Каждый, наверное, встречал совсем пожилых людей. Дедушек или бабушек, которые уже с трудом передвигаются, иногда заговариваются, плохо помнят дела двух-трехдневной давности, но до мельчайших подробностей могут описать события своей молодости. Многие из них давно потеряли все зубы и могут питаться только бульончиком и кашкой, а говорят немного «шамкая». Такие старички есть в каждом многоэтажном доме, а в деревнях их большинство. В основном они добрейшие люди, потому что пережили тяжелое послевоенное время, многие из них испытали на себе, что такое настоящий голод и холод. Поэтому им жалко всех людей, а особенно своих детей и внуков, которые крутятся с утра до ночи в этом, чужом для них, мире компьютерных технологий и сверхзвуковых скоростей. Как относимся мы к ним? В общем неплохо. Уважаем, помним, в какое время они жили, стараемся не грубить им и не беспокоить лишний раз. Советы их, конечно, слушаем вполуха, хотя не показываем этого. Да и как иначе – что они могут понять в современной жизни? Они от нее безнадежно отстали во всех отношениях. Вот такой бабушкой на завалинке представляется большинству людей Православная Церковь Вот такой бабушкой на завалинке, которая еще дышит и ходит, говорит и чувствует, но уже мало чем может помочь в важном деле, представляется большинству людей Православная Церковь. Она многое пережила, многое помнит и может рассказать, только вот вряд ли в современном мире она что-нибудь понимает и в чем-нибудь разбирается. В общем-то она неплохая, по-своему добрая, жалко ей всех, а особенно своих чад по вере, которые поработили себя суете до последней черты. О чем-то она еще, шамкая, говорит, да вот слушают ее почти даже и не вполуха, что с нее взять-то? Конечно, большинство (даже неверующих людей) ее уважает, но только как музейный экспонат. Лучше его не трогать, а то еще рассыплется от ветхости. Иногда, конечно, эта милая «старушка-церковь» позволяет себе нечто совсем несуразное. Вдруг, когда почти все уже начинают думать, что «пациент скорее мертв, чем жив», «старуха» может вдруг такое ляпнуть по актуальному вопросу, что сомнений не остается: очевидный старческий маразм. То про однополые браки тирадой разразится, не понимая, что любовь бывает «разная», то про эвтаназию и аборты , не умея отличить, где «истинное» милосердие, а то и вообще… только тс-с… про политику что-нибудь скажет.

http://pravoslavie.ru/74826.html

Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки.   Будем готовиться к жизни иной   —Геронда, один юноша исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они… — Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. “Я несправедливо обижен, — говорит человек, — другие радуются, а я нет”. Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: “Почему я такой, а он такой?” Но ведь у тебя есть одно, а у него другое. Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: “Увидела лягушка буйвола и сказала: “Я тоже хочу стать буйволом!” Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!” Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец. Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки. Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любо-честный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин.

http://pravmir.ru/o-glubochajshem-smysle...

