашумевший там, и соблазнительно подействовавший здесь заграницей, откол от м. Сергия Ярославских иерархов, возглавлявшихся покойным м. Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе м. Иосифа, бывшего А. Ростовского. Группу этих иерархов составляли: м. Агафангел, А. Серафим Угличский, викарий Ярославской иепархии, быв. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, м. Иосиф, третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель; А. Варлаам (бывший Псковский, вр. управляющий Любимским викариатством), смиренный Евгений, Епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от м. Сергия. Историю этого откола М. Сергий мне выяснил в таком виде. В Петрограде долго не было Митрополита; управлявшие епархией викарные не имели надлежащего объединяющего влияния, так что церковная жизнь там распадалась на партии. М. Сергий с Синодом для восстаноления церковного единства назначил туда Ростовского Архиепископа Иосифа, возведя его в сан Митрополита. Это назначение состоялось незадолго до 30 авг., праздника св. Александру Невскому. Ко дню этого праздника власть возвратила православным Александро-Невскую Лавру. Радостная весть об этом быстро охватила весь Петроград. Народ двинулся на праздник в Лавру со всех сторон и не только заполнил храмы и лаврский двор, но и прилегающие к Лавре места. Как раз к этому дню приехал в Лавру новый Митрополит Иосиф. Когда народ увидел в службе митрополита, то его ликование как бы перешло свои границы. К сожалению, м. Иосиф огромное народное стечение и радость его связал с своею личностью, отнес все к себе. Народное торжество оказалось не по вкусу власти. Но это все было бы ничего, все улеглось бы мирно и жизнь приняла свой нормальный порядок, если бы м. Иосиф оставался безвыездно, хотя некоторое время, в Петрограде, пока уляжется ликование. Но он вздумал вскоре после праздника поехать в Ростов проститься со своею паствою. Обратно власти не пустили его из Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«...Петр Александрович, будучи у господ Анненковых на вечере, изволили потерять батистовый платочек с вензелем... К тому же вечеру Михайло Александрович изволили купить дорогих духов, за 5 целковых флакончик махонький, а я докладывал, что можно бы одеколоном подушниться, на всех де вертопрахов смотреть здешних нечего. Изволили сказать, посмеявшись довольно: сами вы, Дормидон Дмитрич, одеколоном прыскайтесь, а я не то что прыскаться, а у меня над каждой Вашей милости господской копейкой болит сердце. Опять же Александр Александрович изволят по ночам не возвращаться долго и разговоры, не зело подобные ведут промеж прочих господ офицеров, а, впрочем, случалось, вставали до свету и уезжали. Куда – не сказывают, и я, раб Вашей милости, уследил и дознался, что изволят до службы ездить в Невскую Лавру к заутрене, и о том Вашей милости докладываю, и что Дмитрий Александрович безперечь изволят прибывать в Лавру, когда только свободны от дежурства во дворце, а белье у Дмитрия Александровича все цело, которое пошло с нами из усадьбы, а дружбу они ведут только с одним господином офицером Ч-вым и вместе в Лавру ездят»... Читая эти послания Александр Семенович хмурился и —661— пожимал плечами, но должен был сознаться, что все это в порядке вещей, и если в поведении сыновей было что странное, то скорей их приверженность к Невской Лавре, а не ночные похождения Сашеньки. Проходят еще года, Дмитрий Александрович огорчает родителей: поступает в монастырь, бросив светскую карьеру, которая шла полным ходом. Между тем, Софья Афанасьевна начинает хворать, перемогается, но болезнь прогрессирует, и любимому сыну самому приходится хоронить свою умершую мать. Покровское остается без хозяйки. Еще при жизни Софьи Афанасьевны, Александра Александ­ровна вышла по страстной любви за некоего бывшего гвардейца Жандре. Вскоре и Сонечка сделалась женою образованного молодого человека из лучшего общества – Боборыкина. Оставались в девицах две младшие дочери – Lise и Marie. Им Ефимовна заменяла мать, заступалась за них перед грозным барином и даже была им бита за это заступничество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синода, митрополита Новгородского и С.