56 Соловьев. Ист. России. I, V, 1461–1476. П. С. Р. Л. VIII, 238–240 и др. А. З. Рос. I, 109, 139, 179, 180, 187, 188, 192. Списки волостей см. у Соловьева I, V, 1476. Несколько позже по всему протяжению степной границы Речи Посполитой растянулись укрепленные замки, задерживавшие русское вторжение – таковы Каменец, Бар, Хмельников, Брацлав, Винница, Житомир, Киев, Овруч, Любеч, Корсунь, Богуслав, Белая церковь , Остер, Канев, Черкасы, Переяславль и др. (Д. И. Багалей – История Колонизации... I, 137. 58 Соловьев. История России I, 1498, 1647. Ср. Собран. Госуд. грам. и договор. I, 130–134 135–141 – грамоты, определяющие границы дач кн. Юрия. 59 П. Собр. Р. Л. VIII, 239. Никонов. летоп. VI, 162. Ср. Акт. Зап. Р. I, 167–168, II 10. Макарий. Истор. Русск. Церкв. VI, 348. 60 П. С. Р. Л. IV, 290; VI, 255–257; VIII, 255–259. Никон. лет. VI, 201; Акт. Зап. Р. II, 201. Стоглав. VI, гл. стр. 79. Казань. Соловьев. Ист. Рос. I. V, 1612. Макарий. Ист. Рос. Цер. VI, 349, 152. Ист.–стат. описан. Смоленск. епарх. 7. Труды Киев. Дух. Ак. 1860 г. ч. II стр. 200: «Черниговские иерархи». 61 Ак. Зап. Р. II, 92, 201.– Полоцкий епископ Симеон в 1540 г. называется полоцким, витебским и мстиславльским. По духовной грамоте Ивана III Мстиславль значится в числе московских городов, отданных старшему сыну Василию (Соловьев. Истор. Рос. I, V, 1498–1612) Смоленские епископы до вторичного взятия Смоленска поляками в 1611 г. именовались смоленскими и брянскими (Собр. Гос. гр. и догов. I, 200, II, 58, 59; Ак. Эксп. I, 331.) Когда по Деулинскому перемирию в 1618 г. северская сторона перешла от России к Польше, то церкви чернигово-северской стороны могли быть отданы в ведение смоленского епископа, названного смоленским и черниговским (Строев – списки – 591) и бывшего в ведении киевского митрополита. К нему же, быть может, переходила остававшаяся после 1500 г. за Литвой часть прежней Черниговской епархии, остерская сторона с Нежином и Кролевцом (А. З. Р. IV, 276, 277. Труд. Киевск. Дух. Акад. 1860 г. II, 201), а Брянск, Карачев, Севск и Камарицкая область, удержавшиеся за Россией после Деулинского перемирия, вошли в состав патриаршей области (Собр. Гос. гр. и Догов. III, 71 стр. 275. Ак. Эксп. III, 164 стр. 203. Соловьев. Истор. Рос, II, IX, 1146). Амвросий не совсем точно выражается, когда говорит, что «за сии 200 лет (с 1465–1653 г.) Черниговская епархия принадлежала к Смоленской, как видно из надписей архиереев Смоленских (Истор. Иерархии, I, 152). Только один Исаия Копинский, почти не занимавший смоленскую кафедру, назван «и черниговским» в 1628 г.; остальные назывались сначала «и брянскими», а потом «и дорогобужскими» (там же 163 Ср. Строев. списки 531). При этом самая смоленская иерархия была очень непостоянной и ей могла принадлежать только часть старой Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава 3, прим. 66–67; о польской практике перекрещивания православных говорилось на Констанцком соборе в 1417 году, но никаких мер по этому поводу принято не было. Однако практика перекрещивания была осуждена буллой «Altitude divini consilii» папы Александра VI в 1501 году (ср. 18, с. 82–83). 703 63, с. 201–202; см. также 48, с. 22–23. 704 237. стлб. 153. 705 237, с. 159. О переговорах и роли Киприана см.: 202, с. 189–195. Русский летописец в удивительно обыденном тоне сообщает, что София «добрый правь име отиевь, не сыта бе блуда». (247, стлб. 445). 706 О Витовте см., в частности: А. Барбашев, «Витовт и его политика до Грюнвальдской битвы (1410)», СПб., 1883; ср. 142,; 38, с. 223–229; 63, с. 201–231. 707 247, стлб. 445; 217, с. 124–125; 201, с. 302–306. 