Мы сами питаем омерзение к монаху-плотоугоднику, напивающемуся и наедающемуся, жадному, торгующему святыней, копящему деньги, зашивающему их в клобук, жестокосердому и, если верно одно недавнее известие, убивающему жестокими побоями десятилетнего мальчика за шалость в школе. Цифра 1155 р. для содержания монаха по-нашему неприлично и возмутительно велика. (Заметим еще раз, что она средняя и что, конечно, есть в России весьма бедные монахи, и даже, может быть, большинство.) И при всем том мы никогда не согласимся с выражением автора, что содержание монаха «обходится государству» в такую-то сумму. Монах «обходится» не государству в такую-то сумму, а народу, и народ жертвует эту огромную сумму (почти 8 милл. по расчету автора) на монастыри сам, добровольно, и никогда даяние его не бывало более добровольным. Сказав это, представим еще другое соображение: ведь эти богатства, раз приобретенные, становятся собственностию приобревших, и какое бы нам было дело до того, как тратится эта собственность, поскольку именно приходится на каждого собственника, по скольку на сбережения, на откладываемые и накопляемые впредь капиталы? Ведь это собственность частных лиц; не считаем же мы, как такой-то и такой-то барин, купец, крестьянин употребляют свое имущество, не заглядываем к ним на кухню, не считаем куски, не тревожимся о том, что именно они в рот несут... Вот то-то и есть, что тут поневоле приходит другая мысль: «Священное сословие должно и держать себя в святости, не плотоугодничать, не копить, подавать пример воздержания, нищеты даже, и что если всё происходит обратно, то теряется цель, польза и сердце возмущается при виде столь жирно награждаемой праздности, невоздержности и проч. и проч.». Статья именно наводит на такую мысль, и, без сомнения, в том ее главная цель. И прекрасно бы. Ведь уж как бы желательно, чтобы святые отцы, вместо того чтобы копить и так малодушно заботиться о своей обеспеченности, продолжали бы, и получая богатства, жить в прежней нищете и воздержности, приличной монаху, подавать собою святой пример беспрерывно, гореть сердцами ко господу, а на огромные получаемые суммы приносить пользу ближнему, благодетельствовать всему округу, в котором расположен монастырь; питать голодных в голодные годы, учить детей, делиться с неимущими священниками, – быть, одним словом, премудрыми и чистыми сердцем, посредниками между подающими лепты от горячего сердца своего и нуждающимися, обремененными. Какой был бы, кажется, подвиг, как бы это было светло, прекрасно, премудро!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Протоиерей Николай Соколов: О вере в советские годы, искушениях городского жителя и дне, прожитом не по лжи (+Видео) Мы такие же, как и были наши предки: и Адам, и Ева, и Каин, и Авель, и Давид-царь, да и все. Человек не меняется, абсолютно не меняется, он такой, как Господь его создал. Мы можем быть очень начитанными, эрудированными, но суть-то остается та же самая: перед Богом мы стоим обнаженными от Его благодати. 19 марта, 2013 Мы такие же, как и были наши предки: и Адам, и Ева, и Каин, и Авель, и Давид-царь, да и все. Человек не меняется, абсолютно не меняется, он такой, как Господь его создал. Мы можем быть очень начитанными, эрудированными, но суть-то остается та же самая: перед Богом мы стоим обнаженными от Его благодати. Предлагаем вашему вниманию беседу настоятеля храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерея Николая Соколова с прихожанами о Великом посте и жизни в Церкви. Канун праздников всегда связан с ожиданием, с какими-то моментами, которые еще не изведаны, но желаемы и неизбежны. Может быть, кто-то и не хотел бы, но мы все к чему-то идем. Движение — жизнь, жизнь оканчивается когда то, и самый важный момент человека — это переход в вечность. С момента нашего первого вздоха мы уже движемся к этому кануну вечности, и церковные дни нас в какой-то момент соединяют с той вечностью, к которой мы идем. Да, Господь милостью своей даст нам еще пожить, может быть, и год, и два, может быть, больше гораздо кому Господь даст. Мы же и страдаем, и мучаемся, переживаем. Иногда смерть внезапно наступает. Но, тем не менее, мы к этому идем. И в церковном понимании мы все находимся накануне, перед Богом стоящие, ибо никто не знает своего дня и часа, один Господь — сердцеведец. Измерить в себе любовь Для чего мы приходим в храм? Чтобы открыть сердце Богу. Для чего мы общаемся друг с другом? Чтобы быть ближе друг к другу, а если друг к другу ближе, то и к Богу ближе. Если я вас не люблю, как я могу Бога любить? Если я не переживаю за каждого из вас, а вы, надеюсь, хоть немножко за меня, то как мы можем сказать: «Господи, Ты же нас любишь. Где же любовь? В чем она проявляется?».

