Как всегда и во всём, на св. Руси и Церковь наша не осталась в стороне и молчании во время франко-русских торжеств: она благословляла и благожелала своим молитвенным приветом достойнейшего представителя дружественной нации. Президент Лубэ, посетив Александро-Невскую лавру и первоиерарха русской Церкви, митрополита Антония, а также и кафедральный Исаакиевский собор, был до слёз растроган отношением Церкви к нему и Франции. К приезду президента французской республики высокопреосвященнейший Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, при колокольном звоне прошёл из своих покоев в Троицкий собор, полный народа. В соборе митрополит облачился в голубую святительскую мантию, имея на голове белый клобук с бриллиантовым крестом и в руках золотой усыпанный бриллиантами посох, и стал на нижней ступени амвона по средине церкви. Позади его на амвоне стали викарные архиереи: Иннокентий, еп. Нарвский, Константин, еп. Гдовский и Сергий, еп. Ямбургский. По сторонам пути от входных врат до амвона, стали архимандриты, иеромонахи и монахи в чёрных клобуках и широких монашеских мантиях. По сторонам от амвона до царских врат стали справа воспитанники духовного училища и семинарии в форме и по левую воспитанницы Исидоровского епархиального женского училища в синих платьях с белоснежными передниками. В 3 часа 15 мин. дня президент Лубэ, в сопровождении г.-ад. барона Фредерикса 2 и всей свиты прибыл в Александро-Невскую лавру. Близ церкви св. Духа президента встретил наместник лавры. В предшествии наместника и некоторых из братий президент со свитой по разостланному красному сукну прошёл в Троицкий собор, где на паперти его встретил товарищ обер-прокурора святейшего синода сенатор В. К. Саблер. Вместе с ним президент и министр иностранных дел Франции прошли в Троицкий собор, где их у амвона ожидал владыка митрополит. Когда президент приблизился к амвону митрополит Антоний приветствовал президента следующей речью: „Обитель святого благоверного князя Александра Невского радостно приветствует в вас, господин президент, доблестного главу великого и славного в истории народа французского, дружественного великому народу русскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Установление новых праздников связано было с проявлением новых Божиих благодеяний отечеству и прославлениями святых. К первому разряду относятся: победа Полтавская в 1709 г. и прекращение моровой язвы (чумы в 1771), ознаменованные местным празднованием и крестными ходами. Ко вторым – дни преставления и открытия мощей св. угодников. В XVIII в. таковыми праздниками были: день памяти свят. Димитрия Ростовского – 28 октября – и день открытия мощей в 1752 г. – 21 сентября (служба была написана митр. киевским Арсением Могилянским). 28 января память преп. Феодосия Тотемского (ум. 1568), мощи которого были открыты в 1796 г. В 1764 г. открыты были мощи свят. Иннокентия Иркутского (празднование же установлено в 1804 г.). К числу новых богослужебных дней относится установленный в 1729 г. праздник перенесения при имп. Петре Великом (30 августа 1724 г.) мощей св. Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую Лавру, праздники славянских первоучителей Мефодия и Кирилла (11 мая) и св. вел. кн. Владимира (15 июля). Праздники св. Александра Невского и св. вел. кн. Владимира приобретали и государственный характер. В крестном ходе, совершавшемся 30 августа, принимали участие, вместе с духовенством, сенатор, церемониймейстер Высочайшего Двора, по очереди представители министерств. Крестный ход совершался из Исаакиевского собора в Александро-Невскую Лавру. Как явствует из письма имп. Екатерины II к Гримму от 30 авг. 1774 года, она участвовала в этом крестном ходе, который тогда начинался из Казанского собора. В Киеве 15 июля в торжествах принимали участие войска. Царем Петром I обращалось внимание на улучшение писания св. икон и церковного пения. Им для надзора за иконописцами учрежден в 1707 г. особый приказ, во главе которого был поставлен архитектор и иконный мастер Зарудный. Потом наблюдение за иконами поручено было Сноду. При имп. Елисавете издан указ о заведении по всем церквам приличных икон, а также священных сосудов и облачений. Неискусно написанные иконы велено было отбирать. Правительство обратило внимание на должные иконы и в частных домах, даже в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предоставлением им права отбирать неправильные иконы. Над иконописцами велено было поставить из лучших мастеров смотрителей. Религиозные эстампы дозволялось продавать только с разрешения архиереев. Снодом не раз давались распоряжения не допускать в церквах икон резных и литых, кроме распятий и некоторых лепных изображений на высоких местах, не изображать на иконах, вместо священных лиц, смволов, не допускать в иконописные цехи раскольников, не изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины. Печатные изображения подчинялись духовной цензуре. (Знаменский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По окончании литургии, Святейший Владыка посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, где поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Затем Его Святейшество направился в Александро-Невскую лавру, где поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского и совершил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима (Ротова). Вечером 5 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Калининград. В аэропорту его встречали епископ Балтийский Серафим, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, епархиальное духовенство. 