В 1866 г. были освящены в Москве преосв. Игнатием, епископом Можайским и затем высланы в Могилев 8 копий московских чудотворных Богородичных икон, пожертвованных гражданами Москвы, могилевской епархии, из которых копия с Иверской иконы Божией Матери 3 апреля 1867 г. была торжественно перенесена из архиерейской Спасо-Преображенской церкви в кафедральный собор, а икона Владимирской Божией Матери 24 мая того же года при многочисленном стечении народа крестным ходом из с. Лобановки принесена в г. Чериков и поставлена в Троицкой соборной церкви, построенной заботами преосвященного Евсевия и освященной на другой день, 25 мая. В этот же, 1866 г., Государь император в память о Бозе почившем наследнике цесаревиче Николае Александровиче пожертвовал 8 серебряных вызолоченных изящной работы дарохранительниц для соборов уездных городов, а из Москвы в ноябре месяце высланы пожертвованные Успенским собором с благословения митрополита Филарета 200 икон. 17 апреля крестным ходом перенесена в кафедральный собор пожертвованная Государем Императором Казанская икона Божией Матери, а 29 июля из Крестовой церкви перенесена в Спасо-Преображенскую присланная от имени Государя Императора, тайным советником Батюшковым, икона Знамения Божией Матери. Ревнитель православия бывший старшина могилевского братства H. Н. Клириков 25 Февраля 1877 г. выслал из Ярославля серебряную чеканную с позолотой ризу на икону Иверской Божией Матери весом в 9 фунт. 89 золот. Кроме этих важных пожертвований, православная Русь помогла своим братьям белорусами денежными пожертвованиями, так что, благодаря им, преосв. Евсевию удалось заложить и освятить церкви: в Могилеве: Крестовоздвиженскую (1869 г.), Всесвятую кладбищенскую (1865 г.); в Рогачеве: Александро-Невскую (1869 г.); в Климовичах: Архистратиго-Михайловскую (1867 г.); в Мстиславле: Александро-Невскую (1870 г.); затем в г. Сенне (1866 г.), Пропойске (1872 г.), Черикове (1867 г.), Чаусах (1866 г.), в с. Черетянке (исключительно на средства Ив. Ив. Четверикова); в Барколабовском женском монастыре; в Гомеле и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год. Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие. События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.

http://sobory.ru/article/?object=10646

– 5.000 р., в 1812 году – 4.000 р., итого имела, кроме вкладных, своей суммы 23.000 рублей. 3415 Между тем в Синоде началось новое течете, в пользу перемещения Академии не в Донской монастырь, а в Троицкую Лавру. В этом смысле еще в 1800 году был дан митрополиту Платону указ Св. Синода. Платон в своем ответном представлении Синоду предлагал вместо Лавры Воскресенский монастырь: «полагаю, писал он, что предпочтительно выгоднее Академию Московскую перевести в Воскресенский монастырь; поскольку там и Академия, и монастырь составят едино начальство, а архимандрит первостепенного монастыря имеет быть и ректором Академии, чего в Троицкой Лавре, по ее положению, учредить не без трудности, и Академия осталась бы некоторым образом зависящею от лаврского начальства; в таком случае могли бы старшие семинарии преимуществовать пред Академией». 3416 Итак, митрополит Платон был против —705— перемещения Академии в Лавру. Эту свою тенденцию он не раз высказывал в своей переписке с архиеписко- —706— пом петроградским Амвросием и своим викарием, епископом Августином. 