708 См. гл. 4. 709 Эта практика подробно описана в случае с избранием Иоанна в 1388 году, перед его посвящением митрополитом Пименом: 218, с. 381–382. 710 Синодальный акт не сохранился, но упоминается в 217, с. 124. 711 Подробности о соглашении с немцами и конфликте с Киприаном: 218, с. 384–385; 217, с. 126–127. 712 102, II, 178. 713 О поездках Михаила Вифлеемского на Русь см.: 128, с. 127–128; 133, с. 26–43; об Алексии Аароне см. 178, с. I. О титуле Аарона — снкеСос — см. 188, с. 143–145 (там же ссылки на предшествующую литературу). Инструкции патриарха Михаилу (102, II, 171–172) дают важные сведения о порядке веления официальных документов в поздней Византии (см.: И. Медведев, «Ревизия византийских документов на Руси в конце XIV века», Вспомогательные исторические дисциплины, VII, Ленинград, 1976, с. 289–297). 714 102, II, 181–187 (первое письмо), II, 177–180 (второе письмо). Первое письмо (сентябрь 1393 г.) было уже подписано, когда прибыл новгородский посол Кирилл: его аргументы потребовали составления второго письма (ср.: А. Павлов, 236, доп., стлб. 253–254). 715 218, с. 385–386; 217, с. 155. 716 218, с. 387. 717 Ср. 201, с. 318–319, 394–395. 718 102, II, 192–194. E. E. Голубинский считает эти притязания Киприана совершенно несообразными (201, с. 321). Однако оригинал синодальных текстов 1382 г. и 1389 г. не сохранился и только описывается в 102, II, 137–138. Это описание подчеркивает, что Дионисий рассматривал эти два города как «часть своей епископии», что он получил документ (γρμμα) об этом от Нила и что те же права были даны Евфросину по грамоте (σιγλλιον) Антония, в которой Евфросин был назван «архиепископом Суздальским, Нижнего Новгорода и Городца». О точном значении терминов γρμμα и σιγλλιο " см.; 27, с. 181–203. 719

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

– Клин, 2001. С. 47–48. 284 См.: Асмус В., прот. Учение о Таинствах в греческих и русских догматических системах XIII – 1-й пол. XX в.//V Международная богословская конференция РПЦ «Православное учение о церковных Таинствах». – М., 13–16 ноября 2007. – www.theolcom.ru 287 Флоровский Г., прот. О последних вещах и последних событиях//Догмат и история. – М., 1998. С. 446. 289 В отношении группы Крови Христа Спасителя следует вспомнить исследование учёными известного ланчанского феномена. Поскольку в Ланчано евхаристические Тело и Кровь представлены не под видами хлеба и вина, а именно в виде Плоти и Крови, учёным удалось определить группу Крови Спасителя – группа АБ. См. об этом в пункте: «Свидетельства Божий». 300 Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. ТСЛ, 1995. С.180–181. 302 Цит. по: Лосский В.Н. Догматическое богословие//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М. 1991. С. 225. 317 Большое внимание этому вопросу уделяет, в частности, авторитетнейший православный автор, святитель Игнатий (Брянчанинов) , глубочайший знаток святоотеческого Предания и искусный делатель опытного богословия, проистекающего из боговидения. 319 Сам Флоренский приводит в этой связи латинскую пословицу: «Dicitur ad narrandum, non ad probandum» – «говорится для того, чтобы рассказать, а не доказать» (Там же. С 396, 657). 320 В исключительных случаях (Ланчанское чудо) нечто вразумительное в отношении Евхаристии могут сказать и эти эмпирические науки. 327 Афанасий Великий , свт. На ариан слово второе, п. 19//Творения: В 4-х ч. – М., 1994. Ч. II. С. 287. Этот текст упоминается на V Вселенском Соборе. См.: Деяния Вселенских Соборов. В 4х т. T. III. – СПб., 1996. С. 510. 