6 декабря 2014 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма благоверного князя Александра Невского в Калининграде и возглавил Божественную литургию в нем, а 7 декабря 2014 года — в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда. Его Святейшеству сослужили епископ Балтийский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епархиальное духовенство. В ходе своего визита в Калининградскую епархию Святейший Патриарх Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, встретился с губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым и осмотрел место строительства храма святых праведных Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области. Вечером 7 декабря 2014 года Его Святейшество прибыл из Калининграда в Санкт-Петербург, где посетил Иоанновский женский монастырь, а также Александро-Невскую лавру, Никольское и Большеохтинское Георгиевское кладбища. 8 декабря 2014 года Святейший Владыка совершил великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе и освящение памятника игумену Земли Русской. Затем Предстоятель Русской Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана и епархиального духовенства совершил Божественную литургию. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета Сергиевского храма в Царском Селе, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

Говорил преподобный, что придёт время, когда в Москве , Петербурге и других городах России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения... Родные и близкие духовные чада преподобного Серафима Вырицкого отмечают, что далеко не всё виделось старцу в радужных тонах. Приведённое ниже, важнейшее для православных пророчество, явно сбывается на наших глазах: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – говорил преподобный, – с одной стороны – будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощрённый, непредсказуемый характер... Страшно будет дожить до этих времён. Мы, слава Богу, не доживём, но тогда же из Казанского собора пойдёт крестный ход в Александро-Невскую Лавру. Здесь уместно отметить, что, после 85-летнего перерыва, Крестный ход из Казанского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру состоялся 12 сентября 2002 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Несложно увидеть, что царство лжи и зла, о котором говорит преподобный, давно уже стало реальностью – окружает нас, хотя внешнее возрождение Церкви пока продолжается... В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не одумается, – говорил батюшка, – может случиться так, что вновь восстанет брат на брата». Несколько важных предсказаний преподобного Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского. «...Это было сразу после войны. Я пела на клиросе. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась , зазвонили снова колокола в церквах...». А старец на это ответил: «Нет, это ещё не всё. Ещё будет страху больше, чем было. Вы ещё встретите её. Будет очень трудно молодёжи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (эти слова преподобный повторил трижды). Но кто жив останется – такая будет у того хорошая жизнь...».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/02/k_...

Даже иностранцы, посещавшие тогда Россию, не могли не отдать дани уважения ее славному князю: «Прешед многи страны и языки, – говорит один из них, – и видех многи цари и князи, и нигде же такового красотою и мужеством не обретох, ни в царех царя, ни ε князех князя, якоже великий князь Александр»... Как яркий светильник горел в нем явно для всех дар Божий – печать Божия избрания, и этим-то даром Божиим все любовались в нем. Он был славой русского народа, его надеждой, его утехой и похвалой. «Братие мои, зашло солнце земли Русской!» воскликнул первосвятитель, возвещая его кончину, и весь народ зарыдал по нем, все оплакивали его, как своего земного ангела-хранителя. Зависть и злоба, эти самые горькие отравы жизни, не находили места в его чистом сердце, исполненном доброты, кротости, сострадания, всепрощения. Дивный, озаренный лучами святости, образ истинно русского человека из глубины минувших веков встает перед нами в лице святого Александра: светлый, практический ум, широта взгляда, могучая воля, беззаветная преданность своей родине, искренность и задушевность чувства, благородство и великодушие, неизменно бодрое и трезвенное настроение духа, беспредельная любовь к Богу – вот те светлые черты, которыми изображается сей наш Российский Иосиф – благоверный князь Александр Ярославич! Вот почему благоговейно чтит его наш православный народ, вот почему наши благочестивые цари издревле почитают его своим небесным покровителем и молитвенником! Великий Петр, основав свою Невскую столицу, на берегах той реки, имя которой на веки стало связано с именем святого Александра, перенес в нее, как бы в залог Божия благословения к новому стольному граду Русской земли, святые мощи Александра и, поручая свой град его молитвам, основал славную Лавру Невскую как место достойного покоища для великой святыни: его нетленных мощей. И с тех пор все наши благочестивые цари во всех обстоятельствах жизни – и скорбных, и радостных – притекают в эту Лавру, к святым мощам своего небесного заступника, и вот уже третий император носит славное имя Александра, свидетельствуя тем, что