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-sok...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Если человек невоцерковленный и некрещеный, Библию и Евангелие не читал, в церковь ходил лишь несколько раз в жизни в детстве с бабушкой, но как то через свой собственный опыт, через свои ошибки, через мирскую жизнь, пришел к тому что стал бескорыстно помогать людям, незлобный, искренне улыбается окружающим, чувствует искреннее сострадание из сердца даже к тем к кому в обществе это не принято проявлять. Потерял свою гордыню и жадность. Какое будет мнение церкви о таком человеке? Похожие вопросы 4 Ответа Церковь — это корабль спасения. Посадка на него — дело добровольное и от личных качеств человека зависит ровно настолько, насколько они ведут его к кораблю. Билет на корабль — крещение. А вот когда куплен билет и произведена посадка, то самое время проявить свои добрые качества. Того глядишь, кого-то за руку с собой ухватить получится. А разве такой человек такой своей жизнью и приобретя такие душевные качества уже не спасся? Ведь многие из крещеных и воцерковленных людей не обладают такими качествами, неужели они спасутся а этот человек нет? Спасение невозможно без Христа. Если человеку не интересен Христос, то о каком спасении речь? То есть получается что 6 млрд не христиан на Земле не спасутся какими бы они душевными качествами не обладали? А никто не говорил, что спасутся все. И еще раз повторюсь — никакие душевные качества к спасению отношения не имеют. Спасение — это чисто христианское понятие, оно не возможно без Христа. Было бы очень странно говорить о спасении атеиста, который вообще в Бога не верит, или язычника, поклоняющегося истуканам. Тоесть получается что язычник или атеист обладающий по-настоящему добрым сердцем и любящий ближних как самого себя(как говорил Христос) и готовый положить свою жизнь за своих друзей не имеет шансов на спасение,а христианин, который стремиться к спасению и соблюдает посты и возносит молитвы, но ‚например, бьющий своих детей, трусливый, и неспособный искренне любить кого то имеет? Максим, а почему как неверующий, так сразу хороший, а как христианин, так сразу плохой? К чему эти крайности? Ваша формула с явным перекосом. Молиться и поститься — это не главное, главное — любить Бога и ближнего. Если христианин этого не делает, то он не живет так, как заповедал Бог, и его личное спасение под большим вопросом. Само по себе крещение не делает человека святым, оно дает ему возможность спасения, открывает для этого путь.

http://azbyka.ru/vopros/kakovo-mnenie-ce...

Разделы портала «Азбука веры» Когда кто-то из друзей или близких путем долгих поисков, раздумий и колебаний приходит в Церковь , мы вздыхаем с облегчением: «Наконец-то!» Мы искренне радуемся за новообращенного, как можно радоваться за новобрачного. Но история взаимоотношений человека с Богом на этом не заканчивается, как не заканчивается свадьбой история двух влюбленных. Вполне возможно, что за радостью воцерковления последуют новые искушения, и человек, еще недавно воодушевленный открывшейся ему истиной, внезапно обнаружит, что истина эта ему уже не кажется абсолютной. От усталости, сомнений и разочарований в вере, в Церкви не застрахован никто. Но от нас во многом зависит то, как мы их переживаем. Расцерковившиеся Люди, ушедшие из Церкви, редко делятся с кем-то своими переживаниями. И совсем не потому, что они не переживают. С легкой душой отвернуться от того, что еще недавно было сутью твоей жизни — такое мало кому удается. Как правило, охлаждение в вере сопровождается целой палитрой чувств — от стыда до раздражения и злости. Но признаться в том, что гложет душу, человек не решается. Очевидно, не надеется на сочувствие и понимание своих собратьев по вере — тот, кто не пережил ничего подобного, вряд ли поймет, а скорее всего еще и осудит. По тем же причинам этой болью редко делятся с духовником: кризис веры воспринимается человеком как грех, причем такой грех, из которого нет выхода, а признание в нем выглядит как расписка в собственной беспомощности. «В такой ситуации люди обычно не спрашивают духовника, что делать. Они уходят, хлопая дверью», — говорит протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке. Несколько раскованнее ведет себя народ в Интернете. Здесь можно «фильтровать» собеседников, избегая того, чего не хочешь слышать. С другой стороны, есть надежда встретить единомышленников. Поэтому в сети люди позволяют себе большую откровенность. Тут-то и оказывается, что проблема кризиса веры волнует многих, что случаи отпадения от Церкви далеко не единичны. Стоит кому-то затронуть в блогах эту тему, как начинают сыпаться отзывы «разочарованных». Например, такие: «Отношусь как раз к тем лицам, которые «расцерковились»… Но никогда ни с кем об этом не говорила, так как стеснялась, что осудят. Хорошо, что затронули эту тему. Я с самого начала себя не чувствовала уютно среди прихожан на службе… Дело в том, что в московских храмах на службах страшная давка, чтобы подойти к батюшке, надо отстоять очередь. С трудом нашла церковь , в которой на службе мало народу… Но все время было ощущение, что в храме есть какая-то сложившаяся «тусовка», община, где все друг друга знают, по выходным поют в хоре и пьют чаи. И я среди них чужая. …Никак не удавалось почувствовать, что мы — «тело Христово». После этого перестала посещать богослужения, так как они стали просто мукой».