328 Афанасий Великий , свт. К тому же Серапиону послание второе. Против утверждающих, что Сын есть тварь. П. 5//Творения. Ч. III. С. 54. Святитель говорит о «естестве солнца» (Из бесед на Евангелие от Матфея. Гл. 12//Творения. Репринт. М., 1994. T. IV. С. 441), о «сущности всех вод» (Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во Плоти, п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Сиро-яковитская община за это же время увеличилась со 119 до 180 чел. Несториане в течении XVII века постепенно исчезли. Пребывала в упадке и эфиопская колония. 457 Католики (монахи францисканского ордена) имели монастырь на горе Сион за городскими стенами. Около 1562 г. (по другим данным, в 1551/2 г.) по повелению султана «франки» были выселены оттуда, а монастырь с окружающими его владениями передан некоему суфийскому шейху. Латиняне купили один из грузинских монастырей внутри города и перебрались туда. 458 Османские источники конца XVII века фиксируют в Иерусалиме 12 католических семейств (54 чел.), главным образом арабского происхождения, вифлеемских переселенцев. Наряду с католиками латинского обряда, в Св. граде была представлена еще одна католическая община – марониты (166 чел. в конце XVII века). 459 Среди православных выделялись достаточно обособленные группы грузинских и сербских монахов, имевших в Иерусалиме и округе свои монастыри. (О сербском и грузинском присутствии в Св. земле см. подробнее гл. IV и V.) Мусульманский автор аль-Улайми (ум. в 1520 г.) насчитывал в Иерусалиме около 20 церквей и монастырей. Паломники XVI–XVII вв. упоминают 17–18 только православных обителей. 460 Внутри главной христианской святыни – храма Гроба Господня – почти все упомянутые этно-конфессиональные группы имели свои приделы и часовни, вели ожесточенную борьбу за обладание теми или иными Св. местами. 461 Монахи разных исповеданий, сменяясь, постоянно жили на своих участках храма, там пребывало, по русским свидетельствам середины XVII века, 5–8 православных, 12 «фрягов», 6 армян, по двое коптов, эфиопов и несториан. 462 Общую численность православного духовенства Иерусалима установить достаточно сложно. О монашестве далее будет сказано отдельно, что же касается белого духовенства, то Арсений Суханов отмечал на одном из богослужений осенью 1651 г. 7 священников и диакона, а Григорович-Барский на архиерейских богослужениях в Великий Пост 1727 г. насчитывал до 30–50 священников и 10 диаконов, хотя в это число, конечно, входили иереи-паломники, иеромонахи окрестных монастырей и священники из сел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

162 Преступницею стать – сей жребий пал Медее, но к добродетели рвалась она душой (франц.). – Ред. 166 Ах, какой жребий готовит мне этот варвар! Меня ждет смерть! Меня ждет смерть! (франц.). – Ред. 171 Hotel есть наемный дом, где вы, кроме комнаты и услуги, ничего не имеете. Кофе и чай приносят вам из ближайшего кофейного дома, а обед – из трактира. 172 Ресторатёрами называются в Париже лучшие трактирщики, у которых можно обедать. Вам подадут роспись всем блюдам, с означением их цены; выбрав что угодно, обедаете на маленьком особливом столике. 176 Там, в зале Академии художеств, видел я четыре славные Лебрюневы картины: сражения Александра Великого. 