-Петербургского; и это совершилось тогда, когда некоторые из упомянутых его товарищей здравствовали, а именно: преосвященные Афанасий, архиепископ Казанский и Нил, архиепископ Ярославский, Елпидифор же, архиепископ Таврический только одного месяца не дожил до этого назначения своего товарища по академическому курсу и монашеству, высокопреосвященного Исидора, о котором имел весьма доброе мнение, как человек «не лукавом, не хитростном, добром» 63 . С 9 июля 1860 года, когда, как мы замечали, в Киеве получен был Высочайший указ о назначении митрополита Исидора в Петербург, и до отъезда владыки в северную столицу время прошло в умилительном зрелище расставания любимого архипастыря с его паствою. Сам он не скрывал своего искреннего сожаления о том, что оставляет Киев и Лавру Киево-Печерскую, где имел так много душевного утешения. Совершив здесь во многих храмах богослужения, святитель-митрополит последнюю литургию отслужил в соборном храме. В прощальном своем слове к Лаврской братии и пастве он завещал ей строго хранить иноческие обеты, которых и сам всегда был строгим хранителем, и соблюдать братскую любовь и мир. Глубоко растроганный движением внутреннего чувства, со слезами на глазах, любвеобильный архипастырь выражал скорбь души своей при разлуке с святой Лаврой. На другой день почти все киевляне собрались в Лавру провожать своего архипастыря. Выступив, в предшествии крестного хода, за монастырскую ограду, митрополит Исидор обратился к Лавре и, сотворив три поклона, осенил на четыре стороны, а потом до земли поклонился, при чем смиренно просил у всех прощения и благословения. Августа 11 дня того же 1860 года, в 8 часов утра прибыл митрополит Исидор на новую свою епархию – в Петербург, в Александро-Невскую Лавру, был встречен нынешним высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Леонтием, в то время викарием С.-Петербургской митрополии епископом Ревельским, за кончиною митрополита Григория управляющим епархией; наиболее же торжественная встреча состоялась 14 того же августа в кафедральном (лишь за два года пред тем освященном), Исаакиевском соборе, в котором митрополит Исидор совершил первое свое богослужение и обратился к своей новой пастве с первым, но уже привычным и так свойственным его собственному любвеобильному сердцу, словом любви и мира. Так молитвою и приобщением святыне освятил высокопреосвященный Исидор свои первые шаги при вступлении на поприще служения не только местной (Новгородской, С.-Петербургской и Финляндской), но и всероссийской церкви в звании первенствующего члена священного собора сей церкви. Но Господь судил ему получить и еще более высокое освящение начала своего служения через участие в совершившемся в следующем 1861 году торжественном открытии св. мощей святителя и чудотворца Тихона епископа Воронежского и Задонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Известие о попытке захвата Лавры собрало в ее Троицкий собор на вечернюю воскресную службу 14 января небывалое число богомольцев. Храм был переполнен, как в Светлую заутреню. Митрополит со всеми викариями, многочисленным монашествующим и приходским духовенством совершал акафистное пение. Настроение молящихся было чрезвычайно напряженное, многие плакали. Богослужение прерывалось истерическими криками женщин: «Не отдадим на поругание!», «Не отдадим Тебя, Царица Небесная!» После службы митрополит Вениамин долго благословлял петроградцев и успокаивал их. Богомольцы обратились к архипастырю с предложением немедленно организовать особую охрану Лавры (само собой разумеется, невооруженную, типа «народной дружины») и просили его распорядиться в случае вторичного прибытия захватчиков произвести удар в большой колокол. «Это будет сигнал, по которому все дорожащие своей верой и святынями явятся в Лавру. Митрополит, успокаивая богомольцев, сказал им: «Это – ответ на мое обращение к народным комиссарам оставить церкви в покое, – теперь дальше дело самого народа войти в переговоры с народными комиссарами, которые, не услышав моего голоса, быть может, услышат голос народа./.../Православный народ должен выступить немедленно с протестом, и я уверен, что, по милости Божией, разрушение церковного строя будет предотвращено» 658 . В те же часы, когда митрополит служил в Лавре акафист, в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на Стремянной улице прошло многолюдное пастырско-мирянское собрание. Заслушав доклад о попытке захватить Александро-Невскую лавру «и отобрать ее помещения и имущество, даже с угрозами выселить оттуда владыку митрополита Вениамина, народного избранника, и его викариев», собрание постановило: «всячески противиться этому, и вообще твердо заявить народным комиссарам, что православный русский народ не допустит отобрания имущества у монастырей и храмов, которые он своею любовию и усердием украсил». Для подтверждения народного протеста было решено «собраться в предстоящее воскресение 21-го января в Лавру во все храмы ее к литургии, чтобы показать, как православные петроградцы чтут эту святыню» 659 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