http://azbyka.ru/kuda-uhodit-vera

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) «…Ребенок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то, что ему рассказывают, на самом деле живет в них. Они, может быть, несовершенны — это ребенок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни; это дело другое. И чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснется искорка Божия…» Митрополит Сурожский Антоний О духовном воспитании ребенка Первое, что я хотел бы сказать о воспитании детей: дети — не наше будущее, дети — наше настоящее. С момента, когда они крещены, я бы сказал даже — с момента их зачатия, они уже являются полными членами Церкви Христовой. И поэтому очень большая ошибка думать, что сейчас они малые зверята, а вот когда вырастут, тогда из них люди получатся. Я говорил многим матерям и отцам, что духовное возрастание ребенка начинается во чреве матери, что постольку, поскольку мать живет во Христе, поскольку она живет чистой и молитвенной жизнью, поскольку она принимает таинства — и ребенок в этом участвует, потому что в течение всех месяцев до своего рождения ребенок — одно с матерью, их нельзя никаким образом разделить. И дальше (хотя это не мой опыт, потому что по обстоятельствам жизни я не получал никакого религиозного воспитания) мне кажется, что и после рождения очень важно, что западет в душу этого ребенка — не через умственное восприятие, а через какое-то чутье, пока он еще даже ничего не понимает. Скажем, когда мать над ним читает молитвы, когда она поет церковные песни, когда она просто поет русские песни, от которых душа начинает каким-то образом формироваться, она уже начала человеческое и духовное воспитание ребенка. То, что я сказал о светских песнях, меня поразило лет сорок тому назад. Мы начали здесь русскую школу, и была одна девочка (теперь она помощник старосты в нашем приходе, у нее собственные дети и внуки), которая все как-то не находила себя полностью. По-русски она говорила, знала, что она русская, но, как она мне потом говорила, когда она попала к нам в эту детскую школу и ее начали учить русским песням, что-то с ней случилось. Словно проснулись и задрожали в душе такие струны, которые до того спали, были мертвы, и она вдруг ожила в такой мере и до такой глубины, которой раньше не знала. Так что мне кажется, что очень важно и русские песни петь, и церковные песни петь.

http://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhski...