8-го марта 1800 года он пишет —707— первому: «Не знаю с чего вышло, чтоб Академию перемещать в Лавру. Я не предвижу еще удобности в том, а —708— более наклоняюсь на Воскресенский монастырь, как и всегда к тому расположен был. Прошу дать совет». Через —709— одиннадцать дней Платон снова пишет Амвросию 3417 о том же и с еще большей настойчивостью: «Академию в Лавре завести, кажется, невместительно; ибо для Академии надобно особое начальство, с другими не соединенное, и что будет ректор Академии в Лавре, когда семинарии в Москве он будет предпочтительнее. Да и Новгородский (митрополит Гавриил) ко мне писали, что Академии нельзя быть в Лавре, а надлежит быть в Москве, по воле государевой». 3418 Однако, несмотря на противодействие митрополита Платона мысль о переводе Академии в Лавру все более и более прививалась в правительственных сферах, и чрез девять лет Платон снова беспокоится в своем письме к епископу Августину: «что Академия переведется в Лавру, приятно ли то Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столетний отшельник Кириак оградил от нападений лжеучителей лавру Суккийскую, но в Великой лавре настоятель ее архимандрит Геласий открыл сорок оригенистов. По совету знаменитого молчальника Иоанна, Геласий велел прочитать в церкви в воскресный день писания св. Антипатра, епископа Бострского, против Оригена , и когда обличенные приверженцы мнений Оригеновых от этого только более раздражились, изгнал их всех из лавры 321 . Изгнанные иноки бежали в Новую лавру к Нонну и его сообщнику Леонтию Византийскому ; там на общем совете оригенистов положено было силою заставить Великую лавру принять мнения Оригена . Прежде, однако, оригенисты хотели привлечь на свою сторону киновию Феодосия Великого, но были отражены его благоразумным преемником Софронием и пришли оттого в еще большую ярость. И вот, собрав заступы, багры, ломы и прочие нужные для разрушения орудия, взяв себе в помощь нескольких поселян, озлобленные иноки с величайшим бешенством пошли разрушать Великую лавру. Но Бог св. Саввы явил при этом великое чудо. Во втором часу дня ослепленных злобою врагов объял мрак и темнота, так что они весь день скитались по трудным и непроходимым местам; на другой же день, увидев пред собою вифлеемскую обитель блаженного Маркиана, которая была очень далеко от лавры, были принуждены возвратиться в свои места. Между тем патриарх Иерусалимский Петр 322 донес императору Юстиниану о смятениях в Палестине, вследствие чего император издал указ против оригенистов (543 год). В силу этого указа состоялся в Константинополе собор, на котором осуждены были неправые мнения Ори- гена и заблуждения его последователей. Императорский указ об оригенистах, присланный в Палестину, с радостью был принят тамошними православными епископами и настоятелями обителей и охотно подписан. Вследствие сего многие иноки-оригенисты удалились из Великой лавры и стали жить на полях. Нонн и его сообщники принуждены были также оставить Новую лавру и совершенно отделиться от общения с православными. Впрочем, через несколько времени они снова утвердились в своей лавре, ободренные и поддержанные единомышленником своим Феодором, архиепископом Кесарийским, жившим тогда в Константинополе и имевшим влияние при дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

961 Стефан (I в.), архидиакон. Его имя названо первым в ряду семи диаконов, избранных для помощи апостолам в хозяйственной деятельности Иерусалимской общины и служения общим трапезам. Архидиакон Стефан ревностно проповедовал христианство , первым из последователей Христа принял мученическую кончину; иудеи забили его камнями (см.: Деян. 6:3–5, 8–15; 7;1–60 ). 