177 Кардинальский дворец. Непереводимая игра слов: cardinal означает и «кардинальский» и «основной», «главный» (франц.). – Ред. 178 Анахарсис, приехав в Афины, нашел Платона в Академия, «il me recut, – говорит молодой скиф, – avec autant de politesse que de simplicite, et me fit un si bel eloge du Philosophe Anacharsis, dont je descends; que je rougissois de porter le meme nom». – «Anach.», vol. 2., ch. VII. (Он принял меня в равной мере вежливо и просто и так отменно похвалил моего предка философа Анахарсиса, что я покраснел, оттого что ношу то же имя («Путешествие молодого Анахарсиса», т. II, гл. 7) (франц.). – Ред.) 180 То есть; «Его, может быть, по справедливости не хотят назвать великим умом, ибо он, желая образовать народ свой, только что подражал другим народам». 181 Несомненно, русские стали бы такими, какими мы видим их сейчас, даже если бы Петр не царствовал (франц.). – Ред. 185 Остроумный Ривароль давно обещает новый философический словарь языка своего, но чрезмерная леность, как сказывают, мешает ему исполнить обещание. 191 Ну, тогда вези меня на улицу Трюандери! – В добрый час! Вы, иностранцы, говорите то, что нужно, лишь в самом конце фразы (франц.). – Ред. 195 Спрашивается, как она узнала его? Может быть, имея тонкое обоняние, почувствовала на нем кровь господина своего. 198 Миньйо – этим сказано все: в целом мире ни один отравитель никогда лучше не знал своего ремесла (франц.). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

171. Требник. Последование исповеди. 172. Требник. Последование исповеди. 173. Ин. 10. 10. 174.  …даром (Рим. 3. 24). 175.  …когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6. 16). 176. Мф. 6. 1, 2, 5, 16. 177.  Мерзость всякий надменный сердцем (Притч. 16. 5). 178.  Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6. 1, 2, 5, 16–18). 179.  Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси (Господу Богу твоему) соль (Лев. 2. 13). 180. Преподобный Кассиан Римлянин. «О восьми страстных помыслах»; Святого Иоанна Лествичника Слово 22. «О тщеславии». 181.  …небеса нечисты (Иов. 15. 15). 182.  …не таков, как прочие люди (Лк. 18. 11). 183. Великий Варсонофий, по ссылке Ксанфопулов, гл. 25. Добротолюбие. Ч. 2. 184. Лествица. Слово 4. 185.  …теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 5, 6). 186.  …тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6. 19). 187. Преподобного Макария Великого Слово 4, глава 3. 188.  …где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17. 37). 189. 1 Кор. 15. 51, 52; 1 Сол. 4. 15, 16. …и так всегда с Господом (1 Сол. 4. 17). 190.  …в тлении… в нетлении… в славе… в силе (1 Кор. 15. 42–44). 191.  …все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

172 Многоженство в Ветхом Завете было допущено, по взгляду Августина, по естественно-социальным соображениям: «ratio naturalis vel socialis admittit» (de bono conjug., с. 17 § 20//M. T. 6. Col. 387), «gentes illius societas sinebat» (там же) — При многоженстве, однако, не допускалось в Ветхом Завете многомужство, потому что многомужство физиологически не есть необходимое условие для многочадия, оно не оправдывается ни нравственными, ни социальными соображениями (De bono conjug., с. 17 § 20//M. T. 6. Col. 397). 173 Что служение Богу в девственном состоянии не исчерпывалось одним только сохранением естественных даров физического целомудрия, что потеря этого последнего не исключала возможности состояния «посвященной Богу девственности, — это доказывается уже тем фактом, что и состояние вдовства, посвященного Богу, в миросозерцании отцов точно также мыслилось «девством о Господе». См. у блж. Августина (в сочинении De bono viduitatis) и у свт. Амвросия Медиоланского (De viduis). 174 Свт. Григорий Богослов. Слово 37. Т. 3. С. 223–224. 175 Aug. De bono viduit. с. 9 § 12//M. T. 6. Col. 437–438. — Запрещение вступать в брак тому, кто дал обет девства, было строго узаконено и древне-каноническими постановлениями. «Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступати в брак. Аще ли обретутся творящии сие, да будут лишены общения церковного» (4 Всел. Соб. пр. 16). 