в этом древнем русском князе наши цари видят и для себя и для своего народа высочайший образец любви к Богу и к родной русской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Отец Владимир поблагодарил владыку Назария и сказал, что скоро передаст в лаврский музей найденные им двери одной из камер следственного изолятора, где сидели новомученики. Владыка заверил, что место для нового экспоната уже подготовлено. Епископ Назарий поблагодарил тех, кто способствовал установке памятной доски, — секретаря епархиальной комиссии по канонизации Б. Сергуненкова, директора музея Александро-Невской лавры Лидию Соколову, заведующую монастырской библиотекой Неониллу Голубятникову. Он сказал, что открытием мемориала начинается подготовка к празднованию 100-летия Александро-Невского братства в 2018 году. В беседе с журналистами скульптор Эвелина Соловьева рассказала, что облик отца Петра восстанавливала по иконе и фотографиям: «Моей задачей было воссоздать внутреннее состояние человека, передать дух, который в нем горел. Если это получилось, если это увидят люди, буду считать, что работа удалась. Установку доски мы осуществляли одновременно с ремонтом, технически это было сложно. А потом необходимо было почистить бронзу, поскольку угол, в котором она висит, темный, особенно в зимнее время». Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863-1918) родился в семье священника. С 1884 по 1892 годы служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 года клирик, а с 1912-го — настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 году). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в Митрополичий корпус, он стал свидетелем противостояния между группой верующих и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня. 3 февраля состоялся всенародный крестный ход из всех петроградских церквей в Александро-Невскую лавру, затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по отцу Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе с митрополитом Вениамином отпевал протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме. Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Итак, вся братия, кроме этого Панкратия и ещё двоих, на автокефалию не согласилась. Тогда Яков заявил, что завтра, в Вознесение, вызовет из Тернополя ОМОН и монахов за ноги и за бороды вытащат вон из лавры, не дав забрать даже личные иконы, книги и вещи. В Вознесение монахи скорбели и молились. Прихожане уже знали, что вызван ОМОН, что приедет он во второй половине дня, когда народа в церкви уже не будет. Я стояла на поздней литургии. Ко мне подошёл один молодой монах и спросил: – Матушка, ради Бога, придумайте что-нибудь. Может, у вас есть куда позвонить? Другой, пожилой, много лет знавший меня, монах, напомнив мне, как мы тогда защищали Почаевский скит, сказал, что сейчас лавру может спасти только местное население. Поэтому надо немедля найти помощниц и объявить тихонько в церкви, чтоб народ не расходился, и ещё собрать в лавру как можно больше народу. Так мы и сделали. Я и ещё одна монахиня и мирянки продвигались поперёк массы стоявшего в храме народа и объявляли про ОМОН. Мы просили всех собраться и собрать в лавру всех, кого можно. Люди кинулись к монахам: правда ли это про ОМОН. Монахи подтвердили. И через час об этом узнал весь Почаев. Машины, мотоциклы ехали в ближайшие сёла, и в лавру, уже ближе к пяти часам вечера сошлось множество народа, ударили в набат. А я и ещё две украинки, жена бывшего лаврского рабочего и одна умная мужественная немолодая дама, около часу дня по телефону соединились с Облсоветом Тернополя и уполномоченным по церковным делам, с руководителями РУХА, то есть национального украинского движения и уговорили их не присылать ОМОН, объяснили, как это опасно для жителей, особенно с детьми, которые уже толпами бегут в лавру. Мы просили прислать в Почаев прокуроров, милицию, руховцев! Так всё и вышло. Господь, Божия Матерь и преподобный Иов не дали в обиду свою обитель. До самого утра били в набат, а человек сто молодых парней с арматурой и кольями перебегали во дворе от центральных ворот к запасным. Ни у кого не было уверенности, что ОМОН теперь уже не приедет. Молодые люди готовы были умереть, но лавру отстоять. Каждая новая прибывшая машина с милицией из Кременца и Тернополя вызывала тревогу, и тогда снова потрясал души набат. Вечером Яков, увидев, что ОМОН из Тернополя не приехал, стал звонить во Львов, чтобы оттуда прислали ОМОН. Но местные телефонистки предотвратили неизбежное кровопролитие, под видом представителя Львова отвечал какой-то толковый парень, мол, Львов слушает, ОМОН приедет... Вслед за этим местные люди отрезали в лавре провода телефонную линии. А приехавшее из Тернополя крупное милицейское начальство и прокуроры предложили Якову немедля покинуть лавру, так как устроить бойню из-за одного Якова они не позволят. Спасая Якова от самосуда разъярённой толпы, в три ряда, сцепив руки, стояли милиционеры, дружинники и простые мужчины, пока не вывели из ворот и не усадили в машину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первые послереволюционные годы вблизи Лавры в бывшем здании Духовной семинарии располагалось Богословско-пастырское училище. Каждый год 19 января проходил традиционный крестный ход из обители на другой берег Невы для освящения воды. Другой крестный ход из всех церквей города устраивался 30 августа/12 сентября. С 1918 г. в Фомино воскресенье направлялся также грандиозный общегородской крестный ход с митрополитом во главе из Лавры в Казанский собор. 