962 Преподобный Дионисий (Зобниковский Давид Феодорович, около 1570–1633), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры (1610). Был сельским священником; овдовев, принял монашество. Настоятель Старицкого Богородичного монастыря с возведением в сан архимандрита (ок. 1605). В 1610 г. переведен в Троице-Сергиеву лавру. Грамотами призывал русский народ к борьбе с поляками, восстанавливал Лавру после польской осады. В ноябре 1616 г. привлечен к «книжным справам» (пересмотру напечатанных богослужебных книг); обвинен по наговору в ереси, заточен в Новоспасский монастырь. В 1619 г. оправдан и возвращен в Лавру. Перед смертью принял схиму. Память 12/25 мая. См.: Скворцов Д.И. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890; Горский А. В. С. 109–117. 963 Святитель Серапион (†1516), архиепископ Новгородский (1506). Был священником, овдовел, принял монашество; настоятель Дубенского Успенского монастыря; перешел в Троице-Сергиеву лавру, ее игумен (1495–1505). Возведен в сан архиепископа (1506). На церковном соборе 1509 г. по настоянию Великого князя Василия Ивановича осужден, уволен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь в Москве. В 1511 г. решением Архиерейского собора был освобожден из заключения, жил в Троице-Сергиевой лавре, перед смертью принял схиму. В 1517 г. мощи обретены нетленными. Память 16/29 марта. См.: Там же. С. 80. 965 Речь идет об иконе святителя Николая чудотворца, которой прп. Сергий благословил сербского боярина Воейка Войтеговича Терновского (родоначальника Воейковых) при крещении его митрополитом Киприаном в 1384 г. в Чудовом монастыре. С.Ф. Воейков пожертвовал икону в Лавру в 1895 г. См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский… С. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

– Как вы приняли решение стать монахом? – Я думал об этом с детства. В монастырь было очень трудно попасть, в те годы их оставалось совсем мало. В 1954 году я поехал в Лавру помолиться, никого там не зная. Наместником там в то время был будущий Патриарх Пимен. Остановился я тогда в Рязани, у протоиерея Виктора Шаповальникова. И когда я вернулся из Лавры, отец Виктор начал меня расспрашивать, понравилось ли мне там, и спросил, не желаю ли я попасть туда. Я ответил, что в монастырь хочу, но в Лавру меня не возьмут, потому что там особенный монастырь. Потом сам отец Виктор съездил в Лавру попросить за меня наместника архимандрита Пимена. Они были близко знакомы, служили когда-то вместе в Ростове-на-Дону. Отец Виктор вернулся и сказал, что договорился насчет меня и надо срочно ехать. В тот момент я не был готов к такой спешке, даже с мамой не поговорил. Я сразу же отправился к маме. Я знал, что она меня от себя не отпустит, потому что к тому времени я у нее один остался, братья и сестра разъехались. Тогда я решил взять обманом и сказал маме, что нашел себе невесту. Она, разумеется, сказала «нет», и тогда я предложил вариант – монастырь. «Да-да, – сказала она,– монастырь, конечно, лучше!» Но потом она все-таки узнала правду, благословила меня и подарила иконку. Так я и ушел в монастырь. Приехал я в Лавру в мае 1955 года, там мне сразу выделили отдельную келью, на следующий день дали подрясник. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», меня постригли в монахи. На Сретение в 1956 году Патриарх Алексий I рукоположил меня в иеродиаконы, а спустя год – в иеромонахи. Было это так. Каждый год на первой неделе Великого поста Патриарх приезжал в Лавру говеть. Исповедовался, читал Великий канон и в субботу служил иерейским чином Литургию в своих покоях. И когда он готовился, то сказал наместнику: «Я сегодня хочу рукоположить в иеромонахи кого-нибудь. Только хорошего, чтобы достойный был. Плохого не давайте!» В Крестовской церкви пел хор, присутствовали будущий наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий (Воронов), несколько братии, священник Константин Нечаев, будущий наместник Лавры иеродиакон Платон (Лобанков), иподиакон Алексей Остапов. Тогда меня рукоположили.