136 Карпинский Иоакинф род, 1723 г. в Украинской Малороссии. Получивши высшее образование в Харьковском Коллегиуме и в Киевской академии, в 1744 г. пострижен в монашество. Был настоятелем многих монастырей и ректором разных семинарий (См. Словарь Истории, о писателях дух. чина, т. 1. стр. 215, Спб. 1827 г.). Сконч. 29 ноября 1798 г. О Карпинском митрополите Платон писал митрополиту Петербургскому Амвросию, от 8 июля 1796 г.: «слышно, что Донского (архимандрита Иоакинфа) хотят в епископы. В наше время, по известным причинам, всегда его обходили. Мне он и его жизнь очень знакома»… 139 Евграф – настоятель университетской, в Москве, церкви, 19-го сентября 1798 года назначен архимандритом Троицкого Рязанского монастыря. 1814 года июня 8-го, переведённый из Задонска в Троиций Тюменский монастырь, 19-го декабря того же года уволен на покой. 140 Серафим Глаголевский, – впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский († 17 янв., 1843 г.). 142 Салтыков Ив. Петр, граф – с 2 ноября 1797 года по апрель 1804-го. Военный Губернатор, главноначальствующий гражданскою частью в Москве, † 1805 г. 144 О прибытии Императора в Москву и о посещении Им Успенского Собора см. в сочинении И. М. Снегирева: «Жизнь Московского митрополита Платона», ч. 1, стр. 100, М. 1856 г. 145 Михаил Сахаров родился 18 октября 1768 г. в селе Зверинце Ярославской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, откуда в 1778 г. был отправлен для дальнейшего образования в Петербургскую Александро-Невскую семинарию. По окончании здесь курса в 1792 г., он был назначен учителем в Ярославскую семинарию. В 1797 году был переведён в Петербург в Александро-Невскую академию на кафедру церковного красноречия и в том же году 19 сентября пострижен в монашество с именем: Августин; в апреле 1798 г. определён ректором Ярославской семинарии, с возведением в сан архимандрита. В 1806 г. был рукоположен в сан епископа Оренбургского и Уфимского; в 1819 г. уволен на покой в Ростовский Троицкий Варницкий монастырь, где 1 января 1842 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Кириллове Монастыре он и скончался 28-го сентября 1817-го года 3896 . Архимандрит Порфирий, из Великороссиян, был протоиерейский сын, родился в 1775-м году, образование получил в Смоленской Семинарии, 7-го января 1797-го года записан при Московском Университете в разночинскую Гимназию, а в 1798-м году произведен в студенты и переведен в Университет в котором обучался Логике и Математике, Энциклопедии, Красноречию, Всеобщей Истории, Практической Фидософии, Римскому Праву, Российскому Практическому Законоискусству, Чистой Математике, Натуральной Истории и Опытной Физике; в 1800-м году определен был ректором в пансион при Университете, 3-го декабря 1802-года, по прошению, уволен от службы при Университете и 20-го января 1803-го года определен учителем в Александро-Невскую Академию, где, заняв сначала кафедру Информатории и постепенно повышаясь, в 1806-м году состоял учителем Философии и Физики и библиотекарем; в марте 1803-го года в Лавре пострижен в монашество 3897 , а в июне назначен соборным иеромонахом Лавры 3898 . В 1806-м году произведен во архимандрита в Зеленецкий Троицкий Монастырь 3899 , 5-го июня, а в 1808-м году, 31-го августа, был переведен в Сергиеву Пустынь 3900 . В наместники Лавры был избран митрополитом иеромонах Гедеон. Иеромонах Гедеон, в мире Гавриил Федотов, в июне 1803-го года, в звании соборного иеромонаха Киево-Печерской Лавры и учителя Риторики и Французского языка Белоградской Семинарии, был «истребован» митрополитом Амвросием «от преосвященного Курского» и назначен учителем в Александро-Невскую Семинарию. В июне 1803-го года назначен соборным иеромонахом Лавры. В том же году он отправлен был Святейшим Синодом в морскую экспедицию, отправлявшуюся вокруг света, и для обозрения новокрещенных в Американских Российских «заведениях» Христиан и евангельского у них учения и Богослужения. По возвращении назначен наместником Лавры, в 1810-м году, 14-го октября, – архимандритом Зеленецкого Монастыря. 3-го июля 1816-го года переведен архимандритом Сковородского Монастыря 3901 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