176 Aug. De bono viluit., с. 11//M. T. 6. Col. 439. — «Монах, обличенный в любодеянии или поемлющий жену в общение брака и сожитие, подлежит по правилам, епитимии блудодействующих» (6 Всел. Соб. Пр. 44). Падение девы приравнивается к прелюбодеянию (Свт. Василий Великий. Пр. 60) и наказывается епитимией, налагаемой на двоебрачных (Анкирск. Соб. Пр. 19); ср. 4 Всел. Соб. Пр. 16. 177 Aug. De bono vid., с. 11//M. T. 6. Col. 439. 178 Aug. De bono vid., с. 20, col. 447. 179 Свт. Григорий Богослов. Советы девственникам. Т. 5. С. 94. 180 Aug. De bono conjug., с. 10//M. T. 6. Col. 381. 181 Aug. De sancta virg., с. 9 § 9//M. T. 6. Col. 460; ср. Амвросия «О вдовицах» гл. 11, § 71, р. п. 99–100.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

N. Lambronense sulla Liturgia Armena. Venezia, 1851; Froidevaux L. M. Grigoris Arsarouni Commentaire du lectionnaire//Bibliotheca Armeniaca. Venezia, 1975. T. 1; Domini Johannis Ozniensis philosophi Armeniorum Catholici opera/Transl. J. B. Aucher. Venetia, 1834. P. 41-43, 180-223, 236-249. Исторические источники: Себеос. История. Гл. 33-34// Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 75-76; Анастас Вардапет. Об армянских монастырях в Иерусалиме//Там же. С. 94-96. Лит.: Гермоген (Добронравин), еп. Богослужение Церкви Армянской//ДБ. 1859. 33. С. 207-215; 34. С. 235-249; 36. С. 303-315; 39. С. 420-430; N è ve F. De l " invocation du Saint-Esprit dans la liturgie arménienne. Louvain, 1862; idem. La transfiguration dans l " office des Arméniens//Revue catholique de Louvain.1884. T. 8. P. 510-527; Троицкий А. Изложение веры Церкви Армянской...: Ист.-догмат. исслед. СПб., 1875; Catergian J. Die Liturgien bei den Armeniern: Fünfzehn Texte und Untersuchungen/Hrsg. v. J. Dashian. W., 1897; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 393; Girard D. M. Les ‘madag " ou sacrifices arméniens//ROC. 1902. T. 7. P. 410-422; Conybeare F. C. The Survival of Animal Sacrifices inside the Christian Church//AJTh. 1903. Vol. 7. P. 62-90; Кекелидзе. Литургические груз. памятники; Тер-Ованесьянц И. , свящ. Армяно-григорианский календарь на 1909 г. Ставрополь, 1908; Скабалланович. Типикон. С. 333-335, 361; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 23-25; Brightmann F. Rituale Armenorum//JThSt. 1910/1911. Vol. 12. P. 308-332; Ferhat P. Eine dem hl. Gregor von Nazianz zugeschriebene Liturgie//Oriens Chr. N. S. 1911. Bd. 1. S. 204-214; idem. Die angebliche Liturgie des hl. Katholikos Sahak//Ibid. N. S. 1913. Bd. 3. S. 16-31; Малахия Орманиан, патр. Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее/Пер. с франц. Б. Рунт. М., 1913. С. 104-171; Baumstark A. Die armenische Rezension der Jakobus-liturgie//Oriens Chr. N.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Не этим холодным и пассивным отношением к человечеству, а деятельным и самоотверженным ему служением человек готовит то последнее, заключительное явление Богочеловечества, которое завершает всемирную историю. Таким образом, мысль о близости конца не обесценивает относительных ценностей, а только заставляет думать об их подчиненном значении. Мысль о Христе–Богочеловеке, грядущем в мир, не есть отрицание мирового процесса во времени, а осуществление его основного стремления, откровение его вечного смысла. Этот всеединый смысл объемлет в себе и вечное и временное, и безусловное и относительное. Об этом свидетельствует молитва Господня, которая просит Отца Небесного и о пришествии Царствия Божия и о даровании хлеба насущного.   