http://pravoslavie.ru/38059.html

Секретно уведомлен я, что в половине Августа 26 будет иметь путь из Клина через Дмитров в Лавру. Сказано только. Но, без сомнения, с ним будет Государыня Императрица Мария Александровна, а может быть и другие члены Царского семейства. Внемлите сему, и приготовляйтесь. Не знаю, что должно будет делать мне. Если буду ожидать в Лавре: могу опоздать потом сретить Их в Москве. В 1823 году Государь Император ехал из Ярославля в Москву. Я предварительно просил доложить ему, что если встречу его в Лавре, то не успею предварить его в Москве. Он велел мне ожидать в Москве; и не поехал через Лавру, а приехал в Москву по Стромынской дороге. Теперь путешествовать будет не через Лавру, а собственно в Лавру. Преподобный Сергий да устроит полезное. Письмо получено. Господь да поможет вам основать храм, и да презрит на него Пресвятая Владычица Богородица. Придет в Лавру профессор Петербургской семинарии Савваитов. Я написал замечание на изданную им книгу; и он на меня не гневается. Примите его со вниманием, и тоже предложите от меня Академии. Июля 15-го 1858. 1221 Отцу наместнику и братии мир. Слава Богу, что отверзта дверь Слову Божию в русское слово. Но еще надобно молиться и трудиться, чтобы Господь управил дело, которое теперь идет в четыре Академии, и Бог ведает, как возвратиться к единству. Мне конечно не увидеть совершения сего дела. Господь да наставит будущих. Хорошо ли, что вы хотите уволить врача без прошения его? И тех, которых увольняют от службы за непорядки, увольняют по прошению, кроме случаев особенной важности. Он кажется хотел бы продолжить службу у нас, пока Лепешкины развяжут с своим нынешним врачом, и откроют ему, Брызгалову, место у себя. Для нас это конечно не лучше: но хорошо было бы разстаться с ним без оскорбления. Отвечайте мне. До ответа я удержусь от решения дела. Разсуждения ваши о перенесении икон не разрешают дела о иконе, которая нужна для крестного хода 1-го Августа, потом 19-го Августа, потом 27-го Августа, потом дважды в октябре, и в Августе для вс      тречи Высочайших особ. Впрочем поищем времени: но близкого времени свободного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6. От Ферана до Тора 7. От Тора до монастыря Св. Екатерины 8. Указатель собственных имен Православный палестинский сборник 5-й выпуск, Том 2 выпуск 2-й 1884 г. Путешествие святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225­1237 гг. 1. Предисловие 2. Первое путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского между 1225 и 1230 гг. 3. Второе путешествие Саввы, архиепископа Сербского между 1233 и 1237 гг. 4. Первое путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского между 1225 и 1230 гг. ( по другой редакции изданной Ю. Даничичем в 1865 г.) 4.1 О путешествии в Иерусалим преосвященного. 4.2 О вхождении в святой град Иерусалим преосвященного кир Савы. 4.3 О вхождении в Витлеем преосвященного. 4.4 О шествии на святой Сион преосвященного кир Савы. 4.6 О шествии в Подгорье преосвященного. 4.7 О пришествию в дом честную праведнику Иоакима и Аны. 4.8 О вхождении в святая святых преосвященного. 4.9 О шествии в Гефсиманию преосвященного. 4.10 О шествии на гору Елеонскую преосвященного. 4.11 О шествии в Галилею преосвященного. 4.12 О шествии в Витанию преосвященного. 4.13 О шествии в постницу Господню преосвященного. 4.14 О пришествии на Иордан преосвященного. 4.15 О возвращении в святой град преосвященного. 4.16 О шествии в великую лавру святого Савы и пустынком прохождении преосвященного. 4.17 О возвращении от святого града Иерусалима преосвященного. 4.18 О шествии на гору Таворскую преосвященного. 4.19 О пришествии в Акр преосвященного. 4.20 О сстании с благоверным царем Калоянем преосвященного кир Сары. 4.21 О пристании в Святую гору корабля преосвященного и шествии в лавру Иверскую. 4.22 О пришествии в Карие преосвященного. 4.23 О пришествии в Лавру святой Богородицы Ватопедской преосвященного. 4.24 О пришествии преосвященного в лавру святой Богородицы Хилландарской. 4.25 О пришествии в град Солун, и о сстании с царем и путешествии к земли отечества преосвященного. 4.26 О пришествии в лавру святой Богородицы Студенической преосвященного. 5. Второе путешествие Саввы, архиепископа Сербского между 1233 и 1237 гг. (по другой редакции изданной Ю. Даничичем в 1865 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