3 школьника, за разглашение о профессоре Скяде речей, будто он говорил: «я де сам государь» и их называд бунтовщиками, что дало повод к политическому розыску генерал-аншефа фон-Миннихена, были биты розгами нещадно при всей Школе и затем уволены из Школы 2612 . Характерным бытовым документом является следующее доношение бывшего в Семинарии у приходу и расходу слуги Василия Жегачева, поданное в монастырскую Канцелярию в июле 1742-го года. 10-го июля, «по отпении в нижней каменной церкви вечернего пения, в которой были Александро-Невской Семинарии семинаристы, и, вышед, пошли некоторые в Семинарии, а иные пришли к строению, где бьют сваи, ради смотрения, на которое строение и ходят невозбранно всяких чинов люди. А прилучившийся тамо команды строения Троицкого Александро-Невского Монастыря столяр Карп Басаргин быль непомерно пьян, оных семинаристов неведомо за что бранил скаредною бранью и из оных некоторых бил и гонял, от которого его разгону многие малолетние перепужались и ушиблись, и некоторой со стены упал; а одного, взявши за волосы, весьма драл. И тем оной Басаргин оных семинаристов обругал и обесчестил и обидел напрасно. Того ради Александро-Невскую Канцелярию прошу, дабы повелено было о вышепоказанной столяра Басаргина означенных семинаристов обиде, для учинения сатисфакции, куда надлежит, представить и о том решение учинить» 2613 . Высочайшим указом в 1738-м году повелено было «разобрать» семинаристов, которые содержались в доме скончавшегося архиепископа Феофана: совершеннолетних и в высшие науки поступить не могущих определить к делам по рассмотрению, а достальных к обучению высших наук, перевесть в Семинарию Невского Монастыря, неспособных же отставить. «Для дальнего и лучшего обучения» отослано было в марте 1738-го года в Невскую Семинарию 18 человек 2614 . Из их старших товарищей назначены были им временно 3 учителя и их предписано было обучать и удовольствовать во всем, как было при архиепископе Феофане, отвесть для них особые покои, чтоб они, как в питье, так и в пище от прочих здешних семинаристов были отменены. Тогда же, за счет Новгородского Архиерейского Дома, был изготовлен 21 мундир. Мундиры были васильковые с обшлагами и лацканами алыми, при лосиных жилетах. А затем все расходы были производимы уже за счет Невского Монастыря. В 1738-м году изготовлено 18 шапок, 12 шуб, 2 постели, в следующем и 1740-м году на 18 человек рубашки, галстухи и башмаки с чулками, да суконные штаны; на стол им покупали птиц, мясо, свежую, солёную и живую рыбу, остальные припасы доставлялись из монастырских запасов 2615 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первоначальная Семинария выстроена была вне Александро-Невского монастыря за нынешним хрустальным заводом. Потом в 1778 году отстроены вновь каменные покои, при самом Невском монастыре, на полуденной стороне оного, куда классы и ученики введены того же года, Ноября 6, с надлежащим церковным и Семинарским обрядом. В 1784 году определено на Семинарию сию жалованья 4.500 рублей. В 1788 году, Мая 10 дан был покойному Преосвященному Митрополиту Гавриилу Новгородскому и Санкт-Петербургскому Высочайший Рескрипт, в котором изображено: «Преосвященный Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил! Приняв за благо представление ваше, позволяем вам суммы, определённые от Нас на содержание Семинарии, Новгородской, восемь тысяч двести восемьдесят пять рублей, и Санкт-Петербургской, четыре тысячи пятьсот рублей, соединить и, имея главную Семинарию для обеих сих Епархий в Невском монастыре, в оном содержать учителей: Богословия, Философии, Арифметики, начальному основанию Механики, Географии, Истории Церковной, Гражданской, Натуральной, Греческого, Латинского, Немецкого, французского языков. Также иметь лазарет, лекаря и служителей. В сию Семинарию могут присылаемы быть из других отдалённых, имеющих недостаток в исправных учителях, ученики, для образования их к той должности в высших классах. МЫ надеемся на ревность и усердие ваше к закону и Отечеству Нашему, что вы сие наилучшим образом учредите, и пользу оного распространите и на заведение в других местах Епархии, вам вверенных, малых училищ». Во исполнение сего, по доношению помянутого Преосвященного Гавриила, Святейшим Правительствующим Синодом того же Июля 21 определено: «О сем ВЫСОЧАЙШЕМ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволении дать знать Московской Святейшего Синода Конторе, Синодальным Членам и прочим всем Преосвященным Епархиальным Архиереям Указами с тем, что, вследствие оного Именного Высочайшего Указа, могут присылаемы быть в помянутую Невскую Семинарию ученики из всех прочих Епаршеских Семинарий, исключая состоящую в Троицкой Сергиевой Лавре, также Черниговскую, Новгород-Северскую и заграничную при Коадъюторе Митрополии Киевской; однако не более, как по два из каждой человека таких, кои бы были надёжнейшие в благонравии, поведении, и учении лучшего пред другими понятия, и притом из окончивших уже учение, не ниже Риторического класса, для образования их к учительской должности в высших классах; после чего они и отпущены будут к должностям обратно в свои Епархии; а на место их по стольку же и таких же качеств могут вступать в Невскую Семинарию другие, если того по усмотрению Преосвященных Епархиальных Архиереев востребует польза и надобность; и сии ученики, во всё время бытности их в