25 марта 1920 г. Епархиальный совет утвердил следующий порядок проведения шествия: «В Лавре в Фомино воскресенье литургия начнется в 10 часов встречей со славой митрополита. К участию в ней приглашены священники ближайших церквей: Скорбященской, Борисоглебской, Христорождественской, Мирликийской, Федоровского собора и Староафонского подворья. По совершении часов из собора Лавры выйдет крестный ход во главе с митрополитом для встречи у ворот Лавры святынь Исаакиевского и Казанского соборов, которые будут сопровождать крестный ход 1-го благочиннического округа. Во время литургии прибывают в Лавру крестные ходы, объединившись по благочиниям. После литургии на портике собора [обители] будет совершен Пасхальный молебен св. Александру Невскому, и в должном порядке все крестные ходы двинутся к Казанскому собору. По совершении здесь моления Царице Небесной они будут возвращаться в свои храмы» [x] . Об участии в одном из подобных крестных ходов в 1921 г. позднее вспоминал иеросхимонах Сампсон (Сиверс): «И вот тогда я удостоился чести участвовать в крестном ходе в Воскресенье, будучи иподьяконом у будущего Святейшего Патриарха Алексия, из Казанского собора в Александро-Невскую Лавру. Значит, весь Невский я прошел пешочком иподьяконом, то есть со свечами. Я шел с трикирием, я был старший. А он был в красном облачении, в красной митре. Очаровательный красавец, черные локоны. И мы собирали все крест­ные ходы к себе в Лавру, шли по Невскому. Шли три часа. Со всех улиц шли крестные ходы с иконами, обычай такой — в Лавру. А в Лавре нас встречал митрополит с братией. Мы вливались туда, в собор. Я видел — это был первый триумф моей жизни — я видел всю эту красоту Александро-Невской Лавры» [xi] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

В 1721 году при Александро-Невском монастыре появилась Славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтири, арифметике, грамматике и толкованию евангельских блаженств. Через четыре года ее переименовали в Славяно-греко-латинскую семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии, древних и новых языков. Ученики набирались из разных сословий. Количество их составляло до ста человек. Славяно-греко-латинская семинария в 1736 году объединилась с семинарией, действовавшей в доме епископа Феофана (Прокоповича) на Карповке. В 1761 году Святейший синод предоставил разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине за границей с выплатой им двойного жалованья. Они направлялись в Англию – в Кембриджский и Оксфордский университеты, в немецкий Гетгинген. В 1788 году учебное заведение было преобразовано в Главную семинарию, куда посылали учиться лучших воспитанников из многих епархиальных семинарий России. Новгородская семинария была также переведена в Александре-Невский монастырь, и число воспитанников в Главной семинарии достигло двухсот человек. В Главной семинарии были введены церковная история, механика, естественная история, а также открыт класс математики и опытной физики. Лучшие из старшеклассников, коих уже называли студентами, назначались лекторами в низших классах. В 1797 году одновременно с переименованием Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря в Александро-Невскую лавру и семинарию преобразовали в Александро-Невскую академию. В высочайшем указе императора Павла I от 18 (29) декабря 1797 года было отмечено: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По мере возведения монастыря у его стен вырос городок (слободы с деревянными домами для работников и слуг), был разбит сад и огород, которые кормили братию. Вокруг поднялись хозяйственные постройки – кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах для последующей реализации через торговые лавки. В 1720 году на территории монастыря была открыта школа для детей священнослужителей, через 6 лет преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Впоследствии она именовалась Александро-Невской Главной семинарией, а в 1797 году Павел I предоставил ей статус академии. В стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII—XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре. С 1719 года при лавре действовала Санкт-Петербургская типография, с 1714 года – богадельня для отставных солдат. Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. Синодальный период Реализация плана Трезини затянулась на долгие годы. Основная часть строительных работ пришлась на правление Елизаветы Петровны и на первую половину царствования Екатерины II. Собор, возведённый по первоначальному проекту, пришлось разобрать. Его новый проект разработал Иван Старов, который включил в состав монастырского комплекса всё левобережье Монастырки и разбил перед входом в обитель Александро-Невскую площадь. С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии её правящие архиереи стали священноархимандритами (настоятелями) монастыря. До этого на протяжении 20 лет он служил местом пребывания новгородских архиереев. В 1797 году по указу Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. Благодаря покровительству монархов и членов их семей главный монастырь столицы был одним из богатейших в стране. Его капитал оценивался в 3 млн рублей, а земельные угодья составляли 13 090 десятин. Число насельников колебалось в районе 130—150 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010