В следующем, 1598 году человек короля Ян Кошиц вместе с киевским возным Лаврентием Толочко и двумя шляхтичами, прибыв к Лавре, нашел монастырские ворота запертыми и у ворот несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и слуг монастырских. Тотчас вышли и монахи и на предложение Кошица впустить его в Лавру для передачи ее Рагозе отвечали: «Знаем, зачем ты приехал и какие имеешь листы от короля; тех листов и слышать, и видеть не хотим и монастырь наш крепко охранять будем. Король ничего не имеет до нас, и мы не должны его слушать, так как он нарушает наши права и вольности». Кошиц старался склонить монахов к уступчивости, но они остались непреклонными. По кончине архимандрита Никифора (Тура) в 1599 году, король Сигизмунд и униатский владыка Ипатий (Потей) несколько раз пытались прибрать к рукам Киево-Печерскую Лавру, но братия, поддержанная воеводой киевским, князем Константином Константиновичем Острожским, смогла отстоять свое право свободного выбора настоятеля. В 1605 году, наконец, был избран преемник архимандрита Никифора – архимандрит Елисей (Плетенецкий). Это был очень деятельный настоятель; он не только защищал Лавру и другие обители и их владения от нападения униатов, но и в 1614 году основал в Киево-Печерской Лавре типографию. В 1616 году типография Киево-Печерской Лавры выпустила свою первую книгу «Часослов». В 1619 году в типографии Лавры вышла вторая книга «Анфологион» – избранная Минея на весь год. В 1620 году православные, собравшиеся со всех областей Речи Посполитой в Киево-Печерскую Лавру на праздник Успения Божией Матери просили Иерусалимского Патриарха Феофана, бывшего проездом на Украине, восстановить православную иерархию, разрушенную унией. В результате митрополитом Киевским был поставлен Иов (Борецкий). Польский король Сигизмунд III, рьяно поддерживавший унию, так и не признал восстановленную православную иерархию. Под покровительством короля продолжились и нападения униатов на Киево-Печерскую Лавру. В 1624 году скончался печерский архимандрит Елисей, его преемником стал архимандрит Захария (Копыстенский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– «Что тут пишется? Согласен, к исполнению, утверждается». Ректор пригласил на экзамен и получил в ответ: «некогда мне у вас учиться». Спросил, как делал митрополит Филарет. Ректору сказал, что не замедлит явиться начальству в Лавре 90 ». Действительно, скоро и приехал новый владыка в Сергиеву Лавру, а прибыв в Лавру, не мог не посетить и находящуюся в стенах её Московскую духовную академию. Именно, он прибыл в Лавру 31 мая и в тот же день, после обычной встречи его монастырскими властями, в настоятельских (митрополичьих) покоях принимал, в числе прочих, старших представителей академии; а 1 июня, после панихиды на гробе своего предшественника, в теперешней Филаретовской церкви, посетил и самую академию. Это посещение академии, по прибытии митрополита в Лавру, помянутый выше профессор П.С. Казанский описывает так: «В пятницу 91 , в 7 часов вечера, приехал в Лавру митрополит. Мы представлялись в его комнатах. Ректор сказал речь: «В обители преподобного Сергия соединились и училище, и иночество. Тебе вверено руководство того и другого, – проповеднику Евангелия и доблестнейшему архипастырю. Руководи нас и не лишай того расположения, каким удостаивал нас почивший 92 ». В ответ митрополит ничего не сказал 93 . После благословения одною рукой каждого, воздвигнул благословение обеих рук на всех, и все пошли. В субботу 94 , в 10 часов, приехал в академию, проведён в залу, где собирались наставники и студенты. Был в библиотеке и что-то вспомнил о Тишендорфовской Библии 95 ; был в столовой и в номерах, спросил некоторых студентов о фамилии и после сказала, что он имеет особый навык по физиономии узнавать способности людей. При прощании, обратив внимание. На мою седую бороду, спросил: «верно давно служите?» – Я сказал, прибавив, что я товарищ Мисаилу 96 . Спросил о нём, и когда я сказал, что он болен, то изрёк: «по болезни я расстался с ним, а то разве расстался бы 97 ». За тем в воспоминаниях П.С. Казанского читаем: «Слухи есть, что митрополит думал, что его немедленно вызовут в Питер, и тут он объяснится, чем он может заниматься, и чем не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010