Невской Семинарии, находиться будут на казённом от оной содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При этом, св. Синод прямо указывал, ради примера, на причт Петропавловского собора, в котором существовало постоянно, по воскресным и праздничным дням, проповедничество. Из ограниченного кружка людей учёных и способных к проповеди выработался, однако же, один проповедник, по тому времени, очень замечательный. Это – Стефан Савицкий (Библиография Сопикова, ч. 1, стр. 219). Он обучался в семинарии преосвященного Феофана Прокоповича , на Карповском подворье, кончил курс философии, и, как мы сказали, произведен, в 1740 году, диаконом в Петропавловский собор. Здесь обнаружились в нем способности к проповеди слова Божия. В следствие этого, Савицкий переведен в придворную церковь диаконом и состоял при дворе Елисаветы Петровны официальным проповедником. Известная литературная знаменитость прошлого столетия П. И. Сумароков (см. сочин. его, VI, стр. 231), вероятно, слушавший проповеди Савицкого, говорил, что дьякон Стефан Савицкий служил украшением придворной проповеднической кафедры появления на ней, знаменитого в свое время проповедника, Гедеона Кринова. Средства к развитию просвещения в духовенстве и народе теперь несколько улучшены и умножены. Закрывшаяся в конце предыдущего десятилетия, Александроневская семинария, по именному указу императрицы восстановлена была в 1733 году. Сведения о ней за это время очень устарели во всех духовных архивах С.-Петербурга, потому что собственно в семинарии не было внутреннего содержания для записи и передачи потомкам. Для семинарии утвержден был новый штат, в котором полагались учителя для классов русского, латинского и греческого языков и ей назначено из монастырских доходов содержание деньгами и хлебом. С.Петербургское верховное правление не имело никакого влияния на Невскую семинарию. Всё её влияние состояло лишь в том, чтобы собирать в нее со всей епархии детей священноцерковнослужителей. Для этого, правление, в 1733 году, составило ведомость детям духовенства от 7 до 18 лет, которые подлежали высылке в Невскую школу. В ведомости значится 79 человек. Следуя Синодальным указам, Духовное правление не один раз требовало детей в семинарию. а именно: в 1733 и 1736 годах. Как в наше время духовенство старается дать образование своим детям, так в те времена оно отклоняло их от школы. Отцы не охотно везли сыновей своих в Невский монастырь, и учеников в школе, во все это время, было не много.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В тоже время Болховитинов (3 марта) определён был в Александро-Невскую академию префектом и учителем высшего красноречия, a 9 марта принял монашество с наречением Евгением, и через два дни посвящён в архимандрита Зеленецкого мовастыря, а через три дня назначен присутствующим в с.-петербургской консистории. Не смотря на такое разнообразие должностей и сопряжённых с ними занятий, Болховитинов с августа 1800 и во весь 1801 год исправлял чреду священнослужения и проповедования слова Божия. В это время, по случаю коронации императора Александра I, он был всемилостивейше пожалован алмазным наперстным крестом, a 27 января 1802 года переименовав архимандритом с.-петербургской Сергиевской пустыни, и 5 апреля определен учителем богословия в Александро-Невскую академию, с пожалованием в члены с.-петербургского комитета благодетельного общества, Высочайше учреждённого 10 мая 1802 года. Из учёных трудов Евгения, относящихся к этой эпохе, особенно замечательно историческое обозрение Грузии в историческом, церковном и учебном состоянии, с присовокуплением описания разных ордынских народов, окружающих Грузию и родословных таблиц князей трех грузинских царств – кахетинского, карталинского и имеретинского, напечат. 1802 г. Знаменитый Шлецер в следующем же году поместил в «Учёных Геттингенских Ведомостях» обстоятельное критическое рассмотрение этой книги, отозвавшись о ней с большою похвалою и дав обещание разобрать её ещё подробнее в «Новом Ганноверском Магазине», а доктор философии Фр. Шмидт тогда же перевёл её на немецкий язык и напечатал в Риге и Лейпциге. В это же время Евгений занимался составлением Церковного календаря или полного месяцеслова, с означением всего, что в какие дни совершается в православной Церкви, с присовокуплением разных статей, касающихся российской иерархии и исторического словаря российских государей, императоров, императриц, царей, цариц, великих князей, княгинь и княжон, в память коих установлены соборные панихиды и с месяцесловом их. В 1804 году 1 января Евгений был Высочайше пожалован, a 17 хиротонисан в епископа старорусского, викария новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010