notes Примечания 1 Более подробное развитие и обоснование мыслей, изложенных в настоящем введении, читатель найдет в моей книге «Метафизические предположения познания» (Москва, 1917, книгоизд. «Путь»). 2 Метафизич. предположения познания, стр. 35. 3 Ср. об этом Erwin Rohde, Psyche, т. I, стр. 68 — 110. (III Aufl). 4 Rohde, цит. соч., т. I, стр. 300. 5 Rohde, цит. соч., т. II, стр. 10. 6 Deussen, Das System der Vedanta, 18. 7 Там же, 107. 8 Ibid., 91. 9 Ibid., 137. 10 Ibid., 84. 11 См. мою брошюру «Умозрение в красках» (Москва. 1915, изд. И. Д. Сытина, стр.29). 12 Два мира в древнерусской иконописи (Москва 1916, книгоизд. «Путь», стр. 9—10). 13 Подробное обоснование этой мысли см. в моем соч. «Метафизические предположения познании». Москва, 1917, книгоизд. «Путь». 14 См. мое соч. Метафизические предположения познания, стр. 174—180. 15 «Метафиз. предположения познания», стр. 50. 16 Ср. гл. I, II и заключение моей работы — «Метафизич. предположения познания». 17 Ср. мое соч. — «Метафизич. предположения познания». 18 Блажен грех, заслуживший такого Искупителя. 19 «Религиозно–обществ. идеал зап. христианства в V веке», Москва, 1892, стр. 91 — 92. 20 Кроме введения к настоящему соч. ср. мою книгу Метафизические предположения познания. 21 См. мое соч. «Миросозерцание В. С. Соловьева», т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Письмо полковника Самойловича своему отцу гетману см.: Лилеев М.И. Новые материалы... С. 40. Лилеев М.И. Из истории раскола...; Алексеев И. Указ. соч. С. 437; Христианское чтение. 1895. Т. II. С. 395. СГГД. Т. IV. 160; ДАИ. Т. X. 55, 59; ПСЗ. Т. II. 1002, 1053. Алексеев И. Указ. соч. С. 437, 442. Там же. С. 443. Житие Геннадия, рукопись Публичной библиотеки. О. XVII. Лл. 48, 174, 176; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 169; Дружинин В.Г. Раскол на Дону… С. 239. Журавлев А.И. Указ. соч. С. 212; Мельников П.И. Указ. соч. С. 76; Лилеев М.И. Из истории раскола... С. 152. Алексеев И. Указ. соч. С. 433. Журавлев А.И. Указ. соч. С. 212. См. гл. 31, 32 этой книги. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 130. Это была “Кормчая Книга”, изд. в 1650 году при патриархе Иосифе. См.: Зернова А.С. Указ. соч. С. 222; uek Ivan. Kormaja Kniga. Roma, 1964. S. 53—55; ср.: Барсов Т.В. О правилах карфагенского собора//Христианское чтение. 1879. Т. I. С. 215. Аввакум. Сочинения... С. 943. Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 610—620; Алексеев И. Указ. соч. С. 23; Журавлев А.И. Указ. соч. С. 210—218; Александр Б. Указ. соч. Т. II. С. 180—183, 273, 295, 302. Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. М., 1875. С. 108 (“Сказание”, видимо, было составлено на Керженце в середине XVIII века). Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 50 и сл.; Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 27—28; Православный собеседник. 1877. Т. I. С. 32. Мельников П.И. Полное собр. соч. Т. VII. С. 29. Смирнов П.С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Õристианское чтение. 1906. VII; Христианское чтение. 1909. С. 32. Журавлев А.И. Указ. соч. С. 182—184; Макарий (Булгаков). История русского раскола. С. 301; Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 50—51. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. С. 146; Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 50—81; Курносый Иона. История о бегствующем священстве//Есипов Г.В. Указ. соч. Т. II. С. 182—184.

http://sedmitza.ru/lib/text/439574/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010