Слово о вере против несториан 1. Следовало бы нам, спасенным от Бога через единородного Его Сына, Которого Он отдал во искупление за нас, по слову Господню веровать в Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога и одну сущность Божества в трех ипостасях, и в то, что Слово Божие ради нашего спасения без превращения стало плотью и обитало в нас (Ин. 1:14), веровать, повинуясь священным Евангелиям, — но поскольку присеиватель плевел, воспользовавшись достойными его орудиями, смутил и потряс народ Божий, воздвиг Дух Святой защитников истины, пастырей и учителей, как светила в мире, содержащие слово жизни (Фил. 2:15—16), и чрез них путеводительствовал нас на царскую стезю. Они же учили идти средним путем, не уклоняясь ни к кажущемуся правым, ни к заведомо левому, и всеми силами следуя им, мы не впадем в заблуждение. 2. Так вот, веруем мы в Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную, единое Божество, Которому в трех ипостасях, то есть лицах, поклоняется и служит вся тварь, и в то, что единородный Сын и Слово Божие, прежде всех веков рожденный от Отца, Сам по благоволению Отчему без превращения стал плотью от Духа Святого и Девы Марии, так, что и Божество не превратилось в природу плоти (ибо Божество непревратно и неизменно), и плоть не изменилась в природу Божества (ибо Божество не может принять никакого прибавления). 3. Именно поэтому мы исповедуем в Господе нашем Иисусе Христе, едином от Святой Троицы, две природы, каждую совершенную по своему определению и сути, чтобы не вводить превращения или слияния, но одну ипостась, чтобы не привнести двоицу Сынов или четвертое лицо в Троицу, — ведь природа творит «иное», а ипостась отграничивает «иного» и лицо. Ибо если в Святой Троице, говоря о трех ипостасях Божества, мы проповедуем три лица, то тем, кто исповедует две ипостаси у Господа нашего Иисуса Христа, следовало бы вместе с тем исповедовать и два лица. 4. Итак, природа, сущность и образ означают вид, то есть общность, как Божество, человечество, ипостась же и лицо — частность и нечто существующее само по себе, например, такой-то и такой-то, в Божестве — Отец, Сын, Дух Святой, а в человечестве Петр, Павел, Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3240...

«А если бы Христос остался здесь?» Священник Александр Данилов — о смысле Вознесения Бог не дает инструкций, а ценит нашу свободу 10 июня, 2021 Бог не дает инструкций, а ценит нашу свободу Почему Христос возносится, а не остается с людьми, чтобы они уверовали в Него? Ведь если бы мы знали, что Он живет где-то рядом, в мире не было бы ни расколов, ни ересей, ни атеизма. О смысле этого праздника рассуждает священник Александр Данилов, настоятель храма святого Николая Чудотворца в городе Казань. — Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Вознесением Господа нашего Иисуса Христа. В этот праздник я хотел бы коснуться не богословской его части, которую без меня прекрасно раскроют более умные мои сослужители, нет. Я хотел бы коснуться аспекта свободы. Задумайтесь, почему Господь возносится? Причин этому много, и любой богослов вам выстроит очень четкую картину. Возможно, одна из причин — это доверие Бога к нам и наше доверие к Богу. Ведь насколько было бы удобнее, если бы Иисус Христос остался здесь. Представьте, не было бы никаких расколов, не было бы никаких ересей, никакого атеизма, все бы массово уверовали: воскресший Иисус Христос живет у нас здесь, на такой-то улице в таком-то городе, в такой-то стране. Но нет, Он возносится и обещает быть с нами. Почему? Все дело в том, что так Господь учит нас ответственности. Когда мы приходим к Богу, мы сначала чувствуем просто огромную благодать, которая наполняет нашу жизнь. Но спустя какое-то время ощущается, словно эта благодать исчезает. Вроде бы ты теперь один и Бога рядом нет, тебе тяжело. Но Господь говорит тебе: «Учись ходить. Раньше Я носил тебя на руках, а теперь учись сам». То же самое можно сказать о празднике Вознесения. Конечно, явное присутствие Христа с нами — это удобно. Но все-таки полезно ли? Господь говорит: «Будьте взрослыми. Я вам посылаю Святого Духа, и Он будет с вами. Учитесь идти рядом со Мной, учитесь доверять Мне. Учитесь использовать все те дары, которые Я вам дал и дам в будущем.  Творите свою историю. Может быть, вы даже будете ошибаться, но это будет ваша история». 

http://pravmir.ru/a-esli-by-hristos-osta...

Введение во храм Пресвятой Богородицы: кто может войти во Святая Святых? 3 декабря, 2006. Митрополит Антоний Сурожский Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения… Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения ; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения. И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал. И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010